Битум: виды, характеристики, свойства, применение, маркировка, фото, видео
Битум использовался еще в древних временах. Такие столицы, как Вавилон или Ассирия использовали битум в виде строительного материала еще за 3 тыс. лет до н. э. Он отлично выполнял функцию цементирующего или водоизолирующего материала.
Характеристики битума
Битум – это асфальтоподобный материал, полученный искусственным образом. Является итоговым продуктом переработки натуральных битумов, остатков после обработки угля, нефти, сланцевых смол и торфяных экстрактов.
В зависимости от составляющих и характеристик различают несколько разновидностей битума:
- Природный/натуральный битум – является побочным материалом при добыче нефтепродуктов из разнообразных горных пород. Характеризуются высокой устойчивостью к воздействию кислот, щелочей, воды.
- Строительный битум – продукт нефтяной перегонки и смешивания с разнообразными строительными компонентами (остатками маслопроизводства, асфальтом и пр.). Для работы с кровельными материалами и для высотных работ обычно используется битум марки БНК 45/180, БНК 45/90, БНК 90/40 или БНК 90/30. Характеризуются высокой устойчивостью к намоканию и воздействию высоких температур. По сравнению с кровельными битумами, строительные имеют большую сопротивляемость возгоранию.
- Дорожный битум – самый востребованный вид битумов. Основные марки дорожного битума: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300. Характеризуется большим коэффициентом пенетрации (проникновения в среду). Битумы с большими показателями пенетрации актуальны для северных районов, с меньшими – для южных.
Характеристики битумов постоянно изменяются и совершенствуются. Так, для того чтобы улучшить качества этого стройматериала, в него добавляют различные искусственные добавки, которые направленно усиливают те или иные характеристики. Как правило, такие химические ингредиенты позволяют повысить сопротивление резким перепадам температур, холоду или жаре.
Основные характеристики, по которым можно оценить качество битума:
• показатели температуры по хрупкости,
• показатели температуры по размягчению,
Соответственно, химические добавки для битумов направлены на улучшение этих характеристик. Цена битума напрямую зависит от качества и целевого применения стройматериала. Оптимизированные марки, устойчивые к большим нагрузкам и обладающие хорошей растяжимостью, будут стоить дороже. Как правило, все необходимые показатели отражены на маркировке битума.
Сколько килограмм в литре битума
Масса — это характеристика тела, являющаяся мерой гравитационного взаимодействия с другими телами.
Объем — это количественная характеристика пространства, занимаемого телом, конструкцией или веществом.
Плотность — это физическая величина, определяемая как отношение массы тела к объему тела.
Взаимосвязь литров и килограмм битума определяется простой математической формулой:
V — объем; m — масса; p — плотность.
В расчете принята плотность битума = 1300 кг/м3.
Плотность битума может изменяться в зависимости от температуры и давления. Точное значение плотности битума Вы можете найти в справочниках.
Смотрите также универсальную программу перевода литров в кг для любого вещества в зависимости от его плотности.
Если необходимо перевести м3 в тонны, то смотрите программу перевода тонн в м3.
Если необходимо перевести кг в м3, то смотрите программу перевода кг в м3.
Вопрос: Сколько кг в литре битума?
Ответ: 1 кг битума равен 0.769 литра.
Вопрос: Сколько литров в килограмме битума?
Ответ: 1 литр битума равен 1.3 килограмм (кг).
Быстро решить эту простейшую математическую операцию можно с помощью нашей онлайн программы. Для этого необходимо в соответствующее поле ввести исходное значение и нажать кнопку.
На этой странице представлена самая простая программа для перевода килограммов битума в литры. С помощью этого онлайн калькулятора вы в один клик сможете перевести литры битума в кг и обратно.
Битум использовался еще в древних временах. Такие столицы, как Вавилон или Ассирия использовали битум в виде строительного материала еще за 3 тыс. лет до н. э. Он отлично выполнял функцию цементирующего или водоизолирующего материала.
Физические свойства битума:
Наименование параметра: | Значение: |
Плотность, г/см3 (зависит от температуры, давления и химического состава) |
от 0,965 до 1,5 |
Плотность, кг/м3 (зависит от температуры, давления и химического состава) |
от 965 до 1500 |
Агрегатное состояние | твердое или смолоподобное вещество |
Цвет | черный |
Теплопроводность, Вт/(м∙°С) | 0,17-0,27 |
Температура размягчения*, оС* | от 35 (мальты) до неплавких (кериты, антраксолиты, гуминокериты) |
Удельная теплоёмкость, кДж/(кг∙К) | 1,591-1,968 |
Диэлектрическая проницаемость | 2,5-3,3 |
Удельная электрическая проводимость, Ом-1∙см-1 | 1∙10-14 |
Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав битума:
Битумы имеют довольно сложный химический состав. Например, они могут состоять из предельных углеводородов от С9Н20 до С30Н62.
Все разнообразные органические углеводородные соединения, которые образуют битум, можно объединить в три группы: твердая составляющая, смолы и масляные фракции.
Твердая часть битума состоит из высокомолекулярных углеводородов и их производных с молекулярной массой от 1000 до 5000 г/моль и плотностью более 1 г/см3. Все они объединены под общим названием «асфальтены». В асфальтенах содержатся карбоиды, не растворимые в летучих растворителях и маслах, и карбены, которые могут растворяться только в СCl4. К твердой составляющей битумов относят также твердые углеводороды, называемые парафинами.
Смолами являются аморфные вещества темно-коричневого цвета с молекулярной массой от 500 до 1000 г/моль, их плотность около 1 г/см3.
Масляные фракции битумов составляют различные углеводороды, имеющие молекулярную массу от 100 до 500 г/моль и плотность менее 1 г/см3.
Свойства битума, как дисперсной системы, определяются соотношением входящих в него составляющих: асфальтенов, парафинов, масел и смол. При повышении содержания асфальтенов и смол возрастает твердость, температура размягчения, а также хрупкость битума. А масла, которые частично растворяют смолы, делают его легкоплавким и мягким. Пластичность битума повышается при снижении молекулярной массы смол и масел. В нефтяных битумах содержится парафин, который способствует ухудшению их свойств, повышая хрупкость при понижении температуры. Поэтому необходимо, чтобы битум содержал парафин не более 5%.
С точки зрения элементного состава в битуме присутствуют следующие химические элементы:
Способы получения битума
Битум может быть естественным (природным) или искусственным (техническим). Природный представляет собой полезное ископаемое органического происхождения. В особенно большом количестве встречается в регионах с большими залежами нефти.
Природный битум может иметь твердую форму или вязкую консистенцию. Образуется в ходе природного окисления и полимеризации нефти, происходящих при нарушении герметичности нефтяных залежей. Добыча ведется разными методами:
- Очистным шахтным или карьерным, когда породу извлекают и используют для экстракции битума с помощью растворителей или горячей воды, к которой добавлены эмульгирующие составы.
- Дренажным шахтным, который заключается в добыче посредством самотека битума через восходящую дренажную систему, состоящую из пробуренных скважин.
- Скважинным, при котором битум извлекают из скважин, пробуренных с поверхности. Метод применяется для разработки месторождений жидких природных битумов (битуминозной нефти), которые залегают на глубине более 100 м. Коэффициент извлечения продукта равен 30%.
Карьерный и шахтный методы имеют коэффициент извлечения битума 85-90%. Способы применимы для месторождений горных пород, которые обладают насыщенностью более 10% и глубиной залегания 60-90 м.
С учетом состава исходной нефти и особенностей ее переработки битум делится на разные классы:
- антраксолиты,
- асфальты,
- асфальтены,
- гуминокериты,
- кериты,
- мальты,
- нафтиды,
- нафтоиды,
- озокериты.
Особое распространение получили асфальтовые битумы, которые образуются в горных породах с пористой структурой. Их перемалывают до порошкообразного состояния, после чего используют в укладке дорожных покрытий.
Технический (искусственный или синтетический) битум – побочный продукт перегонки нефти, сланцев и каменного угля. Известным способом получения выступает вакуумная перегонка мазута. В зависимости от способа нефтепереработки битум бывает:
- Остаточным. Мягкий и легкоплавкий продукт.
- Окислительным. Эластичный и термостабильный битум.
- Крекинговым. В битуме большое количество карбенов и карбоидов.
Особое внимание при получении битума уделяют содержанию парафинов, поскольку они негативно влияют на пластичные характеристики. Чтобы этого избежать, количество парафиновых составляющих ограничивают 5%.
Где добывают природные битумы
Процедура получения и комплексного превращения природных битумов осуществляется в следующем порядке:
Исходя из условий расположения и физических характеристик сырья процесс разработки месторождений природных битумов ведется такими методами:
Рудничные (карьерный и шахтный) методы подходят для разработки месторождений с битумонасыщенностью вмещающих пород более 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Доля добычи битума при этом составляет около 85 — 90 %. Именно так добывается битум на Ярегском нефтяном месторождении в Республике Коми. Скважинные методы подходят для разработки месторождений жидких природных битумов, к примеру, битуминозной нефти. Глубина залегания таких месторождений превышает 100 метров. Такой метод позволяет добиться коэффициента нефтеотдачи лишь 30 %. Различные природные битумы – это еще не товарный продукт, как нефть или газ. Чтобы получить товарный продукт нужно осуществлять дополнительные технологические процессы. Нефтяные битумы можно получить на нефтеперерабатывающем заводе из различных видов нефти, которые имеют различный химический состав. На перерабатывающем предприятии нефть перегоняют с выделением фракций:
Остаточные продукты по окончанию отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — далее применяют как сырье для производства нефтяных битумов определенных параметров. Сегодня существуют такие методы получения нефтяных битумов:
Способы (область) применения
Битум – древнейший строительный материал, который был известен человеку еще в эпоху неолита. Тогда его использовали для изготовления посуды, изоляции редких видов дерева в строительстве, в качестве связующего в мозаиках из полудрагоценных камней и раковин.
Природный битум – не товарный продукт. Чтобы сделать его таким, необходимы дополнительные технологические процессы. После этого материал становится подходящим для использования в разных сферах:
- В строительстве. Ввиду нерастворимости в воде материал используется в гидроизоляционных работах. В отношении зданий и сооружений, трубопроводов, фундаментов.
- В дорожных работах. Битум активно используется при изготовлении асфальтобетона.
- В кровельных работах. Из битума производят мягкие кровельные материалы: рулонные и в виде черепицы. Примеры: рубемаст, гидростеклоизол, рубероид, мастика, пергамин, битумная бумага, стеклоэласт.
При использовании в строительстве битум проявляет несколько недостатков: низкую упругость, склонность к высыханию и высокую термочувствительность, которая проявляется в виде хрупкости при низкой и размягчении при высокой температуре. Чтобы устранить эти минусы, используют модифицированный битум, в который добавляют модификаторы, улучшающие свойства продукта.
Дополнительно битум используют как электроизоляцию в электротехнической промышленности, в отделке деревянных, кожаных и бумажных изделий, в изготовлении аккумуляторных мастик, изготовлении кабельной и лакокрасочной продукции, в прецизионном литье.
Разновидности
Битумы классифицируются по нескольким признакам. Первый критерий – происхождение и состав.
- Природные битумы получают при добыче нефтяных полезных ископаемых. Их основной состав – углеводороды и производные, которые получаются при активном окислении нефтяных веществ в недрах земли. Природный углеводород может быть твердым или вязким. В привычном виде вещество получают на производстве, отделяя нужные фракции.
- Битумы для укладки асфальта получают при добыче пористых полезных ископаемых, залегаемых глубоко в недрах земной коры. Породу измельчают вместе с углеводородным веществом, получается материал для дорожных работ.
- Строительный битум – это синтетический продукт, получаемый из нефти промышленным путём. Материал используют для гидроизоляции конструкций и производства кровельных рулонных материалов и мягкой черепицы. Синтетический углеводород твердой структуры, для применения его растапливают до жидкого состояния, после чего он снова фиксирует свою форму уже на рабочей поверхности.
Маркировка
Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:
- БНК – битум нефтяной кровельный;
- 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
- 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.
Битум нефтяной общего назначения
Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.
Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.
Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.
Битум кровельный
Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:
- БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
- БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
- БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.
Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.
Дорожный битум
В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:
- Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
- Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
- На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
- Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.
Технология приготовления и нанесения
С рулонными материалами из битума для кровли и гидроизоляции всё просто — их раскатывают по конструкциям или по кровле и фиксируют наплавлением или приклеиванием на расплавленный битум. Последний, в свою очередь, может применяться как самостоятельный компонент в строительстве. Для этих целей его нужно правильно подготовить.
Существует 2 формы продажи битума:
Готовые мастики размешивают и наносят на поверхность кистью. Стоят такие растворы дороже твердого битума, а в качестве практически не уступают, но и не выигрывают, кроме удобства.
Чем растворить битум, если он загустел? Подойдут керосин, бензин и уайт-спирит. Их добавляют в небольшом количестве, дожидаются реакции с мастикой и тщательно размешивают. Этими же веществами можно вывести битумное пятно с поверхности пола, автомобиля или ткани.
Чтобы растворить твердый битум, понадобится газовая горелка и толстостенный котел с крышкой. Материал крошат на кусочки небольшого размера и заполняют ими емкость на 2/3. Нагревают котел до заданной в марке температуры, возможно превышение на 10-15°С. При этом, следует следить и за температурой, и за временем: градусов горелки может быть больше, тогда раствор расплавится быстрее, но перегрева допускать нельзя — качество углеводорода будет падать. Температура кипения битума у разных марок своя, самой высокой считается +200°С.
Во время нагрева всплывающие твердые частицы следует вылавливать и утилизировать.
Нагретый раствор наносят на поверхности широкой кистью и валиками. Следует соблюдать технику безопасности при работе с горячим материалом, использовать индивидуальные средства защиты.
Средний расход битума на 1 м2 гидроизоляции при слое 1,5…2,5 мм составляет 1…1,5 кг.
Не стоит также забывать, что многие путают такие физические величины, как «масса» и «вес». Они хоть и связаны между собой, но не являются одним и тем же.
Вспомним определения. Вес – это сила воздействия тела на опору, препятствующую падению. Она возникает в поле сил тяжести. Единица измерения в СИ – ньютон. Вес равен произведению массы на ускорение свободного падения. Масса – это физическая величина, которая определяет инерционные и гравитационные свойства материи. Единица измерения в системе СИ – килограмм. Масса равна произведению плотности вещества и его объема.
Таким образом, для нахождения веса битумной эмульсии сначала нужно найти ее массу по известному объему и плотности.
БН 60/90 ГОСТ 22245-90 битум дорожный
Казахстан»Дорожно-строительные материалы»Битумы дорожные Битумы нефтяные дорожные — незаменимый компонент при изготовлении горячей, теплой и холодной асфальтобетонной смеси. Они используются также при обработке поверхности дорожного полотна и осуществления пропитки.
ЦЕНА БИТУМА БН 60/90 ЗА 1 КГ С НДС
Классификация и состав битумов Физико-механические и химические свойства битумов Марки применяемых битумов Основные технические характеристики битумов Стойкость битумных материалов в различных агрессивных средах Битумоподобные материалы Каталог дорожных битумов
ПРОДАЖА БИТУМА ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
БНД — битум нефтяной дорожный применяется при ремонте и создании новых покрытий автодорог, а так же, на асфальтовых заводах для производства асфальтобетона. Основная роль — связывание составных компонентов: щебня, минерального порошка и песка в единое целое,с сохранением нужной пластичности и прочности, одновременно. Что особенно важно при устройстве дорожных асфальтовых покрытий. Суть в чём: дорожный битум обладает определёнными характеристиками, изменяющимися в зависимости от температуры окружающей среды. Многие наверное вспомнят плавящийся жарким летом асфальт, когда он становится мягким, словно пластилин. Зимой же, асфальт становится хрупким, что напрямую связано с отрицательным свойством дорожного битума — терять свою пластичность при минусовых температурах.
Для того, чтобы минимизировать сезонные повреждения дорожного покрытия, асфальтобетонные заводы, в разных климатических зонах применяют различные виды битума, различающиеся: вязкостью, пластичностью, температурой размягчения и хрупкости. Нефтеперерабатывающие заводы выпускают два основных подвида дорожных битумов — вязкие и жидкие. К вязким относятся битумы БНД и БН. Это самый используемый тип в дорожном строительстве. Для возможности укладки асфальта в холодное время года, изготавливаются, так называемые, жидкие битумы. Получают их следующим образом: нефтеперерабатывающие заводы добавляют в него специальные разжижители (нечто, наподобие растворителей) , которые после укладки (заливки) — испаряются, возвращая его в более вязкое (изначальное — неразбавленное разжижителями) состояние. Однако, стоит заметить, что подобная технология асфальтирования существенно ухудшает экологию. Да и сама по себе зимняя укладка асфальта, в последние годы сошла на нет, ввиду своей нетехнологичности и малой эффективности. Если при зимнем бетонировании есть какие-то варианты для сохранения качества заливаемого бетона (прогрев опалубки, добавки ПМД), то с асфальтированием — всё несколько сложней.
