№191 Замена штекера прикуривателя автомобильного компрессора
Всем привет!
Еще в далеком 2007 году (при покупке машины) был приобретен автомобильный компрессор Тайфун, модель 403. Фирма вроде отечественная, но компрессор сделан в Китае.
В силу не частого использования компрессор сохранился в отличном состоянии, и претензий по его работе не было никаких (кроме манометра). НО, я разломал штекер прикуривателя. Причем уже давно (то ли наехал, то ли уронил что-то), но замотал изолентой и так он жил более-менее, но недавно, в суматохе когда я пробил два колеса, штекер разломался окончательно, включая резьбу гайки плюсового контакта
Жалко из-за штекера менять весь компрессор, при условии, что его механическая часть работает исправно. Тем более, что такой или аналогичный компрессор будет стоить более 2 тыс. руб. А нужен то он редко, чтобы тратить лишние деньги.
Поэтому было решено попытаться заменить штекер прикуривателя на новый, в крайнем случае переделать на «крокодилы», для подключения напрямую от аккумулятора.
В 90% случаев, когда вы придете в магазин за штекером прикуривателя, вам будут предложены два таких варианта, либо их производные
О том, что штекер номер 2 не пригоден для моих целей, мне сказал еще продавец в магазине. Но я его все-таки купил, а заодно взял и рекомендованный продавцом вариант под номером 1. Вариант 2 меня привлек тем, что в нем уже встроен предохранитель, и вообще он очень похож на тот, который был на моем компрессоре с завода (там тоже предохранитель внутри штекера находится). НО, при ближайшем рассмотрении выясняется, что в новом штекере и пластик какой-то хиленький, и металл контактов тоньше, и пружина тоньше и предохранитель установлен на 3А, как бы намекая на расчетную нагрузку.
Поскольку продавец посеял во мне зерно сомнений, то я решил почитать, что народ по этому поводу пишет, явно не я первый не я последний меняю штекер. А народ пишет, что при подключении через этот штекер чего-то мощного, вроде компрессора (а мой потребляет 14А по характеристикам), тут же сгорает предохранитель внутри штекера. Народ идет и покупает на 10А предохранитель, опять сгорает. Берут на 15А, и тут уже сгорает штекер…
Поэтому я решил научиться на чужих ошибках и отложить этот штекер для более подходящего использования.
Переключился на другой вариант штекера, он внутри до безобразия прост и монолитен
Единственный нюанс – к этому штекеру надо докупать внешний предохранитель (если, как в моем случае, он не встроен в сам компрессор).
Следует отметить, что штатный предохранитель в самой машине на прикуриватель и розетку стоит на 15А. То есть использовать что-то мощнее этого не стоит, такие компрессоры уже лучше через крокодилы на аккум цеплять.
Далее дело техники.
1. Припаиваем минусовой провод из компрессора к минусовой клемме штекера
2. Разрезаем плюсовой провод где-нибудь не очень далеко от штекера, даже не разрезаем а вырезаем кусок провода и на его место в разрыв припаиваем предохранитель
3. Припаиваем конец плюсового провода компрессора к «пипке» плюсового контакта штекера
В итоге получаем такое внешне неказистое, но полностью функциональное решение. На самом деле существует немало компрессоров где такое решение (предохранитель в разрыве плюсового провода) применяется уже с завода, просто выглядит поаккуратнее за счет проводов одного цвета и толщины.
Компрессор сразу был проверен накачиванием полностью пустого колеса от Нивы, все хорошо –штекер не греется, предохранитель цел, с розеткой проблем нет.
Позже я им накачивал с нуля свое летнее колесо на Элантре (спустило за время хранения из-за ниппеля), также никаких проблем не было.
Где плюс а где минус в прикуривателе автомобиля: распиновка контактов и полярность
Как только появился прикуриватель в автомобиле, он остается неотъемлемой частью оборудования.
С развитием техники появилось много устройств, которым достаточно питания от бортовой сети автомобиля. АП стал использоваться в качестве автомобильной розетки. Принцип работы прибора с годами не изменился. Но появились различные тройники и переходники, которые расширили возможности применения АП (автор видео – Своими руками).
Основным преимуществом автоприкуривателя является возможность подключения большого количества различных электроприборов, которые могут понадобиться в продолжительном путешествии или повысят комфортность поездки.
Так как через АП проходят большие объемы тока, его конструкция ненадежна. Кроме того, прибор постоянного испытывает дополнительную механическую нагрузку из-за постоянного подключения различных девайсов. В течение поездки за счет вибрации контакт между АП и гнездом нарушается. В результате, могут появиться искры, что может даже стать причиной короткого замыкания.
Электрическая цепь устройства
Для успешного ремонта АП необходимо иметь хотя бы базовые знания по электротехнике и знать, как работает электроцепь устройства: где находится плюс, а где минус.
Для поиска плюса и минуса можно воспользоваться мультиметром.
