Топ-25: самые распространенные символы и их значение
Вы когда-нибудь задумывались, как много символов окружает нас в повседневной жизни? Цель любого знака – это передать смысл, сэкономив при этом место для его обозначения. А знаете ли вы истинный смысл всех тех символов, которые постоянно попадаются вам на глаза? Вы сможете проверить это прямо сейчас, прочитав про историю свастики, про происхождение галочки, и еще про многие другие знаки, висящие на улицах и в общественных заведениях по всему миру.
25. Парикмахерская спираль
Фото: Jesse Nandra / flickr
Первоначальное значение символики парикмахерских связано еще со Средневековьем, когда цирюльники были в большей степени хирургами, чем стилистами. Они проводили мелкие медицинские процедуры, начиная с лечения переломов, и заканчивая удалением зубов. Одной из их ключевых обязанностей парикмахеров считалось кровопускание, и именно с этим устаревшим методом врачевания всех болезней и связан внешний вид современной символики. Красные полосы на спирали шеста означают кровь, а белые – чистые бинты.
24. Символ бесконечности
Фото: wikimedia commons
Математическое значение этого знака впервые появилось в 1655 году, когда британский ученый Джон Валлис (John Wallis) впервые использовал рукописную завитушку в своей работе под названием «De Sectionibus Conicis» (трактат о конических сечениях). Валлис никак не объяснил выбор именно такой символики, но считается, что она стала производной от варианта записи числа 1 000 римскими цифрами (CIƆ, CƆ), или значила просто «много».
23. Знак OK
В США символ OK используется, чтобы сообщить, что все в порядке. Однако в некоторых европейских странах этот жест может быть воспринят как оскорбление, ведь там он означает, что вас послали в задницу. В странах Средиземноморья и в Южной Америке этот жест в прямом смысле символизирует анус.
22. Пацифик
Фото: wikimedia commons
Пацифик (или символ мира) состоит из круга, вертикальной линии и 2 коротких диагоналей, и он был придуман убежденным пацифистом Джеральдом Гербертом Холтомом (Gerald Herbert Holtom) 21 февраля 1958 года. Символ стал логотипом марша Комитета прямых действий против атомной войны. Знак был быстро одобрен и перенят западным сообществом хиппи в 1960 годах, а затем распространился и по всему миру. На такой своеобразный чертеж Холтома вдохновила семафорная азбука военных. Художник объединил в своем знаке сигналы N и D, означающих ядерное разоружение. N передается с помощью двух флажков в виде перевернутой буквы V, а D – одним флажком, опущенным вниз, и другим — вверх.
21. Лента, украшенная детальками из головоломок
Фото: wikimedia commons
Этот символ появился в 1999 году и считается универсальным знаком аутизма. По замыслу создателя эскиза он отражает все богатство спектра этого состояния человеческой психики. Разные цвета и формы призваны демонстрировать разнообразие в жизни людей и семей, столкнувшихся с аутизмом. Яркий раскрас ленты означает надежду на то, что люди с аутизмом смогут вести полноценный образ жизни и взаимодействовать с остальным миром на своих условиях.
20. Смайлик
Фото: wikimedia commons
Наверное, это самый распространенный в масс-медиа символ, который чаще всех остальных используется на виртуальных площадках для общения и обмена положительными эмоциями. Смайлик был создан в начале 1970-х годов, и долго описывать его нет смысла, ведь тут все просто – это упрощенное изображение улыбающегося лица. Желтый цвет был выбран из-за традиционного цвета солнца на детских рисунках, и этот значок символизирует светящееся и безоблачное счастье.
19. Символ мужского пола
Фото: pixabay
Символ мужчины или организма мужского рода еще известен как «щит и копье Марса». Начертание круга со стремящейся из него стрелой, направленной в верхний правый угол, должно напоминать римского бога войны Марса, который всегда изображался во всеоружии. Вдобавок этим знаком стали обозначать и саму планету Марс, которую также именуют «планетой войны» или «огненной планетой».
18. Символ женского пола
Фото: Flanker
Значок женщины или «зеркало Венеры» – это и астрономический символ планеты Венера, и символ химического элемента медь, и символ женского рода. Существует несколько версий истории происхождения этого рисунка. Согласно одной из них круг призван напоминать нам о всеобъемлющей природе нашей Вселенной, и представляет собой женскую утробу. Крест внизу круга, добавленный в 16 веке, обозначает, что все живое рождено из духовной сферы.
17. Символ переработки отходов
Фото: wikimedia commons
Происхождение этого культового значка связано с проведением первого Дня Земли в апреле 1970 года. В тот год американская картонная компания Container Corporation of America спонсировала национальный конкурс искусства, посвященного проблемам окружающей среды, и заодно поручила студентам дизайнерских факультетов создать символ, означающий процесс переработки картона и бумаги. Студент Гэри Дин Андерсон (Gary Dean Anderson) выиграл конкурс, предоставив комиссии свой эскиз, состоящий из 3 стрел, символизирующих невосполнимые природные ресурсы Земли, которые надо защищать и сохранять для будущих поколений. Стрелы были нарисованы зелеными в честь цвета растительности.
16. Череп и крест-накрест лежащие кости
Фото: Jorg WarX, Manuel Strehl
Знаменитый символ, состоящий из человеческого черепа и 2 костей, впервые появился еще в античные времена, и, что неудивительно, когда-то он означал смерть и бренность бытия. Впоследствии «Адамова голова» или «Мертвая голова» стала все чаще ассоциироваться с морскими пиратами, которые полюбили украшать этим символом свой черный флаг. Сегодня этот знак печатают на контейнерах с ядовитыми и крайне опасными для здоровья и жизни веществами.
15. Символ сердца
Фото: wikimedia commons
В современной культуре этот знак связан с любовью, чувствами и романтическими отношениями, но в прошлом у него был абсолютно другой смысл. В древней Греции форма сердца символизировала сильфий, вид гигантского фенхеля, который когда-то рос на северном побережье Африки неподалеку от греческой колонии Кирена (Cyrene). Греки использовали это растение, чтобы приправлять им пищу, в качестве лекарства и как противозачаточное средство или для стимуляции выкидышей.
14. Символ радиации
Фото: wikimedia commons
Знак радиации, как правило, состоит из желтого треугольника в черной рамке и схематичного изображения черной сферы с лепестками по прямо центру фигуры. Этот символ используется для обозначения источника радиации, контейнеров с радиоактивными материалами и территорий, где эти контейнеры хранятся. Предупреждающий значок появился в 1946 году, и был задуман как схематическое изображение атома и трех видов его излучения (бета, альфа, гамма). Палитра была выбрана не случайно, ведь в природе желтый и черный цвета нередко встречаются в окрасе ядовитых животных и растений.
13. Жест в форме буквы V
Фото: pixabay
Этот популярный жест представлен поднятыми и разведенными в стороны указательным и средним пальцами, в то время как остальные пальцы зажаты в кулак. У символа есть несколько разных значений, включая успех, одобрение, победу, а также презрение и протест.
12. Свастика
Фото: Jorge Láscar / Australia
В Западном мире свастика стала синонимом фашизма из-за того, что немецкие нацисты наносили ее на все свои знамена и флаги. Однако изначально свастика, существовавшая тысячи лет до кровавых войн 20 века, символизировала удачу. В санскрите (древний индийский язык) этот символ и вовсе означал благополучие. Исконно этот знак использовали индусы, буддисты и джайны. Сегодняшние ассоциации со злом надолго перечеркнули положительную суть этого символа, и, возможно, свастике не скоро удастся оправиться от такого удара по ее репутации.
11. Месяц
Фото: pixabay
Месяц – очень распространенный мотив в исламском мире, но его происхождение на самом деле не связано с мусульманством. Месяц красовался на христианских эмблемах много веков тому назад, и на самом деле он является древнейшим символом в истории человечества, поскольку его старейшие начертания датируются по меньшей мере периодом Вавилонской империи (2100 год до нашей эры). Месяц также символизирует не только религиозные смыслы, но и Луну, а иногда и серебро.
10. Галочка
Фото: pixabay
Этот символ используется для обозначения пунктов из списка, когда они прошли проверку, либо над ними завершено запланированное действие или что-то в них было исправлено. Сегодня галочка широко распространена почти во всех странах мира, но своим появлением она обязана именно эпохе Римской империи. В те времена значок «V» использовался для сокращения слова «veritas», означающего «истинный». Правая часть символа стала вытянутой из-за специфики работы чернильных ручек, которые не начинали писать с первого же движения руки.
9. Символ Bluetooth
Фото: wikimedia commons
Значок Bluetooth связан с древним датским правителем Харальдом Блатандом (Harald Blatand), которого все звали «Синезубым» (Blåtand, blue tooth) за его любовь к чернике и за темные передние зубы. Король викингов прославился тем, что сумел объединить враждовавшие датские племена и создал единое государство.
Сегодня символ ассоциируется с технологией беспроводных сетей Bluetooth, логотип которой был собран из 2 скандинавских рун – Хаглаз (аналог латинской буквы «H») и Беркан (аналог латинской буквы «B»). Вместе они составляют инициалы прославленного Харальда Синезубого.
8. Символ переключателя
Фото: vincentq / Melbourne
Известный символ включения и выключения стал результатом эволюции дизайна пользовательского интерфейса. Изначально большинство пультов управления состояли из отдельных переключателей, работающих для двух состояний – «Вкл» и «Выкл». Позже эти сокращения были заменены цифрами 1 и 0. Чтобы создать одну единственную кнопку, которая бы совмещала в себе оба этих состояния устройства, дизайнеры совместили единицу и ноль, и в итоге появился повсеместно известный значок.
7. Розовая лента
Фото: MesserWoland
С 1979 года розовая лента считается символом рака груди. Изначально эту ленту носили в знак моральной поддержки женщин с этим тяжелым заболеванием, но сегодня она стала символизировать также и здоровье, жизнерадостность и ободрение всех женщин в целом.
6. Символ человека на инвалидной коляске
Фото: wikimedia commons
Квадратная табличка со стилизованным изображением человека на инвалидной коляске – один из самых узнаваемых и понятных символов в мире. Знак был придуман датской студенткой дизайнерского факультета Сьюзэнн Коэфэд (Susanne Koefoed) в 1968 году и ассоциируется с общественными местами, приспособленными под нужды людей с ограниченными физическими возможностями.
5. Знак выхода
Фото: 21jcw
Другой легко узнаваемый международный символ указывает на местонахождение ближайшего аварийного выхода из здания в случае пожара или другой срочной необходимости. Этот знак еще иногда называют «бегущим человеком», а придумал его японский дизайнер Юкио Ота (Yukio Ota) в конце 1970-х годов. Символ вошел в международный обиход уже с 1985 года. Зеленый цвет ассоциируется с безопасностью, так же как и цвет светофора, сигнализирующий о разрешении на движение.
4. Товарный знак
Фото: wikimedia commons
Символ торговой марки указывает на то, что предшествующие ему слово или символ – это товарный знак или знак обслуживания, служащий для индивидуализации товаров, и удостоверенный в соответствующих регистрационных органах страны. Этот символ связан с регламентированием прав на использование товара или марки.
3. Серп и молот
Фото: wikimedia commons
Когда-то серп и молот были самыми узнаваемыми символами и обозначали государственную эмблему СССР, а также ассоциировались с коммунистическим движением. Эти инструменты демонстрировали рабоче-крестьянское единство, в котором молот считался традиционным инвентарем пролетариата, а серп символизировал простых крестьян и урожай. Хотя в европейской религиозной культуре по отдельности молот издавна обозначал агрессивную мужскую силу, а серп – саму смерть.
2. Жезл Асклепия
Фото: pixabay
Жезл Асклепия – это символ, ассоциирующийся с медициной и здравоохранением. Сын бога Аполлона и земной принцессы Корониды, Асклепий был греческим полубогом медицины. Согласно античной мифологии этот герой обладал способностью восстанавливать здоровье больных и воскрешать людей из мертвых. Жезл Асклепия традиционно обвивает змея, потому что древние греки почитали это животное святым и использовали его в ритуалах исцеления.
1. Мальтийский крест
Фото: wikimedia commons
Мальтийский крест чаще всего ассоциируется с рыцарским орденом, управлявшим Мальтийским архипелагом с 1530 по 1798 год. Восьмиконечный крест символизирует 8 обязательств и устремлений рыцарей – жить в истине, иметь веру, исповедовать свои грехи, быть смиренным, любить справедливость, быть милосердным, быть искренним и превозмогать преследования.
Знак что обозначает
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. Check out the browser extension in the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 721ba1decb410d5a • Your IP : 37.120.221.20 • Performance & security by Cloudflare
Значение слова знак
1. Признак, примета, по которым узнается, распознается что-нибудь. Ребенка узнали по знаку на левом плече. «А в бане, слышно, (Пугачев) показывал царские свои знаки на грудях.» Пушкин .
| Клеймо, метка. Таможенный знак. Фабричный знак.
2. То, что служит указанием на что-нибудь, свидетельством чего-нибудь, внешним обнаружением чего-нибудь (книж.). Подарить что-нибудь в знак дружбы. Его заботливость о моей матери была знаком его расположения ко мне. Молчание — знак согласия.
| Чувственное выражение, внешнее проявление чего-нибудь (психологических *****
Словарь золотого промысла Российской Империи
м. Частица золота массой менее 1-3 мг, имеющая важное значение в поисковой практике. — Но знаки его вообще были везде мелки, почти пыловаты. ГЖ, 1841, № 1: 3; Из 4-х шурфов получил богатые знаки, поставил столб на имя Горохова. Ф. 57, о. 1, д. 16, л. 205 (1843 г.); // Знаки золота. — В шурфах оказались только самые мелкие знаки золота. ГЖ, 1841, №1:6; Знаки золота. Называется этим именем почти невесомое содержание золота в золотосодержащем пласту и употребляется вместо признака золота. Лат., 1869: 144; Торф, хотя и показывает знаки золота, но отвозится в отвал по невыгодности обработки. Бгл., 1877: 22.
Этимологический Словарь Русского Языка
Слово — производное от общеславянского znati в значении «отличать, заметить». В древнерусском языке слово употребляется с XI в.
Производные: знаковый, значимый, значимость.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают знаки языковые и неязыковые (см., например, знаки астрономические, знаки химические). Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ. Важнейшие знаки для человека — познаваемые им явления.
Культурология. Словарь-справочник
( sign — категория в культурологии)
1) чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т.д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения
2) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний, образов).
материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний).
☼ материальный объект (Артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение. 3. тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации, как Символ, худож. образ, культурный код. Изучением 3. и знаковых систем занимается Семиотика.
Объект, заместителем к-рого выступает 3., называется его денотатом — 3. является именем этого объекта. Информация, к-рую сообщает 3., является его значением (содержанием, смыслом). Простейшей формой значения является предметное — указание на денотат (его именование). Однако содержание 3. далеко не всегда исчерпывается именованием денотата: уже Г. Фреге в нач. 20 в. выделял экстенсиональное значение 3. — имя денотата, и интенсиональное значение 3. (смысл) — информацию о типологии, топологии, и других свойствах именуемого объекта, возникающую у человека при понимании 3. 3., т.о., выступает аналогом не только к.-л. объекта, но и общепринятого представления об этом объекте или классе объектов, он может вообще не иметь предметного аналога, выражая абстрактное понятие или объект, в действительности не существующий («единорог»). Но содержание 3. не исчерпывается и этим: в процессе его функционирования в человеч. общении 3. может получать дополнит. значения (коннотации), зачастую весьма объемные и отвлеченные (так слово «красный», означает не только цвет, но и опр. полит. принадлежность и т.д.), носящие ассоциативный характер и локализующиеся в самых разных культурных общностях (этнич., проф., семейных и др.). Помимо предметного и смыслового 3. может иметь также экспрессивное значение — выражать при употреблении опр. чувства, эмоции, настроения.
Сложность отношений 3. с денотатом обусловлена его произвольностью — он никак не связан с обозначаемым объектом (исключение составляют иконич. (изобразит.) знаки, обычно соединенные с объектом отношением подобия, а также отд. случаи языковой ономатопеи («кукушка»)) и является его именем только в силу конвенции, принятой в рамках сооб-ва, использующего данный 3. Вследствие этого означение и понимание 3. целиком и полностью обусловлено знакомством индивида с существующими конвенциями, его «словарным запасом». Это в еще большей степени относится и к смысловому содержанию 3. — характер коннотаций одного и того же 3. может сильно варьироваться в разл. субкультурах, использующих одинаковые 3. (характерный пример — многочисл. жаргоны и сленги). Другая проблема, связанная с отношениями 3. и смысла, — косность 3.: несмотря на многочисленность и многообразие, они всегда метафоричны, т.е. опр. образом унифицируют, искажают действительность, объединяя феноменальные объекты и значения под одним и тем же именем. Данное свойство, обеспечивающее коммуникативную функцию 3., получило разнообразные филос. и научные интерпретации — от тотальной критики 3. как «косной метафоры», искажающей действительность (Ницше), до постулирования решающей роли знаковых средств в формировании представлений о мире (гипотеза Сепира–Уорфа). Наконец, еще одним важным аспектом существования 3. являются его отношения с субъектом, его использующим: предпочтения и приоритеты в выборе знаковых средств, влияние коммуникативного контекста, изменчивость 3. (выражающаяся как в изменении и добавлении значений, так и в формальном изменении и появлении новых 3.).
3. могут быть системными (т.е. быть элементом к.-л. знаковой системы, языка культуры) и несистемными (неязыковыми или единичными). Среди последних, как правило, выделяют символы, 3.-копии (репродукции обозначаемых объектов, сюда можно отнести и знаковое поведение — имитацию), 3.-признаки (связанные с денотатом как с причиной — симптомы, приметы). Деление 3. на системные и несистемные достаточно условно, поскольку одни и те же 3. могут использоваться и как системные, и как единичные (так литера А обозначает соответствующий звук в алфавите, но может обозначать и автобусную остановку). Системные (языковые) 3., как правило, подразделяются аналогично знаковым системам в соответствии с формой 3. (вербальные, жестовые, иконич., графич., образные). Достаточно условно выделяются также 3. естественных (вербальных языков общения) и искусственных (созданных человеком кодовых систем) языков. Применение языковых 3., в отличие от несистемных, обусловлено не только коммуникативным контекстом, но и принятыми в данных языках явными или неявными синтаксич. и семантич. правилами. При этом знаковые системы также могут находиться в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности (так, алфавит и азбука Морзе одинаково предназначены для фиксации 3. (звуков) вербального языка, при этом азбука Морзе может записываться с помощью литер, передаваться световыми и звуковыми сигналами и т.д.).
3. может быть не только элементом знаковой системы (языка), но и элементом знаковой последовательности (текста). При этом применение и смысл 3. обусловлены также его связями с другими элементами (знаками) текста, обеспечивающими смысловую цельность текста. Использование 3. в тексте оказывает существ. влияние не только на содержание, но и на формальную представленность 3. (вспомним хотя бы практически бесконечное разнообразие видов типограф. шрифтов).
Хотя семиотика как спец. наука о 3. и знаковых системах сформировалась достаточно поздно, история филос. осмысления разл. проблем, связанных со 3., имеет достаточно долгую историю. Филос. осмысление 3. осуществлялось в контексте общего познания природы и свойств языков (прежде всего естеств. языков общения), преимущественно в связи с проблемами происхождения языков (библейские и коммуникативные теории происхождения языков) и произвольности 3. (связанности или несвязанности 3. с обозначаемым объектом — эта проблема фигурирует в работах Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка). В философии культуры 3. рассматривался в контексте символич. деятельности человека и культурного творчества («философия жизни», Кассирер, экзистенциализм, феноменология). Особое место здесь принадлежит герменевтике (см. Герменевтика), разрабатывавшей принципы и каноны интерпретации культурных текстов через выявление специфики их знаковой представленности (Гадамер, Рикёр, Л. Бетти).
Значит. вклад в понимание 3. был внесен лингвистикой, разрабатывавшей разл. аспекты функционирования естеств. языков. Здесь прежде всего следует отметить «младограмматич. школу», а также труды де Соссюра, определившего осн. свойства 3. — произвольность, линейность, изменчивость, — в естеств. языках и заложившего методол. основы науки о знаковых системах — семиологии. Под значит. влиянием де Соссюра сформировалась структурная лингвистика, в к-рой получило развитие изучение синтактики 3.
Другая ветвь исследования 3. связана с логической семантикой (Г. Фреге, А. Черч, А. Тарский), в рамках к-рой разрабатывались преимущественно содержат. аспекты 3. (проблема демаркации предметного и смыслового значения, классификация смысловых значений, определение их кач. характеристик и свойств, таких как истинность, соответствие, полнота). 3. как элементарная информ. единица рассматривался также в теориях информации и кибернетике, где получили развитие коммуникативные аспекты 3. (роль и функции 3. в механизмах информ. обмена, информ. объем разл. знаковых средств и его оценка). Синтез синтаксич., семантич. и прагматич. сторон 3. был достигнут в рамках семиотики, для к-рой характерен системный подход к знаковой деятельности и стремление к систематизации и поиску универсалий в разнообразных типах 3. и знаковых систем.
В рамках культурной и социальной антропологии 3. изучался как компонента (функциональная или интерактная) коммуникативной деятельности индивида. Решающую роль в развитии семиотич. исследований культуры сыграл франц. структурализм (Леви-Стросс, Р. Барт, Фуко), рассматривавший всю культурную деятельность как знаково-символическую, обусловленную универсальными механизмами реагирования человека на внешнюю среду. Семиотич. анализ — и важная компонента изучения любой истор. культурной общности, и предмет спец. исследований, посвященных разл. аспектам знаковой деятельности в культуре.
См. также: Язык культуры, Знаковая система, Означение, Понимание, Семиотика.
Лит.: Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959; Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М.. 1967; Проблема знака и значения: Сб. М., 1969; Семиотика. М., 1983; Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.. 1977; Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. В. 8. М., 1977; Он же. Понятие и вещь // Там же. В. 10. М., 1978; Черч А. Введение в математич. логику. Т. 1. М., 1960; Шафф А. Введение в семантику. М., 1963; Знак: Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике: Памяти А.Н. Журинского. М., 1994; Семиодинамика: Тр. семинара. СПб., 1994; Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995; Ullmann S. Semantics. An Introduction to the Science of Meaning. Oxf., 1972.