Устройство автомобилей
Завершающим звеном механизма газораспределения является клапанная группа, которая включает в себя клапан, пружину, детали крепления клапана и пружины, направляющую втулку и седло клапана.
Клапанная группа работает при больших механических и тепловых нагрузках. Наиболее нагруженным является сопряжение «клапан-седло». Эти детали подвергаются наибольшим ударным воздействиям при посадке клапана в седло, и работают в условиях высоких температур.
Сопряжение «клапан-седло-направляющая втулка» работает при недостаточном смазывании и высокой скорости перемещения клапана, что вызывает их интенсивное изнашивание.
Исходя из условий, в которых работают детали этой группы ГРМ, к клапанной группе предъявляются следующие требования:
- герметичное закрытие клапанов;
- малое сопротивление рабочей смеси и отработавшим газам при впуске и выпуске (хорошая обтекаемость);
- минимальная масса деталей;
- высокая прочность и жесткость;
- высокая тепловая стойкость;
- эффективный отвод тепла от клапана (особенно для выпускного);
- высокая износостойкость (особенно в сопряжении «втулка-клапан»);
- высокая коррозийная стойкость в сопряжении «седло-клапан».
Клапаны
Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные отверстия в головке блока цилиндров. Основные элементы клапана: головка 12 и стержень 9 (рис. 1). Головку клапана иногда называют тарелкой клапана.
Плавный переход от головки к стержню снижает сопротивление потоку газов при их истечении через газообменные отверстия. Поскольку отработавшие газы удаляются через выпускной клапан при значительном давлении, головку этого клапана обычно выполняют меньшего диаметра, чему головку впускного клапана.
Температура головки выпускного клапана бензиновых двигателей достигает 800…900 ˚С, а в дизельных двигателях – 500…700 ˚С.
Температурная нагрузка на головки впускных клапанов значительно ниже, тем не менее она приводит к нагреву тарелки клапана до 300 ˚С.
Поэтому для изготовления выпускных клапанов применяются жаропрочные сплавы и материалы, в качестве которых обычно используют жаропрочные стали с большим содержанием легирующих присадок. В целях экономии дорогостоящих жаростойких материалов выпускные клапаны изготовляют из двух частей. При этом для головки используется жаростойкий материал, а для стержня – углеродистые стали.
Головка и стержень в данном случае соединяются между собой стыковой сваркой.
Для повышения коррозийной стойкости и уменьшения изнашивания в выпускных клапанах рабочие поверхности фаски, а в некоторых случаях и поверхность головки со стороны цилиндра наплавляют слоем твердого сплава толщиной 1,5…2,5 мм (рис. 1).
Так как впускные клапаны омываются свежим зарядом и находятся в более легких температурных условиях, к материалу впускных клапанов предъявляются менее жесткие требования и для их изготовления используются хромистые и хромоникелевые среднеуглеродистые стали.
Обтекаемость клапана, работоспособность его фасок во многом зависит от формы головки. Для впускных клапанов чаще используют головки плоской формы (см. рис. 1 и 2), отличающиеся простотой конструкции и достаточной жесткостью. В форсированных двигателях иногда применяют впускные клапаны с вогнутыми головками (см. рис. 1, в). Такие клапаны имеют меньшую массу, чем клапаны с плоской головкой и их движение вызывает меньшие инерционные нагрузки.
Головки выпускных клапанов выполняются или плоскими (рис. 1, 2 и 3, г), или выпуклыми (рис. 3, б). Выпуклая форма головки способствует улучшению обтекаемости клапана со стороны цилиндра и повышению его жесткости, но вместе с тем увеличивается и масса клапана, что отрицательно сказывается на его инерционности.
Сопряжение между тарелкой (головкой) клапана и седлом осуществляется по фаске – специальному пояску на боковой поверхности головки. Угол наклона фаски у впускных клапанов для большинства двигателей составляет 45˚, а у выпускных – 45 и 30˚.
В процессе изготовления клапанов фаски головок шлифуют, а при установке на двигатель притирают к седлу. Ширина притертого пояска фаски для выпускных клапанов должна быть не менее 0,8 мм; для впускных клапанов допускается более узкий поясок, который, тем не менее, не должен прерываться по периметру окружности фаски.
Для обеспечения надежного контакта между клапаном и седлом по наружной кромке фаски клапана угол фаски клапана делают на 0,5…1˚ меньше угла фаски седла.
Коррозийный и механический износ фасок на клапане и седле резко снижает эффективность работы двигателя. На фасках выпускных клапанов в процессе работы постепенно откладывается нагар, который тоже препятствует герметичному закрыванию выпускного отверстия. Для предотвращения образования нагара на фасках выпускных клапанов и повышения их долговечности, в некоторых двигателях выпускной клапан в процессе работы принудительно проворачивается с помощью специального механизма (см. рис. 1, поз. 5).
Механизм принудительного вращения клапана (рис. 4) состоит из неподвижного корпуса 3, расположенных в углублениях этого корпуса пяти шариков 2 с возвратными пружинами 1, конической дисковой пружины 4, опорной тарелки 5 и пружины клапана 7.
Все детали в собранном состоянии скрепляются пружинным кольцом 6.
При открытии клапана от усилия пружины дисковая пружина 4, опирающаяся при закрытом клапане на буртик корпуса 3, деформируется и ложится на шарики 2, которые в это время располагаются в мелкой части углубления корпуса.
Под давлением пружины шарики перекатываются по углублению корпуса в более глубокую часть, поворачивая при этом коническую пружину 4, опорную тарелку 5, пружину клапана и сам клапан вокруг его оси.
После закрытия клапана, когда усилие пружины клапана уменьшается, коническая дисковая пружина 4 возвращается в исходное положение, при этом шарики освобождаются и возвратными пружинами 1 перемещаются в более мелкую часть углубления в корпусе 3, подготавливая механизм к следующему циклу работы.
В двигателях марок «ЗМЗ», «ЯМЗ» возможность проворачивания в процессе работы впускных и выпускных клапанов обеспечивается установкой между опорной тарелкой и сухарями промежуточной втулки (см. рис. 1, поз. 13; рис. 2, поз. 11; рис. 3, поз. 4).
Промежуточные втулки имеют небольшую контактную поверхность с подвижными опорными тарелками пружин, следовательно, трение между этими деталями невелико. Поэтому при открытии клапана вследствие вибрации всех деталей механизма клапан периодически поворачивается.
Ниже фаски головка клапана имеет цилиндрический поясок, который предохраняет ее от обгорания, сохраняет диаметр тарелки клапана при перешлифовке и обеспечивает жесткость головки.
Для предотвращения падения клапана в цилиндр при поломке хвостовика стержня или клапанной пружины, на его стержне может устанавливаться пружинное стопорное кольцо (см. рис. 3, д, поз. 1).
Торцы стержней (пятки клапанов), находящиеся в контакте с коромыслом или кулачком, подвергаются закаливанию. В некоторых двигателях вместо закаливания на концы стержней надеваются колпачки (см. рис. 1, поз. 21) из износостойких материалов и сплавов.
На стержень впускных клапанов надевают резиновый колпачок (см. рис. 3, е, поз. 5), который во время такта впуска препятствует проходу масла в камеру сгорания через зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана.
Для предотвращения заклинивания выпускных клапанов в отверстии направляющей втулки при температурном расширении, их стержни вблизи головки выполняют несколько меньшего диаметра, чем по остальной длине.
Для крепления клапанных пружин на конце стержня выполняются одна или две выточки, в которые при сборке входят выступы сухарей 2 (рис. 3, д, е).
Для понижения температуры выпускных клапанов диаметр их головок уменьшают, а диаметр стержня увеличивают. Такое техническое решение позволяет повысить тепловую стойкость клапана, но увеличивает сопротивление потоку выпускаемых газов. Впрочем, поскольку выброс отработавших газов из цилиндра осуществляется под значительным давлением (по сравнению с давлением впуска), то этим недостатком пренебрегают.
Более эффективным является способ принудительного охлаждения выпускных клапанов. Для этого стержень выпускного клапана делают пустотелым (см. рис. 1, а, в) и заполняют металлическим натрием, который имеет низкую температуру плавления (97 ˚С). При работе жидкий натрий, нагреваясь от головки клапана, испаряется, поглощая большое количество теплоты. Поднявшись в верхнюю часть стержня, пары натрия конденсируются и передают теплоту верхней части стержня, которая работает в менее теплонапряженных условиях.
Клапанные пружины
Клапанная пружина должна обеспечивать плотную посадку клапана в седло. Она работает в условиях резко меняющихся динамических нагрузок, способных вызвать резонанс и последующую поломку пружины.
Чаще всего применяют цилиндрические винтовые пружины с постоянным шагом витков.
Для предотвращения резонансных явлений могут применяться пружины с переменным шагом, конические пружины и двойные пружины. При использовании двойных пружин возрастает надежность работы ГРМ и уменьшается общий размер пружин.
Направление витков внутренней и внешней пружин выполняют разным, чтобы исключить резонанс и, в случае поломки одной из пружин, предотвратить попадание обломков между витками второй пружины.
Клапанные пружины изготавливают навивкой проволоки из пружинной стали. После навивки пружины подвергаются термической обработке (закалка и отпуск), а для повышения усталостной прочности обдуваются стальной дробью.
Концевые витки пружин шлифуются для получения плоской кольцевой опорной поверхности. Для повышения коррозионной стойкости пружины оксидируют, оцинковывают и кадмируют.
Пружины опираются на головку блока цилиндров через специальные неподвижные тарелки (см. рис. 2, поз. 4), которые штампуются, как и верхние подвижные тарелки из малоуглеродистой стали. Верхняя тарелка пружины фиксируется на клапане с помощью сухарей.
Направляющие втулки клапанов
Направляющая втулка обеспечивает перемещение клапана и отвод теплоты от его стрежня во время работы. При этом нижний конец самой втулки (особенно выпускного клапана) омывается горячими газами. При недостаточном поступлении смазочного материала в зазоры между стержнем клапана и внутренней поверхностью втулки трение между этими деталями приближается к полусухому.
По этой причине к материалу направляющих втулок предъявляются требования высокой износостойкости, достаточной жаростойкости и хорошей теплопроводности. Кроме того, он должен обладать высокими антифрикционными качествами. Этим требованиям удовлетворяют перлитные серые чугуны, алюминиевые бронзы, спекаемая хромистая или хромоникелевая керамика. Пористая структура данных материалов хорошо удерживает смазочный материал.
Для фиксации в головке блока цилиндров втулки выполняются с выточкой под пружинное кольцо (см. рис. 3, а, поз. 1) или с наружными заплечиками.
Зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана для впускных клапанов устанавливается меньше, чем для выпускных, из-за разной температуры нагрева. Для предотвращения заклинивания клапана во втулке при высокой температуре и перекоса (в приводе клапана непосредственно от распределительного вала) нижнюю внутреннюю поверхность втулки выполняют конусной (см. рис. 3, г) или уменьшают диаметр стержня клапана у головки (см. рис. 1, б).
Седла клапанов
Седло клапана обеспечивает долговечность контактной зоны клапана с головкой блока цилиндров. В головках из алюминиевого сплава используют стальные седла, а в чугунных головках они растачиваются непосредственно в теле (см. рис. 2, а). Для изготовления вставных седел используют специальные легированные чугуны или жаростойкие стали. Для повышения износостойкости фаски седел выпускных клапанов наплавляются слоем твердого сплава (см. рис. 1, поз. 18).
Седло представляет собой кольцо с цилиндрической или конической наружной поверхностью. Крепится седло в головке с натягом при запрессовке или путем расчеканивания головки (см. рис. 3, к). Стальные седла могут крепиться развальцовкой верхней части седла (см. рис. 3, л). При креплении седел запрессовкой на их наружной поверхности часто выполняются кольцевые проточки (см. рис. 3, з, и), которые в процессе запрессовки заполняются металлом головки.
Цилиндрические седла вставляются до упора, а конические – с небольшим торцевым зазором.
Для получения надежного уплотнения поясок седла шириной около 2 мм выполняют с переменным углом (см. рис. 3, ж).
Детали клапанного механизма газораспределения
Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные каналы в головке цилиндров. При работе двигателя клапаны подвергаются сильному нагреву, ударной нагрузке, износу, а также коррозийному действию горячих газов. Выпускной клапан нагревается до 873. 1073 К (600. 800 °С), а впускной — до 573. 673 К (300. 400 °С). Поэтому впускной клапан изготавливают из хромистой стали, а выпускной — из жаростойкой (сильхромо- вой). На двигателях Д-240, ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б оба клапана изготовлены из жаростойкой стали.
Клапан состоит из тарелки 1 (рис. 153) и стержня 2. Диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных. В результате достигается лучшее наполнение цилиндров воздухом.
Переход от тарелки к стержню сделан плавным.
Фаска 11 тарелки служит для плотного закрывания седла в головке цилиндров. Фаска и седло выполнены обычно под углом 45°. Плотность прилегания фасок и седла достигается путём шлифовки притирки их друг к другу.
Рис. 153. Клапанный механизм двигателей:
I — тарелка клапана; 2 -стержень; 3 — внутренняя пружина; 4 — наружная пружина: 5 — предохранительное пружинное кольцо; 6 — сухарики; 7 — тарелка пружины; 8, 9 — выточки;
10 — направляющая втулка;
II — фаска тарелки клапана
Стержень клапана точно обработан по всей длине и отшлифован. В его верхней части сделана цилиндрическая выточка 8, в которую входят выступы сухариков 6.
Сухарики представляют собой кольцо, разрезанное на две половины; они удерживают тарелку 7 пружин. На двигателях А-01МЛ, СМД-60, СМД-62, ЯМЗ- 238НБ и ЯМЗ-240Б, 3M3-53-11 между сухариками и тарелкой пружин установлена закаленная втулка. Она зажимает сухарики и нижним торцом опирается на тарелку. На двигателях СМД-14БН, СМД-18БН,
3M3-53-11, под выточкой 8 имеется вторая цилиндрическая выточка 9, в которую вставлено пружинное кольцо 5, предотвращающее падение клапана в цилиндр в случае его обрыва.
Сёдла впускных и выпускных клапанов двигателей СМД-14БН, СМД-18БН и Д-240, 3M3-53-11 находятся в головке цилиндров. У двигателей А-41, А-01МЛ,
ЯМЗ, ГАЗ-52 вставные кольца из жаропрочного чугуна предусмотрены только для выпускных клапанов, которые запрессованы в головку. Вставные кольца увеличивают срок службы головки и облегчают её ремонт.
Направляющая втулка 10 обеспечивает направленное движение клапана и посадку его в седло без перекоса. Она запрессована в головку цилиндров. Направляющие втулки изготовляют из чугуна, стали с покрытием внутри фосфористой бронзой или из металлокерамики.
Пружина 4 (см. рис. 151) создаёт усилие, необходимое для закрывания клапана 2 и его плотной посадки в седло. Она препятствует отрыву клапана и толкателя 12 от кулачка распределительного вала 13, и таким образом сохраняется установленная продолжительность открывания клапана.
Каждый клапан двигателя удерживается в закрытом состоянии двумя пружинами — наружной 4 и внутренней 3 (см. рис. 153). Чтобы витки пружин не заклинивались, навивка делается в разные стороны. Наличие двух пружин позволяет уменьшить их размер и облегчает условия их работы, предотвращая явление резонанса.
Передаточные детали механизма газораспределения передают движение от распределительного вала к клапанам. К ним относятся толкатель 12 (см. рис. 151), штанга 11, коромысло 6 с регулировочным винтом 8 и контргайкой 9, ось 7 коромысел со стойкой 10 и распорными пружинами.
Толкатель (рис. 154) служит для передачи движения от кулачков распределительного вала к клапанам. Изготовляют его из чугуна или стали, рабочие поверхности шлифуют и термически обрабатывают. Для уменьшения массы толкатели делают пустотелыми.
Рис. 154. Толкатели:
а — цилиндрический с плоским днищем; б — цилиндрический с выпуклым днищем; в -качающийся; 1 — распределительный вал; 2 -толкатель; 3 — штанга; 4 — ось; 5 — втулка; 6 — распорная втулка; 7 — пята; 8 — игольчатый подшипник ролика; 9 — ось ролика; 10 — ролик
Цилиндрической частью толкатель перемещается в отверстиях блок- картера (СМД-14БН, СМД-18БН, Д-240, СМД-60, СМД-62, 3M3-53-11, ЗИЛ-130). Толкатели бывают: цилиндрические (рис. 154, а, б) с плоским (СМД-14БН, СМД-18БН, СМД-60, СМД-62 и выпуклым (Д-240, 3M3-53- 11, ЗИЛ-130) днищем и качающиеся роликовые (рис. 154, в), применяемые в двигателях А-01МЛ, ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б. Для более равномерного износа толкатель, кроме возвратно-поступательного движения, совершает ращательное — вокруг своей оси. При плоском днище вращательное движение достигается смещением оси толкателя относительно оси кулачка распределительного вала (рис. 154, а), а при выпуклом — применением кулачков распределительного вала, имеющего небольшую конусность. Вследствие этого точка касания толкателя с кулачком смещается относительно его оси.
Толкатель двигателей А-01МЛ, ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б (рис. 154, в) представляет собой ролик 10, сидящий на игольчатом подшипнике 8, ось 9 которого закреплена на качающемся рычаге. При вращении кулачка распределительного вала толкатель поднимается и поворачивает рычаг. Рычаги шарнирно надеты на трубчатую ось 4 толкателей, которая закреплена в блоке двигателя. Чтобы уменьшить трение, в отверстие рычага вставлены бронзовые втулки 5. Для предотвращения осевого смещения между толкателями установлены распорные втулки 6. С целью повышения срока службы толкателя в месте его контакта со штангой в него запрессована термически обработанная стальная пята 7 со сферической поверхностью.
Штанга 11 (см. рис. 151) служит для передачи усилия от толкателя к коромыслу. Штанги двигателей могут быть изготовлены из цельного стального прутка или из пустотелого стального стержня. На концах пустотелых штанг имеются стальные шлифованные, термически обработанные наконечники. Нижний наконечник имеет форму шара. Он опирается на сферическую поверхность толкателя. Верхний наконечник может иметь форму либо шара, либо на нём может быть углубление сферической формы. На него опирается головка регулировочного винта коромысла. Концы штанг, выполненных из цельного стального прутка, имеют такую же шаровую форму или углубление, они также термически обработаны и отшлифованы.
Коромысло 6 представляет собой двуплечий рычаг с плечами различной длины. На коротком плече имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут регулировочный винт 8 с контргайкой 9. В нижний конец винта упирается штанга 11. С помощью винта 8 регулируют зазор между бойком длинного плеча коромысла и стержнем клапана 2. Рабочая поверхность бойка отшлифована и подвергнута термической обработке. В средней части коромысла имеется отверстие с бронзовой втулкой, которое служит для установки коромысла на оси.
Поверхности трения (коромысло — ось и винт — штанга) смазываются маслом, которое подводится по трубчатой оси 7 к втулкам и по сверлениям в коромысле — к винту 8, а через него — к штанге 11.
Оси 7 коромысел двигателей закреплены в стойках 10, расположенных на верхней плоскости головки цилиндров, и крепятся на ней шпильками. От осевого смещения коромысла удерживаются распорными пружинами. Оси пустотелые, их полость используется как канал для подвода масла к втулкам коромысел, наконечников штанг, головок регулировочных винтов, направляющих втулок. С торцов оси закрыты заглушками.
Распределительный eai 13 изготовлен из стали или модифицированного чугуна. На нём имеются кулачки, опорные шейки и опорное место для крепления шестерни 14. Каждый кулачок воздействует на один клапан — впускной или выпускной. Кулачки и шейки выполнены заодно с валом и располагаются на нём в определенном порядке под разными углами в соответствии с порядком работы цилиндров. Они отшлифованы и подвергнуты термической обработке.
Распределительные валы двигателей СМД-14БН, СМД-18БН и Д-240 имеют три опорные шейки, двигателя А-01МЛ — семь, СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б — пять. Шейки опираются на бронзовые, стальные или чугунные втулки, закреплённые в блоке двигателя. Масло к ним подаётся под давлением из канала блока. В одной из шеек имеется сверление для подвода масла в канал, откуда оно подаётся к коромыслам. Масло в канал поступает в момент совмещения сверления в шейке с каналом в остове двигателя. В большинстве двигателей на переднем конце распределительного вала установлена приводная шестерня 14, а в двигателях СМД-60 и СМД-62 она расположена на заднем конце.
Распределительные шестерни передают вращение распределительному валу, топливному и масляному насосам и другим механизмам. Шестерни распределительного 14 и коленчатого 15 валов однорядных двигателей (СМД-14БН, СМД-18БН, Д-240, А-01МЛ) соединены промежуточной шестерней 16, а V-образных (СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б) — непосредственно.
Шестерни крепят на валах шпонками или болтами в строго определённых положениях. Зубья при сборке двигателя соединяют по сделанным на шестернях меткам. Такая установка обеспечивает согласованное вращение коленчатого и распределительного валов.
Клапанный механизм
Клапанный механизм включает в себя следующие детали: клапаны, направляющие втулки, седла клапанов, возвратные пружины, опорные тарелки, сухари, механизм вращения клапана (двигатель ЗИЛ-508.10).
Клапаны предназначены для герметизации цилиндра при тактах сжатия и рабочего хода и соединения их с трубопроводами впускной или выпускной системы при тактах впуска или выпуска в процессе газообмена.
Условия работы клапанов:
• большие динамические нагрузки;
• высокие скорости перемещения;
• неравномерный нагрев отдельных участков;
• повышенная коррозионно-активная среда.
Материал изготовления клапанов
Клапаны изготовляются из легированных сталей с высоким содержанием хрома и никеля.
Устройство клапана
Притирка клапанов обеспечивают
лучшую герметичность.
Как проводится притирка клапанов
и какие приспособления используются
для притирки клапанов
Клапан состоит из головки (или тарелки) и стержня. Различают клапаны с плоской, выпуклой и тюльпанообразной головками. Головки обычно имеют небольшой (около 2 мм) цилиндрический поясок и уплотнительную фаску, снятую под углом 45 и 30 градусов. Уплотнительные фаски клапанов шлифуют и притирают к седлам (притирка клапанов), а стержни подвергают термообработке, шлифовке, полировке и покрывают хромом. Торцы стержней (3—5 мм) закаливают. На концах стержней имеются цилиндрические, конусные или фасонные проточки для крепления клапанных пружин.
Чтобы уменьшить напряженность выпускных клапанов, возникающую вследствие высоких температур, в ряде двигателей применяют натриевое охлаждение. С этой целью клапан выполняют полым с утолщенным стержнем и примерно на 1/3 полости заполняют металлическим натрием, температура плавления которого составляет около 97 К. В рабочем состоянии расплавленный натрий, перемещаясь внутри полости при возвратно-поступательном движении клапана, увеличивает интенсивность отвода теплоты от горячей головки к более холодному стержню и далее к направляющей втулке.
Направляяющие втулки
Рассухариватели клапанов
используются для сжатия
и рассухаривания пружин клапанов
Клапанные пружины
Клапанные пружины обеспечивают плотное прилегание клапанов к седлам и своевременное их закрытие после завершения действия кулачков распределительного вала. Характеристику (жесткость) клапанных пружин подбирают из условий сохранения кинематической связи между деталями механизма газораспределения. Клапанные пружины изготовляются из стальной проволоки диаметром 4-6 мм, легированной марганцем и хромом.
Нижним концом пружина опирается на головку блока цилиндров через специальную опорную тарелку, а верхним концом соединяется двумя сухарями с клапаном через верхнюю тарелку. Для этой цели сухари на внутренней поверхности имеют выступы, которые входят в проточку клапана, а гладкая наружная поверхность сухарей выполнена в виде усеченного конуса.
Два сухаря установленные на клапан, образуют опорную коническую поверхность, которая сопрягается с опорной поверхностью проточки в верхней тарелке, и это соединение удерживается в замкнутом состоянии за счет предварительного сжатия пружины. Чтобы устранить возможность возникновения опасного для прочности пружин резонанса, на клапаны ставят по две пружины с навивкой витков в противоположные стороны или делают пружины с переменным шагом навивки.
Седла клапанов
Седла клапанов. Наиболее важным сопряжением, определяющим долговечность механизма газораспределения, является сопряжение седло — клапан, так как оно подвержено ударным нагрузкам при посадке клапана и значительным термическим перегрузкам. Седло клапана, с которым соприкасается уплотнительная фаска клапана, обрабатывают инструментом с углами заточки 15, 45 и 75 градусов таким образом, чтобы уплотнительный поясок седла имел угол 45 градусов и ширину около 2 мм. По своим размерам поясок должен подходить ближе к меньшему основанию конусной фаски клапана. Фаска клапана имеет меньший угол и соприкасается с седлом только узким пояском у своего большого основания, что обеспечивает хорошее уплотнение клапанного отверстия. Вставные седла изготовляются в виде отдельных колец из специального чугуна, легированной стали или металлокерамики.
Механизм вращения клапана
Для поддержания в рабочем состоянии контактных поверхностей уплотнительных фасок выпускных клапанов иногда применяют специальные устройства, позволяющие принудительно поворачивать клапаны в процессе работы.
Механизм вращения клапана состоит из неподвижного корпуса, в наклонных канавках которого расположены пять шариков с возвратными пружинами, дисковой пружины и опорной шайбы с замочным кольцом. Механизм вращения клапана устанавливается в расточке, сделанной в головке блока цилиндров иол опорной шайбой клапанной пружины. При закрытом клапане давление на дисковую пружину невелико, и она вогнута наружным краем вверх, а внутренним краем опирается в заплечик корпуса. Шарики отжаты пружинами в исходное положение. В момент открытия клапана усилие со стороны клапанной пружины возрастает, под действием чего дисковая пружина, выпрямляясь, перелает усилие на шарики и вызывает их перемещение в углубление. Когда клапан закрывается, сила, действующая на дисковую пружину, уменьшается, и она, выгибаясь, освобождает шарики. Шарики под действием возвратных пружин перемешаются в исходное положение, что приводит к повороту клапана на некоторый угол (клапаны совершают 20—40 оборотов в минуту).
В некоторых двигателях применяют менее эффективное, но более простое устройство, основанное на использовании способа крепления клапанной пружины на стержне клапана. Крепление пружины на клапане состоит из опорной тарелки, втулки и двух сухарей.