Автомобильный аккумулятор: как правильно разобрать
Большинство автомобильных аккумуляторов имеют конструкцию, которую не разбирают. Когда кончается срок службы, производят демонтаж и утилизацию старого источника питания авто. Далее делают замену АКБ на новую.
Аккумулятор хорошо работает 2-3 года, после этого теряет емкость. Существуют методы, как разбирать автомобильный АКБ и восстанавливать зарядку. При выполнении этих работ нужно соблюдать правила безопасности.
Устройство автомобильного аккумулятора
Автономный источник питания – важный элемент оборудования машины.
Элементы конструкции устройства:
- герметичный корпус с крышкой;
- шесть отсеков со свинцовыми пластинами;
- соединительные перемычки;
- электролит – серная кислота;
- сепараторы;
- клеммы плюс/минус;
- заливные пробки в обслуживаемых батареях.
Элементы конструкции аккумулятора
Большинство автомобильных аккумуляторов имеют конструкцию, которую не разбирают. Когда кончается срок службы, производят демонтаж и утилизацию старого источника питания авто. Далее делают замену АКБ на новую
Какие инструменты нужны для вскрытия
Правильная эксплуатация, поддержание высокого уровня зарядки продлевают жизнь батареи автомобиля без разборки.
Иногда устройство разбирают, чтобы восстановить емкость. Необслуживаемый тип АКБ имеет герметичный корпус.
Поэтому для разбора автомобильного аккумулятора необходимы инструменты:
- шлицевая отвертка;
- электродрель;
- шило;
- ареометр;
- шприц.
При разборе ареометр позволяет измерить плотность, чтобы определить требуемый объем кислоты в составе электролита.
Как вскрывать разные виды аккумуляторов
Существуют несколько способов как обслуживать разные тип батарей.
- В неразборной АКБ, не имеющей отверстий на крышке, отмечают маркером центры банок. Далее разбирают устройство – делают инструментом отверстия 12 мм и плотно закрывают пробками.
- Необслуживаемый автомобильный аккумулятор сверлят с мерами предосторожности. Причина в высоком давлении газа внутри корпуса. При разборе отверстия для долива электролита делают небольшие – 2-3 мм.
- Для добычи свинца из АКБ любого типа разрезают корпус, сливают электролит и достают уцелевшие пластины.
Чтобы без проблем снять и отремонтировать АКБ, необходимо строго соблюдать технику безопасности.
Неразборный
Герметичная батарея имеет ровную плоскую крышку. Поэтому правильно перед сверлением сделать разметку. На неразборной АКБ автомобиля отмерить по продольной оси линейкой 6 меток на одинаковом расстоянии. Также диаметр сверла при разборе АКБ следует постепенно увеличивать с 2-3 до 10-12 мм.
Необслуживаемый
В аккумуляторе этого типа в процессе работы образуются газы. Давление внутри корпуса высокое и возможен выплеск кислоты при разборе. Поэтому в крышке необслуживаемой батареи автомобиля сверлят тонкие отверстия около 2 мм. Этого достаточно для доливки электролита шприцем.
На свинец
Старый негодный аккумулятор автомобиля служит источником ценного металла. Корпус часто просто разбирают режущим инструментом. Далее нужно достать целые пластины и переплавить на свинец. Из одной АКБ, которую разбирают, удается получить 2-3 кг металла.
Разборка АКБ на свинец
Меры предосторожности при разборке старого АКБ
К восстановлению работоспособности автомобильного аккумулятора нужно тщательно подготовиться. Провести разметку и выбрать необходимые инструменты.
Опасные факторы при разборке батареи питания автомобиля:
- токсичные газы;
- кислотный электролит;
- высокое давление внутри корпуса;
- электрический ток;
- острые кромки и осколки.
Главное условие – перед началом ремонта аккумуляторной батареи автомобиля необходимо надеть СИЗ. Спецодежда и резиновые перчатки защищают кожу от капель кислоты при разборке банок. Аналогично очки и респиратор обезопасят глаза и органы дыхания. Также полезно просмотреть видео по разборке и ремонту аккумулятора. Полученная информация поможет избежать ошибок.
Как разобрать аккумулятор
До начала работ подготовьте заранее место, инвентарь и емкость с широким горлом под электролит – лучше стеклянную банку и металлический таз для дальнейшей разборки внутренностей.
Для запайки просверленных отверстий лучше использовать пробки от другого аккумулятора, но на всякий случай проверьте их на реакцию с электролитом.
Перезаправленный аккумулятор вряд ли проработает долго, от силы месяц-два. Его первоначальную работоспособность уже не вернуть, не тешьте себя надеждой, купите новый, ведь восстановленный может подвести в самый ответственный момент.
- Как разобрать автомобильный аккумулятор
- Как открыть автомобильный аккумулятор
- Как вынуть аккумулятор
- Как отремонтировать аккумулятор
- Как снять крышку аккумулятора
- Как заменить электролит в аккумуляторе
- Как снять аккумулятор с машины
- Как снять автомобильный аккумулятор
- Как обслуживать автомобильный аккумулятор
- Как обслуживать необслуживаемый аккумулятор
- Как обслуживать аккумулятор
- Как слить электролит
- Как устроен аккумулятор
- Как обслуживать АКБ
- Как проще обслуживать автомобильный аккумулятор
- Как поменять электролит в аккумуляторе
- Как открыть аккумулятор
- Как поменять аккумулятор в 2017 году
- Как заменить клеммы аккумулятора
- Как заменить аккумулятор
- Как снимать клеммы с аккумулятора
- Как менять электролит
- Как промыть аккумулятор
- Как отремонтировать аккумулятор шуруповерта
- Как заклеить аккумулятор
- Как вынуть батарею
- Как проверить аккумулятор автомобиля
Когда требуется и как выполняется ремонт аккумулятора на автомобиле
Владельцы автомобилей по-разному эксплуатируют свои аккумуляторы. Кто-то следит за ними и обслуживает, а другие просто «убивают» их и ставят новый. Соответственно, и срок службы в этих случаях будет разный. Но рано или поздно возникает потребность в ремонте автомобильного аккумулятора. Для тех, у кого есть свободные деньги, это не проблема. Они идут и покупают новую аккумуляторную батарею. А те, у кого с деньгами напряг, пытаются всяческими способами продлить жизнь аккумулятору автомобиля.
Причины выхода аккумуляторов из строя
Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:
- повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
- замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
- разрыв внутренней цепи аккумулятора;
- сульфатация пластин.
Повреждения корпуса и пластин аккумулятора
Одной из основных причин таких повреждений становится механическое воздействие на АКБ. Это может быть сильный удар, падение и так далее. Кроме того, к разрушению корпуса и повреждению пластин может привести замерзание электролита в аккумуляторе (ссылка на материал). Поскольку при замерзании происходит расширение, это вызывает трещины в корпусе и коробление пластин.
Сегодня на форумах можно встретить вопросы о том, как разобрать автомобильный аккумулятор. Современные малобслуживаемые или необслуживаемые автомобильные аккумуляторы разобрать не получиться. Точнее, разобрать можно, но это необратимый процесс, разрушающий АКБ. Разобрать для ремонта и замены банок можно лишь обслуживаемые аккумуляторы старого образца, которые сейчас не выпускаются.
Вернуться к содержанию
Замыкание пластин
Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:
- заводской брак;
- механическая деформация или замерзание электролита;
- осыпание активной массы электродов;
- повреждение сепаратора.
Разрыв внутренней цепи аккумулятора
Если это произошло при штатной эксплуатации АКБ, то аккумулятор можно сдать по гарантии. При этом он не должен иметь повреждений (следов ударов, трещин, оплавления и т. п.). Если аккумулятор эксплуатируется правильно, то такая неисправность в большинстве случаев является производственным дефектом. Ремонт этой неисправности либо невозможен, либо очень проблематичен. Так, что в этом случае придётся обменивать аккумулятор по гарантии или покупать новый.
Вернуться к содержанию
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин представляет собой процесс оседания сульфата свинца (PbSO4) на поверхности положительных и отрицательных электродов. По мере накопления это вещество забивает поверхность активной массы пластин, что приводит к сильному снижению ёмкости АКБ.
Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.
Способы ремонта автомобильных аккумуляторов
Как вы уже поняли из сказанного выше, ремонт аккумулятора автомобиля возможен только при механических повреждениях корпуса (если они носят умеренный характер) и сульфатации (если она не в запущенной стадии).
Вернуться к содержанию
Ремонт аккумулятора при механических повреждениях
Здесь опять можно часто встретить вопрос, а как разобрать автомобильный аккумулятор при ремонте. Никак, его не нужно разбирать. Из аккумулятора с пробитым корпусом надо слить электролит и просушить.
Внимание! Электролит – это водный раствор серной кислоты, которая является едким веществом. Поэтому при работе с электролитом нужно надевать резиновые перчатки и защитные очки для защиты кожи и глаз. При себе держите водный раствор пищевой соды (10%) для нейтрализации кислоты.
Ремонт аккумулятора при сульфатации
Борьба с сульфатацией пластин аккумулятора или десульфатация в основном проводится двумя способами:
- с использованием электрического тока;
- с применением химических реагентов.
Десульфатация с использованием электрического тока
Ниже приводятся основные способы уменьшения сульфатации на пластинах АКБ с использованием зарядных устройств и других приборов:
- проведение нескольких циклов заряд-разряд, называемых контрольно-тренировочными циклами. Аккумулятор сначала заряжается, а затем разряжается в течение 10 или 20 часов. Реально время будет меньше. Просто в зависимости от этого значения выбирается ток разряда АКБ. Разряжаем аккумуляторную батарею до падения напряжения до 10,2 вольта. Затем снова заряжаем аккумулятор и так несколько циклов. Метод годится в тех случаях, когда сульфатация находится в начальной стадии;
- следующий метод достаточно длительного растворения сульфата свинца в дистиллированной воде. Аккумулятор заряжают, затем сливают электролит и заливают туда дистиллированную воду. После этого его ставят на зарядку током 0,1 от номинальной ёмкости. Этот процесс может длиться 2─3 недели. Периодически измеряется плотность раствора. Если все идёт нормально, то она должна медленно повышаться. Через пару недель получившийся электролит снова сливается и заливается дистиллированная вода. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку ещё на пару недель. После этого образовавшийся раствор серной кислоты сливается и заливается свежий электролит плотности 1,27 гр./см 3 . Затем АКБ нужно зарядить и она готова к использованию;
- использование различных устройств. В интернете в последнее время появляется всё больше примеров использования таких устройств. Как правило, заказывают в Китае или США. Они предназначены для подачи на выводы аккумулятора импульсного тока. Смысл здесь в том, чтобы посредством переменного тока сбить сульфат свинца с пластин. Однако если аккумуляторная батарея достаточно изношена, есть риск, что вместе с сульфатом свинца будет осыпаться и активная масса. И такие примеры есть. В ряде случаев после использования таких устройств ёмкость АКБ только уменьшалась. Поэтому применять такие «штучки» следует с осторожностью.
Десульфатация с использованием химических средств
Здесь стоит сказать лишь об одном рабочем способе – промывке аккумулятора раствором Трилона В. В состав раствора входит Трилон В — 2% (вес.) и аммиак — 5% (вес.). Из АКБ сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают раствор Трилона В. Оставляют постоять примерно час. Затем проводится промывка дистиллированной водой, заливается электролит и аккумулятор заряжается. Этот метод можно назвать рабочим, поскольку у многих, кто его попробовал, был положительный результат. Может возникнуть вопрос, как промыть аккумулятор автомобиля. Для этого нужно обзавестись грушей с насадкой. С её помощью откачивается старый раствор и затем заливается новый.
В интернете есть и другие рекомендации: промывать раствором соды, соли и прочих «чудо-добавок». Но, наш взгляд им доверять не стоит, поскольку нет реальных результатов по снижению сульфатации от таких методов. Подробнее о ремонте аккумулятора автомобиля в случае сульфатации читайте в статьях: «Восстановление автомобильного аккумулятора» и «Десульфатация аккумулятора».
Предотвращаем ремонт автомобильного аккумулятора
Чтобы вам не пришлось делать ремонт своего автомобильного аккумулятора и он служил долго, нужно соблюдать следующие рекомендации: