Что такое автомобильный антифриз, чем он отличается от тосола и какой его срок службы.
Тосол — название антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. Торговая марка "Тосол" не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Название возникло так: первые 3 буквы взяли из названия отдела, где он был изготовлен: "Технология Органического Синтеза". А окончание "ол" пришло из химической промышленности и указывает на принадлежность продукции к спиртам.
В итоге появился ТОСОЛ, который предназначался для первых автомобилей ЖИГУЛЕЙ. Со временем название из аббревиатуры (ТОСОЛ) превратилось в нарицательное — так автолюбители стали называть любые охлаждающие жидкости. Не стоит поддаваться заблуждению, что для отечественных машин предназначен тосол, а для иномарок — антифриз. Тосол — это один из антифризов.
Антифризы — охлаждающие жидкости для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре. Состоят из двухатомного спирта — этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, которые химики называют ингибиторами — замедлителями коррозии. Изготовители дают им собственные имена ("Тосол", "Лена") или указывают температуру их замерзания (ОЖ-40).
СОСТАВ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
Основа — гликольно-водная смесь, от которой зависят: способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. Наиболее распространены охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).
Поэтому в охлаждающую жидкость добавляют комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.
В России охлаждающие жидкости нормируют основные показатели по ГОСТ 28084-89 "Жидкости охлаждающие незамерзающие" на основе этиленгликоля: внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионные воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет антифриза (синий или желтый) выбирает изготовитель.
Стандартов на охлаждающие жидкости много: в России это ГОСТ 28084-89 (который морально устарел), в США — ASTM D3306, D4340, D4656 и другие (они постоянно обновляются), в Англии — BS 6580, во Франции — AFNOR NFR 15-601. Они определяют характеристики антифризов: плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, влияние на резину, устойчивость в жёсткой воде — и регламентируют испытания по их проверке.
У авто производителей собственные спецификации, в которых наряду с привычными лабораторными тестами прописаны стендовые и пробеговые испытания. У АвтоВАЗа эта спецификация имеет название TTM 5.97.1172-2005, у Renault — 41-01-001/- -S Type D, у Ford — WSS-M97B44-D, у Mercedes-Benz — 325.0 или 325.3.
Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации, с дополнительными требованиями. Например, система нормативов концерна Volkswagen, которая нормирует антифризы по маркировке G11, G12, G12+, G12++ и G13. Многие химические компании и представители розничной торговли стали использовать их компактные названия для классификации охлаждающей жидкости.
СРОК СЛУЖБЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля.
Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычно антифриз нужно менять раз в 2-3 года. На современных автомобилях срок замены антифриза может составлять более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика замены антифриза, залитого в новую машину. А АвтоВАЗ указывает замену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. Далее перечислим признаки, когда охлаждающая жидкость стареет раньше, при этом:
1.образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой же возможности;
2.антифриз становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.
МОЖНО ЛИ СМЕШИВАТЬ АНТИФРИЗ РАЗНЫХ МАРОК?
Антифриза в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения из него воды или при утечках (негерметичности системы). В первом случае нужно доливать дистиллированную, а если ее нет — прокипяченную (около 30 мин) воду. Во втором — охлаждающую жидкость той же марки.
Отечественные охлаждающие жидкости, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Однако если номера ТУ неодинаковы, антифризы часто несовместимы. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воды, а потом — заменить всю жидкость в системе.
ВЛИЯНИЕ АНТИФРИЗА НА ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Температура кипения антифриза — не менее 105°С. Это если охлаждающая жидкость соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, что производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит "копейки". Однако антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор может перегреться.
Чтобы данный антифриз с глицерином вместо этиленгликоля не замерзал при -25°С, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. При этом температура кипения метанола составляет всего 65,5°С. И при более высоких температурах метанол начинает активно испаряться и снижает температуру кипения охлаждающей жидкости до 85-90°С вместо положенных 105-108°С.
Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, компания Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономия, а ради экологии. Ведь глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать — например, использовать в антифризе.
Советуем приобретать антифриз в фирменных точках продажи или через официальных поставщиков в интернет-магазинах. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые имеют хорошие отзывы, а производитель — положительную репутацию. Не стоит экономить на антифризе, ведь и в магазине может попасться некачественный товар.
Всем спасибо за внимание. Если кому была полезна данная информация ставим палец вверх, а лучше подпись на мазду 🙂
Срок хранения антифриза: сколько можно хранить антифриз
16.09.2021
Охлаждающие жидкости, как и другие расходные материалы для авто, имеют ограниченный срок годности. Как правило, каждый производитель указывает эту информацию на этикетках бутылок или канистр. Но наклейка может повредиться или испачкаться, чего автовладелец не сможет узнать, сколько можно хранить антифриз конкретной марки. В данной статье приведена общая информация, актуальная для современных составов от G11 до G13.
Какой срок хранения у антифриза
Согласно стандартам, охлаждающая жидкость для автомобиля не может храниться больше пяти лет. Такой срок хранения антифриза в заводской таре характерен для материалов класса G12, G12+, G12++ и G13. Жидкости G11 сохраняют начальные свойства в течение 3–4 лет с момента производства.
Срок годности антифриза будет максимальным, если тара герметична и не вскрыта. В открытой канистре или бутылке материал можно держать не более года. Например, его можно использовать для периодической доливки ОЖ в систему при ее постепенном испарении или аварийной утечке.
Указанные сроки касаются концентрированных составов, не разбавленных дистиллированной водой. Например, к таковым относятся составы Niagara G12.
Не стоит путать антифриз с обычным тосолом. Он хранится в среднем 1–3 года и практически не используется в современных автомобилях.
Что бывает при использовании антифриза после истечения срока годности
По истечении срока годности свойства антифриза меняются, после чего ОЖ категорически не рекомендуется использовать. Признаки того, что период хранения подходит к концу:
- Образовался мутный осадок на дне канистры с различными частицами.
- Присадки начали контактировать с влагой, содержащейся в воздухе. По аналогии с гигроскопичной тормозной жидкостью, антифриз становится более темным.
Использование просроченной ОЖ может привести к ее закипанию в моторе и критическим неисправностям. Старый антифриз хуже вбирает тепло.
Со временем основные параметры охлаждающей жидкости значительно ухудшаются:
- снижается процент щелочности;
- повышается вероятность пенообразования;
- в патрубках и радиаторе образуются отложения;
Если в автомобиль была влита жидкость после истечения ее срока годности, нужно сделать промывку системы перед заливкой свежей ОЖ.
Как правильно хранить антифриз
Чтобы продлить срок хранения концентрата антифриза и сохранить технические свойства материала, нужно обеспечить соответствующие условия:
Срок годности антифриза
/>
Все автомобильные расходные материалы имеют свой срок годности, это касается и охлаждающей жидкости (ОЖ). В данной статье мы рассмотрим, в течение какого времени остается пригодным к эксплуатации нераспакованный антифриз, а также жидкость в открытой таре. Кроме того, назовем правила хранения хладагента.
Какой срок годности у антифриза?
Согласно ГОСТу 28084-89 срок хранения расходных материалов для автомобиля не может превышать 5 лет. При правильном хранении этот период может быть незначительно больше.
Срок годности антифриза зависит:
- От его типа
- От степени герметичности тары
Во вскрытой упаковке охлаждающая жидкость взаимодействует с кислородом, поэтому быстрее теряет свои свойства.
Контакт с воздухом приводит к испарению основного вещества и образованию конденсата. Со временем его начнет становиться все больше, что ухудшит эксплуатационные характеристики антифриза.
В зависимости от состава охлаждающие жидкости имеют разный срок службы. Современные антифризы условно делятся на 3 группы: силикатные, безсиликатные (карбоксилатные) и гибридные (универсальные).
Силикатные, как правило, окрашены в синий цвет и называются тосолами. Они подходят для автомобилей до 2000 года выпуска. ОЖ этой группы подлежат замене каждые 2 года или при достижении максимум 60 тысяч км пробега (часто меньше).
Карбоксилатные антифризы на основе органических кислот хорошо сочетается с алюминиевыми деталями системы охлаждения. В современных автомобилях предпочтительно использовать именно их. Срок эксплуатации таких жидкостей составляет 3-4 года или около 100 тысяч километров пробега.
Дольше всех служат антифризы последнего поколения – гибридные. Менять их нужно один раз в 5 лет или каждые 200 тысяч километров пробега.
Исследовать качество охлаждающей жидкости в конце срока ее хранения помогает ареометр. Этот прибор измеряет плотность ОЖ. Сравнив ее с изначальной, можно сделать вывод о пригодности антифриза к дальнейшему применению.
Если канистра негерметична, хладагент рекомендуется использовать в течение двух лет – даже если условия хранения жидкости были близки к идеальным.
Признаками завершения срока годности антифриза могут служить:
- Осадок на дне канистры
- Изменение процентного соотношения основного вещества к воде
Правила хранения охлаждающей жидкости
По техническому регламенту, до конца эксплуатации антифриз должен находиться в заводской канистре или бутылке. Если она была повреждена или утеряна, допускается заменить ее на аналогичную. Единственным условием является материал тары – поливинилхлорид. Только с ним компоненты тосола не вступают в химическую реакцию.
Оптимальная температура хранения охлаждающей жидкости (при которой она не теряет своих качеств) составляет +15 °С. На тару или непосредственно вещество не должны попадать прямые солнечные лучи, так как ультрафиолет оказывает негативное влияние на структуру ОЖ.
В зимнее время года антифриз следует беречь от минусовых температур. Именно поэтому для хранения идеально подойдет гараж.
Большое значение имеет герметичность канистры. После вскрытия нельзя долгое время держать ее без крышки. Если не планируете использовать всю жидкость за один раз, плотно закручивайте емкость.
Можно ли использовать просроченный антифриз?
После окончании гарантийного срока хранения антифриза не в лучшую сторону меняются его свойства:
- Снижается параметр щелочности
- Повышается вероятность пенообразования при высоких температурах
- Цвет становится темнее, на дне может появиться осадок
- Параметр плотности может упасть до 0,9
При неправильном хранении, воздействии слишком высоких или низких температур эти процессы значительно ускоряются, поэтому срок годности охлаждающей жидкости даже в закрытой таре уменьшается. Использовать такой хладагент категорически не рекомендуется.
В противном случае велика вероятность появления отложений, осадка и накипи в радиаторе. Чтобы избежать дальнейших проблем, систему охлаждения перед плановой или внеочередной заменой антифриза нужно будет промыть.