Почему 8-клапанный мотор все же лучше 16-клапанного?
Несмотря на то, что 8-клапанных моторов практически не встретишь на новых автомобилях, у них по-прежнему есть преданные поклонники, убеждённые, что это лучший двигатель. С ними спорят поклонники 16-клапанных моторов, которые уверены: 8 клапанов — это прошлый век. Кто же из них прав, и какой всё-таки лучше?
Технически разница у этих моторов только в головке блока цилиндров, на 8-клапанном — два клапана на цилиндр и один распредвал, а в 16-клапанном — 4 клапана и два распредвала.
8-клапанный мотор
Это действительно уже архаичная, но, тем не менее, надёжная, простая и дешёвая в ремонте схема. Новые автомобили с таким двигателем стоят несколько дешевле, при этом практически не уступают 16-клапанным ни в динамических характеристиках, ни в расходе топлива. Регулярное ТО таких машин стоит дешевле. На большинстве 8-клапанных моторов стоят «безвтыковые» поршни, то есть в случае обрыва ремня ГРМ не произойдёт встреча поршня с клапаном. Такие моторы не требовательны к качеству моторного масла и могут спокойно ездить на 92-ом бензине.
К минусам можно отнести невысокую мощность, в сравнении с 16-клапанным мотором она ниже на 10–15%. Происходит это из-за невозможности сильнее раскрутить двигатель, потому что впуск и выпуск происходит медленнее. 8-клапанные моторы достаточно шумные из-за механических толкателей, а не гидрокомпенсаторов, но это одновременно и плюс.
16-клапанный мотор
Такие двигатели мощнее, эластичнее и тише своих 8-клапанных собратьев. Позволяют более тонко настроить работу ГРМ, что сказывается на ровности работы мотора и на экологии. Не нуждается в периодической регулировке клапанов, так как на нём установлены гидрокомпенссаторы. К плюсам также можно отнести и широкое поле для тюнинга, вплоть до установки турбины.
Минусов у этого двигателя тоже хватает и, наверное, больше, чем у 8-клапанного: дорогой ремонт, потому что всего по два; высокие требования к качеству моторного масла. Рекомендуется использовать более дорогой 95-й бензин. Если речь идёт об ВАЗовских моторах, то их 16-клапанные традиционно страдают течью масла, так как их головка блока цилиндров состоит аж из трёх частей.
Для покупателя нового автомобиля подобный выбор встанет, если он будет выбирать что-то из продукции АвтоВАЗа или Рено. Большинство марок уже давно не предлагают альтернативы 16-клапанным моторам, причина тому — высокие экологические требования. При покупке подержанного автомобиля. Можно смело покупать машину с 8-клапанным мотором, он простой, дешёвый и неприхотливый в работе, а также хорошо переносит переход с бензина на газ. Машины с 16-клапанными моторами приятнее в управлении, но дороже в содержании.
Чем отличается 8 клапанный двигатель от 16 клапанного
Наиболее распространенным вариантом бензинового двигателя, встречающимся на подавляющем большинстве легковых автомобилей начального и среднего классов, является 4-цилиндровый мотор. Такие агрегаты сочетают в себе относительно высокую мощность, экономичность и доступную цену. Однако между «четверками», даже устанавливающимися на одну и ту же модель, могут иметься существенные различия в производительности и технических характеристиках. Одной из основных причин такой разницы является разное количество впускных и выпускных клапанов на цилиндр. И здесь споры не утихают до сих пор – кто-то рьяно отстаивает 8-клапанные 4-цилиндровые моторы, кто-то убежден, что 16-клапанный двигатель по всем параметрам лучше. Постараемся разобраться, в чем именно заключается разница между ними и какой все-таки двигатель лучше – с 8 или 16 клапанами?
Устройство 8 клапанного двигателя
Такие двигатели используются преимущественно на моделях начального ценового сегмента. Здесь на каждый цилиндр приходится по 2 клапана: 1 на впуск и 1 на выпуск.
Другой немаловажной особенностью таких силовых установок является то, что здесь нужен только 1 распредвал, который управляет системой впрыска бензина и выпуска отработанных газов. Для приведения его в действие достаточно простейшего ременного либо цепного механизма. Такая система гораздо проще в обслуживании и ремонте по сравнению со сложными ГРМ более дорогих машин. А такая элементарная конструкция существенно сказывается на итоговой стоимости автомобиля.
Для примера приведем схему устройства 8 клапанного двигателя ВАЗ-2114.
Плюсы и минусы 8 клапанного двигателя
У такой схемы двигателя, несмотря на ее почтенный возраст, есть немало достоинств:
- простота конструкции – в 8-клапанном двигателе значительно меньше изнашивающихся деталей, соответственно, и ремонт его будет проще и дешевле;
- отсутствие гидрокомпенсаторов – моторам данного типа они попросту не нужны, поэтому конструкция дополнительно упрощается и удешевляется;
- меньшая требовательность к характеристикам масла – 8-клапанные движки позволяют использовать смазку более низкого качества, которая заметно дешевле;
- меньшая чувствительность к качеству бензина – большинство используемых сегодня 8-клапанников были разработаны в те времена, когда топлива лучше 92-го не было;
- небольшие размеры – один распредвал занимает гораздо меньше места, поэтому такие моторы компактнее своих 16-клапанных собратьев, а это облегчает доступ к навесному оборудованию.
Однако есть здесь и немало существенных минусов:
- меньшая мощность – впуск-выпуск через 2 клапана существенно лимитирует количество подаваемого в цилиндры топлива и общую мощность двигателя;
- несколько больший расход топлива – уменьшенная пропускная способность 1 пары клапанов заставляет двигатель прикладывать больше усилий для выталкивания отработанных газов в коллектор, соответственно на это тратится больше энергии;
- шум на больших скоростях – толкатели в процессе работы двигателя изнашиваются, образуются зазоры, из-за чего двигатель начинает ощутимо шуметь;
- необходимость более частой регулировки клапанов – если это игнорировать, то производительность двигателя упадет, а расход топлива, наоборот, вырастет.
Устройство 16 клапанного двигателя
В таких 4-цилиндровых двигателях на каждый цилиндр приходится уже по 2 пары впускных и выпускных клапанов. Для работы такой системы требуется 2 распредвала. А для их слаженной работы используется гораздо более сложный газораспределительный механизм. В то же время 2 впускных клапана позволяют подавать в цилиндры за 1 такт больше топлива – а отсюда существенное увеличение мощности и КПД. В то же время сокращается и расход топлива благодаря наличию 2 выпускных клапанов.
Для прижимания клапанов к валу в таких двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. В отличие от 8-клапанников с механическим толкателями такая система работает более плавно и тихо. Также это обеспечивает дополнительную прибавку мощности и дополнительную экономию топлива.
Еще одна специфическая черта 16-клапанников, которая становится особенно актуальной на фоне постоянно ужесточающихся экологических требований, такие моторы благодаря более точной работе газораспределительного механизма более безопасны для окружающей среды.
Для примера приведем схему устройства 16 клапанного двигателя ВАЗ 2112.
Читайте также: Чем отличается инжекторный двигатель от карбюраторного и что лучше.
Плюсы и минусы 16 клапанного двигателя
Итак, вот основные преимущества 4-цилиндровых моторов с 16 клапанами:
- существенная прибавка мощности, увеличенная максимальная скорость и динамика;
- меньший расход топлива и экологичность;
- гораздо меньший уровень шума;
Как видно, плюсы у таких двигателей существенные. Но есть у них и весомые недостатки:
- гидрокомпенсаторы очень чувствительны к качеству масла, рекомендуется использовать только синтетическое масло;
- для эффективной работы «четверки» с 16 клапанами нужен качественный бензин, в идеале не ниже АИ-95;
- конструктивно такие двигатели значительно сложнее, в частности, замена ГРМ здесь, как правило, стоит несколько десятков тысяч рублей;
- сам мотор крупнее, из-за чего доступ к навесному оборудованию усложняется.
Основные отличия 16 и 8 клапанного двигателей
С особенностями этих видов двигателей мы разобрались, теперь конкретизируем отличия между ними.
8-клапанные моторы конструктивно значительно проще, что положительно сказывается на цене всего автомобиля, его обслуживания и ремонта. Однако они значительно уступают в мощности 16-клапанным аналогам с тем же рабочим объемом – в среднем разница в мощности здесь составляет 15-25 л.с. Из-за этого страдает приемистость двигателя, динамика разгона, максимальная скорость.
В то же время 4-цилиндровые моторы с 8 клапанами гораздо проще и доступнее в ремонте. Здесь существенно меньше элементов, которые могут сломаться, а если что-то все-таки выходит из строя, то устранить поломку можно меньшими силами. Да и запчасти для таких моторов, как правило, дешевле.
С экономичностью все не так однозначно. Да, 8-клапанники расходуют больше топлива – но в то же время в них можно лить менее качественный недорогой бензин. Масло тоже может быть не самым дорогим. Еще один спорный момент – использование гидрокомпенсаторов. Они устанавливаются на 16-клапанные двигатели и избавляют от необходимости систематически регулировать клапана. В то же время они иногда выходят из строя, а их замена влетит в копеечку.
Нужно также отметить еще один важный момент: в 16-клапанных двигателях может взаимно заклинить поршень и клапаны – а это неизбежно приводит к затратному ремонту, а иногда и к полной замене двигателя. У 8-клапанников же такой болезни в принципе нет. Однако такие заклинивания встречаются, как правило, на российских и китайских машинах, которые по умолчанию уступают западному и японскому автопрому.
Читайте также: Что такое распредвал в автомобиле и для чего он нужен.
Что лучше 16 клапанов или 8
Итак, попробуем определить, какой вариант и в какой ситуации все-таки будет предпочтительнее. Новые машины с 4-цилиндровыми двигателями, предлагаемые в салонах, практически всегда оснащаются исключительно 16-клапанниками, такие двигатели уже вытеснили с рынка устаревшую 8-клапанную конструкцию. Однако у некоторых производителей, как правило, из нижнего ценового сегмента такие упрощенные варианты еще встречаются. Их главным преимуществом является как раз более доступная цена.
Но, если есть возможность доплатить, авто выбирается для личного, а не коммерческого использования, и обслуживать его самостоятельно вы не собираетесь, то резоннее будет купить машину с 16-клапанным двигателем. Она порадует вас более высокой мощностью и динамикой, а также экономичностью и уменьшенной шумностью.
В ситуации, когда автомобиль берется с рук, 8-клапанные варианты могут оказаться предпочтительнее. Дело в том, что они конструктивно проще и более неприхотливы в выборе топлива и масла, соответственно, здесь шанс взять авто с «живым» и бодрым двигателем будет выше, чем в случае с более чувствительными 16-клапанниками.
Однозначно же сказать, какой вариант лучше, здесь нельзя. Нужно, прежде всего, учитывать собственные цели и задачи, финансовые возможности, условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Если для вас первостепенными требованиями являются надежность и неприхотливость, то имеет смысл присмотреться к 8-клапанным модификациям. Если же вам важна скорость, мощность, то выбор лучше делать в пользу 16-клапанных двигателей.
Читайте также: Что такое гидрокомпенсаторы в двигателе и почему они стучат.
Статьи и заметки
Какой двигатель ВАЗ выбрать: 8 или 16 клапанов?
При покупке автомобилей ВАЗ, особенно на вторичном рынке, у большинства людей встает вопрос, какой двигатель выбрать – 8 или 16-клапанный? Сегодня постараемся осветить плюсы и минусы каждого.
На сегодняшний день, 8-клапанные двигатели постепенно уходят в историю, уступая место 16-клапанным. Это связано с совершенствованием конструкции автомобилей, попытками увеличить мощность двигателей, сохранив при этом их экономичность.
Однако, это имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
8 клапанов
Плюсы:
чаще всего не загибает клапаны при обрыве ремня ГРМ, однако есть исключения (к примеру, 8-клапанный двигатель ВАЗ-21116 с облегченной ШПГ, устанавливаемый на некоторых комплектациях автомобилей Лада Гранта, при обрыве ремня гнет клапаны)
неприхотлив к качеству моторных масел
прост в обслуживании
обеспечивает хороший доступ в моторный отсек автомобиля вследствие малых геометрических размеров
обеспечивает хороший крутящий момент на низких оборотах
Минусы:
более шумный и вибронагруженный, по сравнению с 16-клапанным двигателем
зачастую требует регулярной регулировки тепловых зазоров клапанов (есть исключения)
на некоторых двигателях требуется регулировка натяжения ремня ГРМ
16 клапанов
Плюсы:
работает чаще всего тише, чем 8-клапанный
не требует регулировки тепловых зазоров клапанов (опять-таки, есть исключения, к примеру, некоторые двигатели таких автомобилей как Renault Logan и Hyundai Solaris)
чаще всего, не требует регулировки натяжения ремня ГРМ
более мощный, по сравнению с аналогичными 8-клапанными моторами
Минусы:
при обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев загибает клапаны, что приводит к дорогостоящему ремонту
занимает больше места в моторном отсеке, ухудшая доступ к другим узлам
требователен к качеству моторного масла (при использовании некачественного масла гидрокомпенсаторы закоксовываются, начинают стучать и изнашиваться)
крутящий момент на низких оборотах часто хуже, чем у 8-клапанного мотора
Итак, мы рассмотрели основные плюсы и минусы 8 и 16-клапанных двигателей, выбор за Вами. Помните, какой бы двигатель Вы не выбрали, не забывайте регулярно обслуживать его, тогда он не доставит Вам хлопот.