Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки
Даже коробку передач ДСГ 7 можно сделать ещё продуктивнее, резвее и надежнее. Каким образом? С помощью тюнинга. О том, насколько он целесообразен, для чего делается и каким образом, мы и расскажем вам прямо сейчас.
Основные цели осуществления тюнинга АКПП
Ждать, пока АКПП б/у окончательно выйдет из строя или же новая коробка вдруг станет более плавно переключать передачи, не стоит. Лучше начать действовать самим, а именно выполнить тюнинг, который позволяет:
- повысить долговечность, надежность и запас прочности агрегата;
- изменить рабочие характеристики — скорость переключения, передаточные числа и крутящий момент при старте движения, динамику скоростной езды и т.д.
- устранить разные проблемы (конечно же, это не ремонт гидроблока АКПП, но с теми же рывками при переключении тюнинг помочь может).
Методы тюнинга:
- Химический. При нем предполагается использование различных присадок, специальных ATF, модифицирующих жидкостей, веществ, которые снижают трение узлов и деталей, восстанавливают уплотнители и прокладки, и прочих средств. Их задача проста — улучшить рабочие параметры трансмиссии, устранить недочеты в работе, увеличить термин полезной службы АКПП. По крайней мере, именно о таком заявляют производители таких чудо-веществ. Производятся они преимущество в США.
- Качественный. Он прямо связан с воздействием на качество материалов, из которых состоят запасные части и узлы агрегата. При этом функции и рабочие характеристики остаются без изменений.
- Глубокий или конструкционный. Он предполагает изменение конструкции элементов АКПП, что ведет и к преобразованию их характеристик, в том числе оборотов двигателя на старте, вращательного момента, динамики и резкости переключений, времени активизации блокировки гидротрансформатора, оптимальных границ переключений относительно оборотов и скорости движения и т.д.
- Программный. Такой тюнинг предполагает изменение настроек и перепрограммирование алгоритмов переключения коробки.
О каждом из методов мы расскажем в деталях, а также оценим какой позитивный эффект на предпринятые действия могут произвести на работу коробки «автомат» и транспортное средство эти варианты.
Химический тюнинг
К самым популярным средствам, используемым при данном методе улучшения, относятся:
1. Жидкости для промывания АКПП (обычно это продукция таких марок, как «Lubegard» или «Hi-Gear»). Использование данных средств, предшествует полной замене масла и позволяет повысить эффект от моющих средств. Процедура использования проста — жидкость заливается в коробку, далее авто работает 10-20 минут во всех режимах, все отложения и продукты износа вымываются. Затем производят замену масла.
Польза: все продукты износа по максимуму вымываются из гидротрансформатора «автомата».
Вред: использование для существенно изношенных или поврежденных АКПП приводит к образованию «тромба» (засорению стоков коробки крупными изношенными элементами), вымыванию так называемых «полезных» отложений, которые имеются в местах износа, что может привести к ухудшению работы коробки в целом.
2. Присадки-герметики. Они используются для предотвращения или устранения течей в каналах коробки. Если обнаружена течь, то присадка заливается на время пробега от 1 до 3 тысяч километров. Основной эффект — устранение проблемы. Далее осуществляется замена масла без промывки.
Польза: устранение утечки без процедуры разборки агрегата.
Вред: вещество вредит плунжерам, соленоидам и механическим клапанам. Порой засоряются масляные клапаны, происходит «зависание» коробки.
3. Присадки-кондиционеры. Они снижают уровень трения между металлическими компонентами агрегата. Вещество заливается на все время использования масла — до следующей его полной замены.
Польза: уровень трения в действительности снижается, что сокращает износ, и повышается долговечность металлических деталей (подшипников, компонентов с зубчатыми зацеплениями).
Вред: сцепление деталей также снижается, что ведет к пробуксовке (к примеру, фрикционных дисков) и ускорению износа.
4. Присадки для восстановления уплотнителей и поршней из резины. Пример вещества — «Trans-XK&W».
Польза: временно такие присадки могут вернуть рабочие свойства (прежде всего эластичность и гибкость) уплотнительным резинкам и поршням. Это позволит, к примеру, нормализовать работу коробки «автомат» и авто в целом при выставлении на продажу.
Вред: В составе присадок есть растворители, которые приводят к утрате твердости и набуханию уплотнителей. Такое изменение структуры ускоряет износ и полный выход из строя.
5. Универсальные присадки, к примеру «StageTransmission» от XADO, обещающие совмещение позитивных эффектов от всех других химических веществ.
Отметим, что даже в самом доступном масле для АКПП есть весь набор присадок, обеспечивающих оптимальную работу агрегата. Пропорции и состав проверены серьезными исследованиями и испытаниями. На рынке автохимии все равно предлагается большой выбор дополнительных ревитализантов и модификаторов от разных компаний, как от известных и авторитетных, так и не очень. Ко всем обещаниям по поводу чудесных свойств таких присадок, вроде заполнение износа металлических компонентов, восстановление рабочих характеристик, полная победа над шумом и силами трениями, стоит относиться скептически. Положительный эффект от отдельных составов возможен, но чаще всего, он весьма краткосрочен, так что даже порой его не хватает на то, чтобы продемонстрировать классное авто доверчивому покупателю.
Вред: негативных побочных эффектов ещё больше. Универсальные присадки суммируют и потенциальный вред от всех описанных выше специализированных средств. Хотя об эффекте «плацебо» забывать не стоит, если верить в чудо, то как минимум, субъективно ощутить его можно.
Физико-химический тюнинг
Он предполагает реализацию процедур по закалке и упрочнению особо требовательных металлических компонентов АКПП в разных средах. Для этого отдельные детали подвергают воздействию высоких температур, держат в расплавах или растворах химических соединений (органика и неорганика) с последующей процедурой охлаждения по особой методике. Это достаточно дорогой и эффективный способ улучшения коробки «автомат».
Плюсы: прочность деталей и компонентов (их металлических поверхностей) серьезно возрастает.
Минусы: нужны специальные высокотехнологические условия реализации. Кустарно такую работу не провести.
Качественный тюнинг
Данный комплекс работ направлен на повышение технических параметров АКПП за счет изготовления компонентов и деталей с использованием более качественных, продвинутых материалов. Цель — повышение надежности (изредка также и изменение конструктивных особенностей).
Как правило, для этого изготавливаются:
- суппорты сцепления из дорогих, высоколегированных металлических сплавов;
- стальные сепараторы, встраиваемые в насосы со ступицами из алюминия;
- игольчатые подшипники вместо биметаллических втулок;
- полимерные прокладки, замещающие бумажные;
- тефлоновые уплотнители вместо стальных, или наоборот;
- фрикционы с карбоновыми или металлокерамическими накладками вместо картонных;
- дополнительные охлаждающие радиаторы;
- поддоны с повышенной маслоемкостью.
Производством этих и других комплектующих занимаются такие компании, как ALTO и SONNAX. Ассортимент продукции этих фирм не очень велик. Нередко частные мастера занимаются самостоятельными, кустарными доработками, что исключает суть процедуры — повышение качества деталей не происходит.
Плюсы: при должном подходе обеспечивает серьезное увеличение запаса прочности АКПП, потенциал для наращивания мощи силового агрегата без ухудшения для комфортной езды.
Минусы: нередко встречаются кустарные детали, также бывают ошибки в расчетах, которые нивелируют положительный эффект. К тому же тюнингованные зачасти — это дорогое удовольствие. Комплект металлокерамических фрикционов может стоит до 3 тысяч долларов.
Глубокий тюнинг
Он ведется по всем направлениям и затрагивает такие узлы АКПП, как:
- Гидротрансформатор. Самый простой вариант предполагает установку трансформатора с авто с меньшим объёмом мотора, что позволяет увеличить крутящий момент в начале езды, увеличить скорость переключения на блокировку при высоких значениях вращательного момента. Кроме того, в рамках тюнинга гидротрансформатора выполняют:
- усиление лопаток насосного и/или турбинного колеса;
- установку накладок из кевлара на блокировку;
- замену шайб и подшипников;
- установку усиленной муфты реакторного колеса.
При более продвинутом тюнинге приобретается новый спортивный трансформатор или же он делается под заказ. Цена вопроса — от 0,8 до 2 тысяч долларов.
- Система охлаждения. Обычно для неё устанавливают ещё один радиатор, который связан с штатной системой с помощью масляного термостата. Также ставится термодатчик с электрическим клапаном (без него зимой коробка «автомат» в зимнее время будет промерзать и подвергаться повышенному износу).
- Масляный насос. Вместо него ставят аналог повышенной производительности. Это повышает давление в магистралях, не допускает флюктуации. Безупречный аналог заводского производства найти нелегко, а изготовить кустарно — ещё сложнее.
- Гидравлическая плита. Она тюнингуется за счет притирки узлов и предотвращения утечек, а также отказа от бумажных прокладок. Обычно устанавливают улучшенный комплект соленоидов, которые работают быстрее и производительнее. Дополнительно осуществляется калибровка отверстий в жиклерах и сепараторной пластинке.
Дополнительно в рамках глубокого тюнинга осуществляются и все работы, которые были описаны выше — в разделе о качественном тюнинге. Дополнительно к этому выполняют:
- уменьшение зазоров внутри сцепления за счет использования максимально тонкой стали и выбора спортивных фрикционов;
- грамотный подбор планетарного ряда с увеличенными передаточными числами для начальных скоростей.
Программный тюнинг
Эти улучшения нередко относят к глубокому тюнингу. Перепрограммирование возможно лишь для АКПП, которые имеют адаптивное управление. Если его нет, то нужно создавать отдельный или переделывать имеющийся блок управления, что не всегда вообще реализуемо. Программный тюнинг чаще всего направлен на такие аспекты функционирования коробки «автомат», как:
- Изменение значения «Стал Спид» (StallSpeed) при неблокированных тормозах, точки старта с места — до 3 тысяч оборотов вместо 2. Такие корректировки повышают динамику и резвость при начале движения, которое должно происходить на повышенных оборотах.
- Снижение времени до активизации жесткой блокировки гидротрансформатора. Это обеспечивает передачу максимального усилия.
- Согласование подачи сигнала о переключении передачи при оборотах в 3,5-4 тысячи за минуту.
Все эти меры оправданы и целесообразны в том случае, если мощность силового агрегата увеличена до 400-800 «лошадей», то есть в 2-3 раза от номинальной. Также есть смысл выполнять такой тюнинг при замене мотора на более мощный. Иначе перепрограммированная система будет неэффективна, переключение передач станет жестким, даже если работу выполняли квалифицированные специалисты, которые провели все необходимые расчеты.
Кстати, чтобы слегка охладить пыл всех тех, кто так хочет улучшить АКПП своего авто, отметим, что ощутимого и реального эффекта от тюнинга, проводимого разными методами, можно добиться лишь при вложениях начиная от 3 тысяч долларов и вплоть до 10-15 и более.
Тюнинг АКПП — Виды модернизации коробки автомат
В настоящее время многочисленные специализированные тюнинг агентства предлагают своим клиентам возможность провести модернизацию автоматической коробки передач. Достаточно часто такой тюнинг заключается в перепрограммирование алгоритмов управления трансмиссии. В данном случае какие-либо механические работы с узлом не проводятся. Именно поэтому вы не должны беспокоиться о надёжности АКПП и перспективах потери заводской гарантии.
Содержание :
- Программный тюнинг (Перенастройка)
- Модернизация элементов АКПП
- Присадки в АКПП
Разновидности тюнинга АКПП
Перенастройка (Чип-Тюнинг)
Выполняется такое перепрограммирование с помощью специального оборудования и занимает от силы несколько часов. Выполнив изменение управляющего программного обеспечения, вы сможете добиться улучшенной отдачи от вашего автомобиля. Как правило, перенастройка акпп заключается в смене передаточного значения, что позволяет коробке лучше раскручиваться до максимальных оборотов, и длительное время держать передачу не повышая её на следующую ступень. Тем самым улучшаются показатели разгона автомобиля и его приёмистости. В отдельных случаях перепрограммирования управляющего программного обеспечения коробки передач позволяет улучшить показатели проходимости авто. Подобное актуально для владельцев внедорожников и кроссоверов. Преимуществом подобного программного улучшения является доступная стоимость и лёгкость его проведения. Выполнить такой тюнинг вам могут в большинстве официальных сервисных центров вашего автопроизводителя.
Тюнинг автоматической коробки передач — Видео
Улучшение элементов АКПП
Вторая разновидность тюнинга подразумевает замену внутренних элементов коробки, которые изготовлены из усиленных материалов или же имеющих иную конструкцию. Так, например, достаточно активно используется кевлар, композитные материалы и металлокерамика. Могут заменяться поршни тормозных лент, сепараторные платы, обгонные муфты и аккумуляторы масла. Подобное позволяет увеличить ресурс машины и коробки передач в частности.
- Чем грозит пробуксовка для АКПП?
Решаясь на подобный вариант тюнинга вам необходимо помнить о том, что вы лишаетесь заводской гарантии на ваш автомобиль. Кроме того при установке спортивных элементов внутри коробки может неизменным образом пострадать надёжность авто и ресурс трансмиссии. Именно поэтому при проведении данных работ вы должны обращаться исключительно к опытным специалистам, которые предоставляют гарантию качества на проводимые работы и используют исключительно качественные и надёжные элементы.
Усиление АКПП путём замены отдельных элементов позволит вам продлить эксплуатационный срок и обеспечить возможность эксплуатации автомобиля в максимально тяжелых режимах. Многие производители автомобилей и различные компании предлагают уже готовые решения для усиления автоматических коробок передач. Вам необходимо выбрать один из таких готовых решений, приобрести его и установить в специализированном сервисном центре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Чем полезны присадки в АКПП? Как сделать адаптацию АКПП? Дайте коробке новую жизнь Не хватает мощности? Решаем регулировкой троссика.
Комплексный тюнинг АКПП
Полный тюнинг АКПП подразумевает замену всех используемых внутренних элементов. Фактически от базовой коробки может остаться лишь её корпус. В отдельных случаях производит замену используемой коробки передач на аналогичную спортивную или же усиленную внедорожную автоматическую КП. Подобный тюнинг относится к категории сверхсложных и требует многочисленных расчётов по оптимизации устанавливаемой коробки передач и имеющегося двигателя. Выполнить подобный расчёт и провести все ремонтные работы могут исключительно опытные профессионалы.
Выбор того или иного варианта тюнинга зависит от конкретных требований автовладельца к его автомобилю. В большинстве случаев автовладельцы останавливаются на самом простом программном улучшении автоматической коробки передач. Он имеет доступную стоимость и практически не влияет на показатели надёжности трансмиссии.
Также при выборе варианта тюнинга вы должны учитывать бюджет выполняемых работ. Если самый простой тюнинг коробки передач с программированием может иметь стоимость порядка 5 – 10 тысяч рублей, то установка новой спортивной коробки передач может обойтись вам в сумму в несколько десятков тысяч долларов.
Зачем нужны присадки в АКПП
Популярностью на отечественном рынке используются разнообразные присадки в акпп, которые позволяют изменить характеристики масла и рабочей жидкости. Необходимо отметить, что подобные присадки предназначены лишь для улучшения показателей смазки и охлаждения коробки передач. Не стоит ожидать от подобных присадок улучшения динамических показателей авто. Использовать подобные присадки вы можете самостоятельно, для чего вам необходимо в соответствии с инструкцией залить присадку в масло коробки передач. Сделать это можно через заливную горловину, расположенную в верхней части картера коробки.
Защита АКПП
Распространенным вариантом тюнинга автоматических коробок передач является установка дополнительных защитных элементов, которые защищают трансмиссию от механических повреждений. У отдельных моделей автомобиля коробка передач располагается непосредственно от самого днища авто. Поэтому при движении по пересечённой местности имеется риск повреждения коробки передач на неровностях дороги. Для защиты используются специальные металлические листы, которые изготавливаются из сверхпрочных стальных материалов. Провести все необходимые монтажные работы вы можете своими руками. Стоимость такой защиты минимальна, при этом вы сможете полностью избавиться от опасности повреждения коробки передач и картера трансмиссии.
Тюнинг коробки передач
Замена главной пары (вторичного вала и главной шестерни дифференциала) в пятиступенчатой коробке передач автомобилей семейства ВАЗ 2108-2112, с передаточным числом 3.7 или 3.94 на 4.13 (парой 4.13 комплектовались автомобили ВАЗ с двигателями 1100 и 5-ти ступенчатой коробкой передач), открывает возможность улучшить динамику вашего автомобиля не прибегая к форсировке двигателя.
В городе расход топлива практически не изменится, на трассе возможно увеличение на 3% при движении автомобиля с максимально скоростью, что несущественно. Заметно же улучшится динамика, двигателю автомобиля будет проще выходить на максимальные обороты, пятая ступень коробки передач станет более рабочей, появится ровный подхват на всех передачах, станет легче трогаться с места, преодолевать крутые горки, реже придется переключать передачи при спокойной езде или при движении автомобиля в городском потоке.
Это важно: ВАЗ-овские дилеры получили циркуляр, который фактически сообщает о начале отзыва всех автомобилей ВАЗ, оснащенных коробкой передач 2110 и выпущенных до мая 2000 года. Причина – конструктивный дефект коробки передач, точнее полый вторичный вал, внутри которого идет сквозной канал. Плоское стопорное кольцо вторичного вала может разрушить его пополам. Дефект опасен: обломки попадают в зацепление шестерен и коробка передач заклинивает. Бывали случаи, когда обломки вторичного вала пробивали насквозь картер коробки передач автомобиля (так называемая, «рука дружбы»).
ВАЗ изменил форму стопорного кольца, что, по словам представителей завода, сняло проблему коробки передач. Проблему принципиально не решили, так как только замена полого вторичного вала 2110 коробки передач на сплошной вал 21083 может дать 100% гарантию. Увы, вторичные валы коробок передач ВАЗ продолжают ломаться. Именно поэтому рекомендую при тюнинге переход в 10й коробке передач ВАЗ на ГП 4.13 со сплошным вторичным валом, еще раз подчеркиваю – именно со сплошным. Пожалуйста, не пытайтесь сэкономить, в итоге замена картера коробки передач со всей начинкой выйдет существенно дороже.
Почему при тюнинге автомобилей мы используем главную пару 4.13 коробки передач ВАЗ?
- Не требует установки более дорого сближенного тюнинг ряда коробки передач.
- Реально улучшается разгонная динамика автомобиля, без увеличения расхода топлива.
- Обороты при максимальной скорости вырастут всего на 500 об/мин.
- Максимальная скорость автомобиля достигается именно с 4.13 на 5-й и она не в коем случае не будет меньше, чем на стандартной коробке передач, наоборот пара позволит выкрутить двигатель до максимальных оборотов и соответственно увеличить максимальную скорость автомобиля. Если будете повторять ошибки «умных механиков» от тюнинга ВАЗ, рекомендующих установку пары 4.3 в стандартный ряд коробки передач, то действительно максималку потеряете, в силу того, что обороты двигателя автомобиля на максимальной скорости увеличатся примерно на 1000 об/мин и двигатель будет попросту «закручиваться».
Передачи в коробке передач укоротятся настолько, что трогаться можно будет на 2-й , а первая превратится в суперпонижающую, как на дизельном внедорожнике. Этот вариант тюнинга коробки передач ВАЗ особенно рекомендуется желающим использовать автомобиль в качестве трактора, для освоения целинных земель. - Крутящий момент на ведущих колесах, при переходе со стандартной главной пары коробки передач на пару 4.13 увеличивается на 12%
Почему мы не рекомендуем использовать пары выше 4.3 при тюнинге коробки передач ВАЗ?
Потому что крупномодульные пары 4.5 и выше по качеству изготовления зачастую значительно хуже, чем более легкие 4.3 – 4.13 – 3.9 – 3.7). На крупномодульных парах коробки передач ВАЗ (4.5 – 4.7 – 4.9 – 5.1 – 5.3) зачастую профиль зуба не получается нарезать как на стандартных, заводских главных парах, выпускающихся на основном заводском конвейере, какими и являются главные пары коробок передач ВАЗ 3.7 – 3.9 – 4.13. Пара 4.13, к примеру, ставилась на ВАЗ-овский автомобиль с двигателем 1100куб.см.
Часто так же, термообработка крупномодульных главных пар 4.5 и выше выполнена не в полном объеме. Соответственно, страдает и ресурс коробки передач, кроме того, такие главные передачи получаются более нагруженными и как следствие более шумные и менее надежные. Установка таких коротких пар в КПП, это скорее вынужденная мера под некоторые тюнинг и спортивные ряды, которые в силу длинной первой передачи не могут обеспечить нормальную динамику разгона автомобиля на главных парах 3.7 – 3.9 – 4.13.
Для достижения максимальной динамики разгона автомобиля на двигателях объемом 1,5л и выше рекомендуется установка 18 ряда коробки передач с главной парой 3.9. Благодаря этому, Вы получите 1-ю передачу длинную (на ней можно разогнаться до 60км/час, что очень удобно в городе, светофорных гонках и стрит рейсинге – это существенно экономит время на переключение и позволяет значительно опередить соперника) и 2, 3, 4, 5 передачи укороченные сближенные. Это позволит Вам держать двигатель автомобиля в оптимальном рабочем диапазоне («на полке» крутящего момента) и при переключении терять минимум количества оборотов за счет сближенных ступеней КПП. Хозяева переднеприводных автомобилей ВАЗ со стандартной коробкой передач наверняка знают, что, даже если сильно выкрутить двигатель на 1-й передаче, при переключении на 2-ю обороты сильно падают, снижается динамика разгона. Виной тому слишком большой разрыв между передаточными числами. 18 тюнинговый ряд КПП ВАЗ рассчитан таким образом, чтобы обеспечить уверенный, равномерный разгон на всех передачах (1-я и 2-я взяты в качестве примера, на самом деле сближены все ступени). Кроме того это существенно снижает нагрузку на синхронизаторы (а это одни из самых нагруженных, «капризных» и хрупких элементов коробки передач ) и значительно увеличивается ресурс коробки передач в целом. Достаточно вспомнить «болезнь» КПП 2108-2112: возникновение проблемы со включением 2-й передачи, так как передаточные числа 1 и 2 передач очень удалены друг от друга, и большая нагрузка на синхронизатор 2-й передачи в первую очередь «убивает» именно его. Когда изношенный синхронизатор не справляется со своими обязанностями, он издает неприятный шум и при переключении передач слышен характерный щелчок, а иногда и треск, т.к. кольцо не может уравнять скорости вала и шестерни. При эксплуатации коробки передач с такими синхронизаторами шестерни коробки передач очень быстро выходят из строя, так как зубья и шлицы выкрашиваются. Коробка передач начинает «выть» и впоследствии заклинивает. Кстати, в «КарТюнинг» мы можем комплектовать наши спортивные и тюнинговые ряды в коробку передач шестернями под усиленные синхронизаторы.
18-й тюнинг ряд коробки передач хорош еще и тем, что позволяет сэкономить на главной паре, т.к. ГП, с которой он ставится, имеет передаточное число 3.9 – заводской стандарт для большинства коробок передач.
Помимо универсального городского 18 ряда мы можем предложить довольно много вариантов сближенных (полностью или частично сближенных) тюнинг и спорт рядов в коробку передач, позволяющие выбрать конкретную комплектацию коробки передач под конкретную манеру езды водителя и условия эксплуатации автомобиля. Тюнинг коробки передач ВАЗ – процесс творческий.