Как заменить держателя головки вентилятора борк
Перейти к содержимому

Как заменить держателя головки вентилятора борк

  • автор:

Ремонт напольного вентилятора своими руками. Все причины почему не крутится и как разобрать.

ремонт напольного вентилятора

В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

как установить мобильный кондиционер

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

неисправные напольные вентиляторы

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

  • старая засохшая смазка или ее недостаток
  • высохший конденсатор
  • перегорание термического реле или предохранителя
  • витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
  • механическое смещение вала двигателя

неправильный угол атаки лопастей вентилятора почему не дует

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

угол атаки лопастей вентилятора

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

плохо работает вентилятор

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

как сделать самодельный кондиционер своими руками

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

как заводились старые самолеты

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

почему не вращается вентилятор грязь и засохшая смазка

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.


Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.


подшипники скольжения или втулки на напольном вентиляторе

Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

разборка кожуха

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

как разобрать вентилятор

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

тяга редуктор поворотного механизма вентилятор

Снизу к нему подходит специальная тяга.

пусковой конденсатор двигателя вентилятора

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

где находится пусковой конденсатор двигателя вентилятора

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

как снять редуктор с вентилятора

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

универсальная смазка WD40 всегда поможет

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

смазка подшипника вентилятора смазкой WD40

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

как смазать вентилятор напольный

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

удаление засохшей смазки на вентиляторе

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

машинное масло и силиконовая смазка для подшипников вентилятора

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

как смазать подшипник напольного вентилятора

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

колпачок на передней части вентилятора откручивается по часовой стрелке

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

как добраться до переднего подшипника скольжения на валу вентилятора

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

как смазать передний подшипник на вентиляторе

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

раскручивание вентилятора

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

полуразобранный ветродуй

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

разбор ноги вентилятора напольного

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

провод питания подключенный напрямую к двигателю вентилятора

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

как подключаются провода на кнопках скоростей вентилятора напольного

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

клеммная колодка на кнопках скоростей вентилятора напольного

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

упрощенная схема подключения двигателя вентилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:


схема подключения напольного вентилятора 3-х скоростного

Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.


Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

mini

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

прозвонка скоростей вентилятора мультиметром

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

проверка мультиметром проводов питания на вентиляторе

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

прозвонка проводов на вентиляторе мультиметром

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

общая точка цепи питания вентилятора

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

схема измерения сопротивления обмоток вентилятора

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

как измерить сопротивление обмоток двигателя напольного вентилятора

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.

как проверить сопротивление мотора напольного вентилятора

проверка и измерение сопротивления обмоток напольного вентилятора мультиметром

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

как разобрать двигатель вентилятора напольного

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

как снять крышку с двигателя напольного вентилятора

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.


как вытащить провода из ножки вентилятора

Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

разборка двигателя вентилятора

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

как разобрать и собрать двигатель напольного вентилятора своими руками

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

термореле и предохранитель на напольном вентиляторе где стоит

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

термопредохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.


сравнение устройств защиты от искрения УЗМ 51МД и УЗИС С1 40 что лучше

В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

как прозвонить и проверить термореле предохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

оборванные жилки проводов на обмотках двигателя вентилятора

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

сместился вал на двигателе вентилятора ремонт

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

потертости и царапины на роторе двигателя вентилятора

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

не работает вентилятор

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Ознакомиться с актуальными ценами на них, подобрать себе подходящий вариант (напольный, настольный, настенный, потолочный) + заказать с доставкой на дом можно вот ЗДЕСЬ.

Однако это уже последняя стадия и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

Как отремонтировать бытовой вентилятор

При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Основные неисправности

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

Лампочки

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.

  1. Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
  2. После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
  3. Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.
    Разборка вентилятора
  4. Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
  5. Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.
    Втулку
  6. После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
  7. Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе, крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.

КонденсаторКонденсатор вентилятора

У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.

Измерение

В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.

Подключение конденсатора

Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора, предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.

Прозвон электродвигателя

Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка. При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Ремонт кофемашины Bork C800 (электрика и электроника)

Довелось нам однажды чинить кофемашину Bork C800. Как выяснилось, наименование Bork C800 — является российским ребрендингом австралийской машины Breville 800ESXL. Если по Борку в интернете информации нигде не нашлось, то по Бревилю нам очень помог сайт http://siber-sonic.com/appliance/800Electrical.html , откуда мы почерпнули всю самую важную информацию. Дальнейшая статья, по большей части, является переводом указанного сайта.

Проблемы и их устранение:

Ещё варианты решения проблем:

Помпа работает при выключенном приборе

Кофемашина подключена к электросети, но выключена кнопкой на передней панели. Внезапно помпа включается и работает без остановки.

Изучаем электрическую схему (на картинке вариант для Северной Америки с питанием 120VAC):

Схема электрическая принципиальная кофемашины Breville 800ESXL

Возможные причины отказа:

  • Пробит коротким замыканием Q1
  • Q1 открывается излишним напряжением помехи, возникающим на R7
  • На контакте P62 микроконтроллера возникает открывающий сигнал в то время, когда его быть не должно (например, если питание микроконтроллера вне допустимых пределов)

Поиск и анализ неисправностей есть на siber-sonic.com. Перейдём сразу к ремонту:

Замените тиристор Q1 на более мощный (примерно 4А х 600В) — скорее всего этого будет достаточно. Q1 пробивает из-за пульсаций напряжения в сети. Если вы живёте в регионе с низким качеством электроснабжения, то, для уменьшения пиков напряжения, убивающих Q1, стоит заменить варистор V1 на более низковольтный (в разумных пределах).

На R7 может появиться помеха и открыть Q1. Чтобы исключить случайное открытие тиристора высоким напряжением можно уменьшить номинал резистора с 10 кОм до 4,7 кОм и добавить ему в параллель ёмкость около 200 пФ (25-вольтовой должно быть достаточно).

Дополнительно можно отфильтровать помехи на Q1 снаббером — RC-цепочкой добавленной к тиристору между анодом и катодом. Номиналы примерно такие: конденсатор — 2 нФ х 600 В, резистор — 20 кОм х 0,25 Вт.

Американский вариант исправленной схемы (красным указаны исправления):

И как это выглядит в живую (нажмите, чтобы увеличить):

800ESLXPCBmodded

Помпа работает постоянно без пульсаций

Вы включаете машину и тут же помпа начинает работать непрерывно. Проверьте свою схему, возможно, у вас модернизированная плата, где силовая часть, включая помпу и тиристор, подключена через реле, управляемое кнопкой питания. Если это так, то неисправность, скорее всего там же, где и в случае с отключённой машиной.

Помпа работает постоянно с нормальным циклом пульсаций

Читайте раздел, если:

  • Помпа работает только при включенном питании машины
  • Помпа выполняет нормальную последовательность импульсов запуска для режима заваривания или подачи пара
  • Насос продолжает работать, как если бы ручка управления оставалась в положении «заваривание» или «пар» все время

Ключевым здесь является обычный цикл пульсаций. Это говорит нам о том, что микроконтроллер управляет помпой — помпа не отключается случайным образом и не работает непрерывно. Помпа управляется, хотя и не так как положено.

Случаев выхода из строя микроконтроллера нам не известно, значит предположим, что он исправен и во всём виноваты входящие в контроллер сигналы. Н аиболее вероятным источником проблем являются два микропереключателя на панели управления. Сама ручка управляет гидравликой — возможные пути прохождения воды:

  • Через заварочную головку в положении «заваривание»
  • В лоток для перелива в режиме ожидания
  • Через паровое сопло в позиции «пар»

Микропереключатели необходимы для передачи информации о выбранном режиме ручки управления в контроллер.

  • В режиме ожидания электропитание протекает через общую линию (C) и нормально замкнутые (NC) контакты S2, передавая высокий уровень сигнала на клемму T / F. Помпа выключена.
  • В режиме «заваривание» S2 остается в том же положении NC и, кроме того, S1 закрывается, подавая микросхеме сигнал начать качать воду.
  • В режиме «пар» S2 переключается с NC на Нормально Открытое (NO) положение. Сигнал T / F понижается. S1 открыт, поэтому сигнал на P64 высокий, как и для режима ожидания. Помпа включена в пульсирующем режиме.

Если какой-либо из этих сигналов переключения неправильный, микроконтроллер может активировать помпу и управлять ей в одном из циклов подачи воды в неподходящее время. Для примера, скажем, что сломался S2, так что он идет с высоким сопротивлением или разомкнутой цепью между C и NC. Если это произойдет, контроллер подумает, что он находится в режиме «пар», и помпа должна продолжать работать в пульсирующем режиме. Второй пример: если вместо этого имеется короткое замыкание в S1 или C13, то контроллер будет думать, что S1 закрыт и что он должен запускать насос в режиме заваривания, независимо от того, в каком положении находится ручка управления.

Возможны и другие сочетания сбоев. Вам необходимо убедиться, что правильные сигналы высокого/низкого уровня посылаются в микроконтроллер, для каждой позиции ручки управления.

Помпа не включается и/или светодиодный индикатор питания мигает при нажатой кнопке Power, затем гаснет

Прозвоните помпу тестером — скорее всего дело в ней. Учтите, что в помпе есть диод.

Не включается — никаких признаков жизни

Скорее всего проблема в стабилитроне ZD6.

Поступали сообщения о перегреве и отказе стабилитрона ZD6. Для справки, вот характеристики двух основных напряжений питания, которые обозначены V++ и V+, когда всё работает правильно:

напряжение Пульсации
V ++ 28 В постоянного тока 1.8 VACp-p
V + 5 В постоянного тока <30 мВACp-p

Волновой пульс — это линейная частота (50/60 Гц), а не удвоенная, из-за полуволнового выпрямления.

Обратите внимание, что наша плата использует стабилитрон 1N5935B 27V 3W 5% для ZD6. Другие владельцы сообщали, что у них ZD6 — это 1N4749A 24V 1W 5%. Похоже, что 1N5935B является лучшим вариантом (3 Вт против 1 Вт) для замены вместо 1N4749A. Точное напряжение не является критическим в этой части схемы, так как оно только питает управляющую обмотку реле и светодиод подсветки резервуара воды. Наш ZD6 имеет ток 13 мА, протекающий через него, и рассеивает мощность 0,36 Вт. Можно было бы подумать, что будет достаточно 1 Вт стабилитрона, но 3 Вт обеспечивает больший запас прочности, да и корпус имеет того же размера.

Для замены ZD6 подойдёт любой стабилитрона на 24-27 В мощностью от 1 до 3 Вт.

Нестабильная работа: трудно включить/выключить машину

Тут всё просто — барахлит микрокнопка включения, расположенная на передней панели на плате под кнопкой Power. Кто-то моет её в ванночке со спиртом, кто-то меняет — кому как удобнее.

Нестабильная работа: помпа не работает во время нагрева. Белые диоды светят тускло

Проблема в конденсаторе подавления помех С1. Он постепенно теряет ёмкость, начинает просаживаться напряжение V++, начинает сбоить вся схема.

Проверьте напряжение V++. Если ниже 24V — замените С1.

Нестабильная работа: помпа не работает во время заваривания. Белые диоды мигают тускло/ярко

Алгоритм работы машины при этой неисправности:

  1. Включить машину кнопкой Power, ненадолго заработает помпа и остановится, начнёт мигать красный диод (нагрев воды).
  2. Когда диод перестанет мигать и загорится кнопка Steam, значит нагрев воды окончен.
  3. Поставить чашку под фильтр-рожок, повернуть переключатель в режим приготовления кофе.
  4. Включается помпа, кофе льётся в чашку, но через несколько секунд процесс прерывается.
  5. В этот момент индикаторы Power и Steam мигают в унисон — тускло/ярко/тускло/ярко. Непрерывно.
  6. Повернуть ручку в нейтральный режим (помпа всё равно не работает).
  7. Поворачиваете ручку обратно в режим приготовления, но помпа больше не включается, чашка не наполняется, кофе нет.
  8. Единственный путь попить кофе — выключить машину кнопкой Power, включить её снова и начать всё сначала, точнее продолжить. Может понадобиться повторить выключение/включение несколько раз, в зависимости от размера вашей чашки. Эта неисправность проявляется стабильно для каждой чашки кофе.

Лечение: опять виноват С1 — меняйте его на аналогичный или чуть более лучший по параметрам. Например, если был 0.82 мкФ, то можно поставить 1.0 мкФ. Цвет и размер не имеют значения — главное чтобы в корпус поместился.

C1 replace

С1 и его замена

Нестабильная работа: помпа не работает, нет нагрева

Проверяйте напряжение V++. Если ниже 24В, то проверяйте и меняйте в первую очередь С1.

Нестабильная работа: нестабильный нагрев. Светодиоды мигают случайным образом

Переверните плату и проверьте все точки пайки элементов на наличие трещин в припое. Посмотрите между дорожками — бывали случаи замыкания посторонними предметами или веществами.

Board 800ESXL back

Обратная сторона платы Breville 800ESXL

Пропаяйте все подозрительные места, очистите плату от загрязнений.

Любая другая электрическая проблема: проверьте источники питания

Первым делом проверить V++ (должно быть от 24В до 27В).

Самая частая проблема — состарившийся С1. Также может выйти из строя стабилитрон ZD6. Бывает, что С2 теряет свою ёмкость. Редко могут выйти из строя (замкнуться/оборваться/зависнуть в промежуточном состоянии) D1 и/или D2. Стоит проверить номинал R2 и его возможный обрыв.

Вторым делом проверить V+ (должно быть 5В).

Пока ещё не поступало сообщений о неисправности в этой части схемы. Но если произойдёт небольшое отклонение этого напряжения, то микропроцессор может войти в непредсказуемый режим работы, вплоть до полного отказа. Основными виновниками неисправностей могут служить R24, C4, и ZD1.

Обратите внимание, что все элементы ответственные за питание V++ и V+ работают всегда, пока вставлена вилка в розетку. Потому, если у вас не очень стабильное сетевое напряжение, то всегда есть вероятность выхода из строя цепей питания платы. Пользуйтесь стабилизаторами или выключайте машину из розетки.

Нестабильно или постоянно: не греет/плохо греет

Как обычно, проверяем V++.

Если всё нормально, то смотрим R24 на предмет перегрева. Если перегревается, то, вероятно, требуется увеличить ёмкость С1 и заменить R24 на более мощный.

Проверить обрыв нагревательной спирали и качество контакта в клеммах.

Обгоревшие клеммы на бойлере

Проверить/заменить термостаты на корпусе бойлера.

Возможна неисправность NPN транзистора Q2. При исправном Q2 работает подсветка ёмкости с водой.

Проверить работу реле. Должно щёлкать при включении машины. Если не щёлкает или трещит непрерывно при исправном Q2, то менять.

Невозможно выбрать «Пар» после выбора «Горячая вода»

Крайне редкий случай неудачной сборки. На маленькой плате за кнопками Steam и Hot Water находится несколько элементов. На ней конденсатор С10 оказался прижат к резистору R12, что вызывало пробой изоляции конденсатора и данную неисправность. Как чинить? Отогнуть С10 от R12.

C10 касается R12

Удаление лишнего клея

Иногда термоклей, которым крепятся некоторые элементы на плате, может оказаться гидрофобным — пропитаться влагой и начать вызывать пробои изоляции между элементами. Можно удалить лишний клей с платы, если возникают подозрения в подобном поведении клея.

Замена перегревающихся элементов

Если что-то на плате сильно греется, то стоит проверить это. И заменить, для профилактики.

Пропайка всех соединений

Если уж добрались до платы, то стоит потратить несколько минут на пропайку платы. Быть может, благодаря этому, вам не придётся вскоре снова разбирать машину из-за нестабильного контакта какого-то элемента.

Ещё варианты решения проблем:

Нет проблемы в списке? Список заменяемых в первую очередь элементов

Если нет возможности диагностики элементов платы, то можно начать менять всё подряд. Примерно в такой последовательности:

  1. ZD6 и C2
  2. C1
  3. Любые элементы, которые похожи на перегревающиеся (потемнения элементов или платы под ними).
  4. При проблемах с нагревом меняйте Q2, если контейнер для воды не светится, то точно меняйте.
  5. Тиристор Q1.

Изучите список неисправностей выше, возможно там есть ваш случай.

Самый простой, но дорогой ремонт: замена платы

Если лень разбираться в схеме, не умеете паять, то просто замените плату целиком. Если, конечно, найдёте где-то новую или заведомо исправную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *