Если не работает абс что будет
Перейти к содержимому

Если не работает абс что будет

  • автор:

Чем нам грозит отказ от АБС и ESP в России?

Чем нам грозит отказ от АБС и ESP в России?

Юрий Ветров

В России теперь можно если не все, то многое. Например, отныне разрешено выпускать машины без АБС и ESP — чтобы уменьшить зависимость отечественных производителей от импортных компонентов. Может, и не нужны нам эти заграничные трехбуквия?

И так, со вступлением в силу Постановления Правительства РФ №855 «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия» Россия по уровню технических требований к системам превентивной безопасности легковушек оказалась примерно в тех же условиях, что и слаборазвитые африканские страны. Там тоже разрешено выпускать и продавать машины как без системы стабилизации, так и без АБС. Вот только наша страна не Африка — и скользких дорог у нас предостаточно. Выгоды автопроизводителей понятны. А чем все это грозит простым обывателям, то есть нам с вами?

Давайте для начала освежим в памяти, что такое АБС.

Даже простенькой АБС необходим электронный блок управления, смонтированный в одном корпусе с гидроагрегатом (1), и четыре датчика скорости вращения колес (2). А вот датчик угла поворота руля (3), блок измерения ускорений и угловой скорости вокруг вертикальной оси (4) — это уже надстройка системы стабилизации, которая к тому же завязана еще и на блок управления двигателем, он же ECU (5)

Система с помощью датчиков скорости вращения каждого из колес вычисляет так называемую справочную скорость. Если при торможении скорость вращения одного или нескольких колес оказывается значительно ниже справочной, это сигнал к действию: АБС с помощью электромагнитного клапана запирает тормозную магистраль, обслуживающую резко замедлившееся колесо, а если этого недостаточно — открывает другой электромагнитный клапан, сбрасывая в компенсационную камеру излишки давления. Тормозные колодки ослабляют свою хватку, проскальзывание колеса уменьшается. А затем клапаны вновь подключают магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если давление слишком велико, цикл повторяется снова и снова.

Именно так, прерывисто, на скользкой дороге тормозит опытный водитель на автомобиле без АБС. Электроника же делает это с недоступной для человека частотой — до 20 раз в секунду! — и точностью. Причем в ее распоряжении не одна тормозная педаль, а фактически четыре: современная четырехканальная АБС затормаживает и растормаживает каждое колесо индивидуально.

Правильно настроенная АБС не только минимизирует увод на неоднородном покрытии, так называемом «миксте» (влажный базальт под правыми колесами Дефендера на фото подобен льду), но и сокращает тормозной путь. Даже опытный водитель, чередующий игру педалью тормоза и точную коррекцию рулем, не сможет переиграть АБС в подобных условиях

Мы много раз (не только в АР №6, 2013) упоминали о недостатках, характерных для антиблокировочных систем, и обращали внимание производителей на недоработки в алгоритмах электроники (достаточно вспомнить историю с седаном Volkswagen Polo). Но факты таковы: даже несовершенная АБС помогает водителю сохранить хоть ­какой-то контроль над автомобилем при экстренном замедлении и позволяет действовать рулем в аварийной ситуации. На машине с заблокированными колесами это попросту невозможно — она движется туда, куда ее направляла сила инерции в момент, когда водитель в панике ударил по тормозам.

И на солнце бывают пятна — в алгоритмах АБС могут быть промахи. У всех на слуху истории с калужскими Polo и Тигуаном первых поколений, но разработанные в Авторевю специальные тесты позволили выявить недостатки в работе АБС десятков автомобилей

Эксперимент ABW.BY. Вот почему неисправная ABS по-настоящему опасна

Дело в том, что в старых автомобилях в задней части кузова стоял регулятор тормозных сил (РТС), который предотвращал блокировку задних колес. В современном автомобиле за все отвечает электроника. Если она выходит из строя, экстренное торможение на дороге может закончиться плохо. Об этом — в нашем видеосюжете.

Устройство то в народе называлось «колдуном». По легенде назвали его так потому, что якобы никто не знает, как оно работает. Каким-то волшебным образом «колдун» предотвращает блокировку задних колес, когда машина «клюет носом» при торможении. Чудеса, да и только. А это важно — машина в таком случае не пойдет юзом, ее не развернет при резком торможении.

На самом деле никаких чудес. РТС соединен с балкой заднего моста при помощи тяги и торсионного рычага. Последний воздействует на поршень регулятора. Вход регулятора соединен с главным тормозным цилиндром, а выход — с задними рабочими. «Колдун» сегодня не устанавливается на автомобили, оснащенные системой ABS, хотя поначалу РТС и ABS могли дублироваться.

На относительно старых автомобилях ABS в наших условиях легко выходит из строя, поскольку колесные датчики зимой «живут» в неблагоприятных условиях. А так как РТС нет, то машина со сломанной ABS опаснее, чем автомобиль, у которого антиблокировочная система не предусмотрена конструкцией. Ведь задние колеса при экстренном торможении будут блокироваться.

Соответственно регулятор тормозных сил у автомобиля без ABS тоже может выйти из строя, его обычно в таком случае вырезают. Что при этом происходит при экстренном торможении? Поводом для подготовки данного материала стал рассказ знакомого в Facebook про его пируэты на дороге на Peugeot 405 с вырезанным РТС. Это весьма высокохудожественное повествование приводим практически без сокращений:

«А знаете, как оно обычно бывает? Ты просыпаешься необычайно бодрым, потому что на улице зимняя сказка. Не то что я люблю зиму, скорее наоборот, но сегодня был прекрасный первый красивый день. Я впервые за зиму стряхнул со своего французского «сарая» снег и поехал в строительный магазин. Все как обычно, как всегда. Ехалось хорошо, но с оговоркой. Дурная мысль не давала полного расслабления: день-то красивый, но на дороге скользко, трассу еще не чистили, и очень сильно не хотелось бы сегодня умирать. В этих мыслях и песнях я и докатился до поворота на полигон «Северный», когда мне прямо под колеса на дорогу выбежал небольшой кокер-спаниель.

Да, надо было давить, знаю. Ну а дальше не скажу, что прям как в кино. За 10 лет на дороге я кино и подлиннее видел. Руль в сторону встречной, тормоз-«газ», ан нет: двигатель заглох от заблокированных колес. Еще попробуй справиться с рулем — в пальцах же сигарета. Поздно, угол скольжения относительно встречной полосы слишком острый — лечу боком через ледяной пухляк в обочину. И единственная мысль — на «встречке» никого, наверное, все будет хорошо. Через секунду в бок уже ехало такси. Повезло, что с внимательным водителем за рулем, который наблюдал мою несознательную джимхану с самого начала. Сегодня есть о чем думать весь день. О том, что день очень красивый, но и в такой день можно умереть. О том, что Sava Eskimo — резина, несмотря на мой скепсис по поводу ее способностей. Ну и чисто автослесарная мысль, что конструкторы не дураки. И если в автомобиле сломался регулятор тормозных усилий, то надо его не выкидывать и соединять все напрямую, а искать новый. Он поможет если что».

Попробуем смоделировать такую же ситуацию — торможение со сломанной ABS либо с неисправным регулятором тормозных сил, что в принципе одно и то же. Достаем предохранитель из тестового Suzuki Vitara, о котором мы недавно рассказывали на мове.

Все, ABS неисправна. Вместе с ней отключаются и все остальные системы активной безопасности: распределения тормозных усилий, помощи при экстренном торможении, стабилизации, антипробуксовочная, помощи при спуске с горы и даже фиксации автомобиля на уклоне.

Особенно обидно за систему стабилизации. Как показывают подборки с YouTube, даже небольшое скольжение автомобиля на зимней дороге обычно заканчиваются ритмическим заносом и вылетом в кювет. Ездить в наших краях в отличие от той же Финляндии не умеют абсолютно. Правда, наши водители легко улетают в кюветы и с ESP.

То же самое с системой распределения тормозных сил. Под правыми колесами будет лед, под левыми — асфальт. Экстренное торможение с неисправными системами активной безопасности — и привет, занос задней оси.

Моделируем такую ситуацию. Допустим, едем по МКАД, дорога уходит немного влево. Вдруг спереди происходит какая-то опасная ситуация — мы бьем по педали тормоза машины, у которой неисправна ABS.

Тормозим — все четыре колеса блокируются, машина идет юзом, ее заносит. О контроле над автомобилем говорить не приходится. Упражнение мы выполняем на скорости 40-50 км/ч, но практически на льду. А если развить «сотню»?

Вашему вниманию — видео, на которых экстренное торможение происходило с явно неисправной тормозной системой.

Здесь для водителя Audi все закончилось хорошо. Но видно, что задние колеса при экстренном торможении были в дыму.

Примерно такая же ситуация.

Что произошло в салоне Volkswagen Passat — точно неизвестно, но видно, что задние колеса заблокировались.

На этом видео у машины явно были проблемы с разностью тормозных усилий. За этим тоже надо следить.

Возвращаем предохранитель — тормозим с ABS. Причем усложним задачу — сделаем это с объездом препятствия. Похожее упражнение есть в Центре контраварийной подготовки.

