Для чего нужна цепь

Цепь распредвала автомобиля нужна для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к распределительному валу. Газораспределительный механизм и его привод (ремень или цепь) имеется в любом современном автомобиле.
Для чего нужна цепь привода распределительного вала?
Как обеспечить синхронизацию открытия и закрытия клапанов двигателя с положением поршней при постоянно изменяющейся скорости вращения двигателя? В современном автомобиле эта задача решается путем объединения вращения коленчатого вала, на котором закреплены поршни и распределительного вала, который заставляет двигаться клапана. Синхронизации добиваются, установив на оба эти вала по специальному шкиву (звездочке) и натянув между ними зубчатый ремень или цепь. Если говорить о цепи, то это гибкая однорядная или двухрядная зубчатая цепь, сделанная из высокопрочной стали.
Установленная правильно цепь за счет своего натяжения и своей конструкции передает вращение от коленчатого вала к распределительному валу двигателя. Зубья цепи не дают ей проскальзывать и тем самым обеспечивают поворот распределительного вала строго в зависимости от угла, на который повернулся коленчатый вал. Тем самым достигается открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя в нужный момент в зависимости от положения поршней двигателя.
Для облегчения установки и компенсации изменения натяжения цепи на различных режимах работы двигателя, применяются специальные натяжные устройства.
Как часто менять цепь распредвала?
В целом цепь распредвала является достаточно надежной деталью, которая обладает необходимым соотношением прочности и гибкости. Однако, есть ряд факторов, которые могут привести к ее выходу из строя, например ослабление натяжения цепи из–за износа натяжителей, а также износ элементов цепи из-за недостатка смазки или неправильной установки.
Долговечность цепи распредвала изначально зависит от прочностных и нагрузочных характеристик, заложенных при конструировании, от качества материала, а кроме этого – от правильной установки цепи и внимательности владельца автомобиля. Основной причиной выхода из строя цепи распредвала является постепенный износ в процессе трения между зубьями цепи и зубьями звездочек. Усугубляет этот износ недостаток смазки, попадание грязи, слишком сильное натяжение или наоборот ослабление цепи.
В условиях воздействия всех ранее перечисленных факторов, цепь ГРМ изнашивается, и если это вовремя не заметить – цепь ГРМ неизбежно начнет деформироваться, растягиваться, что в конечном итоге приведет к ее смещению относительно звездочек (перескок цепи).
Появлении дефектов цепи, требует как минимум регулировки ее натяжения, как максимум – замены цепи ГРМ на новую. На износ цепи ГРМ может указать повышенный шум в работе двигателя.
Цепочки для бижутерии: история, разнообразие, изготовление, применение, идеи
Металлические цепочки – чуть ли не самый востребованный вид фурнитуры для бижутерии. И один из самых ассортиментных Цепочки для создания урашений и бижутерии. Цепи используются в качестве самостоятельного украшения, как основа под кулоны и подвески, как элемент декора. Это и обусловливает их размерное, форменное, цветовое, ценовое и прочее разнообразие. Какие бывают цепочки? Как выбрать подходящую конкретному творческому проекту? На чём можно, при этом, смело экономить, а какая экономия обернётся увеличением затрат? Об этом и не только поговорим далее.
История цепи и цепной моды

Провозглашенное сегодня дизайнерами цепное буйство случилось не вдруг. Цепи в женских и мужских украшениях присутствовали если не всегда, то с начала обработки человеком металла. Точней, изначально цепь была не украшением, а хитроумным способом добавить пластичности и гибкости самому прочному из природных материалов.
Это сейчас есть мягкие синтетические волокна, прочность которых металлу не уступает. А когда-то прочней металла был, разве что, камень. Но камень, в отличие от металла, совершенно лишен ковкости (способность к деформации). То есть из камня получить ткань или верёвицу при тогдашних технологиях было немыслимым. А вот металлические элементы между собой оказалось возможным соединить без клейких или цементирующих составов. Одним лишь посредством охвата одной тверди другою. Это и позволило вить верёвки из непослушного металла.
Управляться с ним, негнущимся без титанических усилий, крайне неудобно. А вот если разделить его на небольшие фрагменты. Да согнуть их, раскалённые в кузнечном горне, в кольца. Да продеть эти кольца одно в другое, накрепко сплавив места соединения в каждом… Так и оказалась в руках у человека цепь, обладающая податливостью верёвки и прочностью металла одновременно.
«Цепь», кстати, это русскоязычное название изобретения. Этимологией слово обязано самому процессу соединения ковких элементов. В праславянских языках он обозначался глаголом «чепить». Позже, вместе со звуком «ц», пришедшим в язык наших предков из соседних языковых культур, пришло и так называемое «цоканье». Исконная «чепь» стала привычной нашему современному русскому слуху «цепью».
Что же касается самой важности изобретения, то переоценить её невозможно. Подмеченная, кем-то наблюдательным, способность металла к сцепке стала для человечества величайшим благом. Сцепка дала особо прочные одежды воинам: кольчуги, например, собирались из тех же сцепленных металлических звеньев-колечек. И особо прочные узы нужные в мирной повседневности.
Одно из самых простых плетений цепи называется якорным. И не случайно. Ведь тяжелый якорь, без которого ни один корабль не обходится, подвесить на верёвку если и удаётся, то ненадолго. Металл более устойчив к истиранию и неблагоприятным воздействиям воды, воздуха и солнца. Так что, одними из первых широко используемых цепей были именно якорные.
Как же из практической необходимости родилась не проходящая веками цепная мода? Вам когда-нибудь приходилось видеть тяжелую цепь, разматывающуюся под грузом якоря? Во-первых, это красиво! Всё, что красиво, мода без внимания нипочём не оставляет. Во-вторых, плетение цепи, как и любая работа с металлом, с самого начала требовало навыков и умений. Где же их искать, как не у искусных мастеров? А какой искусный мастер станет довольствоваться рутинной, доведённой до автоматизма работой? Даже в ковке обычных гвоздей, мастера и то норовят состязаться, за звание лучшего. Что уж говорить о цепях. Совершенствуя прочность цепей, мастера улучшали их вид, выдумывая новые способы и типы плетения. В общем, от трудов по улучшению якорных цепей, до ювелирных работ не так уж и далеко.
Стараниями ювелиров уже к середине VII века мода на цепочки стала всеобщей. Знать, само собой, норовила привесить карманный хронометр или театральный бинокль на цепочку из благородных металлов. Беднота подражала знати ношением цепочек из недорогих, имитирующих золото или серебро, сплавов. С появлением сложных плетений цепочка и вовсе перестала быть только лишь держателем функциональных личных аксессуаров или способом подвешивания кулонов.
Всё новые способы плетений цепочек не иссякают и теперь. Как не иссякает вдохновение модных дизайнеров год от года находящих для цепочек применения в своих коллекциях.
Как делают цепочки?

Исторически цепочный промысел складывался там, где ещё раньше сложился промысел оружейный. А если быть ещё точней, то плетением ювелирных цепей занялись те же мастера, что наторели в плетении кольчуг. По большому счёту, цепь – это один ряд кольчуги. Составить несколько рядов вместе – вот вам и металлический доспех. Спрос на украшения в мирное время превышает спрос на военное обмундирование, потому кольчужных дел мастера подрабатывали кустарным ювелирным производством, приспосабливая под его нужды все навыки и умения, передававшиеся из поколения в поколение. Именно так и зарождались многие ныне известные ювелирные производства.
Плетение цепочки, происходит в несколько этапов, что остаются неизменными на протяжении столетий:
- Получение металлического сплава. Исходный материал, в основе которого могут быть, как благородные металлы (золото, серебро, металлы платиновой группы) с легирующими (улучшающими ковкость, прочность, внешний вид) добавками, так и менее дорогостоящие, но тоже пригодные для плетения металлы.
- Волочение проволоки – сложный спроцесс даже теперь, когда осуществляется он не ручным, а машинным способом. Итоговая толщина цепочки зависит от диаметра этой заготовки.
- Витейка –так называют скрученную в пружинку проволоку. Сейчас скручивание витейки тоже поручают машине, что позволяет уложить витки быстро и равномерно.
- Звенья –получают их банально расстригая витейку на маленькие: в один или несколько, если того требует способ дальнейшего плетения, витков фрагменты.
- Сборка –цепочку собирают из отдельных звеньев, соединяя их в определённой, диктуемой типом плетения последовательности (о разнообразии плетений цепочек расскажем отдельно).
- Пайка –в места соединений каждого звена наносится припой и под воздействием температуры изначально разъединённые звенья спаиваются, становясь цельными, непрерывными, без начала и конца.
- Сколотка – сглаживание всех неизбежных при сборке неровностей и деформаций, придание цепочке окончательной формы: поперечное сечение уже собранной цепочки делается круглым, овальным, квадратным или плоским. Сейчас такую операцию тоже успешно осуществляют машины.
- Огранка– это уже необязательный тюнинг. Для дополнительного сияния на звенья цепочки возможно нанести резцом преломляющие свет грани. Сейчас этот ювелирный процесс тоже полностью или частично механизирован.
Цепочки, те что полностью готовые ожерелья или браслеты, режутся на нужной длины отрезки и снабжаются подходящей застёжкой. Метражные – те, что изготовлены лишь для того, чтобы стать творческим материалом, могут подвергаться дополнительным косметическим процедурам, как например окрашивание или нанесение защитных покрытий, но это уже нюансы.
Общая же картина ясна. В основе плетения цепи всё те же, выдуманные ещё древними кораблестроителями да оружейниками, а в последствии лишь усовершенствованные приёмы. Но, как уже ясно из упоминания о всевозможных станках, технологии изготовления цепочек, а вместе с ними и скорости на месте не стояли. Это и сделало цепочки, будь они даже платиновыми или золотыми, доступными для широких масс. Но не все цепочки. Ручной и только ручной авторский эксклюзив по-прежнему баснословно дорог.
Итак, изготавливают цепочки сейчас тремя способами:
- Ручное плетение;
- Машинная вязка;
- Штамповка.
Сразу заметим, что цепочки ручного плетения – это, даже если и не эксклюзив, всё равно разновидность ювелирного искусства. Такие дорогостоящие украшения изготавливают преимущественно в небольших частных мастерских. Мастеров ручного плетения цепочек можно встретить и на серийном производстве ювелирных украшений, но задействован он не в цехе по массовой штамповке, а на изготовлении штучного фирменного продукта. Следовательно, поиск цепочки ручного плетения среди недорогих товаров для хобби – занятие бессмысленное. Среди нашего ассортимента их нет и быть не может. Потому более подробно мы остановимся лишь на двух других способах плетения цепочек, что актуальны не только для ювелирного дела, но и для производства недорогой бижутерии и фурнитуры к ней.
Машинная вязка цепочек

Под ней подразумевается изготовление цепочки с помощью цепевязальных станков. Специализированных, плетущих цепочки определённого вида и размера, станков в настоящее время существует множество, и множество это постоянно пополняется всё новыми. Для общего представления скажем лишь, что на одном более-менее крупном ювелирном заводе станков может быть более сотни. Но, при этом, до сих пор существуют виды плетений, которые осуществляются только вручную (например, сложные варианты Бисмарка), то есть станки, что могли бы заменить кропотливую ручную работу виртуозного мастера под них так и не придуманы.
Кое-кто до сих пор утверждает, что цепочки машинной вязки непременно уступают в прочности тем, что сплетены вручную. Когда-то это действительно так и было, но с усовершенствованием станков, в лучшую сторону изменилось и качество производимых ими цепей. Теперь, цепи машинной вязки от солидных производителей, уступают ручным в красоте, но никак не в прочности.
Мало того, они имеют и ряд преимуществ. Так, тончайшие и легчайшие цепочки, какие имеются на рыке сейчас, ручным способом ни один Левша не сплетёт. А вот высокотехнологичная машина осуществляет микроскопические операции легко и просто. Современные цепевязальные станки плетут из проволоки толщиной от 0,15 мм! Простейшего якорного плетения цепочка, благодаря такому станку прирастает за минуту 600 звеньями! Таким-то скоростям мы и обязаны не только разнообразным и качественным, но и доступным по стоимости материалами.
Штамповка цепочек

Самый быстрый и простой из современных способов изготовления ювелирных и бижутерных цепочек. Звенья таких цепей не нарезают из проволоки, а получают с помощью специальных вырубных штампов из листового металла. А затем звенья эти собираются ручным или машинным способом, вроде конструктора детали которого нанизываются друг на друга, без дополнительного закрепления мест соединений пайкой. Такой способ изготовления цепочки наименее энергозатратный, но он же и наименее надежный. Штампованные цепочки, даже собранные из достаточно толстых звеньев, так же легко и разбираются, то есть теряют целостность при неудачном повороте, случайном нажиме и т.д. Отремонтировать же их, не зная схемы соединения (те ещё головоломки!), проблематично.
Виды плетений цепочек

Видов плетений цепочек сейчас существуют сотни, но, это кажущееся разнообразие можно сузить до двух основных типов, различающихся сложностью либо простотой мельчайшего элемента цепи – звена. Всё остальное лишь множественные варианты их использования. В силу разного использования, разной последовательности соединений, различных приёмов и этапов обработки уже после сборки, цепочки из одного и того же сплава различаются не только визуально, но и по прочности, эластичности, функциональности. На самых популярных плетениях остановимся чуточку подробней.
Якорное

Самая, что ни есть цепная классика! С этого плетения, при котором звенья вставляются друг в друга перпендикулярно, и начиналась цепь. Попробуйте сцепить соединённые колечком большой и указательный пальцы правой и левой рук. Обязательно придётся повернуть одну руку в перпендикулярную плоскость, иначе соединение невозможно. Так и со звеньями якорной цепочки, в которой обязательно чередуются те, что лежат в одной плоскости, с теми, что лежат в перпендикулярной. Даже это, казалось бы, простейшее плетение имеет великое множество обличий. Внешний вид якорной цепочки зависит от величины и формы её звеньев. Помимо крупных-мелких, круглых-овальных, можно чередовать, например, крупные с мелкими или плоские с овальными и получить такой нехитрой игрой, с изменением параметров звена, бесконечное разнообразие якорных цепей.
Если диаметр отверстия звена равен диаметру проволоки из которого звено изготовлено, то якорная цепь будет напоминать шнур без всяких просветов в местах соединения звеньев, а от того, почти несгибаемый. Такие плотные цепи называют сколоченными.

Если соединять звенья попарно, то получиться уже двойная якорная цепь.
А можно соединять тройками или чередовать пару с одиночным звеном. Если овальное звено якорной цепи имеет центральную перемычку, повышающую устойчивость звена к деформации – это уже «морской якорь». Когда звенья якорной цепи сплющивают, скручивают по центру, получая восьмёрку, тогда якорное плетение, радикально меняя свое обличие, получает красивые названия «ролло», «кобра», «тонда»… Но всё это якорные цепи. Мало того, перпендикулярный принцип соединения звеньев в якорной цепочке стал основой для более сложных плетений.
Панцирное

Этот вид плетения всего лишь разновидность предыдущего. Но разница между ними столь принципиальна, что одно и то же действие осуществляется в другой плоскости и это имеет огромное значение.
Если звенья якорной цепочки, чередуясь, располагаются в перпендикулярных плоскостях, то звенья панцирной – всегда лежат в одной плоскости. Возможным это делает особые изгибы каждого звена. Те же овалы, кольца, или даже многоугольники обязательно имеют выступы и впадины. При вязании цепи выступающие участки звена ложатся в аккурат туда, где на соседнем звене впадина. Таким образом вместо объёмного двухплоскостного якорного плетения, мы получаем плоское панцирное. Панцирное, кстати, потому что по такому принципу плелись кольчуги и все средневековые боевые доспехи, тяжёлые и достаточно дискомфортные сами по себе, они просто вынудили мастеров изобрести соединение без немилосердно вдавливающихся в живое тело железных бугров.
Плести цепь таким способом возможно из звеньев различной формы, размеров, углов изгиба. Потому разнообразие панцирных цепочек не уступает якорным. Они всё так же бывают парными или даже тройными. Если изгибы звена чуть круче, чем требует попадание следующего звена в ту же плоскость, что и предыдущее, то плоская цепочка начинает закручиваться в спираль, как например цепи плетения «сингапур» и другие витые цепочки-стружки. Плотные панцирные плетения, где нет просветов в местах соединений звеньев, называют «снейк» или «шнурок», в зависимости от изгиба плотно уложенных звеньев они могут быть, как плоскими, так и объёмными в поперечном сечении. А цепочки, в которых по панцирному принципу чередуются звенья разной формы и величины, получили название «Фигаро», по имени непостоянного персонажа из пьесы Бомарше.
Бисмарк

Ещё один базовый тип соединения звеньев в цепочке, на основе которого существует множество разновидностей. В основе плетений типа бисмарк – соединение не звеньев, а спиралей. Те же самые пружинки из которых нарезаются звенья-колечки, разделяются на более крупные фрагменты, состоящие не из одного, а из нескольких витков. Именно соединение этих пружинок из нескольких витков и даёт замысловатые рисунки плетений бисмарк. Название типу плетения, кстати, подарил тот самый несгибаемый канцлер. Цепочки из пружин отличает особая прочность, да и солидность, что уж там.
Если конкретно рассматривать схему получения каждого рисунка из спиралек, то и откроется множество вариантов. Витки могут быть не только круглыми. То есть навивать проволоку возможно не только на прут с круглым сечением, но и на овал, и на многоугольник. Витки можно укладывать не только плотно друг к другу, но и на расстоянии. Можно соединять пружинки по одной, а можно соединять одновременно пару, тройку и даже четвёрку пружин, получая двойные, тройные, четверные плетения всё того же бисмарка. Перед соединением пружинку можно сложить, выгнуть целиком или отдельные её части. Вариантов очень много.
Множественные разновидности плетений бисмарк имеют свои собственные названия. Так, например, цепочку, полученную путём простого соединение круглых пружинок, называют «императорской» или «римской». Круглые пружинки с неплотно прилегающими друг к другу витками лежат в основе ажурных плетений, таких как «ручеёк» и «питон». Наоборот, очень плотное плетение, при котором последовательно соединяются квадратные, круглые или овальные звенья, образуя достаточно толстую и беспросветную цепь, называют «византийским». В «кардинале» чередуются ажурные секции и плотные. В «лисьем хвосте» соединяются противоположно направленные звенья.
Перлина

А эти цепочки от всех остальных отличает не тип звеньев и способ их соединения (здесь, как раз возможно всё, описанное ранее), а наличие присущего только им декоративного элемента, или перла. Перл – жемчужина, в традиционном понимании шарик, но вообще-то природный жемчуг не ограничивается одной лишь формой правильного шара. Жемчужины могут быть овальными, эллипсоидными и даже в форме угловатых геометрических тел, далеких от какой бы то ни было правильности. Так и цепь типа «перлина» обязательно имеет звенья из проволочной основы, на которую нанизан хотя бы один (возможно и несколько на одном звене) объёмный шар, параллелепипед, цилиндр с круглым или многоугольным сечением и т.д. Цепь может состоять из одних лишь декорированных объёмным элементом звеньев, либо звенья с декором сочетаются в ней со звеньями без такового. Но если видите вплетённые в цепь бусины (чаще металлические, но могут быть и из другого материала), то это и есть цепь-перлина.
Обобщая сказанное о типах плетения цепочек, заметим, что во многих современных плетениях сочетаются, например, якорное плетение и бисмарк. Отсюда и разноликость цепочек на ювелирном и бижутерном рынке.
Цепочки: прочность, гибкость, вес…

От типа плетения напрямую зависят эксплуатационные характеристики, цепочки. Такие как прочность на разрыв, гибкость, самодостаточность. Закономерности поведения цепочки в носке или работе с ней, как с творческим материалом, весьма предсказуемы с первого же взгляда. Рассмотрим, что же в типе плетений определяет эксплуатационные характеристики цепочек.
Прочность
- Способ соединения звеньев–цепочки, где используется пайка, всегда надежней тех, что собраны «матрешечным» способом, при котором один элемент просто вставляется в пазы другого.
- Целостность звеньевв цепочке – надежностью обладают цепочки, у которых тщательно запаяны места стыков на звеньях. При качественной пайке стыки совершенно не видны, если они просматриваются это уже повод усомниться в надежности соединений. Пайка может и вовсе отсутствовать, то есть цепочка держится на одной лишь упругости проволоки, из которой она изготовлена. Такие цепочки самые недорогие, но и самые непрочные.
- Соединения звеньев связкамивсегда прочней, чем соединения одиночных звеньев. Притча про веник, что невозможно переломить целиком, но возможно без труда по одному прутику, работает и здесь. Потому к особо прочным относятся все разновидности плетения бисмарк, все парные, тройные четверные плетения и т.д.
Гибкость
Этот параметр напрямую зависит лишь от плотности плетения цепочки. Помним, что металл материал не эластичный, иначе цепочки были бы не нужны. Свободное движение звеньев в цепочке обеспечивает её подвижность, чем плотнее плетение, тем меньше подвижности. Якорные цепочки самые подвижные, то есть они совершенно не подвержены заломам. Хорошей подвижностью обладают и сложные ажурные плетения. Панцирные цепочки подвижны лишь в основной плоскости, а вот гнуть их в перпендикулярном направлении не рекомендуется. К несгибаемым, то есть наиболее подверженным изломам цепочкам относятся все виды сколоченных (максимально плотных) плетений и цепочки-перлины, особенно те, в которых шарики плотно прилегают друг к другу.
Вес
Вес цепочки зависит не только от веса сплава из которого она изготовлена, но и от способа плетения: чем плотней, тем тяжелей. Но у массивных с виду цепочек есть тонкий нюанс. Утрированно большие звенья такой цепочки, могут быть полыми внутри, то есть дутыми. Соответственно вес, как и расход металла, таким хитроумным способом заметно сокращается. Но помним, что вместе с этим заметно снижается и прочность. Лёгкие дутые цепочки – это версии лайт, предназначенные для декора, а не для сколько-нибудь серьёзной нагрузки.
Как выбрать цепочку для рукоделия?

Понравилась цепочка – бери! На что-нибудь да сгодится. Такой постулат опытных рукодельниц новичка может навеки разочаровать в цепочках, как творческом материале. Ведь цепочка, как раз, одна из самых капризных разновидностей фурнитуры. Слишком уж много у неё параметров, характеристик. В творческий проект она вписывается только если все они точно соответствуют поставленным задачам. Чтобы понять, что именно должно соответствовать, давайте для начала разберёмся с задачами, то есть уточним, для чего именно нам нужна цепочка.
Где используют цепочки для рукоделия?
- Самостоятельное украшение – в этом наипростейшем случае цепочка и сама по себе украшение.
Но случай не так-то прост. Точней, к простым цепочкам такие случаи совершенно не тяготеют. Толстые звенья, сложные плетения всё это призвано подчеркнуть самодостаточность цепочки. И эти броские изыски, прямо скажем, отторгают от себя всё навесное из вне. А вот тоненькая и невзрачная цепочка, ничем не обременённая, рискует попросту затеряться в образе. Если же хочется минимальной толщины и предельной простоты, то лучше бы разместить цепочку на шее, запястье или щиколотке в несколько рядов и тогда самая тонкая и простенькая станет явно заметной.
- Основа для ожерелья или браслета – ещё одно распространённое применение цепочки.
Цепочка идеальная для подвешивания кулонов, подвесок-шармов и т.д. Для таких служебных целей подходят цепочки нейтральных цветов и простых плетений. Если цепочка нужна лишь для демонстрации и удобной фиксации в должном месте броского бижутерного акцента, то она ни в коем случае не должна отвлекать внимание от него.

Беспроигрышный вариант простые якорные цепи подходящей толщины и цвета. Кстати, о цвете! Цепочки, как и вся фурнитура для бижутерии могут иметь покрытие – нанесённый поверх сплава защитный или цветовой слой. Для свободно передвигающихся по цепи кулонов и подвесок такие цепочки не самый удачный вариант. Краска и любое другое покрытие от постоянного трения сойдут очень быстро, и, возможно, сквозь сияющий лоск цепочки проступит её неприглядное нутро.
Эффектно, в качестве основы для украшений, выглядят перлины. Однако, помним, чем крупней декоративные элементы на звеньях перлины, тем цепочка самодостаточней. И ещё, перлина не любит изломов потому под тяжелую подвеску она непригодна: сломается моментально. То же самое и со сколоченными цепочками. Округлые и плоские с неброскими плетениями они могут использоваться в качестве основ для кулонов, но с тем же условием, кулон не должен тянуть цепочку на излом.

Простая цепочка на то и проста, что терпит украшения не единственным кулоном. Навесить миниатюрных подвесок, хоть из обычных бусин, возможно по всей её длине и она благодарно преобразится. Но тогда, помимо самой простой цепочки и бусин понадобится ещё и простая крепёжная фурнитура: соединительные кольца, пины и т.д.
С помощью соединительной фурнитуры возможно и чередование фрагментов цепочки с иными протяженными фрагментами, к примеру, вот так:
- Элемент декора – цепочки наряду с кожаными шнурами, трунцалом, лентами и другими метражными материалами, прокладывают эффектные дорожки в вышивках, становятся подвижными подвесками, бахромой и даже ремнями.
Но опять же, есть в каждом виде цепочного рукоделия есть свои нюансы. Так для вышивки желательны цепочки с округлыми (не гранёными, чтобы не перетирали нить) звеньями. Подходят даже сколоченные цепи, но пришивать их придётся, перехватывая поперёк прозрачной нитью, иначе стежки будут видны. И помним, что плотные цепи, особенно е, что с плоским сечением, хоть и прилегают к основе полностью, а выглядят при этом роскошно, но заметно снижают её эластичность. Нашитый на жесткую сумку такой декор будет уместен, а вот на шифоновой блузке – нет.
Якорного плетения цепочки, как чемпионы подвижности, легко укладываются в самые изящные завитки. И ещё один цепочный бонус для вышивальщиц! В вышивке, не подвергающейся обычно механическому трению, запросто используются самые недорогие цепочки с самыми нестойкими покрытиями. Но это если исключены и остальные вредные для покрытий факторы: солнце и вода. То есть, расшить цепочками лиф купальника не возбраняется, но цепочка с нестойким покрытием вскоре станет на нём заметным дефектом, а не украшением.

В качестве подвижных элементов декора, таких как бахрома, рекомендуется использовать цепи, обладающие полной или хотя бы частичной подвижностью во всех плоскостях.

