Преимущества и недостатки круиз-контроля
Круиз-контроль может помочь водителю повысить топливную экономичность, поддерживая равномерную скорость движения, а также в состоянии ограничить превышение разрешенного скоростного диапазона. Однако автошколы на Водном стадионе предупреждают об опасности использования этой системы, если водители не знают правильного ее применения.
Усталость часто упоминается во многих отчетах при расследовании несчастных случаев как фактор, способствующий транспортным авариям. Данное состояние возникает из-за отсутствия остановок для отдыха или недостаточного сна перед поездкой. Использование круиз-контроля, по утверждению автошколы Москвы САО, может усугубить последствия усталости водителя и привести к снижению управляемости транспортного средства.
Снижение ситуационной осведомленности при использовании круиз-контроля
Независимые исследования автошколы на Речном вокзале оценивали влияние использования круиз-контроля на поведение водителей. Специалисты изучили воздействие человеческого фактора на использование обычного и адаптивного круиз-контроля. Данные исследования показали, что использование этих типов систем круиз-контроля значительно увеличивают время реакции и снижают ситуационную осведомленность водителя. В частности, обращают на себя внимание следующие эффекты:
- Замедленное восприятие события.
- Задержка обработки и интерпретации событий.
- Отложенный выбор ответа.
- Отложенное решение о принятии мер.
- Задержка инициирования ответа.
Обычный круиз-контроль
Оригинальная конструкция обычных систем круиз-контроля обеспечивает водителю возможность поддерживать постоянную скорость движения автомобиля при любых условиях эксплуатации, вплоть до экстремальных возможностей транспортного средства. Водитель должен вмешаться, когда изменяются дорожные, транспортные или погодные условия, и самостоятельно определить, когда безопасно использовать или отключать систему.
Автошколы на Войковской напоминают, что традиционные системы круиз-контроля применяются на коммерческих автомобилях уже более 40 лет, и в течение этого времени специалисты и организации общественной безопасности продолжают изучать риски и преимущества использования этих приспособлений.
Адаптивный круиз-контроль
Следующее поколение круиз-контроля — это адаптивный круиз-контроль, который при нормальных условиях эксплуатации может замедлить движение автомобиля или предупредить водителя о вторжении в пространство движущегося слишком близко чужого транспортного средства.
Несмотря на то, что эта система обеспечивает определенный уровень предупреждения, водитель все равно должен принять решение об ее использовании, когда изменяются дорожные или погодные условия.
Проведенное специалистами автошколы в Ховрино исследование человеческого фактора в 2018 году оценивало влияние использования адаптивного круиз-контроля на время реакции и ситуационную осведомленность при управлении транспортным средством. Ожидалось, что адаптивный круиз-контроль позволит водителям тратить больше времени на наблюдение за опасностями при вождении, однако исследование выявило, что ситуационная осведомленность и быстрое реагирование ухудшились из-за того, что водители взяли на себя дополнительные задачи внутри машины, не связанные с вождением.
Плюсы использования круиз-контроля
- Уменьшается нагрузка на правую ногу.
- Улучшается контроль скорости, и снижается вероятность непреднамеренного ее превышения.
- Вследствие снижения колебаний скорости уменьшается расход топлива.
Минусы использования круиз-контроля
- Снижение ситуационной осведомленности.
- Снижение активности мозговых волн ЭЭГ.
- Повышенная утомляемость водителя.
- Уменьшение движения глаз.
- Увеличение влияния отвлекающих факторов.
- Увеличение времени реагирования.
- Увеличение тормозного пути.
- Уменьшение контроля направления движения.
- Повышение риска гидропланирования на мокром асфальте или заноса на льду.
Наилучшая практика использования круиз-контроля
1.Используйте круиз-контроль только при движении по прямой дороге.
Безопасное вождение на поворотах требует большого мастерства, связанного с торможением и ускорением. Поэтому нецелесообразно и крайне опасно использовать круиз-контроль на извилистых дорогах. Применяйте данную систему исключительно в длинных, прямых поездках.
2.Возьмите на себя управление в пробке.
Круиз-контроль не должен использоваться на дорогах с интенсивным движением, где, скорее всего, вам придется постоянно регулировать скорость.
3.Не используйте круиз-контроль на затяжных подъемах и спусках.
Круиз-контроль на подъемах опасен. При движении по холмистой местности лучше всего контролировать свою скорость с помощью акселератора и тормоза. Это происходит потому, что круиз-контроль не может должным образом ускорить ваш автомобиль на холме, заставляя его двигаться с большей мощностью. Точно так же, если вы используете круиз-контроль при движении вниз по склону холма, ваш автомобиль ускорится быстрее, чем настройка круиз-контроля, что, возможно, приведет к потере управления. В таких условиях гораздо безопаснее влиять на скорость вручную.
4.Придерживайтесь безопасной скорости движения.
Вы должны включать систему круиз-контроля только при движении на безопасной скорости. Убедитесь, что установленная вами скорость не превышает законного ограничения и соответствует условиям движения и времени суток.
5.Будьте бдительны.
При использовании круиз-контроля вам нужно помнить, что вы все еще несете ответственность за рулевое управление и торможение автомобиля. Ложное чувство безопасности может привести к отсутствию внимания и возможным столкновениям.
6.Отключите систему, если вы прекратили ее использование.
Выключайте круиз-контроль полностью, когда он не используется. Применение тормозов не отключает систему, и она может повторно включиться, когда вы этого не ждете.
7.Держите правую ногу наготове.
Во время пользования круиз-контролем ваша нога может отдохнуть от работы с педалями, но вы должны держать ее в боевой готовности. Не позволяйте ноге отодвигаться далеко от педалей, так как вам может понадобиться внезапно взять управление на себя.
8.Следите за погодой.
Не используйте круиз-контроль в мокрых и скользких условиях. Если колеса вашей машины начинают скользить, а система поддерживает ускорение, это может привести к потере сцепления с дорогой и контроля над автомобилем. Если вы нажмете на тормоз или отключите круиз-контроль, изменение скорости также может привести к тому, что колеса будут скользить и машина уйдет в занос.
Круиз-контроль
Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.
Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.
Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.
Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200. 220 км/ч.
Как работает круиз-контроль
Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.
Схема работы электронного круиз-контроля
Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.
Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.
Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.
Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.
Типы круиз-контролей
Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.
Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).
По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).
Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.
Ошибка системы PCS
Система предаварийной безопасности (PCS) отвечает за избежание столкновения и в случае выхода из строя датчиков или блока управления видает ошибку check pcs на панели приборов дабы предупредить водителя
Подробнее
Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40. 210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.
Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1. 2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).
Название автомобильной марки | Название АСС |
---|---|
Toyota | Radar Cruise Control |
Mitsubishi | Preview Distance Control |
Mercedes-Benz | Distronic (Distronic Plus) |
BMW | Active Cruise Control |
VAG (Volkswagen, Audi) | Adaptive Cruise Control |
Honda | Adaptive Cruise Control |
Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.
Как пользоваться круиз-контролем
Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.
Варианты расположения органов управления круиз-контролем
Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:
Значок КК на приборной панели
- необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
- активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
- ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
- после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
- если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1. 2 км/ч, зависит от авто).
В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.
Как пользоваться круиз-контролем
Управление круиз-контролем на Тойота Королла
Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.
Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).
Марка | Модели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение) |
---|---|
Киа | Рио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул |
Форд | Фокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт |
Хендай | Крета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната |
Тойота | Королла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер |
Рено | Меган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу |
Лада | Веста, Гранта, Х Рей, Калина |
Опель | Астра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка |
Ниссан | Кашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена |
Пежо | 307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207 |
Мазда | 3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ |
Шкода | Октавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти |
Как проверить круиз-контроль
Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.
Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:
Тросы управления КК
- целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
- приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
- герметичность трубки, идущей от вакуумника на педаль тормоза (нужна для отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
- целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
- контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр — чистку и смазывание);
- исправность концевого выключателя на педали тормоза;
- исправность вакуумного насоса.
В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:
- включить зажигание автомобиля;
- активировать Cruise Control нажатием кнопки ON;
- если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась — продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
- нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
- если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
- в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
- чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить Cruise Control System путем нажатия на кнопку OFF.
Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.
Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:
- Ошибка 01. Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
- Ошибка 05. Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
- Ошибка 07. Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
- Ошибка 11. Проблемы с переключателем Cruise Control.
- Ошибка 12. Аналогично
- Ошибка 15. Проблемы с центральным блоком КК.
- Ошибка 21. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
- Ошибка 22. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
- Ошибка 31. Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп-сигналов.
- Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
- Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
- Ошибка 37. Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.
В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.
Итоги
Система КК в продаже
Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.
После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.
Как работает круиз-контроль
Лень – двигатель прогресса, и пример круиз-контроля, который пришел в автомобильную промышленность из США, это подтверждает. Ленивые американцы, у которых, как известно, расстояния от одного города да другого измеряются тысячами километров, жаловались на то, что их ноги устают постоянно держать ногу на педали акселератора. И жалобы их были услышаны – инженеры разработали специальную систему, которая без участия водителя могла поддерживать движение автомобиля на постоянной скорости. Так появился круиз-контроль, о котором пойдет речь в этом материале.
Кнопка круиз-контроля
От простого к сложному
Первые системы автоматического контроля скорости появились в середине 1950-х годов. Они несколько лет проходили тестовые испытания на автомобилях компании Chrysler. Именно эта компания решила первой воплотить в жизнь мечты американских автомобилистов об автопилоте. И хотя круиз-контроль не выполнял всех функций автопилота, но поддержание постоянной скорости без участия человека – это уже был прогресс. Дебют э той системы состоялся в 1958 году – оснащенный круиз-контролем серийный автомобиль Chrysler Imperial поступил в продажу и в тот же год показал существенные коммерческие результаты.
Принцип действия первого круиз-контроля был прост: специальные датчики считывали информацию с коленчатого вала и, ориентируясь на частоту его вращения, через специальный соленоид осуществлялся контроль подачи необходимого количества горючего в двигатель. При этом водителю не нужно было давить на педаль газа – система все делала сама. С течением времени алгоритм действия круиз-контроля усложнялся. Новые системы умели контролировать подачу топлива, ориентируясь не на частоту вращения коленчатого вала, а на скорость вращения колес или оборотов двигателя. Кроме того, усовершенствованный механизм круиз-контроля позволял водителю выставлять скорость с точностью до 1 км/час. Это значение было принято за шаг, и автовладелец мог регулировать скорость работы круиз-контроля, прибавляя к уже заданному значению по 1 км/час.
Активация системы круиз-контроля осуществляется кнопкой, расположенной на приборной панели или на рулевом колесе.
Круиз-контроль
Водитель может выбрать скорость, которую будет поддерживать система, а когда надо будет выйти из «автопилотирования», достаточно нажать на педаль тормоза. В современных автомобилях круиз-контроль устанавливается как на модели с автоматической, так и с механической трансмиссией.
Эволюционным развитием системы стало изобретение адаптивного круиз-контроля. Новый механизм был назван так потому, что система помимо поддержания скорости движения, может самостоятельно, в зависимости от дорожной обстановки, регулировать расстояние между едущими в попутном направлении впереди автомобилями. Таким образом, если простой круиз-контроль – это опция для ленивых, то адаптивный стал частью системы активной безопасности автомобиля. Адаптивный круиз-контроль состоит из радара, электронного блока управления (в него входят продольные контроллеры и цифровой сигнальный процессор), датчиков, считывающих информацию с систем ABS, EBD, ESP.
Примерно так работает адаптивный круиз-контроль
Принцип действия адаптивного круиз-контроля следующий: установленный в передней части автомобиля радар (обычное место расположения – за решеткой радиатора) постоянно мониторит пространство впереди автомобиля. При обнаружении впереди едущего автомобиля, он посылает сигнал в электронный «мозг» системы, где полученная информация обрабатывается. Оттуда данные поступают к тормозам, системам ABS, EBD, ESP (если до едущего впереди автомобиля небольшое расстояние и нужно соблюсти безопасную дистанцию), двигателю. Когда же расстояние до впереди идущего авто увеличивается, адаптивный круиз-контроль посылает к указанным выше узлам и агрегатам сигнал об увеличении скорости движения.
Достоинства и недостатки круиз-контроля
Круиз-контроль – довольно удобная система, обладающая рядом преимуществ. Во-первых, она избавляет водителя от необходимости постоянно регулировать скорость движения автомобиля. Во-вторых, она позволяет экономить топливо – при езде с постоянно установленной скоростью топливо расходуется не так интенсивно, как при езде с изменяемой скоростью движения. В-третьих, адаптивный круиз-контроль является эффективной системой безопасности.
Минусы у круиз-контроля – чисто технологические. При засорении датчиков, выходе из строя или ошибке радара система адаптивного круиз-контроля может решить, что впереди на небезопасной дистанции движется автомобиля и резко снизить скорость вплоть до остановки. А водитель может быть к этому не готов. Ну и еще один минус – круиз-контроль расслабляет и делает водителя менее восприимчивым к меняющейся дорожной обстановке.