АКПП Aisin Warner AW60-40LE (AF13), AW60-42LE ( AF13), AW60-41SN (AF17)
4-х ступенчатая компактная АКПП AW60-40LE (-41..42) была разработана Aisin Warner в 1995 году для переднеприводных авто (Suzuki, Opel, Daihatsu, Fiat) с двигателем до 1.6 л. После обкатки ее на редких Судзуки Эстима с 1998 года широко устанавливалась на множество автомобилей различных производителей.
Идентифицировать эту коробку кроме таблички на АКПП, можно также по алюминиевой крышке гидроблока (слева)
У нас это семейство автоматов чаще всего встречается а модификации AW60-41SN, (GM называет ее — AF17) Опель Астра, реже — Корса, Тигра и Судзуки с японских островов. По американской классификации (GM) AW60-40LE часто известна по имени General Motors — AF13. (список авто с этой акпп — ниже)
Позже (1998) когда немногочисленные «детские болезни» были излечены, вышла усиленная модификация — AW60-41SN, (AF17) под двигатели 1.8 л. Этот автомат и дает основную статистику в ремонте.
За два года эксплуатации на Опель Астра модификация AF17 была окончательно доработана и с 2000 года ее стали устанавливать на многочисленные ДжиЭмовские авто по всему миру, требующих мощный, компактный и надежный 4-х скоростной автомат. Немцы используют ее в паре с 1.8 литровым двигателем для Опель Зафира.
А в 2000-м по многочисленным запросам автопроизводителей на еще более легкую АКПП для «малышей» с двигателем ок 1.2 л, Aisin Co было разработано поколение «суперлайт-АКПП» AW80-40.
AW60-41SN с 2000 года как горячие пирожки расхватывается для всех бюджетных моделей Дэу-Шевроле , Судзуки, Фиат и многие др. ( смотри таблицу ниже ). Конструктивно AW60-4* «лайт»-семейство (1.3л -1.8л) — уменьшенная копия старшего брата AW50-40.
В целом эта коробка конкурирует уже с европейскими роботами и азиатскими вариаторами, значительно превосходя их по ресурсу и цене ремонта и уступая им по габаритам и весу.
Особенность AW60-41SN — наличие интеллектуальных функций. Например — так называемая «электронная автонейтраль» (с дополнительным 5-м соленоидом «Он-Офф» в гидроплите) — это когда на светофоре компьютер после 2-х секунд простоя на тормозе автоматически включает проскальзывание сцепления (Forward) и блокирует гидромуфту «бублика», уменьшая нагрев масла в этой масломешалке. Летом это позволяет экономить топливо, но зато быстрее съедает фрикцион гидротрансформатора и Форварда и «забивает мозги» этой едкой пульпой.
Кроме того в AF17 — соленоид LockUp 352425 — уже не электроклапан, как в AW60-40 (слева) , а электрорегулятор PWM (на фото гидроблока слева) и управляет принудительной блокировкой гидротрансформатора более интеллектуально и незаметно, с «проскальзыванием». Что тоже улучшает экономичность и разгонные характеристики, но несколько приближает время капремонта гидроблока и АКПП.
Кроме того введены еще другие интеллектуальные опции, работающие за водителя. В общем АКПП AF17 стала похожа на умную жену, которая предугадывает все желания мужа, что часто приводит к соблазну — испытать на прочность такую «уступчивую жену».
Замена масла и фильтра. Масло, применявшееся при запуске в серию 1995г. — минеральное, типа Дексрон III. Для частичной замены нужно около 4 л. Полная замена около 7.2-7.5 литров для разных авто. Проверка уровня и прозрачности масла производится с помощью щупа при рабочей температуре (+80°С).
Фильтр при замене масла не заменяется. Для доступа к фильтру нужно разобрать половину коробки. Заказывают фильтр только при капремонте- 352010 .
Для возрастных автоматов мастера рекомендуют устанавливать внешний фильтр тонкой очистки — 100019 . Магистральный магнитный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения, бережет гидроблок и соленоиды и позволяет мониторить степень загрязнения коробки не снимая поддона. Подробнее — здесь.
Каждый производитель программировал работу гидроблока под свое масло. На многих машинах, выпущенных после 2000-го, уже использовали синтетическое масло, аналог «Тойота Т-IV».
А после 2005-2006 года производители авто начали переходить на синтетику типа «Тойота WS». Естественно, что настройки компьютеров и соленоидов в поздних модификациях учитывают характеристики синтетического масла и ранних версий масла, густого при низких температурах уже не любят. Но к качеству и уровню масла это семейство неприхотливо.
Масло хотя и считается несменяемым, после нескольких лет «жесткой» эксплуатации загрязняется фрикционной и металлической пылью и значительно влияет на работу гидроблока и отвод температуры от фрикционных накладок. Масло стоит менять не дожидаясь когда появятся болезни типа проскальзывания и толчков. Эксплуатация с нештатной работой АКПП и грязным маслом — ускоряет наступление «инвалидности». Самоизлечения болезней (как у кошек) наукой не было отмечено ни разу, хотя эта трансмиссия ходит неприлично долго без посещения «врача».
Детали для переборки и капремонта.
Первым обычно вырабатывает свой ресурс фрикцион блокировки гидротрансформатора, о чем свидетельствуют протечки сальника гидротрансформатора-насоса 340070 . Поэтому часто владельцы в целях экономии на первом этапе пытаются ограничиться просто заменой текущего сальника. На втором этапе экономии пытаются лечить автомат переборкой гидроблока с заменой прокладок ( 352320 ) и заменой соленоида и датчиков.
Для полного капремонта обычно кроме фильтра заказывают Комплект Прокладок (Оверолкит — универсальный для AF13-AF17), комплект фрикционов (для AF17 — 352003B ). Остальное — после вскрытия, но обычно этого хватает для капремонта.
При вскрытии первым делом обращают внимание на фрикционы пакета Forward. При каждом ремонте обязательно ремонтируют гидротрансформатор и чистят гидроблок с соленоидами. Профилактическую чистку соленоидов умельцы делают сами различными хитрыми методами, что очень полезно для всех возрастных авто и отодвигает старость и немощность гидроблока.
Типичные ремонтные места АКПП
Подобрать ремкомплекты — нажми клавишу слева.
Изношенная блокировка гидротрансформатора требует ремонта после 200-300 ткм (зависит от манеры вождения), но может не проявлять себя значительно долго — 352001 .
Ремкомплект прокладок и сальников. В 90% случаев — неоригинальный ОверолКит АТОК, в который входят пластиковые шайбы-вошеры: № 352002 . Реже заказывают Оверол от Пресижн.
Полный комп лект фрикционов -№ 352003 . Это всегда неоригинал.
Иногда для переборки заказывают и комплект стальных дисков — 352004 .
Все эти ремкомплекты вместе составляют Мастеркит, который заказывают в половине случаев переборки этого неубиваемого автомата — 352007 . Чаще Мастеркит заказывают для AF17. C ним также для полной переборки берут фильтр, тормозную ленту и комплект пластиковых шайб\подшипников (если их нет в Овероле).
После полной и внимательной переборки автоматы AF17/AF13 надежно ходят еще несколько лет.
Традиционно для Айсиновских коробок Ремкомплекты «Оверол Кит» выбирают чаще всего хорошо проверенный и недорогой неоригинал — АТОК № 352002 .
Ремкомплект Транстек заказывают редко из-за завышенной цены. Комплектация всех наборов примерно равнозначная.
Отдельно для чистки и переборки гидроблока без демонтажа автомата заказывают комплект прокладок гидроблока — 352320 .
Одновременно с комплектом фрикционов ( 352003 ) почти всегда при переборке заказывается и универсальная Тормозная лента Реверс- № 352022 .
После того как горелое масло пропитало фриционные накладки, они начинают включать сцепление с заметными толчками или с проскальзываниями, что убивает поршни, фрикционы и саму ленту.
Почти в каждый капремонт возрастной коробки меняют комплект из 4-х пластиковых шайб опорных подшипников — № 352200A ,
Пластиковые «вошеры» — типичный расходник, который после 8-10 лет работы в среде перегретого масла рекомендовано менять. Пластик имеет свойство рассыпаться от перегревов и старости и попадать в самые «тонкие» места.
Входят в состав не которых Ремокомплектов прокладок и сальников.
В первую очередь обычно проверяют два пакета сцепления: — Форвард и пакет 3-4 (фрикционы — 352108 и стальные диски пакетов Форвард 352128 ) и пакета 3-4 — № 352120 , горят первыми.
Остальные фрикционы обычно выглядят неплохо и имеют остаточный ресурс. Проблема эта чаще всего проявлялась при регулярной эксплуатации на максимальных крутящих моментах, проще говоря — когда водитель часто использовал кик-даун с педалью газа в пол. Такая езда убивает заднюю крышку и барабан 550.
С этими расходниками часто сгорают и упорные диски. Если АКПП долго эксплуатировалась с горелыми стальными дисками, пережигая масло и наполняя масло клеевым слоем с сгоревших фрикционных накладок, то профессионалы меняют все фрикционы, пропитавшиеся таким горелым маслом. А с ними обязательно — тормозную ленту и фильтр.
Существует две системы классификации пакетов сцепления: немецкая (С1 — С3, В1. ) — по типу работы пакета «Сцепление (С#\К#)-Торможение (B-brake)» и американская (Форвард, 3-4. ) — по функциональности. Таблица для AW60-40 — справа
В случае сгорания фрикционов в этих двух пакетах рекомендуется проверить износ суппорта крышки — 352759 и внутренней поверхности барабана Форвард 352554 .
Смену уплотнительных тефлоновых колец суппорта #181 (входят в Ремкомплект прокладок) здесь производят при каждой переборке автоматов.
Из электрики можно отметить типичные проблемы гидроблоков — № 352740 . Гидравлические клапанные плиты приходится перебирать и чистить при каждом капремонте возрастной АКПП с заменой прокладок.(подробнее об болезнях гидроблоков).
Гидроблок для последних модификаций семейства — главный источник всех ранних болезней. Но не из-за того, что он стал хуже, а из-за того, что новые настройки компьютера стали позволять водителям выжимать из коробки все больше, фрикционы работают все жестче, в погоне за динамическими характеристиками конкурентов (ДСГ). Масло загрязняется быстрее. Из-за грязи и износа каналов и золотников они залипают, образуются перетоки между каналами, что приводит к букету проблем: 1 — пониженному давлению в линии, 2 — отсутствию блокировки ГДТ, проскальзывание фрикциона итд. 3 — сгоревшие пакеты сцепления С2, 3-4 , торможения В1. итд. 4 — толчки при переключении 2, 3-4 скоростей итд.
Гидроблоки AW60-40/41SN успешно чистятся и ремонтируются — № 352740-RP
Часто, когда чистка гидроблока не дает результатов, меняют выработавшие свой ресурс соленоиды .
В первую очередь меняют соленоиды «шифт» (переключения скоростей) № 352421A .
Быстро изнашивается соленоид блокировки гидротрансформатора — 352425 .
Также с ними вместе меняется соленоид-электрорегулятор магистрального давления EPC/SLT — 352431 .
Причиной досрочного износа называют длительную работу в грязном перегретом масле с изношенной блокировкой гидротрансформатора, подробнее.
Все это — типичный максимальный набор расходников для планового капитального ремонта этой очень надежной коробки. Если вовремя отремонтировать гидротрансформатор, не дожидаясь износа втулок и шестерен всухую, то этот автомат пройдет еще не одну сотню тысяч до следующего капремонта.
От времени и перегрева вырабатыватся ресурс у датчиков\сенсоров входных и выходных оборотов: — № 352436А и 352438А .
После совсем больших пробегов у водителей, которые любят выжимать максимум из своей машины первым слабым звеном «железа» становится — Планетарный Ряд, № 352584 .
Д ля ремонта гидроблока Соннакс выпустил ZIP-набор. (# 352741AK ). Все известные проблемы последних гидроблоков AW60-40/41SN хорошо описаны на страничке Соннакс.
Гидроблок служит довольно долго, но агрессивные разгоны и езда с изношенными фрикционами муфт может приблизить срок его замены. Окончательный диагноз для гидроблоков после 2006 года можно установить только при демонтаже и плановой чистке. К сожалению, владельцы Опелей обычно не сильно берегут трансмиссию.
Если чувствуется запах горелого масла, то чаще всего дело именно в пакете Forward и 3-4. Но стоит, конечно, и помнить о роли съеденного фрикциона блокировки гидротрансформатора. Он во второй половине своей жизни начинает особенно вредить и гидроблоку и самой акпп. Лучше держать фрикцион блокировки наполовину свежим, делая вовремя плановый ремонт бублика.
При длительной езде с изношенным бубликом иногда меняют масляный насос ( 352500 ).
А вообще, семейство АКПП AW60-40LE считается таким же неприхотливым, как и большинство 4-х ступок Aisin и после проверки и замены всех изношенных звеньев ходят еще долго и терпеливо к небрежному водителю.
Стоимость и наличие необходимых Вам позиций можно проверить в интернет-магазине, нажав номер на оранжевом фоне.
Немного о масле в АКПП Corsa D
Проверяют уровень масла при заведённом двигателе в положении "P" (паркинг). Чтобы вытащить щуп, нужно отогнуть крюк вверх с небольшим усилием. Ставим машину на ровную поверхность заводим и прогреваем машину мин 5 для того что бы жидкость в АКПП разогрелась до рабочей температуры. После этого выжимаем тормоз и поочередно переводим рычаг в каждое положение трансмиссии не много задерживаясь на каждом положении сек 2-3. Дойдя до последнего возвращаем его в положение "P", машину оставляем заведенной. Идем смотреть уровень масла на щупе. На разогретом двигателе после 15-20 км пробега дать остыть машине 30 минут.
Уровень масла на конце щупа должен находиться между отметками max и min. Если двигатель холодный, необходимо использовать сторону щупа с надписью 20° С. Если двигатель разогрет, необходимо использовать сторону щупа с надписью +80° С.
Масло меняется раз в 60 тыщ., или через 4 года эксплуатации в наших условиях, а вообще сильно зависит от условий и манеры езды.
Частичная замена – примерно 2,5 — 3,3 л. Полная замена масла вакуумом – около 8 литров из них половина уходит на промывку. Если делать раза 3 частичную замену, с небольшим интервалом, то масло поменяется полностью, но это накладно.
Масло трансмиссионное синтетическое оригинальное GM 19 40 771 — 650 руб. за 1л.
Либо его полный аналог с допуском: Mobil ATF 3309 – 350 руб. за 1л.
А ещё некоторые льют Liqui Moly Top Tec ATF 1200 или Castrol ATF TQ-D III, они так же имеют допуск.
Перелив или недолив масла очень вреден для коробки, т.к. масло начинает запениваться. При недоливе для запенивания масла — 600-700 мл, или при переливе достаточно 200-300 мл. для запенивания масла.
Масло заливается в отверстие щупа, открутив прежде пробку внизу коробки.
Фильтр в АКПП промывается или меняется только при полном разборе АКПП на больших пробегах, а так менять не нужно.
Масло красного цвета, со временем обесцвечивается, начинает чернеть и появляется характерный запах отработки. Капните прогретого масла на салфетку — масло должно впитаться, не должно быть черных точек, иначе фрикционы начали изнашиваться.
Простой способ частичной замены: две пластиковых бутылки ёмкостью 4-5 л., воронка. Откручиваем сливную пробку, подставляем бутылку, ждём пока стечёт. Закручиваем пробку. Ставим на ровную поверхность обе бутылки и в пустую наливаем столько же масла. Заливаем новое масло через воронку в отверстие щупа. Заводим и проверяем.
По впечатлениям тех, кто менял, переключения после замены масла происходят плавнее.
Автоматическая коробка Aisin AW60-40SN
4-ступенчатая автоматическая коробка Айсин AW60-40SN или AF13 II выпускается с 2002 года и по конструкции является лишь скромной модернизацией кпп AW60-40LE разработки 1995 года. Сейчас данную трансмиссию массово используют только китайские автомобильные компании.
Технические характеристики Aisin AW60-40SN или AF13 II
Тип | гидроавтомат |
Количество передач | 4 |
Для привода | передний |
Объем двигателя | до 1.6 литра |
Крутящий момент | до 170 Нм |
Какое масло лить | Toyota ATF WS |
Объем смазки | 7.3 л |
Замена масла | раз в 90 000 км |
Замена фильтра | каждые 90 000 км |
Примерный ресурс | 300 000 км |
MANUAL
Онлайн-мануал для AW60-40SN выложен здесь
Передаточные числа акпп AW 60-40SN
На примере Opel Corsa 2008 года с двигателем 1.4 литра:
Главная | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | Задняя |
---|---|---|---|---|---|
4.38 | 2.81 | 1.48 | 1.00 | 0.74 | 2.77 |
Аналогичные трансмиссии других производителей:
На какие авто ставилась коробка AW60-40SN
Corsa D | 2006 — 2010 |
Astra H | 2004 — 2009 |
500 | 2011 — 2016 |
Aveo T250 | 2007 — 2011 |
Swift | 2005 — 2010 |
SX4 | 2006 — 2010 |
Недостатки, поломки и проблемы Айсин AW60-40SN
Этот автомат ругают за медлительность, однако надежность у него отличная
Со временем продукты износа фрикционов забивают соленоиды гидроблока
Кроме рывков при переключениях это приводит к масляному голоданию акпп
Чаще всего от недостатка смазки в коробке страдает планетарный механизм
Ремонт акпп AW60-40SN на примере Opel Corsa D
Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.
Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.