Проблемы с подвесным подшипником: диагностика, ремонт, замена
Карданный вал – это один из наиболее важных узлов в устройстве автомобиля. Важно понимать, что и кардан, в свою очередь, состоит из ряда деталей, каждая из которых имеет определенное значение. Особенно стоит обратить внимание на подвесной подшипник. Он представляет собой деталь, которая находится между двумя половинками кардана. Сам подшипник состоит из внутренней и наружной обоймы, а между ними включены металлические шарики. Чтобы эти шарики не соприкасались между собой и не терлись друг об друга, они разделены металлическим либо пластиковым сепаратором. Также подшипник надежно защищен специальным корпусом, в который производится закачка специального смазывающего вещества. Оно предотвращает перегревание и слишком сильное охлаждение. Иными словами, смазывающее вещество устойчиво как к высоким, так и чересчур низким температурам.
Крепится подвесной подшипник к кузову при помощи специального кронштейна, имеющего полукруглую форму. Чтобы избежать повреждений, между подшипником и кронштейном помещается резиновая муфта. В совокупности три детали (подшипник, кронштейн и муфта) образуют промежуточную опору карданного вала. Она необходима для того, чтобы минимизировать нагрузки на кардан. Благодаря промежуточной опоре передняя часть вала фиксируется в жестком положении, а задняя располагается под некоторым углом.
Несмотря на то, что производители стараются всячески защитить подвесной подшипник от повреждений, полностью из избежать не получится. Работая в автосервисе, я достаточно часто сталкивался с проблемами, касающимися именно этой детали. Если возникают признаки проблемы с подвесным подшипником, то необходимо обращаться в автосервис за диагностикой. После осмотра механики точно разберутся в причинах неисправности и смогут решить, какой ремонт необходим конкретному автомобилю.
Основные неисправности подвесного подшипника и их причины
- заклинивание подвесного подшипника;
- повреждение резиновой детали;
- вымывание или высыхание смазки.
- Моторесурс детали попросту превышен. Завод-изготовитель отводит любой запчасти определенный срок ее эксплуатации. По его истечении необходимо задуматься о замене детали.
- Автомобиль эксплуатируется в слишком суровых условиях. Это, к примеру, касается машин, на которых автовладельцы ездят в лес. Подвесные подшипники в таких случаях выходят из строя довольно часто.
- Водитель перемещается по глубоким лужам или броду. Попадание воды на подвесной подшипник способно сильно навредить ему. В частности, жидкость способна вымыть смазку, что чревато негативными последствиями.
- Водитель наезжает на высокие препятствия. Подобных преград рекомендуется избегать, иначе без ремонта точно не обойтись. Речь идет о таких препятствиях, как пни, камни, бордюры и другие подобные объекты.
Признаки поломки подвесного подшипника
Диагностика подвесного подшипника
Если есть подозрение, что дело заключается в подвесном подшипнике, то следует загнать автомобиль на подъемник. Это позволит обеспечить необходимый обзор механику. Специалист определит характер поломки подшипника, после чего можно будет сделать вывод о дальнейшем ремонте.
Для начала специалист визуально оценивает состояние промежуточной опоры кардана. Если дно автомобиля в районе крепления забрызгано смазочным материалом, то это точно говорит о проблеме. Брызги сообщают о перегревании смазки либо ее выдавливании из корпуса. Оба варианта не слишком хороши. Также автомеханик должен взяться за обе половины кардана, чтобы проверить целостность резиновой опоры. Кардан следует натягивать на себя и отталкивать. Необходимо прокрутить карданный вал по часовой стрелке и против. Если слышатся посторонние звуки, чувствуется заклинивание, то подвесной подшипник точно неисправен.
В большинстве случае подвесной подшипник ремонтировать нет смысла. Необходимо заменить деталь в сборе, чтобы минимизировать риск дальнейших проблем. Автомеханики могут заменить либо сам подшипник, либо сразу всю опору в сборе.
Замена подвесного подшипника
Для замены детали необходимо сначала демонтировать с машины карданный вал. Далее следует разобрать крестовину и снять подвесной подшипник. Иногда требуется замена и крестовины тоже, особенно если обратно ее собрать не получается. Когда новые детали установлены, то карданный вал собирается в обратном порядке. Если после установки кардана на автомобиль наблюдается вибрация, то подвесной подшипник следует отцентровать. Если это не сделать, то вибрация так и будет сохраняться.
Отцентровка производится на автомобиле, находящемся на подъемнике. Для начала следует ослабить крепежи, чтобы подшипник свободно болтался. После этого следует разогнать авто до 100 км/ч. Должна быть включена четвертая передача. Далее педаль газа отпускается, а человек за рулем ждет, когда колеса полностью остановятся. После окончательной остановки следует заглушить мотор. Далее крепежи подшипника затягиваются.
Повреждение подвесного подшипника карданного вала
Карданный вал служит для передачи энергии вращения колесам заднеприводных или полноприводных автомобилей. Ходовые характеристики таких транспортных средств во многом зависят от состояния его узлов. Вал имеет довольно сложное устройство. Опорой для этой конструкции, удерживающей ее в нужном положении и обеспечивающей свободное вращение элементов, служит подвесной подшипник. При эксплуатации авто он подвергается значительным нагрузкам. Вследствие этого подшипник на карданный вал необходимо обслуживать и при выявлении неисправности оперативно производить замену.
Из чего состоит подшипник
Конструкция этого элемента вала, обеспечивающая эффективность работы кардана, проста. Он представляет собой сам подшипник с прорезиненной подушкой и обоймой, выполненной из металла. В опору (она часто устанавливается одна, но некоторые модели карданов комплектуются несколькими), внутри заполненную специальным смазочным материалом, помещается карданный вал, после чего фиксируются шайбы, защищающие узел от попадания извне влаги и грязи.
В итоге сам подшипник отлично защищен от воздействия внешней среды и вибраций. Его (чаще всего) можно легко извлечь для обслуживания и, в случае необходимости, замены.
Как понять, что подшипник вышел из строя
Деталь отличается высокой износостойкостью. Однако чрезмерные нагрузки могут привести к выходу этого элемента вала из строя.
Несколько признаков, на которые может обратить внимание даже неискушенный в вопросах техобслуживания автолюбитель, свидетельствуют о возникновении проблем с подшипником:
- появляется ощутимая вибрация во время езды;
- диагностируется люфт при осмотре;
- при передвижении, особенно при быстром старте, раздаются посторонние звуки: лязг, гул и т.д.
Нужно отметить, что чаще всего из строя выходит резиновая подушка.
Важно! Не все модели карданных валов предусматривают возможность разборки и замены подшипников.
Факторы, влияющие на износ подшипника
Несмотря на высокий эксплуатационный ресурс самого вала и его составных частей, подвесные подшипники могут приходить в негодность.
Наиболее частые причины выхода из строя детали:
- высокие нагрузки из-за экстремальных режимов работы авто;
- попадание грязи;
- неправильная установка элемента;
- значительные температурные перепады (влияют на состояние резиновой подушки);
- приобретение бракованного или низкокачественного подшипника;
- естественный износ.
Важно! Для нормального функционирования подшипника нужно грамотно подобрать смазочный материал.
Диагностика и ремонт подвесного подшипника промежуточного вала
После установки АКПП. При сборке деталей трансмиссии обнаружилось, что кронштейн подвесного подшипника с резиновым демпфером не имеет связи с подшипником. На фотографии кронштейн снят и сдвинут подшипник:
После снятия подшипника, посидев у монитора, пришел к четырём вариантам решения этой задачи:
1. Покупка правого вала в сборе
Дорого однако!
2. Покупка нового подвесного подшипника, оригинального нет. Узел в каталоге продаётся в сборе. Но есть аналоги в виде:
Контора BTA. Артикул: H3M001BTA
Контора Corteco. Артикул: 601797
3. Покупка подшипника аналогичного установленному, который имеет размеры: 45*75*21, но тут я не нашёл такого, есть с размерами 45*75*16 в каталогах это 6009-2RS или 6009EE(SNR) и что-то похожее с размерами 45*75*19 китальянской фирмы Pilenga с артикулом: cbp9945. В чем нюанс этого изделия, у него внешняя обойма сферическая. Но можно и его я думаю "запилить".
4. Склеить то, что есть в руках.
Ну а чё! Можно и попробовать. Поехали. Вот так выглядит Кронштейн подшипника. Можно увидеть что изначально подшипник держался на каком-то сером стекловатом клее:
Вычищаем железной щёткой и он готов к приёму новой порции клея:
Разбираем подшипник. Это вам не абы-чо, это подшипник с двумя парами пыльников и с 13-тью шариками. К сравнению SKF 6009-2RS имеет только один пыльник с каждой стороны и 12-ть шариков.
Просматриваем на повреждения поверхностей качения, никаких выбоин, потёртостей, коррозии, перегревов нет. Есть только повреждение внешнего пыльника по внутренней кромке. Пыльника то два, всё лучше чем один.
Посмотрели, теперь собираем. Тут пришлось применить медитативные практики, чтобы его собрать. Этот 13-ый шарик лезет туда только внатяг. Но через три часа медитации я его всё таки собрал. Намазал новой смазки, нравится она мне, очень липучая.
Для сравнения справа лежит 6009 подшипник, Я его взял в надежде применить с него пыльник
Но оказалось что на 6009 подшипнике пыльник более узкий, не повезло.
Собранный подшипник одеваем обратно на вал
Подготавливаем химию для клеевых работ, Я решил использовать полимерный клей MS. Всё по азбуке: наждачной бумагой рисок наделал на подшипнике, в резине от щётки борозды уже есть. Обезжириваем. Наносим клей и одеваем кронштейн.