Подходят миниатюрные перлины, и все виды якорных. И, между прочим, подвеска из цепочки в большинстве случаев оставляют ещё и простую возможность навесить на свободный край кристалл, бусину или даже небольшой кулон.
- Несущая конструкция – в этих случаях помимо декора цепочке поручается ещё и солидный крепёжный или удерживающий функционал.
А значит, при выборе цепи ориентируются, прежде всего, на её прочность: выбирается в зависимости от нагрузки. Так, крупная цепь эффектно заменяет плечевой ремень дамской сумочки. Но помним, что крупные – часто бывают дутыми, то есть, полые внутри они достаточно хрупки, хотя по внешнему виду и не скажешь.
Для чего нужна цепь

Инструмент и приборы, техника для дома и другие устройства.
Цепи – это силовые гибкие соединения, сделанные из металла. Они состоят из круглых звеньев, закрученных из стального прута. Каждое из них продевается в предыдущее, создавая последовательное гибкое соединение. Также существует особая категория цепей для передаточных механизмов и пил по дереву.
Характеристики силовой цепи
Отличия между цепями осуществляется по трем основным характеристикам:
- Шаг.
- Калибр.
- Предельная нагрузка.
Шагом является размер звена. Понятие калибра характеризует диаметр прута, который применяется для производства. Предельная нагрузка указывает на натяжение в килограммах, которое нужно приложить, чтобы произошел разрыв звеньев.
Цепные изделия, применяемые на промышленных предприятиях, принято разделять на классы, которые характеризуют их прочность. К примеру, обычная цепь общего предназначения имеет класс 1-5. На горнорудных предприятиях используются изделия с классами 6 или 7. Самым лучшим считается 8 класс, основное предназначение которого заключается в применении при выполнении такелажных работ, когда обвязка недостаточной прочности может привести к обрыву, и несчастным случаям.
Технология производства
Цепь изготовляется из стальной проволоки или прута. Данный металлопрокат доставляется на завод в виде мотков, которые разматываются с помощью специального барабана и подаются на вытяжную коробку. В ней осуществляется покрытие проката смазкой. Это необходимо для его нормального прохождения сквозь сужающий шаблон, подгоняющий заготовку под единый калибр. Сжатия проволоки делают структуру металла более плотной, что в дальнейшем повысит разрывную нагрузку, которую сможет выдержать готовая цепь. Далее специальная формовочная машина загибает краешек проволоки в кольцо, после чего звено сдвигается. В него продевается конец прута, и изгиб повторяется.
Более массивная цепь производится из толстого прута, который нарезается на короткие заготовки. Каждая из них закручивается в звено. Для грузовых цепей применяются толстые прутья, с диаметром в несколько сантиметров. Такой металл нельзя согнуть не переломав, поэтому перед его деформацией проводится предварительный нагрев. Сталь разогревается докрасна, после чего загибается в требуемую форму.

Для повышения надежности звенья дополнительно свариваются. Специальный станок воздействует на каждое из них по очередности, прикасаясь токопроводящими электродами. В результате края звеньев разогреваются до температуры 927 градусов. Они оплавляются, после чего сжимаются и застывают, превращаясь в монолитную конструкцию.
Чтобы цепь выдерживала значительные нагрузки, проводится ее закалка. Для этого она проходит через электрическую спираль, в результате чего разогревается до оранжевого цвета, так называемой температуры каления. После этого звенья опускаются в ванну с водой. Происходит резкое охлаждение, что меняет молекулярную структуру металла, делая его более прочным. После этого проводится отпуск цепи, чтобы убрать приобретенную хрупкость. Для этого она снова разогревается, но уже не так сильно, и опять охлаждается.
Сфера использования
Цепь является востребованным изделием, которое использует в разнообразных сферах:
- Строительстве.
- Мореходстве.
- Животноводстве.
- Автотранспорте.
В строительных целях цепь может использоваться в качестве инструмента или материала. Из нее делают заборы и ограждения. В качестве инструмента ее применяют для создания обвязки при такелажных работах. В отличие от стального троса, она не склонна к разрушению при преломлении. Кроме того она не перетирается, и не раздавливается если на нее поставить тяжелый груз. В мореходстве цепь обеспечивает крепление якоря. В животноводстве цепью удерживается крупный рогатый скот, лошадей и других животных. Благодаря износостойкости и гибкости она гораздо надежнее веревки, которую возможно перекусить или разорвать пока она мокрая. Также на цепь сажают крупных собак. Автомобилисты делают из нее обвязку на колеса, увеличивающую сцепление со скользкой или вязкой дорогой.

Популярные формы звеньев силовых цепей
Цепи отличаются между собой и по форме звеньев:
- Стандартная круглозвеньевая.
- Витая.
- Двойная.
- Декоративная.
- С поперечным усилением.
Стандартная круглозвеньевая
Такая цепь является самой популярной. Это рабочее изделие, которое выбирают в том случае, если требуется выполнять сложные задачи. Звенья у таких цепей могут быть круглыми или немного вытянутыми, но всегда представляют собой кольцо. Они делаются из круглого прутка или квадрата. У таких изделий всегда плавный перегиб звеньев, благодаря чему ими легко делать обвязку, к примеру, крепиться к столбам или бетонным плитам перед их поднятием краном.

Это стандартная цепь, концы звеньев которой обычно свариваются. Сварка не проводится только в том случае, если изделие носит больше декоративный характер, и на него не будут оказываться нагрузки.
Витая
Витые цепи имеют звенья сложной формы, концы которых соединены проволочным узлом. В связи с этим они не способны выдерживать большие нагрузки. Кроме того такие изделия металлопроката имеют плохую гибкость, поскольку узлы мешают звеньям нормально скользить. В начале 20 века витые звенья было производить гораздо проще, поскольку тогда еще технология сварки была редкостью. Сейчас же такая цепь невыгодна в изготовлении, поскольку на нее расходуется большое количество металла. Ее обычно использует в декоративных целях для подвешивания фонарей.

Двойная
Подобные изделия представляют собой две цепи соединенные между собой. Хотя они и более прочные, но не нашли широкого распространения при выполнении рабочих функций. Дело в том, что в пространство между звеньями набивается грязь, что в дальнейшем вызывает ускоренное появление коррозионных процессов. Таким образом, двойная цепь пользуется спросом только для декорирования. В связи с этим ее редко придают стандартной оцинковке, а делают более привлекательное покрытие слоем хрома, благодаря чему она приобретает зеркальную поверхность.

Декоративная
Данная группа цепей предназначена исключительно для украшения интерьеров и ландшафтов. Ее звенья не рассчитаны на нагрузку. Основная их функция заключается в декорировании. Такие изделия часто можно встретить на ограждениях, их применяют для закрепления подвесных фонарей. Особенность декоративных звеньев в наличии различных украшений. Самые простые могут изготовляться со спиральной проволоки. Иногда на них выдавливается фигурный рельеф. Звенья для декора не свариваются.

С поперечным усилением
Самыми мощными на разрыв являются усиленные цепи. Они имеют поперечные вставки, которые увеличивают жесткость звена. Поперечина приваривается прямо на сварном шве, где соединяются концы звена. Такую цепь обычно делают очень крупной. Ее применяют для закрепления якоря на морских судах. Это очень удачная конструкция, которую практически невозможно разорвать.

Специальные виды цепей
Помимо стандартных силовых цепей, также существуют и их альтернативные конструкции:
- Приводные.
- Пильные.
Приводная цепь применяется для передачи усилия в шестеренных механизмах. Такие изделия можно увидеть на ГРМ автомобиля, приводе велосипеда и мотоцикла. Приводная цепь состоит из двух боковых пластин, которые соединены между собой двумя роликами. Внешне они кардинально отличаются от силовых цепей, но имеют схожий принцип работы. Их ролики зацепляются за звездочки передаточных механизмов и толкаются, обеспечивая движение подсоединенных к ним элементов. Благодаря этому обеспечивается плавный ход. Такие изделия работают по принципу трения и скольжения. Они воздействуют на звездочки и шестерни, создавая их трение и вращение. Для нормальной работы приводных цепей их необходимо смазывать, чтобы уменьшить трение и износ. Если этого не сделать, то цепь быстро сотрется, при этом ее работа будет сопровождаться скрежетом.

Пильные цепи применяются для установки на шину пил по дереву. Они работают по общему принципу с приводными аналогами, но имеют на внешней стороне острые зубья, которые врезаются в древесину. Для поперечного распила их зубцы затачиваются под углом от 5 до 15 градусов. Если цепь используется для продольного реза дерева, то для нормального выбора волокон используется заточка от 25 до 35 градусов. В отличие от приводных разновидностей цепей, пильные изделия проходят особую закалку. Их ножи делаются очень твердыми, чтобы сохранять заточку максимально долго.

Ювелирные цепочки
Отдельного внимания заслуживают цепочки, которые предлагает ювелирная отрасль. Они изобилуют огромным выбором способов плетения звеньев. Это обусловлено тем, что подобные изделия имеют только декоративный характер. Они совершенно не рассчитаны, на нагрузки. Если силовая цепь будет сделана подобным образом, то при сильном натяжении ее звенья просто выровняются, уменьшив радиус своего изгиба, в результате чего подвижность и гибкость будет уменьшена.

Ювелирные цепочки делают из золота и серебра. Также в продаже можно встретить бижутерию из нержавеющей стали и дешевых сплавов. Ювелиры изготовляют цепи для ношения на шее или в качестве браслета. Стоимость цепочек отличается не только по количеству использованного драгоценного металла для их производства, но и сложности изготовления. Их могут делать вручную, что характерно для сложных плетений, и с помощью автоматических машин.