Российский завод Haval: зачем его построили и как он работает
Свежевыстроенный завод раскинулся на 230 гектарах близ Новомосковска. Несколько гигантских производственных корпусов уже готовы, активно идет уборка территории и вывоз строительного мусора.
Открываю одну из огромных «калиток» в цех и… Под пустынными сводами звучит что-то национальное на манер «Солнце встаёт над рекой Хуанхэ». Но слушателей немного: завод пока работает в тестовом режиме — собирают нетоварные машины (в продажу они не пойдут), тестируют оборудование и производственные процессы. Однако уже в середине мая из ворот должны выйти первые российские автомобили Haval F7 и Haval H9, которые отправятся на дилерские площадки.
Война диалектов
Успехи китайцев на нашем авторынке пока скромные. Бессменный лидер Lifan в прошлом году продал 15 тысяч машин, Chery отстал втрое. Остальные, в том числе и Haval, разошлись примерно трехтысячными тиражами каждый. Тем удивительнее, что фирма Haval, выпускающая не самые бюджетные автомобили (все ценою за миллион, а большой внедорожник H9 — свыше двух миллионов), решилась на местную сборку. Причем китайцы не стали использовать готовую площадку, а отстроили полноценный завод с нуля!
Место выбрали не случайно. Довольно близко к столице, с хорошей транспортной инфраструктурой: железная дорога под рукой, а трасса М-4 — в паре километров. А еще Узловский район — особая экономическая зона с налоговыми выгодами. Наконец, в Тульской области всегда был дефицит рабочих мест, потому с поиском персонала проблем нет.
Сейчас на заводе работает 700 человек, в основном местные — из Узловой, Новомосковска и Тулы. Часть сотрудников, в первую очередь инженеры, приехала из Китая. Для них недалеко от завода отстроили два общежития.
Единственная сложность была с высококлассными специалистами из автомобильной сферы. Где их взять в Тульской области? Автомобильного производства в этих краях отродясь не было. Велосипед изобретать не стали и переманили инженеров с других производственных площадок — большей частью с питерского завода Hyundai и всеволожского Ford.
Масштаб
В проект вложено более 500 миллионов долларов. Максимальная мощность завода полного цикла — 150 тысяч автомобилей в год! Зачем столько, если емкость всего российского рынка сейчас — 1,8 миллиона машин?
На первых порах будут собирать новенький кроссовер F7 и флагманский внедорожник H9, позже к ним присоединится кросс-купе F7x. Представители компании оптимистичны и уверены в успехе, хотя запланированный на первый год объем выпуска — всего 10 тысяч машин. Но и это неплохо на фоне нынешних объемов продаж! Не последнюю роль в «популяризации» должна сыграть цена: благодаря местной сборке ее планируется снизить.
На сколько? Зависит от степени локализации, а она пока невысокая даже у Хавейла F7, который собирают по полному циклу. На первом этапе доля российских компонентов не превысит 30% — это стекла, аккумуляторы и прочая мелочевка. Масло поставляет российский завод Total. Сейчас вовсю идут переговоры с Русалом и Магнитогорским металлургическим комбинатом о поставке алюминия и стали. Со временем здесь же запустят производство пластика, а пока окрашенные бамперы поступают из Китая.
Российский Haval F7: платформа от WEY, мокрые сцепления от Герхарда Хеннинга и заграничная сталь
Помимо среднеразмерного кроссовера Haval F7 на конвейер завода Great Wall в Тульской области встанет компактный кроссовер Haval H6 Coupe и ещё одна модель, которую на ММАС покажут в статусе концепта.
Информация из представительства Haval в России, которую сообщают нам наши источники, уточняется с каждым днём. Как мы писали вчера, на только что построенном заводе Great Wall в Тульской области осенью начнётся приладка оборудования, а полноценное серийное производство стартует в конце первого квартала 2019 года. А вот с набором моделей – и по названию, и по количеству, есть изменения.
Haval F7 совершенно точно начнут собирать в индустриальном парке «Узловая» в 2019 году. Однако, пару ему составит не Haval H6, как предполагал в своих интервью нашему сайту Kolesa.ru заместитель генерального директора «Хавейл Мотор Рус» Михаил Роткин, и как мы сообщали вчера, а Haval H6 Coupe!
А теперь по количеству: в 2019 году на конвейер в «Узловой» встанут не 2, а 3 модели! Третья будет представлена на ММАС-2018 в качестве концепта. Однако, что же это за модель? Здесь мы уже ступаем на зыбкую почву предположений, однако, один вариант мы можем смело отмести: это совершенно точно не будет автомобиль люксовой марки WEY. Напомним, её в честь себя любимого назвал Вэй Цзяньцзюнь, основатель Great Wall Motors. Между тем, в последующие годы постановка WEY на конвейер в «Узловой» вполне вероятна, хотя бы потому, что новая модельная линейка F, которую китайцы начали развивать с модели F5, базируется с кроссоверами WEY на одной платформе. И чтобы закрыть вопрос с российским моделями завода Great Wall, отметим, что компактный Haval F5 тоже встанет на конвейер, но уже после 2021 года – это уже информация совершенно официальная.
Haval H6 Coupe с «красным шильдиком» для китайского рынка
Что касается Haval F7 российской сборки, ему предназначены два двигателя с турбиной и непосредственным впрыском; оба хорошо знакомы российскому покупателю. 1,5-литровый GW4G15B в 150 л.с. стоит под капотом Haval H2, а 2,0-литровый GW4C20 в 190 л.с. – под капотом Haval H6 Coupe. Между тем, младший мотор представлен в РФ в паре с ручной коробкой, либо с классической «гидромеханикой», либо с 6МКП, в то время, как 2,0-литровый – с 6-ступенчатым «автоматом» с двумя мокрыми сцеплениями производства Getrag.
На Haval F7 оба двигателя будут сопряжены с 7-ступенчатой автоматической коробкой (два сцепления здесь тоже мокрые), которая в Китае уже вовсю идёт на втором поколении H6. Это агрегат уже собственной разработки, под который было создано новое конструкторское бюро и приглашён немецкий «коробочный» инженер Герхард Хеннинг. Многие годы он проработал в трансмиссионном подразделении Daimler AG, разрабатывая в том числе и «роботы», которые сейчас стоят на Mercedes-Benz A- и В-klasse. Интересно, что на Haval F7 в отличие от H6 второго поколения будет доступна полноприводная версия.
Haval H6 Coupe с «красным шильдиком» для китайского рынка
Теперь что касается технологических особенностей производства. Собирать машины на российском заводе Great Wall будут «самым полным циклом», то есть, и днище и боковины моделей будут сваривать на месте. Более того, уже на первой стадии заработает собственный цех штамповки, который, правда, будет ещё некоторое время выходить на всю ширину выпускаемой номенклатуры, однако, все основные элементы кузова уже в первый год начнут штамповать в «Узловой». Поставщик стали пока не определён, поэтому на первом этапе её совершенно точно планируют импортировать. Что касается элементов силового агрегата – двигателя и коробки, со временем их могут локализовать в РФ, однако, скорее всего, речь идёт о «досборке», то есть об установке дополнительного и навесного оборудования. Что касается локализации по прочим элементам, в настоящее время Haval проводит многочисленные тендеры.
Отметим, что новый Haval H7 пока не получил Одобрения типа транспортного средства, более того, как нам подтвердили в представительстве Haval, до сих пор не подписан специнвестконтракт с Правительством РФ – переговоры всё ещё идут. Очевидно, что дело в степени локализации. Напомним, что по желанию Минпромторга, со временем она должна достичь 70%. Однако, на первом этапе производства в «Узловой» этот показатель будет лишь на уровне 30%.
В России началось производство кроссоверов Haval F7
Игорь Владимирский
Завод Haval, строительство которого началось в Тульской области четыре года назад, сегодня торжественно вступил в строй. Это первый собственный завод концерна Great Wall за пределами Китая, в него вложено 500 миллионов долларов, есть цеха штамповки, сварки и окраски кузовов. Первая фаза предусматривает производственную мощность 80 тысяч автомобилей в год, помимо «кузовщины», российскими будут стекла, выпускная система и кое-что по мелочи. Вторая фаза предусматривает увеличение мощности завода до 150 тысяч машин к 2021 году, тогда же штат сотрудников будет увеличен с одной до двух тысяч человек.
Первой моделью российского производства стал кроссовер Haval F7 длиной 4620 мм (примерно как нынешняя Toyota RAV4), представленный прошлым летом. Машины выпускают с двумя бензиновыми двигателями на выбор: это турбочетверки объемом 1,5 (150 л.с.) и 2,0 л (190 л.с.), имеющие непосредственный впрыск топлива и рассчитанные на бензин АИ-95. Оба мотора сочетаются как с передним, так и с полным приводом (задние колеса подключаются многодисковой муфтой), но единственная коробка передач — семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями.
Российские кроссоверы доступны в трех комплектациях (Comfort, Elite и Premium), однако пока объявлена только базовая цена. Haval F7 со 150-сильным мотором, передним приводом, четырьмя подушками безопасности, ESP, однозонным климат-контролем, медиасистемой, подогревом передних сидений и руля, кнопкой запуска двигателя, системой бесключевого доступа, задним парктроником, круиз-контролем, 17-дюймовыми колесами и датчиками света и дождя оценивается в 1 млн 449 тысяч рублей. Полный прайс-лист будет опубликован совсем скоро, ведь машины уже начали поступать к дилерам и старт продаж не за горами.
Следом на тульский конвейер встанет купеобразный паркетник Haval F7x, у дилеров эти автомобили ожидаются в сентябре. А потом в России начнется производство рамных внедорожников Haval H9, которые сейчас поставляют из Китая.