Brake fluid dot4 что это за жидкость
Перейти к содержимому

Brake fluid dot4 что это за жидкость

  • автор:

Тормозная жидкость ДОТ 4

Независимо от того, какой маркой и моделью автомобиля вы обладаете, а также, какого он года выпуска, рано или поздно вам придется столкнуться с тем, что придет время замены каких-либо расходников, либо же ремонтом каких-то частей авто. Стоит сразу отметить, что практически 99% работы по замене и ремонту, по силам выполнить своими руками, практически любому автовладельцу. А вот, чтобы самостоятельно разобраться в том, что произошло с вашим транспортным средством или же найти подробную инструкцию, как данную поломку устранить, читайте блок статей по ремонту на нашем сайте, в которых подобно расписано и наглядно показано, все, что будет вам необходимо знать, чтобы привести свою «ласточку» в идеальное состояние!

Тормозная жидкость ДОТ 4

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Чтобы безопасно управлять машиной, нужна безопасная и стабильная работа тормозов.

Жидкости для тормозов классифицируются соответственно нормам министерства транспорта Америки (Department of Transportation), в сокращении аббревиатура звучит как DOT (ДОТ). Показатели классификации тормозной жидкости — это температура закипания и вязкостные свойства. Типы жидкости для тормозов получили свою маркировочку от департамента, создавшего ее, из-за этого и появились такие типы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. ДОТ 4 чаще всего применяется в системе тормозов автомашины, потому в данном материале и уделено пристальное внимание этого веществу.

В статье содержится:

  • Технические свойства ДОТ 4
  • Различия ДОТ-4 от ДОТ 3, ДОТ 5, ДOT 5.1
  • Совмещается ли ТЖ ДОТ 4 с иными
  • Срок работы жидкости
  • Какая из тормозных жидкостей ДОТ 4 лучше

Технические свойства ДОТ 4

В основе всех жидкостей для тормозов, кроме ДОТ 5 (где применим силикон) есть полиэтиленгликоль и полиэфиры борной кислоты. Главные физические и химические свойства ДОТ 4 и прочих жидкостей для тормозов, определяющие качественную основу, это:

  • вязкостные особенности;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Самая маленькая температура закипания жидкости для тормозов

Графичное изображение вязкости жидкости ДOT-3, ДOT-4, ДOT-5 и ДOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкостные особенности жидкости DOT-4 должны быть более 750 мм2/с, но не более 1800. Они в ответе за качество работы тормозной системы. Чем меньше вязкостные свойства, тем быстрее передастся усилие тормозов.

Согласно стандартам, градусы кипения жидкости для тормозов ДОТ 4 — не меньше 250 (когда новенькая без влажности) и не меньше 165 с объемом влажности до 3,5 процентов (старенькая, так именуемая, мокренькая жидкость для тормозов).

Противокоррозийность жидкости для тормозов связывают с кислотностью, она обязана быть — рН 7,0 — 11,5. Свойства защиты от ржавчины дают дополнительные спец. присадки.

На гигроскопичность оказывают влияние бораты, используемые в составах жидкостей для тормозов, они связывают водные молекулы, которые попадают из воздушной массы при работе, но все же по истечении времени влажность копится, поэтому жидкости для тормозов с гликолем гигроскопичны.

В чем отличия жидкости для тормозов ДOT-4 от ДOT 3, ДOT 5 и ДOT 5.1

Как было указано, в жидкостях для тормозов ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 основа химическая одна, однако градусы закипания и абсорбции влаги при помощи вспомогательных присадочек и боратов различны, потому характеристики, как и применение, имеют отличия.

Главные показатели класса жидкости для тормозов

ДOT 3 — в состав данной жидкости входят соединения двухатомных спиртов гликолей. Она поэтому и гигроскопична, а также очень агрессивна к краскам и прокладкам тормозов из резины, что нельзя допускать в системах тормозов нынешних автомашин. Поэтому эту жидкость практически не используют, а льют лишь в старенькие автомашины с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, потому что ее стоимость невелика и для эконом варианта неплохо выполняет свою задачу около 1,5 лет.

Учитывая, что жидкость классификации ДОТ 3 быстро может впитать влажность, после вскрытия тары с ней, ею не нужно пользоваться в течении недельки, а крышечку бачка расширения на авто, не раскручивать без необходимости (в случае, если нет необходимости долить жидкость).

ДOT 5.1

Что необходимо знать о жидкости для тормозов?

ДОТ 5 близка к идеальным показателям, так как в основе есть силикон, благодаря которому у нее высокая температура кипения, а также малые вязкостные свойства. Хорошо может смазывать поверхности, нейтральна к резине и к металлам, а впитывает влажность из окружающей среды медленно. Эти характеристики дают возможность менять жидкость типа ДОТ 5 один раз в пять лет.

Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд, при отличных технических свойствах жидкость ДОТ 5 также имеет и минусы, она не пригодна для применения в авто с системой АБС. В первую очередь потому, что силикон способен отталкивать влажность и не смешиваться с жидкостью, замерзает при малых градусах по Цельсию. Во вторую очередь, она обладает высокой степенью аэрации (насыщением воздушной массой).

Учитывая все свойства прочих жидкостей для тормозов, стало ясно, что у жидкости ДОТ 4 одни из самых оптимальных показателей, поэтому она пользуется такой популярностью и больше всего применяется в автомашинах стандартной эксплуатации.

Маркировка цветов жидкости для тормозов

Имеют ли отличия жидкости для тормозов по цвету?

Шаблон FMVSS №116 ДОТ и прочие, которые разработаны позже (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, чтобы исключить вероятность смешивания несовместимых жидкостей. Но данное отличие не поможет определить, что залито в ваше авто: ДОТ 3, ДОТ 4 либо ДОТ 5.1, потому что у этих веществ может быть один окрас — янтарно-желтоватый, а вот жидкость на силиконе классификации ДОТ 5 окрашивают в розовый.

Помимо окраса, на емкости, в обязательном порядке присутствует фраза «SILICONE BASE» (SBBF) для ДOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на емкости с веществом классификации ДOT-5.1.

Совмещаются ли тормозные жидкости?

На данный вопрос не существует каких-то противопоказаний для смешивания тормозных жидкостей типа ДОТ, в которых не содержатся гликоли и полиэфиры, другими словами, вещества классификации ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 можно мешать, однако этого делать не советуют. Обычно, допустим только долив и тут необходимо придерживаться требований смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.

Общая информация о жидкости для тормозов и как правильно ее выбирать?

Не могут совмещаться жидкости для тормозов только тогда, когда пытаются мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Потому при возникновении потребности в смешивании, с большим вниманием нужно читать все сведения, маркировку этих жидкостей указывают в отдельности. Другими словами, если вы стоите перед выбором мешать ли ДОТ 5.1 и ДОТ 5.1/АБС, то ответ — нельзя! Этот запрет связывается с тем, что в этих ТЖ бывает иной добавочный состав и их надежность в «миксе» не гарантируется.

Из описанного выше значит, что:

  • в жидкость для тормозов ДОТ 3 можно лить ДОТ 4 либо ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 также можно сделать доливку 5.1;
  • в жидкость класса 5.1 нельзя доливать DOT 3 либо 4.

Мешать ДОТ 4, ДОТ 3 и ДОТ 5.1 с жидкость с силиконом ДОТ 5 решительно нельзя.

Если смешивать жидкости с основой из гликоля и силикона, то это вызовет химическую реакцию, итог которой не будет соответствовать требуемым стандартам к жидкости для тормозов. Если переходить с одной классификации жидкости на иную, необходимо хорошо промыть систему тормозов новенькой жидкостью для тормозов. При этом нужно знать, что сменить жидкость с силиконом классификации Дот 5 на иную с гликолем нельзя, потому что магистрали тормозов автомашины не бывают рассчитаны на такую реакцию и просто разрушатся резиновые уплотнения.

Время работы жидкости для тормозов

Время работы и время пригодности жидкости для тормозов хоть и различные понятия, но в этом случае они схожи, так как жидкость для тормозов одинаково способна впитывать в себя влажность как из открытой бутыли (которая хранится в гаражном помещении), так и с бачка расширения с жидкостью в машине. Потому что даже, когда на автомашине ездят немного, то все же спустя 2 года нужно будет ее менять.

