Описание и проверка моторчиков дворников
Двигаясь по оживлённой трассе в условиях дождя, при постоянно разлетающейся из-под колёс встречных и попутных автомобилей грязи, водитель сталкивается с необходимостью своевременной чистки лобового стекла. От чистоты этого элемента зависит безопасность передвижения. Очистку выполняют дворники, но, как и всякая механика и электрика, они могут внезапно отказать.
Что это такое и как работают?
При выходе из строя дворников, когда невозможно сразу выявить конкретную поломку, возникает необходимость проверить электрику, а именно: блок реле и сами моторчики дворников. Последние представляют собой шаговые двигатели – таково современное исполнение электропривода, играющего первейшую роль в работоспособности дворников. Они подключены через простейшую микроконтроллерную плату, оснащённую реле – электромагнитом с сердечником, связанным с замыкающимися и размыкающимися контактами. Через этот своеобразный коммутатор и подключены электродвигатели, а их работой управляет не только само реле времени, но и микроконтроллер драйвера.
В ряде случаев выходит из строя не релейно-управляющий блок, а сам двигатель дворников.
По умолчанию моторчики помещены под корпус кабины и капот – этим они защищены от дождя. Равно как и плата реле и драйвера, они изолированы от окружающей среды. Работают эти двигатели в прерывистом, медленном и быстром режимах. Сам по себе стеклоочиститель (дворник) состоит из щётки, несущей конструкции, щёточной и редукторной оси, самого редуктора и двигателя, связанного с чистящим стекло устройством. Электрическая и механическая схемы рассчитаны на то, чтобы дворник при выключении возвращался в исходное состояние самопроизвольно.
Замена
Прежде чем установить новый мотор на дворник, необходимо вначале снять старый. Если проверка релейного модуля показала, что сам управляющий блок исправен и работоспособен, а дворники не застряли, их не заклинило, и они механически должны работать (щётки, оси и основа по-прежнему в действии), значит, нужно «лечить» электродвижущую составляющую, которая находится как раз на оси вращения дворников.
Изредка мотор дворника отказывает из-за заводской недоработки. В этом случае нужен либо ремонт, либо замена моторчика.
На более старых авто – скажем, Lada Priora, КамАЗ, «Таврия» – потребуется полностью разобрать «дворниковый» механизм. Фиксация некоторых компонентов выполнена заводом-изготовителем при помощи винтогаечных соединений. Присутствуют также прокладки и пластиковые втулки, накладки.
Проводная колодка напаяна на жгут из силовых проводов. Отсоедините её, применяя слегка приподнятый край уплотнителя из резины. Вытаскивание колодки производится через технологическую щель, размещённую в перегородке отсека мотора. Затем вытащите сам дворник. В качестве примера – модель машины линейки ВАЗ, пошаговая инструкция по снятию моторчика заключается в следующем.
Отвинтите гайки, скрепляющие щёточные рычаги. Снимите их с конусообразных шлицев электропривода дворника. Убедитесь, что на шлице нет проникающей смазки – ранее изделия, имеющие винтовые соединения, промазывались «ниточкой» из краски, чтобы неопытные пользователи не стремились разобрать устройство, рискуя при этом повредить его.
Рычажно-щёточные приводы снимите, открутив другие гайки, удерживающие их на соответствующих винтах. Снимите все пластиковые втулки и резиновые уплотнительные детали.
Отключите и выньте проводную колодку, протащив её через специальную прорезь двигательного отсека.
Снимите сам дворник. Теперь его ничто более не держит. Снимите с него шайбу и подпружиненный фиксатор. Отключите тягу.
Снимите ещё три последних винта. Моторчик свободен.
Осмотрите мотор дворника. Обнаружив неисправности, устраните их. Может потребоваться замена конкретных компонентов, например, внутренних шарикоподшипников.
При невозможности ремонта купите для дворника новый, аналогичный по мощности и другим характеристикам, двигатель.
Затем соберите, действуя в обратной последовательности, систему стеклоочистителя.
Как проверить?
Моторы дворников расположились в водонепроницаемом отсеке. Задний стеклоочиститель разместился в дверце багажника (у современных авто, включая подавляющее большинство иномарок). Чтобы проверить состояние моторчика, демонтируйте облицовочные компоненты, под которыми он скрыт. Для проверки, к примеру, передней системы очистки стёкол, пройдите последовательно через несколько этапов, которые заключаются в следующем. Ознакомьтесь со схемой подключения перед началом работ.
Моторчик отказал, так как биметаллическая пластинка, играющая роль замыкателя и размыкателя (нажимающего на контакты элемента), не действует. При этом плавкий предохранитель цел. Убедитесь, что проводка, отвечающая за запуск и поведение моторчика, не повреждена. Протестируйте состояние контактов. Если где-то оборван провод – восстановите соединение. Провод с нарушенной изоляцией должен быть заменён.
Далее проверяется переключающий элемент дворников. При обнаружении его в нерабочем состоянии замените этот элемент.
Наконец, нерабочий моторчик может «залипнуть» в одной точке, и при этом не крутиться. Если такое случилось, то потребуется его разборка. Иногда бывает, что зазор между ротором и статором моторчика засорён посторонними частицами – остатками масла, дизельного топлива, на этом месте легко собирается пыль, отчего образуется липкая грязь. Мотор может не крутиться и по причине неисправных обмоток – если повреждена хотя бы одна, то он часто застревает на одном и том же месте, либо ротор перестаёт крутиться. Межвитковое замыкание двигателя приведёт к тому, что конкретная обмотка сгорит. Поможет лишь перемотка этой обмотки. В большинстве случаев моторчик лучше заменить новым.
Проверьте провода, соединяющие двигатель с колодкой. Протестируйте биметаллическую пластинку – если она повреждена, то замените её.
Замена дворников и проверка моторчика стеклоочистителя
И так, не так давно столкнулся с такой проблемой.
Как-то неожиданно отказались работать передние дворники, просто зависли при работе и всё. А далее всё, как в сказке, полез проверять предохранитель, он оказался "мёртвым", решил заменить, заменил, но при повороте ключа в первое положение, он тут же горел и так штук 5-ь спалил, пока нашёл причину поломки. Думаю, что данная запись будет полезна для всех кто сталкивался с подобной проблемой, а так же для тех кто хотел бы заменить дворники или заменить форсунки омывателя вместо базовых "брызкалок".
Заранее извиняюсь, но фотографий сделал немного и многое объясню просто на "словах".
Что ж…приступим.
Далее необходимо открутить гайки дворников, у меня были под ключ или головку на 13. Затем, после того как открутили гайки, ставим дворник вверх и аккуратно раскачивающими движениями, придерживая второй рукой основание дворника, тянем вверх и извлекаем его со шлицов. Лично у меня сразу не получилось легко снять их, прикипели или заржавели. "ВД"-шка в помощь! Собственно на этом пункт по "замена дворников" окончен.
Двигаемся дальше…
Снимаем нижнюю уплотнительную резинку (та, что под капотом).
Тоже самое делаем с верхней резинкой или если правильно, то с нижней уплотнительной резинкой лобового стекла. У меня она мешала снять пластиковый кожух.
Желательно вообще снять шланг.
Практически закончили.
Далее я делал так, я снимал моторчик целиком с "трапецией" дворников, чтобы сразу проверить его работу. Отсоединяем проводку. Отворачиваем 4-е болта(см. на фото) на 8 и извлекаем "трапецию" с моторчиком.
Радости моей не было предела, когда при проверке оказалось, что моторчик живой и не нуждается в замене. Причина же оказалась в проводке, просто закоротило. Перемотал её по-новой и никаких проблем нет.
Надеюсь, что запись окажется полезной.
Как проверить моторчик трапеции стеклоочистителя?
Сообщение от Dmitriy-91
Сообщение от Dmitriy-91
Сообщение от Dmitriy-91
фото разъема сделай, и сюда выложи.
ну и метод "научного тыка" никто не отменял
По просьбам трудящихся
Сообщений 13,515
схема ж есть — в чем проблема по ней подавать напряжение?
E — минус. +1 — обмотка первой скорости работы, +2 — обмотка второй скорости. на один из них подается плюс. но для определения начального положения щеток есть встроенный контакт-прерыватель, который через клеммы B и S работает. через B коммутируется плюс, пока положение не нулевое, на выходе S есть плюс.
т.е. для прерывистого режима через подрулевой постоянно подается плюс на клемму B и однократно подается плюс на клемму +1 (чтобы стронуть моторчик). далее плюс приходящий с S всё также продолжает через подрулевой выключатель подаваться на +1. после полного оборота срабатывает прерыватель в моторчике и на выходе S плюс пропадает.
не вздумайте подавать напряжение только через клеммы +1 и +2! а то бывают умельцы. там получается очень маленькое сопротивление, ток сумасшедший, моторчик работает с очень большой скоростью и сгорает очень быстро.
Сообщение от krx
схема ж есть — в чем проблема по ней подавать напряжение?
E — минус. +1 — обмотка первой скорости работы, +2 — обмотка второй скорости. на один из них подается плюс. но для определения начального положения щеток есть встроенный контакт-прерыватель, который через клеммы B и S работает. через B коммутируется плюс, пока положение не нулевое, на выходе S есть плюс.
т.е. для прерывистого режима через подрулевой постоянно подается плюс на клемму B и однократно подается плюс на клемму +1 (чтобы стронуть моторчик). далее плюс приходящий с S всё также продолжает через подрулевой выключатель подаваться на +1. после полного оборота срабатывает прерыватель в моторчике и на выходе S плюс пропадает.
не вздумайте подавать напряжение только через клеммы +1 и +2! а то бывают умельцы. там получается очень маленькое сопротивление, ток сумасшедший, моторчик работает с очень большой скоростью и сгорает очень быстро.