Тормозить в повороте нельзя!
В дополнение к статье Выполнение поворота из серии Управления автомобилем представился случай наглядной демонстрации того, что может случиться, если прибегнуть к торможению на повороте (на дуге поворота).
Представленный ниже вариант развития ситуации не единственный, т.е. вовсе не означает, что любой финал будет именно таким.
Но этот конкретный случай, к сожалению, закончился потерей управления автомобиля, выездом за пределы проезжей части и серьезным ударом о дорожное ограждение.
Событие происходит на загородной дороге (вне населенного пункта), по всей видимости, после небольшого дождя – погода пасмурная, асфальт мокрый.
А мокрая дорога – это всегда скользкая дорога. Какие опасности таит в себе скользкое дорожное покрытие, кто еще не знает, можно прочесть в статье Осторожно, скользкая дорога.
Забегая немного вперед, следует вспомнить о правилах прохождения поворота дороги на автомобиле. Это не столько правила в привычном понимании данного термина, а скорее, «руководство к применению».
О них можно прочесть в вышеупомянутой статье, которая называется Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.
Рассмотренные в ней правила справедливы для абсолютно любых изгибов дороги, в том числе, поворотов на перекрестках, и даже для незначительного изменения направления движения.
Посмотрите короткое видео. Торможение на повороте дороги, которое привело к потере управления автомобилем.
В нашем случае дуга поворота проходит по естественному изгибу дороги, когда поворот – это единственное направление движения.
Если внимательно посмотреть видеоролик, то можно обратить внимание на момент начала срабатывания стоп-сигнала. Левый стоп-сигнал у машины не работает, но в нашем случае это не столь важно.
Сначала водитель два раза притормозил перед поворотом – и это правильно. Перед вхождением в поворот целесообразно снижать скорость, тем более, если на дороге может быть скользко.
Затем, на дуге поворота, непосредственно перед расхождением с автопоездом, стоп-сигнал загорелся постоянно, т.е. водитель нажал на педаль тормоза, и не отпускал до тех пор, пока не потерял управление.
Это и было главной ошибкой водителя – торможение на повороте, впоследствии, вызвавшее занос автомобиля.
Как тормозить на повороте
Что необходимо делать, чтобы не повторить случай, произошедший в рассмотренном примере? Как тормозить на повороте дороги?
Помимо техники работы рулевым колесом во время прохождения поворота, существует еще одно правило. Оно касается торможения на повороте, в смысле замедления автомобиля любым способом на дуге поворота.
Данное правило формулируется так: тормозить следует до вхождения в поворот, т.е. до того, как автомобиль вошел в зону дуги поворота, а по дуге нужно вести автомобиль с постоянной скоростью.
При этом, на дуге поворота очень нежелательно делать резкие движения рулевым колесом, например, резко крутануть руль для объезда какой-то неровности дороги.
Это правило нужно запомнить. Просто запомнить, что тормозить на повороте нельзя! Допускается лишь легкое подтормаживание на дуге поворота большого радиуса, если скорость невысокая.
Безопасность торможения на повороте зависит от состояния дороги, времени года, крутизны поворота, скорости автомобиля и его технического состояния, давления в шинах и еще многих других причин.
Для того чтобы понять смысл этого правила, нужно обратиться к физике движения автомобиля.
Чтобы здесь, в этой статье, не повторяться, в статье Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля вы найдете краткое, но емкое описание механизма загрузки-разгрузки автомобиля по осям.
Там же есть описание сил, действующих на автомобиль. Подробнее о замедлении транспортного средства — в статье Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка.
После изложенного выше текста может возникнуть вопрос — а как же тогда быть, если тормозить в повороте нельзя?
Ответ будет простой для понимания, но, порой, трудновыполнимый на практике – требуется соблюдать безопасную скорость. Подробности — в статье Что такое безопасная скорость.
В действительности, очень сложно бывает совсем на немного сбавить скорость автомобиля именно там, где это необходимо, а пройдя опасный участок, вновь увеличить скорость до ее безопасного значения, только теперь уже в других дорожных условиях.
Несмотря на кажущуюся сложность, над этим необходимо работать, и этому нужно учиться.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 12.03.2022
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков
От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.
Выжимать или нет сцепление при торможении на механике
Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.
Что происходит с машиной при выжатом сцеплении
Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.
Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.
Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:
- движение на спуск;
- движение по мокрой или обледенелой дороге;
- движение по засыпанному мусором или песком асфальту.
Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.
Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление
При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.
Зачем нужен крутящий момент при торможении
Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.
Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.
Основные виды торможения
Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.
Штатное торможение
Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.
Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.
Торможение двигателем
В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.
Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.
Ступенчатое комбинированное торможение
Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.
На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.
На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.
Экстренное торможение и руление
Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.
Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.
Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.
Как тормозить на машине с системой АБС
В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.
Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.
На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.
Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку
Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.
Торможение перед светофором
Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:
- Уберите ногу с педали газа.
- Выжмите сцепление.
- Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
- Плавно уберите ногу с педали сцепления.
- При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.
Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.
Торможение в повороте с МКПП
При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:
- Убрать ногу с педали газа
- Выжать педаль сцепления.
- Выбрать пониженную передачу.
- Отпустить педаль сцепления.
- Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.
В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ.
Торможение с механической коробкой передач на спуске
На спуске всегда нужно тормозить двигателем, помня золотое правило: «чем круче уклон, тем ниже передача». В этом случае можно избежать перегрева тормозных дисков или колодок, из-за которого эффективность торможения снижается.
Алгоритм действий в этой ситуации:
- Увидев знак 1.13 «Крутой спуск» сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
- Выжмите педаль сцепления.
- Включите пониженную передачу.
- Отпустите педаль сцепления.
- При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.
Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.
Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.
Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.
Как правильно тормозить на скользкой дороге
Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.
Как тормозить в разных ситуациях
Тактика торможения зависит от скорости, дорожного покрытия, погодных условий, обстановки и других факторов. Все нюансы мы собрали в таблице.
Ситуация | Как тормозить | Что нельзя делать |
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка | С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем | Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением |
Аварийная ситуация на сухой дороге | Импульсное торможение с понижением усилия | Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении |
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге | Импульсное торможение с повышением усилия | Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения |
Движение на крутом спуске | Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) | Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить |
Прохождение поворота | Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте | Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза |
Мы разобрали все нюансы правильного торможения на механике, дали пошаговые инструкции по действиям в разных ситуациях. Если вы новичок, не пожалейте денег курсы водителей, наймите опытного автоинструктора и отработайте с ним все варианты не закрытой площадке или пустынных дорогах. Так вы научитесь правильно тормозить и сможете избежать ДТП в критичных ситуациях
Как правильно тормозить и проходить повороты на двухколесном транспортном средстве!
Приветствую читатель!
Последние 10-11 лет я увлекаюсь покатушками на велосипеде. За это время меня неоднократно посещала мысль о том, что в тормозной системе велосипеда, собранных на территории РФ, что то не так?! Сразу, на что я обратил внимание, так это на то, что гидролиния заднего тормоза идет по левой стороне, но модуляция тормозных усилий, происходит почему то с правой стороны! Ручка переднего тормоза расположена слева, но так как я правща, то мне удобнее работать передним тормозом правой рукой. Никто не будет спорить, что главный тормоз на всех транспортных средствах — передний, именно на него передается до 95% тормозных усилий, задний тормоз — стабилизирующий — это аксиома! Ну че, бывает, живешь так лет 36, и все через жопу :)) Забегая скажу — переделал передний тормоз под правую руку, обрел смысл жизни :))! привыкать особо не пришлось, все достаточно привычно и стало намного комфортнее, "совсем другой велосипед" и ощущения от вождения и торможения.
Пришлось немного обратиться за помощью к Шелдон Браун (Sheldon Brown) и разобраться!
Оригинал: Braking and Turning
Торможение — переднее, заднее или оба?
Поскольку у вашего велосипеда два тормоза, по одному на каждую руку, если вы хотите остановиться как можно безопаснее, вам нужно обратить внимание на то, как вы используете каждый из них.
Принято считать!
Принято считать, что нужно использовать оба тормоза одновременно. Вероятно, это хороший совет для новичков, которые еще не научились умело использовать свои тормоза, но если вы не пройдете этот этап, вы никогда не сможете остановиться так же безопасно, как велосипедист, который научился использовать переднюю часть. тормозить сам по себе.
Максимальное замедление — аварийные остановки!
Самый быстрый способ остановить любой мотоцикл с нормальной колесной базой — это задействовать передний тормоз так сильно, что заднее колесо вот-вот оторвется от земли. В этой ситуации заднее колесо не может участвовать в тормозной способности, поскольку у него нет тяги.
Не пойду ли я за решетку?
Задний тормоз подходит для ситуаций с плохим сцеплением с дорогой или для случаев, когда ваше переднее колесо прокручивается, но для остановки на сухом асфальте только передний тормоз обеспечивает максимальную тормозную способность, как в теории, так и на практике.
Если вы потратите время на то, чтобы научиться правильно пользоваться передним тормозом, вы станете более безопасным велосипедистом.
Многие велосипедисты избегают использования переднего тормоза из-за боязни перелететь через руль. Это случается, но в основном с людьми, которые не научились регулировать передний тормоз.
Велосипедист, который полагается на задний тормоз для общей остановки, может обойтись до тех пор, пока не возникнет аварийная ситуация, и в панике он или она схватится за незнакомый передний тормоз, а также за задний, чтобы получить дополнительную тормозную способность. Это может привести к классическому сбою "за решеткой".
У Йобста Брандта есть вполне правдоподобная теория, согласно которой типичная авария "из-за перекладины" вызывается не столько из-за слишком резкого торможения, сколько из-за резкого торможения без использования рук гонщика для предотвращения замедления: байк останавливается, гонщик продолжает движение до тех пор, пока бедра гонщика не упадут в руль, и байк, который больше не выдерживает вес гонщика, не перевернется.
Этого не может произойти, если вы используете только задний тормоз, потому что, как только заднее колесо начинает подниматься, заднее колесо буксует, ограничивая его тормозное усилие. Однако, к сожалению, остановка с одним задним тормозом занимает в два раза больше времени, чем с одним только передним тормозом, поэтому использование заднего тормоза небезопасно для велосипедистов, которые когда-либо едут быстро. Во избежание этого важно использовать руки, чтобы надежно зафиксироваться во время резкого торможения. Действительно, хорошая техника включает в себя перемещение в седле как можно дальше с комфортом, чтобы центр тяжести находился как можно дальше. Это применимо независимо от того, используете ли вы передний, задний или оба тормоза. Использование обоих тормозов вместе может вызвать «рыбий хвост». Если заднее колесо проскальзывает, когда тормозное усилие прилагается к переднему, задняя часть велосипеда будет иметь тенденцию отклоняться от переднего, так как передняя часть прикладывает большую тормозящую силу, чем задняя. Как только заднее колесо начинает скользить, оно может двигаться в сторону так же легко, как и вперед.
Если вы мне не верите, возможно, Джон Форестер сможет вас убедить … см. Его запись в FAQ по использованию передних тормозов rec.bicycles (Тема: 9.17). (К сожалению, сопровождающий этого сайта имеет обыкновение разрывать ссылки, поэтому вам может потребоваться перейти в индекс FAQ rec.bicycles, чтобы найти статью.) Или прочтите совет Джона Аллена .
Проскальзывание заднего колеса также очень быстро изнашивает заднее колесо. Одиночная остановка только с задним тормозом на скорости 50 км / ч (30 миль в час) с заблокированным задним колесом может привести к износу протектора дорожной шины вплоть до ткани!
Учимся пользоваться передним тормозом!
Максимальное торможение происходит, когда передний тормоз затянут так сильно, что заднее колесо вот-вот оторвется. В этот момент малейшее нажатие на задний тормоз приведет к заносу заднего колеса.
Если вы едете на обычном велосипеде, лучший способ научиться пользоваться передним тормозом — это потренироваться на парковке или другом безопасном месте, применяя оба тормоза одновременно, но прикладывая большую часть усилий к переднему тормозу. Во время торможения продолжайте крутить педали, чтобы ваши ноги сразу же сообщали вам, когда заднее колесо начинает буксовать. Сжимайте, а не хватайтесь за тормозные рычаги, чтобы вы могли почувствовать, когда это произойдет. Упражняйтесь в остановках все сильнее и сильнее, чтобы вы научились ощущать быструю остановку на грани отрыва задних колес.
Таким способом проверяйте тормоза, когда собираетесь кататься на незнакомом велосипеде. Некоторые тормоза более чувствительны, чем другие, и вам нужно знать "ощущения" тормозов.
Как только вы освоитесь с передним тормозом, также потренируйтесь отпускать тормоза, чтобы восстановить контроль, пока это не станет автоматическим рефлекторным действием. На очень низкой скорости затормозите настолько сильно, чтобы заднее колесо буксовало или просто начало подниматься. Когда это произойдет, немедленно отпустите тормоза. Надень свой шлем.
Некоторым велосипедистам нравится ездить на велосипеде с фиксированной передачей, то есть на велосипеде, который не допускает движения накатом. Когда вы резко тормозите передним тормозом на фиксированной передаче, трансмиссия дает отличную обратную связь о сцеплении с дорогой на заднем колесе. (Это одна из причин, по которой фиксированные передачи предпочитают для зимней езды.)
Если вы едете на фиксированной передаче только с передним тормозом, ваши ноги точно скажут вам, когда вы используете максимальную тормозную способность переднего тормоза. Как только ваша фиксированная передача научит вас этому, вы сможете лучше останавливать любой велосипед, используя только передний тормоз.
Если вас заинтриговала концепция фиксированной передачи, у меня есть большая статья о фиксированной передаче для дорожного движения на этом сайте, а также страница отзывов о фиксированной передаче от счастливых новообращенных.
Когда использовать задний тормоз.
Опытные велосипедисты используют только передний тормоз, вероятно, 95% времени, но бывают случаи, когда задний тормоз предпочтительнее:
Скользкие поверхности. На хорошем, сухом асфальте без наклона в повороте заносить переднее колесо при торможении невозможно. Однако на скользкой поверхности это возможно. Пробуксовка переднего колеса почти всегда приводит к падению, поэтому, если есть высокий риск заноса, лучше контролировать скорость с помощью заднего тормоза.
Неровные поверхности. На неровных поверхностях ваши колеса могут фактически подпрыгивать в воздухе. Если есть вероятность, не используйте передний тормоз. Если вы заедете в неровность при включении переднего тормоза, велосипеду будет труднее установить неровность. Если вы нажмете передний тормоз, когда колесо находится в воздухе, оно остановится, и падение на остановившееся переднее колесо — очень плохая вещь.
Спереди плоский. Если у вас лопнула шина или переднее колесо внезапно спустилось, вы должны использовать только задний тормоз, чтобы безопасно остановиться. Торможение колеса со спущенной шиной может привести к соскальзыванию шины с обода и, скорее всего, вызвать аварию.
Обрыв троса … или другой отказ переднего тормоза.
Когда использовать оба тормоза вместе.
Обычно я не рекомендую использовать оба тормоза одновременно. Однако есть исключения:
Если передний тормоз недостаточно мощный, чтобы поднять заднее колесо, задний тормоз может помочь, но лучше всего отремонтировать передний тормоз.
Обычные ободные тормоза в значительной степени теряют эффективность, когда обода мокрые, поэтому их совместное использование может сократить тормозной путь.
Если передний тормоз заедает или стучит, поэтому вы не можете плавно его регулировать, вы должны использовать его только слегка. И снова ремонт в порядке.
На длинных прямых горных спусках ваша рука с передним тормозом может устать или вы рискуете перегреть шину и вывести ее из строя, поэтому лучше распределить работу между обоими тормозами. Прокачка тормозов, чередуя один и другой, на короткое время сильнее нагреет поверхность каждого обода и рассеивает больше тепла, прежде чем оно распространится на шины. Когда необходимо резкое замедление, передний тормоз, как обычно, более эффективен.
При наклоне в повороте тяга распределяется между торможением и поворотом. Совместное использование обоих тормозов снижает вероятность того, что одно или другое колесо занесет вас. Чем круче вы наклоняетесь, тем меньше вы можете тормозить, поэтому перед поворотом снизьте скорость . Когда вы сильно наклоняетесь, вам нужно полностью отпустить тормоза.
У длинных или низких велосипедов, таких как тандемы и лежачие велосипеды с длинной колесной базой, переднее торможение ограничено возможностью заноса переднего колеса, поскольку их геометрия не позволяет поднять заднее колесо. Такие велосипеды могут остановиться быстрее всех, когда задействованы оба тормоза.
Предупреждение о тандеме : при езде в тандемном режиме (без кочегарки на борту) задний тормоз становится практически бесполезным из-за отсутствия тяги. Риск поймать рыбу особенно велик, если тандемный гонщик-одиночка использует оба тормоза одновременно. В меньшей степени это также относится к кочегару маленького ребенка.
Какой тормоз с какой стороны?
Существуют значительные разногласия относительно того, какой тормоз должен быть подключен к какому рычагу:
Некоторые велосипедисты говорят, что для управления задним тормозом лучше использовать более сильную правую руку (предполагая, что велосипедист-правша).
На мотоциклах всегда правая рука управляет передним тормозом, поэтому велосипедисты, которые также являются мотоциклистами, часто предпочитают эту настройку. Момент замешательства в чрезвычайной ситуации может быть смертельным. Левый рычаг на мотоцикле включает сцепление, которое вас не остановит!
Также наблюдаются национальные тенденции:
В странах, где автомобили едут справа, обычно тормоза устанавливаются таким образом, чтобы передний тормоз приводился в действие левым рычагом.
В странах, где автомобили ездят слева, обычно тормоза устанавливаются таким образом, чтобы передний тормоз приводился в действие правым рычагом. Европейский Союз принял это в качестве стандарта, хотя только Великобритания и Ирландия являются странами с левосторонним движением. Стандарт соблюдается не везде; читатель написал, что левый рычаг обычно управляет передним тормозом в Дании.
Теория, которая кажется мне наиболее вероятной, заключается в том, что национальные стандарты возникли из соображений, что велосипедист может подавать сигналы рукой и при этом иметь возможность нажимать на основной тормоз. Эта логическая идея, к сожалению, сопровождается неверной предпосылкой, что задний тормоз является основным тормозом.
По этой причине я установил свои собственные велосипеды так, чтобы правая рука управляла передним тормозом, что не является нормой в США.
Я делаю это еще и потому, что я правша и хочу, чтобы моя более умелая рука управляла более критическим тормозом.
С другой стороны, если у вас уже сформировалось предпочтение, обычно лучше придерживаться его — или, по крайней мере, выбрать несколько недель катания в нетребовательных условиях, чтобы переучить свои рефлексы. В экстренной ситуации вы должны действовать быстрее, чем вы думаете. Если вы переключаетесь между Mac и ПК с Windows, где одни и те же клавиши не образуют одинаковые символы, или между кларнетом и саксофоном, где они не воспроизводят одинаковые музыкальные ноты, вы знаете, как рефлексы могут сбить вас с толку. Если вы привыкли буксовать заднее колесо с помощью заднего тормоза, переключение тормозных тросов может привести к полету через руль. Если вы в основном используете передний тормоз, переключение тросов может привести к заносу задних колес и увеличению тормозного пути.Эти проблемы наиболее вероятны при первой поездке на незнакомом велосипеде, поэтому, опять же, всегда проверяйте тормоза с легким нажатием на педаль тормоза, когда впервые трогаетесь.
Наклонение в поворотах.
Чтобы повернуть велосипед, вы должны наклониться внутрь в направлении поворота. Чем быстрее вы едете и чем круче поворот, тем больше нужно наклоняться. У вас нет выбора, для данной скорости и радиуса поворота центр тяжести велосипеда / гонщика должен сместиться в сторону на определенную величину, иначе велосипед не будет балансировать.
Что вы действительно можете контролировать, так это то, наклоните ли вы велосипед больше, меньше или на ту же величину, на которую вы наклоняете свое тело, чтобы получить общий центр тяжести в том месте, куда он должен идти.
Резко наклоните велосипед, сохраняя при этом верхнюю часть тела более вертикальной.
Резко наклоните велосипед, сохраняя при этом верхнюю часть тела более вертикальной
Этот подход популярен среди новичков, которые боятся наклониться на бок и чувствуют себя менее дезориентированными, удерживая свое тело в более вертикальном положении. — хотя на самом деле это не так. Велосипедист намного тяжелее велосипеда, который вместо этого наклоняется дальше.
Управлять тандемом с кочегаром, который не знает, как крениться по очереди, может быть очень неприятным, потому что вы должны наклоняться дальше, чтобы это компенсировать.
Некоторые гонщики и тренеры рекомендуют держать верхнюю часть тела более вертикальной, поскольку это дает возможность восстановиться после заноса, но я в это не верю.
[Я думаю, в этом что-то есть. Если вы начнете буксовать, вы сможете поднять велосипед и на мгновение сильнее прижать колеса к поверхности дороги, чтобы получить больше сцепления, хотя боковая сила также может повредить колесо или скатить трубку с дороги. обод.
Гонщики также иногда опускают колено, находящееся внутри поворота. Подергивание колена внутрь также может помочь восстановиться после заноса.
См. Также комментарии Джобста Брандта ниже — Джон Аллен.]
Резко наклоните верхнюю часть тела, удерживая велосипед в более вертикальном положении.
Такой подход популярен среди гонщиков, которые боятся ударить педаль на дороге. Это особенно важно для водителей велосипедов с фиксированной передачей, поскольку они не могут двигаться по поворотам.
Некоторые гонщики и тренеры также рекомендуют эту технику как возможность восстановления после заноса, но я в это не верю.
[Я тоже — но, как говорит Шелдон, это может быть необходимо, чтобы избежать удара педалью велосипеда с фиксированной передачей — Джон Аллен].
Наклоняя верхнюю часть тела и велосипед вместе, удерживая их на одной линии, как при езде по прямой.
Преимущество этого метода заключается в том, что ось рулевого управления, пятна контакта шин и центр тяжести удерживаются в одной плоскости. Это сохраняет надлежащие характеристики управляемости велосипеда и снижает вероятность заноса. Вы можете убедиться в этом сами, выполнив эксперимент, предложенный Джобстом Брандтом :
«Некоторые гонщики считают, что выпячивание колена или отклонение тела от мотоцикла улучшает прохождение поворотов. Выпрямление колена — это то же самое, что делают гонщики без шипов, выставляя ногу в мотоциклетной манере по бездорожью. Это бесполезно. но обнадеживающий жест, который на неровной дороге на самом деле работает против вас. Любой вес тела, не отцентрированный над велосипедом (наклон велосипеда или выпирание колена), создает боковую нагрузку на велосипед, а боковые нагрузки вызывают движения рулевого управления, если Дорога не ровная, и такие маневры затрудняют снятие веса с седла.
«Чтобы убедиться в этом, пройдите по прямой, но неровной дороге, стоя на одной педали с наклоном велосипеда, и обратите внимание, как велосипед движется по неустойчивой линии. Напротив, если вы едете по центру велосипеда, вы можете ездить без рук идеально прямо. неровная дорога. Когда вы наклоняетесь с велосипеда, вы не можете двигаться по ровной дороге по неровностям дороги, особенно на поворотах. Для лучшего контроля оставайтесь по центру над байком ».
Ниже приводится письмо, которое я написал в журнал Bike Culture в 1995 году, в котором затрагиваются некоторые из упомянутых выше вопросов:
В «Велосипедной культуре №6» Марек Уткин осуждает «глупые стандарты» в велосипедной индустрии. Он начинает с замечательного упражнения на чувство вины по ассоциации «На протяжении всей истории деспоты пытались регулировать каждый аспект своего общества …» Он продолжает связывать Гитлера с DIN, а Сталина со стандартами ГОСТ. По непонятным причинам он забывает упомянуть о тесной связи между Наполеоном и метрической системой — возможно, ему нравятся метрики, и он не хочет вспоминать их деспотические предшественники.
Он специально регулируется новыми правилами ЕС, в которых указано, что передний тормоз должен управляться правой рукой. «Проблема начинается, когда на велосипеде с правым рычагом на передний тормоз едут … в любой стране, где движение идет вправо. Левосторонний сигнал при проезде через движение намного опаснее, чем правосторонний сигнал. Правой рукой … передний тормоз потенциальная опасность возрастает. Остановка только переднего колеса с одной рукой на руле может вызвать неустойчивость переднего колеса. Кроме того, верхняя часть тела велосипедиста движется вперед, когда велосипед резко замедляется, вызывая дополнительное давление на правая сторона руля ".
Я должен объяснить его отношение к распространенному непониманию тормозов. В велосипедах, как и практически во всех колесных транспортных средствах, передний тормоз является более важным и эффективным тормозом. Передний тормоз сам по себе остановит стандартный велосипед в два раза быстрее, чем задний тормоз. Передний тормоз сам по себе остановит стандартный велосипед так же быстро, как и оба тормоза вместе, за исключением очень скользких поверхностей.
К сожалению, многие случайные велосипедисты и не велосипедисты ошибочно полагают, что использование переднего тормоза опасно и что вы можете заблокировать переднее колесо, перекатиться через руль и расколоть себе череп. Подобные аварии случаются крайне редко и маловероятны на исправном велосипеде, которым управляет велосипедист, который научился осторожно пользоваться передним тормозом.
Опасность более реальна для велосипедов с поврежденными ободами или неправильно отрегулированными тормозами. Еще больше опасность для велосипедиста, который обычно полагается только на задний тормоз, когда внезапно сталкивается с необходимостью панической остановки. Паникующий гонщик, который не привык к переднему тормозу, действительно может использовать его в полную силу в крайнем случае и может ударить головой.
Если вы простите автомобильную аналогию на этих зеленых страницах, водитель, который никогда не водил машину с механическими тормозами, скорее всего, несколько раз заносит, когда он или она впервые попытается управлять автомобилем, на котором они есть. Это не означает, что с механическими тормозами что-то не так, однако это означает, что водителю необходимо научиться ими пользоваться.
Я часто езжу на велосипеде с фиксированной передачей только с передним тормозом. Это отличный способ научиться тонкому управлению передним тормозом, так как фиксированная передача дает очень хорошую обратную связь о сцеплении, доступном на заднем колесе.
В начале 80-х я увлекся ездой на горных велосипедах в лесу и полностью изменил свой стиль торможения, чтобы справляться с рыхлой поверхностью, типичной для лесных трасс.
В 1988 году я переехал на год во Францию и снова вернулся к шоссейной гонке. Рядом с моим домом пролегала чудесная дорога в сторону долины, называемая La Route des Sept Tournants. Это серия широких задних переключателей, красиво вымощенных и очень хорошо спроектированных. Я регулярно спускался по одной из моих любимых петель. Проблема была в том, что я никогда не мог по-настоящему быстро спускаться, я всегда чувствовал, что нахожусь на грани потери сцепления с задним колесом и раскручивания. Через несколько месяцев я начал приходить к выводу, что я стал трусом, когда достиг среднего возраста. Я вспомнил, что раньше я быстрее проходил подобные повороты на своей старой фиксированной передаче без заднего тормоза — подождите, может быть, все! В следующий раз, когда я пошел этим путем, я решил не использовать задний тормоз, если только не почувствовал, что он мне действительно нужен — сначала я бы просто ехал медленно,
Mirable dictu, я обнаружил, что снова стал прежним! Это действительно было заднее колесо, которое было на грани буксования, и только потому, что я использовал его тормоз. Без сопротивления заднего тормоза заднему колесу не грозило проскальзывание. Переднее колесо, благодаря смещению веса, вызванному торможением, которое мне все еще приходилось использовать, также имело достаточное сцепление с дорогой.
Многие скажут вам, что использовать передний тормоз в повороте опасно; Я бы ответил, что это так, если ваша техника поворота / наклона неправильная. Центр тяжести велосипеда / гонщика должен наклоняться в поворот; этого требуют законы физики. Вы можете сделать это тремя способами. Один из способов — держать байк более или менее вертикально, но при этом наклонять верхнюю часть тела в поворот. Другой — держать свое тело более или менее вертикально и опирать велосипед под себя. Третий и обычно правильный прием — держать свое тело на одной линии с рамой велосипеда, наклонять велосипед и гонщика вместе как единое целое.
Наклон велосипеда и райдера по-разному ухудшают управляемость велосипеда из-за смещения центра тяжести вбок от плоскости колес. Если при этом вы задействуете передний тормоз, тормозная сила передает усилие рулевого управления через теперь смещенную от центра гарнитуру. У Йобста Брандта есть отличный способ доказать это самому себе: попробуйте проехать по прямому, но ухабистому участку дороги, наклонив байк в одну сторону, а тело — в другую. Если вы смелы, попробуйте очень осторожно задействовать передний тормоз.
Я должен признать некоторую двойственность в отношении того, должен ли государственный орган указывать людям, как настраивать велосипеды. В США де-факто государственное регулирование сделало левый передний почти обязательным для продажи новых велосипедов. Я категорически против этого. Однажды я чуть не попал в аварию: я ехал на незнакомом байке, который был установлен слева спереди, хотя я привык к правому. Я подошел к перекрестку, меня подрезала машина, я инстинктивно схватился правой рукой. Поскольку это был задний тормоз, я еле успел вовремя остановиться!
Я добавлю еще одну причину, по которой предпочитаю правую переднюю установку: большинство людей правши. Я думаю, мы все можем согласиться с тем, что передний тормоз требует большего мастерства, чем задний; следовательно, его следует передать более умелой руке.
Это все о чем я хотел рассказать, всем эффективного и безопасного вождения! Удачи!