Вылет диска: отвечаем на важные вопросы
Вылет диска — это параметр, который нужен для установки колеса на ступицу. Если диск не подходит по диаметру, количеству отверстий под болты крепления или же интервалу между этими болтами, то его категорически нельзя устанавливать.
Что такое вылет колесного диска
Вылет — это расстояние от центральной оси диска до установочной области ступицы. Вылет измеряется в миллиметрах и обозначается маркировкой ET, которая расшифровывается как einpresstiefe — глубина посадки.
Выводится вылет с помощью формулы:
ET (вылет в мм) = A (расстояние от монтажной области до краев диска) – B (ширина диска) / 2
Установочная область у дисков размещается в нескольких положениях относительно центральной линии, поэтому выделяют три вида вылета:
Нулевой
Вылет совпадает положением с центром колеса. Поэтому центр расположен на одном уровне с установочной плоскостью. Такой тип вылета называют еще ET(0).
Положительный
Положительный вылет образуется при смещении монтажной области к внешней стороне диска относительно центра. Диски с положительным вылетом обычно плоские, реже имеют выпуклую форму.
Отрицательный
Положение установочной области во внутренней части диска образует отрицательный тип вылета. Внешне подобные модели выделяются вогнутой формой.
Как вылет влияет на автомобиль
Вылет влияет на элементы ходовой, систему амортизации и колеса автомобиля. Поэтому неправильный вылет способен привести к следующим последствиям:
быстрый износ покрышек;
проблемы с управляемостью;
вывод из строя элементов подвески;
Каждая модель автомобиля обладает своей формой и дизайном кузова. Вылет подбирается с учетом и этих показателей. При неправильном отрицательном вылете колесо соприкасается с крылом автомобиля во время движения, а при положительном – с элементами ходовой и подвески.
Монтаж диска с неподходящим значением ET увеличивает нагрузку на элементы ходовой. Сила воздействует на ступицу, рычаг, рулевые шарниры и амортизатор. Производителями элементов подвески учитывается излишняя нагрузка, но запас износоустойчивости не способен выдержать долговременное использование таких дисков без последствий. Со временем ход руля становится не таким легким, а маневры на дороге совершать труднее.
Регулировка вылета при помощи проставок
Колесные проставки позволяют уменьшить или увеличить вылет с помощью установки на ступицу. Они помогают в подгонке вылета, однако обратите внимание на длину болтов, чтобы они подошли к вашему диску.
Как измерить вылет самостоятельно
Существует два способа самостоятельного измерения вылета диска.
Первый способ: с помощью двух линеек
- Положите диск горизонтально, чтобы спицы находились внизу
- Приложите вертикально одну линейку к центральной оси диска на которой находятся отверстия для болтов
- Вторую линейку разместите перпендикулярно, чтобы можно было измерить высоту от области крепления болтов до краев диска (обозначаем как «A» )
- Измерьте высоту всего диска, когда он лежит горизонтально (обозначаем как «B»)
Эти данные подставляем в формулу ET=А-В/2 . Результат может быть отрицательным, положительным или равен нулю. В первых двух случаях средняя линия и плоскость встречаются на одном уровне. В остальных случаях — плоскость крепления располагается выше или ниже средней линии.
Второй способ: измерение обратного хода
Делается расчетом расстояния диаметра колеса от края до края в дюймах и шага резьбы. Например, десятидюймовый диск с шагом резьбы 1,5 единиц покажет нулевой вылет.
Как подобрать колесные диски для автомобиля
Говорят, что диски — это половина внешнего вида автомобиля. Но дело не только в красоте.
Колеса связывают автомобиль с дорогой и сильно влияют на его управляемость. Важны не только параметры шин и их качество, но и диски. Из этой статьи вы узнаете, какие бывают колесные диски, чем они отличаются, и научитесь разбираться в их параметрах. С этими знаниями будет проще подобрать диски для своего автомобиля.
Курс о больших делах
Типы колесных дисков
Названия типов дисков связаны с технологией их изготовления. У каждого из них свои свойства, преимущества и недостатки.
Штампованные диски делают из листовой стали с минимальным количеством отходов.
- недорогие: и новые, и б/у. Новая машина со штамповками будет дешевле;
- подходят для плохих дорог. Вернуть форму можно с помощью обычного молотка средних размеров;
- легко найти замену, если диск нельзя отремонтировать.
- выглядят предельно просто и могут серьезно испортить внешний вид автомобиля;
- позволяют поставить только самые компактные тормозные суппорты: у таких дисков очень небольшой внутренний объем;
- маленькая площадь вентиляционных отверстий, тормоза охлаждаются неэффективно. Но на колесах со штамповками обычно маломощные автомобили с маленькими суппортами, так что это несущественно.
Чтобы сделать такие диски более привлекательными, водители ставят на них пластиковые колпаки. Оригинальные колпаки — из прочного пластика, они хорошо держатся на диске. Их специально делают для автопроизводителей. Неоригинальные — более хрупкие, легко слетают с диска, но зато комплект можно купить в гипермаркете за 1000—1500 Р .
В любом случае лучше закрепить колпаки пластиковыми стяжками. Неоригинальные нужно фиксировать, чтобы они просто держались. Оригинальные — чтобы не потерять их в дороге, если колесо спустит и колпак открепится от диска.
Литые, они же легкосплавные, диски чаще всего делают из алюминия. Своим названием они обязаны технологии, при которой расплавленный металл заливают в специальную форму.
- скромная внешне машина с хорошими дисками начинает выглядеть гораздо лучше;
- литые диски обычно легче штампованных такого же размера, но бывает и наоборот;
- в литой диск большого диаметра можно поместить массивные тормоза, которые благодаря конструкции диска можно эффективно охлаждать.
- легкосплавные диски существенно дороже штампованных;
- есть проблемы с ремонтопригодностью: самостоятельно отремонтировать точно не получится, но и в специальной мастерской справляются далеко не всегда.
Производителей литых дисков очень много. Есть известные бренды с историей: их продукция крепче и легче, но дороже. Оригинальные диски для многих автомобилей делают как раз такие производители.
Немало литых дисков делают в Китае, качество может быть очень посредственным. Нередко это точные копии оригинальных дисков. Народное название — «реплика». Диск будет тяжелее, а еще он может не справиться с нагрузкой и треснуть. Не рекомендуем ставить китайские копии оригинальных дисков на кроссовер или на рамный внедорожник — это опасно.
Кованые диски делают из специальных заготовок, которые примерно на 95% состоят из алюминия и проходят несколько циклов термической обработки. Так алюминиевый сплав меняет свою структуру и становится максимально прочным. Форму диску придает фрезерный станок с ЧПУ: диск вырезают из заготовки по специально заданной программе.
- кованые диски самые прочные и легкие;
- все в порядке с эстетикой: есть мнение, что ковка выглядит дороже, чем литье;
- их очень сложно погнуть или сломать.
- такие диски дороже легкосплавных;
- они неремонтопригодны, если все-таки удастся их сломать.
Сборные диски — самый технологически сложный вид. Диск может состоять из двух или трех частей, которые соединяют высокопрочными болтами.
- при сильном повреждении можно заменить только поврежденную часть диска;
- сборные диски выглядят отлично и позволяют сочетать разные варианты обработки поверхностей для разных частей. Дизайн — на любителя, но в целом понятно, что диск очень дорогой;
- есть варианты с совмещением технологий: например, с кованым ободом и литой серединой.
- обычно это самые дорогие диски;
- сборные диски тяжелее, чем кованые и легкосплавные, поэтому есть смысл ставить их только на мощные машины;
- очень дорогой ремонт, а еще сложно найти специалистов с необходимым для такой работы опытом и уровнем компетенций.
Характеристики дисков
У колесных дисков есть набор параметров, которые полностью описывают их свойства. Например, можно купить на Форд диски от Вольво или подобрать что-то неоригинальное на авторынке. Главное, чтобы характеристики были подходящими, тогда диск идеально встанет на место. Вот что нужно знать.
Число и диаметр расположения крепежных отверстий — PCD, от английского Pitch Circle Diameter. Но в народе обычно говорят «разболтовка» или «сверловка». Колесный диск крепится к ступице автомобиля с помощью болтов или шпилек с гайками. Количество отверстий на диске и расстояние между ними унифицированы. PCD обозначают в формате 4 × 100 , где 4 — это количество отверстий в диске под болты или шпильки, а 100 — диаметр окружности, по которой расположены отверстия.
Самые распространенные PCD — 4 × 98; 4 × 100; 4 × 108; 4 × 114,3; 5 × 100; 5 × 112; 5 × 114,3; 5 × 120. У микроавтобусов и больших джипов у диска может быть 6 отверстий, у легковых автомобилей так почти не бывает.
Диаметр центрального отверстия — DIA, от английского Diameter. По-русски — центральное отверстие (ЦО). Измеряют в миллиметрах, единого стандарта нет. Если разболтовка универсальна для целого концерна, то диаметр центрального отверстия может быть разным даже у моделей одной марки, которые произвели в одно и то же время.
Отверстие должно идеально совпадать со специальным выступом на ступице: так диск идеально встает на свое место. Если отверстие больше выступа на ступице — можно поставить центровочное кольцо. Если меньше — не получится установить диск на ступицу.
Монтажный диаметр — посадочный размер шины, которая подходит к диску. Измеряется в дюймах, между шиной и диском возможно только строгое соответствие. Например, если параметры шины 195/65 R15 , то ее удастся смонтировать только на диск диаметром 15 дюймов. Обычно слово «монтажный» не употребляют и сокращают до «диаметр диска».
Ширина диска — расстояние между посадочными местами под шину. Измеряют в дюймах, но в маркировке это просто число. Обычно обозначение есть на одной из спиц диска изнутри или на наклейке внутри обода.
Между шириной диска и шириной шины есть зависимость: нельзя ставить узкую покрышку на широкий диск и наоборот. Чтобы не ошибиться и сопоставить ширину диска с шириной шины, пользуйтесь шинно-дисковым калькулятором.
Профиль борта диска обозначают латинскими буквами J, JJ, K, JK, B, P и D.
Самый распространенный вариант — J, изредка можно встретить JJ, К и JK. В маркировке этот параметр пишут сразу после ширины диска: например, 7,5J.
Вылет диска — OFFSET или ET, измеряется в миллиметрах. Это расстояние от места крепления диска к ступице до осевой линии диска. Стандартный для модели автомобиля вылет позволяет обеспечить оптимальную нагрузку на ступичный подшипник и амортизатор. Диск с таким вылетом будет стоять в арке как положено: внутренняя часть диска ни за что не зацепится, внешняя будет немного утоплена относительно края крыла автомобиля.
Если существенно уменьшить вылет диска относительно стандартного, колесо либо поравняется с аркой, либо начнет из нее выступать. Автомобиль с такими дисками будет пачкаться гораздо быстрее: при более маленьком вылете на двери и боковые стекла полетит гораздо больше грязи, чем при стандартном. Но это в лучшем случае. В худшем шина начнет тереться о крыло. С таким недочетом опасно выезжать на дороги общего пользования.
Больший вылет еще сильнее утопит колесо в арке. В этом случае важно не допустить, чтобы диск начал задевать суппорт, а резина — подкрылки и детали подвески. С таким недочетом также опасно выезжать на дороги общего пользования.
Если отступать от рекомендованного производителем автомобиля вылета в пределах 5 мм — ничего страшного не случится: ресурс ступичного подшипника не сократится, суппорт не зацепится за диск с обратной стороны, резина ни обо что тереться не начнет. Существенных визуальных изменений тоже не будет.
Форма и размер крепежных отверстий — это может быть конус и полусфера. Второй вариант встречается реже, если будете сомневаться в выборе крепежа — обратитесь к специалистам. Форма не зависит от типа крепления диска: конус и полусфера могут быть и на болтах, и на гайках. Важно не ошибиться с крепежом, это влияет на безопасность.
У большинства машин колесные болты и шпильки с резьбой М12 и М14. Первый вариант — для колес с узкими отверстиями. Но, если отверстия стандартные, можно использовать оба варианта крепежа.
Х-фактор актуален только для автомобилей с многопоршневыми тормозными суппортами. Не обязательно спортивными — такие тормоза ставят, например, на Audi Q5 . Х-фактор определяет внутренний объем диска и дает понять, какие тормоза можно установить с диском. Производители редко пишут этот параметр, но знать про него все равно полезно.
Маркировка полностью. Продавцы и производители колесных дисков пишут маркировку по-разному — единого стандарта нет, но разобраться несложно.
Примеры маркировки дисков и их расшифровка
Маркировка | Как читать |
---|---|
15 × 6,5 4 × 100 ET45 DIA 56,6 | Диаметр диска 15 дюймов, ширина 6,5 дюйма, 4 отверстия с диаметром расположения 100 мм, вылет 45 мм, центральное отверстие 56,6 мм |
7J × 17 ET40 5/112 DIA 57,1 | Диаметр диска 17 дюймов, ширина 7 дюймов, вылет 40 мм, 5 отверстий с диаметром расположения 112 мм, центральное отверстие 57,1 мм |
8,5 × 19 5 × 130 ET53 D71,6 | Ширина диска 8,5 дюйма, диаметр 19 дюймов, 5 отверстий с диаметром расположения 130 мм, вылет 53 мм, центральное отверстие 71,6 мм |
Примеры маркировки дисков и их расшифровка:
- 15 × 6,5 4 × 100 ET45 DIA 56,6 — диаметр диска 15 дюймов, ширина 6,5 дюйма, 4 отверстия с диаметром расположения 100 мм, вылет 45 мм, центральное отверстие 56,6 мм;
- 7J × 17 ET40 5/112 DIA 57,1 — диаметр диска 17 дюймов, ширина 7 дюймов, вылет 40 мм, 5 отверстий с диаметром расположения 112 мм, центральное отверстие 57,1 мм;
- 8,5 × 19 5 × 130 ET53 D71,6 — ширина диска 8,5 дюйма, диаметр 19 дюймов, 5 отверстий с диаметром расположения 130 мм, вылет 53 мм, центральное отверстие 71,6 мм.
Как покупать колесные диски
Сначала важно понять, какую задачу будут решать диски. Это может быть еще один комплект для сезонной смены колес, комплект для бездорожья, для красоты или вообще что-то , на чем можно было бы оставить машину на долгий кузовной ремонт. От этого будет зависеть тактика поиска, а также параметры комплекта дисков.
Как выбирать параметры. Ищите диски с характеристиками, рекомендованными автопроизводителем. Их легко найти в интернете, но нужно быть внимательным. Важно учесть год выпуска машины и ее поколение. Гугл по запросу «параметры дисков для Фольксваген Гольф» покажет диски и для второго поколения Гольфа и для шестого, а вы искали для четвертого. У некоторых машин параметры дисков указаны в инструкции по эксплуатации.
Если хотите купить диски с другими параметрами, например поставить колеса шире, воспользуйтесь шинно-дисковым калькулятором. Почти всегда можно что-то подобрать, но такие решения не всегда надежны и не всегда положительно влияют на ходовые качества.
Правильный подбор колесных дисков — параметр вылета (ЕТ)
Современные автовладельцы все чаще стараются изменить внешний вид своих «железных коней». В таком случае многие обращаются за тюнингом, который может существенно преобразить внешность автомобиля. Как правило, первым делом автомобилисты начинают менять диски — это первые элементы, которые бросаются в глаза при виде транспорта. Всегда хочется отойти от стандартных размеров и перейти на низкопрофильные колеса. При этом, не все интересуются тем, какие отклонения допустимы, а за какие придется нести ответственность.
Перед тем, как отправляться в магазин за новыми дисками и проводить тюнинг, следует ознакомиться с некоторыми факторами. Не каждый продавец сможет рассказать, что по правилам разрешено устанавливать, а что нет, так как главная его цель — продать товар. При выборе и установке дисков важно понимать такой параметр, как вылет диска ЕТ.
Многие полагают, что вылетом диска называют величину от выступающей части до кузова. На самом деле, нельзя расценивать данный параметр так однозначно. Любой колесный диск имеет привалочную плоскость, которой он соприкасается со ступицей в момент установки. Вылетом диска называют расстояние от данной плоскости до вертикальной оси, которая делит диск на 2 половины. Данный параметр во время тюнинга не стоит недооценивать, так как он относится к геометрическим характеристикам самого диска. Его величина оказывает влияние на безопасность движения. Если неправильно подобрать диск и закрыть глаза на вылет, то многие узлы подвески будут изнашиваться преждевременно. Как правило, автомобилисты совершают 3 распространенные ошибки при выборе дисков:
1) на первой место ставят внешний вид, а потом параметры;
2) полностью доверяют консультантам, у которых есть только одна цель — продать товар;
3) не обращают внимание на маркировку.
Формула. Вылет диска обозначается двумя буквами — ЕТ. Его формула выглядит следующим образом: ЕТ = a – b / 2. Буквой «а» обозначается расстояние между внутренней плоскостью и частью, которая контактирует со ступицей, буквой «b» — ширину диска. Как правило, рассчитывают параметр в миллиметрах.
Всего предусматривается 3 вида вылета диска:
1) положительный — вертикальная ось удаляется на определенное значение от места крепления до ступицы;
2) нулевой — вертикальная ось и привалочная плоскость совпадают;
3) отрицательный — крепление к ступице выступает за вертикальную ось.
На что влияет. Этот параметр влияет на колесную базу автомобиля. Если изменить вылет диска, колесо будет либо выходить за пределы кузова, либо углубляться в него.
Неправильно подобранный вылет может привести к плохим последствиям — смещается рулевая ось, преждевременно изнашиваются подшипники, ухудшается управляемость, преждевременно изнашиваются покрышки, сокращается срок службы подвески. Каждая модель транспортного средства имеет свой показатель устойчивости. Поэтому для каждого автомобиля предусмотрен свой вылет. Производитель не просто так указывает оптимальные параметры, так как от них зависит работоспособность подвески. Изменение вылета даже на 5 мм приведет к нежелательным последствиям. Поэтому подбирать колесные диски рекомендуется с учетом рекомендаций, которые указывает производитель.
Итог. Во время тюнинга особое внимание уделяется колесным дискам. Однако, при их подборе нужно обращать внимание на такой параметр как вылет диска. Он определяет работоспособность подвески и влияет на безопасность движения.