Проверка биения маховика
При помощи индикатора измерьте биение маховика со стороны сцепления. Медленно прокручивайте диск и считывайте показания индикатора. Если биение отличается от нормы, замените маховик. При обнаружении на контактной поверхности следов обгорания или изменения цвета, устраните их наждачной шкуркой.
Допустимое биение маховика (модели с МКП):
Рис. 3.4. Проверка биения маховика
Проверьте зацепление ступицы ведомого диска со шлицами вала сцепления. Для этого наденьте диск и зажмите внешний край между большим и указательным пальцами. Двигайте диск в направлении вращения туда и сюда. Если величина люфта более 0,8 мм, значит, шлицы изношены и, скорее всего, изношенные шлицы следует искать в ведомом диске.
Проверка осевого биения и свободного хода диска сцепления
Проверьте внутренние концы мембранной пружины на износ. Если определены места глубокого износа, замените сцепление полностью.
Рис. 3.6. Проверка внутренних концов мембранной пружины
Края мембранной пружины должны находиться на одной высоте с разницей не более 0,8 — мм. Изогнутые края выпрямите. Для этого обычно применяется специальное приспособление, но можно вставить стальную полоску в щель и отогнуть концы.
Установите стальную линейку на поверхность трения нажимного диска сцепления и с помощью измерительного щупа измерьте, перекос в данном месте не должен превышать 0,5 мм.
Если имеются борозды, устраните их с помощью обработки на станке или замените детали на новые.
Неисправности маховика двигателя автомобиля
Казалось бы такая крупная и надежная деталь двигателя как маховик не ломается. Но нет, сломать ее все-таки можно. В ряде случаев даже достаточно быстро.
Рассмотрим какие неисправности бывают у маховика, от чего они могут приключиться и можно ли их устранить своими силами.
Неисправности маховика
1. Износ зубцов венца маховика.
Износ зубьев венца является одной из причин невозможности запустить двигатель. Стартер попросту крутит вхолостую. Зубцам «бендикса» просто не за что зацепиться. Износ зубцов на маховике двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 (рассматриваемых на нашем сайте) появляется обычно с двух сторон так как коленчатый вал двигателя останавливается в основном в двух положениях.
Потому в случае небольшого износа целесообразно не заменять зубчатый венец на новый, а попросту провернуть его относительно маховика на 90 градусов подставив под «бендикс» стороны с целыми зубцами. Заводской венец может еще послужить, а вот новая деталь может попасться слишком мягкой и выйдет из строя за считанные месяцы.
Либо запилить зубцы, сделав фаски, примерно 1,5Х45°.
Износ зубцов зубчатого венца маховика двигателя автомобиля
Подробно о том как самостоятельно заменить зубчатый венец маховика смотри в статье: «Замена зубчатого венца на маховике двигателя».
2. Проворачивание венца относительно маховика.
Если при замене зубчатого венца он не был в достаточной мере нагрет и забит на маховик молотком, при дальнейшей эксплуатации возможно проворачивание венца относительно маховика во время пуска двигателя. Так как такая «холодная посадка» весьма ненадежна. Признаками этой неисправности будут проблемы с проворачиванием коленчатого вала стартером, сопровождающиеся пугающим скрипом и скрежетом, и изменение цвета поверхности маховика под венцом (т.н. цвет побежалости) от постоянного проскальзывания.
Для ее устранения придется все разбирать и устанавливать новый зубчатый венец, теперь уже нагрев его как следует.
Считается, что обод не должен проворачиваться на своем посадочном месте при крутящем моменте 590 Н.м или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).
3. Большая выработка рабочей поверхности маховика.
В месте контакта ведомого диска сцепления с рабочей поверхностью маховика со временем возникает выработка. Это естественный износ. Он происходит годами, на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля. Но, если постоянно «ездить на сцеплении», либо оно постоянно пробуксовывает или когда подклинивает выжимной подшипник, то износ трущихся поверхностей (в том числе и рабочей поверхности маховика) происходит в разы быстрее. Допустимая выработка на рабочей поверхности маховика до 1 мм.
Рабочие поверхности маховика, нажимного и ведущего дисков сцепления при движении автомобиля должны быть плотно прижаты друг к другу и не проскальзывать, обеспечивая плавную и ровную передачу крутящего момента
В качестве ремонта обычно практикуют проточку рабочей поверхности маховика на глубину до 1 мм и одновременную проточку поверхности крепления корзины сцепления на 0,5±1 мм. После проточки по крайним точкам проверяют параллельность поверхностей (допустимая непараллельность 0,1 мм) и биение маховика (допустимое биение на индикаторе 0,1 мм). Но если точить и проверять нечем, то при обнаружении глубокой выработки или трещин, а так же больших царапин маховик следует заменить.
4. Замасливание рабочей поверхности маховика.
Если потек задний сальник коленчатого вала, либо на лючке картера сцепления нет заглушки, а под клапанную крышку подтекает моторное масло или при замене сцепления кто-то хватал масляными руками за рабочие поверхности деталей, то вполне возможно, что произойдет замасливание рабочей поверхности маховика. Как следствие — пробуксовка сцепления, не устранимая ни какой регулировкой.
В такой ситуации придется все разбирать, протирать детали сцепления и маховик уайт-спиритом (ведомый диск даже скорее всего придется заменить).
5. Исчезновение установочной метки на маховике.
Иногда поиск установочной метки на маховике двигателя автомобиля выливается в большую и трудноразрешимую проблему. В идеале, для того чтобы ее найти нужно совместить метку на шкиву распредвала и выступ на задней крышке привода ГРМ. После чего метка на маховике должна быть видна в лючке картера сцепления, напротив шкалы углов опережения зажигания. Если не видна, нужно еще раз провернуть шкив распредвала (на 360 гр) и тогда она будет видна уже наверняка.
Но, в некоторых случаях метка на маховике может быть скрыта слоем грязи или (и) масла, либо съедена коррозией. Обнаружить ее в таком случае поможет только тщательный досмотр. Для поиска необходимо вооружиться фонариком, шлицевой отверткой и тряпкой с растворителем.
По сантиметру поворачиваем маховик за шлицы зубчатого венца отверткой. Тщательно протираем его поверхность тряпкой смоченной растворителем и ищем метку.
Иногда во время ремонта двигателя, маховик устанавливают неправильно. При совмещении других установочных меток метка на маховике оказывается внизу, а не вверху и не видна. Эту особенность так же следует учитывать при ее поиске.
Трудно различимая метка на маховике двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083, 21093, 21099
Примечания и дополнения
— Если приходится заменить маховик целиком, то балансировка или доработка нового маховика не требуется.
Двухмассовый маховик как проверить своими силами: краткое описание диагностики неисправности и подробная инструкция
Симптомов поломки демпферного маховика может быть много, в зависимости от того, что повреждено. Если при запуске или остановке двигателя вы слышите посторонние звуки, это может быть поломкой демпферного маховика. Особенно это заметно на небольших оборотах двигателя, а при увеличении оборотов посторонние вибрации и звуки пропадают. Разбалансировка маховика сопровождается громким гудением, которое увеличивается с увеличением оборотов двигателя.
Если во время разгона автомобиля чувствуются вибрации, то это говорит об износе демпфера маховика. Аналогичные симптомы могут быть и при других поломках. Как же проверить демпферный маховик? Для этого необходимо провести несложный тест. На высокой передаче замедлиться до 1300-1500 оборотов в минуту, а затем педаль газа нажать максимально возможно в крайнее положение. Если вы не услышали странных звуков и вибраций, то ваш маховик работает, скорее всего, нормально. Данный тест очень перегружает маховик, поэтому не проводите его часто.
Но если вы уверены в поломке демпферного маховика, то приготовьтесь к большим расходам. Правда, некоторые сервисы предлагают разборку и восстановление двухмассового маховика. Но тут необходимо хорошо подумать. Заводы-производители не предусматривают ремонт демпферного маховика, поэтому не поставляют в продажу необходимые детали. Чтобы демпферный маховик служил долго, рекомендуется: • Не перегружать автомобиль; • Не бросать педаль сцепления; • Не начинать движение с повышенной передачи; • Не пробуксовывать; • Не водить автомобиль агрессивно.
Какие преимущества и недостатки?
На практике водителю важны не столько технические показатели и конструктивные особенности механизма, сколько удобство и комфорт вождения. Установка в автомобиль двухмассового маховика дает на практике следующие преимущества:
- Переключение передач становится более удобным и мягким.
- Инерционный момент при переключении уменьшается.
- Увеличивается ресурс ДВС и КПП.
- В картере сцепления достигается экономия пространства, что является важным преимуществом для компактных транспортных средств.
Несмотря на многочисленные преимущества, у него имеются и недостатки. Во-первых, стоимость достаточно высокая. Во-вторых, срок эксплуатации значительно ниже, чем у дисков сцепления других разновидностей. Такой недостаток обусловлен конструкцией и внутренней смазкой, которая в течение эксплуатации разрушается. Это единственные существенные недостатки, которые имеются у двухмассовых маховиков.
Несмотря на то, что ресурс эксплуатации детали не является неограниченным, при правильной езде ресурс оценивается в 350-400 тысяч километров.
Двухмассовый маховик Форд Фокус – признаки неисправности
Рассмотрим подробнее симптомы выхода из строя маховика этого типа, признаки неисправности:
- появление нехарактерных звуков – это первый симптом, на который рекомендуется обратить внимание (это может быть скрип при заводе мотора или скрежет);
- второй симптом, который в 90 случаях из 100, дает возможность определить неисправность маховика, подразумевает троение ДВС на малых оборотах (при этом троение исчезает, как только обороты увеличиваются).
Звуки при неисправном маховике всегда отличаются по своему характеру. Как и было написано выше, сбои в DMF являются источником и причиной сильнейших вибраций и дрожаний, ощутимых в салоне машины. Инородние звуки и колебания возникают при заводе ДВС, остановке автомобиля и, конечно же, при переходе коробки с низов на высокие обороты.
Изношенный выжимной Форд Фокус
Выход из строя DMF обусловлен несколькими причинами: образованием царапин или трещин на поверхности, утечкой смазки или разрушением пружин.
Причиной номер 1 износа 2-массового маховика принято считать большой КМ современных моторов. Сравнительно высокое давление, царящее в топливной системе, вносит свои отрицательные моменты. Помимо этого, современные двигатели собираются из легких сплавов, хуже подавляющих вибрации.
Специалисты отлично знают, как проверяется 2-массовый маховик, сломана ли у него пружина, есть ли люфт или причина в другом. Мастера учитывают целый ряд мелочей, прежде чем снимать 2-массовый маховик, отлично понимая сложность и временные затраты мероприятия.
Собственно говоря, диагностика маховика осуществляться может в трех известных случаях: при демонтаже элемента, без демонтажа и во время проведения ремонтных работ с другими узлами (конкретно с трансмиссией). Следует знать, что предварительное тестирование DMF базируется в первую очередь на описании поведения машины. Состояние 2-массового маховика можно диагностировать путем измерения осевого люфта, путем визуального осмотра или с помощью измерения угла поворота.
Существует также один известный способ проверки:
- КПП автомобиля во время езды ставится на высокую передачу;
- обороты мотора доводятся до 1300-1500 об/мин, скорость замедляется;
- педаль акселератора вдавливается в пол.
В ходе этого теста диагностируется поведение машины. Если никакого постороннего шума не появляется, то в большинстве случаев, DMF в полном порядке.
Суть проблемы.
Поршень двигателя внутреннего сгорания: устройство, назначение, принцип работы
Даже в установившемся режиме работы мотора скорость вращения вала ДВС не остается постоянной. Благодаря особенностям конструкции двигателя (процесс носит периодический характер вне зависимости от числа цилиндров) изменения происходят даже в течение одного оборота.
Нагрузка двигателя (передаваемый через трансмиссию момент сопротивления) скачкообразно не изменяется, позволяет рассматривать ее как постоянную. Наложение изменяющейся скорости и момента силового агрегата на постоянную нагрузку приводит к появлению т.н. крутильных колебаний коленвала.
- Требуется увеличение прочности и массы деталей двигателя (возрастающие механические нагрузки требуют создания запаса прочности);
- Возникает опасность появления механического резонанса, чреватого поломкой коленвала;
- Колебания передаются на сцепление и коробку передач, снижая срок службы узлов;
- В салоне автомобиля снижается уровень комфорта.
Ответом на вопрос как бороться с вибрацией двигателя становится эффективный демпфер.
Неисправности и поломки
Коленчатый вал двигателя: его строение и назначение
Срок службы сейчас примерно 150 – 200000 км. После этого начинают появляться первые признаки выхода из строя этого узла:
- Скрип при запуске или остановке мотора. Звук такой, что как будто стартер продолжает крутиться
- Сильные вибрации, которые раньше не встречались (например на холостых) многие их путают с «троением» двигателя. Причем после того как обороты повышаются вибрации уходят. Все дело в том, что такие маховики работают по двухступенчатому принципу, на холостых оборотах работают одни элементы (так называемые мягкие), на высоких другие (жесткие). Вот почему вибрации могут быть на разных оборотах.
- Щелчки при старте или при наборе скорости
Если у вас проявляется хотя бы один из перечисленных пунктов, то скорее всего он либо выходит из строя, либо уже вышел.
Какие проблемы бывают у этого элемента и можно ли их определить самому?
Дефекты в основном связаны с вытеканием специальной смазки, появлению на поверхностях царапин, вмятин или даже заломов и трещин. Все это мастер на СТО сможет продиагностировать не снимая его с машины, например при замене диска сцепления.
Если видимых признаков неисправности нет (а звуки и вибрация остались) – возможно сломан механизм демпфера, пружины, есть задиры внутри и т.д. Нужно снимать и диагностировать.
При снятии его могут проверить на специальных стендах, где считываются его колебания, и затем выносится вердикт.
Преимущества и недостатки демпферного маховика
В отличие от маховика с одной массой, двухмассовый аналог не только устраняет вибрации, но и предотвращает износ механизма коробки передач и синхронизирующих компонентов, поскольку он поглощает нагрузку.