Типы и марки битума, рекомендованные к применению в устройстве дорог, в различных климатических зонах:
В первой климатической зоне, со среднемесячной зимней температурой до -20 °С: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130 Во 2-3 зонах, со среднемесячной зимней температурой -10…-20 °С: БНД 200/300, БНД130/200, БНД90/130, БНД 60/90 Во 2-4 зонах при температурах -5-10 °С: БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 В 4-5 зонах, с нижним значением среднемесячной температуры не ниже +5 °С: БН 90/130, БН 60/90, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60
Типы и марки вязкого нефтяного дорожного битума: БНД — битум нефтяной дорожный, представлен в 5 марках: БНД 40/60; БНД 60/90; БНД 90/130; БНД 130/200; БНД 200/300 БН — битум нефтяной, четыре марки: БН 60/90; БН 90/130; БН 130/200; БН 200/300 Битум БНД-У 100/130 Битурокс, производимый на современном оборудовании Дробные цифры обозначают возможный диапазон вязкости (пенетрация).
Перевозка битума, битумовоз
Перевозка битума дорожного — возможна исключительно на специально предназначенной для этого автотехнике — битумовозах. Битумовоз (автобитумовоз) — представляет из себя полуприцеп цистерну — термос. Стенки этой цистерны — двойные с теплоизолирующим слоем между ними. Для чего это сделано. Вязкие дорожные битумы, как известно, имеют жидкое агрегатное состояние лишь в горячем виде (нагрев выше температуры размягчения). При остывании, битум превращается в застывшую и твёрдую субстанцию. Его загружают в битумовоз (на НПЗ), с сиходной температурой примерно 180 градусов цельсия. Чтобы благополучно сохранять высокую температуру битума, достаточную для его выгрузки (чтобы не застыл в цистерне) и придумана эта «термосоподобная» конструкция полуприцепа цистерны битумовоза. Загрузка и выгрузка из битумовоза производится самотёком, без использования дополнительных нагнетающих или вакуумирующих насосов. При условии целостности теплоизолирующего слоя полуприцепа цистерны битумовоза, во время перевозки, дорожный битум может поддерживать, необходимую для сохранения подвижности температуру, до двух суток. При перевозке битума на большие расстояния применяются специальные нагревательные элементы, устанавливаемые в полуприцепы цистерны битумовозы и вагоны-цистерны (паровые рубашки). Разогрев битума производят непосредственно перед разгрузкой, прогоняя пар от парогенератора через эти нагревательные элементы.
Виды и основные характеристики битумов
Данное вещество можно разделить не несколько групп, которые определяются на основании органического состава строительного материала. Что касается дегтевых битумов, то сюда можно отнести все виды дегтя и пеки. Так, они бывают дегтевыми и природными органическими.
К битумным можно отнести следующие:
- Природный битум. Подобное вещество бывает в жидкой и твердообразной форме, состоящее большей мерой из органических веществ и их производных неметаллического типа. Такое вещество получается в результате природной обработки нефти окислительными полимерами. Главным образом, битум естественного происхождения находится в местах нефтяных рождений или образует специальные асфальтовые болота. К слову, такие породы встречаются редко, а в большинстве случаев они пронизывают так называемые осадочные горные породы;
- Асфальтовый порошок. Битум – вещество, способное храниться в таких горных породах, как известняк. В дальнейшей обработке это вещество извлекается или используется как асфальтовый порошок;
- Искусственный (нефтяной) битум. Материал, получаемый в результате переработки нефти. Технология, с помощью которой проводится обработка, выделяет следующие типы битумов: остаточные, окисленные, крекинговые;
- Гудронный битум. Добывается путем отжима масляных фракций из мазута. Подобное вещество – отличное связующее и основа добычи любого вида битума.
Физико-механические особенности строительных битумов
Битум строительный | Температура размягчения, С | Основные свойства и внешние признаки |
БН-50/50 | Около 50 | Хорошо прилипающий и легкотекучий на ровной поверхности постепенно растекается (оплывает) |
БН-70/30 | 70-72 | С хорошей адгезией (прилипаемостью), наиболее пригоден для гидроизоляционных покрытий, разбивается на крупные куски без осколков |
БН-90/10 | Около 90 | С высокой адгезией и малой чувствительностью к высокой температуре, разбивается молотком, образуя осколки с блестящей поверхностью |
Расход битумной мастики на 1м2
Под битумной мастикой понимают пластичный материал с высокими гидроизоляционными и вяжущими свойствами. В роли наполнителей может выступать минеральная вода, асбестовая пыль, кирпичные, кварцевые и известняковые пылевидные порошки на тонколистовой основе, а также комбинированная зола, получаемая в результате сжигания топлив, содержащего минеральные добавки.
Приведенные выше компоненты способствуют улучшению технических характеристик битумной мастики. Они повышают ее плотность, твердость, устойчивость к пониженным температурам, а также положительно влияют на такой параметр как расход битумной мастики на 1м2. Наличие волокнистых наполнителей способствует армированию материала, увеличивает его устойчивость к любым изгибам.
По принципу отвердения мастика делится на неотверждаемую и отверждаемую. Также есть виды, содержащие органические растворители и воду.На открытом воздухе мастика способна отвердевать в течение 1 часа, образуя эластичную, гладкую поверхность, устойчивую к негативным атмосферным воздействиям. К неоспоримым преимуществам состава относят высокие клеящие свойства, водо- и биостойкость.
Битумные составы широко используются для гидроизоляции бетонных, железобетонных поверхностей и металлоконструкций, в проведении ремонтных работ. Внутри здания их применение запрещено!
Норма расхода битумной мастики
Как известно данный состав может быть двух типов:
Первый производится на основе воды или растворителя, наносится на поверхность без предварительного нагревания. Расход мастики на 1 м2 в значительной мере зависит от типа материала. Горячий состав обеспечивает безусадочный слой, который при нанесении практически не меняет своей толщины.
В среднем расход мастики битумной составляет 0,8-1 кг на 1 м2 при склеивании поверхностей и 2-3 кг/ м2 – при гидроизоляционных работах (толщина слоя — приблизительно 1 мм). Если толщина слоя будет равняться 2 мм, расход битумной мастики в сухом остатке составит 3,5-3,8 кг/м2. Под сухим остатком понимают количество вещества, остающегося после полного высыхания состава на изолируемой поверхности.
Большинство битумных мастик обладают сухим остатком 20-70%. При 20% показателе расход материала будет в 3 раза выше, чем при 70%. Итак, чем выше сухой остаток, тем ниже стоимость и трудоемкость производимых работ.
Большой популярностью в наши дни пользуются битумная мастика Технониколь. Это готовый к использованию материал, модифицированный искусственным каучуком, с добавлением минерального наполнителя, технологических добавок, органического растворителя. Покрытия, созданные с его участием, обеспечивают высокопрочное сцепление с основой, эластичны, тепло- и влагостойки. Расход битумной мастики Технониколь на 1 м2 составляет 2,5-3,5 кг на устройство гидроизоляции и 1 кг — для приклеивания материалов.
Технология нанесения битумной мастики
- Грунтование. На данном этапе производится обработка основания разжиженной битумной эмульсионной пастой.
- Нанесение мастики.
- Нанесение защитного слоя – окрашивание, облицовка, песок (крупнозернистый), гравий.
Некоторые виды битумных мастик могут играть роль клеящей основы при укладке рулонного материала. Если речь идет о латексном кровельном варианте, его можно окрашивать в цвет, который будет гармонировать с общим видом сооружения. При этом лучше всего использовать краситель, не содержащий воду.
На технические характеристики покрытия существенное влияние оказывают правильность выполнения работ при подготовке самого состава и качество обработки основания. Однокомпонентные составы просты и удобны в использовании. После открытия емкости, можно сразу приступать к нанесению. Двухкомпонентные мастики следует смешать и только после этого приступать к работе. Они требует более тщательного следования инструкции по нанесению.
Сферы использования
Конечно, битумы (как строительные материалы) получили крайне широкое распространение в гидротехническом, дорожном или промышленно-коммерческом строительстве. Сегодня они используются в виде кровельных материалов, способствуют коммерческому строительству и используются при дорожно-ремонтных работах.
Вяжущее органическое вещество отлично сочетается и взаимодействует с резиной или полимером, что позволяет только улучшить общее качество битумных изделий в соответствии с требованиями и нормами современного строительства.
На видео подготовка и использование дорожного битума марок БНД 90/130 и БНД 60/90:
Ответы пользователей и экпертов форума на вопрос: Как перевести 1 литр битума в кг?
Сколько весит 1 литр битума
…того, чтобы перевести литры краски в кг, необходимо знать ….…
…) х (плотность древесины). А так как Вам нужно в тоннах, тогда делить…
cколько весит 1 литр жидкого битума
Не думаю, что посудомойка, установленная в центре кухни, придаст ей красоты. Наоборот технику я бы отодвигал к краям, а в середине поставил стол – в виде острова.
Битумная эмульсия – это эмульгированный жидкий битум, получаемый путем смешивания битума и водного раствора эмульгатора. Смесь однородная, с консистенцией молока, обладает хорошими клеящими свойствами. Базовый цвет – коричневый, оттенки – от светлых до темных. Низкая вязкость эмульсий позволяет осуществлять обработку каменных материалов без прогрева. Кроме того, уровень выбросов вредных веществ в атмосферу значительно ниже, по сравнению с применением горячих битумов. Характеристики эмульгированных битумов регламентирует ГОСТ Р 52128-2003.
Состав, строение и особенности материала
Средний состав битума варьируется в таком отношении элементов: 75-80% углеродов, 10-15% водорода, до 10% серы и до 5% кислорода. Твердая часть данного строительного материала — это углеводороды и их производные на молекулярном уровне. По своему строению данное вещество напоминает коллоидную систему, в которой асфальтены диспергированы в дисперсионной среде из масла и смолы.
Данные элементы, входящие в состав битумов, определяют также ряд свойств и характеристик, которыми обладает материал. К примеру, повышенный процент содержания асфальтенов и смолы влечет за собой увеличение твердости, плотности и температуры плавления.
В противном случае, то есть при повышенном уровне масел, битум размягчается и становится более легким и легкоплавким. Согласно ГОСТ 22245 90, содержание масла и смолы в битуме должно быть средним и уравновешенным, иначе он приобретет излишнюю пластичность и вязкость.
Степень вязкости битума напрямую зависит от степени нагревания. Увеличение температуры приведет к увеличению вязкости, а ее уменьшение сделает материал более твердым. При нулевой или минусовой температуре битум становится достаточно хрупким материалом.
Битум также обладает еще одним важным свойством: он не растворяется в воде, но полностью или частично растворяется в кислотных веществах, вроде хлороформа, бензола или сероуглероде, имеет невысокую теплоемкость. Согласно сертификату соответствия, битум должен обладать плотностью, которая находится в пределах 1,5 г/см куб. Но при расчете общей массы битума, вес 1 литра будет рассчитываться через плотность 1 кг/м куб.
Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов. Гидрофобность и растворимость в большей части современных растворителей, размягчение и увеличение вязкости при постепенном нагревании, пластичность и адгезия – всеми этими свойствами должен обладать качественный битум.
Что такое индекс пенетрации
Пенетрация — это показатель, который характеризует свойства битумов в твердом виде. Иными словами, это глубина, на которую проникает игла при температуре битума в 25 градусов. Для определения данного коэффициента используется специальный прибор Пенетрометр.
Процесс измерения подразумевает замер глубины проникновения калиброванной иглы с учетом заданного промежутка времени и постоянной нагрузкой. Такой замер производится в заданной температуре битума и рассчитывает глубину погружения иглы, что измеряется в отношении 1 к 10 мм. Среди трех подобных измерений выбирается среднее, которое и является индексом пенетрации.
Таблица сравнительных характеристик строительных марок битума
Марка БН (Битум нефтяной строительный) | Предел температуры размягчения, С | Допустимый показатель пенетрации, мм | Допустимый показатель растяжимости (при температуре=25С), см |
БН 90 10 | 90 | 5-15 | 1 |
БН 70 30 | 70 | 20-40 | 3 |
БН 50 50 | 50 | 50-60 | 40 |
Таблица сравнительных характеристик кровельных марок битума
Марка БНК (Битум нефтяной кровельный) | Предел температуры размягчения, С | Допустимый показатель пенетрации, мм | Допустимый показатель растяжимости (при температуре=25С), см |
БНК 90 30 | 85-95 | 25-35 | — |
БНК 90 40 | 85-95 | 35-45 | — |
БНК 45 180 | 40-45 | 140-220 | — |
Стоит упомянуть еще один качественный показатель, который отлично характеризует битум как дорожный (жидкий или вязкий), строительный изоляционный и кровельный — это удельный и объемный вес. Согласно всем технологическим и строительным стандартам, удельный вес битума должен составлять не более 1 г/см. куб. при его температуре кипения. Все эти показатели обязательно указываются в паспорте продукта.
Сколько весит литр мастики битумной?
Любой производитель указывает вес мастики кроме того в какую тару он налит, даже чаще всего тяжело найти маркировку объёма тары, а вот вес указан и с брутто и нетто.
Но в любом случае, если вы не знаете вес мастики, а знаете литраж, то можете примерно высчитать и вес.
Битумная мастика в зависимости от наполнителя и основы (водный или растворитель) может иметь вес от 1.39 кг на литр до 1.89 кг на литр объёма.
То есть в этих пределах и будет общий вес.
В любом случае, чтоб узнать какой службой вам переслать выгоднее, вы можете просто взять обмеры и примерный объём и уже по ним узнать разницу пересылки.
К примеру ведро весит по расчётам 15 килограмм и объёмом 10 литров, вот эти параметры и закладывайте для сравнения стоимости, а уже потом когда найдёте наивыгоднейший вариант соответственно они уже пересчитают всё точнее и уже конечно это будет дешевле чем у остальных.
Может даже оказаться, что та мастика которую вы выбрали имеет даже меньший удельный вес нежели литраж, я встречал в описании продавцов, такое что например мастика с добавление мелкой крошки резины весит всего 16 килограмм — 20 литров бочка, так что тут уже почтовый перевозчик посчитает не по весу, а по объёму 20 литров, так как ему это выгоднее.
Какой класс опасности имеет битум
Основная проблема, возникающая при перевозке битума, — это необходимость его транспортировки в жидком виде при соответствующей температуре. Поскольку температура в цистерне должна быть свыше, чем 100 градусов, но ниже, чем температура возгорания, то битуму придают 9 класс опасности, который называют «Жидкость при повышенной температуре. Легковоспламеняющаяся». Данное вещество имеет высокую теплоемкость, поэтому к его транспортировке надо подходить с большой внимательностью.
Характеристики битумной эмульсии
Для правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см 3 (1050 кг/м 3 ), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала.
Примерный расход битумной эмульсии на 1 м 2 покрытия из асфальта:
- При устройстве основания на пропитку 1 см толщины понадобится примерно 1 л/м 2 материала.
- Для финишного асфальтного покрытия – 0,3-0,4 л/м 2 .
- Для цементобетонного основания – 0,3-0,4 л/м 2 .
- Для щебневого основания – 0,5-0,9 л/м 2 .
Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:
- Низкая вязкость, благодаря которой материал проникает даже в мельчайшие поры базового слоя.
- Высокая адгезия к основанию.
- Возможность проведения дорожно-строительных работ при высокой относительной влажности воздуха и низких температурах.
- Высокая точность дозирования и распределение материала тонким слоем по основанию
- Экономия энергоносителей, необходимых для разогрева материала перед его использованием.
- Соответствие экологическим стандартам и безвредность для здоровья человека, благодаря минимальному количеству вредных выбросов в атмосферу. Эмульсия относится к малоопасным веществам и по уровню воздействия на организм она соответствует 4 классу опасности по ГОСТу 12.1.007.
- Высокая пожаробезопасность.
Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работах
Эти материалы применяются для следующего:
- поверхностная проливка покрытий автодорог;
- подгрунтовка – необходима для улучшения адгезии слоев;
- обработка каменных сыпучих веществ различных фракций;
- заливка тонких защитных слоев при использовании литого асфальтобетона;
- производство холодных асфальтобетонных смесей;
- ямочный ремонт различными технологиями – пропиткой, струйно-инъекционным методом;
- изготовление холодных смесей для ямочного ремонта дорог;
- профилактические мероприятия по продлению эксплуатационного срока автодорог – проливка мелких трещин, гидроизоляция пористых слоев;
- гидроизоляция поверхностей зданий и сооружений;
- сооружение и ремонт мягких кровель.
Битумная эмульсия востребована при сооружении не только асфальтобетонных, но и цементобетонных дорог. Добавка эмульгированного битума в цементобетон повышает его влагостойкость, морозостойкость и устойчивость к появлению трещин.