Особенности вождения и правила обслуживания коробки вариатора
Особенности эксплуатации вариатора подразумевают обязательный прогрев при низкой температуре, исключение поездок по бездорожью и пробуксовок.
Рекомендуется правильно буксировать машину с CVT, отслеживать состояние датчиков и проверять уровень рабочей жидкости. Знание простых правил позволяет продлить срок службы трансмиссии и избежать непредвиденных затрат на ее ремонт.
Как правильно ездить на автомобиле с вариатором
В коробке передач CVT при эксплуатации водителю не нужно переключать передачи, как в случае с МКПП. Машины с вариатором отличаются быстрым набором скорости, отсутствием рывков, экономным расходом топлива и высокой экологичностью.
Режимы включения вариатора
Управлять автомобилем с вариатором можно с помощью ручки КПП с положениями — «Р», «R», «D», «N» и «L». Для поездки достаточно перевести селектор в нужное положение и нажать педаль газа. В процессе эксплуатации ручка переводится в требуемую позицию.
Положения селектора АКПП и их особенности:
- Движение вперед — «D». Стандартное положение коробки передач, основное для водителя. После его включения машина сама двигается вперед и меняет передаточное число с учетом скорости.
- Движение задним ходом — «R». Особенность вариаторной коробки — отсутствие реверсного движения вала. Для движения назад предусмотрены дополнительные узлы, подключаемые при переводе ручки в положение «R». Его включение происходит при полной остановке авто. В некоторых машинах для защиты нужно дополнительно нажать на кнопку селектора (срабатывает только на стоящей машине).
- Нейтраль — «N». Особенность этого режима коробки передач — разъединение с двигателем. Применяется для длительной остановки и пуска двигателя авто. При кратковременных паузах в движении использование «N» не рекомендуется.
- Парковка — «P». Перевод в это положение блокирует ведомый вал транспортного средства и исключает его случайное перемещение. Используется для стоянки автомобиля. Дополнительная особенность — активация после нажатия на тормоз и включения ручника.
- Ручное управление — «+» и «-». В автомобилях с коробкой вариатором доступно самостоятельное переключение скоростей. Устройство имитирует изменение передаточного числа, а контроль процесса все равно остается за электроникой.
Если есть сомнения в работе вариатора, нужно уточнить особенности его эксплуатации, можно обратиться к специалистам из «Центра по ремонту вариаторов №1».
Получить дополнительную информацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Дополнительные режимы
Особенность современных вариаторных АКПП состоит в наличии нескольких дополнительных режимов эксплуатации:
- Спорт — «S». Особенность опции — улучшение динамики при нажатии на газ, задержка при смене скорости и возможность дольше ехать на повышенных оборотах.
- Сложные условия — «L». При переводе передние колеса показывают максимальную тягу. Режим используется при буксировке, движению по бездорожью.
- Эконом — «Е». Главная особенность в ориентации на снижение расхода топлива. Функцию контроля берет на себя автоматика.
Пуск двигателя
Заводить мотор можно при нахождении селектора в положении «N» или «P». В первом случае обязательно нажимается тормоз, а во втором этого делать не нужно.
При эксплуатации авто после продолжительного простоя смазка роботизированных коробок и других видов АКПП стекает в поддон. Масло постепенно застывает и становится густым, из-за чего вариатор первое время работает «всухую».
Начало движения
Для начала движения нажимается тормоз, после чего ручка АКПП переводится в положение «R» или «D» в зависимости от того, в каком направлении необходимо перемещаться.
При краткосрочных остановках достаточно нажимать на тормоз без перевода рукоятки из позиции «D» в «N». При длительной паузе в движении разрешено перемещение селектора в «нейтралку».
Маневрирование и повороты
Особенность коробки CVT — чувствительность к скачкам оборотов двигателя, поэтому трансмиссия будет сама подбирать подходящий режим/скорость с учетом дорожной ситуации.
Транспортировка и буксирование
Транспортировка тяжелых прицепов в ходе эксплуатации может привести к проблемам с вариатором. Такая АКПП не любит больших нагрузок и быстрей изнашивается. На практике допускается использование авто с вариаторной коробкой для перемещения прицепа весом до 1000 кг.
В особенностях эксплуатации вариатора часто упоминаются требования к буксировке. Если необходимо выехать из сугроба, разрешено применение гибкой/жесткой сцепки. Двигатель должен работать, а селектор находиться в позиции «N». Оптимальное решение — буксировка посредством частичной погрузки.
Эксплуатация при низких температурах
Для продления срока службы CVT важно правильно пользоваться коробкой передач зимой и прогревать ее перед началом движения. Перемещать селектор во все положения не рекомендуется. Лучше на несколько секунд установить рукоять в позицию «N» для прогрева муфты.
В некоторых автомобилях предусмотрены нагреватели. Их особенность — питание от обычных розеток 220 В и предварительный нагрев системы, что важно в процессе эксплуатации.
Температура, градусов Цельсия | Прогрев на стоянке, мин | Нагрев в движении, мин |
0 и выше | нет | нет |
от -5 до 0 | нет | 3-4 |
от -5 до -10 | 3-5 | 5-7 |
от -10 до -15 | 5-10 | 10-15 |
от -15 до -23 | 10-15 | 15-20 |
от -23 до -30 | 15-20 | 20-30 |
от -30 до -35 | 20-30 | 30-40 |
При температуре ниже 35 эксплуатация на свой страх и риск. Рекомендуется применение предпускового подогрева.
Поделитесь своим мнением в комментариях.
Предлагаем вам посмотреть видео-обзор на лайфхак по прогреву вариатора зимой.
Как управлять вариатором в пробке
Выбор режима работы CVT зависит от особенностей эксплуатации, а именно продолжительности нахождения в статическом положении. Если остановка затягивается на долгое время, можно перевести ручку в положение «N» или «P», когда авто стоит под наклоном.
При непродолжительной остановке достаточно оставаться на режиме «D» и нажимать на тормоза.
Основные ошибки при езде на вариаторе
В процессе управления автомобилем с коробкой-вариатором многие допускают ошибки, что ведет к преждевременному повреждению АКПП и необходимости ее ремонта.
Резкий разгон и большая скорость
Коробки CVT больше подходят водителям, ориентированным на спокойный режим вождения без резких ускорений и нажатий на тормоз. Особенность в том, что быстрый набор скорости приводит к проскальзыванию шкива, а в дальнейшем к повышению рабочей температуры, повреждению узла.
Аналогичные последствия возможны при частом и резком нажатии на тормоз. В таком случае возможен нагрев подшипников.
Езда по бездорожью
Поездки по плохим дорогам повышают вероятность пробуксовки, а этот фактор негативен для вариатора. Последствия такой эксплуатации такие же, как и при резком начале движения — износ и чрезмерный нагрев шкива.
Если и приходится выезжать на плохую дорогу, необходимо придерживаться небольшой скорости.
Неправильная транспортировка прицепов и автомобилей
В мануале к автомобилям с CVT указывается, что главное назначение — перевозка багажа и пассажиров. Особенность в том, что запрета на буксировку нет. Если все-таки необходимо использовать прицеп, важно учитывать технические характеристики авто.
Главное, чтобы прицепное устройство с грузом весило меньше предельного параметра. Скорость движения при эксплуатации на любых дорогах ограничена 70 и 90 км/ч в городе и за его пределами соответственно.
Неправильная буксировка автомобиля с вариатором
Ошибки буксировки в процессе эксплуатации часто приводят к повреждению вариатора. Если нужна транспортировка авто с CVT, лучше вызвать эвакуатор, ведь тянуть его на буксире бесполезно.
При отсутствии такой возможности допускается буксировать авто не более 50 км при условии, что мотор запущен, селектор в позиции «N», а скорость до 50 км/ч.
Обслуживание или как продлить жизнь вариатору
Существует ряд особенностей эксплуатации и рекомендаций, как защитить машину на вариаторе с передним приводом, а также полно- или заднеприводной версии.
Следите за датчиками
Особенность CVT состоит в зависимости от работы датчиков. Поломка любого из них может привести к выходу из строя вариатора. Вот почему нужно контролировать их исправность и производить замену на станции Jatco в случае необходимости. Провести диагностику и устранить неполадки любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1».
Получите дополнительную информацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.
Своевременная замена трансмиссионного масла
Периодичность заливки нового масла в автомобиле с вариатором указана в инструкции эксплуатации. В среднем замену нужно осуществлять раз в 40 000 км. При использовании авто в сложных режимах лучше сделать замену через 30-35 тысяч.
Особенно это нужно учесть при:
- злоупотреблении буксировкой;
- агрессивной манере езды;
- длительном нахождении в пробках;
- частых поездках по бездорожью.
Если этого не сделать, высок риск износа шлицевых соединений, конусов и ремня.
Что нельзя делать на вариаторе
Современные вариаторные КПП отличаются высокой надежностью и при правильной эксплуатации имеют большой срок службы. Главное учитывать особенности этого узла:
- избегать агрессивного режима вождения;
- буксировки прицепов / транспортных средств;
- своевременно менять масло;
- начинать движение только после хорошего прогрева CVT.
При соблюдении этих правил и особенностей эксплуатации срок службы вариатора будет не меньше, чем у двигателя.
Режим l на вариаторе
Запись посвящается тем, кто решил сократить жизнь своему вариатору и сделал/собирается сделать этот режим у себя, а также для копипаста ребяткам, которые всётаки сделали ЭТО.
Почему это НЕ НАДО ДЕЛАТЬ?
Режим L — режим LOW, т.е. пониженная передача. Как на классических автоматах, так и на вариаторах коробка в этом режиме не переключает передачи выше 2. На некоторых классических автоматах этот режим делится на два режима- с циферкой 1 и 2.
1. Коробка выше первой передачи не переключается
2. Коробка не переключается выше второй соответственно.
Это нужно как правило, чтобы выехать, когда забуксовал или когда необходима пониженная передача, но никак не вжаривать на ней.
Теперь про наш вариатор. Эта коробка НЕ ЛЮБИТ высоких оборотов, резких стартов и прочих рывков.
По факту этот режим не нужен вовсе, т.к. есть возможность ручного переключения, где как раз водитель может сам выбирать передачу и также выше 1 или 2 передачи не подниматься.
Все, кто решился на подобную процедуру, резали проход чуть вбок вправо. Для чего это нужно? А для того, чтобы ты случайно не смахнул рычаг на этот режим "когда не следует". Режим переключения у вариатора нашего без кнопки фиксатора на ручке, но с неровным каналом хода рычага переключения, если ты понимаешь о чем Я)))
Про пагубное воздействие про езду в таком режиме:
Старт со светофора — это почти 90% случаев, для чего делают этот режим на вариаторе.
Вжаривает, вдавливает и разгоняется "ДАЙБОЖЕ"!
Как раз это и пагубно влияет на наш вариатор. Рывки, букс, высокие обороты — это всё плохо. ФУ, плюнь бяку!))
Может повезти и варик прослужит дольше, чем ты собираешься на нем ездить, а может сдохнуть в самый неожиданный и неподходящий момент.
Так что не мучай тачку и продай её тому, кто будит её любить, а себе возьми такую же но на механике, свапнись наконец.
Сайт об автомобильных коробках передач
Становящиеся все более популярными вариаторные коробки на автомобилях имеют одну из важнейших особенностей – бесступенчатая смена крутящего момента, то есть водителю не требуется переключать самостоятельно передачи, как это делается на авто с МКПП, или ощущать небольшие рывки при смене передачи, которые бывают у авто с АКПП.
Что касается самого управления вариатором, то оно практически не отличается от управления коробкой-автоматом, но особенность бесступенчатой смены момента вносит свои коррективы в управление. Есть определенные нюансы, которые следует учитывать при управлении автомобилем с вариаторной коробкой передач.
Общая инструкция по управлению вариатором достаточно проста: чтобы начать движение нужно всего лишь перевести селектор КПП, который пришел на смену рычагу МКПП, и нажимая на педаль газа, начать движение. Во время движения, если не выбран ручной режим управления, никаких действий с селектором выполнять больше не надо.
Режимы вариатора
Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.
Движение вперед
«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.
Движение задним ходом
«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.
Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.
Нейталь
«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.
Парковка
«P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.
Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.
Ручное управление
«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.
Дополнительные режимы
Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.
«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.
«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.
«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.
Нюансы пользования вариатором
Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.
Начало движения
При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках. При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.
Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.
При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.
То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.
Транспортировка
Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.
Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».
Буксирование
Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.
Go Blin
Гость
alex057
Участник
Re: S L на автомате
S- скоростной режим, где частые разгоны чередуются
с торможениями и остановками.
L – для преодоления крутых подъёмов, для торможения двигателем на спусках
это очень коротко о данных режимах
Beautiful
Опытный
Re: S L на автомате
Как мне объснили: S-sport (мне она не понадобиться), L-только зимой, на пониженной скорости для лучшего сцепления с дорогой.
alex057
Участник
Re: S L на автомате
S – работает на повышенных оборотах – короче если хотца погонять
L – для лучшего сцепления с дорогой, чтобы не пробуксовали на льду, или в грязи какой-нибудь – на пониженных оборотах едет.
Константин.
Интересующийся
Re: S L на автомате
S – Sport (Ребята вам уже описали)
L – Для прохождения трудных участков дорог и зимнего периода, к примеру: Лето, просёлочная дорога после дождя, месиво водяное. переключаетесь на "L" и неторопясь его проходите и, зимой. заехали брюхом на сугробы. включаете "L" и потихонечку вылезаете.
L – работа на низких оборотах.
ЗЫ. включите режим "S", на руле нажмите "7 speed" и. лепесточками переключайте передачи на своём болиде =)) нереально втыкает =)))
NaTaLiKzN
Участник
Re: S L на автомате
спрошу тоже.
а можно переключаться на ходу с одного режима на другой?
Om namaha
Гость
Re: S L на автомате
Можно, без проблем.
Троffим
Старейшина
Re: S L на автомате
Особенно на высокой скорости ( 120-140 км.ч ), с "S" на " L ". Вариатор гарантированно порвёшь! Ели объяснять "на пальцах" – это как на МКПП , на скорости за 100км.ч включить первую скорость и отпустить сцепление.
Прежде чем советовать, нужно подумать или почитать мануал.
Переключаться с "D" на " S" можно на любой скорости. А режим " L" работает на малых скоростях, до 40 км. ч.
Tanich
Участник
Re: S L на автомате
Aspera
Интересующийся
"Позиция L
. Не переключайте селектор вариатора при больших скоростях, это может привести к заносу и опрокидыванию автомобиля или повреждению трансмиссии"
стр. 20 – Honda Fit/Jazz модели 2WD и 4WD 2001-2007 гг.выпуска с двигателями L13A(1,3 л), L 15A (1,5 л) Устройство, техническое обслуживание и ремонт, Из-во Москва, Легион-автодата, 2008
Сорри – у меня только бумажный источник, но, клянусь, перепечатала все слово в слово Можно было бы, конечно, отсканировать завтра, но, вдруг уже сегодня ночью эта цитата кого-то убережет от опасных экспериментов
Купили деду автомобиль на вариаторе. Объяснил простым языком зачем нужны положения «S» и «L» и как их использование поможет коробке
На днях мы приобрели деду простои и надежный автомобиль Хонду Фит. Машину взяли поддержанную, тем более он ее использует только в летний период и только для поездки на дачу. Сама по себе машина достаточно надёжна. Пробег на одометре уже давно перевалил за 250 тыс. км. И за это время на автомобиле уже успели сменить вариатор.
Коробку загубили по глупости. Предыдущий владелец решил поменять масло в двигателе, и случайно слили масло с вариатора. И нет здесь ничего удивительного, просто ТО выполнял человек, который далек от техники.
Сейчас, на Хонде стоит второй вариатор. Отходил он где-то 100 тыс. км. пробега. Не сказать, что слишком много, но пробег все же приличный.
С чего все началось
На прошлой неделе дед предложил мне съездить к его брату, который живет за городом. Дождались выходных и поехали. А путь наш лежал через сложный участок дороги, то есть через крутой подъем с множеством неровностей и ям. И вот, во время нашего подъёма на горку, я заметил, что дед и вовсе не пользуется режимом «L».
И как оказалось, дед попросту не понимал, для чего нужен этот режим. А ведь я ему говорил изучить инструкцию по эксплуатацию данного автомобиля. Может быть, он просто еще не дошел до этого момента.
Я ему и начал объяснять, что использование режима поможет отсрочить замену очередного вариатора. Нужен этот режим для того, чтобы подняться в горку на небольшой скорости, где важно тяга двигателя. Также допускается использовать режим при спуске с горки, где необходимо притормозить за счет силового агрегата.
А если хочется скорости, подойдет режим «S». В таком случае автомобиль быстро начнет набирать скорость. Дед мой иногда погонять любит, так что этот режим не останется без внимания.
Вывод
Вот такие, казалось бы, незначительные моменты и приводят к преждевременному износу механизмов. Пользуйтесь тем, что заложил производитель.
А Вы когда-нибудь пользовались этими режимами? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.