Как устроена раздаточная коробка. Устройство раздаточной коробки — как работает полный привод во внедорожниках? Принцип работы и схема раздаточной коробки
В различных автомобилях ее исполнение может отличаться, однако в целом устройство раздаточной коробки выглядит примерно так:
- ведущий вал;
- приводные валы передней и задней осей;
- цепная или зубчатая передача;
- понижающий ряд или понижающая передача;
- дифференциал межосевой;
- механизм блокировки межосевого дифференциала.

Схема раздаточной коробки предполагает постоянную связь ведущего вала и вала привода одной из осей (для внедорожников – задней). На приводной вал передней оси мощность передается посредством зубчатой или цепной передачи. Понижающий ряд и межосевой дифференциал в некоторых раздатках могут отсутствовать. Так, например, полноприводным кроссоверам, не предназначенным для езды по бездорожью, понижающая передача попросту не нужна.

ТИП ПРИВОДА И ВЛИЯНИЕ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ НА НЕГО
Особенности работы раздаточной коробки влияют на тип полного привода, которых всего три:
- Постоянный полный.
- Полный привод, подключаемый вручную.
- Привод, срабатывающий автоматически.
Примером постоянного полного привода является раздатка с обычным дифференциалом, оснащенным блокировкой (общепринятое название – Full Time). В автомобилях с такой системой раздаточная коробка дает постоянную передачу вращения по двум осям.
Привод, подключаемый вручную называют Part Time. В авто с такой системой привода раздаточная коробка в обычном режиме движения подает вращение только на одну ось, вторая же задействуется при потребности. В таких агрегатах дифференциал не используется, а вместо него устанавливаются муфты – механические, электромагнитные, которые подключают/отключают второй мост.
Система, использующая оба моста в автоматическом режиме – OnDemand. Применяется она на легковых автомобилях, и в этом случае раздатка направлена на повышение проходимости и на улучшение управляемости. Управление выполняется электроникой, взаимодействующей с АБС. В таких раздаточных коробках дифференциал отсутствует, а вместо него установлена муфта с электроприводом. В системе OnDemand раздаточная коробка по умолчанию подает вращение только на одну ось. Но при возникновении определенных условий движения, электроника задействует привод муфты и происходит подключение второго моста.
Назначение узлов раздаточной коробки
Межосевой дифференциал
Данный узел позволяет распределить межосевой крутящий момент и дает приводным валам вращаться на разных угловых скоростях. Это особенно важно при движении в поворотах, поскольку колеса проходят разное расстояние и, следовательно, должны вращаться с разной скоростью. Если раздаточная коробка не оснащена таким узлом, обеспечить колесам возможность вращаться с разными скоростями можно только путем отключения одной оси.

Межосевые дифференциалы бывают симметричными и несимметричными. Первый работает таким образом, что крутящий момент раздается поровну на обе оси, второй делит его в определенной пропорции.
Механизм блокировки межосевого дифференциала
Чтобы автомобиль мог полноценно реализовать свои внедорожные возможности, межосевой дифференциал оснащают блокирующим механизмом, назначение которого в том, чтобы принудительно заставить колеса обеих осей вращаться с одинаковой скоростью. Блокирование может происходить либо принудительно, либо вручную, в зависимости от типа механизма. В настоящее время используются следующие виды блокировок:
- дифференциал самоблокирующийсяTorsen;
- фрикционная многодисковая муфта;
- вязкостная муфта (вискомуфта).
Первыми двумя механизмами оснащается раздаточная коробка кроссоверов в силу недостатков, описанных ниже.
Вискомуфта
Это наиболее простое устройство, позволяющее автоматически заблокировать межосевой дифференциал. Принцип ее работы следующий: внутри нее находятся перфорированные диски, погруженные в силиконовую жидкость, часть дисков соединена с корпусом, а остальные со ступицей; во время пробуксовки колес одной из осей одни диски начинают вращаться быстрее других, силиконовая жидкость разогревается и густеет, как бы склеивая ступицу с корпусом.

Основное достоинство такой системы – низкая стоимость. Недостатков гораздо больше: срабатывание происходит с запозданием, в результате чего автомобиль может успеть зарыться буксующими колесами; блокировка дифференциала не полная; от продолжительной работы происходит перегрев; данный узел несовместим с системой ABS.
Самоблокирующийся дифференциал Torsen
Это конструкция, состоящая из набора червячных шестерен – ведущих и ведомых. Принцип работы данного устройства следующий: пока все колеса хорошо «держат» дорогу, дифференциал раздает крутящий момент осям поровну. Как только одна из осей пробуксовывает, момент, благодаря силам трения в червячной передаче, перебрасывается на другую ось, соотношение усилий может доходить до 20:80. Основной минус такого решения – ограничения по прочности конструкции. По этой причине Torsen не устанавливается на внедорожниках, его удел – кроссоверы.

Многодисковая фрикционная муфта
Это набор фрикционных дисков, имеющих контролируемую степень сжатия. Такая муфта позволяет распределять между осями крутящий момент в зависимости от условий местности. В обычных условиях момент делится поровну. Во время пробуксовки одной из осей диски муфты сжимаются, дифференциал полностью или частично блокируется. Для обеспечения работы муфта может оснащаться электрическим или гидравлическим приводом и электронной системой управления. Еще межосевой дифференциал можно заблокировать вручную посредством механического, пневматического, гидравлического или электрического привода. Многие автомобили имеют возможность блокировки дифференциала, как в автоматическом, так и в ручном режиме.

Цепная передача
Назначение данного узла заключается в передаче крутящего момента приводному валу передней оси автомобиля для обеспечения работы полного привода. Она состоит из пары зубчатых колес (ведущее и ведомое) и приводной цепи. Помимо передачи цепной, в раздаточной коробке может применяться зубчатая, состоящая из цилиндрических шестерен.
Назначение: служит дляраспределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, его увеличения при движении в тяжелых дорожных условиях и отбора мощности на привод дополнительного оборудования.
Характеристика: механическая, двухступенчатая, дифференциальная, с постоянно включенным передним мостом.
Установка и крепление: установлена на раме автомобиля позади коробки передач на 4-х опорах с резиновыми подушками. Привод раздаточной коробки – от коробки передач с помощью карданного вала.
Устройство(в соответствии с рисунком 119): картер 30 с крышками, редуктор, дифференциал, механизм переключения передач и блокировки дифференциала, привод управления, детали крепления и уплотнения.
Картер 30 отлит из чугуна и является, в соответствии с рисунком 119, базовой деталью раздаточной коробки. В картере выполнено 6 расточек для подшипников вала и люки для монтажа раздаточной коробки. Люки и места выхода валов из раздаточной коробки, а также расточки подшипников промежуточного вала закрываются крышками 4, 17, 20, 23, 31, 35. Для заправки, слива и контроля уровня смазочного масла в картере выполнено заливное (оно же контрольное) и сливное отверстия, закрываемые резьбовыми пробками, в сливной пробке 8 имеется магнит.
Характеристика:шестеренчатый, с неподвижными осями, четырехвальный, с соосными выходными валами;передаточные числа: низшая передача — 2,15; высшая передача — 1,21.

Рис.119. Коробка раздаточная Урал – 4320.31:
1, 15, 22 — фланцы; 2 — маслосгонное кольцо; 3 — гайка; 4, 17 — крышка подшипников; 5 — корпус заднего подшипника дифференциала; 6- задняя обойма; 11 — передняя обойма; 7 -эпициклическая шестерня; 8 — пробка; 9 — обойма с шестерней нижнего вала; 10 — солнечная шестерня дифференциала; 12 — муфта блокировки дифференциала; 13 — болт; 14 — вал привода переднего моста; 16 — отражатель; 18 — сателлит дифференциала; 19, 25 -шестерни высшей передачи; 20, 23, 31, 35 — крышки подшипников; 21 — кольцевая гайка; 24, 34 — подшипники; 26 — втулка; 27 — крышка; 28 — муфта включения передач; 29, 38 — шестерни низшей передачи; 30 — картер; 32 — штуцер системы герметизации; 33 — первичный вал; 36 — промежуточный вал; 37 — распорная втулка; 39 — вал привода промежуточного и заднего мостов; 40 — шток вилки переключения передач; 41 -шток вилки блокировки дифференциала; 42 — фиксатор; 43 — вилка блокировки дифференциала; 44 — вилка переключения передач 45 – шестерня привода спидометра 46 — червяк привода спидометра
Устройство(в соответствии с рисунком 119): первичный вал в сборе 33, промежуточный вал в сборе 36, вал привода переднего моста в сборе 14 , вал привода задней тележки в сборе 39.
Первичный валв сборе 33, в соответствии с рисунком 119, устанавливается в картере на двух опорах, представляющих собой роликовые конические радиально-упорные подшипники 24 расположенные бочкообразно. На первичном валу устанавливаются фланец карданного вала 22, зубчатые колеса первой (низшей) 29 и второй (высшей) передач 25 и муфта переключения передач механизма управления 28.
Первичный вал изготавливается из легированной стали. В передней и средней частях вала нарезаны шлицы, на которых устанавливаются, соответственно, фланец карданного вала и муфта переключения передач. На заднем конце вала нарезан зубчатый венец для соединения с муфтой включения коробки дополнительного отбора мощности. На шлифованных поверхностях вала устанавливаются на бронзовых втулках зубчатые колеса высшей (спереди) и низшей (позади) передач. Для подвода смазки к втулкам зубчатых колес при работе коробки дополнительного отбора мощности в первичном валу выполнено осевое и радиальные сверления.
Зубчатые колеса косозубые, имеют на ступице дополнительный зубчатый венец соединения с муфтой переключения передач. Для подвода смазки к втулкам в зубчатых колесах выполнены сквозные сверления, через которые масло поступает при движении автомобиля.
Фиксация вала от осевых перемещений осуществляется крышками подшипников 23 и 31, между передней крышкой 23 и картером устанавливаются регулировочные прокладки. В передней крышке устанавливаются две манжеты, уплотняющие выход вала из картера раздаточной коробки.
Промежуточный валв сборе 36, в соответствии с рисунком 119, установлен в картере также на двух опорах – роликовых конических радиально-упорных подшипниках 34, расположенных бочкообразно. На валу устанавливаются зубчатые колеса высшей 19 и низшей 38 передач, дистанционная (распорная) втулка 37 и червяк привода спидометра 40.
Промежуточный вал изготовлен из легированной стали. На поверхности вала нарезаны шлицы для установки зубчатых колес. В местах установки подшипников на валу выполнены шлифованные шейки. Внутренние обоймы подшипников с зубчатыми колесами и дистанционной втулкой стянуты двумя гайками.
Зубчатые колеса – косозубые, имеют внутренние шлицы для соединения с валом. Колесо 19 меньшего диаметра устанавливается впереди (высшей передачи), большего диаметра 38 – сзади (низшей передачи). Длинные стороны ступиц колес направлены друг к другу и между ними устанавливается на валу дистанционная (распорная) втулка.
Червяк привода спидометра 40 установлен на переднем конце промежуточного вала на призматической шпонке и крепится планкой с болтами.
Места установки подшипников в картере закрываются крышками 20 и 35. Под задней крышкой устанавливаются регулировочные прокладки подшипников. В задней крышке имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут штуцер трубки системы герметизации агрегатов (сапунирования полости картера).
Вал привода переднего мостав сборе 14, в соответствии с рисунком 119, установлен в нижней части картера. Передний конец вала опирается на шариковый радиально-упорный подшипник, установленный в крышке картера 17, задний шлицованный конец – на детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются муфта блокировки дифференциала 12, солнечная шестерня дифференциала, маслосгонное кольцо и фланец карданного вала привода переднего моста 15.
Вал изготовлен из легированной стали и имеет три шлицевых участка. На переднем конце – для установки фланца карданного вала, на средней части – для установки муфты блокировки дифференциала, в задней части – для солнечной шестерни межосевого дифференциала.
Выход вала из крышки картера уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для снижения нагрузки на сальник перед ним установлено маслосгонное кольцо с меткой «П». При вращении вала винтовые канавки маслосгонного кольца отбрасывают просочившееся масло обратно в картер. Осевые нагрузки на вал воспринимает стопорное кольцо подшипника и крышка.
Вал привода задней тележкив сборе,в соответствии с рисунком 119, также имеет в качестве опор шариковый радиально-упорный подшипник и детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются фланец карданного вала 1 и коронная шестерня (эпицикл) 7 межосевого дифференциала.
Вал изготовлен из легированной стали и имеет два шлицованных участка. На переднем шлицованном конце устанавливается коронная шестерня дифференциала, на заднем – фланец карданного вала. Шлифованная шейка вала опирается на подшипник, устанавливаемый в крышке картера. Выход вала из крышки уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для разгрузки сальника устанавливается маслосгонное кольцо 2 с меткой «3». Действует кольцо также как и на валу привода переднего моста.
Раздаточная коробка, на которую устанавливается коробка дополнительного отбора мощности, имеет удлиненный первичный вал и измененный в зоне крепления дополнительного отбора картер.
Параметры шестерен привода спидометра зависят от передаточного отношения главной передачи ведущего моста и размеров установленных на автомобиле шин.
Дифференциал раздаточной коробки.
Назначение: служит дляобеспечения вращения валов привода переднего моста и задней тележки с разными угловыми скоростями и распределения крутящего момента между ними в соотношении 1:2.
Характеристика: межосевой, несимметричный, планетарный, блокируемый.
Установка и крепление:устанавливается,в соответствии с рисунком 119, в картере раздаточной коробки на двух шариковых радиально-упорных подшипниках. Передний подшипник размещается в перегородке картера, задний – в картере заднего подшипника дифференциала.
Устройство(в соответствии с рисунком 120): передняя обойма 2; обойма с шестерней нижнего вала 7, задняя обойма 8, солнечная шестерня 3, коронная (эпициклическая) шестерня 6, опорное кольцо передней обоймы 4, сателлиты с осями — 4 шт. 5, детали крепления.
Передняя обойма 2, обойма с шестерней нижнего вала 7 и задняя обойма
8 в сборе образуют корпус дифференциала, внутри которого размещаются его остальные элементы.

Рис.120. Межосевой дифференциал раздаточной коробки:
1 — зубчатый венец, 2 — передняя обойма, 3 — солнечная шестерня; 4 – опорное кольцо передней обоймы; 5 сателлиты; 6 — эпициклическая шестерня; 7 — обойма с шестерней нижнего вала, 8 — задняя обойма
Обойма с шестерней нижнего вала
, в соответствии с рисунком 119, имеет удлиненную ступицу, на которой выполнена шлифованная шейка под подшипник и нарезан зубчатый венец для зацепления с зубьями муфты блокировки дифференциала 12. На диске обоймы выполнено четыре отверстия для установки осей сателлитов 18. Второй опорой осей является, в соответствии с рисунком 120, опорное кольцо передней обоймы 4, которое болтами крепится к обойме.
Шестерня нижнего вала – косозубая, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом низшей передачи промежуточного вала. Таким образом, корпус является ведущим элементом дифференциала, на который передается крутящий момент от промежуточного вала.
Задняя обойма 8
изготовлена в виде чашки с удлиненной ступицей, на которую устанавливается подшипник и гайка крепления подшипника.
Передняя обойма 2
изготовлена в виде кольца, на наружной поверхности которого нарезаны зубья. Между собой обоймы соединяются болтами.
Солнечная шестерня 3
– прямозубая, имеет внутренние шлицы, которыми она устанавливается на вал привода переднего моста. Наружные зубья находятся в постоянном зацеплении с сателлитами.
Коронная (эпициклическая) шестерня 6
представляет собой деталь чашеобразаной формы. В ступичной части эпицикла нарезаны шлицы для установки на вал привода задней тележки. В уширенной части выполнен внутренний прямозубый венец, находящийся в постоянном зацеплении с сателлитами.
Сателлиты 5
– прямозубые шестерни, выполненные заодно с осями. Сателлиты устанавливаются в отверстия передней обоймы и опорного кольца и находятся в постоянном зацеплении с одной стороны – с солнечной шестерней, с другой – с эпициклом. Зацепление сателлитов с эпициклом – внутреннее, с солнечной шестерней – наружное.
Механизм переключения передач и блокировки дифференциала.
Назначение: служит для переключения передач и блокировки дифференциала.
Устройство: (в соответствии с рисунком 119) муфты 12, 28 (2 шт.), штоки 40, 41; вилки 43, 44 (2 шт.), фиксаторы 42 (2 шт.).
Муфта переключения передач 28 и муфта блокировки дифференциала 12
подобны муфте переключения первой передачи и заднего хода коробки передач.
Шток 40 переключения передач
вилкой 44 связан с муфтой 28 переключения передач. На штоке выполнены три лунки для фиксирования положений включения высшей и низшей передач и нейтрали.
Шток 41 блокировки дифференциала
связан вилкой 43 с муфтой 12 блокировки дифференциала. На штоке имеются две лунки, позволяющие фиксировать положение разблокированного и заблокированного дифференциала.
Фиксаторы 42
представляют собой подпружиненные шарики и аналогичны фиксаторам коробки передач.
Привод управления раздаточной коробки.
Назначение: служит для передачи управляющего воздействия водителя на механизм переключения передач и блокировки дифференциала.
Характеристика:дистанционный, механический.
Устройство(в соответствии с рисунком 121): рычаги управления 1, 2 (2 шт.), поводки 7, 8 (2 шт.), тяги 5, 6 (2 шт.).
Рычаги управления 1 и 2
, в соответствии с рисунком 121, установлены на кронштейне и выведены через прорези в кабину. Нижние концы рычагов управления соединены с поводками с помощью тяг 5 и 6 .
имеют резьбовые наконечники, позволяющие изменять их длину.
Поводки 7 и 8
установлены на кронштейне, закрепленном на раздаточной коробке, и с помощью пальцев соединены со штоками механизма переключения передач 9, и блокировки дифференциала 10.

Рис.121. Управление раздаточной коробкой Урал – 4320.31:
1 — рычаг блокировки дифференциала; 2 — рычаг переключения передач; 3 — пружина поджимная; 4 – валик рычагов; 5,6 — тяги; 7,8 — поводки; 9 — шток вилки переключения передач; 10 — шток вилки блокировки дифференциала раздаточной коробки; I — переднее положение рычага (включена высшая передача); II – заднее положение рычага (включена низшая передача)
Почему раздатку называют раздаточной коробкой передач
Название возникло в результате совмещения понятий раздаточной коробки и коробки передач. Дело в том, что для передачи колесам большого крутящего момента при сохранении невысокой скорости, раздаточная коробка автомобиля оснащается понижающей передачей или демультипликатором. Такая необходимость возникает при преодолении тяжелого бездорожья, например, чтобы автомобиль мог въехать на крутой склон или вытащить другую увязшую в грязи машину. Этот узел отсутствует у кроссоверов, поскольку они не предназначены для работы в таких условиях.
Демультипликатор это ничто иное, как дополнительная коробка передач, работа которой заключается в том, чтобы понизить скорость вращения приводных валов раздатки, но и сохранить при этом большой крутящий момент. Понижающий ряд предусматривает наличие двух или трех передач. Таким образом, общее число передач автомобиля удваивается или утраивается, и у водителя появляется возможность подобрать наиболее подходящее в конкретной ситуации передаточное число.
Благодаря наличию понижающих передач, срок службы трансмиссии значительно повышается, при этом сохраняется высокая передаваемая мощность.
Советы владельцам
Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:
- Обычное, стандартное расположение передней и задней ручки – вперед и назад соответственно. Движение при таком режиме можно и нужно осуществлять на участках, характеризующимся ровным и гладким покрытием.
- Блокировать дифференциал путем переключения передней ручки в заднее положение лучше всего на дорогах, характеризующихся повышенной скользкостью. Такая мера придаст «Ниве» устойчивости. Стоит понимать, что после преодоления проблемного участка ручку потребуется вернуть в исходное положение.
- Как было отмечено ранее, передача на понижение должна активироваться перед вероятным препятствием, но не в то время, когда машина уже застряла.
- Стоит понимать, что включение блокировки на неподвижном автомобиле иногда невозможно, даже если выжать сцепление. Это может быть вызвано тем, что зубцы муфты уперлись в зубцы шестеренки. В таком случае можно пробовать активировать блокировку, начав медленное движение и выполняя некрутой поворот. Если же проблемы возникают с выключением блокировки, то рекомендуется выполнить ту же процедуру при выжатом сцеплении и небольшом покачивании руля.
Виды межосевого дифференциала
По механизму блокировки раздаточные КПП деляется на несколько категорий:
- фрикционная многодисковая муфта Haldex — работает в автоматическом режиме, когда происходит пробуксовка одного из колес, в этом случае фрикционы сжимаются и происходит частичная блокировка, часть момента перебрасывается на заднюю или переднюю ось. Применяется на паркетниках и SUV;
- вискомуфта — незамысловатая, но надежная конструкция, состоящая из нескольких дисков и силиконовой жидкостью. Диски соединяются с мостами, при разности их вращения жидкость становится вязкой и соединяет их, полный привод включен. Главный недостаток — перегрев и несвоевременная реакция;
- Torsen — применяется на полноценных внедорожниках, где за блокировку отвечают червячные шестерни. Они меньше проскальзывают, но передают крутящий момент не более 80%, оставляя 20% на буксируемую ось.
Как переключать передачи и раздатку Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку. Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска.
ВАЗ 2121 Нива зарекомендовал себя как надежный и универсальный советский внедорожник. В 1977г с конвейера сошел первый отечественный вездеход, который в отличии от обычных легковых ВАЗ 2121 имел полный привод и повышенные показатели проходимости. Устройство раздаточной коробки Нивы разработано опытными конструкторами АвтоВАЗ с целью повысить функциональность и универсальность автомобиля как при езде по бездорожью, так и в условиях города.
В 1994г вышла обновленная версия внедорожника, получившая маркировку Нива 21213, отличающаяся от предыдущего варианта более мощным силовым агрегатом. С 2006г данная серия автомобилей известна как Нива 4х4.
Переключая режимы работы раздатки, можно подстраивать поведение автомобиля в соответствии с дорожными условиями.
Пониженная передача используется в двух случаях:
- Нужно обеспечить низкую скорость движения. Например, если нужно заехать на бордюр или другое препятствие, можно включить пониженную передачу, чтобы не жечь сцепление.
- Нужен высокий крутящий момент. Пониженная передача включается перед преодолением крутых подъемов.
Блокировка дифференциала включается при движении по бездорожью, где высока вероятность пробуксовки.
При этом включать ее необходимо еще до попадания на сложный участок.
В общем случае использовать раздаточную коробку нужно так:
- Движение по шоссе. Дифференциал разблокирован, включена первая скорость РК.
- Преодоление подъемов и препятствия на твердом покрытии. Дифференциал разблокирован, включена пониженная скорость.
- Преодоление сложных заснеженных участков, грязи, скользких подъемов. Включена блокировка и пониженная скорость.
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.
-
Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.
В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
-
Передняя – от себя Задняя – к себе
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени.
Демультипликатор устанавливается только на моделях ВАЗ с 2 ведущими мостами. Располагается – за коробкой передач. На саму раздаточную коробку монтируется карданный вал. Базовые элементы, которые присутствуют во всем моделях демутильтипликаторов советского производства:
- корпус;
- промежуточный и ведущий валы;
- набор подшипников и шестерен;
- сателлиты;
- валы приводов переднего и заднего мостов;
- сальники, фланцы, муфты;
- дифференциал;
- рычаги контроля и управления.
Соединение узла и коробки передач – жесткое, которое осуществляется через муфту и промвал. Раздаточная коробка модели ВАЗ 21214 отличается от классической только присутствием привода скоростного датчика.
Снять узел приходится не только в случаях ее поломки. Иногда ее демонтируют для доступа к другим узлам. Чтобы снять коробку, понадобится обычный набор инструментов. Последовательность, как снять раздатку на Ниве 2121, следующая:
- Поднять автомобиль на подъемнике или загнать на эстакаду (смотровую яму).
- В салоне снять декоративный тоннель между передними сидениями, открутить крепления, приподнять крышку и отключить провода лампы блока дифференциала.
- От раздатки отсоединить тросик привода спидометра.
- Отсоединить задний и передний карданы.
- От фланца КП отсоединить мягкую муфту (открутить первый набор болтов крепления, провернуть муфту и открутить оставшиеся).
- Обжать муфту хомутом и извлечь болты.
- Установить регулируемую опору под раздатку и открутить крепления.
- На опоре опустить раздаточную коробку.
Читать новости о новой Ниве
- Как работает раздатка на ниве шевроле
- Устройство и ремонт раздаточной коробки ВАЗ 2121 Нива
- Раздаточная коробка Нива ВАЗ — ремонт и замена своими руками
- Коробка передач нива шевроле схема видео
- ВАЗ 21213 раздатка устройство, схема, центровка, снятие раздатки
- Раздаточная коробка Шеврале Нива 2121, управление и устройство
- Раздаточная коробка Нива ВАЗ — ремонт и замена своими руками
- Стук при переключении передач нива шевроле
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах.
- плохо закреплены карданные валы;
- не отбалансированы колеса;
- есть люфт в крестовинах кардана (особенно на вибрацию влияют люфты в крестовинах заднего карданного вала);
- вибрирование идет от самого двигателя.
Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:
- раскрутилось крепление установочных опор раздатки;
- порвалась резина на самих опорах РК.
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
- демонтируем в салоне переднее сиденье пассажира;
- снимаем облицовку тоннеля пола;
- в салоне отодвигаем ковролин, закрывающий кузовной усилитель (спереди рычага ручного тормоза);



А еще интересно: Генератор Нива 2121, 21213, 21214: какой установлен, замена

Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:
- оставляем машину на нейтральной передаче;
- отсоединяем от раздатки карданный вал, желательно пометить фланец кардана и РК, чтобы при установке установить карданный вал по меткам – таким образом, исключается появление лишних вибраций;
- демонтируем кронштейн крепления глушителя;
- снимаем траверс КПП;




Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.
Устройство раздаточной коробки автомобиля

Раздаточная коробка устанавливается на всех автомобилях с полным приводом, а также на автомобилях, укомплектованных каким-либо дополнительным оборудованием. Предназначение раздаточной коробки полноприводного автомобиля следующее:
распределение крутящего момента между приводными осями;
увеличение крутящего момента при езде по бездорожью.
Под автомобилями с дополнительным оборудованием подразумевается всевозможная спецтехника, такая как автокраны, автоподъемники, пожарная техника и прочее. В данном случае раздаточная коробка обеспечивает подключаемый привод масляных насосов, водяных помп и прочего оборудования.

В плане устройства раздаточные коробки различных автомобилей существенно отличаются, однако их общее предназначение остается неизменным. «Раздатка» автомобиля с полным приводом состоит из следующих узлов:
корпус (картер);
ведущий вал;
валы привода передней и задней осей;
дифференциал межосевой;
устройство блокировки дифференциала;
зубчатая или цепная передача;
понижающая передача.
В корпусе раздаточной коробки располагаются все элементы, включая понижающую передачу и межосевой дифференциал. Как и в коробке передач, в корпусе раздаточной коробки имеется смазывающая жидкость (трансмиссионное масло), которая обеспечивает постоянную смазку всех внутренних узлов.
Крутящий момент от КПП передается на раздаточную коробку через ведущий вал. Далее крутящий момент передается на межосевой дифференциал, который может иметь различные конструкции. Устаревшие раздаточные коробки содержат простейший межосевой дифференциал без механизма блокировки. На современных автомобилях устанавливается дифференциал с возможностью жесткой блокировки или самоблокирующийся дифференциал.
ММежосевой дифференциал
Основное предназначение межосевого дифференциала заключается в распределении крутящего момента между приводными осями автомобиля. Дифференциал без механизма блокировки позволяет осям вращаться с различной скоростью. Тогда как самоблокируемый или с механизмом ручной блокировки дифференциал позволяет принудительно распределять крутящий момент между приводными осями в зависимости от дорожных условий.
В современных раздаточных коробках встречаются различные конструкции самоблокирующихся дифференциалов:
вязкостная муфта;
блокировка типа Torsen;
фрикционная муфта.
Наибольшее распространение получила конструкция с вискомуфтой (вязкостной муфтой). Данный механизм автоблокировки дифференциала наиболее прост в изготовлении и является относительно недорогим. Принцип работы вискомуфты основан на отслеживании угловых скоростей приводных осей. При увеличении угловой скорости одной из приводных осей, происходит плавная блокировка дифференциала и увеличение крутящего момента на ось с меньшей угловой скоростью. Основным рабочим телом данной муфты является специальная жидкость с изменяемой вязкостью. К недостаткам такой конструкции можно отнести отсутствие возможности ручной блокировки, неполное автоматическое блокирование, возможность перегрева при длительной работе.
Дифференциал Torsen имеет более совершенную конструкцию, однако в силу ограниченной прочности не применяется на внедорожниках. Главным преимуществом такого механизма является более широкий диапазон переброса крутящего момента.
Блокировка на основе фрикционной муфты существенно превосходит предыдущие конструкции, так как имеется возможность как автоматической, так и ручной блокировки дифференциала. В конструкции имеются фрикционные диски, и работа основана на силах трения. При проскальзывании одной из приводных осей, фрикционные диски, сжимаясь, полностью или частично блокируют дифференциал.

Вал привода задней ведущей оси в большинстве случаев располагается соосно с ведущим валом. Вал привода передней оси получает вращение от цепной или зубчатой передачи. Помимо всего прочего, в раздаточной коробке также может присутствовать понижающая передача, которая позволяет увеличивать крутящий момент, передаваемый от силового агрегата на колеса автомобиля. Большинство внедорожников укомплектованы раздаточными коробками с понижающей передачей. В раздаточной коробке также может быть смонтирован механизм ручного или автоматического отключения и подключения полного привода.
В зависимости от конструкции раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы. Основные режимы:
подключена задняя ось;
подключены обе приводные оси;
подключены обе оси с межосевой блокировкой;
подключены обе оси с межосевой блокировкой и пониженной передачей;
подключены обе оси с автоблокировкой межосевого дифференциала.
Управление раздаточной коробкой может осуществляться непосредственно рычагами (механический привод), либо кнопками, включающими исполнительные механизмы, воздействующие на органы управления раздаточной коробки. На полноприводных автомобилях, не предназначенных для внедорожной езды, «раздатка» в большинстве случаев управляется автоматически.
Раздаточная коробка: что это такое, виды, назначение, устройство, принцип работы, как работает
Раздаточная коробка — это очень важный элемент в любом полноприводном автомобиле (4WD) или спецтехнике с оборудованием. Благодаря этому устройству крутящий момент передаётся одновременно на все 4 колеса (заднюю и переднюю ось). Это помогает серьёзно увеличить проходимость авто по любому типу бездорожья. Дополнительно этот автомобильный агрегат улучшает курсовую устойчивость и управление внедорожника при достижении максимального крутящего момента.
Раздаточная коробка или «раздатка» помогает превратить оба моста на машине – ведущими. Таким образом, на все колёса «подаётся» фиксированная мощность.

Как выглядит раздаточная коробка от Chevrolet Niva
Если говорить кратко, раздаточная коробка состоит из различных валов, шестерёнок, механизма управления, а также межосевого дифференциала (муфты). Ведущий вал передаёт крутящий момент от коробки передач напрямую к «раздатке». А межосевой дифференциал помогает распределять этот самый крутящий момент между осями. Таким образом авто становится полноприводным.
Принцип работы этого агрегата заключается в подключении второй оси (как правило задней), когда это требуется (например, для прохождения сложных участков). Таким образом, цель этого агрегата – это активирование одновременно передней и задней осей автомобиля, а также повышение крутящего момента при прохождении тяжёлых участков дорог.
А где можно найти «раздатку»? В большинстве автомобилей она находится непосредственно за коробкой передач.
Существует несколько видов раздаточных коробок, но принцип работы примерно один и тот же. Про это и многое другое будет подробно написано простым языком в этой статье.
Для начала расскажу, что же это такое – раздаточная коробка?
Что это такое
Что такое раздаточная коробка в автомобиле? Это деталь главной трансмиссии с полным приводом, цель которой – изменение раздачи мощности от двигателя внутреннего сгорания между передней и задней осями. Таким образом, эта деталь раздаёт крутящий момент на колёса, когда это необходимо.
Раздаточная коробка всегда устанавливается на полноприводные машины или авто со специальным оборудованием (строительные, сельскохозяйственные, пожарные машины). Таким образом «раздатка» передаёт крутящий момент на это самое оборудование (подъёмный кран, пожарный насос или тросовая лебёдка).
Эта деталь была впервые установлена на легковые авто с начале XX века. Это делалось для участия в гонках по бездорожью. К сожалению, автолюбители не получило популярности. Но позже, когда «раздатку» установили на грузовой автотранспорт, популярность этого нововведения возросла.

С какой целью применяют раздаточную коробку? Важное преимущество раздаточной коробки – это уменьшение нагрузки и износа деталей в условиях бездорожья. Автомобиль легко и равномерно проходит тяжёлые участки пути.
Для чего служит? Перечислю важные функции «раздатки»:
- Повышение крутящего момента на ведущих осях автомобиля. Это значение, которое показывает, сколько времени надо машине для разгона на максимальной мощности.
- В дополнительных модификациях есть функция повышения или понижения передаточного числа. Чем это число выше, тем быстрее мотор раскручивается до максимальных оборотов – следовательно, автомобиль быстрее разгоняется.
- Равномерное распределение крутящего момента на все колёса, что эффективно для прохождения сложных участков дорог.
- Стабилизация устойчивости автомобиля на максимальной мощности при небольшой скорости движения.
Подробнее рассмотрим, из чего состоит раздаточная коробка.
Устройство
Конструкция раздаточной коробки может быть разной. Но, тем не менее, расскажу, какие элементы раздаточной коробки являются основными.
- Корпус (картер). Это металлическая коробка, где находятся детали агрегата.
- Ведущий (главный, первичный) вал. Именно он передаёт крутящий момент от коробки передач.
- Карданные валы переднего и заднего привода.
- Межосевой (межмостовой) дифференциал. Распределяет крутящий момент между двумя осями.
- Механизм блокирования дифференциала. Отключает или ограничивает крутящий момент на второй оси. За эту функцию отвечает актуатор.
- Цепная или зубчатая передача. Необходима для смены передаточного числа.
- Маслосборник. Это камера, где находится смазка (масло).
- Понижающая передача или синхронизатор. Включает понижающий ряд в ходе движения.
- Механизм управления (есть не во всех модификациях).
- Шестерни. Обеспечивают работу валов (их взаимодействие друг с другом).
Все эти детали располагаются в корпусе раздаточной коробки, равномерную работу которых обеспечивает трансмиссионное масло.
Самый надёжный тип раздаточной коробки – шестерёнчатого типа, который со временем заменяются другими видами. Эта коробка содержит четыре вала: ведомый, ведущий (главный), привод второй оси и промежуточный. На этих валах имеются шестерни, они же и помогают основным деталям взаимодействовать друг с другом. На каждом валу располагаются по две шестерни разных диаметров.

Ведомый и ведущий вал находятся на одной оси в постоянном контакте. Это обеспечивает непрерывную передачу крутящего момента на эту ось. Таким образом, один мост работает всё время.
Промежуточный вал скреплён с ведущим и приводным валом второй оси. Поэтому он передаёт вращение и на второй мост. В результате обе оси становятся ведущими. К сожалению, принцип работы «раздатки» при такой конструкции не очень хороша, поскольку управляемость автомобиля снижается из-за жёсткой сцепки валов, что снижает активную безопасность. Также износ и нагрузка на детали трансмиссии сильно возрастает.
Кроме раздаточных коробок шестерёнчатого типа, применяются также цепные. В таких устройствах нет промежуточного вала. Крутящий момент передаётся на вторую ось при помощи специальной цепи. Надёжность цепных раздаточных коробок меньше, чем у шестерёнчатых.

Со временем инженеры модифицировали раздаточную коробку, добавив в него межосевой дифференциал и механизм отключения второй ведущей оси.
Какую же пользу выполняет дифференциал в раздаточной коробке? Он регулирует вращение валов с разными скоростями. Но при этом он понижает проходимость автомобиля из-за сдвига всего крутящего момента на одну ось (если другая теряет контакт с дорожным полотном), зато управляемость становится гораздо выше. То есть он может поровну распределять крутящий момент (симметричный тип) или в каком-либо соотношении (несимметричный). А чтобы увеличить проходимость, в «раздатку» добавляют блокировку дифференциала – это полное или частичное разъединение двух мостов между собой. Это осуществляется как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Как выглядит межосевой дифференциал
Поэтому в раздаточных коробках с наличием механизма управления автомобиль при обычных условиях имеет одну ведущую ось, а вторая подключается при сложных дорожных условиях.
Но и этого инженерам оказалось мало. От классических блокировок дифференциала решили отказаться, а на их место поставили улучшенные версии — муфты. Остановимся на них более подробно.
Виды блокировок дифференциала
Межосевой дифференциал – важная деталь раздаточной коробки. Ещё раз повторю, какое у неё назначение. Именно она помогает распределить крутящий момент на колёса автомобиля. Если в дифференциале блокировочного механизма, то оба моста вращаются с разными скоростями. А в самоблокируемых дифференциалах (или с механизмом блокировки) можно распределять крутящий момент в разных соотношениях.
Функция блокировки реализована на ограниченном количестве раздаточных коробок, которые устанавливают на внедорожники, грузовой и спецтранспорт. На универсалы и кроссоверы эту функцию не ставят, чтобы удешевить производство.
В современных «раздатках» имеются следующие виды блокировок дифференциалов.
Вязкостная муфта
По-другому эта конструкция называется вискомуфта. Это недорогой и простой тип блокировки дифференциала. Вязкостная муфта содержит перфорированные диски, которые размещаются в жидкости, которая может изменять свою вязкость. Одна часть дисков соединена со ступицей, а другая – с корпусом муфты. Этот тип блокировки – самый распространённый.

Вискомуфта
Если угловая скорость одного из мостов автомобиля становится выше, то происходит плавная блокировка межосевого дифференциала и повышение крутящего момента на мосту, где скорость ниже.
Недостатки вязкостной муфты – нет ручного управления, автоматическое блокирование – частичное, несовместимость с ABS, срабатывание запаздывает, а также и есть вероятность перегрева при долгой работе.
Torsen
Это самоблокирующийся дифференциал, который обладает широким диапазоном перебрасывания тяги с одной оси на другую.

Дифференциал Torsen
В конструкцию Торсена входят червячные шестерни – ведущие и ведомые. В обычных дорожных условиях Torsen работает как стандартный дифференциал. А если происходит проскальзывание одной из осей, то за счёт трения крутящий момент перемещается на другую ось. Актуатор дифференциала может распределять максимум 80% крутящего момента на один мост, а на буксирующий остаётся около 20% мощности.
Из-за пониженной прочности его применяют только на универсалах и «паркетных» внедорожниках. На более мощных внедорожниках Торсен не ставят.
А что же тогда применяется в этих случаях? Ответ – ниже.
Фрикционная муфта
Блокировка при помощи фрикционной муфты – наиболее совершенная, чем вышеуказанные конструкции. Эта муфта может блокировать дифференциал как в ручном, так и в автоматическом режиме.
В эту конструкцию входят фрикционные диски. Под воздействием силы трения диски сжимаются, вызывая частичное или полное блокирование.

Фрикционные диски
В нормальных условиях передняя и задняя ось загружается одинаково. При прокручивании одной из осей происходит перераспределение крутящего момента. Актуатор фрикционной муфты работает в связке с гидравлическим цилиндром или электродвигателем через электронную систему управления.
Ручная блокировка производится человеком при помощи электрического или механического привода.
Расскажем более подробно о том, как именно работает раздаточная коробка.
Схема и принцип работы
Как найти эту деталь? Как правило, «раздатка» крепится к лонжеронам машины при помощи специальных кронштейнов непосредственно за коробкой передач. На разных моделях схема расположения этого агрегата может быть разной.
Самый распространённый тип «раздаток» — двухступенчатые, которые могут менять значение крутящего момента. Благодаря двум главным передачам в «раздатке» можно менять передаточное число силовой передачи. А это в свою очередь приводит к двукратному увеличению количества передач. Ряд с малым передаточным числом включается при включении низшей передачи, а с большим – при переключении на низшую передачу. А чем больше количество передач, тем лучше автомобиль преодолевает сложные участки.

Принцип действия раздаточной коробки несложен. Крутящий момент от коробки передач передаётся на ведущий вал и при помощи шестерён он переходит на промежуточный вал. Важно замечание: шестерня промежуточного вала постоянно сцеплена с шестернёй ведомого вала. Благодаря этому вращение на вторую ось передаётся моментально.
Дополнительно на промежуточном валу есть ещё одна шестерня. Она может двигаться и при необходимости подводится к ведущему валу. Движение этой шестерёнки происходит при помощи механизма управления.
Таким образом, одна из осей автомобиля ведущая, причём постоянно, а вторая ось подключается только в крайнем случае. Это происходит в ручном режиме (водитель активирует перемещение движущейся шестерни), либо в автоматическом режиме.
Именно такой общий принцип работы применяется на всех видах раздаточной коробки, но конструкция может быть разная.
Эта схема не идеальная, потому что на «раздатку» увеличивается нагрузка, а управление авто становится сложнее. Для того, чтобы устранить такие недостатки, в конструкцию добавили межосевой дифференциал. Он распределяет весь крутящий момент между осями (как правило, 50:50 или 40:60).
Самый популярный тип дифференциала – планетарный. Он имеет серьёзный недостаток, что если на одной оси потеряно сопротивление колёс (авто вывешено), то происходит остановка транспортного средства. Чтобы убрать этот недостаток, в принципиальную схему «раздатки» добавили блокировку межосевого дифференциала.

Раздаточная коробка – это отдельное устройство, работа которой никак не связана с коробкой передач (КПП). То есть, «раздатку» можно снимать или монтировать отдельно от КПП.
Раздаточная коробка соединяется с коробкой передач благодаря карданному валу или просто пристыковывается к её задней части (что снижает вибрации и повышает КПД). Корпус «раздатки» сделан из алюминиевых сплавов.
Как правило, в раздаточной коробке есть одна точка входа (от коробки передач) и 2 точки выхода (к передней и задней оси). По схеме эти выходы – «хвостовики» (валы с фланцами), именно они подсоединяются к другим валам.
Кто хочет более детально изучить, как устроена «раздатка», посмотрите полезное видео.
Видео: раздаточная коробка Part-Time
Теперь рассмотрим, в каких режимах может работать раздаточная коробка.
Режимы работы
Управлять раздаточной коробкой можно при помощи специального рычага или кнопок (поворотного устройства) на приборной панели. На автомобилях с полным приводом, которые не предназначены для сложных дорожных условий, раздаточная коробка работает в автоматическом режиме.
В зависимости от конструктивных особенностей раздаточная коробка имеет несколько режимов работы.
- Активна только задняя ось.
- Работают передняя и задняя ось. Такой тип привода реализован у Нивы.
- Работают передняя и задняя ось, дифференциал заблокирован. Этот режим обеспечивает максимальную проходимость.
- Раздаточная коробка с понижающей передачей. Работают обе оси, дифференциал заблокирован, активная понижающая передача.
- Работают передняя и задняя ось, блокировка дифференциала в автоматическом режиме.

Если полный привод подключаемый, то здесь могут работать следующие включаемые режимы:
- 4L – привод на обе оси на низкой передаче.
- 4H – крутящий момент поступает на обе оси.
- 2H – крутящий момент передаётся только на одну (ведущую) ось.
В этом случае разрешено переключать между режимом 2L и 4H во время движения автомобиля, только если нет пробуксовки ведущих колёс. А переключаться между режимами 4L и 4H во время движения не получится из-за конструктивной особенности.

Если полный привод – постоянный, то здесь есть следующие режимы:
- 4L LOCK – полный привод, блокировка дифференциала включена, пониженная передача.
- 4H LOCK – полный привод, включена блокировка межосевого дифференциала, прямая передача.
- 4H AWD – полный привод, блокировка дифференциала отключена, прямая передача.
В зависимости от конструкции переключать режимы 4H LOCK и 4H AWD можно как на стоящем автомобиле (без пробуксовки колёс), так и во время движения.
Классификация
Существует немало различных конструкций раздаточных коробок. Расскажу, какие виды «раздаток» устанавливают на автомобили.
Привод ведущих мостов
Дифференциальный привод. В раздаточной коробке расположен межосевой дифференциал. Минус – пониженная проходимость.
Раздаточная коробка с блокированным приводом. Позволяет эффективно использовать всю тягу автомобиля, исключая пробуксовку. Минус – увеличенный расход топлива, износ деталей трансмиссии и шин.
Схема полного привода
Подключаемая вручную (Part- time). Это простейшая раздаточная коробка. Подключение второй оси здесь следует выполнять не на ходу, чтобы не повредить зубчатую муфту. Разрешено ездить на малой скорости с двумя активными осями. Как правило это раздаточные коробки с зубчатой передачей. На дорогах с хорошим сцеплением не следует ездить с подключённой второй осью во избежание деформации деталей трансмиссии и ухудшения поворачиваемости авто. Такой тип «раздатки» устанавливают на следующие модели: Тойота Фортунер, Сузуки Витара, Ниссан Патрол, Форд Рейнджер, Мазда BT-50, Ниссан Навара, Грейт Валл Ховер, УАЗ Патриот, Джип Вранглер, Джип Чероки.

Part-time раздатка (1 поколения)
Полная постоянная (Full- time). Это оптимальная схема раздаточной коробки. Оси автомобиля работают через межосевой дифференциал. Для повышения проходимости в устройство встраивают блокировку дифференциала. В full-time «раздатке» нет недостатков, которые присутствуют в part-time. Полная постоянная раздаточная коробка устанавливается на Порш Кайен, Лада 4×4, Тойота Лэнд Крузер (Прадо), Фольксваген Туарег, Лэнд Ровер Дефендер, Ауди Q7.

Full-time раздатка TLC80
Электронная система полного привода (Torque on-demand). Это новый тип раздаточной коробки, который приходит на замену Part-time и Full-time. Применяется в современных автомобилях. Схема этого типа «раздатки» похожа на схему Part-time, только здесь вместо зубчатой муфты (карданной передачи) – актуатор на основе фрикционной муфты. В этой конструкции отбор мощности между осями происходит плавно, а при некоторых условиях возможна полная блокировка. Применяют такой тип «раздатки» на Ниссан Мурано, Ниссан Икс-Трейл, Сузуки SX-4, Киа Спортейдж, Тойота Рав 4, Форд Эксплорер, Митсубиси Аутлендер, Форд Эксплорер, Модели БМВ с xDrive, Кадиллак Эскалейд.

Некоторые умельцы переделывают раздаточную коробку , добавляя туда реверс, чтобы ездить задним ходом на повышенной скорости.
Распределение мощности
Этот критерий – очень важен, именно он определяет передачу крутящего момента между осями.
Раздаточные коробки бывают следующих видов:
- Отключаемая передняя или задняя ось. Задний мост здесь является дополнительным. Наиболее распространённый тип.
- Постоянный привод на обе оси без возможности отключения.
- Отключение или включение любого моста. При этом автомобиль может стать переднеприводным или заднеприводным. Встречается редко.

Распределение момента
Раздаточная коробка распределяет крутящий момент как в равной, так и в неравной мере. При равном распределении пропорции 50 (передний мост) на 50 (задний мост). При неравном распределении пропорции жёстко фиксированы. Как правило, это 40 на 60 или 60 на 40.
Отмечу, что в современных раздаточных коробках типа Torque on-demand пропорции распределения момента могут быть от 50 на 50 вплоть до 100 на 0.
Количество ступеней
Раздаточные коробки бывают 1, 2 и 3-ступенчатые. На седанах и универсалах применяется одноступенчатая передача. Простыми словами, сколько задано крутящего момента, столько и передаётся на ось без возможности его изменения.
На полноценных внедорожниках уже ставится двухступенчатая (двухскоростная) раздаточная коробка. Передаточное число имеет значение 1 или 2. В народе такой тип агрегата называют «раздатка с делителем». При изменении передаточного числа можно значительно увеличить тягу, но авто станет ехать в 2 раза медленнее.
3-ступенчатые раздаточные коробки применяют только на тяжёлых специальных транспортных средствах.
Механизм управления
В раздаточной коробке присутствуют 3 режима управления:
- Ручной. Считается самым надёжным механизмом включения раздаточной коробки из-за отсутствия электроники. Увеличенный ресурс работы, простое управления и безотказность. Их ставят на полноразмерные внедорожники и спорткары для бездорожья. Водитель сам полностью контролирует работу «раздатки».

- Полуавтоматический. Включение второй оси происходит при помощи электропривода. Для включения и отключения водитель нажимает на определённые клавиши на приборной панели, что может отвлечь водителя от дороги.

- Автоматический. Электронный механизм управления на основе данных с датчиков самостоятельно включает и отключает дополнительную ось в автомобиле. Электронная раздаточная коробка эффективна при скользком дорожном покрытии. Минус – отказ оборудования при попадании влаги в устройство.
Положение валов
Тоже немаловажный критерий. Положение валом может быть:
- Соосное. Привод передней оси и ведомый вал – на одной оси, а ведущий вал расположен параллельно к отношению к ним. Самый популярный тип.
- Несоосное. Ведомый и ведущий вал – на одной оси, вал переднего привода – параллельный им. Отличается повышенным КПД, небольшими размерами и сниженным шумом при работе.
Что может сломаться в раздатке?
Стоимость ремонта раздаточной коробки довольно высока, поэтому важно аккуратно пользоваться своей машиной и проходить регулярное обслуживание. Перечислю, какие основные неисправности возникают в «раздатке»:
- Износ подшипников. На это указывает шум и вибрация при эксплуатации авто. А через некоторое время возникают стуки и скрежет, что свидетельствует о значительном ухудшении раздаточной коробки.
- Износ фиксаторов переключения в механизме. Это приведёт к тому, что «раздатка» начнёт самостоятельно выключаться.
- Течь масла. Оно может подтекать как через стыки в корпусе, так и через сальники и их посадочные места. Подтекание масла происходит из-за нарушения герметичности.

- Появление задиров на зубьях шестерёнок. При этом возникают проблемы с переключением передач.
- Шум в подшипниках. Это можно выявить при помощи прослушивания деталей авто при техническом обслуживании. При движении слышится постоянный «вой» с небольшими стуками. Подшипники надо заменить на новые.
- Растяжение цепи. В результате происходит проскальзывание зубьев шестерёнок, где расположена цепь. Чтобы это выявить, надо вывернуть колёса максимально в сторону и начать резкое движение. Вы должны услышать громкий треск в области раздаточной коробки. В тяжёлых случаях цепь может протирать картер этого агрегата.

- Износ межосевого дифференциала. Сателлиты этой детали постоянно находятся в трении, а если смазка плохая или в систему смазки попадают металлические частички, то через 30-40 км пробега дифференциал выходит из строя. Чтобы удалить металлическую крошку применяют магнит, который находится на дне «раздатка».
- Износ вязкостной муфты. Приводит к ухудшению курсовой устойчивости при поворотах, неуверенному прохождению плохих дорог, скрип в трансмиссии, а также неравномерный износ резины на колёсах. Вискомуфту следует сменить на новую или отремонтировать.
- Износ механизма подключения полного привода. В некоторых типах «раздаток» есть электромагниты, оплётка которых очень реагирует на нагрузку. Со временем это может привести к поломке электромагнитного сцепления подключения приводы.
Отсюда делаем вывод, что раздаточная коробка – довольно сложный механизм, который требует регулярной проверки. Стоимость работ по ремонту начинается от 2000 р., а в частности ремонт актуатора обойдётся свыше 8000 руб.
Такая деталь, как «раздатка» может продаваться как в готовом виде, так и отдельными запчастями для неё. Для российских автомобилей часто применяют раздаточные коробки фирмы ЯМЗ и ЗМЗ. А производители раздаточных коробок для иномарок: Dana, ОЕМ, Quattro, 4-matic, Eaton, BorgWarner. Цена на «раздатку» начинается от 20 тыс. руб.
Видео: устройство и принцип действия раздаточной коробки TOD (Torque on Demand)
Для чего нужна раздаточная коробка? Это очень полезная деталь, без которой было бы невозможно эффективно управлять полноприводными автомобилями. Особенно это видно при езде на пониженной передаче с подключённым приводом на обе оси, когда ведущий и ведомый валы работают как единое целое.
Устройство «раздатки» и принцип её работы довольно простой. Управлять ей может производить как водитель, так и автоматика. А межосевой дифференциал или муфта позволяет не допустить преждевременного износа деталей трансмиссии.
Напишите своё мнение или жизненный опыт при раздаточную коробку, он может быть очень полезен читателям.