Что будет если прогорит прокладка гбц
Перейти к содержимому

Что будет если прогорит прокладка гбц

  • автор:

Дефекты прокладки головки блока цилиндров, причины, последствия и как их избежать

Почему так важна прокладка ГБЦ в двигателе. К чему может привести ее прогар?

Дефекты прокладки головки блока цилиндров, причины, последствия и как их избежать

Дефекты с прокладкой головки блока цилиндров легко можно распознать. Какие симптомы и во что обойдется смена одной прокладки головки блока цилиндров, читайте прямо здесь.

Пробитая прокладка ГБЦ по виду считается незначительной поломкой, но если подойти к этому с технической стороны вопроса, то это может иметь в дальнейшем критические последствия, которые повлияют на саму работу двигателя. В зависимости от характера такого повреждения могут быть затронуты как система охлаждения мотора, так и система смазки двигателя. А в определенных случаях проблемы могут возникнуть одновременно с обеими системами. При малейшем подозрении на повреждение прокладки блока цилиндров автомобиль должен быть незамедлительно отправлен в мастерскую. Возможно многие из автомобилистов будут в чем-то правы, так как сама работа по замене прокладки ГБЦ не самый из дешевых вариантов ремонта, который может обойтись автовладельцу от нескольких тысяч рублей и более. Но это все-же гораздо дешевле чем в случае игнорирования устранения данного дефекта, который может быстро привести в дальнейшем к непоправимым последствиям в двигателе для устранения которых владельцу авто придется прибегнуть к капитальному ремонту ДВС.

Как можно узнать, что прокладка ГБЦ повреждена?

Симптомы данного недуга многочисленны и все они могут указывать на проблемы с прокладкой головки блока цилиндров. Например, вот пара из них:

1. Типичный симптом повреждения- присутствие моторного масла в системе охлаждения двигателя.

2. Также- охлаждающая жидкость авто может попасть в масляный контур.

В обоих этих случаях проверка занимает всего пару секунд. Открываем капот, откручиваем крышку расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. (Внимание! Делать это необходимо исключительно на холодном двигателе автомобиля). Если внутри расширительного бачка вы обнаружили темную пенку или на стенках бачка вы видите коричневые маслянистые полосы, то дело плохо.

Таким же образом можно вычислить наличие и «охлаждайки» в масле двигателя, то есть, образовавшаяся светлая пена (белая эмульсия) может находиться на внутренней стороне заливной пробки двигателя, а для ее идентификации пробку нужно отвернуть или вытащить масляный щуп, на котором также можно будет обнаружить присутствие охлаждающей жидкости в виде беловатой пены.

К ак происходит смешивание двух рабочих жидкостей? Масляные каналы и протоки водяного контура в блоке двигателя пролегают достаточно близко друг к другу и проходят непосредственно через головку блока цилиндров. Поврежденная прокладка в этой области больше не будет эффективно разделять сами контуры между собой и жидкости начнут смешиваться попадая непосредственно в соседние контуры. Поэтому нередко автовладельцы в двигателях своих автомобилей в которых произошел прогар прокладки ГБЦ наблюдают повышение уровня моторного масла.

Охлаждающая жидкость, уходящая и попадающая в масляный контур, также может быстро перерасти в серьезную проблему.

Во-первых, сама интенсивность такого охлаждения снижается в результате нехватки жидкости и двигателю грозит перегрев. Во-вторых, само масло, разбавленное менее вязкой и совершенно другой консистенции жидкости снижает эффективность смазки трущихся деталей. В результате этого под удар попадают коленвал и распредвалы. Как правило, исправный двигатель не расходует охлаждающую жидкость. Если жидкость уходит, но никаких видимых утечек обнаружить не удается, и шланги тоже в порядке, то обязательно надо проверить моторное масло на наличие в нем антифриза, возможно таковой непосредственно попадает в систему смазки автомобиля. Внезапно повысившийся расход масла также может быть признаком повреждения прокладки, т.е. когда моторное масло начало попадать в систему охлаждения.

По этой причине крайне очень ВАЖНО проверять уровень масла и не забывать заглядывать в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. Особенно такие несложные манипуляции вполне актуальны со старыми автомобилями.

Признаками прогоревшей прокладки не всегда является смешивание моторного масла и охлаждающей жидкости.

В прочем, повреждение прокладки не всегда можно определить по двум названным уже нами признакам. Рабочие жидкости могут тоже сочится из двигателя. Их легко определить по влажному или маслянистому блоку двигателя чуть ниже самой головки блока цилиндров.

Нередко бывает, когда тосол попадает в цилиндры и при высоких температурах там начинает испаряться (все зависит от того, где и в каком месте уплотнение получило повреждение). В этом случае из выхлопной трубы будет выходить белый дым смешанный с выхлопными газами. Его естественно легко обнаружить.

Если в камеру сгорания попадает масло, то этот выхлоп окрашивается в синеватый цвет.

Совет: Изменение цвета выхлопных газов в случае дефектной прокладки головки цилиндров блока, наиболее явно видно под нагрузкой.

Опасность серьезных повреждений двигателя из-за прокладки головки блока цилиндров

Н аибольшая опасность с непредсказуемыми последствиями ожидает владельца автомобиля в том случае, когда повреждения данного уплотнения оказались значительными. Через образовавшийся в этом месте канал в цилиндр начинает поступать большое количество антифриза, который рано или поздно в камере сгорания скапливается, а далее при большом скоплении жидкости в цилиндре происходит гидроудар. Поршень, проделывая возвратно-поступательные движения «натыкается» на слой жидкости находящийся над ним, которая как всем известно несжимаема, поэтому происходит гидроудар или как его еще романтично прозвали остряки- «кулак дружбы».

В этом случае последствия могут быть наиболее фатальными и дорогостоящего капитального ремонта двигателя (в лучшем случае) уже не избежать. А в худшем случае, если шатун пробил стенку блока двигателя, то этот мотор можно нести прямо на свалку. Повреждения, которые типичны для гидроудара, это: -загиб шатуна, разрушение поршня, обрыв шатуна, повреждение головки блока, коленвала или картера.

П омимо всего этого, такая утечка антифриза может привести не только к проблемам охлаждения конкретно ухудшив ее эффективность, но и может привести к попаданию моторного масла в каналы циркуляции охлаждающей жидкости, закупорив тем самым небольшие канальцы рассчитанные на менее густую техническую жидкость. При игнорировании этой поломки двигатель вскором времени может перегреться.

В некоторых случаях выхлопные газы могут пробиваться в систему охлаждения из-за не плотности прокладки ГБЦ. Это также является крайне опасным «звоночком» для водителей и его можно диагностировать визуально появлением пузырьков отработавших газов в расширительном бачке. При этом сама температура мотора во время работы будет быстро уходить в красную зону из-за чего может случится быстрый перегрев силового агрегата.

И наконец еще один важный пункт, который подскажет вам о неисправности. Выхлопные газы могут вырываться наружу в подкапотное пространство. Запах, шум при работе двигателя, а также отработавшие газы под капотом — вот что вы увидите в таком случае.

В целом, при данной неисправности будет заметна общая потеря мощности двигателя, снижение его тяги и нестабильная работа, а также низкая компрессия.

Причины дефектов ГБЦ

В принципе, сама прокладка ГБЦ входит в тот список так называемых «пожизненных» деталей автомобиля, износ которой при правильной эксплуатации мотора невозможен. В большинстве случаев прокладка ГБЦ выходит из строя из-за высокой термической нагрузки. Это может быть вызвано неисправностью водяного насоса или дефектом термостата.

Слишком низкий уровень охлаждающей жидкости, а также антифриз не подходящей марки или некачественный герметик радиатора, тоже могут вызвать перегрев мотора, при котором может повести головку бока цилиндров и прокладка ГБЦ не будет далее плотно прилегать к основным частям мотора.

Помимо всего, в этот отрицательный «Топ» входит неправильно проведенный монтаж уплотнения головки блока цилиндров. К примеру, на прилегающих плоскостях головки и блока цилиндров могут присутствовать раковины и микротрещины. Или, при сборке мотора не был соблюден сам момент и очередность затяжки болтов крепления головки блока. Некачественная прокладка или неправильная ее установка также могут повлиять на результат работы двигателя.

Стоит опасаться особенно тем водителям, которые любят погонять на автомобиле, это может привести к перегреву рабочего двигателя и как следствие к прогоранию прокладки ГБЦ.

Как поменять прокладку головки блока цилиндров?

Замену прокладки головки блока цилиндров следует выполнять только в мастерской, так как такой ремонт достаточно дорогой и требует достаточной квалифиции. Даже неправильная разборка ГБЦ может привести к значительным проблемам в будущем. Прокладка ГБЦ представляет собой соединение между блоком двигателя и головкой самого цилиндра. Чтобы добраться до нее необходимо демонтировать головку блока цилиндров с сопутствующими агрегатами. Выкручиваться винты головки блока цилиндров должны в правильном порядке, ну и закручивать их также нужно в определенном порядке и с точным усилием на динамометрическом ключе.

В автомастерских, как правило, на такую замену прокладки ГБЦ уходит от трех до десяти часов в зависимости от двигателя. Стоимость ремонта варьируется в зависимости от типа мотора и от поломки, примерно между 2.000 и 10.000 тыс. рублей. А иногда ремонт может стать еще дороже, если допустим потребуется шлифовка ГБЦ, которая проводится на специальном высокоточном станке.

Внимание! Обычно в этих случаях ведет алюминиевую «голову» (головку блока), поэтому друзья не стоит перегревать такие моторы. Чугунные же ГБЦ обычно страдают от трещин, что также влияет на возможный пробой прокладки блока цилиндров.

Самыми дорогими ремонтами славятся V-образные, оппозитные и W-образные моторы. На замену в них прокладки тратится большее количество нормо-часов, поскольку менять требуется сразу обе прокладки ГБЦ.

Стоимость материала. Помимо прокладки головки блока и новых винтов, следует также заменить масло и охлаждающую жидкость, поскольку качество моторного масла и антифриза в целом и скорее всего из-за дефектов прокладки головки цилиндров снизилось. Если дело дошло до попадания масла в охлаждающую жидкость, то должна быть произведена также и чистка контура охлаждения.

Если пострадавший двигатель имеет ремень ГРМ, то можно посоветовать его сменить. Снятие головки блока цилиндров с двигателя и замена прокладка головки в любом случае требует демонтажа зубчатого ремня. Поэтому, если он не совсем новый, то стоит позаботиться о его замене.

Также должна быть проведена и ревизия водяного насоса, а еще в мастерской должны заодно проверить зазоры впускных и выпускных клапанов (если необходимо, то их регулируют). При необходимости должны быть заменены и маслосъемные колпачки.

На старых автомобилях рекомендуется полностью исследовать головку блока цилиндров на наличие в ней трещин. Тестирование демонтированной и очищенной головки проводится при помощи дефектоскопа и подачи под давлением антифриза в головку блока. Через все имеющиеся миниатюрные трещины жидкость будет моментально просачиваться, выдавая тем самым эти микротрещины.

В общем и в целом это в основном вся самая важная информация, которую вам нужно знать про прокладки ГБЦ. Данная поломка встречается довольно редко, но зато она может ударить очень метко. Будьте друзья внимательны используя наши советы, периодически проверяйте своего железного коня на наличие недуга. Прислушивайтесь к нему по-чаще, и тогда он будет служить вам верой и правдой долгие годы.

Немного истории: Первые двигатели шли без прокладки головки цилиндра

Первые двигатели Николауса Отто и Готтлиба Даймлера были построены по примитивной схеме. Головка блока цилиндров и блок цилиндров были отлиты одной деталью. Недостатком такой конструкции была невозможность обслуживания верхней части мотора. Первым серийным двигателем внутреннего сгорания с отдельной головкой цилиндра и блоком двигателя на рынок пришла модель 1908 года Ford Model T.

Инженеры быстро осознали для себя, что для соединения такой нагруженной части двигателя, как зазор между двумя его частями, нужна прокладка, которая сдерживала бы большое давление и могла бы переносить высокие температуры, которые сопровождают мотор во время его работы. Плюс к этому, требовалась качественная герметизация самих цилиндров и контуров с циркулирующими в них техническими жидкостями. С маломощными моторами с небольшой степенью сжатия это еще хоть как-то работало, но вот с приходом на мировую автоарену спортивных автомобилей произошедший в 1940-х годах с высокой степенью сжатия, такая уплотнительная прокладка оказалась недостаточно прочной и в достаточной степени износостойкой.

Технический прогресс постепенно но уверенно начал переносить высокую степень сжатия для увеличения КПД работы двигателя из автоспорта на обычные гражданские версии автомобилей, и вместе с этим потребовалось улучшение данного качества прокладок между блоками мотора.

Сегодня компрессия на не турбированных бензиновых двигателях соответствует примерно показателям от 10:1 до 14:1. В 1930-х годах степень такого сжатия в моторах была гораздо ниже, то есть- 5:1.

Требования к прокладке ГБЦ продолжают расти и в наши дни, поэтому этот неказистый элемент за последние десятилетия неоднократно изменял свою текстуру.

Изначально эти прокладки делались из нежаропрочных материалов и в начале своего долгого пути проб и ошибок, их создавали из обычной пробки. Неудивительно, что они были уязвимы и постоянно прогорали. В начале 80-х годов появились гораздо более современные асбестовые прокладки ГБЦ, их используют на некоторых моделях машин и по сегодняшний день. Также в ходу паронитовые, композитные и металлические прокладки.

В итоге можно сказать следующее, что современные прокладки головки блока цилиндров довольно сложные элементы и без развития современных высокоэффективных двигателей это было бы невозможно.

Как точно определить пробой прокладки ГБЦ

Большинство современных двигателей — четырехтактные. Для работы они используют три вида жидкости: топливо, антифриз и моторное масло. Плюс по каналам движутся выхлопные газы. Эти вещества не должны смешиваться. Если пробило прокладку ГБЦ — головки блока цилиндров, то изоляция нарушается. Происходят серьезные поломки, что затрудняет эксплуатацию машины, а порой делает ее невозможной.

Что такое прокладка ГБЦ

В силовых агрегатах прокладка представляет собой кольцеобразную пластину, которая размещается между головкой и блоком цилиндров. Она служит барьером, препятствующим попаданию моторных жидкостей в камеру сгорания. Вторая важная функция — изоляция каналов систем охлаждения и смазки. Прокладка расположена между горячей и относительно холодной частью мотора. Судите сами: температура ГБЦ достигает значений в 100 °C, а камера сгорания раскаляется до 2500 °C в момент детонации.

Прокладка ГБЦПрокладка головки блока цилиндров

Из‐за разности температур материал со временем деградирует. Вот из чего делают прокладки:

  1. Металл. Комбинация из листовой меди и стали. Долговечные и прочные, но чувствительные к деформации. Достаточно неравномерно зажать болты, и останется область без нужной степени уплотнения.
  2. Асбест. Он же паронит. Жаростойкий материал. Для надежности окантовку выполняют из металла. Из‐за большого нагрева и вибрации быстро приходит в негодность и разрушается.
  3. Композит. Прочная структура из смеси полимеров, металлов, углерода и других компонентов, дополнительно усилена армированной сеткой. Высокая степень эластичности и жаростойкости.

Судя по нашему опыту, рано или поздно любые прокладки проседают, покрываются сетью микротрещин и теряют эксплуатационные свойства. Начинается протечка жидкостей и пропуск выхлопных газов.

Ошибки диагностики

Причиной пробоя может выступать все что угодно: от излишнего давления в системе охлаждения до высокой температуры в камере сгорания. Есть симптомы, которые порой указывают на совсем другие проблемы. Их сложно идентифицировать.

Пробой прокладки ГБЦПробой прокладки ГБЦ

Приведем несколько примеров:

  1. Перегрев двигателя иногда возникает из‐за забитого радиатора. Засор мешает антифризу остыть, и со временем ситуация усугубляется.
  2. Тосол может попасть в масло «благодаря» неисправной прокладке впускного коллектора. Разницу заметить не так просто.
  3. Трещина или деформация ГБЦ. При этом прокладка никак не связана с поломкой. Причина — усталость металла.
  4. Коррозия на прокладке. Утечка происходит не из‐за пробоя. Всему виной ржавчина, образовавшаяся на поверхности.

Диагностика в этих случаях сводится к тому, что владельцу автомобиля приходится снимать головку блока и осматривать прокладку на предмет повреждений.

Только квалифицированный специалист может с первого взгляда точно определить неисправность. Все дело в богатом опыте. Дилетант разберет половину машины, но не докопается до причин.

Симптомы пробоя

При разрушении прокладки есть типичный признак. Это пропуск зажигания. Стартер крутит коленвал, есть искра, но мотор не заводится. Все дело в том, что стал слабым уровень компрессии. Топливовоздушная смесь не доходит до нужной кондиции, поэтому электрический разряд не может воспламенить горючее. Не хватает давления. Составим список характерных признаков:

Чем больше симптомов проявляется, тем выше вероятность пробоя. Первый признак встречается чаще всего. Мы будем опираться на его «физику» во время диагностики неисправности.

Можно ли игнорировать проблему

Если симптомы выражены не слишком ярко, некоторые водители откладывают ремонт до лучших времен. Автомобиль едет? Значит пока все нормально. Но халатность способна привести к печальным последствиям. Прогоревшая прокладка ГБЦ может попортить немало крови.

Слесарь с ключомИногда сомнения приводят к непредсказуемым последствиям

Банальная утечка тосола вызывает следующие проблемы:

  1. Повреждение катализатора выхлопных газов.
  2. Снижение смазывающих свойств масла.
  3. Перегрев двигателя из‐за большой силы трения.

В такой ситуации возникают задиры на коленчатом и распределительном валах. Появляются повреждения на внутренних стенках гильз цилиндров. Смесь масла и тосола вызывает развитие коррозии в радиаторе охлаждения и отопителя. Нарушается проходимость антифриза. Проблемы идут по нарастающей.

Причины возникновения поломки

Чаще всего пробой прокладки ГБЦ случается из‐за перегрева. Сначала начинает барахлить система охлаждения. Тепло перестает отводиться от металла. В результате происходит деформация головки блока. Она может развиваться по двум сценариям, в зависимости от материала:

  1. Дюралюминий. Горизонтальная поверхность, которая должна идеально прилегать к прокладке, смещается. Появляются щели.
  2. Чугун. Сплав железа и углерода хорошо держит форму в экстремальных условиях, но может дать трещину при термальном «шоке».

Если головка выдержала тепловой удар, то сама прокладка может изогнуться, потерять уплотнительные свойства. Тогда герметичность нарушается, антифриз и выхлопные газы попадают в моторный отсек, камеру сгорания. Такое происходит в основном с асбестовыми прокладками.

По нашим сведениям, на втором месте в списке причин пробоя значится неправильный момент затяжки болтов. Если пережать, то большая нагрузка просто раздавит уплотнитель. В противном случае останутся пустоты, через которые начнет проникать «выхлоп». Идеальный вариант — использовать для закручивания динамометрический ключ. Вот как он выглядит:

Динамометрический ключДинамометрический ключ

Работать с инструментом просто. Достаточно выставить на шкале нужное усилие. Когда оно будет достигнуто, ключ провернется. Нормативный показатель можно найти в документации на автомобиль. Например, для восьмиклапанного Renault Logan с объемом двигателя 1,6 л момент затяжки ГБЦ составляет 20 Нм.

Следующая причина — нарушение последовательности затяжки болтов. Их нельзя закручивать хаотично. Возникнет перекос, который может нарушить герметичность головки и блока цилиндров. Вот типовая схема, которая подходит для большинства машин:

Последовательность затяжки болтов ГБЦПоследовательность затяжки болтов ГБЦ

Первым делом нужно зажать центральные крепежные элементы (1 и 2). Затем следует использовать ключ, закручивая болты по диагонали (3, 4 → 5, 6). От центра к краю.

Порой причина кроется в низком качестве уплотнителя. Нужно покупать запчасти у проверенных поставщиков. Если цена на 50 % ниже средней, стоит задуматься о заказе другого расходника. Недорогая прокладка быстро износится. Это может вызвать серьезные поломки. Составим краткое резюме:

Неправильный момент затяжки болтов

Нарушение последовательности затяжки болтов

Низкое качество прокладки

Закончился срок службы уплотнителя

Пробой и прогорание — не одно и то же. В первом случае повреждения приводят к утечке и смешению выхлопа, антифриза и масла. Второй вариант предполагает низкий процент повреждения уплотнителя. В этом случае сложно выявить симптомы.

Методы проверки

На первых порах можно ограничиться простым осмотром. Ярко выраженные симптомы видны невооруженным глазом. Порой признаки себя не проявляют. В этом случае следует использовать более тонкие методы диагностики. Начнем с легких вариантов:

  1. Посмотрите на цвет газов, выходящих из выхлопной трубы. Белый оттенок говорит о том, что в систему проникает антифриз и при его нагреве образуется пар. В этом случае снижается уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Даже летом в сильную жару.
  2. Откройте крышку маслозаливной горловины. Если под ней видна эмульсия белого цвета, значит масло смешалось с тосолом. Открутите крышку радиатора. На ней не должно быть маслянистых отложений.
  3. Запустите мотор и посмотрите, не выходит ли дым в пространство между головкой и блоком цилиндров. Если да, то прокладка гарантированно прогорела. Понадобится срочный ремонт и замена.

Напоследок советуем слить немного антифриза, завести мотор и открыть крышку бачка расширителя. Если в охлаждающей жидкости видны пузырьки воздуха, как при кипении, значит выхлопные газы проникли в тосол. Но зачастую «гейзер» не удается разглядеть. Тогда следует использовать более тонкие методики.

С шариком

Начинать манипуляции нужно на холодном двигателе. Стоит открутить пробку расширительного бачка и плотно натянуть на горловину воздушный шарик. Но проще использовать презерватив. Его диаметр шире, чем у шарика. Да и средство контрацепции всегда под рукой у взрослых людей. Есть другой вариант — медицинская перчатка.

Диагностика ГБЦ с шарикомРасширительный бачок с шариком

После установки «детектора» следует запустить мотор и довести обороты до 2–4 в минуту. Пусть силовой агрегат поработает в течение 10–15 минут. За это время выхлопные газы начнут выходить из бачка, надувая наш импровизированный тестер. По скорости наполнения можно судить, насколько сильно пробита прокладка ГБЦ.

С бутылкой

Когда уплотнитель еще выдерживает давление, в систему охлаждения проникает минимум выхлопных газов. Поэтому диагностика с резиновыми изделиями не поможет. Шарик, перчатка или презерватив не раздуются. Поэтому можно использовать обычную бутылку с водой. Емкость не играет роли. Хватит 1 литра.

В некоторых автомобилях на расширительном бачке установлен сапун с пластиковой трубкой. Он предназначен для выравнивания внешнего и внутреннего давления. Но если сапун не предусмотрен конструкцией, можно сделать нехитрый тестер из пробки расширительного бачка:

Диагностика ГБЦ с бутылкойДиагностика с бутылкой воды

В крышке следует просверлить отверстие, соответствующее диаметру пластиковой трубки. Края для надежности можно промазать герметиком или обработать клеевым пистолетом. Когда «прибор» будет готов, настанет время запускать силовой агрегат.

После прогрева по пластиковой трубке пойдут выхлопные газы. Они будут видны в виде пузырьков. Если такое явление наблюдается, значит с прокладкой точно есть проблема. При этом попадание антифриза в воду не говорит о поломке.

В сложных случаях даже этот тест не дает результата. Количество посторонних газов настолько мало, что его не видно. Даже в формате миниатюрных пузырьков. Но у нас есть дополнительный способ диагностики.

С реагентом CO2

В автомобильном выхлопе содержится до 16 % углекислого газа. При пробое прокладки он попадает в систему охлаждения. Тут его можно вычислить даже в предельно низких концентрациях. Есть заводской набор, предназначенный для этих целей:

Набор для тестирования «Мастак»Набор для тестирования утечки газов «Мастак 103-40105C»

Диагностику выполняют последовательно. Заливают в вертикальные камеры смешения индикаторную жидкость. Соединяют тестировочный комплекс через адаптер с горловиной расширительного бачка или радиатора. Потом запускают двигатель, ручным насосом прокачивают воздух через вертикальные камеры. При наличии CO2 реагент окрашивается в другой цвет. У набора есть один минус — относительно высокая цена. Не слишком выгодное приобретение, если нужно проверить пробой один раз.

Поэтому предлагаем собрать кустарный тестер. На помощь придет диагностический метод, которым пользуются владельцы аквариумов с рыбками. Все компоненты можно заказать в интернет‐магазине:

  1. Индикатор «НИЛПА» для теста CO2.
  2. Гидрозатвор S‐образный для брожения.
  3. Насос для перекачки жидкостей «груша».

Чтобы соединить элементы между собой, понадобится герметик или клеевой пистолет со стержнем. Вот принципиальная схема прибора:

Набор для тестированияНабор для тестирования утечки газов

В пробке расширителя нужно проделать отверстие и вставить туда гидрозатвор. Потом следует заполнить его камеры индикаторной жидкостью и присоединить пластиковую трубку с грушей. Тест стоит проводить сразу после запуска двигателя. Понадобится прокачивать воздух через затвор и смотреть за цветовой индикацией жидкости. Если она осталась зеленой, значит лишнего углекислого газа в системе нет. Желтый оттенок указывает на чрезмерное содержание CO2.

У тестера есть недостаток. Жидкость рассчитана на долгий срок диагностики. Производитель рекомендует ждать не менее часа. Но если пробой значительный, изменение цвета можно разглядеть уже через 30 минут.

Дальнейшие действия

Если проверка дала положительный результат, не рекомендуем ездить на машине. Единственно верные маршруты — в гараж или в автосервис. Первым делом нужно попытаться устранить причины, которые вызвали поломку. С перегревом можно справиться своими силами, если восстановить работу системы охлаждения.

Без замены прокладки обойтись не получится. Нужно снять ГБЦ, осмотреть поверхность. При прогаре могут появиться зазоры и деформации. Если они глубже, чем 0,5 мм, понадобится шлифовка. Следует аккуратно удалить остатки уплотнителя, осмотреть головку и блок.

Критических повреждений нет? Значит можно аккуратно поставить новую прокладку и затянуть болты с учетом наших рекомендаций, касающихся момента и последовательности зажима.

Выводы

Пробой может принести автовладельцу немало проблем. Важно точно выявить симптомы и устранить причину их появления. С этой задачей способен справиться человек с техническими навыками. Дилетант только усложнит ситуацию.

Приведем типичный пример. У вас нет динамометрического ключа. Поэтому закрутили болты на глаз. В результате пережима уплотнитель сплющился. Появился зазор. Придется повторно снимать головку и менять прокладку на новую.

У сотрудников автосервиса есть все необходимое оборудование. Они выполнят профессиональную диагностику, заменят уплотнитель и сделают это качественно. Эта проблема не будет беспокоить вас несколько лет.

Как определить, что пробита или прогорела прокладка ГБЦ

Образование эмульсии, перегрев двигателя и картерные газы в расширительном бачке – первые признаки того, что на автомобиле пробило прокладку ГБЦ. Поскольку эксплуатировать машину с этой неисправностью нельзя, рассмотрим, что делать в таком случае и по каким признакам определить причину пробоя.

прогоревшая прокладка ГБЦ

Разница между пробитой и прогоревшей прокладкой ГБЦ

Под прогаром следует понимать неисправность, при которой выхлопные газы прорываются в соседние цилиндры, масляные каналы или рубашку охлаждения ДВС. Чаще всего прогар происходит между цилиндрами, так как уплотнение в этом месте принимает наибольшую термическую нагрузку.

Понятие пробоя более обширное и включает в себя также случаи, когда каналы циркуляции масла и охлаждающей жидкости (ОЖ) сообщаются между собой. Из-за смешивания в расширительном бачке и/или поддоне образуется эмульсия кофейного цвета. При пробое наружу первым признаком будут следы масла/тосола на двигателе.

Признаки прогара

перегрев двигателе, закипание

    , падение мощности, черный дым из выхлопной трубы (несгоревшее топливо). Сообщение соседних цилиндров приводит к нарушению газообмена. На такте сжатия газы перетекают в соседний цилиндр, вследствие чего не создается достаточное давление в конце такта сжатия, нарушается либо и вовсе отсутствует горение смеси. Из-за этого двигатель работает неустойчиво, на кузов передаются сильные вибрации.
  • Повышенное давление в системе охлаждения двигателя. Поскольку система наполняется отработанными газами, все резиновые патрубки будут раздуты, что можно проверить на ощупь. Нередко последствием пробитой прокладки становится утечка антифриза. Из-за повышенного давления в системе течь возникает в наиболее ослабленных участках: места обжатия патрубков хомутами, незатянутые подводы к штуцерам, потрескавшиеся из-за старости резиновые шланги.

Если на вашем автомобиле начались регулярные проблемы с утечкой ОЖ, сосредоточьтесь на поиске причины, а не постоянном устранении последствий неисправности.

  • Маслянистые пятна на поверхности антифриза в расширительном бачке. Причина в несгоревшем бензине и примесях масла, которые просачиваются в охлаждающую жидкость вместе с газами.
  • Двигатель перегревается. Раскаленные отработавшие газы нагревают антифриз, поэтому система охлаждения не справляется с теплоотводом. . Причина в прогоревшей прокладке между каналом циркуляции ОЖ и цилиндром, из-за чего антифриз попадает в камеру сгорания. Нередко проблема начинает проявлять себя после длительного простоя, когда в цилиндре накапливается тосол. В придачу ко всему в такой ситуации вы заметите затрудненный запуск двигателя. Естественно, что в таком случае уровень антифриза в бачке будет постоянно снижаться.

белый дым из трубы автомобиля

С ремонтом прогара затягивать не стоит, так как скопление большого количества антифриза в камере сгорания может привести к гидроудару и, как следствие, дорогостоящему капитальному ремонту.

Как понять, что пробило прокладку головки блока цилиндров?

пробитая прокладка головки блока цилиндров

При пробое прокладки между каналами с маслом и антифризом не всегда происходит взаимное смешивание жидкостей. Эмульсия может появиться только в поддоне или в расширительном бачке. Если на авто пробита прокладка ГБЦ, ездить на нем запрещено. Охлаждающая жидкость разжижает масло, меняя его консистенцию и ухудшая смазывающую способность. Эксплуатация машины на эмульсии чревата задирами на цилиндрах, шейках распредвала, коленвала, проворотом вкладышей, поломкой турбины и т.п. Шумная работа двигателя – один из первых признаков эмульсии.

Появление масла в антифризе меняет его вязкость, из-за чего снижается прокачиваемый помпой объем. Смесь масла и тосола забивает радиатор и каналы рубашки двигателя, вследствие чего нарушается теплоотвод. Эксплуатируя авто с такой поломкой, вы рискуете перегреть двигатель.

Гораздо реже прокладку пробивает наружу, из-за чего на блоке цилиндров появляются маслянистые пятна, подтеки охлаждающей жидкости. В таком случае вы заметите снижение уровня масла в поддоне и антифриза в бачке.

Последствие некачественного ремонта

Если прокладка ГБЦ была пробита после ремонта двигателя, скорее всего, причиной поломки стал один из факторов некачественного ремонта.

  • Неправильное усилие затяжки болтов головки блока цилиндров (около 80% всех случаев). В технической документации двигателя указывается не только момент, но и последовательность затяжки каждого из болтов. В некоторых случаях после определенного пробега следует переобжать прокладку. Чаще всего уплотнение остается недостаточным либо, наоборот, чрезмерно сжатым, из-за человеческого фактора. На усилие влияет и степень вытяжки болтов и состояние резьбы в ГБЦ. Перед затягиванием убедитесь в чистоте витков, отсутствии в колодцах масла, воды.

Некоторые болты изготавливают по особой технологии и не требуют предварительного смазывания перед закручиванием. Не стоит пренебрегать этим моментом, так как всего 10% усилия уходит на обжатие самой прокладки, оставшаяся доля идет на преодоления силы трения при закручивании.

  • Несоответствие привалочных плоскостей блока цилиндров и ГБЦ. При этом учитывается известный многим параметр деформации плоскости и чистота поверхности сопрягаемых деталей. Слишком высокая чистота обработки способствует скольжению прокладки, тогда как грубая чистота не позволяет прокладке плотно прилегать к сопрягаемым поверхностям.
  • Повреждение прокладки, которая является хрупким и чувствительным к деформациям изделием.
  • Неправильное применение герметизирующих составов. Герметик требуется лишь на некоторых типах «Т-образных» соединений. Перебор может привести к попаданию герметика в глухие отверстия и стать причиной недостаточного момента затяжки.

Почему прогорает прокладка ГБЦ?

Чаще всего причина прогоревшего уплотнителя в перегреве двигателя, из-за которого деформируется плоскость ГБЦ. Наиболее чувствительны к такой деформации вследствие теплового расширения 6-цилиндровые рядные двигатели.

К пробою приводит и нарушение процесса горения в цилиндре (детонационное и/или калильное зажигание). При калильном зажигании смесь поджигается не от искры, а от перегретой части свечи зажигания. Возникает при неправильном подборе свечей. При детонационном сгорании смесь воспламеняется до возникновения искры на электроде. Основные причины детонации:

  1. Несоответствие октанового числа бензина и степени сжатия двигателя. Столь общее определение включает в себя как случаи, когда заявленный на АЗС показатель октана не соответствует действительности, так и неучтенное повышение степени сжатия после ремонта либо вследствие образования в цилиндрах нагара.
  2. Слишком бедная смесь.

Детонационное сгорание характеризуется сверхвысокой скоростью распространения фронта пламени, из-за чего стенки камеры сгорания переживают экстремальные термические и механические нагрузки.

Прокладка может прогореть не только из-за повышения температуры, но и из-за дополнительного вытягивающего усилия, которое воздействует на болты. Возникает вследствие повышенного давления в камере сгорания до момента преодоления поршнем верхней мертвой точки (ВМТ).

Видео: Пробита прокладка гбц признаки и последствия

Дефектовка после разборки мотора

К появлению эмульсии в масле/антифризе приводит не только пробой прокладки ГБЦ, но и трещина между каналами в блоке цилиндров или головке блока. Провести дефектовку своими руками вам помогут следующие признаки пробитой прокладки ГБЦ:

  • отсутствие частей уплотнителя;
  • появление нагара (говорит о прохождении выхлопных газов);
  • отвердение материала, обесцвечивание металлических усилительных колец, поверхностные трещины (признаки перегрева);
  • расплющивание отдельных зон прокладки, деформация колец, усиливающих отверстия, – явные признаки игнорирования требования повторной обтяжки;
  • трещины перегородок;
  • зоны без следов обжатия. Определяются по толщине прокладки до сжатия и после.

Если толщина осталась неизменной, усилие в этой зоне было недостаточным.

5 минут и салон авто как новый.
Посмотрите фото до и после

Ремонт стекла авто своими руками.
Спасает от трещин и сколов.

видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего вида
+ датчик движения + технология Dual cam + G-Sensor.

12в1 — видеорегистратор, GPS-навигатор,
камера, интернет, радар, FM, G-sensor.

Салон будет как новый!
Легко чистятся, не трутся, не рвутся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *