Для чего нужен прерыватель
Перейти к содержимому

Для чего нужен прерыватель

  • автор:

Замена вакуума трамблера (Что такое трамблер в автомобиле, из чего состоит, принцип работы)

По большому счету запись для меня, банально что бы не забыть когда я менял вакуум. Но для тех кому интересно можете почитать немного о том для чего он служит и как диагностировать поломку, И в целом что такое траблер и для чего он. Много БукФ. :))

Собственно вот такой вакуум я сегодня себе установил на замену старого с пробитой диафрагмой, все ето удовольствие стояло 19 грн.

Что такое трамблер в автомобиле, из чего состоит, принцип работы
Для нормальной работы бензинового ДВС необходимо своевременное образование искры. С этой целью используется специальное устройство, обеспечивающее ее появление в момент нахождения поршня в положении ВМТ (верхней мертвой точки), причем в разных цилиндрах искрообразование происходит в разное время. Такое устройство называют прерыватель-распределитель, или по-другому, трамблер. Без него не работает ни один бензиновый ДВС, и долгие годы он был неотъемлемой частью любой системы зажигания, в том числе и автомобилей ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108.

Для чего нужен трамблер
Система зажигания – ответственная часть бензинового мотора. Работа последнего основывается на своевременном сгорании топливно-воздушной смеси (ТВС), для чего специально генерируется высоковольтное напряжение, подающееся затем на свечи. На них происходит формирование искры, вызывающей сгорание ТВС, вследствие чего двигатель совершает полезную работу.
При всех этих процессах нужен трамблер. Если оценивать его роль при работе зажигания, следует отметить, что он:
инициирует начало искрообразования, благодаря размыканию контактов прерывателя (в более современных моделях автомобилей, например, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 последних годов выпуска, для этих целей используется датчик Холла);
— направляет сформированное в катушке зажигания высокое напряжение на нужную свечу;
— изменяет начало момента искрообразования в зависимости от режимов движения и используемого топлива, для чего служат вакуумный центробежный регуляторы;
— обеспечивает накопление и разряд энергии в бобине.

Лучше понять, для чего служит и как работает трамблер, позволит функциональная схема зажигания:

Принцип работы трамблера
Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.

Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

УЗСК
Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

УОЗ
Это понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.

Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.

Из чего состоит трамблер
Такое устройство, как трамблер, включает в свой состав большое число разнообразных деталей. Рассматривать их назначение не входит в задачу данного материала, но ознакомиться, из каких узлов состоит трамблер, можно на приведенном ниже рисунке

Как видно из рисунка, трамблер состоит из нескольких самостоятельных узлов. И если назначение и принцип работы узла распределителя напряжения просты и понятны, то с работой других можно ознакомиться более подробно. Тем не менее, проверить, в каком состоянии находится высоковольтный распределитель и бегунок, желательно при каждом обслуживании авто.

Центробежный регулятор
Такое устройство определяет момент начала сгорания ТВС в цилиндрах двигателя. Как уже отмечалось, изначально искра появляется, когда поршень занимает положение ВМТ, именно под этот момент и настраивается первоначально трамблер. Однако необходимо учесть два момента:

— Сгорание ТВС происходит с постоянной скоростью, начинаясь от свечи и затем распространяясь дальше по объему цилиндра. Горение происходит не мгновенно, а наибольшая эффективность работы бензинового ДВС достигается, когда поршень миновал ВМТ и пошел к НМТ (нижней мертвой точке).
— При работе мотора число оборотов коленвала меняется, его увеличение уменьшает время, необходимое на эффективное сгорание ТВС.
Для устранения этого противоречия и вводится понятие УОЗ, что подразумевает начало сгорания топлива до достижения ВМТ поршнем. Устройство, обеспечивающее формирование УОЗ – центробежный регулятор, показано на рисунке, он состоит из грузиков, соединенных пружинами, и пластины.

Его принцип работы основан на центробежной силе, увеличение оборотов коленвала вызывает расхождение грузиков, а через пластину – изменение положения кулачка и бегунка. Из-за этого размыкание контактов будет происходить раньше, а также вызовет более раннее появление высокого напряжения и искры. Воспламенение ТВС произойдет при положении поршня, не достигнувшем ВМТ, чем будет обеспечено эффективное его сгорание.

Подобную регулировку момента воспламенения ТВС имеет трамблер от разных производителей, в том числе и в автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108.

Вакуумный регулятор
Подобное устройство предназначено для изменения УОЗ при изменении нагрузки мотора, определяемой положением дроссельной заслонки. Как это осуществляется, поможет понять рисунок:

Вакуумный регулятор является замкнутой полостью, разделенной диафрагмой. Одна из полостей соединена с карбюратором. Создаваемое в нем разрежение, зависящее от положения дроссельной заслонки, заставляет перемещаться диафрагму. Изменение ее положения через тягу передается на подвижный диск, что сказывается на положении кулачков прерывателя, корректирует время его срабатывания (раньше или позже), и соответственно, время воспламенения ТВС.

Таким образом, трамблер в зависимости от нагрузки на мотор, изменяет момент искрообразования, влияя на характеристики двигателя. Такая регулировка присутствует во всех автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, а совместная работа описанных регуляторов, способна обеспечить эффективную работу мотора во всем диапазоне нагрузок и числа оборотов коленвала.
Для того что бы проверить исправен ли вакуумный регулятор достаточно снять конец трубки с карбюратора и потянуть к себе воздух. Исправный регулятор должен держать разряжённость воздуха внутри. Если же разряжённость пропадает, то мембрана вашего вакуума пробита, и такой регулятор работать не будет. От этого ваш двигатель будет работать с неровностями, тупить при разгоне и дергаться при плавной езде с сталой скоростью.

Октан-корректор
Это устройство позволяет механически изменять УОЗ в зависимости от используемого топлива (октанового числа) или его качества. Увидеть корректор можно на приведенном рисунке.

Фактически, это две пластинки, одна установлена на трамблер и имеет стрелку, другая крепится на двигатель, и на ней нанесены риски. Меняя их положение по отношению между собой, можно механически установить нужный угол зажигания. Требуется это главным образом при использовании разных сортов бензина.

Бесконтактные системы и датчик Холла в трамблере
Тот трамблер, что описан выше, является классическим вариантом и долгие годы использовался на всех авто, и семейства ВАЗ в том числе, таких как 2109, 2106, 2107, 2108. Однако по мере развития электроники стали появляться коммутаторы напряжения, в которых сигнал прерывателя применялся не для коммутации катушки зажигания, а для управления электроникой. В дальнейшем трамблер лишился механического прерывателя, ему на смену пришел датчик Холла.

Используемый датчик Холла имеет достаточно простую конструкцию. Да, надо напомнить, что датчик Холла – это элемент, который реагирует на магнитное поле. Поэтому конструкция датчика с использованием элементов Холла основывается на этом принципе. Для этого на пластине располагается непосредственно датчик Холла, на другой стороне – постоянный магнит, а между ними – вращающийся металлический экран, в котором сделаны специальные щели.

Когда экран перекрывает поле от установленного магнита, датчик Холла на выходе имеет нулевое напряжение, когда вместо сплошного экрана открываются окна, то датчик Холла формирует на выходе высокое напряжение. Эту сформированную последовательность импульсов трамблер передает на коммутатор напряжения, и он управляет катушкой зажигания.

В свое время подобная система была реализована во многих машинах, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 не составили исключения.

Как проверить трамблер
Самые распространенные проявления неисправности зажигания будут такими:
— плавающий холостой ход;
— незапускающийся двигатель;
— глохнущий на ходу мотор.
Чаще всего причиной этого может быть трамблер. Наиболее просто проверить работоспособность зажигания, в том и числе трамблера, можно следующим образом. Для этого выкручивают свечу, подносят ее к двигателю и запускают его, наблюдая появление искры. Если ее нет, то надо проверить работоспособность проводов высокого напряжения. Если искры опять нет, то диагноз однозначный – отказал трамблер.

В этом случае надо проверить визуально состояние бегунка, состояние контактов и крышки трамблера. Подгоревшие контакты зачищают и удаляют пыль и мусор с внутренних поверхностей трамблера. В условиях мастерской или гаража, проверить работоспособность зажигания и трамблера можно с использованием измерительных приборов и индикаторов.

Трамблер появился на автомобиле практически одновременно с бензиновым двигателем, и долгие годы оставался почти неизменным, в том числе и на отечественных машинах семейства 2109, 2106, 2107, 2108. И только после появления современной элементной базы, к числу которой можно отнести и датчик Холла, уступил место бесконтактным, а потом микропроцессорным системам зажигания.

Трамблер: что это такое в машине

Система зажигания современных автомобилей с бензиновым двигателем представляет собой сложный высокоточный комплекс, состоящий из различных элементов, каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Одним их ключевых компонентов этой системы является трамблер. Именно благодаря ему свечи в необходимый момент создают искру, от которой воспламеняется топливно-воздушная смесь. При возникновении неполадок в работе трамблера эффективность работы двигателя снижается, более того — двигатель может вообще не работать.

Что такое трамблер и для чего он нужен?

По своей своему функциональному назначению трамблер является прерывателем-распределителем в электрической системе автомобиля. Он обеспечивает регулировку подачи напряжения от аккумулятора на свечи зажигания и момента образования искры. Специфика многоцилиндровых двигателей в том, что воспламенение сжатого поршнем топлива в каждом цилиндре происходит в разное время. Поэтому очень важно обеспечить точность срабатывания механизма зажигания. Эту функцию и выполняет трамблер.

как выглядит трамблер

Если рассматривать работу данного устройства более детально, то можно выделить следующие его задачи:

  • инициация образования искры в результате размыкания электрических контактов;
  • передача образовавшегося в цепи напряжения на подходящую свечу;
  • регулировка момента искрообразования в соответствии с режимом движения автомобиля и характеристиками бензина;
  • накопление резервного запаса энергии на специальной бобине.

Как можно увидеть, этот модуль обладает широким функционалом и имеет большое значение для обеспечения работоспособности двигателя.

Как устроен трамблер и как он работает

устройство трамблера

В состав этого механизма входит множество компонентов различного назначения. Основными среди них являются следующие:

  • ротор — обеспечивает сцепление с вращающимися шестернями распредвала;
  • прерыватель — модуль с кулачковой муфтой, которая соединяется специальными контактами с центробежной муфтой;
  • катушка зажигания, снабженная двойной обмоткой;
  • вращающийся одновременно с валом бегунок, расположенный на крышке трамблера и передающий напряжение на свечу;
  • крышка, через которую токоведущие провода отходят к свечам;
  • регулятор вакуумного типа, обеспечивающий работу функции опережения зажигания;
  • оснащение бесконтактного типа — используется на наиболее современных моделях трамблеров.

Кроме того, многие устройства снабжаются октан-корректором, который изменяет режим работы трамблера в соответствии с качеством бензина.

Принцип работы трамблера в зависимости от конкретной модели автомобиля может иметь индивидуальные особенности. Однако общая специфика действия этого элемента во всех моделях двигателей практически одинаково.При проворачивании коленвала поршни воздействуют на кулачок трамблера, в результате чего размыкаются его контакты. Это приводит к возникновению высокого напряжения, которое через специальный бегунок передается на ту или иную свечу. Данный процесс во время работы двигателя непрерывно повторяется, изменяются только свечи, на которые подается напряжение.

Четкая взаимосвязь с коленвалом и поршнями обеспечивает высокую точность работы трамблера, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всего двигателя автомобиля.

Читайте также: Что такое иридиевые свечи зажигания и когда их стоит использовать.

Важные характеристики трамблера

Точнее понять принцип работы трамблера помогают понятия УЗСК и УОЗ.

УЗСК — угол замкнутого состояния контактов. Он характеризует время замыкания контактов, входящих в конструкцию трамблера. Другими словами, величина УЗСК определяет энергию, которая аккумулируется на катушке зажигания после формирования искры. Кроме того, от данного параметра зависит то, сколько электроэнергии будет подано для образования на свече искры.

При чересчур малом расстоянии между контактами не будет накапливаться достаточное количество энергии, из-за чего мотор будет работать нестабильно. Если не устранить дефект, то время разрыва будет постоянно уменьшаться, а эффективность работы двигателя — падать.

Для настройки УЗСК в отдельных случаях выполняется регулировка трамблера. Это связано с тем, что для каждого двигателя величина угла замкнутого состояния контактов определяется в индивидуальном порядке.

УОЗ — это угол опережения зажигания. От этой величины непосредственно зависит момент возгорания топливной смеси в цилиндрах. Сущность опережения зажигания в том, что для эффективной работы двигателя воспламенение бензина происходит раньше, чем поршень занимает верхнее положение — это необходимо из-за того, что ТВС не сгорает в один момент. В зависимости от режима эксплуатации двигателя, стиля езды УОЗ изменяется — соответственно, напряжение должно подаваться на свечи в различное время. И эту возможность как раз и обеспечивает трамблер — в его конструкции имеется специальный регулятор центробежного типа, который отвечает за оптимизацию промежутка времени, в который происходит сгорание топливно-воздушной смеси.

Распространенные неисправности трамблера

Сложная конструкция, обилие мелких элементов обусловливают большое разнообразие неполадок, которые могут возникнуть в работе трамблера. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

  • повреждение крышки — проявляется нестабильностью работы двигателя, его дерганием, провалами оборотов, во влажную погоду — глохнущим мотором. Неполадки могут быть механическими (трещины, сколы, попадание влаги внутрь крышки) либо химическими (окисление скрытых под крышкой контактов);
  • перегорание предохранителя бегунка — в результате становится невозможна передача электричества на катушку зажигания;
  • выход из строя конденсатора, приводящий к подаче на свечи избыточного напряжения;
  • нарушение геометрии вращения вала, его заклинивание либо прогиб, повреждение корпуса трамблера — являются следствием серьезных механических повреждений, требуют полной замены вышедшей из строя детали.
  • вакуумный регулятор зажигания — приходит в негодность при разрыве либо загрязнении диафрагмы.

Отметим, что это лишь наиболее распространенные неисправности — на практике можно столкнуться и с другими проблемами, выявить которые сможет только специалист.

Читайте также: Какие бывают признаки неисправности свечей зажигания.

Как проверить трамблер

Для выявления различных видов неполадок в работе трамблера проводятся те или иные диагностические процедуры — причем многие из них можно выполнить и самостоятельно:

  • при подозрении на неполадки с крышкой ее достаточно осмотреть при хорошем освещении на предмет механических повреждений, стертых контактов, следов конденсата или воды. Чтобы диагностика была максимально точной, рекомендуется снять крышку трамблера и очистить ее внутреннюю и внешнюю поверхности. Особенно внимательно нужно проверить внутреннюю часть: осмотрите контакты на наличие графитовой пыли, а также графитовый стержень. Клеммы не должны быть обуглены, кнопка бегунка должна быть в рабочем состоянии. При обнаружении любого повреждения следует как можно скорее заменить деталь;
  • для проверки вакуумного регулятора его придется разобрать — диафрагма устройства скрыта под защитным кожухом. После разбора осмотрите ее на наличие повреждений и следов грязи;
  • проверка конденсатора выполняется мультиметром в режиме не более 20 микрофорат. При отклонении его показаний от заводских следует заменить конденсатор;
  • неисправности ротора трамблера диагностируются следующим образом: снимите крышку трамблера и поднесите к его бегунку центральный кабель катушки зажигания — появление искры будет свидетельствовать о пробитом роторе.

Для более точной диагностики и последующего ремонта трамблера вашего автомобиля рекомендуется обращаться к квалифицированным мастерам.

Читайте также: Почему троит двигатель и что делать в такой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *