Бой в заливе Лейте
Осенью 1944 года в районе Филиппинского архипелага произошла величайшая морская битва всех времён. В заливе Лейте американские и австралийские корабли вели бой против уцелевшего японского флота, который, идя ва-банк, атаковал с четырех сторон. Впервые в истории пилоты-камикадзе таранили вражеские корабли своими самолётами.
Характеристики участвующих сторон
Когда два с половиной года назад генерал Дуглас Макартур оставлял Филиппины под давлением со стороны японского флота, он сказал: «Я ещё вернусь». И действительно, осенью 1944 года он сумел убедить «железного» президента Рузвельта, что настало время для отвоёвывания Филиппин. Для этого ВМС США собрал огромные силы, в том числе 8 авианосцев и 24 лёгких авианосца с более чем 1700 самолётами. Основная часть из них была построена после нападения на Перл-Харбор — промышленное достижение, которое Япония не могла повторить. В дополнение к этому, у ВМС США наготове было 12 линкоров, 24 крейсера и 141 эсминец.
Со своей стороны японцы мобилизовали почти все морские суда, чтобы не позволить создать американский плацдарм на центральном острове Филиппин. Японский флот включал в себя 9 кораблей, в том числе 2 новых гиганта Yamato и Musashi. В то время они считались крупнейшими и сильнейшими в мире военными кораблями. К тому же были задействованы 20 японских крейсеров в сопровождении 34 эсминцев. Большим недостатком японских вооружённых сил было то, что они могли располагать только одним большим и тремя малыми авианосцами, что в общей сложности давало им лишь 117 самолётов.
Японцы осознавали, что они рискуют потерять весь флот. Но, как пояснил верховный главнокомандующий Соэму Тоеда после того, как попал в плен, это был продуманный риск. Если Филиппины будут потеряны, флот больше не будет иметь никакого значения. Япония лишится топлива, потому что империя едва ли имела иные возможности получить его. Если бы пришлось отступать в южном направлении, к Индонезии, флот мог бы остаться без боеприпасов и иного снаряжения.
В конечном итоге 244 военных корабля были вовлечены в неизбежное столкновение титанов в районе, охватывавшем 500 морских миль вокруг острова Лейте.
Подготовка к сражению
Господство над Тихим океаном, которое Япония захватила после успешной атаки на американский тихоокеанский флот в Перл-Харборе (7 декабря 1941 года), было утеряно в конце 1944 года. Годом ранее строительство американского флота происходило в 3 раза быстрее, чем у японцев, в то время как японские потери были огромны. Америка захватывала остров за островом и, как следствие, создала прочную базу в тихоокеанском регионе. За 10 недель до начала боевых действий в районе Лейте (23-26 октября 1944 года) империя потеряла во время сражения в Филиппинском море ещё 3 авианосца и более 30 самолётов. 12 октября, во время американской атаки на Формозу (современный Тайвань), которую японцы рассматривали как вторжение, было потеряно около 600 японских самолётов. Японский план сражения исходил из нападения с трех сторон и мобилизация всех оставшихся боевых кораблей. 3-й флот вице-адмирала Одзавы в составе четырех авианосцев с самолётами, пилотируемыми неопытными летчиками, двух линкоров, трех крейсеров и восьми эсминцев располагался на севере и должен был отвлечь американские авианосцы на себя. В то же время силы 2-го и 5-го флотов атакуют десантные силы 7-го флота ВМС США с юга и севера. Целью внезапного нападения было уничтожение американских кораблей и разгром американских сил вторжения.
Расстановка сил союзников
На первых этапах десантной операции в заливе Лейте силы союзников, почти целиком американские, находились в море, в районе высадки десанта, и были расположены в несколько линий.
В заливе Лейте находился усиленный 7-й флот под командованием вице-адмирала Кинкейда, находившегося на флагманском десантном судне «Уосэтч». На крейсере Nashville находился генерал Макартур. В заливе Лейте располагались два отряда десантных транспортов, грузовые и десантные суда, а также группа кораблей артиллерийской поддержки под командованием контр-адмирала Олдендорфа, в которую входили шесть старых линейных кораблей, крейсера и эсминцы. К востоку, сразу же по выходе из залива Лейте, располагались входившие в состав 7-го флота три группы эскортных авианосцев в охранении эскадренных и эскортных миноносцев под командованием контр-адмирала Спрэгью. Всего первоначально в указанных группах насчитывалось 18 эскортных авианосцев. Авиация с авианосцев обеспечивала ПВО десантных сил и поддержку десанта на берегу, а также выполняла задачи ПЛО.
К востоку от острова Лусон находились корабли 3-го флота адмирала Хэлси. Часть кораблей из состава 3-го флота была временно переброшена в 7-й флот, Теперь вместо 3-го флота было 38-е оперативное соединение, состоявшее из четырех неоднородных по своему составу оперативных групп под командованием вице-адмирала Маккейна и контр-адмиралов Богана, Шермана и Дэвисона. Каждая оперативная группа имела в среднем 23 корабля, в том числе 2 тяжелых авианосца, 2 легких авианосца, 2 новых линейных корабля, 3 крейсера и 14 эсминцев. Хэлси, находившийся на линейном корабле New Jersey, был в группе контр-адмирала Богана; в группе контр-адмирала Шермана на авианосце Lexington находился вице-адмирал Митчер. Адмирал Хэлси осуществлял общее тактическое командование 38-м оперативным соединением.
После высадки десанта на остров Лейте, которая прошла без помех со стороны японского флота, адмирал Хэлси решил воспользоваться случаем и предоставить кораблям 3-го флота возможность пополнить запасы топлива и боеприпасов и дать личному составу небольшой отдых. Оперативные группы должны были сделать это по очереди, и с этой целью группа Маккейна первой направилась в район острова Юлити. В это время адмирал Хэлси получил донесение подводной лодки «Дартер» о подходе с запада японского соединения вице-адмирала Курита. Очевидно, японский флот все же решил нанести удар. Оперативная группа Маккейна продолжала идти на юго-восток. Остальным трем группам Хэлси приказал следовать к месту встречи с танкерами, принять топливо и направиться ближе к Филиппинам. К рассвету 24 октября оперативные группы вышли к Филиппинам: группа Шермана — в район острова Лусон, группа Богана — в район пролива Сан-Бернардино и группа Дэвисона — в район залива Лейте. Расстояние между группами Дэвисона и Шермана составляло более 160 миль. К 06.30 поисковые группы самолетов со всех трех оперативных групп кораблей производили поиск противника в направлениях на запад, северо-запад и юго-запад.
Ход сражения
Незадолго до сражения
Когда 20 октября американцы начали атаку на Лейте с высадкой десанта с амфибий, казалось, что ничего особенного не случилось. Вслед за своими войсками на берег сошёл генерал Макартур и, бравируя, заметил, что он сдержал своё слово. Флот, который сопровождал десантные силы высадил 150000 человек на берег в течение следующих дней, пребывая в неведении относительно грядущего нападения японцев.
Первое столкновение произошло рано утром 23 октября, когда 2 американские подводные лодки случайно наткнулись на весьма сильную эскадру японского флота. Она двигалась в сторону моря Сибуян и пролива Сан-Бернардино. Помимо 5 кораблей, включая Yamato и Musashi, эта эскадра во главе с вице-адмиралом Куритой включала в себя 10 крейсеров и 15 эсминцев. В соответствии с планом нападения, морские силы Куриты должны были встретится со второй японской эскадрой под командованием вице-адмирала Нисимуры в районе Лейте. Эскадра Нисимуры (2 линкора, крейсер и 4 эсминца) прокладывала себе путь к Филиппинскому архипелагу с юго-запада через море Минданао, по проливу Суригао. Через тот же пролив третья, меньшая эскадра под командованием вице-адмирала Симы (3 крейсера, 9 эсминцев) также должна была подключиться к сражению.
Первые контакты и гибель Musashi
При первой стычке 23 октября американские подводные лодки потопили сразу 2 крейсера из эскадры Куриты и серьёзно повредили третий. Они предупредили адмирала Хэлси, командующего американской эскадрой в восточной части Филиппин, который сразу же отплыл в направлении пролива Сан-Бернардино, чтобы перехватить эскадру Куриты. Хелси, однако, попал под шквальный огонь японских самолётов, которые поднялись в воздух со своих баз на острове Лусон. Японцам удалось потопить авианосец Princeton.
Между тем, в бой вступила американская авиация. 250 самолётов атаковали 2 тяжёлобронированных суперлинкора Yamato и Musashi, которые были оборудованы 120 зенитными установками каждый. Musashi пришлось выдержать наиболее тяжёлые удары, но он продолжал бой, поражённый 10 торпедами и 6 тяжёлыми бомбами. Когда при следующей атаке в корабль попали ещё 8 торпед и 10 бомб, он, наконец, опрокинулся и исчез в волнах с 991 членом экипажа. Так как эскадра Куриты также потеряла 2 крейсера и 5 эсминцев, его наступательная мощь значительно ослабла. Он благоразумно отступил на запад. Но сделал он это не для того, чтобы уйти, как полагали американские пилоты, а чтобы перегруппировать свои силы. Вскоре его эскадра снова пошла в сторону пролива Сан-Бернардино. Ошибка пилотов чуть было не оказалась роковой для американского флота.
Переломный момент
Утром 24 октября дела в южной зоне приняли довольно скверный оборот. После того как американские самолёты-разведчики обнаружили эскадру Нисимуры, командование американского 7-го флота ночью отправило торпедные катера и эсминцы через пролив Суригао, чтобы подготовить японцам «тёплую встречу». В кровавой бойне, которая последовала, линкор Fusō и 3 эсминца были уничтожены, а линкор Yamashiro сильно повреждён. Невозмутимый Нисимура продолжал продвигаться в глубь пролива с тем, что у него осталось (разбитым Yamashiro, крейсером и эсминцем), когда неожиданно наткнулся в конце на 6 американских линкоров. Они обрушили на его корабли град снарядов. Большинство японцев погибло, в том числе вице-адмирал Нисимура. Его коллега адмирал Сима, который вместе со своей эскадрой вошёл следом за ним в пролив Суригао, благоразумно решил отступить после того, как наткнулся на горящие корабли. В ходе преследования американскими кораблями ещё 3 японских эсминца были потеряны. Из морских сил Нисимуры в тот день уцелел только один эсминец.
Конец битвы
Опасность для американцев ещё не миновала. Ошибочно полагая, что 3 другие японские эскадры были выведены из строя, адмирал Хэлси с 3-м флотом теперь преследовал авианосцы Одзавы, двигаясь на север. Наконец через день ему удалось потопить все 4, но японцы предусмотрели такой вариант. Одзава прекрасно справился с заданием заманить 3-й флот, так что Хэлси оставил ключевой пролив Сан-Бернардино неохраняемым. Четыре линкора, восемь крейсеров и одиннадцать эсминцев Куриты могли теперь спокойно пройти через него в направлении американского флота у Лейте, который был захвачен врасплох. Обороняться были способны лишь шесть лёгких эскортных авианосцев и семь эсминцев. Теоретически у американцев не было шансов, но у японцев был один серьёзный недостаток: им вскоре пришлось обходиться без самолётов.
Командующий Спрэг поднял все имеющиеся у него самолёты в воздух. Кроме того, была устроена дымовая завеса, под прикрытием которой небольшие эсминцы осуществляли торпедные атаки на японские корабли. Это нарушила строй японцев, затруднив им возможность маневрировать. Один японский линкор был сильно повреждён, как и два крейсера, один из которых затонул.
В свою очередь японцы уничтожили два американских авианосца и эсминец с помощью подводных лодок. Кроме того, американцев ожидала страшная неожиданность: пилоты-камикадзе своими истребителями, начинёнными взрывчаткой, протаранили авианосцы Santee, Kalinin Bay, Suwannee и St. Lo, а также эсминец «Робертс», нанеся им значительные повреждения.
Потери и итоги
Хотя японцы имели шанс на победу, Курита не решился остаться на прежнем курсе. Не зная о фактической силе противника из-за плотной дымовой завесы, неисправности связи и нехватки самолётов-разведчиков, он слишком переоценил её. Курита думал, что он столкнулся со всем 3-м флотом и по этой причине решил в конце концов уйти. Курита бежал из этого района, и роль японского флота в целом была сведена к нулю. В частности, потеря более 8000 самолётов за последние 3 года оказалась роковой для императорского флота. Пилоты-камикадзе, которые разбили оставшиеся самолёты об американские корабли в последние месяцы войны, уже ничего не могли сделать, чтобы изменить ситуацию.
Остров Лейте
У историков слово «Лейте» вызывает в воображении образы кровавых морских сражений и место знаменитого возвращения Макартура. Для современных поколений остров Лейте – куда больше, чем историческая справка. Это одна из гордостей Филиппин, когда речь заходит о туризме. Береговая линия острова огромна, а внутренняя часть изрезана горами и озерами. Если говорить о биоразнообразии и плотности кораллов, то Лейте является лучшим местом для дайвинга в Юго-Восточной Азии.
Знаменитые вехи истории острова Лейте
В XVI веке Магеллан прошел через Лейте по пути в Себу, заключив кровную договоренность с местным вождем. Однако для многих филиппинцев и военных историков Лейте всегда будет ассоциироваться со Второй мировой войной, когда его джунгли с внутренними районами стали базой для грозной силы партизан, участвовавших в кровавых столкновениях с японцами. Именно из-за этой лояльности жителей острова генерал Дуглас Макартур высадился на Лейте 20 октября 1944 года, выполняя знаменитое обещание, которое он дал филиппинцам: «Я вернусь».
Географическое положение
Лейте с населением около 2 млн человек входит в группу островов Висайи в центральной части Филиппин и расположен к востоку от Себу и Бохола через море Камотес. Через остров от северо-западной части до юго-восточных оконечностей проходит горный хребет с несколькими потухшими вулканами, самым крупным из которых является Маханьо.
Столицей острова является город Таклобан, в котором расположен самый важный морской порт на восточном побережье, в то время как город Ормок является основным выходом на запад.
Климат острова
На Лейте погодные условия различаются. В восточной части климат II типа характеризуется очень выраженным количеством осадков с ноября по январь. В западной части климат IV типа с осадками, которые равномерно распределяются в течение года. Температура здесь в среднем +27,3 °C.
В начале ноября 2013 года по центральным Филиппинам пронесся тайфун Хайян, мощный тропический циклон, который опустошил большую часть острова Лейте, причинив большой ущерб городам Таклобан и Ормок.
Что посетить на Лейте?
Остров богат достопримечательностями, среди которых:
- Мост Сан Хуанико. Самый длинный мост на Филиппинах протяженностью 2,16 км соединяет 2 острова – Самар и Лейте. Это место пользуется особой популярностью у туристов на рассвете или в сумерках, когда можно полюбоваться фантастическим видом восхода и захода солнца.
- Мемориал высадки генерала Дугласа Макартура. Он расположен на Красном пляже в Пало. Здесь находятся статуи, изображающие историческое и победоносное возвращение американских освободительных сил.
- Храм Санто-Ниньо и Музей Наследия. В этом музее представлены наиболее важные артефакты и реликвии, связанные с культурой, наследием и историей острова, а также несколько сооружений и изображений, изображающих местные мифы, такие как «Малакас и Маганда».
- Храм Успения Пресвятой Богородицы. Частная церковь в городе Маасин является одним из самых известных религиозных объектов на острове. Здесь можно увидеть 3-метровую статую Матери Марии. По словам верующих, если читать «Посты Креста», поднимаясь по лестнице, то молитвы будут услышаны.
- Озеро Данао. Расположенное в Ормоке на высоте 700 м над уровнем моря, озеро Данао, имеющее форму гитары, остается одним из самых популярных природных объектов острова. Климат здесь холоднее, и туристы могут освежиться в спокойной воде или арендовать каяк и исследовать остальную часть района.
Пляжи на Лейте
Пышный, гористый остров покрыт лесами, озерами и окаймлен многими пляжами, среди которых самые популярные:
- Белый Пляж. Он расположен в 8 км от Таклобана, в городе Барангай Сан-Хосе. Близость Белого пляжа к столице означает, что он может быть переполнен. Песок и вода, однако, остаются чистыми и привлекательными. Теплые, спокойные воды предлагают отличный отдых для всей семьи.
- Красный пляж. Это полумесяц с чистым белым песком, который постепенно уходит в теплые тихоокеанские воды. Пляж расположен всего в 10 км от города Таклобан в Пало.
- Остров Куатро. Если вы любите нетронутую природу, совершите 45-минутную поездку на лодке от города Инопакан до острова Куатро. Этот необитаемый остров окаймлен не только нежными пляжами, но и одним из самых ярких коралловых садов в Лейте.
- Остров Каланггаман. Еще одна природная достопримечательность, которую стоит посетить, – это необитаемый остров Каланггаман. Он славится своей чистой голубой водой, пышными пейзажами и белыми песчаными полосами, простирающимися с обеих сторон.
Полностью оправившись после тайфуна 2013 года и обновив свою инфраструктуру, остров Лейте предлагает своим гостям отдохнуть в многочисленных отелях, среди которых:
- Tabloban Plaza – 4*;
- XYZ – 4*;
- Go Hotels Tacloban – 3*;
- Rosvenil – 3*;
- Veranda Residence Inn – 2*.
Рестораны острова Лейте
Бинагол и Чоко Морон – местные деликатесы, которые вы не должны пропустить, посетив такие рестораны острова Лейте, как:
- Giuseppe’s Italian-Filipino;
- Calle Z Cafe;
- Bo’s Coffee Club;
- Jose Karlos;
- Rafael Farms Garden.
Фестиваль Пинтадос Касадьяан
В основе праздника, проводимого каждую последнюю неделю июня в Таклобане, лежат народные верования, эпосы, а также яркие традиции местных жителей острова Лейте, которые выражаются в танцевально-драматических представлениях. Помимо замечательных культурных презентаций, на фестивале Пинтадос Касадьяан проходят многочисленные базары, где туристы могут приобрести местные продукты, специальные деликатесы и интересные сувениры.
На острове Лейте присутствуют те же виды транспорта, что и в целом на Филиппинах. В городах добраться до пункта назначения туристы могут на такси, джипни или трицикле. В Таклобане или Ормоке можно взять в аренду автомобиль. Между населенными пунктами и курортами острова ходят автобусы и фургоны, и добраться до близлежащих островов можно с помощью паромов или лодок.
Как попасть на Лейте?
Аэропорт имени Даниэля З. Ромуальдеса на острове Лейте, также известный как городской аэропорт Таклобана, – это главные ворота из Манилы и Себу в Восточную область Висайи на центральных Филиппинах.
Лейте-1944: закат японского флота
Битва в заливе Лейте 23–26 октября 1944 года считается не только последней крупной морской битвой на тихоокеанском театре военных действий, но и одной из самых масштабных за всю историю человечества как по количеству боевой техники, так и вовлечённого личного состава. Несмотря на очевидные промахи в организации операции, американцы смогли в серии столкновений разгромить японский флот и фактически ликвидировать его как значимую боевую силу.
Предпосылки сражения
С августа 1942 наступление союзников на Японскую империю разворачивалось медленно, но неотвратимо: Гуадалканал, Соломоновы острова, Новая Гвинея, Марианская кампания… Морская пехота при поддержке флота буквально зачищала остров за островом — каждый раз с убедительным разгромом противника. С какого-то момента японское командование уже не могло обеспечить даже эвакуацию остатков гарнизонов с островов и предлагало их бойцам не более чем «умереть с честью».
Захват Марианских островов, помимо всего прочего, создал плацдарм для воздушных ударов стратегической авиации по Японии. В июне 1944 года первая битва в Филиппинском море привела к уничтожению трёх японских авианосцев, а также более чем полутысячи самолётов и подготовленных экипажей. В ближайшее время должно было начаться освобождение Филиппин, которые не только поддерживали мощную собственную воздушную группировку, но и служили ключевым звеном в снабжении Японии. Установление контроля над архипелагом гарантированно подрывало любое снабжение Японии с южного направления.
Помимо всего прочего, возвращение Филиппин было и вопросом престижа. Бесславная сдача в 1942 году блокированного японским флотом американского владения просто требовала симметричного возмездия. Высадка десанта на Филиппины была обязательной — и она потребовала от флота заметного напряжения доступных сил.
Ошибки в планировании
Местом первоначальной высадки был определён остров Лейте. Его занятие позволило бы буквально разрубить архипелаг напополам и контролировать действия противника наиболее удобным образом.
Высадку должен был обеспечить 7-й флот вице-адмирала Томаса Кинкэйда. Дальнее прикрытие операции возложили на 3-й флот адмирала Уильяма Хэлси. Вот здесь американское командование и совершило критическую ошибку — у двух флотов не было общего командования и надёжной связи между собой.
Впрочем, этот промах в значительной степени компенсировался тем, что японцы совершили аналогичную ошибку. Сразу три их флота без единого командования размещались так, чтобы иметь возможность действовать по четырём разным планам одновременно. Одного взгляда на карту региона достаточно, чтобы понять, что их готовность броситься на защиту не только Филиппин, но и столь же вероятных (по мнению японцев) Формозы, Рюкю или Курил изрядно подрывала топливные ресурсы долгим переходом.
Точное знание места удара противника могло бы несколько помочь с оптимизацией, но именно его у японского командования не было. Оставалось делать ставку на решающую битву — со вполне предсказуемым итогом в случае неудачи.
Первый контакт
12 октября началась серия ударов с авианосцев по Формозе и Рюкю с основной задачей по блокированию воздушных групп противника. За счёт грамотных действий подчинённых адмирала Хэлси японская сторона потеряла около шестисот самолётов всего за трое суток боёв. Фактически японская воздушная группа региона прекратила существование ещё до начала основной операции.
Тем не менее, японцы перешли к реализации плана обороны Филиппин. Северная группа вице-адмирала Дзисабуро Одзава получила задачу отвлечь американские корабли от архипелага. Её авианосцы с недобором как самолётов, так и подготовленных экипажей, должны были стать основной приманкой для противника. Речь о сколько-нибудь эффективном непосредственном их применении уже не шла. Южная группа вице-адмиралов Содзи Нисимура и Киёхидэ Сима должна была наносить удар по десанту в точке высадки. Центральная группа под командованием вице-адмирала Такэо Курита, самая мощная из всех, наносила удар по десанту с другого направления.
Уже на этой стадии было видно, что план сулил заведомое уничтожение как минимум одной из боевых групп, но выбора у японцев не оставалось: флот без Филиппин становился флотом без топлива. Смысла беречь его в такой ситуации вообще не оставалось.
23 октября: день славы американских подводников
Центральная группа Такэо Курита состояла из пяти линкоров (включая «Ямато»), десяти тяжёлых, двух лёгких крейсеров и пятнадцати эсминцев в качестве прикрытия.
Задачу прикрытия эсминцы не выполнили. В момент прохода через пролив у острова Палаван подводные лодки США «Дартер» и «Дэйс» обнаружили противника в 27 километрах от себя при помощи радара и срочно пошли на перехват без погружения. Их обмен сообщениями японский радист заметил как минимум один раз, но дополнительных защитных мер японская сторона так и не предприняла.
Ночной переход наперегонки со временем и атака на рассвете из погружённого состояния продемонстрировали невероятную для подводных лодок периода фактическую эффективность.
В 05:24 утра подлодка «Дартер» выпустила шесть торпед, из которых минимум четыре поразили тяжёлый крейсер «Атаго». Флагманский корабль Такэо Курита лёг на борт и затонул через двадцать минут с момента попадания. Вице-адмиралу пришлось спасаться вплавь.
Тем временем, корабль того же типа «Такао» получил ещё две торпеды из следующего торпедного залпа. Хотя крейсер и остался на плаву, боеспособность он потерял. Затопление машинных отсеков вынудило отправить его в Бруней, а оттуда — в Сингапур. Участия в битве «Такао» больше не принимал.
Крейсер «Такао»
В 05:56 подлодка «Дэйс» атаковала тяжёлый крейсер «Мая». Четыре попадания вызвали серию вторичных детонаций, и уже в шесть утра вопрос о сохранении крейсера на плаву не стоял в принципе. Ещё через пять минут крейсер перевернулся и утонул.
Три японских тяжёлых крейсера оказались потерянными ещё до начала открытого контакта с основными силами противника. Вне сомнения, это была одна из самых успешных подводных атак!
24 октября: битва за море Сибуян
Около восьми утра воздушная группа с авианосца «Энтерпрайз» обнаружила и нанесла бомбовый удар по Центральной группе японского флота. По иронии судьбы, доступные силы морской авиации изрядно ослабило решение адмирала Хэлси, из-за которого крейсера сопровождения и основное ядро авианосного соединения не успели вернуться с пополнения запасов снаряжения и боеприпасов.
Главный удар пришлось наносить силами авианосца «Интрепид» и двух лёгких авианосцев сопровождения. Атака в 10:30 утра привела к успешным попаданиям в «Нагато», «Ямато» и «Мусаси». Тяжёлый крейсер «Миоко» получил серьёзные повреждения.
«Мусаси» скрыт взрывами
Последующие налёты авиации продолжили удары по «Мусаси». Даже потрясающий запас живучести не смог изменить судьбы корабля после попадания девятнадцати торпед и семнадцати бомб. К половине восьмого «Мусаси» перевернулся и затонул.
Тем временем три волны из 50–60 японских самолётов каждая с авиабазы на Лусоне сумели частично прорваться к авианосцу «Принстон». Противодействие эффективного воздушного прикрытия американцев привело к гибели большей части атакующих, но одно попадание бронебойной 250-килограммовой бомбы вызвало серьёзный пожар на лётной палубе авианосца. Лёгкий крейсер «Бирмингем» подошёл к авианосцу для помощи в тушении пожара, но вторичная детонация боеприпасов на борту авианосца настолько сильно повредила спасателя, что того пришлось торопливо отводить уже для собственной борьбы за живучесть.
В общей сложности взрывы и пожар унесли жизни 108 человек на борту «Принстона». Остальных (1361 человек) удалось вовремя эвакуировать. Авианосец был полностью уничтожен пожаром. Выгоревшую изнутри коробку в 17:30 затопил торпедным залпом лёгкий крейсер «Рино».
Пожар на борту «Принстона»
Этот лёгкий авианосец стал наиболее крупной потерей американцев за всю битву.
В общей сложности 259 самолётовылетов против Центральной группы Такэо Курита закончились гибелью линкора «Мусаси» и сильными повреждениями тяжёлого крейсера «Миоко». Остальные корабли японского флота получили «косметические» повреждения и сохранили полную боеспособность.
Незамеченная приманка
Северная группа вице-адмирала Дзисабуро Одзава, которая, как мы помним, должна была отвлечь внимание на себя, осталась незамеченной до вечера 24 октября. Только в 16:40 воздушный разведчик увидел эти корабли, но основная масса авиации 38-й ударной группы флота США уже занималась вылетами против «Мусаси» и защитой от истребителей с острова Лусон. Тем же вечером Одзава начал отступать, но в 20:00 получил от Соэму Тойода приказ атаковать «в расчёте на божественное провидение». Одзава развернул корабли в сторону Лейте.
Тем временем адмирал Хэлси счёл центральную группировку японского флота «тяжёло повреждённой» и отправил свои корабли на север в погоне за последним крупным авианосцем противника.
Это его решение оставило пролив Сан-Бернандино пустым. Не осталось даже эсминцев для наблюдения за противником. Множественные предупреждения коллег о том, что Хэлси неверно оценивает фактическую ценность замеченных кораблей, так и остались без внимания.
Третий флот отправился на всех парах на север — и фактически отдал пролив японцам!
25 октября. Битва в проливе Суригао
Южная группа Содзи Нисимура состояла из устаревших линкоров «Фусо» и «Ямасиро», тяжёлого крейсера «Могами» и четырёх эсминцев. Изначально предполагалось, что Нисимура усилит Центральную группу. Вторая ударная группа под командованием вице-адмирала Киёохидэ Сима состояла из тяжёлых крейсеров «Нати» и «Асигара», лёгкого крейсера «Абукума» и четырёх эсминцев.
Радиомолчание не позволило группам японского флота согласовать графики движения. К моменту захода в пролив Суригао в два часа ночи Содзи Нисимура оторвался на 25 миль (46 километров) вперёд от Киёхидэ Сима, а Центральная группа вообще опаздывала на многие часы.
Карта битвы в проливе Суригао
Американская 7-я вспомогательная флотская группа оказалась для японцев смертельно опасным противником. Линкоры «Западная Виргиния», «Мэриленд», «Миссисипи», «Теннеси», «Калифорния» и «Пенсильвания» хоть и пострадали (за исключением «Миссисипи») в ходе атаки на Перл-Харбор, и были серьёзно повреждены или затоплены, к моменту битвы за Лейте оказались полностью восстановленными, а «Западная Виргиния» по сути перестроена заново. Тяжёлые крейсера сопровождения могли выставить ещё 35 8-дюймовых орудий. Заслоном им служили четыре лёгких крейсера, 28 эсминцев и 39 торпедных катеров. В узком проливе это создавало заведомо избыточную плотность огня.
«Западная Виргиния» после ремонта, июль 1944
Хотя у торпедных катеров так и не получилось нанести ущерб противнику, эсминцы полностью исправили этот недочёт. Около трёх часов ночи оба линкора получили торпедные попадания. «Ямасиро» смог продолжить движение, «Фусо» погиб. Вместе с ним ушли на дно и три японских эсминца — два сразу, «Асагумо» — после неудачной борьбы за живучесть.
В 03:53, после радарного контакта с противником, «Западная Виргиния» дала на дистанции около 21 километра залп 16-дюймовыми орудиями главного калибра. Первый же залп дал попадания в «Ямасиро». 14-дюймовки «Калифорнии» и «Тенесси» вскоре присоединились к этому обстрелу. Несовершенство японской электроники не позволило вести огонь в ответ; менее современные американские линкоры испытывали те же проблемы, что и японцы.
«Миссисипи» за весь бой довелось произвести один-единственный залп уже на исходе огневого контакта с противником. Этому залпу суждено было стать последним бортовым залпом линкора по линкору в истории человечества.
Для «Ямасиро» и «Могами» обстрел стал фатальным. Попадания снарядов калибра 16 и 14 дюймов превратили их в груды металлолома. Контроль за противником оказался полностью утерян. Японские корабли вели беспорядочный огонь во все стороны. «Ямасиро» затонул в 4:20 утра вместе с вице-адмиралом Нисимура. «Могами» и «Сигурэ» сумели отойти.
Вторая ударная группа вице-адмирала Сима не смогла использовать свои радары из-за множественных отражений луча в лабиринте островов. Итогом стала потеря лёгкого крейсера «Абукума» в результате удачной атаки американского торпедного катера. При виде измочаленных остатков Южной группы Сима приказал отступать. При этом его флагман «Нати» столкнулся с «Могами», что привело к затоплению отсека управления и гибели «Могами» от удачной атаки с воздуха на следующий день.
Хотя корабли группы Сима и пережили этот бой в проливе, так как не приняли в нём участия, все они погибли в стычках вокруг Лейте в ходе последующих боевых столкновений. Единственным кораблём Южной группы, который ушёл от Лейте, был «Сигурэ», но и он был впоследствии потоплен подводной лодкой.
Битва за пролив Суригао оказалась второй (и последней) битвой тихоокеанской кампании, в которой линкоры воевали с линкорами.
25 октября. Битва у острова Самар
Центральная группа Курита прошла к острову Самар без сопротивления — и встретила там лишь небольшие, плохо защищённые и медлительные эскортные авианосцы, прикрытые слабо вооружёнными и почти не бронированными эскортными же эсминцами.
Карта битвы у острова Самар
Контр-адмирал Клифтон Спрэг при виде такого серьёзного противника отдал приказ на взлёт любым готовым к вылету самолётам. Тем предстояло сбросить на противника всё, что имелось в наличии (включая глубинные и противопехотные бомбы), и уходить к суше.
Отступление эскортных авианосцев прикрывала дымовая завеса эсминцев. Их же самоубийственная атака, в которой «…не стоит надеяться выжить», закончилась повреждениями тяжёлого крейсера «Кумано» и гибелью всех атаковавших эсминцев США от множественных попаданий.
Эсминцы ставят дымовую завесу в битве у острова Самар
Пятидюймовые орудия эскортных авианосцев (по одному на каждом!) не только вели огонь, но и добились нескольких попаданий.
Ближе к финалу этого бесславного столкновения вице-адмирал Такидзиро Ониси дал приказ на боевой вылет камикадзе, после чего эскортный авианосец «Сент-Ло» был уничтожен пожаром и взрывом, вызванными единственным удачным попаданием смертника.
Эскортный авианосец «Сент Ло» разлетается на куски после удачной атаки камикадзе
Вице-адмирал Курита не сумел адекватно оценить противника. Торпедные атаки и удар с воздуха дезорганизовали японскую ударную группу. Бессмысленные метания не дали ему даже толком добить почти беззащитные эскортные авианосцы. Японскому адмиралу ситуация показалась захлопнувшейся ловушкой — и он приказал отступать.
Тяжёлый крейсер «Тикума» маневрирует после воздушной торпедной атаки
В отсутствие противника манёвр вполне удался, хотя из всех кораблей его группы лишь «Ямато» сохранил полную боеспособность к моменту возвращения на базу. Остальные в различной степени пострадали от воздушных налётов, хотя фактически и не встретили достойного противника.
Битва за мыс Энганьо
Ядро Северной группы Дзисабуро Одзава состояло из четырёх авианосцев (ветерана битвы за Пёрл-Харбор «Дзуйкаку» и лёгких «Дзуйхо», «Титосэ» и «Тиёда»), двух линкоров Первой мировой с надстроенными полётными палубами «Хюуга» и «Исэ» (без единого самолёта на борту), трёх лёгких крейсеров и девяти эсминцев. Воздушная группа насчитывала всего 108 самолётов.
Противостояли им пять капитальных американских авианосцев, пять лёгких, шесть линкоров, восемь крейсеров и более сорока эсминцев. Совокупная численность их воздушных сил насчитывала порядка девятисот самолётов.
На рассвете 25 октября 75 японских самолётов погибли в бою с американским воздушным прикрытием без единого успешного поражения кораблей противника. Лишь нескольким удалось вернуться на базы на острове Лусон.
В 07:10 утра воздушная группа США уже находилась в небе. Удар последовал сразу по обнаружению противника. Боевой заслон из примерно 30 самолётов оказался попросту сметён. В общей сложности 527 самолётовылетов привели к потоплению авианосца «Дзуйкаку», лёгких авианосцев «Титосэ» и «Дзуйхо» и эсминца «Акидзуки» и гибели значительное количества моряков и офицеров из числа их экипажей. Лёгкий авианосец «Тиёда» и крейсер «Тама» получили тяжёлые повреждения. Сам Одзава переместился на борт лёгкого крейсера «Оёдо» чтобы сохранить управление оставшимися кораблями.
Экипаж тонущего «Дзуйкаку» — последний салют
К 14:15 американские крейсера пустились в преследование. Около пяти вечера они добили повреждённый авианосец «Тиёда». В 20:59, после долгого и упорного сопротивления затонул эсминец «Хатсудзуки». Попытка задавить преследователей силами отправленных на перехват ликоров-гибридов «Хюуга» с «Исэ» провалилась — они просто не отыскали противника, хотя заведомо превосходили его по фактической огневой мощи.
В 23:10 подводная лодка США «Джаллао» торпедировала и потопила лёгкий крейсер «Тама». Этой финальной потерей и закончилась битва в заливе Лейте.
Итоги
Обе стороны боевого столкновения имели проблемы с общим управлением флотами и координацией их действий. «Туман войны» оказался серьёзным фактором, во многом предопределившим исход основных боестолкновений.
Впрочем, заведомое материальное превосходство американской стороны нивелировало практически любые её ошибки. Потеря одного лёгкого, двух эскортных авианосцев и трёх эсминцев выглядела совершенно незначительной на фоне потерянных японцами двадцати шести кораблей, в основном тяжёлых. И это без учёта тех кораблей, которые японский флот потерял на пути к базам или был вынужден бросить на стоянках из-за отсутствия топлива.
С этого момента падение Филиппин стало вопросом времени, а японский флот как значимая военная сила прекратил существование. Большая часть из его уцелевших кораблей не совершала никаких действий вплоть до конца войны.
Единственная успешная атака камикадзе стала причиной дополнительных расходов американцев на защиту своих кораблей, но так и не стала для японцев спасительным «чудо-оружием». А последовавшие политические скандалы в США, связанные с потерей управления и ошибками Хэлси, не оказали заметного влияния на общий ход и результаты военной компании.