Фотогалерея «Прикуриватель и его схемы»
В автоприкуривателе в качестве плюса выступает ручка-кнопка, на которую нажимает пользователь. При нажатии на кнопку замыкается электрическая цепь, и спираль начинает нагреваться. В качестве минуса выступают боковые стороны металлического корпуса АП.
Зная полярность устройства, отремонтировать автоприкуриватель будет несложно.
Для этого нужно выполнить следующие действия:
- С тыльной стороны АП откручиваем гайку.
- Далее разбираем прибор.
- Внизу устройства находится полупроводниковая пластина. Она может быть причиной неисправности. В этом случае ее нужно извлечь.
- На корпусе нужно с помощью напильника спилить выступ.
- Теперь устройство необходимо собрать.
- Далее следует зачистить провода не 7 мм, чтобы затем их подключить. Кроме того, на них нужно отжать клеммы.
- В салоне необходимо демонтировать центральную консоль и отключить подсветку.
- Достаем блок и подсоединяем провода с помощью специальных клипс. Провод бело-коричневого цвета соединяем с проводом от подсветки. Осталось провода желтого и черного цвета подключить к проводам АП.
- Затем провода прокладываются вниз и подсоединяются к штекеру от автоприкуривателя.
- Далее прикуриватель возвращается на место, и подключается подсветка.
Плюсы или минусы нескольких прикуривателей
Старые автомобили, например, классика ВАЗ, имеют другую конструкцию устройства. Там расположен длинный автоприкуриватель со своими плюсами и минусами. Этот девайс разрабатывался уже давно, поэтому имеет ряд технологических недостатков. К минусам относятся.
- Невозможность подключения нескольких устройств к прикуривателю.
- Слабые контакты. Со временем из-за возраста или частой езды по разбитым дорогам могут разболтаться усики самого прикуривателя. Это нарушает работу устройства и чревато выходом его из строя.
- К минусам надо отнести внешний вид старого прикуривателя, который гораздо хуже. Лампочка светит не так ярко или часто перегорает.
Новые модели авто оснащены современным европрикуривателем с большим посадочным местом. Чтобы установить его на классику, необходимо будет расточить гнездо, приобрести специальный трехконтактный штекер подключения и припаять провода.
Зато у такой модификации прикуривателя есть ряд плюсов.
- Надежные контакты. Европрикуриватель хорошо держится в гнезде, а фиксирующая гайка не откручивается.
- Плюс – внешний вид, лампа подсветки симпатичнее.
- Современный автомобильный прикуриватель позволяет подключать несколько приборов одновременно.
Поэтому при покупке устройства для машины лучше выбрать второй вариант.
Полярность прикуривателя автомобиля
Порой элемент выходит из строя. Частые неисправности следующие.
- Перегоревший предохранитель. На электрическую цепь установлен специальный защитный элемент, рассчитанный на силу току 10 Ампер. При возникновении неисправностей или короткого замыкания он перегорает, чтобы сохранить прикуриватель, провода и приборы рабочими. Данный элемент отвечает еще за несколько устройств. Если не работает прикуриватель вместе с часами, то следует добраться до монтажного блока и заменить предохранитель.
- Окислившиеся контакты. Со временем или от подключения мощных устройств к прикуривателю (типа компрессора или автозарядки), металлические разъемы могут окислиться. Перед заменой желательно вынуть патрон и осмотреть усики на предмет появления окислов. При наличии таких моментов следует очистить их и подогнуть для лучшего соединения. Перед проведением процедуры рекомендовано снять минусовую клемму с АКБ автомобиля. Это исключит короткое замыкание. Нужно знать, где плюс и минус.
- Отработанный элемент накаливания автоприкуривателя. Нихромовая спираль, находящаяся внутри патрона, тоже может перегореть. Это повлечет за собой установку нового прикуривателя.
- Короткое замыкание или обрыв проводки. Кабеля могут перетереться или оплавиться в результате «коротыша». Определить такую неисправность автоприкуривателя можно мультитестером. Необходимо проверить целостность проводов.
Чего делать нельзя, если перестал работать прикуриватель в машине
Перегорание нагревательного элемента – сегодня довольно редкое явление, гораздо чаще встречаются другие поломки. Это связано с растущей популярностью здорового образа жизни. Но главная причина в том, что мы используем автоприкуриватель по прямому назначению – заряжаем свои электронные устройства.
Конечно, нагревательный элемент можно поменять. Так раньше делали на Жигулях. Однако в современном мире так много различных прикуривателей для машины, что гораздо проще поменять систему полностью, чем подбирать отдельные элементы постоянной и съемных частей.
Подгорание контактных зон – распространенная поломка. Причина – в больших токах (до 25 Ампер), часто они протекают в момент коммутации.
Никогда не очищайте контакты при помощи ножа или отвертки. Чаще всего питание на автоприкуриватель идет постоянно (временами в положении 1 ключа зажигания). Если вы чистите его неизолированным предметом из металла, то тем самым можете закоротить питающее напряжение на массу. В таком случае предохранитель перегорит.
Чистить зону контактов лучше предварительно обесточив прикуриватель. Как вариант, выньте соответствующий предохранитель. Сделайте очистку отверткой, плотно обернутой наждачной бумагой. Также можно обработать контакты жесткой кистью, смоченной в спирте. Чтобы не допустить возгорание, дайте контактам высохнуть.
Несвоевременный выброс съемного элемента с температуры, которая не достигла рабочей, может случиться, если биметаллические пластины фиксатора износились.
Такое часто происходит, если после установки неподходящих электроприборов и переходников нарушается геометрия пластин. Пластины постепенно разгибаются и удерживают прикуривательный элемент в неправильном положении. Происходит преждевременный выброс.
Наиболее опасно излишнее фиксирование, когда выброс съемного элемента отсутствует. Как следствие, может случиться самовозгорание пластмассовых частей системы и даже всего автомобиля. Такое уже бывало. По этой причине водители, которые не курят, вынимают съемную часть гнезда, чтобы случайным образом не зафиксировать её. Например, когда там лежит сумка.
В этой ситуации все же необходимо заполнить чем-нибудь гнездо прикуривателя, иначе туда могут проникнуть мелкие металлические предметы, и произойдет замыкание контактов.
Когда вы надолго покидаете салон автомобиля и оставляете его без пассажиров, отключайте переходники питания электронных приборов, разветвители, тройники и другие устройства.
Недавно в продаже появились дополнительные обогреватели салона, которые получают питание от автоприкуривателя. Они особенно опасны, так как непрерывно потребляют большие токи.
В то время как прикуриватель нагревается за одну минуту, обогреватель может работать несколько часов. Предохранитель номиналом 30 Ампер (иногда его увеличивают в принудительном порядке) долгое время способен выдерживать большой постоянный ток. Но проводники, которые ведут к разъему, перегреваются и изоляция становится мягкой. Случаются межпроводниковые замыкания, вследствие чего может загореться проводка.
Водители зачастую вместе с прикуривателем включают питание другого оборудования, например магнитол. Это самый простой вариант подключения, но и самый опасный.
Современные магнитолы имеют мощность 4 х 50 Ватт и потребляют токи в 50 Ампер в пиковом режиме. Но проводка прикуривателя не рассчитана на такие высокие показатели.
Если предохранитель прикуривателя вышел из строя, попробуйте понять, что послужило причиной перегорания. Чаще всего это связано с тем, что зарядное устройство электроприбора было не в порядке, или же во время коммутации произошло замыкание контактов.
Это не такая серьезная проблема, как замыкание электрической проводки или перегорание выходных каскадов магнитолы, когда подключаешь её к прикуривателю.
При любом раскладе даже на короткое время нельзя устанавливать на место предохранителя «жучок».
Массовый (минусовой) вывод прикуривателя соединяется с внутренней частью гнезда. В большинстве машин его подключают под болт на «массу» кузова. Место соединения со временем окисляется и контакт нарушается. Это выводит из строя прикуриватель. Чтобы привести его в порядок, нужно очистить контакты массового провода.
Правильное подключение прикуривателя
Ремонт автомобильного устройства, его демонтаж или монтаж можно осуществить своими руками. Для замены прикуривателя потребуется взять следующий перечень инструментов:
- крестовая/минусовая отвертка;
- паяльная лампа с припоем;
- соединительные клеммы для плюса и минуса.
Ремонт осуществляется следующим образом.
- Демонтируем автоприкуриватель. В каждом автомобиле он снимается по-разному. Иногда требуется просто поддеть патрон, а иногда приходится снимать облицовку центрального тоннеля.
- Разбираем автоприкуриватель. Находим полупроводниковую пластину в нижней части. Именно она зачастую становится причиной поломки. Удаляем ее.
- Спиливаем выступ на внешнем корпусе.
- Собираем автоприкуриватель в порядке обратном разборке.
- Зачищаем провода подключения как минимум по 5 мм.
- Подключаем провода автомобильного прикуривателя, соблюдая полярность, где плюс, а где минус. Можно воспользоваться паяльной лампой или специальным клемником и зажимами.
- Демонтируем центральную консоль для обратного подключения.
- Отсоединяем блок подсветки.
- Протягиваем провода, а затем подсоединяем их к разъему автоприкуривателя.
- Осуществляем процесс сборки в обратной последовательности.
Пошаговое руководство по замене и настройке
О том, как снять прикуриватель, как разобраться в его схеме, произвести установку, а также о том, как разобрать прикуриватель – ниже.
Схема подключения прикуривателя
Инструменты и материалы
Установка, а также замена прикуривателя подразумевает наличие некоторых инструментов:
Как подключить прикуриватель, можно узнать от автора видео Дмитрий Мазницын.
