Передние тормозные колодки — снятие и установка
Внимание. Замену тормозных колодок производить комплектом на колесах одной оси. Установка тормозных колодок разных производителей или разного типа на колеса одной оси не допускается.
Проверить толщину тормозных колодок можно через отверстие в суппорте. Если она меньше указанной в таблице ниже — замените колодки
Если размер А, меньше 6 мм, то колодки необходимо заменить.
Параметры тормозных колодок приведены в таблице 8-1.
Параметр | R90 | F90 | |
Модель двигателя | К7М | К4М | К7М, К4М |
Номинальная толщина тормозных колодок (включая подложку), мм | 18,0 | 17,7 | 17,7 |
Минимально допустимая толщина тормозных колодок (включая подложку), мм | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
Каталожные номера тормозных колодок и прочих элементов переднего тормозного механизма смотрите здесь и здесь (в зависимости от наличия АБС).
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание.
Снять передние колеса . Поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работ. Очистить детали переднего тормоза (щётка металлическая).
Развести колодки. Для этого нужно максимально переместить поршень внутрь колесного цилиндра. При выполнении данной операции отвернуть крышку бачка гидропривода тормозов и следить за уровнем тормозной жидкости, излишки жидкости удалить (отвертка плоская, шприц или резиновая груша, ёмкость ).
Вставив через отверстие отвертку между тормозным диском и суппортом и опираясь ею на суппорт, сдвигаем скобу, утапливая поршень в цилиндр.
Для автомобилей LADA LARGUS R90 с двигателем К7М
Рисунок 8-1 — Передний тормозной суппорт: 1, 7 — болты крепления направляющих пальцев; 2 — чехол защитный направляющего пальца; 3 — направляющая переднего тормоза; 4 — суппорт; 5 — тормозные колодки; 6 — направляющий палец
Отвернуть и извлечь нижний болт 7, рисунок 8-1, крепления направляющего пальца, удерживая ключом направляющий палец 6 (ключ "на 13" и "на 15").
Повернуть скобу суппорта вверх
Рисунок 8-2 — Скоба суппорта поднята:
1 — направляющая переднего тормоза; 2 — шумоподавляющие пластины; 3 — суппорт; 4 — тормозные колодки
Извлечь тормозные колодки 4
а также две пружинные шумоподавляющие пластины 2
Для автомобилей LADA LARGUS R90 с двигателем К4М и автомобилей LADA LARGUS F90
Извлечь пружину 3, рисунок 8-3 из отверстий суппорта 2 переднего тормоза (отвертка плоская, плоскогубцы).
Рисунок 8-3: 1 — направляющая переднего тормоза; 2 — суппорт; 3 — пружина суппорта; 4 — тормозные колодки
Извлечь защитные колпачки 4, рисунок 8-4, из колодцев направляющих пальцев (отвертка плоская).
Вывернуть и извлечь направляющие пальцы 5 (насадка с наружным шестигранником 7 ).
Рисунок 8-4: 1 — суппорт; 2 — защитный колпачек штуцера прокачки; 3 — штуцер прокачки; 4 — защитный колпачек направляющего пальца; 5 — направляющий палец
Снять и подвесить суппорт 1 переднего тормоза к пружине подвески (крючок технологический).
Внимание. Для предотвращенш повреждений тормозного шланга не допускается подвергать его нагрузкам растяжения, скручивания, а так же исключить соприкосновение шланга с острыми кромками деталей подвески автомобиля.
Снять передние тормозные колодки.
Проверить толщину тормозных колодок в соответствии таблицей 8-1 и при необходимости заменить.
Проверить состояние пылезащитного колпачка рабочего поршня, пылезащитных чехлов направляющих пальцев и при необходимости заменить.
вынимаем направляющий палец из отверстия направляющей колодки и заменяем пыльник
Для замены пыльника верхнего пальца нужно отвернуть болт крепления скобы к пальцу и снять скобу с направляющей колодок.
Перед установкой пальца наносим на него немного смазки, а так же в отверстие направляющей.
Для автомобилей LADA LARGUS R90 с двигателем К7М
Внимание. (согласно фирменной тех.инструкции) После снятия болты 1, 7, рисунок 8-1, крепления направляющих пальцев подлежат обязательной замене, так как фиксация болтов осуществляется клеевым составом, наносимым на резьбовую поверхность болта. Повторное использование болтов не допускается.
Внимание. (согласно фирменной тех.инструкции) При замене колодок шумоподавляющие пластины 2, рисунок 8-2, заменить на новые.
Установить в направляющую переднего тормоза новые шумоподавляющие пластины, установить тормозные колодки.
Повернуть суппорт вниз и закрепить его болтом крепления направляющего пальца, предварительно на резьбовую часть болта нанести клеевой состав "FRENETANCHE" в количестве 1 г.
Момент затяжки болта 34 Н.м (3,4 кгс.м) номер для запчастей 77 11 236 471).
Если опустить скобу суппорта не получается из-за выстуавющего из колёсного цилиндра поршня, то утапливаем его с помощью больших пассатиж и опускаем скобу суппорта на колодки.
Для автомобилей LADA LARGUS R90 с двигателем К4М и автомобилей LADA LARGUS F90
Установить тормозные колодки в направляющую переднего тормоза.
Установить на направляющую суппорт переднего тормоза и закрепить его направляющими пальцами.
Момент затяжки направляющих пальцев 28 Н.м (2,8 кгс.м).
Установить защитные колпачки в колодцы направляющих пальцев.
Установить в отверстия суппорта пружину.
Для всех
Установить передние колеса.
Нажать на педаль тормоза 2-3 раза, проверить и при необходимости довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов. Установить на место крышку бачка тормозной жидкости.
Проверить эффективность рабочей тормозной системы.
О некоторых особенностях замены колодок
Даже простая замена тормозных колодок чревата нехорошими сюрпризами, что уж говорить о более серьезном ремонте, так что по возможности желательно следить за тем, что происходит в ремзоне. Все обходные технологии, которыми пользуются нерадивые сервисмены, большинству хорошо известны, соответственно, задача клиента — не допустить, дабы оные применили на его автомобиле.
Итак, замена тормозных колодок. Пройдемся по порядку от наиболее вопиющих нарушений технологии к менее вопиющим.
1. Большинство автомобилей оснащены суппортами с плавающей скобой. Есть и исключения, но монолитные многопоршневые суппорты встречаются в основном на мощной и премиальной технике, впрочем, сие сути дела не меняет. К тому времени, как колодки износились, поршень суппорта довольно сильно вылез наружу. Чтобы новые колодки встали на место, поршень нужно загнать обратно. Как? Если мастер схватил две монтажные лопатки и собирается проделать данную операцию именно ими, остановите его — сэкономите на новом суппорте, не сию минуту, конечно, через пол года-год. Дело в том, что в девяти случаях из десяти одна из лопаток соскользнет и гарантированно пробьет пыльник поршня, туда начнут попадать песок, вода, грязь, суппорт со временем заклинит и его придется менять. Эта ситуация — одна из самых распространенных, одному из моих клиентов рвали пыльники на каждой замене колодок, причем в фирменном сервисе.
2. «Быстро — хорошо не бывает», поговорка известная, но велик соблазн сделать все по-быстрому, получить с клиента деньги и заняться другим автомобилем. Подход неправильный, но довольно распространенный. При замене колодок необходимо в любом случае проверить целостность всех пыльников, обратить внимание на состояние направляющих скобы, легкость и плавность ее хода. Желательно, конечно, все разобрать и смазать, но в наших реалиях сие скорее из области фантастики. А вот при неравномерном износе колодок это нужно сделать обязательно. Если фрикционный слой сработался клином, это означает то, что один из направляющих пальцев клинит и откладывать на потом проверку направляющих нельзя — чревато отказом при торможении. Специальные смазки, которые закладываются в подвижные части тормозных механизмов, категорически не рекомендуется заменять на нечто «универсальное», не терпящее высоких температур.
Теперь немного о сроках замены колодок и дисков, «неоригинале», проточке и прочих элементах системы и сопутствующих им деяниях. Современные тормозные колодки обычно сами сигнализируют об износе — либо с помощью встроенных датчиков, либо довольно примитивными, но эффективными «пискунами» — металлическими пластинами, которые при критическом износе достают до тормозного диска и начинают издавать неприятный громкий визг. Теперь откладывать ТО надолго нельзя, даже если вы видите, что на колодках вроде как еще остался фрикционный слой. Его почти не осталось, поверьте, хотя визуально, возможно, это и не так выглядит. Почему? Дело в том, что те 2-3 мм, которые вы видите еще не сработавшимися, тормозным слоем по сути не являются — это специальный клей, на котором держится фрикционная основа, и тормозить он будет плохо. Вообще, клей этот довольно мощный по характеристикам и разрабатывается каждой фирмой но собственным рецептам. Судите сами, какие серьезные нагрузки испытывает колодка на сдвиг и давление, но клей этот создан для чего угодно, только не для работы на трение.
Замена тормозных колодок Лада Ларгус
Тормозная система автомобиля должна быть всегда исправна, чтобы обеспечить необходимую безопасность. Тормозные колодки (ТК) постоянно испытывают значительные нагрузки, поэтому быстро изнашиваются их элементы, в том числе накладки и барабаны на заднем колесе. Пользуясь пошаговой инструкцией замену ТК на Ларгусе можно выполнить самостоятельно в условиях гаража.
Когда нужно менять колодки
Производитель мануле авто Лада Ларгус рекомендует менять ТК
через 30 000 км пробега. Сократить срок замены могут следующие причины:
- продолжительная эксплуатация без
профилактического осмотра; - сложные условия, в которых используется авто;
- механические повреждения поворотного кулачка,
суппорта, вызвавшие деформацию накладок и, как следствие, появление скрипа ТК; - суровый климатический режим;
- низкое качество расходных материалов или
нарушение технологии при их установке; - агрессивная манера езды водителя;
- недостаток ТЖ в расширителе главного цилиндра,
повреждение тормозных трубок; - заедают исполнительные цилиндры.
Чтобы поддерживать ТС в рабочем состоянии, через каждые
15000 км следует делать диагностику тормозной системы. Лучше осматривать при
смене сезона. Удобно производить осмотр колодок вместе со сменой резины с
летней на зимнюю, и наоборот.
Замена ТК производится в случае предельно допустимого износа
– 1,5 мм. Если продолжать ездить, могут испортиться резиновые уплотнители,
установленные на поршнях. Разгерметизация станет причиной вытекания тормозной
жидкости, что приведет к снижению эффективности работы системы тормозов.
Рекомендуется производить замену при толщине 5-7 мм.
На Лада Калина нет цифрового сенсора, поэтому измерять
толщину тела накладки приходиться вручную. Для этого необходимо демонтировать
каждое колесо и измерить толщину накладки штангенциркулем. Как вариант, можно
вывернуть руль до конца влево, а затем вправо и на глаз оценить толщину, чтобы
избежать демонтажа колес. Но такой способ годится лишь для передней пары.
Задние однозначно нужно демонтировать.
Колодки подлежат замене и в случае значительного слоя масла
на поверхности накладок, появления на них механических повреждений, царапин,
сколов, отслоения, выкрашивания и обугливания.
Определить необходимость замены можно по признакам:
- Снижение качества торможения из-за увеличения
хода тормозной педали. - Увеличенный ход ручника. Допустим, при
постановке на стоячий тормоз приходилось щелкать 3-4 раза, количество щелчков
увеличилось до 5-7. На ручном тормозе машина продолжает катиться с любой горки.
Может причина в растянутом тросе, но проверка колодок. - Во время торможения появляются посторонние
звуки: стуки, скрипы, шумы. Возможно появление вибрации, но причина ее может
быть в деформации диска. Нужно провернуть диск и понаблюдать за его биениями.
Если видна «восьмерка», однозначно, необходимо менять диск. - Состояние пыли. Если заглянуть под диски, видно
пыль, налет, образующихся от выделяемой при торможении пыли. Если он темного
цвета, это нормально. Если есть металлические вкрапления, это говорит о
царапании диска и необходимости замены ТК.
Процесс замены тормозных колодок
ТК меняются только комплектом с двух сторон, чтобы избежать
неравномерного торможения и заноса машины в сторону.
Для проведения процедуры необходимо приготовить следующие
инструменты:
- две монтажные лопатки;
- плоскую отвертку;
- пассатижи;
- брусок;
- зубило;
- молоток;
- набор ключей.
Перед началом работ машину устанавливаем на ровную
горизонтальную поверхность.
Меняем передние ТК
Подставляем под задние колеса деревянные подпорки или
включаем ручной тормоз, чтобы исключить движение транспортного средства.
Дальнейшие работы проводятся пошагово:
- Смотрим на уровень ТЖ в расширителе. Если она на максимальной отметке, с помощью имеющегося приспособления выкачиваем лишнюю жидкость. Это необходимо для того, чтобы при погружении поршня в цилиндр ТЖ не потекла из-под крышки расширителя.
- Подручным инструментом разгибаем загнутые края стопорной шайбы нижнего крепежного болта.
- Фиксируя палец за шестигранник, выворачиваем нижний крепежный болт. и снимаем его вместе с шайбой.
Достаем
ТК из направляющей. Если их зажимают поршни, отводим поршни назад, вставив
плоскую отвертку между диском и ТК.
- После снятия ТК очищаем все элементы от загрязнений, отложений, ржавчины. Проверяем наличие течи ТЖ, целостность пыльников на поршнях. При необходимости меняем. Если есть течь, устраняем причину.
- Перед размещением деталей для замены поршень нужно утопить в цилиндре до максимума. Это можно сделать двумя способами. 1-й: утапливаем поршень с помощью больших пассатижей, при этом корпус с цилиндром остаются поднятыми.
2-й: монтируем внутри ТК на посадочное место, скобу перемещаем в привычное положение. Вставляем монтажку или лезвие отверткиу в прорезь на суппорте и, упираясь в диск, поршень опускаем в цилиндр.
- Установив новые детали, скобу с цилиндром опускаем и вкручиваем нижний крепежный болт, фиксируя его сторпорной шайбой от раскручивания.
- Выполнив замену, пару раз выжимаем тормозную педаль, чтобы установить щели между дисками и ТК.
- Прикручиваем колесо.
- Нормализируем уровень ТЖ.
Замена передних тормозов на Лада Ларгус.
Меняем задние ТК
Рассмотрим, как менять колодки на примере заднего левого
колеса. Чтобы снять тормозной барабан, нужно снять блокировку тормозной системы.
Для этого ручку ручного тормоза опускаем максимально вниз.
Для замены ТК заднего колеса выполняем следующие действия:
- Демонтируем заднее колесо и поднимаем машину домкратом.
- Для демонтажа тормозного барабана необходимо открутить две направляющих шпильки.
- Если демонтировать барабан сразу не получается, проворачиваем его и одновременно через приготовленный брусок молотком простукиваем с обратной стороны. После этого он снимаемся без проблем.
- Оттянув пассатижами верхнюю пружину, снимаем ее.
- Аналогично поступаем с нижней.
- Демонтируем направляющею пружину ТК, поддев отверткой.
- Вынимаем разжимную планку.
- Удаляем переднюю ТК.
- На задней ТК есть рычаг, который разводит ТК при включении ручного тормоза. Его требуется снять с петли тросика на стояночном тормозе.
- Извлекаем шплинт и одновременно демонтируем шайбу с пальца.
- Вытягиваем палец и демонтируем рычаг с задней ТК.
- Установку новых ТК делаем в последовательности, обратной снятию.
- При установке новых элементов, нужно контролировать, чтобы ТК попали в направляющие прорези на тормозных цилиндрах.
- Возвращаем на место направляющую пружинку.
- Монтируя барабан, надавливаем на колодки двумя монтажками и опускаем поршни в исполнительных цилиндрах.
- Когда барабан установлен на штатное место, выжимаем несколько раз на тормозную педаль, чтобы поршни заняли рабочее положение.
- На заключительном этапе подтягиваем ручной тормоз.
- Прикручиваем колесо.
После замены колодок на Лада Ларгус первое время тормоза
могут работать немного хуже. Это происходит от того, что на барабанах и дисках
всегда присутствует некоторый износ. Колодки должны притереться. Поэтому
профессионалы рекомендуют в это время не лихачить.
Как заменить передние тормозные колодки Лада Ларгус
Колодки нужно менять обязательно комплектом на одной оси, независимо оттого, что на одном колесе меньше износ, чем на другом.
Снятие
Устанавливаем автомобиль на подъемник или поднимаем с помощью домкрата.
Снимаем передние колеса.
Очищаем металлической щеткой детали переднего тормоза.
Плоской отверткой разводим колодки, при этом нужно отвернуть крышку бачка на главном цилиндре и следить за уровнем тормозной жидкости. Если уровень увеличивается сверх нормы можно удалить с помощью спринцовки.
Для автомобилей с двигателем К7М
Отворачиваем и извлекаем нижний болт 7, рисунок 1, крепления направляющего пальца, удерживая ключом направляющий палец 6 (ключ гаечный 17, головка сменная 13, ключ трещоточный).
Поворачиваем суппорт 3, рисунок 2, вверх и извлекаем тормозные колодки 4 и шумоподавляющие пластины 2.
Для автомобилей с двигателем К4М
Извлекаем пружину 3, рисунок 3 из отверстий суппорта 2 переднего тормоза (отвертка плоская, плоскогубцы).
Плоской отверткой извлекаем защитные колпачки 4, рисунок 4, из колодцев направляющих пальцев.
Шестигранником на 7 выворачиваем и извлекаем направляющие пальцы 5.
Снимаем и подвешиваем суппорт переднего тормоза к пружине подвески.
Нужно быть осторожным с тормозным шлангом, чтобы его не растянуть и не скрутить.
Снимаем передние колодки.
Параметры тормозных колодок
Минимально допустимая толщина
(включая подложку), мм
Установка колодок
Проверить толщину тормозных колодок в соответствии таблицей 1 и при необходимости заменить.
Проверить состояние пылезащитного колпачка рабочего поршня, пылезащитных чехлов направляющих пальцев и при необходимости заменить.
Для автомобилей с двигателем К7М
После снятия болты 1, рисунок 1, крепления направляющих пальцев подлежат обязательной замене, так как фиксация болтов осуществляется клеевым составом, наносимым на резьбовую поверхность болта. Повторное использование болтов не допускается.
При замене колодок шумоподавляющие пластины 2, рисунок 2, заменить.
Установить в направляющую переднего тормоза новые шумоподавляющие пластины, установить тормозные колодки.
Повернуть суппорт вниз и закрепить его болтом крепления направляющего пальца, предварительно на резьбовую часть болта нанести клеевой состав FRENETANCHE в количестве 1 г. Момент затяжки болта 34 Нм (3,4 кгс.м) (ключ гаечный 17, головка сменная 13, ключ трещоточный, ключ моментный).
Для автомобилей с двигателем К4М
Установить тормозные колодки в направляющую переднего тормоза.
Установить на направляющую суппорт переднего тормоза и закрепить его направляющими пальцами. Момент затяжки направляющих пальцев 28 Нм (2,8 кгс.м).
Установить защитные колпачки в колодцы направляющих пальцев.
Установить в отверстия суппорта пружину (плоскогубцы, отвертка плоская).
Установить передние колеса.
Нажать на педаль тормоза 2 — 3 раза, проверить и при необходимости довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов. Установить на место крышку бачка тормозной жидкости.