Как выбрать ремень генератора
Как показывает практика, многие автолюбители после покупки поддержанного транспортного средства не задумываются о том, что из-за игнорирования необходимости замены приводных ремней можно влететь в копеечку. Максимум – производится замена ремня ГРМ. Если водитель решился на замену того же ремня генератора, то новое изделие он выбирает простым способом: отправляется в магазин, берет что-то из средней или низкой ценовой категории, ставит на автомобиль и продолжает спокойно ездить. Однако в выборе ремня генератора есть много подводных камней, о которых стоит знать. Avto.pro поможет вам разобраться с признаками неисправности ремней генератора и особенностями их выбора.
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
О ремне генератора нельзя говорить, не уделяя внимания натяжителям. Так что далее мы будем упоминать натяжители ремней автомобильных агрегатов и расскажем, как их выбирать вместе с ремнем. Начнем с теории. Подходящие к генератору ремни относятся к двум большим категориям. А именно:
— Вентиляторные ремни. Это изделия довольно узких сечений, а также короткой длины. Их используются в приводах автомобильных гидронасосов, гидроусилителей, генераторов и вентиляторов, а также в некоторых вспомогательных частях ДВC автомобилей, комбайнов и автобусов;
— Многоручьевые ремни. В отличие от вентиляторных, они широкие. По сути, являются совокупностью одинаковых клиновых ремней, которые соединяются специальной пластиной.
К какой бы группе ни относился ремень, он должен удовлетворять нескольким требованиям: быть прочным, износостойким, гибких, эластичным на очень широком температурной диапазоне. Также уделяется внимание способности изделия выдерживать колебания и сильные рывки. Основные характеристики приводных ремней это:
1. Тип (зубчатый или нет);
2. Материал;
3. Жесткость;
4. Форма;
5. Ширина;
6. Длина.
Заметим, что знание, скажем, маркировок ремней нужно только автослесарям. Рядовому водителю важно помнить об основных неисправностях ремней и особенностях натяжителей, а также знать каталожные номера. Последние будут полезны при поиске запчастей для ремонта. Поскольку речь идет о ремне генератора, уделим внимание именно ему.
ТИПЫ РЕМНЕЙ ГЕНЕРАТОРА
Сегодня при создании автомобилей для передачи крутящего момента генератору по-прежнему используют ремни. Дело в том, что ременная передача, пусть и не отличающаяся 100-процентной надежностью, работает довольно долго и почти не производит шум. Чтобы ремень служил как можно дольше, производителю приходится рассчитывать не только его геометрию, но и уделять достаточное внимание материалам, конструкции роликов и шкивов. Ремни делаются из резины или другого высокопрочного эластичного материала, под которым находится армирующая основа. Последняя представляет собой переплетенные полимерные нити. Используемые в приводах электрогенератора ремни могут относиться к одному из трех типов:
— Зубчатые;
— Поликлиновые;
— Клиновые.
Наиболее распространенными приводными ремнями являются зубчатые. Как можно догадаться из названия, на их внутренней поверхности находятся зубья, которые гарантируют высокую точность передачи вращения. В силу эксплуатационных качеств зубчатые приводные ремни находят применения не только в генераторах, но и, к примеру, механизмах ГРМ.
Клиновые ремни имеют форму трапеции. Характерной особенностью узких клиновых ремней является то, что их ширина относится к высоте как 1.2 к 1.0. Как правило, эластичная часть ремня выполняется из резины. Изделие способно работать на высоких скоростях и при схожих с зубчатым ремнем габаритах передает почти вдвое больше мощности. Минус таких ремней в том, что они не предназначены для обратных перегибов. По этой причине клиновые ремни передают от коленвала вращение к одному, максимум 2-м приборам.
Поликлиновые генераторные ремни шире клиновых. На внутренней же их стороне находятся продольные борозды. Внешне поликлиновые приводные ремни похожи на ряд склеенных друг с другом клиновых ремней. Могут похвастать большой нагрузочной способностью и высокой устойчивостью ко внешним воздействиям.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Если ваш автомобиль эксплуатируется в особенно жестких условиях, рекомендуем покупать ремни парой. «Запаска» будет лежать в багажнике или в гараже на крайний случай. А она обязательно пригодится! Обрыв изделия может как не повлечь за собой серьезных проблем, так и спровоцировать поломку мотора. На необходимость замены ремня генератора указывает следующее:
— «Провалы» напряжения;
— Пропадание заряда вследствие проскальзывания ремня;
— Писк при запуске двигателя и езде по дороге;
— Снижение качества работы фар;
— Работа индикатора приборной панели.
Поскольку вместе с ремнем генератора автолюбителям часто приходится брать и новый натяжитель, ему стоит уделить должное внимание. Во-первых, натяжение ремня не должно быть слишком большим – увеличивается износ привода и подшипников, что может повлечь за собой обрыв ремня. Во-вторых, стоит покупать только те элементы натяжителя, которые были произведены известной фирмой (Contitech, Gates). Это, впрочем, касается и самого ремня.
КАК ВЫБРАТЬ НОВЫЙ РЕМЕНЬ ГЕНЕРАТОРА
Выбрать изделие не так уж и сложно. Однако мы ведь говорили о «подводных камнях», правда? Сейчас объясним. Дело в том, что на рынке можно найти множество бюджетных приводных ремней, которые так и манят автолюбителей демократичной ценой. Однако бюджетный вариант брать не стоит, поскольку ремень может не отслужить даже 20% от заявленного производителей ресурса (в среднем, 50-60 тысяч километров) и оборваться в самый неподходящий момент. В самом худшем случае приводные ремни наматываются на ролик одним концом, а другим, касаясь смежного ремня, провоцируют его соскакивание. Что если порвавшийся генераторный ремень повредит ремень ГРМ? Придется менять оба ремня, и, скорее всего, масло и прокладки. А ведь все начиналось с покупки бюджетного ремня генератора. Также бюджетные ремни свистят при работе. Чтобы не попасть впросак, надо искать оригинальное изделие или же ближайший к нему аналог от известного производителя. Найти запчасть можно по:
— Данным автомобиля. Речь идет о данных двигателя, марке и модели, годе выпуска. Как правило, по данным авто ищут запчасти в электронных каталогах – это быстро и удобно;
— VIN-коду. Как раз тот метод поиска, который неизменно дает точный результат;
— Коду ремня. На практике выходит так, что автолюбитель не знает код ремня, и не может осуществить поиск. В крайнем случае коды можно почерпнуть в электронных каталогах (это очень удобно делать в каталоге Avto.pro), на тематических форумах и даже в соцсетях.
Выбирать запчасть можно и по ее данным, однако, сложностей в таком методе подбора хватает: нужно учесть количество шкивов и роликов, длину и ширину, опционально материал и жесткость. Если вам интересен неоригинал, то настоятельно рекомендуем брать только дорогостоящие ремень, произведенные известными фирмами. Требование к качеству растут вместе с числом шкивов и роликов, которые ремень будет огибать – здесь требуется максимальная гибкость и износостойкость, так как нагрузка на изделие будет большой. С изделиями от известных производителей можно не бояться за работу навесного оборудования.
ЭКСКУРС ПО БРЕНДАМ
Как показывает практика, оригинальные приводные ремни оказываются самыми лучшими. Они служат на 10-15% дольше самых лучших аналогов. Однако, рассматривая в первую очередь финансовую сторону вопроса, оказывается, что аналоги брать даже выгоднее. Обращайте внимание на продукцию вот таких компаний:
Наиболее известным производителем генераторных ремней является Gates. Его продукция почти не уступает оригинальной, но при этом стоит тех же денег. Contitech не отстает, но предлагает ремни схожего качества по чуть более низкой цене, так что советуем обратить на них внимание. Отличную продукцию предлагают все американские и шведские производители. В список мы добавили самых известных. В средней ценовой категории выделяются ремни польского Stomil. Из бюджетных вариантов:
Хорошие детали натяжителя предлагают фирмы Hola (Нидерланды), SKF (Швеция), Master-Sport (Германия). Бюджетные аналоги брать не советуем – те же ролики указанных фирм могут отъездить до 100 и более тысяч километров, тем временем как большинство польских аналогов выходят из строя спустя 40 тысяч километров пробега. Согласно отзывам автолюбителей, неплохие натяжители ремней предлагают фирмы-упаковщики из среднего звена. Самые бюджетные варианты рассматривать не стоит.
ФИРМЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ ИЛИ ПОДДЕЛКА?
К несчастью, не только на рынках, но и в специализированных магазинах и интернет-магазинах можно наткнуться на поддельные приводные ремни. Особенно часто подделывают продукцию Gates и Contitech, так как автолюбители доверяют именам этих брендов. Дабы не купить кота в мешке, нужно обращать внимание на качество ремня генератора, а также на его маркировку. Но обо всем по порядку:
— Качество ремня. Осмотрите ремень. На нем не должно быть мелких трещин и разрывов:
— Маркировка. Здесь несколько важных моментов: качество краски, наносимой на ремень, расположение символов (цифры идут последовательно, они не наклонены в сторону и т.д.), цвет (как правило, все символы белые). Обязательно должен присутствовать каталожный номер, который надо проверить на компьютере, смартфоне или планшете с доступом к сети;
— Длина. Как правило, поддельный ремень длиннее оригинального. В теории, изделие могло вытянуться, но точно не на сантиметр-два;
— Упаковочные материалы. Обычно ремни стягиваются качественным картоном. Дизайн такой «упаковки» должен соответствовать оригинальному. Обратите внимание на качество печати, цвет. На упаковке должны присутствовать коды, информация об изделии (в т.ч. страна производства), QR-код.
Не стоит слепо верить продавцам, которые утверждают, что ремень они взяли у официальных представителей компании. Перед покупкой изделие обязательно надо проверить. Поскольку упаковку и сам ремень генератора непросто повредить, товар можно будет вернуть продавцу не позже 14 дней, не объясняя причину возврата.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЗАМЕНА РЕМНЯ ГЕНЕРАТОРА
Замена ремня требуется в ряде случаев. Самый очевидный: когда старая запчасть износилась и ее нужно заменить в обязательном порядке. Другой случай: был куплен поддержанный автомобиль, все расходники в котором нужно поменять, а также залить новое масло. По сути, приводные ремни являются теми же расходниками. Третий: обозначенный производителем ресурс ремня уже должен быть исчерпан. Вот как осуществляется замена:
1. Отсоедините клеммы аккумулятора;
2. Для более удобного съема ремня ослабьте устройство натяга;
3. Снимите старое изделие и на его место установите новое;
4. Натяните ремень. Оптимальный натяг для автомобиля конкретной модели свой и найти его параметры можно в руководствах по ремонту или почерпнуть из тематических форумов;
5. Подсоедините клеммы аккумулятора.
Ремень заменен и можно продолжать эксплуатацию автомобиля. Советуем держать запасной ремень генератора в багажнике на тот случай, если неисправность застанет вас в дороге. Специальных инструментов и тем более навыков для замены не нужно. Также советуем посмотреть видео-руководства по самостоятельной замене автомобильных расходников – в будущем приобретенные знания позволят вам сэкономить деньги и время.
В выборе приводных ремней агрегатов особых сложностей нет. Достаточно выбрать изделие, которое полностью идентично установленному в автомобиле. Опасайтесь подделок! Недобросовестные производители научились делать ремни, которые внешне почти идентичны оригинальным. Их выдает разве что маркировка. Довольна низка вероятность купить подделку в тех магазинах, в которых вы уже не раз совершали покупки и не разу не находили там подделок. Вряд ли такой магазин рискнет своей репутацией и захочет обмануть автолюбителя.
Если старый ремонт генератора пришел в негодность, советуем выбирать новый среди немецких и американских аналогов. Аналоги служат чуть меньше оригиналов, но зато стоят на порядок дешевле. Такая экономия будет оправдана. Недорогие польские, датские, чешские и турецкие аналоги своих денег собирают неоднозначные отзывы покупателей. Категорически не рекомендуется брать б/у приводные ремни и натяжители, поскольку они выходят из строя рано и в самый неподходящий момент.
ЗАДАЙТЕ ЕЙ ХОРОШЕГО РЕМНЯ
Точно установить дату появления первых ременных передач не представляется возможным, но известно, что уже в XIV-XV веках их широко использовали в качестве привода прялок, токарных и точильных станков, а позже посредством ремней передавали вращение от паровой машины сразу на несколько десятков станков в цехах ткацких и машиностроительных предприятий. Ременные передачи сыграли огромную роль в развитии техники, однако с появлением недорогих и компактных электродвигателей они постепенно ушли в тень. Конструкторы и изобретатели решили, что куда проще снабдить каждый механизм индивидуальным электроприводом. Во многих случаях это было справедливо, и только в автомобилях, дорожной, сельскохозяйственной и другой транспортной технике полностью отказаться от ременной передачи не удалось. Да, видимо, и не имеет смысла стремиться к этому. Ведь ремень позволяет от одного привода привести во вращение сразу несколько механизмов. Для компактных современных автомобилей, у которых мало места под капотом, это очень важно.
Простейшая ременная передача состоит из соединенных ремнем двух вращающихся на валах шкивов: один шкив — ведущий (к нему прикладывается крутящий момент от внешнего источника энергии), другой — ведомый. Ремень плотно охватывает внешние стороны шкивов и благодаря трению в местах контакта с их поверхностью передает вращение от ведущего шкива к ведомому. Часть ремня, движущаяся к ведущему шкиву, натянута туже (усилие T 1 ) той его части, что движется к ведомому шкиву (усилие T 2 ). Разность этих натяжений и представляет собой эффективное тяговое усилие устройства, определяющее коэффициент тяги ременной передачи.
Ременные передачи привлекают конструкторов несколькими свойствами: они чрезвычайно просты по конструкции, работают практически бесшумно, способны выдерживать значительные перегрузки и компенсировать толчки во время работы. Есть, разумеется, и недостатки. Главным из них автомобилисты считают относительно невысокий срок службы, хотя на самом деле он лишь следствие высокого предварительного натяжения ремня. Кстати, высокое натяжение создает значительные дополнительные нагрузки на валы и подшипники. Кроме того, при работе фрикционной ременной передачи неизбежно происходит небольшое проскальзывание ремня относительно шкива.
В автомобилях ремни используют для приводов насосов охлаждающей жидкости, генераторов, компрессоров, кондиционеров, насосов гидроусилителей рулевого управления и некоторых других навесных устройств. Кроме этого, во многих моделях современных двигателей с помощью ремней приводят в действие механизмы газораспределения (ГРМ), топливные и масляные насосы. Для механизмов, не требующих точного соответствия скоростей вращения ведущего и ведомого валов, используют клиновые (или поликлиновые) ремни, а для ГРМ применяют так называемые зубчатые ремни.
Клиновые ремни имеют поперечное сечение в виде трапеции. Они передают усилия через боковые поверхности. Основную долю усилия на растяжение в ремне воспринимает слой корда. В современных ремнях для изготовления корда используют синтетические волокна, стекловолокно и даже углепластики. Слой корда окружен своеобразным чехлом из прорезиненной ткани, снаружи и изнутри залитым резиной. Для изготовления ремней применяют специальные маслобензостойкие и износостойкие марки резины.
В компактных ременных передачах используют шкивы небольших диаметров. Из-за этого во время работы ремни сильно изгибаются. Для придания им большей гибкости на внутренней поверхности ремней стали делать ребра. Такие ремни получили название клиновых зубчатых (не следует путать их с зубчатыми ремнями для ГРМ). Клиновые зубчатые ремни более долговечны, чем обычные, и лучше охлаждаются во время работы. Все клиновые ремни плохо переносят «обратный» перегиб, при котором растянутыми оказываются внутренние слои.
Когда для работы навесных агрегатов двигателя автомобиля требуется передача весьма значительных усилий, используют сдвоенные (параллельные) шкивы с двумя одинаковыми ремнями. Такие системы стоят, например, на двигателях автомобилей «Волга» и «УАЗ». При помощи клиновых ремней можно привести в действие, как правило, один-два навесных агрегата (обычно это насос охлаждающей жидкости и генератор). Для большего числа агрегатов приходится делать несколько ременных передач, поскольку слишком длинный клиновой ремень не сможет передать большие усилия, да и гибкость его ограничена.
Поликлиновые ремни используют для передачи больших усилий. Они представляют собой несколько соединенных клиновых ремней с малой высотой профиля, благодаря которой существенно повышается гибкость ремня как в «прямом», так и в «обратном» направлении. Широкий, но относительно тонкий слой корда способен воспринимать весьма значительные продольные усилия. Благодаря высокой гибкости и прочности всего один поликлиновый ремень может приводить во вращение все навесные агрегаты.
Зубчатые ремни . Для привода механизмов, в которых необходимо сохранять заданное взаимное расположение валов, используют так называемые зубчатые ремни. Передача усилия в них осуществляется через зацепление поперечно расположенных зубьев ремня и шкива. Такие ремни применяют вместо цепных или зубчатых передач. За способность поддерживать заданное взаимное расположение валов агрегатов их называют еще ремнями ГРМ или синхронными.
Зубчатые ременные передачи обладают всеми преимуществами фрикционных ременных передач, за исключением способности компенсировать рывки. Есть у них и еще один плюс — зубчатые ремни требуют значительно меньшего предварительного натяжения, чем клиновые, а значит, меньше нагружают валы и подшипники.
В отличие от цепей зубчатые ремни в процессе эксплуатации практически не растягиваются, не требуют смазки и не вибрируют, то есть не нуждаются в виброгасителях.
Наши рекомендации . В процессе эксплуатации автомобиля необходимо регулярно проверять степень натяжения ремней, прежде всего привода генератора, и их состояние. Если вы ездите на машине ежедневно, то делайте это хотя бы раз в неделю. Вполне достаточно внимательно осмотреть ремень и проверить прогиб свободной ветви, нажав на нее пальцем с усилием 5-10 кг. Ремень должен прогнуться не более чем на 10-15 мм. Нельзя продолжать эксплуатацию ремня, если на нем обнаружены трещины или его поверхность замаслена. Особенно внимательно нужно следить за состоянием ремня ГРМ. На его внутренней поверхности не должно быть следов износа, складок, порезов, трещин, отслоений, на внешней — складок, выпуклостей и углублений. Ткань на боковых поверхностях не должна выступать и болтаться в виде бахромы.
В большинстве случаев ремень ГРМ служит 50-60 тыс. км пробега. После этого срока (он, кстати, всегда бывает указан в инструкции по эксплуатации автомобиля) ремень следует заменить, даже если внешних признаков износа не наблюдается. Дело в том, что на некоторых двигателях обрыв ремня ГРМ приводит к «встрече» поршней с клапанами. После такого столкновения потребуется как минимум замена нескольких клапанов (а это уже достаточно серьезный ремонт) или как максимум — капитальный ремонт двигателя с заменой поршневой группы.
На срок службы ременной передачи в большой степени влияют взаимное расположение шкивов (ручьи шкивов должны находиться в одной плоскости) и состояние их рабочих поверхностей. Проблемы с непараллельностью шкивов, вызывающей повышенный износ ремней, могут возникнуть после ремонта двигателя. Оснастив мотор навесными агрегатами, обязательно проверьте правильность установки шкивов.
Собираясь купить новый ремень, прежде всего поинтересуйтесь его размерами. Они приведены в инструкции по эксплуатации. Можно воспользоваться и каталогами фирм-производителей. Особенно важно правильно подобрать ремень ГРМ. Обратите внимание на ширину ремня, шаг, профиль и количество зубьев. Эти данные обычно указываются на внешней поверхности ремня и на упаковке.
Детали машин
Плоскоременные передачи применяют при скорости от 5 до 100 м/сек для передачи мощности до 50 кВт и передаточном числе i <6.
Как правило, применяются следующие типы ремней:
1. Тканевые прорезиненные (ОСТ 38.05.98.76) шириной 20. 1200 мм и толщиной 3. 13,5 мм при скорости до 30 м/с (см. рис. 1а) .
Данный тип ремней выпускается конечной длины и поставляется в рулонах, из которых отрезают ремень необходимой длины (с запасом на сшивку) . Изготовляются из нескольких (от 2 до 9) слоев технических тканей БКНЛ-65, БКНЛ-65-2 или бельтингов Б-800, Б-820, соединенных резиной, с последующей вулканизацией. Такие передачи передают любые нагрузки.
2. Синтетические (капроновые) бесконечные (по ТУ 17-21-307-79) из ткани нескольких типов, пропитанные полиамидным раствором, шириной 10. 100 мм, длиной 250. 3350 мм и толщиной 0,5. 1,0 мм; допустимая скорость до 75 м/сек, передаваемые нагрузки — малые и средние (см. рис. 1б) .
3. Кожаные (ГОСТ 18697-73) шириной 10. 560 мм, толщиной 3. 6 (одинарные) и 7,5. 10 мм (двойные склеенные) . Применяются для малых и средних нагрузок при скорости до 40 м/сек.
4. Хлопчатобумажные цельнотканые (ГОСТ 6982-75) , пропитанные сплавом СП-1 и озокеритовой композицией (см. рис. 1в) .
Применяются при малых и средних нагрузках и скорости до 25 м/сек.
Изготовляются четырех-, шести- и восьмислойные толщиной соответственно 4,5; 6,5 и 8,5 мм и шириной 30. 100, 50. 150 и 100. 250 мм для шкивов минимальным диаметром 140, 200 и 300 мм.
Хлопчатобумажные бесконечные длиной до 10 мм для высокоскоростных передач.
Выпускаются двух типов:
прошивные прорезиненные четырех-, шести- и восьмислойные шириной от 20 до 135 мм;
тканые полульняные двухслойные толщиной 1,75 мм и шириной 15. 55 мм.
Способы соединения концов ремней конечной длины:
1. Склеивание прорезиненных ремней. Концы ремня расслаивают и срезают ступеньками длиной около 0,6 ширины ремня каждая и склеивают резиновым клеем с последующим прикатыванием роликом и вулканизацией.
2. Склеивание кожаных ремней . Концы ремня срезают под острым углом по ходу ремня на длине от 100 мм (при малой ширине) до 175 мм (при ширине свыше 150 мм) .
Клей для кожи должен оставаться эластичным после высыхания. Соединяемые концы прикатывают роликом, зажимают между двух пластин и просушивают.
3. Сшивка сыромятными ремешками или жильной струной . Ведется внахлестку, с накладкой (при скорости меньше 10 м/сек) или встык (при скоростях менее 20 м/сек) . Отверстия в ремне пробивают пробойником, а в тканых ремнях прокалывают шилом в шахматном порядке в два или более ряда. Концы ремня в месте стыка для предохранения от растрескивания прошивают тонкой жилой.
4. Соединение металлическими соединителями двух типов:
- жесткими при скорости <10-15 м/сек и значительных диаметрах шкивов с помощью скрепок, скобок, заклепок, накладок с винтами и др.;
- шарнирными при скорости <15-25 м/сек с помощью проволочных крючков, соединяемых металлическими или жильными стержнями, и спиралей.
Шкивы для плоскоременных передач изготавливают литыми, кованными, штампованными, сварными цельными или сборными. Наибольшее распространение получили литые шкивы из чугуна марки СЧ15, которые применяют при скоростях не более 30 м/сек.
Стальные литые или сварные шкивы допускают скорости до 60 м/сек.
Для снижения центробежных сил при высоких скоростях применяют шкивы из алюминиевых сплавов и пластмасс (текстолит, волокнит) .
Для предотвращения сползания ремня поверхность ведомого шкива делают выпуклой, а ведущего — цилиндрической (рис. 1г, д) . При скоростях более 25 м/сек оба шкива делают выпуклыми. Значение выпуклости зависит от диаметра шкива и принимается по справочным таблицам.
Клиноременная передача
Клиновые ремни имеют трапециевидное поперечное сечение (рис. 2а, б) . Ремни работают на шкивах с канавками соответствующего ремню профиля.
Профили ремней и канавок шкивов имеют контакт только по боковым (рабочим) поверхностям ремней и боковым граням канавок шкивов. Между внутренней поверхностью ремня и дном канавки шкива должен быть зазор.
В передаче часто применяют несколько клиновых ремней (комплект) .
Клиновые ремни выполняются бесконечными прорезиненными, трапецеидальной формы с несущим слоем в виде нескольких слоев корда, ткани или шнура. В зависимости от соотношения ширины и высоты ремни изготовляют трех типов: нормального, узкого и широкого, применяемого в бесступенчатых передачах (вариаторах) по ГОСТ 24848.1-81 и ГОСТ 24848.3-81 .
Стандартизированы следующие расчетные (по нейтральной линии) длины ремней: 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000,. 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000, 4500, 5000, 5600, 6300, 7100, 8000, 9000, 10 000, 11200, 12 500, 14 000, 16 000, 18 000.
Шкивы имеют в ободе канавки под клиновой ремень. Угол канавок варьируется в диапазоне от 34° до 40° и зависит от диаметра шкива.
Чаще всего шкивы для клиноременных и поликлиноременных передач изготавливают точеными или литыми (шкивы большого диаметра). Материал шкивов — чугун, сталь, алюминиевые сплавы. Для уменьшения износа ремня боковые (рабочие) поверхности канавок шкива полируют.
Диаметр d цилиндра, на котором расположен нейтральный слой надетого на шкив ремня, называют расчетным диаметром шкива (см. рис. 3а) .
Достоинством клиноременных передач по сравнению с передачами плоским ремнем является то, что благодаря повышенному (до трех раз) сцеплению ремня со шкивами, обусловленному эффектом клина, они могут передавать большую мощность, допускают меньший угол обхвата на малом шкиве, а следовательно, допускают меньшее межосевое расстояние а .
Клиноременная передача со шкивами специальной конструкции допускает бесступенчатое регулирование скорости (ременные вариаторы) .
Недостатками являются большие напряжения изгиба вследствие значительной высоты ремня, большие потери на внешнее и внутреннее трение, большая стоимость изготовления шкивов и неодинаковая работа ремней в комплекте вследствие отклонений в их длине.
Передачи клиновыми ремнями рекомендуют применять при малых межосевых расстояниях, больших передаточных числах, вертикальном расположении осей валов. Их можно встретить в приводах станков, промышленных установок, вентиляторов, в транспортных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машинах.
Клиновые передачи применяют для мощностей до 200 кВт.
Поликлиноременная передача
Поликлиновые ремни — бесконечные плоские ремни с продольными ребрами – клиньями, входящими в кольцевые клиновые канавки на шкивах (рис. 2в) . В поликлиновых ремнях корд из высокопрочного полиэфирного шнура расположен в тонкой плоской части.
Резина над кордом и по ребрам ремня защищена оберткой.
Выпускают также ремни без обертки, обеспечивающие коэффициент трения в 2 раза выше, чем при наличии обертки, что увеличивает тяговую способность, позволяет снижать предварительное натяжение.
Изготовляют поликлиновые ремни трех сечений (в порядке увеличения высоты H ремня, высоты h ребра, шага р ) : К , Л и М .
Размер δ определяет положение нейтрального слоя.
Шкивы для поликлиновых ремней изготавливают аналогично шкивам для клиноременных передач (см. рис. 3б) .
Достоинства и недостатки поликлиновых ремней
Поликлиновые ремни сочетают достоинства ремней плоских (гибкость) и клиновых (высокая тяговая способность) . Благодаря высокой гибкости допускают применение шкивов малых диаметров.
Поликлиновые ремни могут работать при скоростях до 65 м/сек.
Рабочая поверхность расположена по всей ширине ремня, что обусловливает высокую нагрузочную способность: при одинаковой передаваемой мощности ширина b поликлинового ремня существенно меньше ширины комплекта клиновых ремней нормальных сечений.
Поликлиновую передачу применяют при мощностях до 1000кВт.
Малая масса ремня способствует снижению уровня его колебаний.
К недостаткам поликлиноременных передач относится высокая чувствительность к относительному осевому смещению шкивов и отклонению от параллельности осей валов.
Зубчатоременная передача
Зубчатые ремни выполняют плоскими с поперечными зубьями на внутренней поверхности (рис. 3) . При работе передачи зубья ремня входят во впадины соответствующего профиля на шкивах.
Передача зубчатым ремнем работает по принципу зацепления.
Зубчатое зацепление ремня со шкивом устраняет скольжение и необходимость в большом предварительном натяжении, уменьшает влияние угла обхвата (межосевого расстояния) на тяговую способность, что позволяет уменьшить габариты передачи и реализовать большие передаточные числа.
В соответствии с ОСТ 38 05246-81 ремни изготовляются замкнутой длины из неопрена или полиуретана и армируются металлическим тросом.
Зубья ремней имеют трапецеидальную или полукруглую форму.
Во избежание схода ремня шкивы имеют по одному ограничительному диску с разных сторон либо малый шкив имеет два диска с обеих сторон.
Достоинства передач зубчатым ремнем
- Постоянное передаточное число.
- Малое межосевое расстояние.
- Небольшие нагрузки на валы и подшипники.
- Большое передаточное число ( i <12) .
- Низкий уровень шума и отсутствие динамических нагрузок вследствие эластичности ремня и упругости зубьев.
Недостатки передач зубчатым ремнем
- Сравнительно высокая стоимость.
- Чувствительность к отклонению от параллельности осей валов.
Передачу зубчатым ремнем применяют как в высоконагруженных передачах (например, кузнечно-прессовое оборудование) , используя ее высокую тяговую способность, так и в передачах точных перемещений (в связи с постоянством передаточного числа) : приводы печатающих устройств ЭВМ, киносъемочная аппаратура, робототехника и др.
Мощность, передаваемая зубчатым ремнем, до 100кВт; скорость ремня — до 60м/сек; КПД передачи η = 0,94. 0,98.
В зависимости от способа изготовления зубчатые ремни выпускают двух видов: сборочные и литьевые.
Круглоременная передача
Круглоременная передача применяется для передачи малых мощностей. В таком типе передач применяют кожаные, хлопчатобумажные, текстильные или прорезиненные ремни диаметром 4. 8 мм.
Шкив имеет канавку полукруглой или клиновидной формы с углом 40°.
Рекомендации по конструированию ременных передач
1. Для удобства надевания и замены ремней шкивы передач должны быть установлены консольно – на концы валов и как можно ближе к опоре (для уменьшения момента, изгибающего вал) .
2. Для создания предварительного натяжения ремня и компенсации его удлинения при эксплуатации в конструкции ременной передачи должно быть предусмотрено устройство для натяжения ремня. Обычно это устройство используют и для установки нового ремня в передаче.
3. Рекомендуется ведомую ветвь передачи располагать сверху для увеличения угла обхвата α1 при провисании ремня. При установке натяжного ролика его следует располагать на ведомой ветви внутри контура передачи.
4. На поверхности обода шкивов плоскоременных передач, работающих со скоростью более 40 м/сек, необходимо протачивать кольцевые канавки для выхода из-под ремня воздуха, вовлекаемого в зазор между набегающей ветвью и шкивом и снижающего их сцепление.
5. Во избежание повышенного изнашивания ремней шероховатость рабочей поверхности шкива не должна быть больше Rа 2,5 мкм.
6. Клиновые ремни не должны выступать за пределы наружного диаметра шкивов, в противном случае кромки канавок быстро разрушат ремень.