Как зафиксировать гайку от раскручивания на ступице
Перейти к содержимому

Как зафиксировать гайку от раскручивания на ступице

  • автор:

Регулировка подшипников ступиц колес – безопасность в ваших руках

Регулировка ступицы

В отличие от владельцев автомобилей многих зарубежных марок, собственники вазовской «классики» знают, как проводится регулировка подшипников ступиц колёс. В настоящее время среди конструкторов и автоинженеров преобладает мнение, что нерегулируемые и неразборные подшипники передних ступиц более безопасны. С этим можно согласиться только отчасти. Новый подшипник меняется вместе со ступицей, в которую запрессован на заводе.

Хотим мы или нет, но износ неизбежен. Спустя какое-то время появляется люфт и выход только одни – покупать дорогой подшипник со ступицей. Отечественный автопром стоит на стороне наших автолюбителей.

Куда проще заменить лишь подшипники, которые позволяют периодически регулировать люфт ступицы. Во-первых, это в разы дешевле. Во-вторых, ресурс работы узла увеличивается. В-третьих, регулировка может быть произведена самим водителем в условиях гаража.

Почему на некоторых автомобилях возможна регулировка подшипников ступиц?

Учитывая, что конструкция ступичного узла классической серии ВАЗ позаимствована у зарубежных автомобилей, встречаются иномарки, у которых люфт подшипников передних колёс поддаётся регулированию. Подобная возможность обеспечивается особой конструкцией ступицы переднего колеса, которая вращается на полуоси на двух конических (конусных) подшипниках.

Отличительная особенность конических подшипников заключается в том, что можно установить люфт между ступицей и полуосью, прижимая друг к другу внешнюю и внутреннюю обоймы подшипников. В ступице по направлению конусов подшипники направлены друг к другу. Если постепенно затягивать ступичную гайку на полуоси, то это приведёт к более сильному прижиманию роликов между обоймами. В какой-то момент колесо вовсе прекратит вращение.

Таким образом, с помощью одной лишь гайки можно регулировать усилие, с которым обоймы прижимают ролики. В ходе эксплуатации даже сверхпрочные сплавы металла подшипников изнашиваются, что приводит к появлению чрезмерного люфта. Это подвергает опасности жизнь и здоровье, как водителя с пассажирами, так и остальных участников дорожного движения. Всё, что следует сделать для устранения такой неполадки – подтянуть и зафиксировать гайку ступицы. Как только гайка при максимальном зажимании перестанет оказывать влияние на величину люфта, необходимо менять подшипники.

Регулировка подшипников ступиц колес – пошаговая инструкция

Прежде чем приступить к процессу регулирования, следует провести определённые подготовительные действия. Для столь важного мероприятия, в действительности понадобится минимум инструментов:

  • домкрат;
  • молоток;
  • отвёртка;
  • бородок;
  • ключи для болтов колеса на «12», «27»;
  • динамометрический ключ.

При каждой регулировке люфта подшипников обязательно следует менять ступичные гайки. Фиксация гайки на полуоси в необходимом положении происходит заклёпыванием буртика гайки в паз на полуоси. Если буртик отогнуть и загнуть повторно, то велика вероятность, что гайка вернётся в прежнее положение.

Имея под рукой всё необходимое, можно приступать к регулировке подшипников ступиц.

Технология регулировки ступичного подшипника:

  • автомобиль фиксируется на ровной площадке стояночным тормозом или другими подручными средствами;
  • с помощью домкрата поднимается переднее колесо, после чего снимается вместе с декоративными колпаками;
  • аккуратно с помощью молотка, отвёртки или другой проставки, выпрессовывается защитный колпак ступицы;
  • колесо устанавливается на ступицу и закручивается как минимум двумя противоположно расположенными болтами;
  • проверяется величина люфта и возможность подтяжки для чего: одной рукой следует удерживать колесо в верхней части и совершать резкие качательные движения в стороны по направлению оси колеса, а второй рукой необходимо прижимать шайбу, расположенную между гайкой и обоймой подшипника. Если осевой зазор более 0,02 – 0,08 мм, следует приниматься за регулирование;
  • с помощью молотка и заострённого металлического предмета (бородок, кёрн) необходимо расконтрить согнутые участки буртика ступичной гайки;
  • гайка раскручивается и снимается, вместо неё накручивается новая (на правой цапфе гайка с левой резьбой, на левой цапфе – с правой);
  • после затяжки гайки усилием 19,6 Нм необходимо несколько раз провернуть ступицу в разных направлениях для того, чтобы ролики подшипников заняли своё место;
  • гайка ослабляется и повторно затягивается, но уже с усилием 6,8 Нм. Для справки: 10 Нм = 1.02 кг/см 2 ;
  • гайка отворачивается на угол примерно в 25 градусов;
  • буртик гайки заминается в пазы на полуоси цапфы поворотного кулака;
  • производится сборка ступицы и установка колеса.

Советы экспертов при выполнении регулировки

Регулировка подшипников ступиц колес дело весьма важное и ответственное, ведь от того, на сколько всё сделано правильно, зависит безопасность людей. Кроме строго выполнения всех правил, необходимо знать и учитывать такие аспекты, как:

  • степень затяжки гайки ступицы;
  • состояние смазки подшипников.

Некоторые водители ошибочно считают, что если потуже подтянуть гайку, то это продлит пробег. После того, как гайка зафиксирована колесо должно вращаться абсолютно свободно и установленный минимальный технологический люфт должен присутствовать. В движении все части подшипника нагреваются и расширяются. Если перестараться и сильно зажать гайку, то это может привести даже к заклиниванию или разрушению подшипника.

Подшипники в ступице должны быть обильно смазаны. В ходе эксплуатации на смазку оказывают разрушающее воздействие: трение, перегрев, появление примеси стирающегося металла. Если пришло время регулировать люфт подшипников, не стоит экономить деньги на покупке новой смазки. Как правило, универсальной для подшипников ступиц является «Литол-24». Смазка – это одно из важных условий увеличения ресурса подшипников.

С каким усилием затягивать ступичную гайку

с каким усилием затягивать ступичную гайку

Правильно определив с каким усилием затягивать ступичную гайку и вовремя остановившись можно избежать срыва резьбы и необходимости выполнять дорогостоящий ремонт, учитывая сегодняшние цены на гайки. Мастера выполняют эту работу с использованием специального динамометрического ключа. Поскольку ступичный подшипник изделие достаточно капризное и не всегда есть под рукой дополнительное оборудование, то знать ответ на этот вопрос очень важно.

Перед работой не мешает определить какой его вид установлен, например, он бывает конусный или роликовый.

Особенности затягивания ступичной гайки

Ни понимая, с каким усилием затягивать колесные гайки, лучше не браться за эту работу. Если их перетянуть, то произойдет поломка, а если не дотянуть, то в таком случае может произойти прокручивание, посадочное место под подшипником испортится. Все, кто не уверен в своих познаниях, могут использовать пружинный кантор, но можно обойтись и более простым способом. Воротки с трещоткой чаще всего не могут обеспечить достаточное усилие, а предназначенные для этого инструменты стоят дорого.

Чтобы не допустить поломки и правильно выполнить работу, для протяжки рекомендуется использовать рычаг длиной метр или чуть больше. Если на ступице автомобиля мелкий шаг резьбы может хватить усилия в 20 Нм плюс к этому необходимо будет сделать поворот ключа еще на 90°, в сумме такие усилия дадут очень приличный момент затяжки.

Кто помнит физику может произвести простой расчет. Для этого необходимо знать свой вес и длину рычага. Значение в 20 Нм равно усилию два килограмма при длине рычага в метр.

Усилие, то с каким моментом затягивать ступичную гайку, зависит от индивидуальных особенностей транспортного средства. Рекомендации по затяжке даже одного и того же подшипника часто различаются. Они зависят от качества металла ступиц, прочности гаек, цапф, резьбы. Обычно 19-23 кгс/м достаточно. Если произойдет ослабление подшипника и зазор достигнет значения 0,06-0,08 миллиметров, это значительно повлияет на снижение ресурса всего механизма.

Специалисты много лет проработавшие в автосервисе рекомендуют через каждые 15-20 тысяч километров пробега подтягивать гайки ступиц.

Полезно будет в таком случае их немного расслабить на один два оборота. Лучше всего чтобы автомобиль был приподнят домкратом при этом. Для осуществления данного процесса многие советуют применить трубчатый ключ, накидной, потому что у него толстые стенки и есть место под вороток, и он более мощный. Благодаря специальному переходнику получиться применить трубу.

Современные автомобили оборудованы обжимными гайками, которые не нужно контрить. На них есть пояски и они сами вдавятся в пазы цапфы. Не надо давить на ключ всем своим весом в сто килограмм, это фактически в два раза сильнее, чем необходимо. Зная точно какой момент затяжки ступичной гайки можно избежать потери колеса в пути, перед этим произойдет образование стука при поворотах, машина при этом может вылететь в кювет.

[Тех вопрос] Раскручивается гайка ступицы (Задняя)

Проблема такая. Сама по себе раскрутилась гайка ступицы (справа сзади). Колесо ходуном, но кое как доехал. Закрутил плотно — толку 0, сразу раскручивается.
Так вот вопрос — Что можно сделать с этой гайкой? или от чего она подойдет? заказывать нет времени, машина нужна на ходу(

Метки: ступица гайка резьба сиерра

Комментарии 68

На всех моих сырках прошлые хозяева контрили зубилом по гайке, а я потом опся как олень!

Вот по этому я не хочу так делать) тяжко потом будет)

Правильно! Ну его нах!

чётко и понятно)))

LebedevSerega

чётко и понятно)))

Если гайка не родная, то возможно резьба не совпадает (на доли мм), поэтому и раскручивается. Лично я бы купил гайку родную. Жизнь и здоровье дороже. Ты потом за подшипники еще заплатишь, потому как при ослаблении гайки соответственно подшипники тоже ослабляются. Но если так все плохо и нет возможности купить, то я бы взял металл с алюминиевой банки приложил к резбе и закрутил гайку, лишний алюм. срежется, а нужный останется в резьбе.

Гайки обе родные. видимо дело в шлецах дальше. т.к. появился люфт колеса по оси кручения. именно на шлицах ползает фланец. От этого и удары проходят при резком отпускании газа. Значит из-за этих ударов откручивается гайка ступицы. Залил гайку ступицы фиксатором — теперь гайка мертво стояла и не раскручивается никак и ничем, нужно греть что-бы снять. Но в итоге все равно расшатало ее чуть чуть и колесо как пися в стакане 🙂 что по осевой, что на излом. вообщем замена всего правого привода только поможет(.

далеко ты живешь…у меня и привода есть и ступицы, в общем все есть.

Никакой фиксатор резьбы не поможет. Я как-то хотел ослабить ступичный подшипник для эксперимента и зафиксировал гайку фиксатором резьбы. Так вот, по дороге фисатор резьбы был сорван, а гайка сама затянулась до упора, намертво. Так что важно, чтобы левая и правая резьба на приводах были там, где надо: левая задняя ступица — левая резьба!

на правой ступице резьба закручивается вправо. но затягиваться не хочет(

Надо разбирать ступицу и искать механические дефекты. Но тогда, к слову, я законтрил второй гайкой первую, и тогда эта связка никуда не перекрутилась (это я экспериментально слегка ослаблял ступичные подшипники).

а что к примеру может быть? на что обратить внимание? не сталкивался пока со ступицей

Надо убедиться, что гайка на самом деле затягивает весь узел, что он не болтается как хочет. Бывает, что ступица протирается об подшипник (сзади) и утоньшается, тогда гайка уже упирается в шлицы, но всё ещё не может стянуть ступицу с подшипниками. Итог — незатянутый узел со всеми вытекающими последствиями.
Это — один из вариантов. Если ещё что вспомню, напишу.

Разобрал, глянул — прижимает плотно. НО на проставке (или как ее там, которая с 4мя болтами) видимо сьелись зубья или на самой ступице. вообщем эта проставка имеет ход влево-вправо чуть чуть. поставил новую гайку — все равно откручивается.на правом колесе гайка закручивается вправо (как надо). щас залил фиксатором резьбы. завтра посмотрим что выйдет из этого.

Свою проставку-ступицу я снимаю исключительно с помощью съёмника, т.е. — никакого люфта по определению.

а у меня ОГРООООМНЫЙ ход у нее… т.е. снимаю гайку ступицы и хоп — проставка эта у меня в руках) вообщем буду менять полностью привод ступицы правый. надоело кулибничать безтолково

LebedevSerega

на правой ступице резьба закручивается вправо. но затягиваться не хочет(

Не хочу никого обидеть, но правильно ли мы все понимаем, где у машины правое заднее колесо? Я считаю, что оно находится позади пассажира, сидящего рядом с водителем.

правильно понимаете и именно там должна быть левая резьба. Так же как и на старых ГАЗ 53

У меня в записной книжке написано: левая задняя ступица — левая резьба! Если у меня ошибка, то это серьёзно. Надо уточнять!

правильно понимаете и именно там должна быть левая резьба. Так же как и на старых ГАЗ 53

нет. должна быть правая. да и на сиеррах перепутать их нельзя — одна меньше на 5см другой

По ссылке carmn.ru/ford/sierra/3-1-…19-zadnyaya-podveska.html в разделе "Задняя подвеска СТУПИЦЫ ЗАДНИХ КОЛЕС" говорится, что "Правую резьбу имеют правые полуоси, а левую – левые полуоси".

Не хочу никого обидеть, но правильно ли мы все понимаем, где у машины правое заднее колесо? Я считаю, что оно находится позади пассажира, сидящего рядом с водителем.

Никакой фиксатор резьбы не поможет. Я как-то хотел ослабить ступичный подшипник для эксперимента и зафиксировал гайку фиксатором резьбы. Так вот, по дороге фисатор резьбы был сорван, а гайка сама затянулась до упора, намертво. Так что важно, чтобы левая и правая резьба на приводах были там, где надо: левая задняя ступица — левая резьба!

поставил новую гайку — все равно откручивается.на правом колесе гайка закручивается вправо (как надо). щас залил фиксатором резьбы. завтра посмотрим что выйдет из этого.

Если резьба ступицы в норме, то просто поставь новую гайку, фиксатором резьбы пройдись, зажми необходимым усилием и все. Гайка ступицы включает в себя пластиковое кольцо против отвинчивания, если оно разбито или резьба на ступице не важная — тогда будет отвинчиваться

там не было пластика вообще( на левом колесе была. но там как-то по другому вообще всё. а справа было просто резьба и гайка здоровая

Ну вот как на картинке кольцо должно быть
www.splyse.ru/netcat_files/11/3/20_9.jpg
именно оно и удерживает от отвинчивания

на левой есть. на правой нет)

значит купи новую гайку и проблема решена

Не было бы проблем если они где-то были. на разборе так же без кольца(

Sirozha1984

Ну вот как на картинке кольцо должно быть
www.splyse.ru/netcat_files/11/3/20_9.jpg
именно оно и удерживает от отвинчивания

LebedevSerega

там не было пластика вообще( на левом колесе была. но там как-то по другому вообще всё. а справа было просто резьба и гайка здоровая

значит заменена гайка. должна быть самоконтрящаяся . а ваще да. на фиксатор резьбы красный посади и все. у меня проставки прикручены с помощью его

спасибо. возьму на заметку. как его вообще использовать? я просто не представляю что это и с чем едят даже)

AutumnFordCrew

значит заменена гайка. должна быть самоконтрящаяся . а ваще да. на фиксатор резьбы красный посади и все. у меня проставки прикручены с помощью его

почитал. разобрался) спасибо) решение за фиксатором)

AutumnFordCrew

значит заменена гайка. должна быть самоконтрящаяся . а ваще да. на фиксатор резьбы красный посади и все. у меня проставки прикручены с помощью его

поставил новую гайку — все равно откручивается.на правом колесе гайка закручивается вправо (как надо). щас залил фиксатором резьбы. завтра посмотрим что выйдет из этого.

Sirozha1984

Если резьба ступицы в норме, то просто поставь новую гайку, фиксатором резьбы пройдись, зажми необходимым усилием и все. Гайка ступицы включает в себя пластиковое кольцо против отвинчивания, если оно разбито или резьба на ступице не важная — тогда будет отвинчиваться

поставил новую гайку — все равно откручивается.на правом колесе гайка закручивается вправо (как надо). щас залил фиксатором резьбы. завтра посмотрим что выйдет из этого.

гайка с кольцом-фиксатором, скорповская, или со строй рынка? откручиваться не должна, гайки самозакручивающиеся, в крайнем случае если резьба позволяет то ставь контр гайку. Оси ступиц хоть правильные стоят? Если с обратной стороны то она и будет откручиваться, тогда единственно возможное это контргайка

Ось стоит правильно. Гайка любая не держит. Сейчас увидил что шлецы стерлись у оси. Стипица имеет люфт. Когда педаль газа отпускаю удар проходит. Видимо из за этого. Видимо только замена полуоси (

Скорей всего у тебя стоят полуоси с одной стороны. Сзади одна гайка с левой резьбой, другая с правой. Именно для того чтобы не раскручивались. Больше полуоси ничем не отличаются. В процессе эксплуатации и ремонта могли левую заменить на правую. Поставь на фиксатор резьбы или любую краску типа сурика, но не эмаль.И законтрагай, если место есть.Старые гайки могут быть хуже и лучше. Лучше — если там осталась уплотнительная пластмассовая шайба, приварена прямо на гайку. Но в нашей стране — все возможно).

PhoenixPhantom

Скорей всего у тебя стоят полуоси с одной стороны. Сзади одна гайка с левой резьбой, другая с правой. Именно для того чтобы не раскручивались. Больше полуоси ничем не отличаются. В процессе эксплуатации и ремонта могли левую заменить на правую. Поставь на фиксатор резьбы или любую краску типа сурика, но не эмаль.И законтрагай, если место есть.Старые гайки могут быть хуже и лучше. Лучше — если там осталась уплотнительная пластмассовая шайба, приварена прямо на гайку. Но в нашей стране — все возможно).

контргайку не куда налепить( нет резьбы на конце лишней

ну крась тогда… или сверли… даже в самом болту не в гайке, и шплинтуй

PhoenixPhantom

Скорей всего у тебя стоят полуоси с одной стороны. Сзади одна гайка с левой резьбой, другая с правой. Именно для того чтобы не раскручивались. Больше полуоси ничем не отличаются. В процессе эксплуатации и ремонта могли левую заменить на правую. Поставь на фиксатор резьбы или любую краску типа сурика, но не эмаль.И законтрагай, если место есть.Старые гайки могут быть хуже и лучше. Лучше — если там осталась уплотнительная пластмассовая шайба, приварена прямо на гайку. Но в нашей стране — все возможно).

таки они же разной длины вроде бы

Не уверен, надо завтра глянуть, мост есть снятый. Самому интересно стало.

я как то давно искал себе левый привод, нашел в городе чел говорит есть. приехал, а у него правый, померили, и показалось, что он длиннее.

Я померяю завтра.

PhoenixPhantom

Скорей всего у тебя стоят полуоси с одной стороны. Сзади одна гайка с левой резьбой, другая с правой. Именно для того чтобы не раскручивались. Больше полуоси ничем не отличаются. В процессе эксплуатации и ремонта могли левую заменить на правую. Поставь на фиксатор резьбы или любую краску типа сурика, но не эмаль.И законтрагай, если место есть.Старые гайки могут быть хуже и лучше. Лучше — если там осталась уплотнительная пластмассовая шайба, приварена прямо на гайку. Но в нашей стране — все возможно).

полуоси разные по длинне! чтоб их и не путали!

PhoenixPhantom

Скорей всего у тебя стоят полуоси с одной стороны. Сзади одна гайка с левой резьбой, другая с правой. Именно для того чтобы не раскручивались. Больше полуоси ничем не отличаются. В процессе эксплуатации и ремонта могли левую заменить на правую. Поставь на фиксатор резьбы или любую краску типа сурика, но не эмаль.И законтрагай, если место есть.Старые гайки могут быть хуже и лучше. Лучше — если там осталась уплотнительная пластмассовая шайба, приварена прямо на гайку. Но в нашей стране — все возможно).

интересно? с каких пор полуоси стали вдруг одной длинны.

PhoenixPhantom

Скорей всего у тебя стоят полуоси с одной стороны. Сзади одна гайка с левой резьбой, другая с правой. Именно для того чтобы не раскручивались. Больше полуоси ничем не отличаются. В процессе эксплуатации и ремонта могли левую заменить на правую. Поставь на фиксатор резьбы или любую краску типа сурика, но не эмаль.И законтрагай, если место есть.Старые гайки могут быть хуже и лучше. Лучше — если там осталась уплотнительная пластмассовая шайба, приварена прямо на гайку. Но в нашей стране — все возможно).

не вводите человека в заблуждение. правая полуось отличается еще и по длине, потому они не взаимозаменяемые. Просто до 85 года (точно не помню, но примерно) полуоси выпускались исключительно с правой резьбой, потом стали делать с левой.
как вариант можно взять еврогайку для крепления колес грузовиков там также размер резьбы 22х1,5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *