Пятиминутка для промывки двигателя как пользоваться
Перейти к содержимому

Пятиминутка для промывки двигателя как пользоваться

  • автор:

"Большая стирка" или "пятиминутка"?

Нагары и лаки, образующиеся в двигателе, являются неизбежными продуктами внутреннего сгорания. Неочищенные, они становятся "молчаливыми убийцами" двигателя. Периодическое промывание продвинутыми растворяющими промывками, пожалуй, единственный путь задержать разрастание этих отложений.

Нагары и лаки, образующиеся в двигателе, являются неизбежными продуктами внутреннего сгорания. Неочищенные, они становятся «молчаливыми убийцами» двигателя. Периодическое промывание продвинутыми растворяющими промывками, пожалуй, единственный путь задержать разрастание этих отложений и, таким образом, дать возможность моторному маслу проявить себя полностью и защитить двигатель в момент пиковых нагрузок.

Каждое ужесточение правил по ограничению автомобильных выбросов подталкивает производителей к разработке более чистых с экологической точки зрения двигателей. Оборотной стороной медали при этом является тот факт, что загрязнения, образующиеся при сгорании топлива и ранее выбрасывавшиеся в атмосферу, теперь вынуждены циркулировать внутри двигателя.

Масла, даже самые лучшие синтетические и полусинтетические, вынуждены сталкиваться с более тяжелой задачей нейтрализации или поддержания во взвешенном состоянии всех этих дополнительных загрязнений до тех пор, пока они не будут удалены из двигателя при сервисной замене масла.

Городские условия движения, длительные периоды работы на холостом ходу, короткие расстояния, при которых двигатель не успевает прогреться, обилие взвешенной в воздухе пыли и попадание в моторное масло топлива и конденсата, а также окисление масла – вот условия, которые в своих различных комбинациях способствуют образованию густых, тягучих отложений, хорошо известных мотористам.

Отложения обосновываются в масляном картере и повсеместно в двигателе, образуя лаки, которые забивают маслопротоки, а также заборник масляного насоса и препятствуют циркуляции масла в жизненно важных узлах двигателя.

Самые лучшие масляные фильтры удаляют частицы загрязнений размером не менее 25 микрон. Однако наиболее вредоносными частицами являются таковые в диапазоне от 5 до 20 микрон. Слишком малые, чтобы масляный фильтр мог их заметить, эти частицы остаются достаточно большими, чтобы их мог «терпеть» двигатель.

Что касается дизельных двигателей, то в них, кроме всего прочего, в камеру сгорания попадает сера, которая после сгорания превращается в SO2 и SO3, и в результате этого процесса в двигателе образуются кислоты.
Если вредоносные частицы не удалить широкодиапазонными растворяющими реагентами, они продолжат свою циркуляцию, образуя нагары и лаки, которые медленно, но верно будут душить двигатель, «бить» по его способности экономить топливо и «производить» в некоторых случаях до шестидесяти процентов износа двигателя. Нешироко известен и тот факт, что от десяти до двадцати процентов старого масла остается в двигателе после его полной замены. Это приводит к потенциальному ухудшению качества нового масла.

Подводя итог, можно сказать, что для того чтобы продлить жизнь двигателя, получив от него должную отдачу и обеспечив свободную циркуляцию моторного масла, все бензиновые и дизельные силовые агрегаты автомобиля должны промываться с периодичной заменой масла и масляного фильтра. В особенности речь идет о машинах, прошедших более 75 000 км.

Однако все это лишь теория, касающаяся промывки мотора. Специалисты отмечают, что лучше и надежнее было бы промывать двигатель, не прибегая к помощи «пятиминуток». Но если промывки быстрого действия есть практически во всех каталогах фирм-производителей, занимающихся производством автохимии, то промывки длительного действия отыскать сложнее. Поэтому мы представим небольшой обзор этих средств, производящихся на заводах фирм Comma Oil, Wynn`s и Liqui Moly.

COMMA OIL
Easi Engine Flush
Для того чтобы новое масло работало максимально эффективно, хорошей практикой считается устраивать двигателю регулярную «прачечную», чтобы промыть его от нагара и лаков. Easi Engine Flush призван быстро и эффективно справиться с этой задачей. Процедура применения проста: необходимо залить средство в мотор, после чего двигатель должен намотать на одометр не более 500 километров пробега (промывки работают во время движения автомобиля), а потом следует заменить масло и масляный фильтр.

Diesel Engine Flush
Действие этого промывочного средства аналогично вышеупомянутому Easi Engine Flush, однако его пакет моющих присадок «заточен» на борьбу со специфическими образованиями в дизельных двигателях. Для получения наилучших результатов также необходимо проехать до 500 километров со средством, добавленным в старое масло.

WYNN`S
Hydraulic Valve Lifter Concentrate
Wynn`s Hydraulic Valve Lifter Concentrate – добавка в моторное масло для придания осадкам взвешенного состояния и удаления нагара в двигателе, а также для восстановления эффективной работы гидроподъемников клапанов. Средство растворяет нагар в пазах поршневых колец и каналах для смазки, после чего удаляет его, очищая внутреннюю часть двигателя. Добавка не нарушает работу катализаторов и обладает способностью совмещаться со всеми минеральными и синтетическими маслами. Производитель рекомендует применять средство при пробеге более 100 тысяч километров. Для Hydraulic Valve Lifter Concentrate неважно, какой мотор мыть. Большая «стирка» может быть устроена для двигателя, в котором ранее использовались масла различных марок, а замена смазывающих жидкостей производилась нерегулярно.

Промывка подходит для дизельных и бензиновых двигателей. Наличие или отсутствие турбины не имеет значения. Главное – добавить концентрат в моторное масло не менее чем за 500 километров до замены масла.

LIQUI MOLY
Oil-Schlamm-Spulung
Жидкость для промывания масляного осадка фирмы Liqui Moly – специальное сочетание активных компонентов для быстрого и простого вывода черного осадка и других продуктов сгорания из двигателя и коробки передач.

Oil-Schlamm-Spulung призван удалять черный осадок, устранять налет на поршнях, а также в пазах для поршневых колец. Делает много чего еще, как заявляет производитель, но главное – соблюсти все нормы правильного применения. После добавления в моторное масло нужно проехать в обычном режиме около 100-300 км. Тут уже не следует топить гашетку, напрягая мотор. После обозначенного пробега необходимо произвести смену масла и масляных фильтров. При крайне высокой степени загрязнения очистку двигателя желательно повторить.

Промывка масляной системы перед заменой масла пятиминутка? Как нами манипулируют производители в зависимости от тренда, смотрите на примере Castrol и Shell.

Промывать или не промывать двигатель перед заменой масла? У этого вопроса очень давняя история и она имеет как сторонников в своих рядах, так и ярых противников.

Сторонники это чаще всего люди, с большим опытом вождения, начинавших управлять автомобилями в ту эпоху, когда не было хороших запчастей, точнее не было никаких запчастей, был один сплошной дефицит, а также не было хороших масел. В связи с этим за машиной тогда хорошо следили и обслуживали.

С другой стороны современность дала нам пресыщение как в запчастях, так и в автомобилях. Теперь основная масса людей рассматривают их как обычное средство передвижения и отношение, мягко говоря, стало потребительским. Многое можно услышать про то, что автомобили стали ненадежнее, с одной стороны это связано с ужесточающимися экологическими требованиями (более подробно писал об этом здесь), желанием Производителя показать низкую стоимость владения автомобилем, а с другой с тем, что культура обслуживания автомобиля сейчас явно страдает. Но это отдельные темы, мы же вернемся к обсуждаемому нами вопросу.

Крупные масляные производители, такие как Mobil, Castrol, Shell всегда сходились на том, что не рекомендовали это делать. Правда уже не все, как увидим ниже. Объясняется это тем, что в современных маслах моющие присадки и так прекрасно справляются со всем с чем сталкивается двигатель в процессе работы, а потому необходимо лишь лить хорошие масла с учетом допуска Производителя автомобиля и своевременно менять масло.

Из аргументов против на официальной странице Castrol в разделе вопросы и ответы, мы читаем:

"Следует ли промывать двигатель перед заменой масла?

Нет, промывать двигатель при смене масла не рекомендуется. Современные, особенно синтетические, моторные масла обладают высокими моющими способностями и эффективно очищают двигатель от отложений, препятствуя образованию новых. При замене около 5-10% старого масла остается в двигателе, но это никаким образом не ухудшает свойства вновь залитого. Промывки же не являются маслами, не сертифицированы, а значит, не гарантируют работы двигателя даже на минимальный срок.

Если есть необходимость в дополнительной очистке двигателя, в связи с тяжелыми условиями эксплуатации, необходимо сократить межсервисный интервал вдвое."

Логика в этом определенно есть, так как действительно полностью слить старое масло полностью без разборки двигателя не получится. В итоге, наше масло меняет свои технические характеристики (особенно когда для промывки используется не присадка, а промывочное масло).

Один из пользователей ОйлКлаба (Пенсионер24) решил измерить изменение свойств своего масла при добавлении в него 15% промывочного масла Газпромнефть ПРОМО. То есть он замерил свойства своего масла в чистом виде и сделал смесь 85% своего масла и 15% промывочного (приблизительно столько масла остается в системе). Результаты оказались на лицо. Низкотемпературные свойства масла и индекс вязкости упали. Более подробно здесь. И это только то, что мы видим в цифрах, а какие могут быть еще последствия, которые не проявятся прямо сейчас — большой вопрос! Двигатель вряд ли в моменте станет работать хуже, но использование подобных составов из раза в раз, могут принести неприятные плоды.

Данный эксперимент показывает наглядность процитированных слов компании Castrol в действии.

При этом на рынке всегда было много вторичных производителей масел*, которые делали присадки для промывки двигателей перед заменой масла. Например, Ликви моли.

И они наоборот всегда настаивали на необходимости промывки двигателя при замене моторного масла. Вот как объясняет необходимость промывки сам Производитель:

"Быстрая промывка двигателя Engine Flush применяется для профилактической промывки двигателя при обычном режиме езды без пробок и повышенных нагрузок при стандартном интервале замены масла. Не требует специальной подготовки.

Мягко растворяет отложения и загрязнения, не забивая маслоприемник, каналы и протоки масляной системы.

Существенно уменьшает несливаемый остаток и продлевает срок службы нового масла
■ Благодаря пакету защитных моторных присадок безопасно очищает двигатель и образует защитный слой, снижающий трение
■ Содержит комплекс по уходу за резиновыми деталями системы
■ Полностью выходит из системы вместе со старым маслом
■ Подходит как для бензиновых, так и для дизельных двигателей
".

Обратите внимание, на эти слова существенно уменьшает несливаемый остаток, что в общем-то входит в явное противоречии с аргументами выше у Castrol. Среди одних из плюсов, продление срока службы нового масла. Опять-таки логика есть. Если двигатель отмыт, то эти загрязнения сольются со старым маслом, и новое не так быстро будет стареть.

В гамме продукции Ликви Моли присутствуют разные составы. Присадка о которой речь шла выше для нормальной эксплуатации при езде без пробок, есть более мощные промывки, которые используют, например, при городских режимах эксплуатации или при перепробегах. Для примера артикулы: 7591, 7592, 7593 и 1990.

Даже ярые противники использования промывочных жидкостей, иногда допускают ее использование в следующих случаях:
■ При смене производителя масла;
■ При смене используемой вязкостьи масла или его составом (минералка на синтетику и т.п.);
■ При попадании в двигатель других жидкостей (антифриз);
■ При использовании некачественного масла.

Поэтому вопрос об использовании или неиспользовании промывки — вопрос открытый.

С одной стороны с точки зрения маркетинга понятно, почему основные производители не рекомендуют использовать. Например, у вас в товарной матрице нет данного продукта. И это дает прекрасную возможность вашим конкурентам получить точку входа даже к вашим мегалояльным потребителям. Представитель этой компании приходит к владельцу сервиса или магазина и предлагает то, чего в ассортименте нет. И даже если вы это не используете, но находятся люди, которые спрашивают об этих товарах. И таким образом торговый представитель компании получает доступ к лицу принимающему решение. Дальше, если менеджер хороший, то сможет и потеснить ваше масло из этого сервиса, контакт-то уже налажен! Зачем это вам? Проще сказать, что использовать категорически нельзя!

Это одна сторона этой медали, другая в том, что действительно моющие присадки этих масел хорошо справляются со своей работой. При замене уплотнительной прокладки клапанной крышки, на сервисе на очень грязных моторах предлагали клиенту заливать масло на PAO основе (на тот момент Rally Formula Mobil1 5W-50) и менять каждые 5 000 км первые три смены (времена начала 2000-ых когда многие автомобили ездили на подобной вязкости). Реально к 4 замене с двигателя смывались даже лаковые отложения.

Поэтому нужно своевременно менять масло и при тяжелых условиях эксплуатации (например, городской режим или пробки) сокращать сроки его использования (более подробно здесь).

Этим летом (2019) был на обучении сервиса по маслам от компании Castrol. Технический тренер Castrol категорически заявлял специалистам автосервиса, что нельзя использовать промывку. И вдруг, вчера (25.01.2020) открыл сайт Castrol, и вижу что в линейке продукции появилась 10-минутная промывка для двигателя (Артикул 15C625).

В описании к промывке написано:

"При сгорании топлива во время работы ДВС образуются продукты его горения, которые попадают в моторное масло и накапливаются в нём. Затем они твердеют, коагулируют и образуют отложения, которые наносят вред эффективной работе двигателя, особенно моторам последнего поколения с прецизионно выполненными деталями. Средство для промывки двигателя Castrol “Engine Shampoo” способствует поддержанию его мощности и эффективности работы. Для этого перед заменой моторного масло необходимо добавить в него Castrol “Engine Shampoo”, пустить двигатель и дать ему поработать 10 минут на холостом ходу".

Как мы видим, политика в связи с появлением промывки изменилась, и Castrol начал говорить почти тоже самое, что всегда говорила своим пользователям компания LIQUI MOLY.

И самое интересное, что уже давно в Японии продается промывочное масло CASTROL не в виде присадки к старому маслу 5-10 минутки, а именно как промывочное масло для двигателя в 3 литровой таре. Возможно, что это сертифицированная жидкость Castrol, использование которой не будет так сильно влиять на заливаемое потом масло в плане ухудшения свойств, но не понятно другое. Почему на протяжении почти 20 лет в России Castrol был против промывок?

И здесь вопрос, что это? Наглядное изображение как нами манипулируют в зависимости от тренда? На одном и том же сайте запись, что использовать нельзя и в то же время на нем же предлагается промывка! Просто ребятишки забыли подредактировать сайт после появления промывки в линейке продукции. Ох, уж это поколение PEPSI! Раньше такие проколы вряд ли бы были возможны.

В связи с этим возникает вопрос: эти запреты это просто маркетинг или она все же реально нужна при замене? Вопрос остается открытым. Особенно что касается не присадок для промывки, а промывочных масел.

P.S. Как оказалось, что первой в изменении своего мнения оказалась компания Shell, спасибо пользователю LongJohnSilver, указавшему это в своем комментарии. Оказывается появилась она в ассортименте Shell аж в 2015 году. Я о ней слышал, но как сказали ребята на сервисе, работающим с Shell, когда обсуждали появление промывки от Castrol: "Шел тоже хотел запустить свою промывку, но что-то не пошло", оказалось что ребята ошибались, в линейке продукции Shell присутствует продукт Motor Flush. Видимо так хорошо работают менеджеры Shell со своими клиентами, потому что промывка это в первую очередь сервисный продукт. Но оставим это на их совести. Удивляет правда ценник на этот продукт, особенно по сравнению с Castrol 1 380₽ 300 мл VS Shell 215₽ 500мл, очень любопытно в чем разность составов? (когда писал статью 26.01.2020 ценник был как на скриншоте, брал с сайта. Сейчас (06.02.2020) уже 410₽. Видимо так хорошо их человек работает, который за сайт отвечает).

Что же осталось дождаться подобного продукта от компании Mobil, интересно много ли им потребуется времени чтобы сломаться и отказаться от своих убеждений?
__________________________________________________________________
* Почему "вторичные", потому что эти производители не производят сами базовые масла и присадки, а покупают их готовыми и мешают по своей рецептуре. Это не сколько не умаляет данных производителей, но мы не видим подобной продукции у производителей масел "первички". Как видно Castrol и Shell изменили свое отношение к данному вопросу.
___________________________________________________________________

Как промыть двигатель при замене масла без последствий

Внутренности автомобиля под капотом

Периодическая промывка двигателя легкового автомобиля в процессе замены масла продолжает активно обсуждаться как пользователями тематических форумов, так и автомобилистами в реальной жизни. Каким способом воспользоваться, какую применить жидкость и стоит ли промывать силовой агрегат вообще, — вот краткий список спорных моментов. Чтобы прояснить ситуацию и получить чёткие ответы, нужно детально рассмотреть каждый из вопросов по отдельности.

Необходимость процедуры промывки при замене масла

Владельцам машин, посещающим станцию технического обслуживания с целью поменять масло в двигателе, персонал СТО нередко предлагает попутно промыть силовой агрегат. Мотивация понятна — реализация промывающих средств плюс оплата за выполненную работу приносит прибыль. При этом ни автомеханик, ни сам хозяин машины зачастую не представляет, чем чревато бездумное проведение этой процедуры. Чтобы определиться, нужно ли делать очистку в каждом конкретном случае, необходимо разобраться в физике процесса, протекающего внутри мотора при эксплуатации.

Нагар и отложения внутри двигателя образуются всегда, какое бы масло вы ни заливали. Важно другое — как они могут повлиять на работу силового агрегата.

Коленвал — вид снизу

Так выглядит чёрный нагар при снятом поддоне

Слой чёрной накипи, появляющийся на поверхностях деталей — это результат закономерного угара масла. Его количество зависит от технического состояния цилиндро-поршневой (ЦПГ) и клапанной группы. А вот отложения жёлтого и чёрного цвета появляются по другим причинам:

  • использование дешёвых минеральных масел;
  • постоянное несоблюдение графика замены смазки;
  • заливка поддельных смазывающих материалов.

Как правило, нагар наблюдается на всех поверхностях под клапанной крышкой и на деталях ЦПГ, а отложения располагаются во всех масляных каналах и скапливаются в поддоне картера. Чтобы это привело к снижению проходимости протоков и ухудшению смазки трущихся поверхностей, требуется длительное время и большой пробег авто — свыше 200 тыс. км. А до того нагар и отложения довольно крепко держатся на стенках при условии, что владелец постоянно заливает одинаковое масло.

Сильно загрязненный двигатель

Эти желтоватые отложения свидетельствуют о том, что масло меняли редко

Чем опасна очистка внутри

Серьёзные проблемы случаются, когда вся эта грязь начинает отрываться из-за внешних воздействий такого рода:

  • при заливке сильнодействующих промывочных составов или масел;
  • после перехода на моторную смазку более высокого качества.

В составе любого моторного масла есть различные присадки, способствующие вымыванию всех видов накипи. В бюджетных минеральных смазках пакет присадок ограничен несколькими добавками, без которых нельзя обойтись. Более дорогие синтетические масла с расширенным пакетом присадок отличаются повышенной моющей способностью. Вот почему переход на синтетическую моторную смазку после длительного использования минеральной может ознаменоваться отрывом грязевых сгустков и их путешествием по масляным каналам.

Справка. Быстрое потемнение масла в двигателе вовсе не говорит о его низком качестве. Это означает, что в силовом агрегате имеется нагар, а смазывающая жидкость его хорошо отмывает. А в дизелях она чернеет практически сразу после заливки.

После добавления химически активной промывки либо заполнения хорошим маслом в моторе происходит следующее:

  1. Значительная часть налёта и отложений растворяется и движется по каналам к масляному фильтру, где и задерживается.
  2. После опорожнения картера старая смазка с остатками грязи удаляется не полностью. В системе остаётся от 0,2 до 1 л этой жижи (в зависимости от модели автомобиля).
  3. Часть отложений также остаётся на стенках картера и под клапанной крышкой в виде полурастворенной слизистой субстанции.
  4. После заливки новое масло начинает усиленно отмывать остатки грязи, устремляющиеся к сетке маслозаборника. К ним присоединяется оставшаяся в системе липкая жижа и довольно быстро забивает эту сетку.
  5. Насос не в состоянии прокачать жидкость через засорённую сетку и подать её в главный масляный канал. Трущиеся поверхности не смазываются, отчего происходит авария — перегрев и заклинивание мотора.

Фильтрующие сетки масляного насоса

Чистая (слева) и засоренная (справа) сетка маслозаборника

Когда можно промывать мотор и обязательно ли это

Вывод из вышесказанного такой: промывать двигатель — можно, хотя и не всегда нужно. Главное, скрупулёзно подойти к выполнению этой процедуры и следовать таким рекомендациям:

  1. Спокойно делайте промывку силового агрегата 1 раз в 4—5 замен моторной смазки, если вы — первый хозяин автомобиля и постоянно заливаете одинаковое масло.
  2. Когда вы приобретаете машину с большим пробегом или переходите с «минералки» на «синтетику» спустя 150—200 тыс. км, то сразу заливать моющее средство в двигатель нельзя. Потрудитесь сначала снять клапанную крышку и поддон картера, чтобы вручную удалить оттуда всю грязь или убедитесь, что её там нет. Потом можно производить промывку и заполнение новым маслом.
  3. Такие же действия нужно совершить, если вы никогда не промывали мотор, а спустя 200 тыс. км решились это сделать. В крайнем случае, чтобы не снимать поддон, выполните многоступенчатую промывку с использованием химического средства, промежуточного масла и дополнительного фильтра.
  4. При использовании качественного моторного масла и его замене каждые 6—8 тыс. км процедура промывания силового агрегата просто не нужна. Этим будут заниматься масляные присадки в течение всего пробега до капитального ремонта.

Не менее важно правильно выбрать способ очистки двигателя и хорошее средство, не разрушающее резинотехнические изделия, — сальники. Иначе вам придётся платить немалые деньги за их замену.

Средства для промывки силового агрегата: что выбрать

Все составы, имеющиеся в продаже и предназначенные для очищения деталей мотора от угарного налёта и различных шлаков, делятся на 3 группы:

  • специальные промывающие масла;
  • присадки для щадящей промывки;
  • добавки для быстрой промывки (жидкости – «пятиминутки»).

Справка. Некоторые водители, желая сэкономить, по сей день пытаются использовать народные способы очистки агрегата с применением ацетона, керосина, солярки и других простых средств.

Промывочные масла отличаются от обычных менее вязкой консистенцией, позволяющей проникать во все застойные зоны масляных протоков, и расширенным пакетом моющих добавок. Изготавливаются на минеральной и синтетической основе и продаются в канистрах ёмкостью 4 и 5 л. При промывке данный состав полностью замещает слитую ранее старую смазку и действует в течение 10—15 минут на запущенном двигателе, после чего тоже сливается.

Смазка моторная и промывочная

Комплект масел для замены с промывкой

Использование промывочных масел хорошего качества — лучший способ очищения, который даёт положительный результат и не наносит вреда деталям силового агрегата. На производстве таких составов специализируются известные бренды Liqui Moly и Castrol. Недостаток способа заключается в длительности процедуры, на неё придётся потратить минимум 1 ч времени, что актуально для слишком занятых автомобилистов.

Специальная химия и присадки для мойки

Наиболее известные и зарекомендовавшие себя на практике производители щадящих присадок — бренды Hi Gear и Bbf, хотя в продаже можно увидеть множество жидкостей других торговых марок. Они выпускаются в пластиковых и жестяных ёмкостях объёмом 400—500 мл и представляют собой смесь моющих компонентов, добавляемых в картер ещё во время эксплуатации. Например, инструкция к американской промывке Hi Gear гласит следующее:

  • для очистки двигателя с малым износом нужно добавить присадку за 200 км до замены масла с расчётом 1 банка на 4—5 л моторной смазки;
  • в изношенный мотор или с пробегом свыше 70 тыс. км надо заливать 2 банки: одну спустя 1500—2000 км после замены масла, вторую — за 200 км перед следующей.

Моющие средства для двигателя

Моющие добавки Liqui Moly и Runway

Присадки этой группы удобны в применении и достаточно эффективны, они хорошо подходят занятым людям, которым некогда возиться с промывочными маслами. По отзывам пользователей, моющие жидкости для мотора нареканий не вызывают, исключая случаи неправильного применения.

Поскольку к 5 л смазки нужно добавить 500, а то и 1000 мл присадки, то вязкость масла все же снижается, оно становится жиже, отчего трущиеся детали изнашиваются быстрее. Поэтому назвать щадящую промывку полностью безвредной нельзя.

Промывки – «пятиминутки» (например, от бренда Runway) представляют собой агрессивную жидкость, рассчитанную на объем до 5 л масла и предназначенную для быстрой очистки двигателя. Применяют их так:

  1. Убедившись, что уровень отработанной смазки находится посередине между минимальной и максимальной отметкой, заливают «пятиминутку» в мотор.
  2. Запускают двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах без перегазовок в течение 5 минут.
  3. Сливают отработку вместе с присадкой, меняют фильтр и заполняют картер новым смазывающим материалом.

Справка. Длительность работы на холостом ходу может варьироваться от 5 до 15 минут и регламентируется инструкцией в зависимости от производителя промывающего состава.

Данный тип промывок считается наиболее вредным для трущихся деталей силового агрегата и резиновых сальников, невзирая на заверения производителей в безопасности продукта. Мало того что жидкость довольно агрессивна, она за столь короткое время не успевает качественно промыть все каналы. Единственный плюс — простота в использовании.

Видео: Промывка бензиновых и дизельных двигателей

О народных промывочных средствах: дизельном топливе, бензине и керосине, ацетоне и прочих

В советские времена, когда выбор химических средств для обслуживания автомобилей был весьма ограничен, водители промывали силовые агрегаты разными доступными жидкостями, в том числе:

  • дизельное топливо;
  • керосин, сольвент;
  • ацетон;
  • различные масла – «веретёнка», трансформаторное, дизельное.

Перечисленные препараты служили ингредиентами для создания народных моющих средств, ведь в чистом виде заливать в мотор солярку или ацетон недопустимо. Трансформаторное масло смешивали с дизельным топливом в пропорции 1:1 или с керосином (400 мл на 2,5 л смазки). После эту смесь заливали в картер и давали поработать на холостых оборотах 15—25 минут. На тот момент рецепт действовал неплохо.

Современные автомобили сильно отличаются от старых «Жигулей» и «Волг», где степень сжатия была невысокой, отсутствовали датчики и электроника, а для изготовления ЦПГ и клапанов применялись дешёвые сплавы и металлы. По этой причине использование подобных смесей, особенно содержащих ацетон, недопустимо во всех двигателях нового образца. Промывать детали мотора керосином или соляркой можно лишь по отдельности, когда агрегат полностью разобран для ремонта.

Справка. Ацетон нельзя было применять и ранее, поскольку он абсолютно не растворяет жиры, зато быстро расправляется с пластиком и обычной резиной.

Как самостоятельно промыть двигатель

Процедура промывки довольно проста и выполняется силами одного человека. Для работы понадобится ключ от сливной горловины, ёмкость, воронка и приспособление для откручивания масляного фильтра. При использовании промывочного масла порядок действий такой:

  1. Прогрейте силовой агрегат до температуры не менее 60 °С, поставив его на смотровую канаву.
  2. Открутите пробку, подставьте ёмкость и слейте старую смазку. Чтобы она вытекала веселее, откройте крышку заливной горловины.
  3. Дождитесь, пока отработка стечёт до конца (20—30 мин), фильтр не снимайте.
  4. Закройте нижнюю пробку, залейте промывочное масло и запустите мотор на холостых оборотах. Не забудьте закрыть горловину.
  5. Выдержите время, указанное в инструкции на упаковке промывки. Заглушите силовой агрегат и слейте её, как описано в п. 1—3. Выкрутите масляный фильтр.
  6. Смажьте резиновое кольцо нового фильтра свежим маслом и установите его на место, затянув от руки.
  7. Заполните картер агрегата свежей смазкой и заведите мотор для проверки. Лампа давления масла должна погаснуть в течение 5—20 сек.

Щадящая и быстрая промывка с помощью присадок выполняется аналогичным образом, только жидкость заливается в двигатель заранее (точно указано в инструкции) и сливается один раз вместе с отработкой. Потом сразу заливается новая смазка.

Видео о правильной промывке мотора

Преимущества и недостатки разных способов очищения движка

Наименьший вред двигателю наносит промывка маслами с оптимальным пакетом моющих присадок, что является главным преимуществом данного способа. Если вы им воспользуетесь, то будете спокойны за техническое состояние ЦПГ и целостность всех сальников. Методику можно усовершенствовать, купив промежуточный масляный фильтр и поставив его на время проработки мотора на моющей смазке.

Недостатком способа считается длительность процесса и сравнительно высокая цена, которую придётся уплатить за качественную промывку. Поэтому он практикуется в тех случаях, когда у хозяина машины есть время и условия для проведения замены смазывающих материалов своими руками.

Заливка масла в мотор

При промывке маслом заливка производится дважды

Когда времени катастрофически не хватает, а смазку необходимо заменить немедленно, остаётся один вариант — промыть мотор быстрой «пятиминуткой». Здесь есть риск повреждения резинотехнических изделий, особенно если метод применяется постоянно. По быстроте выполнения и цене это самый приемлемый способ, он же наиболее вреден двигателю.

Золотая середина — щадящая промывка. Она не столь агрессивна, как «пятиминутка», и не отнимет у вас много времени. Главное, подгадать замену моторного масла после заливки состава, чтобы не ездить на нём слишком долго.

Раскоксовыватель нагара

Средство для раскоксовки поршневых колец

Говоря про обслуживание силового агрегата, нельзя не упомянуть операцию раскоксовки. Она выполняется на сильно изношенных моторах, где от нагара залегли маслосъемные, а иногда и компрессионные кольца. Тогда автомобиль теряет в мощности и сильно дымит, ездить становится невозможно. Чтобы высвободить кольца и удалить нагар, в каждый цилиндр впрыскивается едкий состав — раскоксовыватель. Данная процедура обязательно совмещается с заменой масла, иначе агрессивная жидкость может вывести из строя сальники или разъесть прокладки.

Видео: Раскоксовка колец с промывкой

Дизель — промывать или нет?

Важная особенность дизельных двигателей состоит в том, что при замене масла их промывать не только бессмысленно, но и вредно. Тому есть причины:

  • агрегат работает в жёстких условиях, где от топлива выделяется больше нагара и вновь залитое масло чернеет почти сразу;
  • дизельные смазки очень активны в плане промывки, поэтому дополнительная очистка не нужна;
  • масло для дизелей создаёт на всех трущихся поверхностях прочную плёнку, которую нельзя нарушать разными промывками.

Справка. Во времена СССР дизельные масла часто использовались в качестве промывок благодаря своим характеристикам.

Единственный способ содержать дизель в относительной чистоте и максимально продлевать его ресурс — менять моторную смазку как можно чаще (1 раз в 6—8 тыс. км). Впрочем, эта рекомендация актуальна и для бензиновых агрегатов.

Как выяснилось, промывка двигателя автомобиля — дело непростое. Процедура сложности не представляет, но её нужно выполнять к месту и с умом. Лучший вариант — промывать элементы и детали мотора в разобранном виде, когда пришло время капитального ремонта. А до этого нужно вовремя менять масло и не заливать в бак некачественное топливо, чтобы не провоцировать образование шлака и отложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *