Как поставить тягу рулевую камаз
Перейти к содержимому

Как поставить тягу рулевую камаз

  • автор:

Рулевое управление. Часть 1. Камаз-4308. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту

Рулевое управление. Часть 1. Камаз-4308. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту

Рис. 5-1. Установка колонки рулевого управления: 1 — колесо рулевое; 2 — кронштейн крепления колонки; 3 — вал карданный; 4 — колонка; 5 — крышка рулевого колеса; 8 — фланец крепления колонки; 9 — крышка фланца; 10 — прокладка крышки фланца; 11 — болт крепления колонки; 12 — ограждение противоугонного устройства; 14, 15, 16, 17, 18 — болт; 19, 20, 21 — винт; 22, 23 — гайка; 24,25, 26 — шайба пружинная.

Рулевое управление автомобиля Камаз 4308 состоит из рулевого механизма со встроенным гидроусилителем, клапана управления гидроусилителем, рулевой передачи, колонки с рулевым колесом, карданного вала, насоса рулевого гидроусилителя, бачка гидросистемы, радиатора, трубок высокого и низкого давления, тяг рулевого привода.

Передаточное число рулевого механизма равно 21,7.

Привод насоса рулевого гидроусилителя осуществляется от коленчатого вала двигателя.

Рулевой привод состоит из продольной и поперечной тяг с нерегулируемыми шаровыми шарнирами.

На колонке установлен выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Карданный вал (рис. 5-2) рулевого управления имеет два шарнира. Каждый шарнир состоит из вилок 1 и 6, соединенных крестовиной 3, шипы которой имеют игольчатые подшипники 4. Подшипники установлены в вилки и закреплены от выпадания упорными кольцами 2.

Карданный вал имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при перемещениях кабины. Шлицы перед сборкой надо смазать тонким слоем смазочного материала, а во втулку заложить 28-32 г его. Уплотнительное кольцо 8 служит для удержания смазочного материала и предохранения соединения от замерзания.

В каждый игольчатый подшипник при сборке заложено 1-1,2 г смазки № 158. Пополнять смазочный материал в процессе эксплуатации не требуется.

Резиновые кольца 5 предотвращают попадание грязи и влаги в шарнирное соединение.

Рулевое управление. Часть 1. Камаз-4308. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту

Рис. 5-2. Карданный вал рулевого управления:

1 — вилка; 2, 9 — упорные кольца; 3 — крестовина; 4 — игольчатый подшипник; 5,8 — уплотнительные кольца; 6 — вилка со шлицевым стержнем; 7 — обойма уплотнительного кольца; 10 — вилка со шлицевой втулкой.

Рис. 5-3. Рулевая передача: 1 — ведущее зубчатое колесо; 2 — манжета; 3 — крышка корпуса; 4 — корпус ведущего зубчатого колеса; 5, 7, 10 — шариковые подшипники; 6 — регулировочные прокладки; 8, 15, 19 — уплотнительные кольца; 9, 18 — упорные кольца; 11 — ведомое зубчатое колесо; 12 — упорная крышка; 13 — корпус; 14 — распорная втулка; 16 — гайка крепления подшипников; 17 — шайба; 20 — защитная крышка.

Рулевая передача (рис. 5-3) с двумя коническими зубчатыми колеса ми со спиральными зубьями передает

вращение от карданного вала на винт рулевого механизма. В осевом положении ведомое зубчатое колесо фиксируется упорным кольцом 9 и упорной крышкой 12.

Передаточное число рулевой передачи равно 1.

Рулевой механизм с встроенным гидроусилителем (рис. 5-4) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры.

Картер 14 рулевого механизма, в котором перемещается поршень-рейка, является одновременно рабочим цилиндром гидроусилителя.

Винт 17 рулевого механизма имеет шлифованную с большой точностью винтовую канавку. В гайке 18 рулевого механизма прошлифована такая же канавка и просверлены два отверстия, выходящие в нее. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наружной поверхности гайки.

Два одинаковых желоба 19 полукруглого сечения, установленные в указанные отверстия и паз, образуют обводной канал, по которому шарики 20, выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него. Число циркулирующих в замкнутом винтовом канале шариков — тридцать один, восемь из них находятся в обводном канале.

Гайку после сборки с винтом и шариками следует устанавливать в поршень-рейку 15 и фиксировать двумя установочными винтами 9, торцы которых нужно вдавить в кольцевую проточку, выполненную на поршне-рейке.

Рис. 5-4. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем:1 — передняя крышка; 2 — клапан управления гидроусилителем; 3, 29 — упорные кольца; 4 — плавающая втулка; 5,7 — уплотнительные кольца; 6, 8 — распорные кольца; 9 — установочный винт; 10 — вал сошки; 11 — перепускной клапан; 12 — защитный колпачок; 13 — задняя крышка; 14 — картер рулевого механизма; 15 — поршень-рейка; 16 — магнитная пробка; 17 — винт; 18 — шариковая гайка; 19 — желоб; 20 — шарик; 21 — рулевая передача; 22 — упорный роликовый подшипник; 23 — пружинная шайба; 24 — гайка; 25 — упорная шайба; 26 — регулировочная шайба; 27 — регулировочный винт; 28 — контргайка регулировочного винта; 30 — боковая крышка.

Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении посредством осевого перемещения регулировочного винта 28, ввинченного в боковую крышку. С целью уменьшения усилия, прикладываемого к рулевому колесу, вал сошки установлен на двух игольчатых подшипниках 25, расположенных в боковой крышке 31 и картере рулевого механизма.

Осевое перемещение вала сошки после сборки рулевого механизма должно быть 0,02-0,08 мм. Это обеспечивается подбором соответствующей толщины регулировочной шайбы 27.

На части винта рулевого механизма, расположенной в полости корпуса рулевой передачи, нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомым зубчатым колесом рулевой передачи.

Клапан управления рулевым гидроусилителем (рис. 5-5) закреплен на торце рулевой передачи четырьмя шпильками и болтом. Корпус 8 клапана имеет выполненные с большой точностью отверстия — центральное и шесть меньших отверстий (три сквозных и три глухих), расположенных вокруг него.

Золотник 6 клапана управления, размещенный в центральном отверстии, и упорные роликовые подшипники 22 (рис. 5-4) закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17. Под гайку подложена коническая пружинная шайба 23, обеспечивающая постоянство натяга упорных роликовых подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликовых, упорных подшипников обращены к золотнику.

В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, встроен шариковый обратный клапан 4, соединяющий при отказе гидросистемы рулевого управления линии высокого и низкого давления и обеспечивающий возможность управления автомобилем Камаз 4308. В этом случае рулевое управление работает как обычная механическая система без усиления.

В корпусе клапана управления установлен также предохранительный клапан 10, соединяющий линии нагнетания и слива при давлении в системе более 7,5-8 МПа (75-80 кгс/см 2 ) и предохраняющий насос от перегрева, а детали механизма от чрезмерных нагрузок. Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке, что обеспечивает возможность доступа к нему без разборки механизма при необходимости выполнить проверку, регулировку и замену.

От насоса к корпусу клапана управления подведены рукава и трубки высокого и низкого давления. По первым масло направляется к механизму, а по вторым возвращается в бачок гидросистемы.

Рис. 5-5. Клапан управления рулевым гидроусилителем: 1 — плунжер глухого отверстия; 2, 5 — пружины; 3 — резьбовая пробка; 4 — обратный клапан; 6 — золотник; 7 — реактивный плунжер; 8 — корпус клапана; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — предохранительный клапан.

Рис. 5-6. Схема работы рулевого гидроусилителя:1 — рулевое колесо; 4 — насос гидроусилителя; 5 — перепускной клапан; 6 — вал сошки с зубчатым сектором; 7 — задняя полость гидроусилителя; 8 — поршень-рейка; 9 — сошка; 10 — продольная тяга; 11 — поперечная тяга; 12 — переднее колесо автомобиля; 13 — магнитная пробка; 14 — шариковая гайка; 15 — винт; 16 — картер рулевого механизма; 17 — обратный клапан; 18 — предохранительный клапан рулевого механизма; 19 — клапан управления гидроусилителем; 20 — золотник; 21 — упорный подшипник; 22 — реактивный плунжер; 23 — центрирующая пружина; 24 — рулевая передача; 25 — передняя полость гидроусилителя; 26 — линия нагнетания; 27 — карданный вал; 28 — радиатор; 29 — рулевая колонка; 31 — бачок насоса (гидросистемы); 32 — линия слива; I — движение прямо или нейтральное положение; II — поворот направо; III — поворот налево.

Работа рулевого гидроусилителя осуществляется следующим образом (рис. 5-6).

При прямолинейном движении винт 15 и золотник 20 находятся в среднем положении. Линии нагнетания 26 и слива 32, а также обе полости 7 и 25 гидроусилителя соединены. Масло свободно проходит от насоса 4 через клапан 19 управления и возвращается в бачок 31 насоса (гидросистемы). При вращении винта вследствие сопротивления, возникающего при повороте переднего колеса 12 автомобиля Камаз 4308, которое удерживает поршень-рейку 8 на месте, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону. Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 23, винт переместится и сместит жестко связанный с ним золотник. При этом одна полость цилиндра гидроусилителя сообщится с линией нагнетания и отключится от линии слива, другая — наоборот, оставаясь соединенной со сливом, отключится от линии нагнетания.

Рабочая жидкость, поступающая из насоса в соответствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 8 и, создавая дополнительное усилие на секторе вала 6 сошки рулевого управления, способствует повороту управляемых колес. Давление в рабочей полости цилиндра усилителя увеличивается пропорционально повышению сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами 22. Чем больше сопротивление повороту колес, а следовательно, выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создается «чувство дороги».

При прекращении поворота рулевого колеса, если оно удерживается водителем в повернутом положении, золотник, находящийся под действием центрирующих пружин и нарастающего давления в реактивных полостях, сдвигается к среднему положению. При этом золотник не доходит до среднего положения. Он сдвинется лишь настолько, чтобы открыть щель для прохода подаваемого насосом масла в возвратную линию. Размер щели устанавливается таким, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра поддерживалось давление, необходимое для удержания управляемых колес в повернутом положении.

Если переднее колесо при прямолинейном движении автомобиля Камаз 4308 начнет резко поворачиваться, например, вследствие наезда на какое-либо препятствие на дороге, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку. Поскольку винт не вращается (водитель удерживает рулевое колесо в одном положении), винт тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником. При этом полость цилиндра, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса и отделена от возвратной линии. Давление в этой полости цилиндра начнет возрастать, и удар будет уравновешен (смягчен) возрастающим давлением.

Когда гидроусилитель не работает, рулевой механизм по-прежнему обеспечивает поворот колес, но на шариковинтовую пару и другие детали действуют уже полные нагрузки. Поэтому при продолжительной эксплуатации с неработающей гидросистемой преждевременно изнашиваются и могут быть поломаны упомянутые детали.

Установка трубопроводов системы рулевого гидроусилителя представлена на рис. 5-7.

Продольная рулевая тяга 1 (рис. 5-8) цельнокованая деталь с нерегулируемыми шарнирами, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 2, верхний 5 и нижний 6 вкладыши, пружину 7 и резьбовую крышку 9 со стопорной шайбой 8.

Поперечная тяга рулевой трапеции (рис. 5-9) трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 и 14 с шаровыми шарнирами. Изменяя положение наконечников на тяге, можно регулировать схождение управляемых колес.

Шарниры тяги нерегулируемые, состоят каждый из верхнего 12 и нижнего 13 вкладышей, обжимающих шаровую головку пальца, пружины 7 и крышки 6, которая прикреплена к наконечнику болтами 8.

Рис. 5-7. Установка трубопроводов: 1 — шланг высокого давления; 2, 4 — труба высокого давления; 3 — труба низкого давления; 5 — насос гидроусилителя; 6 — бачок насоса гидроусилителя; 7 — шланг низкого давления.

Рис. 5-8. Продольная рулевая тяга: 1 — продольная тяга; 2 — шаровой палец; 3,11 — защитные накладки; 4 — обойма накладки; 5 — верхний вкладыш; 6 — нижний вкладыш; 7 — пружина; 8 — стопорная шайба; 9 — резьбовая крышка; 10 — масленка.

Рис. 5-9. Поперечная рулевая тяга:1 — поперечная тяга; 2, 14 — наконечники; 3 — болт крепления наконечника; 4 — уплотнительная прокладка; 5 — масленка; 6 — крышка; 7 — пружина; 8 — болт крепления крышки; 9 — защитная накладка; 10 -обойма накладки; 11 — шаровой палец; 12 — верхний вкладыш; 13 — нижний вкладыш.

Возможные неисправности системы рулевого управления и способы их устранения

Неустойчивое движение автомобиля по дороге (требуется дополнительная работа рулевым колесом для поддержания заданного направления движения)

Повышенный свободный ход рулевого колеса

Отрегулировать свободный ход рулевого колеса

Износ деталей винтовой пары рулевого механизма

Заменить комплект винтовой пары

Ослабление затяжки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку подшипников

Недостаточное усиление («тяжелый руль») или неравномерная работа гидроусилителя

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла в бачке насоса до нормального

Наличие в системе воздуха (пена в бачке, мут ное масло) или воды

Удалить воздух. Если воздух удалить не уда ется, проверить затяжку всех соединений, снять и промыть фильтр, проверить целостность фильтрующих элементов и прокладок под коллектором, а также бачка насоса. Убедиться в плоскостности опорной поверхности коллектора и правильном взаимном расположении прива-лочных фланцев крышки и корпуса насоса (под установку бачка насоса). Проверить затяжку четырех болтов крепления коллектора и, если все указанные детали исправны, сменить масло, прокачать систему

Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении вала сошки с поршнем-рейкой рулевого механизма

Отрегулировать зацепление с помощью регулировочного винта

Недостаточная подача масла вследствие засоренности фильтра или износа деталей качающего узла насоса

Промыть фильтр и разобрать насос для проверки его деталей Если необходимо, заменить насос

Повышенные внутренние утечки масла в рулевом механизме вследствие износа или повреждения внутренних элементов уплотнений

Разобрать механизм, заменить уплотнительные кольца или другие поврежденные элементы уплотнений

Периодическое зависание перепускного клапана в результате загрязнения

Разобрать насос, промыть аце тоном перепускной клапан и от верстие в крышке насоса, очистить их рабочие поверхности

Негерметичность обратного клапана рулевого механизма

Устранить негерметичность обратного клапана

Ослабление затяжки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку подшипников

Нарушение регулировки пружины предохранительного клапана рулевого механизма или герметичности клапана

Отрегулировать клапан, устранить негерметичность

Полное отсутствие усиления при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя

Отворачивание седла предохранительного клапана насоса или поломка пружины клапана

Разобрать насос, завернуть седло или заменить пружину клапана

Зависание перепускного клапана или неисправность обратного клапана рулевого механизма

Разобрать насос и промыть клапан, устранить негерметичность обратного клапана

Поломка пружины предохранительного клапана рулевого механизма

Заменить пружину и отрегулировать клапан

Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах вправо и влево

Повреждение внутренних уплотнений винта рулевого механизма

Заменить неисправные детали уплотнений винта

Выскакивание из канавки или разрушение упорного кольца 3 (рис.5-4) плавающей втулки 4

Установить упорное кольцо в канавку

Рулевой механизм «заклинивает» при повороте

Заедание золотника или ре активных плунжеров в корпусе клапана управления рулевым гидроусилителем

Устранить заедание, промыть детали

Износ деталей соединения регулировочного винта с валом сошки или зубчатого зацепления вала сошки и поршня-рейки рулевого механизма. Вращением регулировочного винта зазор устранить не удается

Отрегулировать осевой зазор в соединении подбором регулировочной шайбы 26 (рис. 5-4). При износе зубчатого зацепления или соединения регулировочного винта с валом сошки выше допустимого заменить рулевой механизм

Стук в рулевом механизме или в карданном валу рулевой колонки

Повышенный зазор в зубчатом зацеплении вала сошки и поршня-рейки рулевого механизма

Отрегулировать зазор регулировочным винтом

Ослабление затяжки гаек болтов крепления вилок карданного вала или износ шлицевого соединения

Затянуть гайки. Заменить изношенные детали

Повышенный уровень шума при работе насоса

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла в бачке насоса до нормального

Засорение или повреждение фильтра насоса

Промыть или заменить фильтр

Наличие воздуха в гидросистеме (пена в бачке, мутное масло)

Удалить воздух способами, указанными в п.2

Деформация коллектора или разрушение его прокладки

Устранить погнутость или заменить прокладку

Выбрасывание масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса

Чрезмерно высокий уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла до нормального

Засорение или повреждение фильтра насоса

Промыть или заменить фильтр

Деформация коллектора или разрушение его прокладки. Наличие в гидросистеме воздуха или воды

Устранить погнутость или заменить прокладку. Удалить воздух способами, указанными в п.2

Постоянное падение уровня масла в бачке насоса

Утечка масла в двигатель вследствие повреждения манжеты валика насоса

Снять насос с двигателя и заменить манжету

Поломка передней крышки рулевого механизма

Применение в гидросистеме рулевого управления нерекомендованного или не соответствующего времени года масла

Заменить крышку. Залить масло, указанное в химмотологической карте, удалить воздух

Безотказная работа рулевого управления определяется как исправностью входящих в него элементов, так и других сборочных единиц автомобиля Камаз 4308, поэтому при определении причин неисправностей в системе рулевого управления необходимо иметь в виду, что причинами ухудшения устойчивости движения автомобиля Камаз 4308 (автомобиль плохо «держит дорогу») могут быть также:

— неправильная балансировка колес;

— свободный ход в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам;

— неправильная установка управляемых колес (углы установки и схождение не соответствуют рекомендованным).

Причинами ухудшения самовозврата колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать в среднее положение) могут быть:

— недостаточное количество смазочного материала и большое трение в шарнирах поворотных кулаков;

— пониженное давление воздуха в шинах колес.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть:

— пониженное давление воздуха в шинах колес;

— недостаточное количество смазочного материала в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках), в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг;

— чрезмерная затяжка подшипников ступиц передних колес;

— чрезмерная затяжка подшипников рулевой колонки.

При обнаружении какой-либо неисправности в системе рулевого управления не торопитесь снимать и разбирать рулевой механизм или насос. Постарайтесь сначала установить причину неисправности.

Не вызванные необходимостью снятие и разборка рулевого механизма или насоса могут привести к появлению течи и к более серьезным неисправностям. Разборка и сборка рулевого механизма и насоса должны проводиться только квалифицированным механиком в условиях полной чистоты.

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

— ежедневно проверять состояние привода рулевого управления (без применения специального оборудования);

— проверить крепление сошки рулевого механизма, шплинтовку гаек пальцев шарниров рулевых тяг;

— смазать шарниры рулевых тяг;

— заменить фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления;

— проверить и довести до нормы уровень в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления;

— проверить люфт в шарнирах рулевых тяг;

— проверить люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления;

— отрегулировать свободный ход рулевого колеса;

— заменить масло в системе гидроусилителя рулевого управления.

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя осуществляется указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, передние колеса должны быть установлены прямо. При этом надо вывернуть крышку из заливной горловины бачка 13 (см. рис. 84) гидросистемы, предварительно очистить крышку от грязи, протерев заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом или керосином. Уровень масла должен находиться между метками на указателе. При необходимости нужно долить масло до нормы при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала. Масло заливается через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка.

Следует применять только чистое отфильтрованное масло, указанное в химмотологической карте автомобиля Камаз 4308. Надо помнить, что при использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и гидроусилителя.

Фильтр насоса гидроусилителя промывается бензином. При значительном засорении фильтрующих элементов смолистыми отложениями дополнительно надо промыть их растворителем марки 646.

Прокачка гидросистемы рулевого управления — удаление воздуха — проводится при заправке системы маслом и при устранении неисправностей. Порядок операций следующий:

— вывесить передние колеса или отсоединить продольную тягу от сошки рулевого механизма и снять крышку заливной горловины бачка гидросистемы (нельзя заправлять и прокачивать гидросистему при подсоединенной рулевой тяге, если передние колеса не вывешены);

— снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку надеть прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема;

— отвернуть на 1/2…3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма;

— повернуть рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин, которое определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе (нельзя поворачивать колесо до упора);

— из сосуда вместимостью не менее 1,5 л заливать масло в бачок гидросистемы до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

— пустить двигатель и при работе его на минимальной частоте вращения коленчатого вала долить масло в бачок гидросистемы, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;

— завернуть перепускной клапан;

— повернуть рулевое колесо вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и снова вернуть его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отвернуть на 1/2…3/4 оборота перепускной клапан и снова проследить за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков завернуть перепускной клапан;

— повторить предыдущую операцию не менее двух раз, в результате из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить операцию еще один-два раза; при этом следить за уровнем масла в бачке гидросистемы, поддерживая его между метками на указателе уровня;

— снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;

— проверить уровень масла в бачке гидросистемы и, если нужно, долить его. Установить крышку заливной горловины бачка;

— соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма.

Проверку свободного хода рулевого колеса следует проводить на снаряженном автомобиле (без груза) при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала двигателя 600-1200 мин -1 . Давление в шинах колес должно быть нормальным, передние колеса установить прямо. Свободный ход рулевого колеса на новом автомобиле Камаз 4308 не должен превышать 25°

Замерять свободный ход прибором К-402 или К-187, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота левого переднего колеса. Угол отсчитывать на угловой шкале прибора от условного нуля, который устанавливается посредине диапазона свободного качания рулевого колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить наличие воздуха в гидросистеме рулевого усилителя, состояние шарниров рулевых тяг, крепление и регулировку рулевого механизма, зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления, затяжку клиньев крепления карданного вала, регулировку подшипников ступиц управляемых колес. При нарушении затяжки или регулировки их следует восстановить. В случае невозможности устранить зазоры в шарнирах или шлицах карданного вала рулевого управления вал нужно заменить.

Ремонт и техобслуживание механизмов рулевого привода автомобилей Камаз-4310, 55111, 43118

Насос гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

— Засорение или зависание клапанов, вследствие чего внезапно возрастает или периодически меняется усилие на рулевом колесе.

— Износ деталей насоса, вследствие чего наблюдается постепенное увеличение усилия на рулевом колесе на малых частотах вращения коленчатого ем частоты вращения, а также повышенный нагрев наружных поверхностей насоса.

— Осевое перемещение вала насоса ГУР Камаз-4310, 55111, 43118 в результате разрушения переднего подшипника.

— Течь масла в результате износа уплотнительных колец, манжеты и повреждения прокладок.

— Механические повреждения насоса, нарушающие его нормальную работу.

Снятие насоса гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118

— Поднимите кабину в первое положение и застопорите

— Очистите от грязи наружную поверхность насоса

— Слейте масло из картера рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

— Отсоедините маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого привода, отвернув гайки, и слейте оставшееся в насосе масло

— Отсоедините от насоса трубопровод низкого давления, отверните болт хомута крепления и снимите трубопровод низкого давления

— Отсоедините от насоса трубопровод высокого давления, отверните болты двух хомутов крепления и снимите трубопровод высокого давления

— Выверните три болта крепления насоса к картеру маховика, подайте насос вперед и снимите его с двигателя

Установка насоса гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118

— Установите насос на картер маховика. Вверните болты крепления насоса.

— Установите трубопровод высокого давления, подсоедините его к насосу, вверните болты хомутов крепления трубопровода

— Установите трубопровод низкого давления, подсоедините его к насосу, вверните болт хомута крепления трубопровода

— Подсоедините маслопроводы гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118, заверните гайки

— Залейте масло в гидросистему рулевого привода и прокачайте ее.

— Запустите двигатель и проверьте герметичность соединений гидроусилителя рулевого привода, насоса и масляного радиатора.

Рулевой механизм грузовых автомобилей Камаз

Замена рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

Рулевой механизм Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

— Заклинивание зубчатого зацепления рулевого механизма.

— Увеличенный зазор в зубчатом зацеплении, не устранимый регулировкой.

— Повышенная утечка масла в рулевом механизме Камаз-4310, 55111, 43118 вследствие износа или повреждения уплотнительных колец.

— Ослабление затяжки гайки упорных подшипников винта рулевого механизма.

— Заедание реактивных плунжеров и золотника в корпусе клапана управления.

— Заклинивание или разрушение деталей углового редуктораКамаз-4310, 55111, 43118.

— Механические повреждения деталей рулевого механизма (трещины, пробоины, срыв резьбы и др.).

Снятие рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

— Выпрессуйте шаровой палец тяги сошки из проушины сошки

— Отверните три накидные гайки трубопроводов топливного бачка подогревателя, отсоедините трубопроводы и слейте топливо из бачка и топливопроводов

— Отверните четыре гайки крепления топливного бачка подогревателя к кронштейну и снимите бачок

— Разогните стопорную шайбу 4 (рис.1) и отверните гайку 5

— Снимите съемником сошку рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

— Выверните магнитную пробку из картера рулевого механизма и слейте масло. Вверните пробку с моментом 29—39 Нм (3—4 кг/см).

— Отсоедините трубопроводы высокого 8 (см. рис.1) и низкого 9 давления от рулевого механизма и слейте оставшееся в трубопроводах масло

— Отверните гайку болта крепления нижней вилки карданного вала, выбейте болт и отсоедините вал от рулевого механизма, подняв вверх вилку

— Выверните четыре болта крепления картера рулевого механизма к кронштейну передней рессоры и снимите рулевой механизм.

— Слейте остатки масла, повернув рулевой механизм Камаз-4310, 55111, 43118 клапаном вниз и поворачивая вал ведущего зубчатого колеса углового редуктора 2—3 раза из одного крайнего положения в другое.

Рис.1. Рулевое управление Камаз-4310, 55111, 43118

1— рулевое колесо; 2 — колонка; 3 — тяга сошки; 4 — шайба стопорная; 5 — гайка; 6 — сошка; 7 — механизм рулевой; 8 — трубопровод высокого давления; 9— трубопровод низкого давления; 10 — вал карданный; 11 — радиатор

Установка рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

— Установите рулевой механизм Камаз-4310, 55111, 43118на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепите его болтами с моментом 275—314 Нм (28—32 кг/см).

— Подсоедините к рулевому механизму трубопроводы высокого и низкого давления

— Присоедините карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, вставьте стяжной болт, заверните гайку с моментом 13,7—16,7 Нм (1,4—1,7 кг/см)

— Установите топливный бачок подогревателя на кронштейн

— Подсоедините три топливопровода бачка подогревателя

— Залейте масло в гидросистему рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118 и прокачайте ее.

— Установите сошку на вал, совместив метки, нанесенные на торце вала и на сошке, установите стопорную шайбу, заверните гайку и затяните ее с моментом 510—539 Нм (52—55 кг/см)

— Законтрите гайку загибкой стопорной шайбы

— Вставьте шаровой палец тяги сошки в проушину сошки, заверните гайку и зашплинтуйте

— Проверьте герметичность резьбовых и других соединений и трубопроводов гидроусилителя рулевого привода Камаз-4310, 55111, 43118.

Замена тяги рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118

Тяга рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

— Свободный ход. Перемещение в шарнирных сочленениях из-за поломки пружины или износа сухарей и шаровых пальцев, основным признаком которого является повышенный свободный ход рулевого колеса и неустойчивое движение автомобиля.

— Механические повреждения тяги сошки.

Рис.2. Тяга сошки рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

1 — крышка; 2 — шайба; 3 — пружина; 4 — вкладыш тяги нижний; 5 — палец шаровой; 6 — вкладыш тяги верхний; 7 —масленка в сборе; 8 — штуцер масленки; 9 —тяга в сборе; 10, 13 — накладки защитные; 11 — шплинт; 12 — гайка шарового пальца; 14 — обойма

Снятие тяги рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118

— Поднимите передний мост автомобиля и поверните управляемые колеса влево до отказа.

— Расшплинтуйте и отверните гайку 12 (рис.2) крепления шарового пальца головки тяги сошки со стороны верхнего рычага левого поворотного кулака

— Расшплинтуйте и отверните гайку крепления шарового пальца головки тяги со стороны сошки рулевого механизма Камаз-4310, 55111, 43118

— Выпрессуйте съемником шаровой палец 5 (см. рис.2) из проушины сошки, отсоедините головки тяги от сошки и наверните гайку на шаровой палец

— Выпрессуйте съемником шаровой палец из конусного отверстия рычага поворотного кулака, снимите тягу с автомобиля и наверните гайку на шаровой палец

Установка тяги рулевой сошки Камаз-4310, 55111, 43118

— Вставьте шаровой палец задней головки тяги сошки Камаз-4310, 55111, 43118 в конусное отверстие верхнего рычага поворотного кулака, заверните гайку крепления шарового пальца с моментом 245—314 Нм (25—32 кг/см) и зашплинтуйте.

Задняя головка тяги сошки Камаз-4310, 55111, 43118 имеет защитную резиновую накладку 10 конической формы без обоймы; ось смазочного отверстия под масленку в задней головке составляет с осью тяги угол около 45°

— Вставьте шаровой палец передней головки тяги сошки в проушину сошки, заверните гайку крепления шарового пальца с моментом 245—314 Нм (25—32 кг/см) и зашплинтуйте

— Опустите передний мост автомобиля

Замена тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

Тяга рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

— Свободный ход в шарнирных сочленениях из-за поломки пружин, износа сухарей или шаровых пальцев, основным признаком которого является повышенный свободный ход рулевого колеса и неустойчивое движение автомобиля.

— Погнутость тяги и повреждение резьбы на концах тяги.

Рис.3. Тяга рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

1, 9 — болты; 2, 16— шайбы; крышка; 4 — прокладка; 5— пружина; 6 —вкладыш наконечника нижний; 7 — палец шаровой; вкладыш наконечника верхний; 10 — наконечник тяги правый в сборе; 11 — накладка; 12 — обойма; 13, 17 — гайки; 14 — шплинт; 15 — масленка; 18 —тяга рулевой трапеции; 19 — наконечник тяги левый в сборе

Снятие тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

— Поднимите передний мост автомобиля

— Расшплинтуйте и отверните гайку 13 (рис.3) крепления шарового пальца наконечника 10 тяги рулевой трапеции к корпусу правого поворотного кулака

— Выпрессуйте съемником шаровой палец 7 (см. рис.3) тяги из конусного отверстия правого поворотного кулака, отсоедините наконечник тяги от кулака и наверните гайку на шаровой палец

— Выполните переходы для левого наконечника тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 и снимите тягу

Рис.4. Монтажный размер тяги Камаз-4310, 55111, 43118

Установка тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118

— Проверьте и при необходимости установите монтажный размер тяги рулевой трапеции. Для установки монтажного размера тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 ослабьте крепление наконечников на левом н правом резьбовых концах тяги, отвернув гайки 17 болтов 9, и отворачивайте или заворачивайте наконечники до получения требуемой длины тяги.

Длина тяги (рис.4) (расстояние между центрами наконечников) должна быть 1480 мм. Наконечники должны быть завернуты на одинаковую длину (разность — не более 3 мм). За один оборот левый наконечник тяги перемещается вдоль оси на 2 мм, а правый наконечник — на 1,5 мм

— Вставьте шаровой палец правого наконечника тяги рулевой трапеции Камаз-4310, 55111, 43118 в конусное отверстие правого поворотного кулака, заверните гайку.

— Выполните переход для левого наконечника тяги, не затягивая гайку крепления шарового пальца

— Опустите передний мост автомобиля, уберите подставки

Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте схождение колес в следующем порядке:

— проверьте давление в шинах передних колес, которое должно составлять 294 кПа (3 кгс/см2). При необходимости доведите его до нормы;

— установите передние колеса в положение, соответствующее , движению автомобиля по прямой;

— замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободьев колес сзади на высоте центров колес, отметьте места замеров мелом;

— перекатите автомобиль Камаз-4310, 55111, 43118 вперед на половину оборота передних колес;

— замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободьев колес спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колес. Разница в результатах измерений расстояний между бортовыми закраинами ободьев колес до н после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колес.

Регулируйте схождение колес изменением длины тяги Камаз-4310, 55111, 43118 в следующем порядке:

— выполните переходы для правого наконечника тяги, затем, наворачивая наконечник на тягу при большом схождении и отворачивая при малом, обеспечьте нормальное схождение передних колес.

Если вращением правого наконечника Камаз-4310, 55111, 43118 отрегулировать схождение не удается, то выполните переход для правого наконечника тяги. Затем, вращая левый наконечник, установите нормальное схождение

— Затяните гайки крепления пальцев с моментом 245—314 Нм (25—32 кг/см) и зашплинтуйте

— Затяните гайки болтов крепления наконечников на тяге с моментом 53,9—58,8 Нм (5,5—6,0 кг/см)

Замена крестовины карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118

Крестовины карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118 подлежат замене в случае износа игольчатых подшипников, уплотнительных колец, шипов крестовины, вызывающего увеличенный свободный ход рулевого колеса или увеличение усилия на нем при исправных насосе и гидроусилителе рулевого привода.

Снятие крестовины карданного вала Камаз-4310, 55111, 43118 рулевого управления

— Выверните винты крышки 10 (рис.5) фланца 13 крепления рулевой колонки и снимите крышку

— Отверните гайку стяжного болта верхней вилки карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118 и выбейте болт

— Поднимите и зафиксируйте переднюю облицовочную панель кабины

— Отверните гайку стяжного болта нижней вилки карданного вала рулевого управления и выбейте болт

— Отсоедините верхнюю вилку карданного вала рулевого управления Камаз-4310, 55111, 43118 от шлицевого конца вала рулевой колонки

— Отсоедините нижнюю вилку карданного вала рулевого управления от шлицевого конца вала ведущего конического зубчатого колеса углового редуктора гидроусилителя

— Снимите карданный вал рулевого управления, перемещая его вниз и вперед

— Снимите крестовины шарниров

Установка крестовин карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118

— Соберите шарниры карданного вала. Вилки шарниров карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118 после его сборки должны находиться в одной плоскости,

— Отверстия под стяжные болты верхней и нижней вилок должны располагаться относительно продольной оси вала в разные стороны

— Установите вал на место, перемещая его вверх и назад. Карданный вал рулевого управления устанавливайте на автомобиль, направляя вверх вилкой шлицевой втулки.

— Соедините нижнюю вилку карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118 со шлицевым концом вала ведущего конического зубчатого колеса углового редуктора гидроусилителя, совместив отверстие под стяжной болт вилки с канавкой на валу гидроусилителя

— Выполните переход для верхней вилки карданного вала

— Установите и закрепите стяжные болты вилок карданного вала руля Камаз-4310, 55111, 43118 гайками с моментом 13,7—16,7 Нм (1,4—1,7 кг/см)

— Установите и закрепите крышку фланца крепления рулевой колонки

— Опустите и зафиксируйте переднюю облицовочную панель кабины

Рис.5. Установка рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

1 — колесо рулевое- 2 — крышка верхняя, 3 — гайка; 4 — крышка нижняя: 6 — винт; 6, 8, 12, 14, 15 — болты с шайбами; 7 — колонка в сборе; 9 — винт с шайбой; 10 — крышка фланца; 11 — прокладка; 13 — фланец крепления колонки; 16—кронштейн крепления колонки

Замена рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

Рулевая колонка Камаз-4310, 55111, 43118 подлежит замене при следующих неисправностях:

— Повышенный износ или разрушение шариковых подшипников вала колонки.

— Осевое перемещение вала рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118.

— Погнутость вала рулевой колонки,

— Износ шлицев на концах вала.

— Деформация и повреждения трубы колонки, ухудшающие нормальную работу колонки.

Снятие рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

— Установите передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению прямо

— Отключите выключатель аккумуляторных батарей автомобиля

— Снимите декоративную крышку 2 (см. рис.5) рулевого колеса 1

— Отверните гайку 3 крепления рулевого колеса на валу колонки 7

— Снимите рулевое колесо с вала рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

— Выверните винты крепления и снимите с колонки комбинированный переключатель, разъединив штекерные разъемы электрических проводов переключателя

— Выверните винты 9 крышки 10 фланца 13 крепления колонки и снимите крышку 10 с прокладкой 11

— Отверните гайку стяжного болта верхней вилки карданного вала рулевого управления, выбейте болт и отсоедините вилку от вала колонки

— Отверните болты 8 крепления колонки на фланце 13

— Отверните болты 6 крепления рулевой колонки к кронштейну 16 и снимите колонку

Установка рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

— Установите рулевую колонку 7 на фланец 13 и закрепите болтами 8 с пружинными шайбами

— Соедините верхнюю вилку карданного вала рулевого управления с валом колонки, установите и закрепите стяжной болт гайкой с моментом 13,7—16,7 Нм (1,4—1,7 кг/см). Стяжной болт устанавливается при совпадения отверстия под него в вилке с канавкой на валу рулевой колонки Камаз-4310, 55111, 43118

— Установите крышку 10 фланца с прокладкой и закрепите винтами 9 с шайбами

— Закрепите рулевую колонку Камаз-4310, 55111, 43118 на кронштейне 16 болтами 6 с пружинными шайбами. При креплении рулевой колонки к кронштейну 16 перекос колонки не допускается

— Установите на колонку комбинированный переключатель и закрепите его винтами. Соедините штекерные разъемы электрических проводов переключателя

— Установите рулевое колесо на вал колонки. При положении управляемых колес, соответствующих движению автомобиля по прямой, спицы рулевого колеса должны быть расположены симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось колонки и параллельной продольной оси автомобиля

— Заверните гайку крепления рулевого колеса на валу колонки с моментом 60—80 Нм (6—8 кг/см)

Рулевое управление. Часть 2

Приступая к ремонту рулевого механизма, насоса рулевого гидроусилителя и других сборочных единиц рулевого управления, следует иметь в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих узлах недопустимо. Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортных предприятий возможен только способом замены вышедших из строя агрегатов или деталей на исправные.

Проверку и регулировку рулевого механизма на автомобиле Камаз 4308 нужно проводить при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно надо проверить балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазочного материала в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес. Кроме того, проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, убедиться в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

Усилие на рулевом колесе следует измерять пружинным динамометром, прикрепленным к ободу колеса в таких его положениях:

1. Рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения. Усилие на рулевом колесе должно быть 5,9-15,7 Н (0,6-1,6 кгс). В этом случае зацепление и шариковинтовая пара выведены в положение, близкое к крайнему, где трение в этих узлах практически исключено, а величина усилия определяется преимущественно моментом трения в упорных подшипниках, уплотнениях и втулках рулевого механизма.

Несоответствие усилия на ободе рулевого колеса указанной величине свидетельствует о неправильной (недостаточной или чрезмерной) затяжке упорных подшипников винта, либо означает, что повреждены детали узла шариковой гайки.

Недостаточная затяжка упорных подшипников приводит к нарушению курсовой устойчивости автомобиля Камаз 4308 (автомобиль плохо держит дорогу); чрезмерная, наряду с повреждением детали узла шариковой гайки, — к заклиниванию рулевого механизма (явление остаточного давления).

2. Рулевое колесо повернуто на 3/4 оборота от среднего положения. Усилие не должно превышать 19,6-22,6 Н (2,0-2,3 кгс).

При этом положении добавляется трение в шариковинтовой паре за счет предварительного натяга шариков. Отклонение величины усилия на ободе рулевого колеса от указанных значений вызывается повреждением деталей узла шариковинтовой пары.

3. Рулевое колесо проходит среднее положение. Усилие на рулевом колесе должно быть на 3,9-5,9 Н (0,4-0,6 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 27,8 Н (2,8 кгс).

В этом случае проверяется регулировка зубчатого зацепления рулевого механизма. Если усилие меньше указанной величины, зазор в зубчатом зацеплении больше допустимого, автомобиль Камаз 4308 при этом будет плохо держать дорогу. Если усилие больше — зацепление слишком затянуто, что может являться, наряду с другими факторами, причиной плохого самовоз-врата управляемых колес в среднее положение.

Если при измерении усилий в перечисленных выше положениях окажется, что они не соответствуют указанным величинам, нужно отрегулировать рулевой механизм. При необходимости снять механизм с автомобиля для выполнения работ по его частичной или полной разборке и дополнительной проверке.

Регулировку рулевого механизма необходимо начинать с замера усилия в третьем положении. При этом с помощью регулировочного винта вала сошки надо довести усилие до нормы. При вращении винта по ходу часовой стрелки усилие будет увеличиваться, при вращении против хода часовой стрелки уменьшаться.

Для регулировки усилия в первом положении следует произвести частичную разборку рулевого механизма, для того чтобы подтянуть или ослабить гайку крепления упорных подшипников.

Для устранения причин несоответствия усилия во втором положении требуется полная разборка рулевого механизма. Полную разборку разрешается производить только на предприятии, ремонтирующем рулевые механизмы, или в специализированных мастерских. Порядок снятия, разборки и сборки рулевого механизма, а также его после дующей проверки и установки на автомобиль Камаз 4308 изложен ниже.

При проверке давления в гидросистеме рулевого управления на автомобиль в напорной магистрали между насосом и рулевым механизмом нужно установить приспособление (рис. 5-10), имеющее манометр 2 со шкалой до 9810 кПа (100 кгс/см 2 ) и вентиль 1, прекращающий подачу масла к гидроусилителю.

Рис. 5-10. Схема проверки давления в гидросистеме рулевого управления: 1 — вентиль; 2 — манометр; 3 — магистраль высокого давления; 4 — насос; 5 — магистраль низкого давления; 6 — механизм рулевой.

При проверке давления надо открыть вентиль и повернуть рулевое колесо до упора, приложив к рулевому колесу усилие не менее 98,1 Н (10 кгс). Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 600 мин -1 должно быть не ниже 7355 кП (75 кгс/см 2 ).

Если давление масла будет ниже 7355 кПа (75 кгс/см 2 ), то медленно завернуть вентиль, следя за повышением давления по манометру. При исправном насосе давление должно повышаться и быть не ниже 8335 кПа (85 кгс/см 2 ). В этом случае неисправность нужно искать в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или чрезмерные внутренние утечки). Если давление не повышается, то неисправен насос. Если давление при закрытом вентиле выше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 7355 кПа (75 кгс/см 2 ), то неисправными могут быть оба агрегата.

Для проверки правильности работы клапана управления гидроусилителем нужно отсоединить продольную рулевую тягу, открыть вентиль и повернуть рулевое колесо до упора с усилием не менее 98,1 Н (10 кгс) при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин -1 .

При прекращении действия усилия на рулевое колесо давление должно понизиться до давления не выше 294-490 кПа (3-5 кгс/см 2 ). Такую проверку необходимо провести в двух, крайних положениях. Если давление не понизится, то это свидетельствует о заедании золотника или реактивных плунжеров клапана.

При проверке нельзя держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора более 15 с. Проверку следует проводить при температуре масла в бачке плюс 65-75 °С.

В случае необходимости масло можно нагреть, поворачивая колесо до упора в обе стороны и удерживая их в крайних положениях не более 15 с.

Регулировку затяжки подшипников вала рулевой колонки надо проводить, если ощущается осевое перемещение вала, а момент вращения вала менее 29,4-78,5 Н.см (3-8 кгс.см) (что соответствует усилию 1,15-3,08 Н (0,118-0,314 кгс), приложенному на радиусе рулевого колеса 255 мм) при отсоединенном карданном вале.

Регулировать затяжку подшипников необходимо вращением регулировочной гайки, предварительно разогнув ус стопорной шайбы. При регулировке, подтягивая гайку, надо поворачивать вал за рулевое колесо в обе стороны, чтобы не перезатянуть гайку.

Недопустима затяжка гайки с последующим отворачиванием ее для получения указанного момента вращения вала рулевой колонки, так как при этом могут быть повреждены штампованные из листовой стали кольца подшипников вала рулевой колонки. После окон чания регулировки один из усиков стопорной шайбы вновь загнуть в паз гайки. Если по каким-либо причинам колонка рулевого управления разбиралась, то при сборке в подшипники вала заложить свежий смазочный материал.

При сборке карданного вала нужно следить за тем, чтобы оси отверстий в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях и были расположены так, как это показано на рис. 5-2. Карданный вал следует устанавливать на автомобиль Камаз 4308 таким образом, чтобы вилка со шлицевой втулкой была обращена вверх. При этом заложенный в полость втулки смазочный материал обеспечивает лучшее смазывание шлицев.

Замену поперечной рулевой тяги рекомендуется выполнять в следующем порядке:

— вывесить переднюю ось автомобиля;

— расшплинтовать и отвернуть гайку, соединяющую шаровой палец левого наконечника тяги с соответствующим нижним рычагом поворотного кулака;

— выбив шаровой палец из конусного отверстия рычага, отсоединить левый наконечник тяги рулевой трапеции;

— проделать те же операции с правым наконечником поперечной рулевой тяги и снять тягу с автомобиля;

— установить концы шаровых пальцев наконечников новой поперечной тяги в отверстиях нижних рычагов, затянуть и зашплинтовать гайки крепления. Момент затяжки гаек крепления шаровых пальцев поперечной рулевой тяги 245-315 Н.м (25-32 кгс.м). Установку поперечной тяги производить так, чтобы масленки шаровых пальцев на наконечниках тяги были обращены назад по ходу автомобиля;

— опустить переднюю ось.

Для замены продольной рулевой тяги:

— вывесить переднюю ось автомобиля и повернуть управляемые колеса влево до отказа;

— расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны сошки рулевого управления;

— выбив шаровой палец из конусного отверстия сошки, отсоединить тягу;

— выполнить те же операции с другим шарнирным соединением продольной тяги в месте соединения ее с верхним рычагом левого поворотного кулака и снять тягу с автомобиля.

Установку новой продольной тяги нужно производить в последовательности, обратной снятию, обратив при этом внимание на правильность присоединения и соответствие отличающихся головок тяги местам установки. Опустить передний мост автомобиля. Гайки крепления шаровых пальцев продольной рулевой тяги затянуть с моментом 245-314 Н.м (25-32 кгс.м).

Для снятия рулевого колеса, если оно не снимается от легких постукиваний молотком снизу вверх, следует использовать съемник. Предварительно сняв декоративную крышку и отвернув гайку крепления рулевого колеса, ввести крюки захвата 2 (рис. 5-11) в отверстие ступицы рулевого колеса и повернуть по ходу часовой стрелки до упора. Упирая наконечник 3 в торец вала, вворачивать винт 1 в захват до полного снятия рулевого колеса.

При установке рулевого колеса затянуть гайку крепления его, обеспечив момент затяжки 59-79 Н.м (6-8 кгс.м).

Для проверки, регулировки и ремонта предохранительного клапана рулевого механизма при отказе или нестабильной работе нужно:

— слить масло из системы рулевого гидроусилителя;

— сняв пломбу и расшплинтовав пробку гнезда предохранительного клапана, промыть ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом, бобышку корпуса клапана управления гидроусилителя, в которой размещен предохранительный клапан;

— отвернуть пробку гнезда предохранительного клапана и, вынув неисправный клапан, закрыть отверстие в корпусе клапана гидроусилителя чистой бумагой или салфеткой;

— промыть клапан керосином и проверить отсутствие забоин и посторонних частиц на его корпусе, посадочных кромках игольчатого клапана, на седле и на внутренних поверхностях отверстия в корпусе клапана управления. Посторонние частицы осторожно удалить. Проверить также целостность резинового уплотнительного кольца и пружин клапана;

— если внешним осмотром клапана неисправность выявить не удается, проверить предохранительный клапан (эту проверку можно выполнять только в специализированных мастерских, приспособленных для работ с гидроаппаратурой) в специальном приспособлении, позволяющем подвести масло под давлением к входному отверстию предохранительного клапана, таком, как, например, нагрузочно-измерительный стенд МТ-60 производства STOLECZNE ZAKLADY BYDOWY MAS-ZYNIKI (Польша).

При давлении масла до 6377 кПа (65 кгс/см ) утечки из-под предохранительного клапана недопустимы.

Если утечки имеют место, клапан надо осторожно разобрать и продуть детали струей сжатого воздуха. Клапан должен открываться полностью при давлении 7357,5-7848,0 кПа (75-80 кгс/см 2 ).

При отсутствии специального приспособления допускается проверку регулировки предохранительного клапана проводить на автомобиле.

Клапан следует отрегулировать вращением резьбовой пробки. После регулировки резьбовую пробку необходимо законтрить. Зашплинтовать контргайку проволокой и поставить пломбу.

Для облегчения сборки и во избежание защемления уплотнительного кольца рекомендуется посадочное место в отверстии корпуса клапана управления и само кольцо смазать смазкой ПВК ГОСТ 19537-74;

— промыть и заправить систему.

Рис. 5-11. Съемник рулевого колеса: 1 — винт; 2 — захват; 3 — наконечник.

Рис. 5-12. Съемник сошки руля: 1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт.

Для снятия рулевого механизма нужно:

— поднять кабину в первое положение (41°);

— отогнув усики упорной шайбы, отвернуть гайку крепления верхней головки сошки 9 (рис. 164);

— съемником снять сошку, вворачивая винт 3 (рис. 5-12) в захват 1 съемника и упираясь наконечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);

— вывернуть магнитную пробку и слить масло из картера рулевого механизма, для более полного слива повернуть рулевое колесо 2-3 раза из одного крайнего положения в другое;

— отсоединить трубопроводы высокого и низкого давления от руле вого механизма и слить оставшееся в насосе масло;

— отсоединить карданный вал рулевого управления от рулевого механизма, для этого вынуть шплинт, отвернуть гайку клина и выбить клин;

— вывернуть болты крепления картера рулевого механизма к кронштейну передней рессоры и снять рулевой механизм;

— тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;

— слить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущего зубчатого колеса рулевой передачи 2-3 раза из одного крайнего положения в другое.

При установке рулевого механизма на автомобиль Камаз 4308 необходимо:

— установить механизм на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепить его болтами с моментом затяжки 275-314 Н.м (28-32 кгс.м);

— подсоединить нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;

— присоединить карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под клин на вале ведущего зубчатого колеса, забить клин, завернуть и зашплинтовать гайку с моментом затяжки гайки крепления клина 13,7-16,7 Н.м (1,4-1,7 кгс.м);

— залить масло и прокачать систему гидроусилителя;

— надеть сошку рулевого управления на вал рулевого механизма, установить шайбу, навернуть гайку, затянуть ее с моментом 490-550 Н.м (50-56 кгс.м) и застопорить шайбой;

— проверить герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускается.

Разборку и проверку рулевого механизма надо проводить в следующем порядке:

1. Вывернув болты крепления, снять боковую крышку вместе с валом сошки. При извлечении вала сошки предварительно очистить его шлицованный конец.

2. Проверить осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, отрегулировать осевой зазор путем подбора регулировочной шайбы. Регулировочный винт должен иметь осевое перемещение относительно вала сошки 0,02-0,08 мм и вращаться при этом плавно, без заеданий. Стопорное кольцо должно полностью входить в канавку вала сошки.

Это необходимо для надежного соединения деталей данного узла. При необходимости следует заменить уплотнительное кольцо регулировочного винта, применяя оправку. После сборки с боковой крыш кой вал сошки должен свободно проворачиваться от усилия руки, а регулировочный винт оставаться неподвижным (проверять без контр гайки).

3. Вывернуть болты крепления, снять переднюю крышку. При всех последующих операциях разборки и сборки необходимо помнить, что выворачивание винта рулевого механизма из шариковой гайки более чем на два оборота от среднего положения может привести к выпада нию шариков и заклиниванию винта.

4. Отвернуть гайки крепления корпуса клапана управления гидроусилителем и осторожно выдвинуть корпус вперед настолько, чтобы его можно было провернуть относительно винта, не касаясь шпилек корпуса рулевой передачи.

5. Проверить затяжку гайки упорных подшипников и плавность вращения корпуса клапана управления относительно винта. Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления, должен быть равен 98,1-122,6 Н.см (10-12,5 кгс.см) (в ходе эксплуатации допускается падение момента вращения до 34,3 Н.см (3,5 кгс.см).

В случае несоответствия момента указанной величине отрегулировать затяжку гайки упорных подшипников.

Если вращение корпуса клапана неплавное (сопротивление вращению переменно), заменить подшипники. Для регулировки затяжки или замены подшипников необходимо отжать буртик гайки, вдавленный в паз винта, и отвернуть гайку, удерживая от проворачивания ведущее зубчатое колесо рулевой передачи.

Предупреждение. При отворачивании гайки упорных подшипников необходимо обязательно удерживать первичный вал рулевой передачи от проворачивания. Несоблюдение этого правила ведет к поломке усика пружинной шайбы 23 (рис. 5-4) и порче резьбы винта 17.

При снятии корпуса клапана управления следить, чтобы золотник и реактивные плунжеры не выпадали, так как при заводской сборке каждый из них индивидуально подобран к своему отверстию.

Нельзя допускать смешивания колец упорных подшипников, следует сохранить их комплектность.

6. Проверить рукой плавность перемещений реактивных плунжеров и золотника в корпусе клапана управления гидроусилителем. Если ощущаются заедания, изменение усилия, необходимого для перемещения упомянутых деталей, поочередно вынуть заедающие детали. Устранить причину заедания, промыть и установить их на место.

7. Проверить герметичность обратного клапана, для чего залить в его отверстие масло. Утечка масла допустима только в виде отдельных капель.

8. Вывернув болты крепления и отвернув две гайки, снять рулевую передачу вместе с винтом и поршнем-рейкой.

9. Вынуть щипцами упорное кольцо 3 и осторожно снять с винта рулевую передачу.

10. Проверить, нет ли осевого перемещения шариковой гайки относительно поршня-рейки. В случае необходимости подтянуть или заменить два установочных винта и раскернить их.

11. Проверить посадку шариковой гайки на средней части винтовой канавки винта.

Гайка должна вращаться на винте без заеданий, а осевое перемещение ее относительно винта не должно превышать 0,3 мм.

Если имеет место неплавное вращение винта в шариковой гайке, при условии, что осевое перемещение не превышает 0,3 мм, заменить комплект шариков.

Для замены комплекта шариков следует предварительно выполнить следующее:

— специальным ключом с достаточно большим плечом вывернуть установочные винты шариковой гайки;

— вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадания желобки и шарики;

— вынуть желобки, осмотреть их и, если язычки повреждены, заменить;

— затем, поворачивая винт относительно гайки в ту или другую сторону, удалить шарики и положить их в отдельную коробку.

Не допускается установка шариков, у которых разность размеров по диаметру более 0,002 мм. При несоблюдении указанного требования может произойти разрушение шариков и заклинивание рулевого механизма.

После замены шариков гайка должна проворачиваться в средней части винтовой нарезки винта под действием крутящего момента 29,4-78,5 Н.м (3-8 кгс.м), по краям посадка гайки должна быть свободной.

Дорожки качения на винте и гайке не должны иметь повреждений. Если дорожки качения повреждены (имеют вмятины, заусеницы и т. п.), заменить весь комплект винт-шариковая гайка-шарики.

12. Осмотреть рабочие поверхности цилиндра гидроусилителя. В случае отдельных задиров на зеркале цилиндра их следует удалить шабером. Отдельные продольные риски и царапины на зеркале цилиндра (без заусенцев) не являются браковочным признаком.

13. Проверить регулировку бокового зазора между зубьями колес рулевой передачи. Боковой зазор между любыми парами зубьев должен находиться в пределах 0,02 — 0,07 мм, а момент вращения ведущего зубчатого колеса в рулевой передаче не должен превышать 49,1 Н.м (5 кгс — см).

Регулировка бокового зазора в зубьях колес рулевой передачи производится перемещением узла ведущего зубчатого колеса путем подбора пакета прокладок под фланцем корпуса ведущего колеса. При этом должно быть установлено не менее трех прокладок толщи ной 0,05 мм.

При правильном зацеплении конических зубчатых колес отпечаток пятна контакта должен иметь эллиптическую форму и располагаться ближе к внутренней, узкой части зуба. Выход пятна контакта на кромки зуба недопустим.

В случае разборки рулевой передачи нельзя нарушать комплектность корпуса рулевой передачи и пары конических зубчатых колес.

Сборку механизма рулевого управления нужно производить в условиях, обеспечивающих чистоту, в порядке, обратном разборке, в соответствии со следующими указаниями:

1. Все детали разобранного механизма тщательно промыть и просушить, внутренние каналы и отверстия после промывки продуть сухим сжатым воздухом. Нельзя протирать детали ветошью, оставляющей на них нитки, ворс и т. п.

2. Все соприкасающиеся поверхности деталей рулевого механизма перед сборкой смазать маслом турбинное Тп-22 ГОСТ 9972, или маслом марки «Р».

3. Все резиновые уплотнительные детали осмотреть и заменить. Фторопластовые кольца уплотнений поршня и винта не должны иметь повреждений. Для облегчения установки резиновых колец и во избежание защемления их при сборке допускается применять смазку ПВК ГОСТ 19537.

4. В случае замены манжет вала сошки и вала ведущего зубчатого колеса рулевой передачи запрессовку их осуществлять плавно и без перекосов, применяя оправки. Окончательно указанные манжеты запрессовывать пакетом вместе с наружной манжетой и другими деталями, входящими в упомянутые узлы уплотнений, до упора в корпус механизма. При установке манжет вала сошки рабочие кромки их должны быть защищены от повреждений шлицами вала.

5. Момент затяжки болтов М8 должен быть равен 20,6-27,5 Н.м (2,1-2,8 кгс.м), болтов и гаек М10 — 34,3-41,2 Н.м (3,5-4,2 кгс.м). Упорная крышка узла ведомого зубчатого колеса передачи должна быть затянута с моментом 43,2-60,8 Н.м (4,4-6,2 кгс м) и застопорена раскерниванием ее края в паз на корпусе рулевой передачи.

Гайка крепления подшипников ведущего зубчатого колеса рулевой передачи должна быть затянута с моментом 39,2-58,9 Н.м (4-6 кгс.м) и застопорена путем вдавливания буртика гайки в паз на вале ведущего колеса.

После сборки ведомое и ведущее зубчатые колеса рулевой передачи должны свободно вращаться и не иметь ощутимого осевого зазора.

Магнитную пробку сливного отверстия (с конической резьбой и цилиндрическим магнитом) затягивать с моментом 33,4-39,2 Н.м (3-4 кгс.м).

6. Сборку шариковинтовой пары и установку собранного комплекта в поршень-рейку производить в следующем порядке:

— надеть на винт со стороны винтовой канавки плавающую уплотнительную втулку;

— установить гайку на нижнем конце винта, совместив отверстия гайки, в которые входят желобы, с винтовой канавкой винта;

— заложить 23 шарика через обращенное к рулевой передаче отверстие в гайке, поворачивая винт против хода часовой стрелки;

— заложить 8 шариков в сложенные вместе желобы и предотвратить их выпадание, замазав выходы желоба смазкой ПВК ГОСТ 19537;

— вложить желобы с шариками в гайку, поворачивая в случае необходимости винт, и обвязать гайку, чтобы предотвратить выпадание желобов;

— проверить момент вращения гайки на средней части винта (должен быть равным 29,4-78,5 Н.м (3-8 кгс.м); в случае несоответствия момента указанной величине заменить комплект шариков, не допуская перемешивания комплектов;

— запрессовать гайку с винтом в отверстие поршня-рейки, ввернув и раскернив установочные винты в двух местах против канавок в поршне-рейке. Момент затяжки установочных винтов должен быть равен 49,1-58,9 Н.м (5-6 кгс.м). В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний заменить.

Выступание винтов над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо. Это вызовет задир рабочей поверхности цилиндра гидроусилителя.

7. При сборке рулевой передачи с винтом и плавающей уплотнительной втулкой убедиться в надежности установки упорного кольца последней в канавку упорной крышки рулевой передачи. Кольцо должно полностью входить в упомянутую канавку.

8. Устанавливать поршень-рейку в картер с помощью оправки без перекосов.

9. При сборке клапана управления гидроусилителем проследить за тем, чтобы выточка на торце золотника была обращена к рулевой передаче, а фаски на реактивных плунжерах — наружу. После сборки золотник, обратный клапан, а также реактивные плунжеры должны перемещаться в соответствующих отверстиях корпуса клапана управления плавно, без заеданий.

10. При сборке клапана управления гидроусилителем с винтом упорные подшипники необходимо устанавливать так, чтобы их большие кольца были обращены к золотнику. Пружинная шайба упорных подшипников должна быть установлена вогнутой поверхностью в сторону подшипника. После регулировки момента, необходимого для проворачивания корпуса клапана управления 98,1-122,6 Н.м (10-12,5 кгс.см), гайку крепления упорных подшипников необходимо застопорить вдавливанием буртика гайки в канавку винта рулевого механизма.

11. При сборке регулировочного винта и вала сошки обеспечить осевое перемещение винта относительно вала сошки 0,02-0,08 мм подбором регулировочной шайбы. При необходимости заменить уплотни тельное кольцо регулировочного винта, применяя оправку.

12. Отрегулировать зубчатое зацепление в паре поршень-рейка — зубчатый сектор вала сошки в соответствии с указаниями, изложенными выше. После окончания регулировки зацепления регулировочный винт сошки закернить, затянув контргайку с моментом 58.9-63,8 Н.м (6-6,5 кгс.м), удерживая при этом регулировочный винт от поворота.

После сборки рулевой механизм должен соответствовать следующим требованиям:

1. Полный угол поворота вала сошки должен быть не менее 90°.

2. После вращения винта рулевого механизма до упора поршня и приложения к ведущему зубчатому колесу дополнительного момента вращения не менее 19,6 Н.м (2 кгс.м) центрирующие пружины должны обеспечить его четкий возврат в исходное положение. Указанное условие должно соблюдаться при поворотах как вправо, так и влево.

3. Момент, прилагаемый при вращении ведущего зубчатого колеса (или усилие на ободе рулевого колеса, приложенное на радиусе 250 мм), должен быть:

— после поворота ведущего колеса более чем на два оборота в любую сторону от среднего положения 147-294 Н.см (15-30 кгс.см), (усилие на ободе рулевого колеса равно 5.9-11,8 Н (0,6-1,2 кгс);

— при повороте ведущего колеса с переходом через среднее положение при гарантированном зазоре в зубчатом зацеплении рейки-поршня и вала сошки 196-441 Н.см (20-45 кгс.см) (усилие на ободе рулевого колеса равно 7,8-17,7 Н (0,8-1,8 кгс);

— при повороте ведущего колеса с переходом через среднее положение после регулировки зубчатого зацепления рейки-поршня и вала сошки — 98,1-147,2 Н.см (10-15 кгс.см), на 3,9-5,9 Н (0,4-0.6 кгс) больше, чем при гарантированном зазоре, но не более 540 Н.см (55 кгс.см), 21,6 Н (2,2 кгс).

4. Дополнительно испытать рулевой механизм на стенде, оборудованном насосом с подачей не менее 9,0 л/мин и обеспечивающем подвод масла к отверстию корпуса клапана управления гидроусилителем. Испытание проводить на масле марки «Р» при температуре его не ниже плюс 40 °С. Перед испытанием удалить из системы воздух.

Отрегулировать предохранительный клапан стендового насоса на давление открытия 5390 кПа (55 кгс/см 2 ) и проверить:

— вращение ведущего зубчатого колеса в любую сторону при моменте сопротивления вращению вала сошки 0 и 1275 Н.м (130 кгс.м) должно быть плавным, без заеданий;

— давление на входе в клапан управления гидроусилителя при нейтральном положении золотника должно быть не более 294 кПа (3 кгс/см 2 );

— момент на ведущем зубчатом колесе при сопротивлении на валу сошки 1275 н.м (130 кгс.м) — не более 1766 Н.см (180 кгс.см);

— утечку на выходе из клапана управления гидроусилителем при повороте ведущего зубчатого колеса до упора вправо или влево (время замера не более 20 с, начало замера через 5 с после поворота винта до упора) — не более 1200 см 3 /мин;

— поворот вала сошки из одного крайнего положения в другое должен происходить от усилия с моментом не более 118 Н.м (12 кгс.м).

Отрегулировать предохранительный клапан стендового насоса на давление открытия 90 л/мин и проверить:

— давление в нагнетательной магистрали при повороте ведущего колеса до упора вправо и влево; оно должно быть 7355-7846 кПа (75-80 кгс/см 2 ). После снятия усилия с винта без притормаживания и остановки вала ведущего зубчатого колеса давление должно быстро падать до величины не более 294 кПа (3 кгс/см 2 );

— герметичность рулевого механизма в обоих крайних положениях поршня (по 5 мин в каждом положении) при давлении 8826 кПа (90 кгс/см 2 ). Давление обеспечить установкой клапана на возвратной линии;

— правильность характеристики включения. Свободный ход на валу ведущего зубчатого колеса (угол поворота вала до повышения величины давления в напорной магистрали на 78,5 кПа (0,8 кгс/см 2 ) должен быть 3-5° в каждую сторону. Суммарный свободный ход (сумма углов вправо и влево) допускается не более 10°.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *