Значки и буквы на шинах: расшифровка всех обозначений!
Самым крупным шрифтом на шину обычно наносят ее марку и модель. Оно и понятно: это то, на что клюет покупатель. Интересно, что те же данные в зашифрованном виде есть и на протекторе — в виде тонких цветных полос. Нужны они для того, чтобы можно было идентифицировать резину, лежащую на складе, ведь в поле зрения рабочих оказывается только ее рабочая поверхность.
Размерность шин
Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.
-
225 — ширина протектора в миллиметрах.
Дополнительные обозначения
К названию модели шины могут быть приписаны дополнительные литеры. Например, SUV означает ориентированность на кроссоверы и внедорожники (усиленная боковина, большая грузоподъемность), С — на коммерческий транспорт (от английского cargo, «груз»). Бывает, что покрышка сварена специально для какого-либо автоконцерна и предназначена для первичной комплектации на конвейере или продажи через его официальных дилеров. Так, у компании Continental индексы А0 и R01 зарезервированы для Audi, J — для Ягуара, N0, N1, N2 — для Porsche, M0, M01 — для Мерседеса.
Нередко на покрышке ставится информация о максимальной нагрузке и максимальном давлении открытым текстом, без иносказательных кодов и пиктограмм. Ищите словосочетания Max load и Max pressure соответственно.
Набирают популярность в мире шины с усиленной боковиной, позволяющие ехать несколько десятков километров после потери давления. Обычно пишут просто Run Flat, хотя встречаются и оригинальные обозначения. Так, концерн Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.
На европейских сайтах шинных компаний указана маркировка резины по уровню шума, эффективности и экологичности. Первый обозначается цифрой от 1 (тихие) до 3 (громкие). Коэффициент сцепления с влажной дорогой и коэффициент расхода топлива — это буква от А (лучший показатель) до G (худший). В России такая классификация пока не применяется.
Дата изготовления
Один из ключевых параметров — дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.
Подсказки при монтаже
С обеих сторон направленных моделей в обязательном порядке наносится слово Rotation («вращение»). Расположенная рядом с ним стрелка подскажет направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.
Индикаторы износа
На места расположения меток критического износа протектора у шин Continental указывают литеры TWI. На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.
А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.
Новая маркировка
В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель. Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.
Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.
Как маркируются
ПО ЗАКОНУ
10 МИН
Главное о маркировке товаров
Обувь, лекарства, табак, шубы и ещё несколько видов продукции нужно маркировать — наносить на каждый товар уникальный цифровой код. Предполагается, что эта мера поможет снизить долю контрафакта. За маркировку отвечают производители и импортёры, но для розницы тоже действуют новые правила.
Что такое маркировка
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК» .
Распределение ролей в рамках процесса такое:
- производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
- поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
- розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.
За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству 50 копеек без НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:
- жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей;
- остатков , то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки;
- продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков». КиЗ для товара, который в оборот не попал, действителен 60 суток.
Какие товары обязательно маркировать
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:
Маркировка продукции: правила и ГОСТы
Маркировка товаров — это использование различных символов и знаков для обозначения определенной информации о продукции на ее упаковке. Различные виды товаров имеют особенности маркировки.
Для чего нужна маркировка
Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.
В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.
Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.
Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Какую продукцию маркировать обязательно
Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.
Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.
Где найти требования к маркировке
Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.
Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:
- На упаковке можно размещать неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя.
- Все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия.
- Если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.
Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.
Виды маркировок
Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.
Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.
Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.
Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:
Структура маркировки
Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.
Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.
Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.
Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.
Что будет за нарушения по маркировке
Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.
Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.
Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.
Требования для отдельных категорий товаров
Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.
К примеру, порядок маркирования продукции легкой промышленности определяет статья 9 («Требования к маркировке продукции») Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности») . В нормативе указано, что маркер должен содержать сведения о названии продукции, о стране-производителе, наименовании изготовителя и его юридический адрес, дату производства и номер партии, товарный знак (при наличии), содержание сырья, размер и проч.
Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.
Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:
- название товара или продукта;
- наименование и юридический адрес производителя;
- масса нетто — масса без упаковки;
- состав;
- пищевая ценность;
- срок реализации, срок годности, период и условия хранения;
- назначение применения для продукции, предназначенной для детского питания, а также для различных биологически активных добавок и проч.
Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать: