Сталь марки Р18: характеристики и применение
Обработка металла включает в себя не только точение или фрезерование. К резанию относят и обработку отверстий, и нарезание наружной и внутренней резьбы. Для обработки конструкционных или легированных сталей необходим инструмент, изготовленный из металла, который превосходит их по твердости и прочностным характеристикам. К таким материалам можно смело отнести сталь Р18.
Химический состав и основные эксплуатационные свойства
Марку Р18 относят инструментальным быстрорежущим сталям.
В состав входят следующие химические элементы:
- C 0,73 — 0,83;
- Si до 0,5;
- Mn до 0,5;
- Ni до 0,4;
- S до 0,03;
- P до 0,03;
- Cr 3,8 — 4,4;
- Mo до 1;
- W 17 — 18,5;
- V 1 — 1,4;
- Co до 0,5;
- Fe
Набор этих веществ придает этой стали определенные свойства, которые позволяют применять для производства режущего инструмента для станков токарно — фрезерной группы, резьбообразующих, для получения и обработки отверстий. Этим инструментом обрабатывают детали из легированных, углеродистых и конструкционных сталей с пределом прочности до 1000 МПа. Кроме того, таким инструментом можно обрабатывать цветные металлы.
Во время процессов резания инструмент, произведенный из стали Р18, сохраняет свои эксплуатационные параметры при температурах до 600 ºC.
Производители стали выпускают следующую номенклатуру продукции:
- Прокат разного сечения — ГОСТ 1133-71;
- Полосы разной формы- ГОСТ 4405-75;
- Прутки, в т.ч. калиброванные — ГОСТ 4405-75;
- Профиль ТУ 14-11-245-88.
Перечислена только малая часть ассортимента выпускаемых проката из стали.
Аналоги стали Р18
Среди отечественных сталей, предназначенных для производства инструмента, можно подобрать аналог — Р12. За рубежом выпускают следующие марки:
- США — Т1;
- Германия — HS18-0-1;
- Европейский союз — 1.3355;
- Китай — W18Cr4V.
Быстрорежущая сталь с маркировкой Р18, содержащая в своем составе 18% вольфрама, длительное время применялась для производства большинства режущего инструмента. После прохождения термической обработки ее твёрдость составляла 62 — 65 по HRC и обладает хорошей прочностью. Недостатком этого материала по праву считают карбидную неоднородность, особенно это касается прутков большого диаметра.
Особенности использования стали Р18 при резании
Использование стали в механической обработке металла позволило увеличить скорость, например, точения в 2 — 4 раза.
Р18 используют для изготовления режущего инструмента, который работает при значительных силовых нагрузках и нагрева режущей кромки.
Резцы, фрезы и сверла изготовленные из этой инструментальной стали обладают стабильными свойствами — это особенно важно при организации гибких автоматизированных производств.
Качество реза, выполняемого резцом из стали марки Р18 обеспечивает наличие в составе таких легирующих компонентов, как вольфрам, кобальт и некоторые другие.
Для заточки инструмента можно использовать обыкновенные наждаки, но для этого необходимо устранить биение кругов.
Особенности термической обработки
Термическая обработка при температуре порядка 1200 — 1300 ºC, с последующим отпуском, вызывает дисперсионное затвердевание. В процессе закаливания большая часть карбида Fe3W3C разлагается и переходит в твердый раствор аустенитного или мартенситного типа. Это приводит к насыщению сплава углеродом, вольфрамом и другими легирующими элементами. Отпуск, который выполняют при температурах в 550 — 560 ºC приводит к повышению твердости до максимальных параметров. Это происходит в следствии выделении карбидов и разложение остатков аустенита.
Инструмент сложной формы, в т.ч. тонколезвийный или работающий в условиях переменной нагрузки, например, на прерывистом точении должен обладать высокой прочностью и вязкостью.
Нагревание под закаливание сталей типа Р18 выполняют при таких температурах и временных паузах, которые обеспечат разложение карбидов и упрочнение аустенита. Это необходимо для получения необходимой теплостойкости.
Тонколезвийный инструмент, с размерами режущей части от 3 до 5 мм температура закаливания должна быть ниже на 10 — 20 ºC от максимальной (1250 ºC).
Высокие температуры, которые необходимы для проведения термической обработки впоследствии могут привести к появлению трещин и излишних напряжений. Для того, чтобы избежать этих неприятностей, подогрев материала выполняют в два этапа. Первый нагрев выполняют при уровне температуре 400 — 500 ºC, второй при 800 — 850 ºC. По достижении окончательной температуры, а это 1200 — 1300 ºC, время нахождения детали в зоне нагрева ограничивают. Допустимое время рассчитывают из соотношения 10 — 15 секунд на 1 мм толщины (диаметра). То есть сверло диаметром 5 мм может находиться при таком режиме порядка 50 — 75 секунд.
Время нахождения заготовки на подогреве может быть удвоено в сравнении с пиковой нагрузкой. То есть, то же сверло будет находиться на подогреве порядка 100 — 150 секунд.
Предварительный и финишный нагрев выполняют в соляной ванне. Она заполняется смесью из:
- 78 % ВаСl2 (хлорид бария);
- 22 % NaCl (натрий хлор).
Для предохранения заготовок от окисления раствор раскисляют с помощью фтористого магния.
Отпуск стали проводят также в несколько этапов. Заготовки выдерживают при температуре 550- 570 ºC, причём необходимо провести два — три сеанса длительностью один час каждый
Особенности производства режущего инструмента
Готовый инструмент, например, сверла, в соответствии с требованиями ГОСТ 2034-80 должны обладать твёрдостью на хвостовике 63 — 65 по HRC, а режущая часть должна иметь твердость 63 — 68 HRC.
После того как заготовки, прошли все процедуры термообработки, их отправляют на шлифование. Для этого применяют особо точные шлифовальные специализированные станки, способные обеспечить следующие допуски на сверла повышенной точности (А1, В1) — по h8, для свёрл класса В — h9.
Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
Цифры и буквы на автомобильной шине сообщают всю необходимую информацию о ней. Правда, прочесть их непросто — здесь даже в обозначении одного параметра могут одновременно использоваться несколько систем измерения. К тому же, многие значения выражены в специальных индексах. Расшифровываем все важные для покупателя метки.
Что такое маркировка шин
Маркировка шины — сведения о ее свойствах, нанесенные на внешний обод. Это огромное количество полезной информации. Вот параметры шины, которые можно прочитать по ней самой:
- размеры;
- дата изготовления;
- грузоподъемность;
- максимальная скорость;
- километраж эксплуатации до износа;
- качество сцепления;
- наиболее подходящий вид транспорта;
- сезон и погодные условия для ее эксплуатации.
Что означает маркировка шин
Размерность
Самое первое, что нужно узнать о шине — ее типоразмер. Поэтому эти данные обычно самые крупные и заметные.
Обозначение размера записывается в форме XXX/XX R XX. Например 225/65 R17.
Первые три цифры — ширина покрышки в миллиметрах. В нашем случае — 225 мм.
Вторая цифра — высота, но не в миллиметрах, а в процентах по отношению к ширине. В нашем случае ее высота — 146,25 мм (225*0,65).
Третья цифра, которая идет после R — внешний диаметр колеса или внутренний диаметр шины в дюймах. В нашем случае это 17 дюймов или 43,18 см. Не перепутайте — это именно радиус, а не диаметр. Сама буква R обозначает радиальную конструкцию шины, что сбивает многих с толку. Иногда на шине отдельно может быть написано Radial — смысл тот же. Помимо радиальной также существует диагональная конструкция (D), но сегодня такие не встречаются.
Индексы грузоподъемности и скорости
Сразу после типоразмера идут две цифры и буква. Это коды грузоподъемности и предельной скорости шины.
Две цифры — индекс грузоподъемности или нагрузки. Это сложная система значений, в которой чем больше цифра, тем больше нагрузка, но размер шага между значениями непостоянный. Поэтому легче просто знать самые распространенные из них:
- 75 — 387 кг;
- 76 — 400 кг;
- 77 — 412 кг;
- 78 — 426 кг;
- 79 — 437 кг;
- 80 — 450 кг;
- 81 — 462 кг;
- 82 — 475 кг;
- 83 — 487 кг;
- 84 — 500 кг;
- 85 — 515 кг;
- 86 — 530 кг;
- 87 — 545 кг;
- 88 — 560 кг;
- 89 — 580 кг;
- 90 — 600 кг;
- 91 — 615 кг;
- 92 — 630 кг;
- 93 — 650 кг;
- 94 — 670 кг;
- 95 — 690 кг;
- 96 — 710 кг;
- 97 — 730 кг;
- 98 — 750 кг;
- 99 — 775 кг;
- 100 — 800 кг;
- 101 — 825 кг;
- 102 — 850 кг;
- 103 — 875 кг;
- 104 — 900 кг;
- 105 — 925 кг.
Значение индекса — нагрузка на каждое колесо в отдельности. Чтобы посчитать общую грузоподъемность, умножьте на 4. Также это значение может быть записано в другом месте в более простой форме: Max load — xxx kg.
Буква после двух цифр индекса грузоподъемности — индекс максимальной скорости, для которой предназначена шина. Он начинается с А, но релевантные для современных машин значения стартуют со второй половины латинского алфавита:
- J — 100
- K — 110
- L — 120
- M — 130
- N — 140
- P — 150
- Q — 160
- R — 170
- Q — 160
- R — 170
- S — 180
- T — 190
- U — 200
- H — 210
- VR — свыше 210
- V— 240
- W — 270
- Y — 300
- Z или ZR — свыше 240.
Это не предельное, но максимальное «комфортное» значение. В исключительных случаев можно превышать его даже на 20-30%, но лучше такого избегать.
Дата изготовления
Еще один ключевой параметр — время выпуска шины. Обычно оно обозначается в округлом прямоугольнике, но может быть и без рамки. Две первые цифры — неделя, а две вторые — год.
Износостойкость, сцепление, температура
Также на шине обычно обозначают еще три параметра — запас износостойкости, класс качества сцепления и индекс температуры.
Индекс износостойкости обозначается словом treadwear. Его единица равна 480 км. Умножьте цифру рядом с этим словом на это значение. Если treadwear равен 400, то значит, что в условиях испытаний на полигоне такая шина износилась, проехав 192 000 км. Также этот параметр может быть обозначен отдельно в виде аббревиатуры TWI.
Traction — это параметр качества сцепления шины на мокром дорожном покрытии. Имеет значения от AA — лучшего уровня, до CC — худшего. У шин для обычных легковых машин, как правило, стоит класс A, а высший класс предназначен для спортивных и гоночных.
Temperature — это способность шины выдерживать нагрев при езде на определенной скорости. Здесь три значения:
- A — более 184 км/ч;
- B — 160-180 км/ч;
- C — 130-160 км/ч.
У шин современных легковых автомобилей чаще всего значение этого индекса — A.
R18 что значит
Англо-русский современный словарь . 2014 .
Смотреть что такое «R18» в других словарях:
R18 — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Sigles d’une seule lettre Sigles de deux lettres > Sigles de trois lettres Sigles de quatre lettres … Wikipédia en Français
R18 certificate — The R18 certificate represents a film or video classification given by the British Board of Film Classification (BBFC). It is intended to provide a classification for works that are within British obscenity laws, but exceed what the BBFC… … Wikipedia
R18 — symbol (a certificate) designating a film for restricted distribution only, in venues (or from premises) to which no one under eighteen may be admitted … Useful english dictionary
Audi R18 TDI — Pour les articles homonymes, voir R18. Audi R18 TDI L Audi R18 TDI à la journée test des 24 Heures du Mans … Wikipédia en Français
Audi R18 TDI — Категория Прототип Ле Мана (LMP1) … Википедия
Renault R18 — Renault 18 (1978–1986) Heckansicht des R18 … Deutsch Wikipedia
Audi R18 TDI — Audi R 18 TDI Hersteller: Audi Produktionszeitraum: seit 2011 Klasse … Deutsch Wikipedia
R-18 — R18 Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. <<
R.18 — R18 Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. <<
R 18 — R18 Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. <<
R-18 — R18, or R 18, may refer to:* R18 certificate, a film or video classification given by a number of agencies: ** the British Board of Film Classification ** the Office of Film and Literature Classification (Australia) ** the Office of Film and… … Wikipedia