Последовательность выполнения работы
Как поменять прикуриватель можно узнать из ниже описанной инструкции.
- Разбирайте систему только обесточив транспорт. Если водитель вытаскивал прикуриватель при подключенных проводах это может привести к замыканию и даже пожару, тогда установка не покажется легкой.
- Снимая прибор, нужно соблюдать осторожность. Использовать при работе необходимо маленькую плоскую отвертку. Она помещается внутрь детали. Концом отвертки необходимо надавить на зеленый фиксатор и отвернуть гильзу. Затем снять стакан детали.
- Извлечь прибор и произвести ремонт. Устанавливаемый прибор помещается на прежнее место. При подключении контактов необходимо соблюдать полярность, чтобы предотвратить замыкание.
Где находится предохранитель прикуривателя
Перегоревший защитный элемент может быть следствием подключения одного мощного или нескольких устройств в гнездо. Из-за этого сила тока в проводах превышает критическое значение, вследствие чего плавится предохранитель. Это может произойти из-за того, что владелец перепутал, где плюс, а где минус в прикуривателе. Лечится эта неисправность снятием перегоревшего элемента и установкой нового.
Замена предохранителя прикуривателя
Чтобы осуществить процедуру, следует располагать инструкцией для конкретного автомобиля. Каждая машина имеет собственное расположение монтажного блока и назначение предохранителей. Нужно знать, где плюс и минус.
На большинстве авто ящик находится непосредственно за передней панелью. Однако на классике предохранитель №6 отвечает за работу автоприкуривателя, а на некоторых других моделях – реле поворотов. Поэтому при ремонте следует знать, какой именно элемент мы планируем менять, и где он находится. Необходимо купить предохранитель с сопротивлением, рекомендованным производителем.
Установка второго автоприкуривателя
Многие водители испытывают нехватку дополнительного гнезда. Выходов из этой ситуации несколько. Самый простой – установить специальный разветвитель, подключающийся в стандартный разъем. Однако это может вызвать большую нагрузку на цепь и привести к перегоранию проводов и предохранителя. Поэтому некоторые автовладельцы устанавливают дополнительный автоприкуриватель.
Второй способ сложнее, но надежнее. Процедура осуществляется следующим образом.
- Выбираем подходящее место для дополнительного девайса.
- Приобретаем новую запчасть. Черный провод – масса, которую монтируем под болт на кузове. Красный – плюс, уходит на аккумулятор, а желтый отвечает за подсветку устройства.
- Прорезаем отверстие подходящего диаметра.
- Устанавливаем новую запчасть.
- Подсоединяем все провода, помня о том, где в прикуривателе находится плюс, а где минус.
- Убираем мусор и производим финальную сборку. Теперь в распоряжении владельца два гнезда.
Дата публикации: 26 июня 2020 . Категория: Автотехника.
Первые прикуриватели появились на свет еще в 1920 году и с тех пор стали одними из самых незаменимых элементов в автомобиле. За годы становления и развития машиностроения принцип работы этой миниатюрной конструкции не изменился, а вот предназначение расширилось в разы. Сегодня с помощью этого устройства автолюбители подзаряжают телефоны, планшеты и ноутбуки, подключают автонасосы, пылесосы, вентиляторы, компрессоры и многое другое. Ну и конечно же прикуриватель просто незаменим для курильщиков, причем как для тех кто по-прежнему курит сигареты, так и для любителей электронных сигар, заряжающихся через USB.
Признаки неправильного подключения
В случае неправильного подключения прикуривателя, он будет работать со сбоями или полностью выйдет из строя. Кроме того, отклонение от правил монтажа может вызвать короткое замыкание и привести к воспламенениям элемента.
Как проверить
Если прикуриватель отказывается проводить электричество, следует убедиться, что он правильно подключен.
Чтобы проверить работоспособность устройства, нужно действовать по такому алгоритму:
- Повернуть ключ зажигания и активировать подачу электричества.
- Вставить прикуриватель в разъем.
- Подождать несколько секунд и проверить состояние элемента рукой. Если он не нагрелся — значит произошла поломка.
Завершив диагностику, следует изъять прибор из гнезда.
Для восстановления основной функции прикуривателя, достаточно поменять его головку. Если из строя вышла нихромовая спираль, которая подвергается износу в связи с интенсивной эксплуатацией, ее можно заменить своими руками. Главное — подобрать подходящую модель на рынке.
Если замена не устранила поломку, потребуется проверить цепь питания и осмотреть все соединения. На этапе осмотра следует убедиться:
- Не перегорели ли контакты на корпусе прикуривателя и места подключения.
- Не вышел ли из строя предохранитель, который находится в соответствующем отсеке и обозначается иконкой сигареты или надписью.
- Нет ли следов горения и сторонних частиц в гнезде.
- Исправна ли вилка гнезда.
Нередко сбои в работе устройства случаются по причине повреждения предохранителя. Заменить деталь можно своими руками, не привлекая специалистов.
Если устройство перестало работать, его можно заменить своими руками. Главное — разобраться, где в прикуривателе плюс, а где минус.
Преимущества и недостатки автомобильных прикуривателей
Самое главное преимущество прикуривателя – это возможность подключения к нему огромного количества электроприборов, облегчающих жизнь в дороге. Однако, из-за коммутации таких больших объемов тока, конструкция этого устройства ненадежна. К тому же нельзя упускать и тот факт, что каждый раз, подключая гаджеты к прикуривателю, мы создаем механическую нагрузку на его элементы. В идеале, производителям автомобилей стоило бы задуматься об увеличении прочности, за счет большего количества прижимных лапок. Тогда вилка держалась бы в прикуривателя более «уверено».
Увы, пока что на большую часть вилок устанавливают лишь подпружиненный контакт и пару прижимных лапок. Во время поездки и естественной вибрации автомобиля, контакт между гнездом и вилкой нарушается, в результате чего прикуриватель начинает искрить, а иногда даже становится причиной короткого замыкания и возгорания.
Если этот элемент вышел из строя, его можно отремонтировать самостоятельно, главное, соблюсти полярность прикуривателя автомобиля.
Устройство и принцип работы
Автоприкуриватель обладает простым устройством и представляет собой небольшой металлический патрон с пластиковой рукояткой и кнопкой. Под корпусом установлена нихромовая спираль, которая накаляется от электрического тока.
На панели приборов или в другой части машины расположена специальная розетка. Если вставить в нее прикуриватель и нажать на рукоять, он будет подключен к бортовой сети.
Плюсовой контакт сопрягается с центральной клеммой гнезда и спиралью устройства. Отрицательный взаимодействует с цоколем розетки и прижимным механизмом штекера. При эксплуатации прикуривателя через нихромовый элемент подается ток, что способствует его нагреву.
После достижения предельных температурных показателей происходит срабатывание термореле, а прикуриватель отключается от бортового электроснабжения.
Чтобы защитить разъем от перегорания, производители устанавливают предохранитель на 10 А. Он находится в предохранительном блоке и обозначается маркировкой «sigar» или иконкой сигареты.
С момента появления в первой половине XX в. внутреннее устройство автоприкуривателя практически не поменялось.
Ключевым преимуществом приспособления является возможность запитывания множества электроприборов, которые делают продолжительную езду комфортной и безопасной.
Однако из-за потребления большого количества энергии конструкция может выходить из строя. Кроме того, выделяют другие недостатки такого аксессуара. При частом подключении гаджетов на внутренние элементы устройства воздействует большая механическая нагрузка, что способствует их износу.
На большинстве моделей вилок установлены только подпружиненные элементы и несколько прижимных вилок. Поэтому при езде по пересеченной местности создаются естественные вибрации, которые нарушают контакт и приводят к появлению искр в прикуривателе. Подобное явление может вызвать короткое замыкание и даже привести к возгорания.
Электрическая цепь прикуривателя
Если в вашем автомобиле нет прикуривателя или он сломался, то обращаться к автослесарю необязательно. Достаточно понять, как работает электрическая цепь.
Итак, плюс в прикуривателе – это сама ручка кнопка. При нажатии на нее происходит замыкание цепи, а спираль начинает нагреваться. Если же говорить о том, где минус в прикуривателе, то тут тоже нет ничего сложного – это боковые стенки самого металлического цилиндра.
Зная этот параметр, вы без труда сможете монтировать и исправить поврежденный прикуриватель в автомобиль. Для этого:
- Скрутите гайку на тыльной стороне прибора.
- Разберите прикуриватель.
- Найдите в его нижней части полупроводниковую пластину и удалите ее, если она стала причиной поломки.
- Спилите на корпусе прибора выступ.
- Соберите прикуриватель.
- Зачистите провода для подключения устройства (на 7 мм), также необходимо обжать на них клеммы.
- Уберите центральную консоль в автомобиле и отсоедините подсветку.
- Извлеките блок.
- Подключите провода при помощи специальных соединительных клипс. Первый провод (бело-коричневый) необходимо провести к проводу от подсветки. Два оставшихся провода (желтый и черный) подсоедините к проводам прикуривателя.
- Протяните провода вниз и подсоедините их к разъему от прикуривателя.
- Установите прикуриватель на место.
- Установите подсветку.
Как улучшить прикуриватель?
Исходя из выше сказанного, опытные автомеханики категорически не советуют подключать в разъем автомобиля различные компрессоры и зарядные устройства для телефонов и ноутбуков. Наиболее безопасными устройствами считаются сами прикуриватели и различные переносные осветительные приборы. Для всех остальных случаев необходимо присоединение приборов непосредственно к аккумулятору автомобиля. Для этого используются провода типа «крокодилы» и присоединяются к контактам прибора.
Те же самые выводы можно сделать от проводов прикуривателя, который снимается, а его провода обрезаются. Постарайтесь не перепутать полярность проводов. Средний провод от прикуривателя – это «плюс» (имеет красный цвет), а боковой провод – это «минус». Желтый провод, расположенный над прикуривателем отвечает за подсветку разъема в темное время суток. К концам двух проводов присоединяют дополнительные провода с «крокодилами». Места соединений проводов должны быть обязательно заизолированными, чтобы исключить возможность возникновения коротких замыканий.
Приведенный выше способ не самый удобный, поэтому те, кто часто пользуется мощными электроприборами в автомобиле, могут воспользоваться другим, более сложным, но удобным методом переоборудования разъема. Для этого все провода, имеющие отношение к прикуривателю отсоединяются и вытаскиваются, а на их место устанавливаются более толстые аналоги. Кроме того, можно сделать дополнительный разъем, который вы можете разместить почти где угодно. Единственное отличие такого прикуривателя будет то, что он подключается непосредственно к аккумулятору и в разрыве имеет предохранитель, рассчитанный на ток 20 Ампер.
Еще раз напомним, что размещать такой прикуриватель можно в любой части салона, однако у данного пункта есть свои ограничения. Не допускается соприкосновение активных металлических частей разъема с другими проводами система электрооборудования автомобиля. Проще говоря, касание других проводов корпуса – запрещено. Данный запрет связан с тем, что при использовании прикуривателя, его корпус нагревается и в некоторых случаях может достигать достаточно больших температур. Провод, который касался в этот момент корпуса, может оказаться «плюсом» другого устройства и под воздействием большой температуры потеряет свою изоляцию. Это, обычно, тоже становится причиной замыкания.
Второй аспект касается размещения по отношению к водителю. Если вы, будучи часто за рулем, постоянно используете прикуриватель, неважно для каких целей, старайтесь разметить его таким образом, чтобы его применение не отвлекало вас от управления автомобилем. Прикуриватель должен быть установлен так, чтобы водитель мог во время движения воспользоваться им одной рукой. При этом, должно совершаться минимум движений, особенно наклонов водителя к торпеде автомобиля. Наиболее удачное размещение прикуривателя – это верхняя средняя часть торпеды.
Автомобильный прикуриватель: схема работы и что делать когда не работает
Всем автовладельцам знакомо такое устройство, как прикуриватель. Впервые он появился в 1920 году и предназначался лишь для одной цели — это зажигать сигарету, используя электросеть автомобиля. Интересная идея, казалось бы, должна была вызвать фурор, но, как показало время, впоследствии автомобильный прикуриватель оказался особо не нужен. Те, кто курил, и дальше пользовались спичками и зажигалками, а кто не курил – и подавно не знал, что с ним делать.
Но в конце ХХ века ситуация кардинально изменилась. Прогресс электроники открыл новые возможности эффективно использовать это недавно бесполезное устройство.
Где находится
Прикуриватель в сборе имеет напряжение 12в, а располагается вместе с узлом, в котором соединены приборы питания разных линий и системных комплексов машины.
Он может находиться (в зависимости от конструктивных особенностей) в следующих местах салона:
- в моторном отсеке (стандартно около лобового стекла);
- за обшивкой, под панелью приборов;
- за вещевым отсеком;
- в багажном отделении (в иномарках).
Описание расположения, правила эксплуатации производители приводят в инструкции к техсредству.
/>
Автомобильный обогреватель
В холодное время года к автоприкуривателю можно подключить специальный прибор. Он представляет собой своеобразный 12-вольтовый фен. Внутри него расположена тонкая спираль, которая нагревается от цепи, а через нее проходит воздух.
Есть различные устройства – одни помогают прогреть салон авто зимой, а другие обладают дополнительным шнуром и являются переносными. С их помощью можно нагреть проблемные места (заднее стекло). Есть специальные подкладки под сиденья с элементами нагрева. Мощность таких приборов колеблется вблизи отметки 200 Ватт.
Устройство
Устройство прикуривателя стандартной конструкции включает 2 элемента:
- патрон;
- гнездо.
В патроне (по центру) размещается стержень из металла, который используется для создания положительного контакта. Контакт со знаком «-» создается с помощью внешней оболочки устройства из металла. Между контактами размещена прокладка, предотвращающая замыкание прибора. Соединение полярностей выполняется с помощью нихромовой спирали, выполняющей задачи элемента нагревания.
После подачи электричества разряд проводится через спираль, подогревая элемент до повышенной температуры. После достижения максимума температурного режима прекращается передача тока с помощью реле (в ручке из пластмассы). Гнездо автомобильного устройства является округлым углублением в панели приборов автомобиля. В гнезде встроена металлическая трубка, предусмотрен также центральный контакт.
На контакт в от аккумуляторного устройства. Боковое покрытие служит «-«. На корпусе прикуривателя вмонтирована подсветка, которая зажигается в автоматическом режиме при запуске внешних осветительных приборов. В гнезде прикуривателя постоянный ток 12 вольт.
В некоторых автомобилях можно применять дополнительные элементы, которые входят в комплект с прикуривателем. В автоотделах предлагаются растраиватели либо раздваиватели для приборов. Устройство является блоком с 2-3 гнездами. Изделие подсоединяется к обычному прикуривателю с помощью разъема.
Блок тройника может фиксироваться на панели машины двухсторонним скотчем либо герметиком (силиконовым).
Прибором пользоваться очень удобно, т.к. конструкция позволяет подключить несколько гаджетов. Можно встроить выключатель для растраивателей.
Схема подключения
При решении вопроса, как работает устройство, необходимо изучить схему установки автоприкуривателя с названиями элементов комплексной системы. Прикуриватель запускается от электрической сети машины и подключается через монтажный блок без применения реле от аккумулятора.
Защита сетевого подключения обеспечивается предохранителем, который рассчитан на эксплуатацию при напряжении не более 10 ампер. При возникновении замыкания в сети сила электротока резко увеличится, нить предохранителя нагреется, расплавится и разорвет электрическую цепь, предотвратит возгорание электропроводки.
Возможность повышения защиты цепей питания обеспечивается с помощью применения другой схемы подключения, осуществляющейся через реле. Данная схема используется в машинах импортного производства.
По правилам к патрону на панели подсоединены 3 провода:
- постоянный «минус»;
- постоянный «плюс» (проведен через предохранитель от аккумулятора машины);
- «плюс» с габаритных ламп, подходящий к подсветке прибора и функционирующий только при включенных внешних приборах освещения.
Использование системы зажигания для подсоединения прикуривателя применяют только при включении в электросхему реле, т.к. без этого элемента цепь не сможет выдерживать перегрузки.
Правила использования
Чтобы продлить срок жизни автомобильного прикуривателя, следует выполнять несколько рекомендаций.
- Устанавливать предохранители, рассчитанные на указанную производителем силу тока. Несоблюдение этого правила грозит коротким замыканием и может стать причиной пожара.
- Не подключать несколько мощных устройств через разветвитель или тройник одновременно (например, насос и пылесос).
- Периодически чистить контакты, при помощи надфиля, избавляясь от окислов или ржавчины.
- При подключении посторонних приборов периодически проверяйте температуру адаптера рукой, чтобы контролировать его работу.
Как работает
Принцип работы прикуривателя автомобиля строится на сочетании «плюсовой» («мама») и «минусовой» клемм. В устройстве «плюсом» является кнопка, совмещенная с ручкой. После нажатия на ручку происходит замыкание цепи, спираль при этом начинает нагреваться. «Минус» располагается на боковой стенке устройства и корпусе машины.
Для включения режима нагревания требуется поместить патрон в гнездо. Элемент будет зафиксирован в нажатом положении. Контакты патрона и гнезда обеспечат работу устройства. Стандартно для нагревания необходимо около 15-20 секунд. Затем патрон вернется в исходную позицию, сигналом служит щелчок элемента. Время нагревания элемента может увеличиться при невысоком напряжении в бортовой электросети.
Подключение термокружки
Еще один девайс, часто используемый в автомобиле в холодную пору – посуда с подогревом. Термокружка сделана по принципу термоса – с нержавеющей внутренней частью и пластиковым корпусом. Однако прибор имеет дополнительный штекер для подключения в разъем прикуривателя. Благодаря этому водитель может разогреть налитую жидкость до температуры порядка 70 градусов и поддерживать этот показатель длительное время.
Для чего нужен прикуриватель
Прикуриватель в сборе может использоваться в качестве непосредственно портативной зажигалки для сигарет при езде в авто.
Современные водители пользуются возможностью использования электронного прибора для решения следующих целей:
- зарядки ноутбука, сотового телефона, видеорегистраторов, аксессуаров к компьютерной технике, планшета и т.д.;
- для обеспечения электроснабжения обогревателей, осветительных приборов;
- непосредственно сохраняется возможность для дополнительного обогрева сидений;
- в качестве элементов освещения салона, автомобильной электророзетки.
Многие аксессуары и техника для автомобиля снабжаются специальными разъемами для подсоединения к дополнительной временной розетке. Однако, используя устройство, необходимо соблюдать технику безопасности. Замкнувший прикуриватель может стать источником возгорания в салоне машины.
Основное назначение
В те времена, когда прикуриватели только начали устанавливаться на машины, их производители предполагали, что использоваться такое устройство будут исключительно по назначению – для прикуривания сигарет (собственно отсюда и название). Но оно не получило широкой популярности среди владельцев авто: курящие, как и раньше, пользовались спичками и зажигалкой, для некурящих он был попросту не нужен.
В результате этого было время, когда автопроизводители задумывались о том, не убрать ли данное устройство из своей продукции в связи с его ненадобностью.
Однако в результате появления значительного количества автомобильных аксессуаров, что для своей работы требовали розетки, обеспечили прикуривателю немалую популярность, поскольку он как нельзя лучше подходил для этих целей.
Прикуриватели современной конструкции были запатентованы еще в 20 годах прошлого столетия, но впервые на авто начал использоваться в 50-годы и с того времени устройство автомобильного прикуривателя практически не менялось. Таким образом, это – автомобильное устройство, на которое никак не влияет технический прогресс.
Сегодня розетками такого устройства оснащены все автомобили, а в некоторых моделях их есть даже два. Кроме того, всегда есть возможность установить специальный разветвитель, который из одной розетки сделает несколько.
Как пользоваться
При эксплуатации автоприкуривателя соблюдаются следующие рекомендации:
- не допускается хранение съемных элементов устройства в грязных и пыльных местах салона, пыль в зоне нагревания может привести к возгоранию;
- при покупке подержанной машины необходимо проверить подключение к прикуривателю добавочных устройств (автомагнитол и т.д.);
- разветвители, переходники, тройники должны использоваться только качественные;
- во время стоянки транспортного средства не включайте в гнездо устройства гаджеты и другие приборы;
- не допускается превышение разрешенной нагрузки на прибор;
- при использовании разветвителя необходимо учитывать мощность всех подсоединяемых технических приборов и гаджетов;
- запрещается помещать в гнездо устройства штекеры, которые неустойчиво держатся, имеют неплотную стыковку, т.к. может произойти замыкание;
- включенные устройства потребляют энергию даже при выключенном двигателе, аккумулятор может разрядиться, если не убрать из прикуривателя подключенные устройства.
USB розетка
Часто водители ставят вместо прикуривателя дополнительный разъем. USB-розетка позволяет подключать различные электронные гаджеты типа:
- навигатор;
- мобильный телефон;
- планшет;
- телевизор;
- пылесос.
Есть несколько вариаций переходников с автоприкуривателя на USB-розетку.
- Компактный, когда переходник вставляется в гнездо.
- Переносной – с дополнительным проводом. Это позволяет дотянуться в любое место салона.
Почему не работает и что делать
Прикуриватель в сборе может не включаться по следующим причинам:
- перегорание элемента нагревания в крышке нагревательного элемента;
- подгорание участков стыковки съемной и стационарной поверхностей;
- незафиксированная съемная часть;
- неисправная подсветка;
- отсутствующее напряжение на центральном контакте с плюсовым показателем;
- превышение разрешенного времени подзарядки устройств;
- к поломкам может привести использование прикуривателя дома и т.д.
Сгорел предохранитель
Перегорание предохранителя происходит при подсоединении к прикуривателю других устройств с помощью разветвителя. Прибор при повышенной нагрузке выходит из строя. Негативно на исправности прикуривателя сказываются кратковременные включения, при которых устройство не выдерживает перемен в показателях.
Можно подсоединить предохранитель с большей мощностью, однако важно не включать много приборов одновременно для длительной эксплуатации прикуривателя. Перегорание устройства возможно при неплотно сидящих штекерах. После замыкания возможно перегревание устройства.
Замкнул прикуриватель
Замкнуть устройство может при превышении нужного напряжения, замыкании контактов во включенном состоянии. Специалисты рекомендуют перед тем, как включить прибор повторно, с помощью устройств (ламп) проверить наличие электропитания. При отсутствии питания требуется выполнить ремонт либо заменить прикуриватель.
Обрыв в проводке
Нарушение работы устройства возможно при обрыве проводки. Провода могут находиться на месте стыков и перетираться, быть защепленными. Повреждения приводят к отсутствию контакта. Необходимо найти место деформации проводов, обрыва цепи электропроводки с помощью цифрового мультиметра, в котором есть функционал для прозвона проводки.
Восстановление работы прикуривателя происходит после замены проводки. В дальнейшем необходимо учитывать, что запрещено подключать магнитолу и другие мощные технические средства к автоприкуривателю. Подсоединение приборов выполняется от машинного аккумулятора. Для предотвращения обрывов необходимо выполнить качественное изолирование проводов, в противном случае неполадки могут сохраняться и нарастать. Если провода закоротили, при перегреве появятся искры, возможно воспламенение техсредства.
Volvo 740 1988, 115 л. с. — электроника
Машины в продаже
Volvo XC70, 2013
Volvo XC90, 2008
Volvo S40, 2008
Volvo XC60, 2019
Комментарии 10
На пепельнице с обратной стороны, должна быть наклейка с указанными номиналами предохранителей, там вроде 20 А а может и 25.
У меня тоже на компрессоре написано 14А, и ничего работает =)
Вопрос в том, не загорится ли проводка. По идее, плотность тока в проводах примерно 10А/мм2 сечения. Стало быть, если провода 1,5 мм2, то должны потянуть.