Машина тормозит эффективнее, колеса не блокируются, сохраняется возможность маневрирования. Заноса задней оси нет. В общем, экстренное торможение происходит намного безопаснее. Хотя субъективно может казаться, что торможение с ABS происходит не так эффективно, как с визгом шин и заблокированными колесами, но замеры тормозного пути на многочисленных тестах показывают обратное.

Противники ABS скажут, что все зависит от «прокладки» между рулем и сиденьем, ведь можно тормозить прерывисто — и все будет нормально. Однако, во-первых, этот навык водителями уже давно забыт — все привыкли в случае чего бить по педали тормоза в пол. Нужны отработанные рефлексы, чтобы пользоваться этим приемом, особенно в экстремальной ситуации. А во-вторых, ни один водитель не сможет сымитировать систему ABS.

Заблокировать-разблокировать колеса человек может успеть максимум три-четыре раза в секунду — это намного медленнее, чем работа антиблокировочной системы. ABS способна за несколько миллисекунд индивидуально регулировать тормозное усилие на каждом из колес. Степень проскальзывания колес неоптимальная, самому дозировать усилие очень сложно, а если покрытие неоднородное, то и практически невозможно. В отличие от антиблокировочной системы педалью водитель воздействует сразу на все колеса, а это может вызвать снос либо занос, потому как под колесами могут быть разнородные покрытия либо изменена загрузка по осям и бортам. Можно научиться маневрировать при прерывистом торможении, но нужны тренировки. В любом случае с ABS намного безопаснее.

Конечно, есть и нюансы. Сама адекватность настройки ABS на некоторых моделях раньше вызывала отдельные вопросы. Известны случаи с растормаживанием колес при маневрировании либо торможении на разбитой дороге. Сегодня все эти системы постоянно совершенствуются, ошибки исправляются. На рыхлых поверхностях (песок, снег, гравий) машина без ABS тормозит эффективнее, поскольку заблокированные колеса буквально «закапываются» в песок, снег или гравий. Пусть в некоторых условиях жесткое торможение с блокировкой колес и обеспечивает более короткий тормозной путь, но оно же может спровоцировать и дестабилизацию автомобиля, особенно если под колесами «микст» или происходит движение по дуге. Об этом, кстати, мы уже подробно рассказывали.

Так что если сломалась ABS, то нужно срочно ее чинить, тем более что ремонт будет стоить недорого. А пока водить следует очень осторожно, потому что экстренное торможение может закончиться не самым лучшим образом. О регуляторе тормозных сил на машинах без ABS тоже не забываем: установлен он не просто так, вырезать — так себе идея. Заблокированные задние колеса при экстренном торможении на дороге общего пользования в обоих случаях опасны.

Что такое ABS и в каких случаях это может быть опасно

Непрофессиональные автомобилисты предпочитают ездить преимущественно на машинах, оборудованных системой автоматической блокировки колёс. В обиходе часто используется аббревиатура ABS – по первым буквам этой фразы на английском языке. Назначение подобной системы состоит в том, чтобы исключить блокировку колёс при внезапном резком торможении. При этом машина сохраняет управление и не теряет устойчивости. Не подлежит сомнению тот факт, что эта функция только увеличивает безопасность перевозок. Но эксперты предупреждают, что это суждение не всегда верно. Могут произойти ситуации, когда наличие ABS увеличивает вероятность аварии. Если это так, то стоит знать о таких ситуациях всё. Рассмотрим работу системы подробно.

Функциональная схема работы системы

Чаще всего водители уверены в том, что эта система сокращает путь торможения, тем самым при аварии как бы увеличивая расстояние до точки соприкосновения с другим автомобилем. Это не так. Как уже говорилось выше, ABS не допускает блокирования колёс.

В каких случаях ABS опсана

На практике это происходит следующим образом. При скольжении машины с заблокированными колёсами длина отрезка торможения будет больше, чем у скользящего автомобиля с вращающимися колёсами. Чаще всего водитель не чувствует силу нажатия на педаль тормоза, позволяющую скользить с вращающимися колёсами. Именно в таких случаях автоматика регулирует силу сжатия тормозных колодок таким образом, чтобы обеспечивалось прерывистое торможение. Тогда сохраняется возможность управлять машиной даже при резком торможении со скольжением.

Работой ABS управляет электроника. Для этого сопоставляются и анализируются данные скоростного режима и информация, поступающая с модулей специальных датчиков, установленных на всех колёсах. Если водитель непроизвольно нажал на тормоза слишком сильно и колесо начинают блокироваться, то система автоматически уменьшает давление на тормозные колодки именно этого колеса.

Теперь понятно, что существуют случаи, когда тормозной путь автомобиля с системой ABS, будет длиннее пути машины без такой системы.

Проверить это утверждение можно самостоятельно. Для этого надо произвести имитацию срабатывания антиблокировочной системы. Разгоните машину и резко затормозите. Проверьте тормозной путь. Затем на том же участке и на такой же скорости выполните торможение, нажимая на педаль тормоза часто, прерывисто и не до конца. Именно так работает система ABS. Теперь можно убедиться, что тормозной путь стал длиннее, чем в первом случае.

Основные недостатки антиблокировочной системы

Автомобиль не будет ездить быстрее, если на нём установлена антиблокировочная система. Водители ошибаются, думая так. Для примера приведём ситуацию с гоночными болидами. Согласитесь, если бы установка такой системы позволяла автомобилю развивать большую скорость, то гонщики уже бы давно оснастили свои автомобили автоматической блокировкой колёс. Серьёзные исследования, проведённые учёными, доказали, что без ABS машины замедляются гораздо быстрее. Во время проведения гонок даже миллисекунды выигранного времени играют огромное значение.

Также происходит и с нашими автомобилями. Водители, уверенные в том, что его автомобиль с ABS затормозит быстрее, надеясь на меньший тормозной путь, часто попадаются на этом заблуждении. Иногда для предотвращения аварии достаточно было бы только нескольких дополнительных сантиметров тормозного пути. ABS лишает нас этих драгоценных сантиметров. Поэтому, если вы ездите на авто с ABS, не стоит считать, что вы застрахованы от дорожно-транспортных происшествий. Надо сделать выбор. Либо ABS и увеличенный тормозной путь с сохранением управляемости автомобиля. Либо машина без автоматической блокировки колёс, но при ДТП автомобиль будет менее управляемым, зато длина отрезка торможения будет короче.

Срабатывание тормозной системы с ABS и без

Особо стоит остановиться на управлении автомобилем с ABS при вождении на обледенелой дороге. По закону в зимний период на всех машинах должна быть установлена зимняя резина. Часто автовладельцы используют зимнюю шипованную резину Но известно, что на льду шипы на колёсах обеспечат эффективное управление только в том случае, если колёса заблокированы. Автоматическая блокировка в данном случае только уменьшает безопасность езды.

Рассмотрим движение на дороге со значительным снежным покровом

Такая ситуация очень актуальна для Беларуси. Двигаясь по нерасчищенной дороге, колёса автомобиля создают перед собой препятствие в виде снежного вала. Это снижает скорость, но увеличивает управляемость автомобилем и эффективность процесса торможения. Если же на машине установлена ABS, колёса перестанут блокироваться и автомобиль свободно покатится вперёд — прямо в бампер транспортного средства, едущего впереди. Опять вынуждены констатировать, что на таких дорогах ABS не способствует безопасности движения.

Неисправности в период эксплуатации

Многие водители попадали в ситуации, когда при выполнении на своём авто какого-то манёвра, машина перестаёт вести себя как обычно. То есть вы ожидаете одного результата своих действий, а на деле получается другой. Чаще всего это происходит из-за неожиданной поломки. Водители шутят, говоря, что неисправность проявляется именно тогда, когда её не ожидаешь. Всё это в полной мере относится к антиблокировочной системе. Поскольку ABS неразрывно связана с работой тормозной системы, то её неисправности становятся жизненно важными.

В современных антиблокировочных системах много различных электронных узлов и датчиков. Неисправности невозможно обнаружить визуально. Они проявляются только в процессе вождения и экстремального торможения. Обычно бывает так, что один из четырёх установленных на колёсах датчиков, выходит из строя. В этом случае при резком торможении ABS срабатывает, но вместо торможения получается неконтролируемый занос.

Другая ситуация. В зимний период на дороги высыпают такое количество химически-активных реагентов, что не попасть в антиблокировочные модули они просто не могут. Очистить датчики от них практически невозможно. Да и никто не делает этого специально. Электронные узлы подвергаются интенсивному износу и преждевременно требуют замены. Такая замена обойдётся в копеечку. Поэтому многие водители часто просто игнорируют аварийную сигнализацию, призывающую заменить датчики.

Это может привести к неисправности самой тормозной системы. Под угрозу ставится жизнь и здоровье водителя и пассажиров. Поэтому необходимо регулярно делать технический осмотр своего автомобиля и выполнять своевременную диагностику всех его узлов, особенно тормозной системы и ABS (при наличии).

Итак, что же получается в итоге. Антиблокировочная система при всех своих преимуществах, в ряде случаев ухудшает безопасность вождения, увеличивая длину тормозного пути. Водитель должен всегда помнить о таких случаях, особенно в нештатных ситуациях.

Гарантией безопасности является своевременная диагностика и регулярное техническое обслуживание личного автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *