Стоит ли отключать адсорбер, плюсы и минусы, возможные последствия
П режде чем отключить адсорбер в автомобиле, важно разобраться насколько это повлияет на эксплуатационные качества транспортного средства, включая и экологические, а также безопасность езды.
В статье разберем назначение и принцип работы адсорбера, где устанавливается, когда нужно менять и можно ли отключить и ездить без устройства, как правильно удалить на ВАЗ 2110, 2112, 2114, Ладе Приоре, Гранте, Ларгусе, Газели и нужно ли прошивать ЭБУ после отключения устройства.
Как правильно называть адсорбер или абсорбер?
В мире существуют оба понятия. Но несмотря на то, что с латиницы «sorbeo» и «absorbeo» переводятся почти одинаково: адсорбер — (от лат. ad — на, при и sorbeo — поглощаю), а абсорбер — (от лат. absorbeo — поглощаю), смысловую нагрузку оба слова несут разную.
- В нашем случае речь идет именно про адсорбер, так как это устройство, которое своей твердой поверхностью поглощает газообразные или растворимые вещества без прохождения химических реакций. Бывают устройства периодического и постоянного действия.
- А абсорбер – аппарат, который полностью поглощает газы (пары) во внутрь с последующим прохождением химической реакции, в результате которой одно из веществ полностью поглощается специальной жидкостью (абсорбером).
Поэтому для нашей ситуации правильным будет первый вариант.
Назначение и принцип работы
Адсорбер – представляет собой емкость, наполненную активированным углем, который выполняет функцию фильтрующего элемента. Этот элемент является основной частью EVAP — Evaporative Emission Control (системы улавливания паров бензина).
Система была интегрирована в топливную систему автомобилей с нормами Euro-2 и выше. Т.е. вы не увидите адсорбер на ВАЗ классике и даже модели 2108, не говоря уже про Москвич, Волгу 3110 и т.д.
Цель – уменьшить вредные выбросы в атмосферу и исключить запахи бензина в салоне автомобиля.
Но не смотря на простоту конструкции, помимо корпуса и фильтрующего элемента адсорбер состоит из:
- Патрубков: подвода воздуха, вакуумный, отвода паров бензина.
- Сепаратора – здесь пары конденсируются и сливаются назад в бак.
- Гравитационный (аварийный) клапан – блокирует перелив топлива при опрокидывании машины.
- Электромагнитный клапан (или вакуумный клапан – к примеру, стоит на некоторых моделях Ниссан) – один из важных элементов (подробности дальше).
- Других дополнительных устройств (зависит от модели авто).
Пары топлива скапливаясь в бензобаке должны куда-то деваться. В старых машинах они через специальную трубку уходили в атмосферу. В современных же транспортных средствах топливные баки изолированы от внешней среды.
Пары бензина, через отдельно отводящий патрубок, поступают в адсорбер конденсируются там в виде топлива, которое возвращается снова в бак или во впускной коллектор. В первом случае процесс происходит при заглушенном двигателе, во втором – при работающем.
Как только машина завелась, ЭБУ подается сигнал на электромагнитный клапан. Последний открывается и происходит продувка сорбента. Пары топлива «извлекаются» из сорбента сразу же попадают в специальный ресивер, а затем в камеру сгорания.
Чтобы узнать больше что такое адсорбер перейдите по ссылке.
Где установлен?
Как правило, адсорбер установлен под капотом справа по ходу движения автомобиля, к примеру, у ВАЗ 2110 он в виде бочонка.
В других автомобилях он может быть квадратным и установлен слева от двигателя (по ходу движения), под воздуховодом (Лада Гранта), вакуумным усилителем тормозов (некоторые модели Ниссан) или в районе радиатора. У ВАЗ 2114 он расположен возле аккумулятора и воздушного фильтра.
На Фольксваген Пассат Б3 адсорбер находится под воздушным фильтром с правой стороны по ходу движения.
Другие автомобили — смотрите руководство по эксплуатации вашей модели.
Когда менять?
Конкретных сроков замены адсорбера нет. Многие владельцы авто с пробегом в 200 тыс. км. даже на задумывались об этом и не знают где находится изделие.
Здесь нужно ориентироваться на признаки неисправности устройства. Об этом в следующем разделе.
Почему отказываются от адсорбера?
Несмотря на плюсы данного конструкторского решения, а это: экономия топлива, отсутствие запаха в салоне, уменьшение вредных выбросов в атмосферу (хотя многих это не волнует), адсорбер имеет ряд существенных недостатков, по причине которых многие стремятся его отключить или полностью удалить.
Недостатки, они же признаки неисправности:
- Дороговизна изделия (не для всех авто). Заменить или удалить? Чаще предпочтение отдают второму варианту. К примеру, на Acura MDX цена изделия варьирует в пределах 10000 рублей. Для ВАЗ – от 800 рублей.
- Неисправность устройства приводит к перебоям в работе агрегата: двигатель не тянет (плохой разгон машины, тупит при выезде в гору, перевозке грузов, плавающие холостые обороты на прогретом моторе, если бак пластиковый, то при забитом адсорбере, постоянно сжимаясь и разжимаясь (при отсутствии перепускного клапана в крышке), он, в итоге, может лопнуть из-за давления паров бензина, если металлический, то произойдет его деформация. Один из характерных признаков неисправности адсорбера, это шипение при открытии крышки топливного бака вызванное движением воздуха в бак (не наружу) и появление запаха бензина в салоне, неправильный уровень топлива. Появление ошибки p0443 (причина ошибки — забит или неисправен электромагнитный клапан).
Поэтому, когда изделие вышло из строя, то многие отключают и удаляют его или идут по более сложному пути – вскрывают корпус и меняют старый активированный уголь новым.
Можно ли ездить без адсорбера
Да, можно. Но о целесообразности такого решения мнения расходятся.
Многие автовладельцы, проделав определенные манипуляции, про который расскажем дальше, ездят без адсорбера годами не зная проблем.
Другие, отключив устройство, через время устанавливают его назад, заметив повышенный расход топлива и перебои в работе мотора. Про все эти нюансы расскажем дальше.
Как отключить или удалить адсорбер на машине и нужно ли перепрошивать ЭБУ?
Нужно понимать, что при удалении адсорбера отключается электромагнитный клапан, который напрямую связан с контролером и управляется последним.
Это приведет к появлению ошибки p0443, про которую мы уже упоминали выше. Также глушатся трубки, в частности та, которая идет к впускному коллектору.
В чем недостаток такого отключения?
Дело в том, что через трубку, которая идет к впускному коллектору, воздух подсасывается постоянно, даже в режиме холостого хода происходит, так называемая, малая продувка адсорбера. На высоких оборотах от 1500 – 2000 и выше — большая продувка.
В прошивке ЭБУ постоянный подсос воздуха и поступление паров топлива учтены при формировании топливовоздушной смеси несмотря на то, что все это идет мимо датчика массового расхода воздуха, про причины неисправности которого можно узнать перейдя по ссылке.
Если заглушить патрубок, что многие и делают, определенное количество воздуха не будет поступать во впускной коллектор минуя ЭБУ, но последний их все равно учитывает.
Т.е., контролер учитывает один объем воздуха, а реально заходит другой (меньший). В результате количество топлива формируется ЭБУ исходя из большего количества воздуха, чем поступает. Приводит это к переобогащению топливовоздушной смеси.
В итоге двигатель работает некорректно, потому что смесь постоянно переобогащается там, где это нужно и не нужно, повышается расход топлива.
Также стоит поговорить и про переходной режим работы мотора, который может проявить себя при подъезде к перекрестку, светофору, лежащему полицейскому, в момент, когда сбрасывается газ.
В этот момент может произойти провал — снижение оборотов ниже холостых. Мотор как бы захлебывается, ему не хватает воздуха, причина — переобогащенная смесь. Через несколько секунд ситуация решается за счет электроники.
Поэтому правильным будет отключить адсорбер следующими способами:
- После удаления устройства в трубку, которая идет напрямую мимо ДМРВ установить жиклер диаметром 1 мм. Это хоть частично, но решит проблему, так как поступать будет дозированно только воздух без паров бензина.
- Перепрошивается ЭБУ (сложно). При невозможности убрать ошибку Check может понадобиться чип-тюнинг двигателя, а это дорого.
- Демонтаж всей системы кроме электромагнитного клапана, который работает в холостую.
- Установкой резистора (эмуляция клапана) в электрическую цепь на 200 – 250 Ом и 2 ватта. Для этого сгибаем ножки резистора и вставляем в фишку клапана. Закрепляем все изолентой. Но не всегда это помогает.
Как отключить адсорбер на ВАЗ 2110, 2112, 2114
Учитывая перечисленные рекомендации делаем следящее:
- Отключите разъем питания от клапана.
- Отсоедините все патрубки от адсорбера и демонтируйте последний вместе с креплением.
- Закрепляем клапан в месте, куда достанет штекер с проводами и патрубки.
- На нижний штуцер подключите шланг с топливным фильтром (смотрите фото ниже).
- К торцевому верхнему штуцеру – подключаем патрубок, идущий к впускному коллектору.
- На патрубок, идущий в бак, одеваем еще один фильтр, аналогичный первому.
При такой схеме, когда клапан открывается в систему заходит чистый воздух, правда без паров бензина.
Исключаем клапан
Этот способ еще проще. Все демонтируем, включая и клапан. На патрубок, идущий из бензобака, одеваем топливный фильтр, а патрубок, идущий к впускному коллектору, глушим болтом с хомутом.
Последствия такого способа описаны выше, но этот способ тоже имеет право на жизнь.
Что касается Приоры, Гранты, Лада Ларгус, Газели и других автомобилей, то отключается absorber у них аналогичными способами, которые описаны выше.
Toyota Chaser
Стоит рассмотреть одну из иномарок, к примеру, Toyota Chaser.
Принцип отключения схожий с предыдущими:
- Найдите клапан адсорбера. Он находится возле датчика массового расхода воздуха на корпусе воздушного фильтра.
- Отключите от него фишку с проводами и все патрубки (может загореться Check на панели приборов).
- Найдите адсорбер, отсоедините от него патрубки и заглушите.
- Отсоедините от дроссельного узла патрубок, идущий к клапану, и заглушите его болтом с хомутом.
- На патрубок, идущий к баку, оденьте топливный фильтр от карбюраторного ВАЗа.
В чем подвох перепрошивки с Евро 4 на Евро 2
Многие перепрашивают ЭБУ с Euro-4 на Euro-2, как правило делают это при удалении катализатора и установки обманки. В этот момент может произойти (специально или случайно) отключение клапана адсорбера и ЭБУ не управляет последним и никак его не контролирует.
В итоге при неисправности клапана двигатель будет работать с перебоями, а ошибка не высветится на панели приборов. Чтобы в этом убедиться отключите клапан и понаблюдайте за работой мотора.
Если версия подтвердилась, заглушите патрубки адсорбера и отключите клапан, контролер все равно им не управляет.
Если правильно отключить адсорбер, особенно после перепрошивки до Евро 2, то по ощущениям это никак не отразится на эксплуатационных качествах автомобиля.
Если же не решить проблему с дозированной подачей воздуха, поступающего во впускной коллектор минуя ДМРВ (как и задумано инженерами) используя, к примеру, жиклер, то в перспективе будет замечен повышенный расход топлива и провалы с холостых к низам при переходных режимах работы мотора.
Поэтому стоит ли это делать решает каждый сам, но нужно понимать, что все системы автомобиля взаимосвязаны и в комплексе они гарантируют стабильную работу не только двигателя, но и машины в целом.
Ну и не забывайте про технический осмотр, который вряд ли будет пройден после отключения системы улавливания парами бензина, минуя дополнительные финансовые затраты.
А какие у Вас были проблемы при отключении абсорбера? Или с чем-то не согласны? Пишите в комментариях.
Адсорбер или абсорбер, как правильно?!
Правильно будет "Адсорбер"
Взято из ВИКИ:
Адсорберы применяются в автомобилях, использующих двигатели внутреннего сгорания, являясь элементом замкнутой цепи рециркуляции паров бензина. Он предназначен для того, чтобы пары бензина из топливного бака не попадали сразу в атмосферу. Нормами Евро-2 запрещен контакт вентиляции бензобака с атмосферой, пары бензина должны собираться (адсорбироваться) и при продувке посылаться в цилиндры на дожиг.
Сам адсорбер имеет систему впрыска с обратной связью, соединяется трубками с дроссельным патрубком и топливным баком. С помощью электромагнитного клапана идёт переключение режимов работы системы улавливания паров бензина (применяется метод улавливания паров бензина с помощью активированного угля). При выключенном двигателе с помощью электромагнитного клапана один из штуцеров перекрыт и, следовательно, адсорбер не сообщается с атмосферой, пары бензина попадают в адсорбер из бака и впускного коллектора, где происходит их поглощение. При пуске двигателя контроллер системы впрыска подаёт управляющие импульсы на клапан. Затем, клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой, в результате чего происходит продувка сорбента. Пары бензина высасываются в ресивер и дожигаются в камере сгорания. Длительность управляющих импульсов и, соответственно, интенсивность продувки сорбента напрямую зависят от расхода воздуха двигателем.
Это так, пища для размышления. Последнее время просто у меня в конторе участились продажи данных запчастюлин, на мои вопросы покупателям "зачем это вам надо?" вразумительного ничего не получил. Чаще всего слышал ответ что меньше расход. Ну да ладно, решив что поменяв этот АДСОРБЕР я ни в чём не потеряю он был заменён. А дальше толи самовнушение, а может и нет… Но кажется что машинка стала порезвее, по крайней мере хуже точно не стало!
Абсорберы и адсорберы для очистки газа: суть методов, в чём разница, устройство и виды оборудования
Слово сорбция происходит от латинского sorbeo — поглощаю. Под сорбцией понимают процесс поглощения твердым телом или жидкостью других окружающих сред — различных газов, примесей, веществ и т.д.
Вещество, которое поглощается, называется сорбатом, поглощающие твердые тела или жидкости — сорбенты.
Многие задаются вопросов как правильно — абсорберы или адсорберы? Абсорбция и адсорбция это 2 разных процесса. Поэтому верны оба варианта. Рассмотрим подробнее принцип их работы.
Различия сорбционных процессов
Как мы уже сказали, существует 2 основных сорбционных процесса: адсорбция и абсорбция. При абсорбции поглощаемое вещество или газ улавливается всем объемом абсорбента, при адсорбции — только поверхностью адсорбента.
К адсорбции также относят хемосорбцию. При хемосорбции происходит и процесс сорбции, и химическая реакция между улавливаемом веществом и сорбентом.
Абсорбционная очистка газов
Абсорбционный метод очистки газов чаще всего используется в тех сферах, на которых происходит большой выброс всевозможных вредных веществ и пыли в воздух.
Абсорбер для очистки газов — устройство, в котором происходит поглощение примесей газовых компонентов жидкой фазой.
Широкое применения абсорберы получили благодаря своей высокой эффективности.
Самым популярным абсорбером является скруббер. Выделяют несколько типов скрубберов:
- Полые или форсуночные
- Насадочные
- Пенные или тарельчатые барботажные
- Вентури
Подбирать тип скруббера может только специалист. В противном случае вы можете получить абсолютно неработающую установку, просто потому что неправильно подобрали абсорбент, например.
Принцип работы абсорбера
Грязный газ заходит через воздуховод внутрь корпуса скруббера. Далее при помощи аэродинамических сил он закручивается. Очистка происходит при помощи воды.
Вода подается через насосную станцию, проходит через трубопровод, форсунки и смачивает газ.
Частицы воды улавливают пыль и падают вниз. Грязная вода сливается в бак-отстойник или переходит в очищающее оборудование.
Адсорбционная очистка газов
Адсорбационная очистка газов от загрязнителей основана на молекулярных ситах.
Отлично зарекомендовали себя для очистки от неприятных запахов, дыма, при очистке сжатого воздуха, при очистке других различных видов газов.
Основным очищающим элементом в адсорберах является адсорбент. Для того, чтобы адсорбент справлялся с поставленной задачей, он должен обладать рядом свойств:
- Большое время защитного действия.
- Большая удельная поверхность.
- Избирательность.
- Термическая и механическая устойчивость.
- Способностью к регенерации.
- Простота изготовления.
- Невысокая цена.
Принцип работы адсорбера
Корпус адсорбера заполнен адсорбентом (мы чаще всего используем активированный уголь для очистки воздуха).
Устройство адсорбера очень простое. Загрязненный воздух заходит внутрь фильтра и благодаря специальным канальцам равномерно распределяется по всей площади фильтра. Адсорбент собирает внутри себя все молекулярные загрязнители. Чистый воздух выходит наружу.
Подбор оборудования и производство
Залог эффективной работы и адсорбера, и абсорбера — верные расчеты. Производитель должен максимально точно всё рассчитать и сделать верный проектный чертеж , чтобы в дальнейшем не было проблем в работе. Необходимо определить основные загрязняющие элементы и правильно подобрать сорбент.
Вы должны понимать, что нет универсального оборудования. Так, например, адсорберы нельзя использовать на производствах с большим количеством пыли. Адсорбент сразу забьется и не справится с поставленной задачей.
Кроме того, производитель может предложить более эффективные варианты оборудования, например целую очистную систему для более эффективной очистки. У нас это скруббер «Самум» с трубой Вентури.