Жидкость для тормозов ДОТ 4 меняют спустя два года; жидкость ДОТ 3 спустя полтора года; жидкость ДОТ 5 нужно менять один раз в пять лет; ДОТ 5.1 служит только год, но в машинах гоночных ее меняют чаще. Для определения сроков смены жидкости для тормозов ДОТ 4 и прочих, пользуются специальным тестером, который замеряет процент водички, собравшейся в жидкости. Дабы градусы закипания «сырого» вещества на упали меньше 155-180, влаги должно быть больше 3,5 % для избегания кипения жидкости для тормозов и появления пробок из пара, которые могут привести к отказу тормозной системы при больших нагрузках.

Фактор, который определяет время смены жидкости для тормозов — это показатель влаги.

Графичное изображение вида жидкости для тормозов в зависимости от показателя влажности.

Не учитывая то, что жидкость в тормозных контурах не производит циркуляцию и меньше вступает в контакт с воздухом, чем в баке, где проверяют ее вид (влаги может быть меньше), ее нужно менять, так как в трубах близ суппортов тормозов жидкость частенько и очень сильно согревается и в итоге она лишается своих первоначальных характеристик.

Которая из тормозных жидкостей ДОТ 4 лучше?

На рынке очень много производителей, которые предлагают приобрести их жидкость, как классификации ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 либо прочие. Потому у владельца авто, конечно же, появляется вопрос: «А что лучше?»

Хорошая жидкость для тормозов обязана обладать:

  • увеличенной температурой закипания (с запасом);
  • хорошими смазывающими характеристиками;
  • достойными низкотемпературными вязкостными свойствами;
  • прекрасной защитной функцией от ржавчины всех элементов системы тормозов.

В разрезе классификаций постоянно необходимо пользоваться той жидкостью, которую указывают в инструкциях производители авто. А касаемо марок, то здесь сложнее, потому что для приобретения тормозной жидкости, необходимо смотреть свойства каждой из них, читать отклики, видеть тесты сравнений.

Которую ТЖ все же приобрести?

Семь самых часто используемых марок жидкости для тормозов ДОТ 4 — это:

Первая позиция за европейской «Castrol» — с отличными показателями и вязкостными свойствами и по градусам закипания, но вас возможно смутит дополнительная защита как от подделок, так и от влияния среды, так как на горле емкости припаяна фольга.

На втором месте расположилась фирма из Америки «Hi-Gear HG7044» — технические свойства соответствуют нормам и стоимость гораздо меньше.

Liqui Moly ДOT 4 тоже может расположиться рядом с Hi-Gear. Эта ТЖ с высоким показателем градусов закипания, обладает хорошими противокоррозийными свойствами и прекрасно подойдет для автомашин с АБС.

На третьей строчке уверенно оказалась «Mobil Brake Fluid ДOT 4«. Жидкость для тормозов на минерале из Европы, она может хвастаться лучшим значением вязкостных свойств и надежностью.

Дальше следуют российские жидкости: Sintec Super ДOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска ДОТ-4.

Перед покупкой жидкости для тормозов, необходимо изучить все допуски, маркировку и прочие сведения, такие как направление и, в обязательном порядке, время производства, которое указано на этикетке, потому что жидкость для тормозов имеет время годности. Самые хорошие значения бывают у жидкости ДОТ 4 класса 6. Чтобы не приобрести подделку всегда нужно обращать внимание, цела ли упаковка и на дополнительные методики защиты. Не учитывая рейтинг самых известных и хороших жидкостей для тормозов, порой, все же хорошо выбирать производителя, бутыль коего запечатывается фольгой, потому что так будет дополнительная защита от попадания влажности, а еще вы себя обезопасите от покупки некачественной продукции. Владельцы авто с опытом рекомендуют приобретать жидкости популярных фирм, являющихся партнерами больших концернов.

Brake fluid dot4 что это за жидкость

Вход в партнерскую зону.
Эксклюзивно для зарегистрированных пользователей.

—> Товары —> Акции —> Новости —> Статьи/Новости —>

Тормозная гидра и не боевой DOT

Для начала немного о том, откуда появился сам термин DOT. Это не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation), который в свое время установил стандарты на тормозные жидкости, пронумеровав их, соответственно, DOT 3, DOT 4 и так далее. С тех пор весь мир этим стандартом пользуется.

Прежде всего, можно ли смешивать разные типы жидкостей? И да, и нет! Как ни странно, ответ на этот вопрос целиком и полностью зависит от совершенства тормозной системы автомобиля. Формально вся линейка тормозных жидкостей от одного производителя в стандартах от DOT 3 до DOT 5.1 смешивается в любых пропорциях, и такой коктейль не должен оказывать негативного влияния на состояние тормозов. Единственный продукт, который нельзя добавлять ни при каких обстоятельствах, имеет стандарт DOT 5, без точки и единицы. Вот эта, сугубо гоночная силиконовая жидкость неприменима в системах обычных машин. Она рассчитана на такие же специфические материалы тормозной системы и абсолютно обособлена от остальных. Что до остальных, то действует принцип «новое поглощает старое, но не наоборот». То есть пятнадцатилетнему автомобилю, которому заводом прописана жидкость стандарта DOT 3, совершенно безболезненно подойдут и 4, и 5.1. Но вот современному внедорожнику с развитыми системами динамической помощи водителю годятся только те, класс которых не ниже указанных заводом.

Итак, старая знакомая всем жидкость стандарта DOT 3 была рассчитана на эксплуатацию в малонагруженных тормозных системах автомобилей. Представитель этого устаревшего класса – отечественный продукт «Нева», появившийся в России вместе с первыми дисковыми тормозами 412-го Москвича. До неё о ДОТах говорили только применительно к военным оборонительным укреплениям, а в качестве тормозной жидкости использовали архаичную «красную» смесь бутилового спирта с касторкой – БСК, с характерным запахом. Если внимательно изучить стандарты, то видно, что DOT 3 можно применять в тихоходных автомобилях с дисковыми или барабанными тормозами. Она кое-как справится с работой антиблокировочной системы ранних поколений, но, к примеру, в продвинутых современных машинах попросту закипит. Вот, кстати, мы и подошли к главному критерию тормозной жидкости – температуре её кипения.

Чем современнее автомобиль, чем выше его мощность и скорость, тем больше энергии необходимо для его остановки. А значит, выше нагрев тормозов. Вместе с тормозами нагревается жидкость. В этом нет ничего страшного. Фатальная опасность подстерегает водителя, если жидкость внутри тормозного цилиндра закипит, и паровая субстанция станет сжимаемой. В такой ситуации тормоза просто откажут! Чтобы этого не произошло, производители изобретают сложные основы жидкостей, закипающие только при очень высоких температурах.

Важно помнить, что на температуру кипения оказывает влияние и время эксплуатации. Тормозные жидкости гигроскопичны и быстро впитывают влагу из воздуха. Через два-три года смесь с водой начнёт закипать заметно раньше. Особые присадки призваны снизить подобный эффект, благодаря чему жидкости более высокого класса устойчивее к «мокрому» кипению. Под «мокрым» кипением подразумевается точка закипания смеси жидкости с водой.

Не менее важна и низкотемпературная вязкость тормозной жидкости – чтобы в мороз под –50 °С педаль тормоза не встала колом. Наконец, чтобы быстрее и точнее передать усилие от тормозной педали к колодкам, нужна низкая вязкость жидкости при нормальных условиях. Проще говоря, тормозная жидкость никогда не должна превращаться в сироп, с трудом прокачиваемый по тонким тормозным трубкам.

Чтобы лучше понять, в чём заключаются различия тормозных жидкостей разных поколений, используем популярную у нас линейку Liqui Moly. Начнём с DOT 4, так как DOT 3 рассчитана на автомобили без ABS, а их на современных конвейерах почти не осталось. DOT 4 – это синтетический продукт с присадками, которые предотвращают коррозию и окисление металлических внутренностей тормозов.

Жидкость содержит компоненты, борющиеся с образованием водяных паровых пробок, и может использоваться в тормозных системах как с ABS, так и без неё. Это наиболее часто встречающийся тип жидкости, применимый в большинстве современных автомобилей. Максимальная температура кипения у DOT 4 – не менее 230 °С.

Её более совершенная версия SL6 DOT 4 соответствует классу 6 стандарта ISO-4925, который регламентирует маловязкие жидкости. Этот продукт создан на основе гликольэстеров и эфиров борной кислоты и специально разработан для увеличения срока эксплуатации тормозной гидравлики. Имеет высокую «сухую» температуру кипения (речь о жидкости, не загрязнённой влагой) и высокую температуру кипения в увлажненном состоянии. Обладает низкой вязкостью при низких температурах. SL6 DOT 4 используется в машинах, оборудованных современными системами безопасности ESP/DSC, ABS и ASR, а также в мотоциклах. Температура кипения SL6 DOT составляет не менее 265 °С.

Следующая по рангу – DOT 5.1. Вот именно так, с точкой, поскольку без неё – чистая пятёрка, и это, как мы выяснили, особый силиконовый состав для спорта с чрезвычайно высокой температурой закипания – 320 °С. Полностью синтетическая, на основе полигликолей, DOT 5.1 содержит присадки против коррозии и существенно уменьшает процесс окисления при высокой температуре. Она рассчитана на удлиненные интервалы замены и подходит для автомобилей с ABS, благодаря низкой вязкости при – 40°С, равной 900 единицам. Сниженная вязкость позволяет тормозам срабатывать быстрее и точнее. Кроме того, DOT 5.1 хорошо смазывает все подвижные детали тормозной системы. Жидкости этого класса используют в основном там, где частые разгоны и интенсивные торможения – обычное дело. Речь тут не только о стрит-рэйсерах, «зажигающих» на ночных улицах. DOT 5.1 выдержит тяжелый режим резкого торможения трехтонного внедорожника с груженым прицепом или длительные непрерывные торможения на опасном каменистом спуске. Закипает эта жидкость минимум при 260 °С.

Залив тормозную жидкость в бачок автомобиля, вы включаете счетчик времени, в течение которого в неё постоянно будут попадать влага из воздуха, абразивная пыль от истирания тормозных поршней о стенки цилиндров, мельчайшие фрагменты резиновых уплотнений и оксид металла, из которого сделаны тормозные трубки. Если не обращать внимания на эти тикающие часы, то через пару-тройку лет вы заметите явное потемнение или даже почернение тормозной жидкости – верный знак необходимости её срочной замены. Но в идеале менять ее нужно не дожидаясь явных симптомов – максимум через полтора-два года. А ещё лучше, инструментально проверить процент влаги при помощи гигрометра. Тем более что сделать это можно самостоятельно. В продаже есть миниатюрные приборы размером не больше обычного маркера.

Итак, чаще всего в наши машины заливается рядовая жидкость DOT 4. Приплюсовав к этому стандарту приставку SL6, получим более специфический продукт для автомобилей с продвинутыми системами стабилизации, а выбрав на полке «пятерку с единицей», можем смело воображать себя гонщиками «Дакара» в местном, поселковом, формате.

Сводная таблица характеристик тормозных жидкостей
Вязкие Маловязкие
DOT 4 Racing Brake Fluid DOT 4 SL6 DOT 5.1
Температура кипения без содержания влаги, °С Не менее 230 Не менее 320 Не менее 265 Не менее 260
Температура кипения с содержанием 3% влаги, °С Не менее 155 Не менее 195 Не менее 175 Не менее 180
Кинематическая вязкость при -40°С, мм 2 /с 1800 1800 700 900
Срок службы 2–3 года 2–3 года* 3–4 года 3–4 года

* Зависит от условий эксплуатации и нагрузки на тормозную систему

Bremsflussigkeit SL6 DOT 4 рекомендуется для использования в современных автомобилях европейского производства немецкой школы, таких как Мercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen и другие. Brake Fluid DOT 5.1 рекомендуется для использования в современных автомобилях японско-азиатского производства, таких как Toyota, Nissan, KIA, Hyundai и т.д.

В случае, если автомобиль подготовлен к максимальным нагрузкам и на него установлена более эффективная тормозная система либо, если автомобиль используется в автоспорте, лучше применять Racing Brake Fluid с максимальными температурными характеристиками

Тормозная жидкость DOT 4 — назначение и основные особенности

/>

Тормозная жидкость является одним из важнейших компонентов тормозной системы. Именно она передает усилие от педали к механизмам. Но многие автовладельцы не придают значения данной теме и практически ее не обсуждают.

В данной статье мы рассмотрим, что представляет собой тормозная жидкость DOT 4, ее особенности и отличия от других разновидностей подобных материалов.

Принцип работы тормозной системы

Прежде чем мы рассмотрим, что такое тормозная жидкость DOT 4, нужно понять, как работает тормозная система.

Компоненты тормозной системы

Тормозная система служит для управления изменением скорости транспортного средства, его остановки, а также для длительного удержание на месте за счет тормозной силы. Для обеспечения всего перечисленного используется рабочая, запасная, стояночная, вспомогательная и антиблокировочная системы. Совокупность всех этих систем является тормозным управлением.

Работает тормозная система следующим образом:

При нажатии на педаль тормоза создается усилие, передаваемое вакуумному усилителю

Вакуумный усилитель увеличивает усилие и передает его в главный тормозной цилиндр

Поршень в главном тормозном цилиндре подает рабочую жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам, что приводит к росту давления в тормозном приводе, за счет чего поршни перемещают к дискам тормозные колодки

При дальнейшем нажатии на педаль происходит еще большее увеличение давления тормозной жидкости, за счет чего происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к остановке автомобиля

При отпускании педали тормоза давление в системе падает, а возвратная пружина приводит все механизмы в исходное положение: колодки отпускают барабаны или диски, рабочая жидкость поступает обратно в тормозной цилиндр, поршень ГТЦ возвращается в нейтральное положение

Эффективность торможения полностью зависит от давления в системе. Порой оно может достигать 10-15 МПа. Чем выше давление, тем быстрее происходит остановка автомобиля.

Особенности тормозных жидкостей

Тормозная жидкость является одним из основных компонентов тормозной системы. Именно через нее передается усилие от нажатия педали через гидравлический привод к колодкам и дискам.

Бачок тормозной жидкости

Основу таких материалов составляет полигликоль, который занимает до 98 % состава, реже используется силикон (до 93 %). Тормозные жидкости, использовавшиеся в советских автомобилях, были минеральными. Они состояли из касторового масла и спирта в пропорции 1:1. Для современных машин эти материалы не подходят, так как они имеют низкую температуру кипения около +150 °C и густеют уже при -20 °C.

Оставшиеся 2-7 % состава – это различные присадки. Они улучшают характеристики основы, защищают компоненты тормозной системы, предотвращают окисление и т.п.

Полигликолевые и силиконовые материалы категорически нельзя смешивать с минеральными. Из-за химической реакции между такими жидкостями в системе образуются сгустки минерального масла, которые забивают каналы системы, что приводит к неисправностям. Помимо этого, смесь минералки и полигликоля впитывается в резиновые уплотнители и манжеты тормозной системы, что приводит к их набуханию и потере герметичности.

Не смотря на схожий состав и возможную взаимозаменяемость, смешивать полигликолевые тормозные жидкости также не рекомендуется. Все дело в том, что каждый производитель по своему усмотрению может изменять состав присадок, что может привести к изменению рабочих характеристик ТЖ. Так что лучше не экспериментировать с взаимозаменяемостью.

Силиконовые жидкости вообще нельзя смешивать ни с полигликолевыми, ни с минеральными составами. Это обусловлено тем, что в процессе работы будет образовываться осадок, который засорит магистрали тормозной системы и в конце концов выведет из строя узлы тормозной системы.

Классификация

Стандарт тормозных жидкостей для большинства стран мира одинаковый – DOT. Он разработан Министерством транспорта США (Department of Transportation). Данный стандарт показывает, что тормозная жидкость соответствует стандарту FMVSS № 116, что разрешает применение в тормозных системах легковых и коммерческих транспортных средствах с поправкой на их технические характеристики.

Но все эти стандарты классифицируют ТЖ по двум основным параметрам: кинематической вязкости и температуре кипения. Первый показывает диапазон рабочих температур, а второй отвечает за предотвращение возникновения так называемой «паровой пробки», которая возникает при высоких температурах, что может приводить к несрабатыванию в нужный момент педали тормоза.

По температуре кипения различают два состояния тормозной жидкости: сухая, то есть без воды, и увлажненная, содержащая до 3,5 % воды. Первая определяется только на свежей жидкости, которая еще обладает высокими рабочими свойствами. Увлажненная температура кипения относится к ТЖ, которая уже эксплуатируется около 2-3 лет.

Тормозная жидкость DOT 4: характеристики

DOT 4 – это тормозная жидкость, предназначенная для гидравлических систем торможения и сцепления современных автомобилей, изготавливаемая на основе полигликоля. Она является наиболее распространенной и широко применяется в тормозных системах самых различных автомобилей.

Бачок тормозной жидкости

Кинематическая вязкость DOT-4 составляет не менее 1800 мм 2 /с. Именно от этого параметра зависит скорость передачи тормозного усилия. Температура кипения сухой жидкости должна составлять не менее +230 °С, а мокрой – не менее +155 °C.

Антикоррозионные свойства ДОТ 4 зависят от кислотности, которая для данного класса ТЖ должна составлять 7,0-11,5 pH. Дополнительно от коррозии защищают присадки, входящие в состав материала.

Гигроскопичность зависит от боратов, входящих в состав тормозной жидкости. Они связывают молекулы воды, проникающие в систему в процессе эксплуатации.

Отличия ДОТ 4 от других тормозных жидкостей

Рассматривать различия будем среди актуальных на сегодняшний день классов тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 5.1 и DOT 5. Первые две жидкости изготавливаются на основе полигликолей, а DOT 5 – на основе силиконов.

Характеристики тормозных жидкостей

В основе жидкости DOT-3 лежат соединения двухатомных гликолевых спиртов, что объясняет ее высокую гигроскопичность, а также агрессивность к резиновым уплотнителям и лакокрасочному покрытию. Все это делает данный материал непригодным для тормозных систем современных автомобилей. Поэтому ее используют преимущественно в старых автомобилях из-за невысокой цены.

DOT 5.1 является более современным аналогом DOT-4. У этой жидкости самая высокая температура кипения, но она также быстро вбирает влагу, что снижает ее срок службы. Ввиду этого жидкости данного класса успешно применяются в гоночных автомобилях. В классе DOT-5.1 есть разновидность ТЖ, основа которой состоит из полигликолей и силикона. Она предназначена для автомобилей, которые оборудованы антиблокировочной системой.

У жидкостей DOT-5 характеристики максимально приближены к идеальным. За счет силикона они отличаются высокой температурой кипения, низкой вязкостью и хорошими смазывающими свойствами. Они также нейтральны к металлам и резинам, а поглощение влаги происходит очень медленно. Но, не смотря на такие высокие характеристики, жидкости DOT-5 непригодны для автомобилей с ABS. Это обусловлено тем, что силиконовая основа не поглощает воду и не смешивается с ней, из-за чего влага может замерзать при низких температурах, а также из-за высокой степени аэрации.

Таким образом, тормозная жидкость ДОТ 4 обладает наиболее оптимальными характеристиками, что делает ее достаточно популярной среди автовладельцев.

Когда менять тормозную жидкость?

Срок эксплуатации тормозной жидкости определяется ее химическим составом.

Проверка состояния тормозной жидкости специальным прибором

Минеральные ТЖ из-за своих хороших смазывающих свойств и низкой гигроскопичности могут работать до 10 лет. Но попадание воды в систему, например, при разгерметизации, приводит к падению температуры кипения и увеличению вязкости материала, вследствие чего он уже не справляется со своими функциями. Поэтому ежегодно нужно производить профилактический осмотр тормозной системы, работающей на минералке.

Полигликолевые жидкости отличаются средней или высокой гигроскопичностью, поэтому их состояние нужно проверять 2 раза в год. Достаточно визуального осмотра: если материал потемнел или в нем присутствует осадок, нужно незамедлительно произвести замену. За год такие жидкости могут вбирать до 3 % влаги, но если это число составляет 8 и более процентов, то произойдет падение температуры кипения, что может привести к выходу из строя всей системы торможения. Автопроизводители рекомендуют менять составы на основе полигликоля не реже, чем через 40000 км пробега или каждые 2-3 года. Обычно они обновляются вместе с установкой новых колодок и дисков.

Силиконовые жидкости наиболее устойчивы к воздействию влаги, поэтому их срок эксплуатации самый высокий – 10-15 лет с момента заливки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *