Маркировка шин: как расшифровать?
Многие автовладельцы не считают нужным разбираться в расшифровке маркировки шин. Но эти знания могут хорошо помочь в выборе сезонных автопокрышек. В статье расскажем вам, что означают буквы и цифры маркировки на шинах, рассмотрим нюансы, которые полезно знать любому автомобилисту.
Типоразмер
Параметр указывают на покрышке тремя большими цифрами: 205/55 R16. Расшифруем каждое значение:
- 205 — ширина рабочей поверхности шины или место расположения протектора. Параметр выражается в миллиметрах. Чем больше это значение, тем шире пятно контакта (место покрышки, которое соприкасается с дорогой).
- 55 — соотношение высоты и ширины профиля. Величина выражается в процентах — 55%. В нашем случае профиль имеет высоту 112,75 миллиметра.
- R — радиальная шина. Параметр указывает на размещение кордовых нитей. Не стоит путать это обозначение с радиусом. Существуют также диагональные автошины B или еще указывается -, которые редко встречаются на рынке и в эксплуатации.
- 16 — диаметр колесного диска в дюймах. Иногда после цифры добавляют буквы для обозначения усиленного слоя. Эти шины устанавливают на легковой коммерческий транспорт.
Индекс скорости
На том же примере приведем полную маркировку шины 205/55 R16 94T XL. Здесь необходимый параметр обозначен буквой «Т».
Что означает индекс скорости «Т»:
- Предельная скорость, при которой можно использовать такую резину — до 190 км/ч.
- Эксплуатация машины в пределах параметра нормы — гарантия стабильной работы покрышек.
- Даже при движении в течение 2–3 часов со скоростью 190 км/ч шина будет нормально работать.
Приведем простую расшифровку индекса скорости шин на следующей схеме:
Индекс нагрузки
В шинах 205/55 R16 94T XL нагрузка обозначается числом 94. Параметр также указывает допустимую грузоподъемность на одну автопокрышку.
Индекс 94 говорит, что покрышка выдерживает вес в 670 килограммов. Для легковых авто этот параметр всегда дают с запасом. Но он не основной в подборе резины. Хотя для коммерческих машин это важные цифры, которые необходимо обязательно учитывать.
Чтобы подсчитать максимально допустимый вес, который смогут выдержать четыре колеса, 670 умножают на 4. Получается 2680 кг. Значит, максимально допустимый вес автомобиля не должен превышать 2.68 т.
Допустимую грузоподъемность приведем в таблице:
Обозначение в виде сочетания букв XL говорит об усилении шины. Здесь индекс нагрузки будет увеличен на три единицы по сравнению с такой же резиной аналогичного стандартного типоразмера.
Обратите внимание. Легковые авто не рекомендуется нагружать свыше 80%. Для внедорожников — более 70%. Перегрузки приводят к преждевременному износу шин и возможности их разрыва при движении.
Дата изготовления шины
Чтобы найти информацию о дате производства изделия, необходимо найти сбоку колеса овал с вписанными числами. Первые два — номер недели в году, вторые — год. Если стоит маркировка 1220, то продукция изготовлена в 2020 году на 12-ой неделе.
Цветные метки в маркировке
Производители нередко применяют цветную маркировку в виде кружков и треугольников.
Что означает цвет маркировки на шинах:
Желтая
Маркер располагается сбоку. Показывает самое легкое место в покрышке. Желтый маркер обязательно совмещают с самым тяжелым местом на диске — с ниппелем (золотником).
Следуя такому принципу, легче проводить балансировку колеса во время шиномонтажа. Здесь применяются грузики меньшей массы.
Если шина имеет большой пробег, то баланс желтого маркера смещается. Легкое место может «переехать» в другую область покрышки. Изменение сможет определить только специалист.
Красная
Метка указывает на неоднородное или тяжелое место. Производители ставят красный круглый маркер в тех участках шины, где был использован разный по составу компаунд или слой.
Маркер ставят сразу же после выхода автомобиля с конвейера. Инженеры совмещают эту метку с белым маркером колесного диска, которая указывает на самое близкое место к центральной части колеса.
Использование такого маркера неслучайно. Особое расположение позволяет снизить воздействие неоднородности резины на характер движения, а также сбалансировать силовые особенности колеса.
Во время шиномонтажа красная метка не важна. Главное — совместить желтый маркер с золотником.
Белая
Обозначается в виде точки и указывает на самую гибкую зону в покрышке.
Белый штамп с цифрой
Встречается на новых изделиях, только что вышедших с завода и прошедших проверку. Штамп ставит инспектор, ответственный за контроль качества.
Цветные полосы
Встречаются на многих новых изделиях. Разноцветные полоски помогают работникам склада опознавать продукцию. Производители специально делают полоски разного цвета и в конкретной последовательности, чтобы можно было определить типоразмер и не ворочить тяжелый товар.
Для покупателя такая маркировка означает, что изделие новое. С течением времени полоски сотрутся. Но, заметим, шины могут быть и без них вовсе.
Дополнительная информация по маркировке
Если с типоразмерами все понятно, то пользователя могут озадачить другие буквенно-цифровые значения. Давайте разберемся, что означает следующая маркировка шин:
- Extra Load (XL) — усиленная покрышка, иногда называется. Для изделия индекс грузоподъемности будет выше на три единицы. Если аналогичная модель имеет индекс 91, то с усилением значение составит 94, но иногда 93.
- Mud + Snow (M + S) — всесезонная продукция.
- M&S — не путать с зимней покрышкой. Это шины для внедорожников. Буквенное обозначение со значком & говорит о хорошей проходимости автопокрышек.
- All Season (AS) — всесезонные покрышки.
- Any Weather (AW) — резина для любой погоды.
- «Горы со снежинкой» — значок обозначает сезонность изделия. Можно использовать зимой.
- «Зонтик» или слова Aquacontact, Rain, Water — обозначают специальные автошины, которые можно эксплуатировать в проливной дождь и по мокрым поверхностям.
- Outside и Inside — асимметричный протекторный рисунок. Важно соблюдать местоположение этих надписей во время шиномонтажа колес. Inside — внутренняя сторона авто, Outside — внешняя.
- RunFlat или RSC, ROF, RFT, SSR, ZP, ZPS — обозначает, что автошины произведена по особой технологии. При проколе и полном отсутствии давления такие шины способны проехать на скорости до 80 км/ч свыше 100 км. Запаса хода хватает, чтобы добраться до ближайшей СТО.
- «Стрелка» или слово Rotation — при установке на диск покрышки необходимо следить за направлением стрелочки, которая указывает, в какую сторону вращается шина и уходит рисунок протектора.
- Tubeless — бескамерная резина.
- Tube Type — для использования автопокрышки требуется камера.
- Max Pressure — обозначает максимальное давление.
- Max Load — максимальное значение нагрузки на одну автошину.
- Radial (R) — радиальная конструкция.
- Steel — усиленный стальной корд.
- DOT — соответствие стандартам качества США.
- Temperature А, В, С — термостойкость резины. С — худшее значение.
- Traction А, В, С — индекс торможения на мокрой дороге.
- Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
- TWI — обозначение указывает на износ. Метку размещают в 6–8 местах на всем изделии. Задача TWI — показать минимально допустимую глубину износа. Обычно такие маркеры располагают в канавках, предназначенных для отвода воды.
Простому автомобилисту достаточно разбираться в типоразмерах и индексах. Но если вы хотите лучше ориентироваться в маркировке, рекомендуем подробнее изучить эту тему.
Учимся разбираться в зимней резине.
Вот вот начнется зимний сезон и многие задумываются о выборе зимней резины, но многие покупая резину полагаются лишь только на рекламу в телевизоре и убедительность продавцов. Попробуем разобраться в множестве обозначений, цифр, букв на наших колесах.
Общий план колеса и его надписей:
Обо всем по порядку.
1. Имя производителя или название бренда.
Есть самые старые и популярные бренды, считающиеся самыми лучшими, но и одни из самых дорогих на мировом рынке автомобильных покрышек:
Michelin (Франция)
Continental (Германия)
Goodyear (США)
Pirelli (Италия)
Nokian (Финляндия)
Brigestone (Япония)
Yokohama (Япония)
Не такими старыми, но уже достаточно известными и более дешевыми брендами являются такие марки как:
Hankook (Корея)
Kumho (Корея)
Все эти производители очень дорожат своей репутацией и покупка таких шин, заведомо будет говорить о качестве продукции.
Так же хотелось бы выделить дочерние бренды этих производителей шин.
Покрышки данных марок довольно популярны у нас и пользуются большим спросом на рынке, такак под этими брендами продают устаревшие, немного измененные модели покрышек основного бренда, но по стоимости намного дешевле.
В любом случае эти бренды заслуживают внимания, так как их разработкой занимаются практически те же люди, что и в основной компании.
Дочерними марками шин являются следующие производители:
Gislaved (Continental)
Firestone (Brigestone)
Nordman (Nokian)
BFGoodrich (Michelin)
Dunlop (Brigestone, Goodyear)
Fulda (Goodyear)
General Tire (Continental)
Kleber (Michelin)
Китай мы тоже не можем обойти стороной, так как они тоже довольно активно пытаются войти в этот рынок, но к сожалению качество желает лучшего. В основной своей массе китайцы просто копируют рисунок известных брендов, но технология и сам материал более некачественный.
Однако можно выделить пару брендов, на которые стоит обратить внимание в кризис, их качество более приемлемо и цена порадует глаз:
Firenza
Infinity
Goodride
Но они далеки от известных брендов как жигули от бмв.
2. Модель шины
Тут я думаю объяснять ничего не стоит.
3. Размер покрышки и индесы
Разберем размер 195/65 R15,
195 — ширина шины (мм),
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Т — до 190 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
4. XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).
5. M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
Пиктограмма * (снежинка)</b> — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
6. All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода. Более пригодны в мягких условий климата.
7. Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.
9. Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.
10. RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.
11. Rotation или стрелка — эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
12. Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.
13. Max Pressure; максимально допустимое давление в шине.
14. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.
15. Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).
16. Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
17. Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
18. Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
19. Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне (А — наилучший показатель).
20. Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
21.TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).
22. Дата производства
Первые две цифры это неделя, последние где это год.
Цветные метки используемые для маркировки шины:
1. Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.
2. Красная маркировка (красная точка на шине) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.
3.Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.
4. Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее "опознавать" шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.
Хранение покрышек
Несколько полезных советов, которые помогут продлить срок службы и уменьшить старение автомобильных шин:
1. Не храните шины без специальных пакетов, они хорошо защищают шину от преждевременного старения.
2. Не храните автошины в месте, где на нее попадает прямой солнечный свет и тепло. Солнечное излучение является одним из основных факторов старения.
3. Старайтесь ставить машину по возможности в тени от солнца. Это не только уменьшит процесс старения резины, но и убережет лакокрасочное покрытие автомобиля и детали салона от выгорания.
4. Следите за давлением в шинах. Неправильное давление в шинах может привести к перегреву шины и ее износу.
5. Следите за равномерностью износа шин. Если вы увидели, что покрышки изнашиваются неравномерно с разных сторон, то нужно срочно отправляться на техническую станцию и делать сход-развал. Если вы в такой ситуации просто купите и поставите новые шины, то вы их сразу испортите, поскольку они тоже будут изнашиваться неравномерно.
Как определить маркировку шин Pirelli?
Многие владельцы автомобилей путаются, когда видят большое количество цифр и букв на боковой части автомобильной покрышки, особенно, если ее произвел иностранный изготовитель. В таких ситуациях приходится изучать большое количество материалов, в которых указываются подробные значения указанных символов. В этой статье мы поможем вам разобраться в том, в каком именно месте следует рассматривать обозначения на покрышках, что именно они значат и как правильно их читать.
Стандартная маркировка автомобильных шин
Итак, как расшифровать маркировку шин? Начнем с того, что маркировку автомобильных покрышек Pirelli следует искать на боковой части покрышки. На ней по кольцу вписаны все условные обозначения параметров, которыми обладает покрышка. Разберем сначала те обозначения, которые понятны для большинства водителей.
Маркировка обязательно подразумевается в себе наличие на боковине таких параметров, как наименование производителя, страна, где были изготовлены покрышки. Также на этой части можно увидеть подпись модели шины, к примеру, «Energy», «TFX-300», «ASD Ice» и т.д. Также здесь содержится информация о высоте и ширине профиля, выглядит она следующим образом : 192/60, к примеру.
Ширина измеряется миллиметрами, высота профиля – в процентном соотношении. Рядом с этими цифрами указано обозначение с буквой «R», например, R17. Это означает размерность покрышки, или, другими словами, диаметр обода. Рядом располагается следующее обозначение 90T. 90 – это индекс нагрузки, буква T означает индекс скорости.
Следом за этим обозначением в некоторых ситуациях идет надпись «reinforced», что означает «усиленная». Если покрышка усилена дополнительно каркасами, или какими-либо вспомогательными компонентами, то такая надпись должна быть в маркировке, отсутствие ее говорит о противном случае.
Ниже располагаются обозначение конструкции покрышки, например, об этом говорит надпись «Radial» — это значит, что конструкция шины радиальная. Ближе к ободу можно разглядеть информацию о максимальной нагрузке, которую допускает производитель для данной модели покрышки. Выглядит эта надпись примерно так: «Max load 520 kg», «Max pressure 300 kBs».
Под надписью об усиленности покрышки обычно пишут страну-производителя. Также на покрышках с обеих сторон есть подписи «Outside», «Inside», то есть, внутренняя сторона покрышки или внешняя. Если на покрышки имеется подпись «M&S», это значит, что такая покрышка может эксплуатироваться в условиях дождя или слякоти.
Также на покрышках обязателен знак соответствия типу ЕСЕ, выглядит он примерно так – 11 022142. Обратите внимание на наличие надписи «Tubeless». Если она присутствует, то это означает то, что покрышка является бескамерной. Если же данной надписи нет, то покрышка имеет внутри камеру.
Подробное описание обозначений
Что означает параметр пропорциональности шины, который указывается в случае надписи 195/60 в качестве цифры «60»? Иными словами, это отношение высоты профиля покрышки к ее ширине. В нашем данном случае величина данного параметра будет составлять 60%. Говоря другими словами, при единой ширине, чем более высоким будет данный показатель, тем покрышка будет выше. В противном случае – будет ниже.
Профиль покрышки является относительной величиной, поэтому будьте внимательны с размерностями, когда вы соберетесь устанавливать покрышки на свой автомобиль. Например, если вместо типоразмера 192/60 R15 вы соберетесь установить покрышки с типоразмером 200/60 R15, то в этой ситуации будет увеличенной не только ширина шины, но также и ее высота. И помните, что в большинстве случаев такая мера не является допустимой.
Если же данное соотношение производитель не указал, то оно становится автоматически стандартным. То есть, если у вас на покрышке написано 185/R14то покрышка является полнопрофильной и параметр этот будет равен порядка 80-82%.
Буква R обозначает не радиус шины, как обычно думает большинство владельцев автомобилей, а радиальную конструкцию корда покрышки. Вместо буквы R может быть в маркировке буква D, и это означает диагональная конструкция корда. Правда, такие покрышки в последнее время перестали выпускать, поскольку их эксплуатационные характеристики были признаны недостаточными.
После буквы R стоит цифра, к примеру, 15 или 17. Этот параметр также очень часто путают многие водители, ошибочно предполагая, что это радиус. Ни в коем случае – это диаметр покрышки! Если быть точнее, посадочный диаметр шины на диск, то есть, наружный диаметр диска или внутренний диаметр покрышки.
Что же означает параметр индекс нагрузки? Иными словами, это уровень допустимой нагрузки, которая определяется для одного колеса. В большинстве случаев для легковых автомобилей он производится с небольшим запасом. При выборе покрышек этот параметр не должен являться для водителей определяющим и тем более решающим. Посмотреть сопоставление индекса нагрузки с реально заверенной величиной в килограммах можно в соответствующей таблице.
Следующее значение за индексом нагрузки – индекс скорости. К примеру, обозначается буквой Т. Чем больше данный индекс, тем большая скорость является максимально разрешенной для использования данной модификации автомобильных покрышек. Производитель параметром индекс скорости выражает нормальность работы автомобильных шин при регулярном движении автомобиля с данной заявленной скоростью на протяжении нескольких часов.
Если на автомобильной покрышке имеется пиктограмма, или снежинка, обозначаемая следующим символом «*», то это значит, что такие покрышки могут быть использованы в самых суровых зимних условиях. Такой параметр обязателен не только для автомобильных покрышек от итальянского производителя Pirelli, но и для всех остальных изготовителей.
Дополнительная информация
Также в маркировке случаются подписи, которые означают неосновную информацию о покрышке. К таким обозначениям относятся следующие:
- Reinforced – усиление покрышки.
- Extra Load или XL – тоже усиление покрышки, индекс нагрузки которой будет превышен на 3 единицы, в сравнении с другими покрышками того же типоразмера.
- M+S или M&S – обозначение всесезонности покрышек или использования в определенных условиях (M – для грязи, S – для снега).
- AS (All Season) – возможность использования шин в любую погоду.
- Radial – обозначение конструкции корда покрышки, в данном случае – радиальная.
Резюме
Если подводить определенный итог, то самое главное, что должны знать водители при покупке покрышек – сезонность, индекс скорости и нагрузки, а также размерность. Все остальное является дополнительной информацией, которая может быть использована только в особых случаях. Данная информация расскажет вам о шине более подробно, но не будет являться слишком полезной.