Левый поворот Самый опасный из маневров. (Часть 3)
Рассказывая про опасные ситуации, мы специально не будем оговаривать схему организации движения на перекрестке. Такие ситуации происходят на разных перекрестках, и в данном случае важнее запомнить саму ситуацию.
1. Поворачивая налево, мы обязательно смотрим встречный транспорт. Но очень важно смотреть и пешеходов за перекрестком слева. Причем пешеходов нужно смотреть раньше, чем вы начнете выполнять сам маневр. Иначе переходящий дорогу пешеход может вынудить вас остановиться прямо поперек дороги у встречного автомобиля.
Такая же ситуация может случиться, когда, уступая дорогу пешеходам, остановился передний автомобиль, а задний остался на встречной полосе.
2. Видя мигающий правый поворот у встречного автомобиля, нельзя начинать свой левый поворот.
Встречный автомобиль может поехать прямо. Начинать левый поворот можно только после того, как встречный автомобиль начал выполнять правый поворот.
3. Нельзя двигаться за передним автомобилем, водитель которого начал левый поворот.
Когда передний автомобиль начинает поворот налево, водитель заднего автомобиля занимает его место и, только убедившись в отсутствии встречного транспорта, начинает выполнять свой левый поворот.
4. На многополосных дорогах, бывает, что задний водитель при левом повороте прикрывается передним автомобилем.
Если поворот налево разрешен только из одного ряда, то это нарушение ПДД. Но в условиях реального движения, когда «время — деньги» на это никто не смотрит. И что не менее важно, за это никто не наказывает. Ведь параллельный поворот сразу нескольких автомобилей — это действительно экономия времени, так как перекресток могут проехать большее количество автомобилей. И раз водители так все равно поступают, главное, чтобы они видели друг друга во время выполнения маневра и думали друг о друге.
Но бывает, что поворот разрешают и из двух полос одновременно. Тогда все по Правилам, но ДТП происходят при любом раскладе.
Обычно автомобиль, которым прикрываются больших размеров. Например, автобус, троллейбус или грузовик.
Но такие попытки быть быстрее чреваты. Может произойти ДТП, как с попутным, так и со встречным транспортом.
Если оба водителя начнут поворачивать в один и тот же ряд.
Если передний автомобиль начнет разворачиваться.
Кстати, ситуация, когда задний хочет проехать быстрее, а передний начинает разворачиваться одна из самых распространенных.
Помните! Если передний водитель мешкает и не начинает маневр — это первый признак того, что он хочет развернуться.
Еще одна ситуация параллельного поворота, когда передний водитель вдруг останавливается, а задний продолжает маневр и попадает под удар встречного автомобиля.
Передним автомобилем чаще оказывается большое транспортное средство или просто автомобиль водитель, которого сначала не увидел встречную машину, а потом увидел и остановился прямо на перекрестке.
А бывает и наоборот. Передний, видя встречную машину, успевает ускориться, а другой водитель остается под ударом.
На Т-образных перекрестках поворачивающие с примыкающей дороги на зеленый сигнал светофора водители «помпуются» перед пешеходным переходом во все имеющиеся ряды, дороги, на которую они поворачивают.
В такой ситуации всем все равно из скольких рядов разрешен поворот налево. Встречных автомобилей быть все равно не может, а «помпование» помогает проехать за один раз большему количеству автомобилей.
Но здесь может возникнуть две опасные ситуации.
Когда два водителя сталкиваются, не видя друг друга.
Или наезд на пешехода, которого один из водителей не увидел из-за другого автомобиля.
5. И, конечно же, мы не забудем про ситуации, когда встречный водитель двигается на мигающий зеленый, который в итоге становится желтым или красным светом.
Еще ни один водитель, поехавший на красный сигнал светофора, не признался в этом. Все «торжественно клянутся», что ехали на зеленый мигающий сигнал светофора.
И если нет видеозаписи с камеры наблюдения или свидетеля, который двигался рядом с нарушителем, в ДТП всегда делают виновным водителя, который поворачивал налево.
Поэтому, никогда нельзя заканчивать поворот, не убедившись в том, что никто не проезжает перекресток прямо со встречного направления, когда вы заканчиваете поворот даже на красный свет.
Опасные ситуации:
Обзор закрыт встречным транспортом, стоящим в ожидании стрелки или на левый поворот. Идет встречное движение.
Потом водитель видит как мигает зеленый, загорается желтый и что «нормальные» встречные водители начинают снижать скорость и останавливаться.
Но есть и ряд, в котором машин еще нет.
И там может быть автомобиль, водитель которого, видел зеленый мигающий сигнал светофора, но решил проскочить и нажал на газ.
И когда водитель пытается закончить маневр ему в бок влетает автомобиль.
Бывает, что нарушитель до выезда на перекресток двигался не по свободному ряду, а по занятому, но потом перестроился.
Такой автомобиль и увидеть сложнее. Но в любом случае нужно помнить про такой автомобиль.
И если вдруг случилось ДТП не ходить нужно вокруг своей машины, а сразу бежать к водителям, которые остановились на красный свет и искать свидетелей.
Либо просто переписать номера всех автомобилей, которые остановились перед перекрестком, когда мимо них мог проезжать нарушитель.
Левый поворот Самый опасный из маневров. (Часть 1)
В Украине, например, схема организации движения на загородных дорогах предполагает поворот направо, а затем разворот, но не поворот налево.
Основная задача при выполнении левого поворота — уступить дорогу встречному транспорту?
Видите вы этот транспорт перед выполнением поворота налево или не видите? После ДТП это никого не интересует.
Водитель встречного автомобиля имеет преимущество. Уступить нужно автомобилю, который двигается прямо или направо.
Не нужно забывать при выполнении левого поворота и про пешеходов, особенно тех, которые переходят дорогу за перекрестком.
И при левом повороте положение этих пешеходов самое опасное, так как, поворачивая налево, водитель разгоняется, пытаясь как можно быстрее уйти с направления движения встречного автомобиля.
В зависимости от схемы организации движения на перекрестке (вида перекрестка), количество объектов, которым нужно уступить, меняется.
Главная дорога или основной зеленый сигнал светофора
Поворот налево по главной дороге на неравнозначном перекрестке и на зеленый основной сигнал светофора на регулируемом перекрестке совершается по одним и тем же правилам.
Основные правила выполнения левого поворота по главной дороге или на зеленый сигнал светофора следующие:
Если есть встречный транспорт, сразу выезжаем ближе к центру перекрестка вдоль оси дороги, по которой мы двигаемся.
К оси дороги, по которой мы двигаемся нужно браться ближе, чтобы на небольшом перекрестке ваш автомобиль могли объехать водители, которым нужно прямо или направо.
Останавливаемся перед осью пересекаемой дороги, не доехав около 1,5 – 2 метров.
Пересечение осей дорог — это центр перекрестка.
Есть два случая при повороте налево, когда нужно выезжать к центру перекрестка, уступая дорогу встречному автомобилю — это когда у нас главная дорога или основной зеленый сигнал светофора.
Расстояние, которое мы оставляем при остановке до оси пересекаемой дороги — это расстояние, необходимое для раскатывания перед выполнением маневра. Этот прием используют водители автомобилей с механической коробкой передач и педалью сцепления.
Итак, если у вас механика со сцеплением. Когда перекресток проезжает встречный автомобиль, после которого вы будете выполнять маневр, сначала начинаем трогание с прямыми колесами на заранее оставленном расстоянии.
И как только этот автомобиль проехал мимо вас, уже находясь в движении, вращаем руль в поворот. Так делать удобнее и безопаснее, чтобы не заглохнуть поперек перекрестка, вращая руль и трогаясь одновременно.
Перед поворотом уже нужно знать встретятся ли на вашем пути пешеходы?
Если у вас «автомат» или «робот», вам можно только позавидовать. На автомате так изощряться нет необходимости. Нажал и поехал.
Опять же напоминаем. При левом повороте, как и при развороте, опасно сразу закручивать руль в сторону поворота. Если вас ударят сзади, ваш автомобиль выбросит на встречную полосу, а там лобовое столкновение.
Подворачивают колеса в поворот только, когда на встречной полосе уже стоит автомобиль, водитель которого также хочет повернуть налево (развернуться). Но и здесь нужно быть осторожным. Чтобы не получилось так, что встречный автомобиль уедет, а вы останетесь на встречной полосе.
Когда же встречного транспорта нет, ехать к центру перекрестка не нужно. Обычно, при отсутствии встречного транспорта, водители начинают вкручивать руль в левый поворот, как только проехали передними колесами пересечение проезжих частей. При этом радиус поворота увеличивается, вращать руль много не надо и скорость при прохождении поворота может быть больше.
Большая скорость в левом повороте — это «ПЛЮС», если говорить о том, что нужно как можно быстрее уйти с направления движения встречного транспорта.
Но одновременно это и «МИНУС». «Вылетая» с перекрестка можно не успеть остановиться перед пешеходным переходом и совершить наезд на пешехода.
Если при отсутствии встречного транспорта поехать дальше на перекресток это только приведет к потере времени и может искусственно создать аварийную ситуацию.
Задний водитель, видя, что вы мешкаете при отсутствии встречного транспорта, может попытаться опередить вас прямо на перекрестке.
Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации
Рассмотрим несколько опасных ситуаций на перекрестках, с которыми может столкнуться любой водитель во время осуществления поворота налево или разворота.
Техническое исполнение этих маневров в соответствии с ПДД описано в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1, Часть 2, Выполнение разворота Часть 2, и в серии статей по развороту на перекрестках дорог с разделительной полосой.
Сами по себе, в отдельности, левый поворот и разворот не являются трудными маневрами. Но в условиях присутствия других участников движения возможны разные ситуации.
Этим, собственно, случаям и посвящен материал данной статьи.
Опасные ситуации на перекрестках
При повороте налево на перекрестке ПДД обязывают уступить дорогу встречным ТС, которые едут «прямо» или «направо».
Часто одновременно попутно поворачивающих машин бывает несколько, а возможность успеть повернуть налево ограничена длиной зеленого сигнала и количеством машин на перекрестке.
В такие моменты всегда есть вероятность, что кто-то захочет «срезать» угол на повороте, чтобы, таким образом, быстрее выехать с перекрестка.
«Срезание» угла поворота может привести к неожиданному столкновению в попутном движении. Такое часто происходит с автомобилем, который на этом перекрестке разворачивается.
Действия развиваются примерно так. Водитель, едущий сзади, решает срезать угол. Он видит включенный левый «поворотник» у едущего впереди, и предполагая, что тот поворачивает налево, устремляется вперед.
Он, ведь, еще не знает, что водитель «переднего» автомобиля будет разворачиваться.
Ну а тот, в свою очередь, разворачиваясь, не ожидает такого, или не замечает, что делается слева-сзади своей машины. В критической ситуации оба автомобиля «встречаются».
Вывод. Во время поворота налево на перекрестке небезопасно «резать» углы. А водителям, совершающим разворот, необходимо следить за ситуацией слева-сзади своего автомобиля.
Идем далее. Негласное правило поворота налево звучит так: ожидая возможность поворота, и пропуская встречный транспорт, необходимо держать передние колеса автомобиля в положении «прямо».
Это нужно для того, чтобы в случае внезапного удара сзади, автомобиль не выкатился влево под встречные машины. Такое возможно в случае, когда «задний» автомобиль не успевает затормозить.
Нередко бывает так, что встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, вынуждает вас отступить от этого правила.
Т.е., чтобы обеспечить себе обзор, встречный водитель выезжает на середину перекрестка и, немного повернув, останавливает свой автомобиль полубоком по отношению к вам, как на рисунке ниже, тем самым, перекрывая вам обзор.
Если этот автомобиль крупный, то вам из-за него перекресток становится совсем не виден, и вы вынуждены проехать чуть влево-вперед и расположить свою машину таким же образом, чтобы хоть как-то попытаться обеспечить себе обзор.
И вот в этот момент нужно действовать очень осторожно, поскольку «ваш» передний бампер может выступить под «встречное» движение.
Водитель едущей вам навстречу машины (которой вы уступаете дорогу), может вас не заметить за габаритами другого авто (за которым вы остановились).
Следующий опасный момент на перекрестке – это поворот налево или разворот на желтый сигнал светофора.
Теме разбора похожих дорожных ситуаций посвящена серия статей Дорожные ситуации. Проезд на желтый сигнал.
Допустим, вы намереваетесь повернуть налево, заехали на перекресток и ждете, пока появится возможность закончить маневр, пропуская встречные машины. На светофоре для вас загорается желтый.
Едущие машины, по направлению которых зеленый сигнал сменился на желтый, начинают останавливаться перед светофором, а вы все еще стоите посередине перекрестка.
Казалось бы, уже желтый сигнал, уже можно закончить проезд перекрестка, но вдруг вы замечаете, что на подъезде к перекрестку по свободной полосе на большой скорости «мчится» еще один автомобиль.
Возможно, его водитель не станет останавливаться на уже включившийся «желтый», и захочет успеть проехать перекресток на желтый, или даже красный сигнал.
Это будет нарушение с его стороны, но разбираться в его причинах нет смысла. Если вы тронетесь в этот момент, а тот уже «вылетит» на перекресток, то столкновение очень даже возможно.
Потом последует несколько часов разбирательств и ремонт автомобиля. Выход из этой ситуации не всегда однозначный.
Если почувствуете, что не успеете повернуть и «уйти» с линии его движения до того, как тот заедет на перекресток, лучше всего не трогаться с места до прояснения ситуации.
Поскольку вы находитесь на перекрестке и завершаете проезд, то когда для вас включится «красный», водители, едущие с других направлений, обязаны дать вам возможность выехать с перекрестка по требованию пункта 13.8 ПДД.
Несколько слов по этой ситуации, только уже для тех водителей, кто едет через перекресток «прямо» на желтый сигнал в самый последний момент.
В случаях, когда нет возможности остановиться перед светофором без применения экстренного торможения, право на такое действо дает пункт 6.14 ПДД, но это право люди используют для проезда в самый последний момент.
Чем такое может закончиться — это дело случая. Одна из ситуаций рассмотрена в статье Проезд перекрестка на желтый.
Следующая опасная ситуация на перекрестке несколько похожа на предыдущую, но с одной разницей:
водитель на большой скорости подъезжает к перекрестку по пересекаемой дороге, и для него только что включился зеленый сигнал.
Формально, он может проехать через перекресток без остановки — у него зеленый свет. И водитель, не снижая скорости, въезжает на перекресток в момент, когда с него еще не успел выехать автомобиль, завершающий поворот (или проезд), и происходит столкновение.
Такие ситуации нередки. И на вполне резонный вопрос «а куда смотрел тот водитель, неужели он не видел, что перекресток занят, куда летел?», к сожалению, ответа не находится.
Этой же (поспешный выезд на перекресток) теме посвящена статья Проезд на только что включившийся зеленый.
Чтобы избежать ДТП в подобной ситуации, выход единственный – подъезжая к перекрестку, необходимо снижать скорость даже в том случае, если для вас уже загорелся разрешающий сигнал.
Если для поворота налево вы решитесь заехать на перекресток в последний момент, на свой мигающий зеленый или желтый сигнал, то нужно помнить о ситуации, которая была описана чуть выше (Проезд на только что включившийся зеленый).
Далее, рассмотрим еще одну опасную ситуацию на перекрестке, у которого на пересекающей дороге есть разделительная полоса (газон).
Разделительные полосы бывают широкие и узкие, нас интересует случай, когда полоса не очень широкая, приблизительно как длина легкового автомобиля. А площадь самого перекрестка может быть любых размеров.
Поворот налево в этом случае целесообразно «прокладывать» в правой половине разрыва разделительной полосы, по длинной дуге, как на рисунке ниже.
Таким образом, встречный разъезд при обоюдном повороте налево будет происходить левыми бортами. Это самая правильная и безопасная траектория поворота налево в этом случае.
Но может случиться так, что водитель встречного автомобиля, по привычке, «предложит» вам в этой ситуации разъехаться правым бортом.
Такое вполне возможно, если площадь перекрестка большая, т.е. водители могут беспрепятственно разъехаться правыми бортами около условного центра, не нарушая при этом Правила.
Но «правильность» поворота налево будет зависеть не только от размеров перекрестка, но и от того, как организован проезд через него.
Посмотрите на рисунок ниже. На нем схематично изображена одна из спорных ситуаций, связанная с поворотом налево.
Дорога, с которой совершается левый поворот, имеет всего две полосы, а встречных, поворачивающих налево машин, может быть несколько, и даже возможен затор.
Таким образом, встречный разъезд левыми бортами может быть затруднен, поскольку, никто не захочет уступить, и остается один вариант – он обозначен красной линией. Чем этот вариант опасен?
Во-первых, «толкотня» в пробках – это для любого водителя всегда стресс, а порой, слишком эмоциональный.
Если кому-то нужно будет проехать прямо на этом участке, то он, дождавшись своей очереди, чтобы успеть, пока горит разрешающий сигнал, может «дать по газам».
При этом, тот водитель не ожидает, что встречный автомобиль поедет по «его половине» перекрестка (по красной линии), и в этой ситуации не исключено столкновение.
Во-вторых, за такой маневр, можно получить санкцию как за «выезд на полосу встречного движения». Разумеется, если в разрыве газона будут нарушены условия «встречной полосы».
Оспорить в суде этот факт будет очень трудно.
В нашей стране движение правостороннее, а если на перекрестке образовался затор, то пункт 13.2 ПДД в этом случае прямо запрещает выезд на перекресток.
Выход из этой ситуации – стоять и ждать, пока не освободится проезд. Это лучше, чем случится ДТП или накажут до лишение прав.
Весь вышеизложенный материал касается опасных ситуаций на перекрестках, которые регулируются светофорами.
Эти правила справедливы также и для нерегулируемых перекрестков, но с небольшой разницей, поскольку, расстановка приоритетов на последних осуществляется несколько по-другому.
Перед маневром на нерегулируемом перекрестке, вы должны точно знать, по какой дороге приближаетесь к перекрестку – по главной или второстепенной.
Если вы движетесь по главной дороге, то у вас преимущество перед ТС, которые подъезжают по второстепенной дороге. Кроме этого, вам еще разрешен обгон на перекрестке по главной дороге.
Так вот. Целесообразно отказаться от обгона на перекрестках. Его опасность обсуждается в серии статей Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.
В качестве наглядного примера рекомендую посмотреть видеоролики в статьях ДТП при обгоне на перекрестке и Левый поворот на перекрестке.
Соответственно, если вам необходимо повернуть с главной дороги налево, то сначала необходимо убедиться в том, что вас никто не обгоняет в этот момент.
Как вести себя на дороге, и что делать в такие моменты, предлагаю две статьи: Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют, Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.
Если едущий сзади пошел на обгон (не обязательно это будет машина, там может быть догоняющий мотоциклист) – дайте ему завершить маневр, пусть сначала обгонит, а затем поворачивайте.
О том, как проезжать нерегулируемые перекрестки изложено в одноименной статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.
Но кроме формального соблюдения приоритета на дороге никто не отменял внимательность.
В следующей статье по теме левого поворота и разворота, рассмотрим опасные ситуации, возникающие во время выполнения данных маневров вне перекрестка.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 19.02.2022
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.