Маршруты московские
В 2023 году рядом с «площадью трех вокзалов» откроется Музей Транспорта Москвы. В памятнике архитектуры советского авангарда, построенного почти сто лет назад по проекту знаменитого зодчего Константина Мельникова, можно будет увидеть то, что двигало городом раньше, чем он живет сейчас и какие инновации ждут нас в будущем. О концепции музея, о том, что уже сделано, а что еще предстоит, и, конечно же, о том, как в этом уникальном проекте можем поучаствовать мы с вами, «Коммерсантъ-Автопилот» попросил рассказать директора музея Оксану Бондаренко.
Фото: из фондов Музея Транспорта Москвы
Фото: из фондов Музея Транспорта Москвы
Музеев транспорта в мире много. Наше самое главное отличие от них: мы совершенно точно не музей-гараж. Мы покажем то, что движет городом. И в этом понятии достаточно много граней. Это музей и о транспорте, и о транспортных инновациях, о прошлом, настоящем и о будущем. Это музей о людях, причем не только о людях в профессии, но и о тех, кто плодами этих профессий пользуется. Потому что транспорт – это социокультурный код, это наш неизменный компаньон по жизни.
И мы очень благодарны мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину за поддержку и решение открыть Музей Транспорта Москвы в историческом гараже Мельникова.
Сейчас в главном здании музея, которое само по себе является важнейшей частью нашей экспозиции, проходит реставрация, окончание которой запланировано на 2023 год. В мае прошлого года при участии мэра Москвы состоялось торжественное открытие самой масштабной и исторической площадки – павильона «Транспорт СССР» на ВДНХ и выставки «Мечта Москвича», где можно увидеть уникальные образцы техники, образцы автомобилестроения. Транспорт, в конкретном случае автомобиль «Москвич», – это мультикультурное явление, касающееся всех и всего и дающее нам возможность говорить и про кино, и про изобразительное искусство.
Все музеи борются за свою определенную целевую аудиторию. У музеев транспорта аудитория – это мы все.
Фото: из фондов Музея Транспорта Москвы
Фото: из фондов Музея Транспорта Москвы
Фото: из фондов Музея Транспорта Москвы
Фото: из фондов Музея Транспорта Москвы
Еще одна наша особенность – мы музей в движении. Музей, у которого абсолютно нет границ в рамках его стен. Любой движущийся по своему маршруту транспортный объект – это часть нашего музея. Не только потому, что этот объект в будущем может стать нашим музейным экспонатом. А потому, что он – площадка для появления на ней сообщения от нас: визуального ряда, аудио или даже видео от Музея Транспорта Москвы. И это выглядит гораздо органичнее, чем когда в том же метро представляются какие-то проекты других культурных институтов, не связанных с транспортом.
У нас уже есть совершенно замечательные проекты в метрополитене. Например, посвященный экологии в транспорте – «Зеленая ветка». Вдоль всей зеленой линии появляются плакаты, созданные силами молодых художников, с помощью которых мы общаемся с пассажирами на тему «углеродного следа» и других вопросов, связанных с экологией.
Или наш любимый спецпроект, музейный маршрут «Т» – единственный сохраненный в Москве троллейбусный маршрут, который ходит по Новорязанской улице в том числе, рядом с нашим будущим музеем. Это как раз пример такого спецпроекта на колесах. Экспозиционная площадка, на которой любят самовыражаться самые большие современные художники – Александр Виноградов или Ирина Корина, например. Ну и, конечно же, внутри можно послушать экскурсию об истории троллейбусного движения в столице и историю зданий, расположенных по пути маршрута.
Северный речной вокзал, с одной стороны, объект транспортной инфраструктуры, с другой – у нас там есть свое экспозиционное пространство в зале ожидания. Такое пока неожиданное для соприкосновения с искусством место позволяет проектам стать максимально заметными – не на каждом вокзале встретишь инсталляцию из переработанных деталей автобуса или огромный надувной макет авто. И отклики посетителей подтверждают это и еще больше вдохновляют нас.
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко
Фото: Александр Казаков
Фото: Александр Казаков
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко
Фото: Александр Казаков
Фото: Александр Казаков
Музейные институции – это всегда дотационные проекты. И для государства или муниципалитета это инвестиции в эмоциональное здоровье нации. И свой доход они обязательно получат: не сразу, не напрямую, а опосредованно – через способность граждан креативно мыслить, желание развиваться и самообразовываться и, как следствие, совершенствовать свои навыки в профессии.
Можно ли наделить музей не только просветительской функцией, но и сделать его успешным бизнесом? Помимо просто спонсорства, расширяющего возможности музея в осуществлении самых разных проектов, существуют модели творческого сотрудничества, коллабораций, которые могут дать нашим партнерам не только почетный статус мецената, но и продвинуть их собственные проекты. Ведь музей транспорта – это прекрасная витрина для интерпретации гипотез, связанных с развитием городского транспорта и города в целом.
Например, необходимо объяснить обществу, каким образом повлияет на развитие транспортной системы внедрение водородных двигателей. Музей – как раз та площадка, где с темой может познакомиться человек неподготовленный. Но ему будет интересно, потому что информацию ему представят максимально креативно. Плюс для авторов той или иной идеи попадание в экспозицию музея – это своеобразная экспертиза, знак того, что идея заслуживает внимания.
Еще один вектор сотрудничества – это сохранение нашего индустриального транспортного наследия. И наши партнеры здесь – транспортные холдинги, наследники тех самых предприятий, что когда-то производили автомобили или вагоны метро, например. Это и «Трансмашхолдинг», который поддержал в прошлом году реставрацию шести вагонов метро, в том числе одного уникального. И «Метровагонмаш», который готовит для постоянной экспозиции музея макет вагона «Москва 2019». И «Группа ГАЗ» – в нашей постоянной экспозиции будет немало транспортных средств, которые не только когда-то были выпущены на Горьковском автозаводе, но и сегодня отреставрированы при участии корпорации. С ПК «Транспортные системы» мы сейчас ведем переговоры о восстановлении трех уникальных ретротрамваев. То есть с нами могут сотрудничать все, кто имеет отношение к машиностроению и к транспортной логистике, реализовав тем самым и свою социальную ответственность и проявив заботу о своем корпоративном наследии. Мы, в свою очередь, делаем все, чтобы об этом узнало как можно больше людей – во всех своих экспозициях мы, конечно же, не забываем сообщать, с чьей помощью был восстановлен конкретный экземпляр исторической техники.
Гараж Мельникова отреставрируют — в нем откроется Музей транспорта. Каким он будет?
Гараж грузовых автомобилей на Новорязанской улице в Басманном районе Москвы был построен в конце 1920-х по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова. Гараж Мельникова и Шухова — архитектурно-инженерный эксперимент с формой и функциональностью здания тогда и один из ярких образцов наследия советского авангарда сейчас. Мельников спроектировал гараж в виде подковы , конструкции Шухова опираются только на внешние стены — в результате таких находок в пространстве могло помещаться максимально возможное число автомобилей.
Здание долгое время было законсервировано. В 2017 году Гараж было решено переделать под музей и культурный центр «Московский транспорт». В феврале пространство закрывается на реставрацию. Перед стартом трехлетнего процесса здесь прошел показ театрализованной музыкальной инсталляции «Назад в будущее», которую сделали лауреаты «Золотой маски», композитор Алексей Сысоев и режиссер Филипп Григорьян.
директор музея «Московский транспорт»
Что будет в экспозиции?
Мы находимся в самом начале пути формирования концепции постоянной экспозиции. Музею «Московский транспорт» повезло с коллекцией. Сейчас в ней более 300 объектов транспортного искусства: легковые автомобили, крупногабаритная и обслуживающая город техника, личный транспорт. Мы выберем самые интересные экспонаты, не только с исторической точки зрения, но и важные культурные символы. К примеру, у нас есть автомобиль и троллейбус из фильма «Берегись автомобиля». Одна из главных задач — показать богатейшую историю создания метро. Будут и интерактивные элементы, и реальные предметы.
Откуда экспонаты?
Все машины были частью транспортных парков. Все экспонаты когда‑то эксплуатировались, и мы продолжаем собирать некоторые прямо с улиц города. Если нам не хватает какого‑то объекта 50–60-х годов, мы ищем его в регионах.
Навсегда утерянный транспорт придется восстанавливать. Это касается, например, двухэтажного троллейбуса, который в хрущевские времена ездил краткое время по городу, но затем был уничтожен. По эскизам будет воссоздан его сценографический дубликат.
Кто будет курировать коллекцию Музея транспорта, когда он откроется?
В работе над концепцией принимает участие творческая студия Lorem Ipsum совместно и в полной коллаборации с музеем и его творческой командой, которую возглавляет креативный директор музея Дарья Беглова. Однозначно будет собрана рабочая группа, в состав которой войдут эксперты, журналисты, краеведы и культурологи.
Как будет устроен процесс реставрации?
Тончайшим образом. Самый главный экспонат музея для нас — само здание. Памятник архитектуры, созданный Мельниковым и Шуховым в виде символичного полукольца . Мы делаем акцент на возвращении и сохранении внешнего вида памятника на уровне 1931 года, когда он только-только появился в Москве.
Приспосабливать здание к деятельности музея будем аккуратно, не задевая историческую кладку стен. Мы уже одной ногой в ЮНЕСКО, поэтому, понимая сложность задачи, пригласили к участию в разработке проекта реставрации одного из самых мощных игроков в музейном архитектурном мире — Юрия Григоряна и его бюро «Меганом». У них большой опыт: они занимаются мастер-планом Музейного городка ГМИИ имени Пушкина и нового Музея Кремля.
Любопытно, что сверху здание напоминает форму серпа и молота, хотя документальных подтверждений этому мы не нашли. После реставрации в «серпе» будет располагаться постоянная и временная экспозиции, а также детские мастерские. В «молоте» появится районный культурный центр с залом-трансформером для концертных и театральных постановок, конференций и кинопремьер, маленькой чайной, коворкингом и библиотекой. Между «серпом» и «молотом» есть узкая дуга музейного двора. Надеемся, что там будет активная городская зона. Музей планируем открыть городу через три года.
Музей «Московский транспорт» в Москве
Музей «Московский транспорт» был открыт на базе музея ретро автомобилей на Рогожском Валу в Москве в апреле 2016 года.
Сегодня музей «Московский транспорт» является самым крупным музеем ретро машин в Москве, где собрана огромная коллекция ретро транспорта. Экспозиция включает всю историю транспорта нашей страны от самого его появления и до наших дней, но здесь также выставлены и некоторые зарубежные экспонаты.
В музее разрешена фото- и видеосъемка.
Цена билета в музей ретроавтомобилей в Москве
Билеты в музей можно приобрести по следующей стоимости:
- Полный — 400 рублей.
- Льготный — 200 рублей.
Для посетителей музея ретро автомобилей в Москве предусмотрены льготные билеты для следующих категорий граждан:
- Для детей 7–17 лет, членов многодетных детей, пенсионеров или инвалидов.
- Дети до 7 лет, солдаты-срочники, ветераны ВОВ имеют право на бесплатный вход в музей. Ознакомиться с полным списком льгот для гостей «Московского транспорта» или уточнить цены можно на официальном сайте.
Экспозиция музея
Особенностью музея является наличие в нем необычных и уникальных экспонатов. Экспозиция музея, доступная для ежедневного посещения, содержит около 300 единиц техники отечественного и иностранного производства, в том числе грузовой транспорт и легковые машины разных годов, снятые с производства, пассажирские автобусы, а также велосипеды первых моделей.
Особой популярностью здесь пользуются гоночные машины, автомобили-участники европейских и международных соревнований, а также автомобили, созданные советскими и российскими самоучками. Коллекция музея постоянно пополняется различным транспортом, информацию об изменениях коллекции можно отследить на официальном сайте.
Среди общественного транспорта здесь можно увидеть десятки популярных автобусов и троллейбусов прошедших лет.
На площадке также презентованы автомобили таких известных больших заводов, как ЗИЛ, ГАЗ, АЗЛК, ВАЗ, УАЗ и многих других. В коллекции собраны все разновидности знаменитых автомобилей «Чайка», «Москвич», «Волга», четырехколесные машины, советские лимузины и кабриолеты, мотоциклы, армейские авто, такси, автомобили милиции, а также автомобили сталинского периода.
Основатели музея включили в программу экскурсий увлекательную историю эволюции автомобиля, которая рассказывает об этапах совершенствования транспорта от начала до его современного вида.
Музей «Московский транспорт» делится на несколько залов: основной — это зал, где располагается ведущая выставка, другие залы — тематические, посвященные всевозможным видам транспорта.
История
В 2003 году Дмитрий Октябрьский основал музей ретро автомобилей на улице Рогожский Вал. К 2005 году коллекция музея насчитывала около 17 экспонатов. В апреле 2016 года здание перешло в собственность Мосгортранса, тогда решили переименовать музей в «Московский транспорт», а также дополнить уже имеющуюся коллекцию.
В музее не представлены лишь трамвайные вагоны. Как правило, постоянной коллекции в музее нет. Все потому, что она регулярно обновляется и пополняется.
Интересным является тот факт, что помещение, в котором сейчас находится музей, — это здание завода, который в свое время выпускал автомобили. Когда работа на заводе остановилось, здание стало пустовать. Именно здесь и начали выставлять коллекцию транспорта.
Экспозиция музея «Московский транспорт» постоянно участвует в различных выставках и фестивалях. В 2016 году в День города Москвы автомобили данного музея были выставлены на параде городской техники, а в 2017 году автобусы и троллейбусы музея были продемонстрированы на Международном салоне инноваций «Urban Transport», который проходит на ВДНХ.
Кроме того, в самом музее организовывают временные выставки. Так, в октябре 2017 года здесь прошла выставка отечественных автомобилей «Волга», где были показаны образцы ГАЗ-21 и другого транспорта середины 20 века.
Как доехать до музея «Московский транспорт»
Адрес музея ретро автомобилей в Москве: улица Рогожский вал, дом 9/2.
Добраться до музея «Московский транспорт» удобно следующими способами:
- на метро: до станции «Римская» / «Площадь Ильича», затем менее 500 метров пешком;
- на трамвае №: 8, 12, 46: остановка «Музей Московский транспорт», которая находится прямо напротив музея; посмотреть путь следования трамваем можно по ссылке.
До музея «Московский транспорт» можно добраться на личном транспорте, для посетителей музея открыта бесплатная парковка.
Кроме того, до музея удобно добираться, используя следующие такси: Везёт, Яндекс Такси, Московское такси, 1000 такси, Городское Такси ООО, Евро Такси Москва, Такси Бонус, Мегаполис такси, Такси Престиж.
Панорама музея «Московский транспорт» на Google Maps: