Перебортировка колес что это
Перейти к содержимому

Перебортировка колес что это

  • автор:

Как разбортировать колесо?

Как разбортировать колесо?

Проколотая зимняя или летняя резина — распространенная проблема среди владельцев автомобилей. Хорошо, если поблизости окажется СТО. Но не всегда есть возможность обратиться за помощью в мастерскую. Поэтому с ремонтом придется справляться самостоятельно. Время и силы, затраченные на устранение прокола, зависят от качества и типа используемых шин. С бескамерными покрышками все просто. Их можно даже не снимать с автомобиля. Дефект устраняют обычным ремкомплектом.

А вот с камерными автопокрышками дела обстоят сложнее. Устранить прокол без предварительной разбортировки невозможно. Поврежденную камеру необходимо снять.

В статье расскажем об инструментах, особенностях и способах разборки автомобильных шин, основных рекомендациях.

Какие инструменты потребуются?

Чтобы разобрать колесо, не достаточно тяжелого молотка или монтировки. Если применять только эти инструменты, возрастает риск внутреннего/наружного повреждения резины. Дефект проявится не сразу, а во время эксплуатации, что повлияет на управляемость автомобилем и безопасность на дороге.

Поэтому для отделения покрышки от диска потребуется растворитель: WD-40, скипидар, спиртосодержащие вещества. Этими средствами обрабатывают места

снятия (промежутки) на покрышке. Когда прикипевшая резина отлипнет, места снятия насухо вытирают.

Из инструментов понадобятся: молотки, надежный прочный домкрат, гаечные ключи, монтажные лопатки, стальной уголок с затупленными краями.

Запрещено применять острые или зазубренные металлические предметы.

В чем сложность разбортирования?

  • Отсутствие профессионального инструмента: домкрата, монтажных лопаток.
  • Ошибка в соответствии типоразмеров каждого элемента колеса. К примеру, размер камеры не соответствует размеру шины.
  • Невозможность соблюдать идеальную чистоту на рабочем месте. Внутрь покрышки может попасть мелкий мусор, камни, что привлечет за собой новые проблемы.
  • Отсутствие опыта. В первый раз на разбортирование уйдет не меньше часа.

Особая сложность возникает при работе со старыми автопокрышками, когда резина прикипает к ободу. В этом случае применяют растворители, что отнимает дополнительное время.

Особенности разбортирования

Перед разбортировкой определяют тип автомобильной шины:

Бескамерные

Внутри шины нет камеры. Такая покрышка максимально плотно прилегает к посадочному диску, за счет чего и происходит поддержание высокого давления.

Снять бескамерную автошину достаточно тяжело.

Камерные

Внутри покрышки находится воздушная камера с соском. Во время разбортирования следят, чтобы сосок не был поврежден. Отделение камерных покрышек начинают именно с него. Если сосок поврежден, камеру меняют.

Еще одна особенность камерной резины — неплотное прилегание к диску, что упрощает разбортировку.

Во время разборки вытаскивают кромку покрышки по всей окружности с лицевой и задней стороны.

Бортировка может понадобиться при повреждении камеры или при некачественном ремонте. Для временного устранения поломки применяют ремкомплект (только для бескамерной автошины).

Способы разбортирования

Для разборки колеса прибегают к следующим методам.

Ударный способ в домашних условиях

Инструменты: домкрат, монтажные лопатки, уголок с затупленными краями, молоток/кувалда.

Суть метода: покрышку отбивают по всей окружности, чтобы отделить от металлической поверхности.

  • Снимают резину с диском. Применяют домкрат.
  • Полностью спускают воздух, откручивают золотник.
  • По окружности начинают отбивать покрышку с лицевой и задней части.
  • Вводят монтажные лопатки с противоположной золотнику стороны.
  • Вытаскивают резиновую кромку со всех сторон и тянут к себе.
  • Вытаскивают шину.

Запрещено: наносить сильные неаккуратные удары, вынимать кромку отверткой или другим острым предметом.

Разбортировка домкратом

Инструменты: монтировка или большой рожковый ключ, домкрат, буксировочная стропа.

  • Снимают колесо и укладывают на него монтировку.
  • Ставят автомобильный домкрат на резину так, чтобы он максимально приблизился к колесному диску. Монтировка находится с противоположной от домкрата стороны.
  • Буксировочную стропу крепят к монтировке, которую протягивают через диск к домкрату. Этот этап проделывают дважды.
  • Задействуют домкрат. В этот момент резина отделяется.
  • Выводят ключом край шины по окружности с двух сторон.

Способ требует особой осторожности, резиновые и металлические элементы не должны деформироваться.

Разборка с помощью автомобилей

Инструменты: две машины, широкая прочная деревянная доска.

Эта методика считается безопасной. Подходит для гаражного ремонта.

  • Доску укладывают так, чтобы она расположилась как можно ближе к металлической части колеса.
  • Автомобилем аккуратной наезжают на свисающий край доски.
  • Отрывают отслоившуюся кромку.

Здесь важно отделить резиновый слой с обеих сторон покрышки.

Применение специального инструмента

Способ подходит для сервис-центров, профессиональных СТО и мастерских, где установлено разбортировочное оборудование. Специальные станки бывают автоматическими или полуавтоматическими. С их помощью бортируют легковые, грузовые, мотоциклетные шины.

Покрышку с металлической частью укладывают на бортировочный стол, фиксируют диск пневмозажимами и подводят к нему специальную штангу. После чего устанавливают зазор, по которому будут отделять резину от металлического обода. Затем подключают станок, который отделит одни элементы от других.

Разборка камерного колеса

В работе с камерой учитывают последовательность процедуры. Всегда начинают отделение резины с соска. Если покрышка старая, прикипевшая к металлу, стык обрабатывают VD-40, силиконом, спиртом.

  • С помощью домкрата снимают колесо.
  • Спускают воздух через ниппель.
  • Прожимают места контакта металлического обода с автопокрышкой.
  • Приступают к разборке со всех сторон. Специальный уголок вставляют в зазор между стальным ободком и резиной. Надавливают на уголок лопатками для монтажа.
  • Когда разбортируемая сторона окажется снаружи, камеру вытаскивают.

На заметку! Разбор начинают со стороны, противоположной золотнику. Вдоль стального обода перемещаются аккуратно, отделяя каждый сантиметр кромки.

Разборка бескамерного колеса

  • Для мелкого ремонта не потребуется специальное оборудование или инструмент. Достаточно иметь под рукой ремкомплект.
  • Ударный способ запрещен. Эта технология приведет к деформации, повреждению каркаса.
  • Запрещено устанавливать демонтажное оборудование или инструмент на шину или крепить такое оборудование рядом с клапаном бескамерной покрышки.

Шиномонтажные работы проводятся со строгим соблюдением правил техбезопасности. При этом бортировка бескамерной шины в гаражных условиях практически невозможна. Потребуется специальный инструмент, мощный компрессор для последующей накачки и опыт работы. Поэтому лучше обратиться в профессиональный шиномонтаж.

Самостоятельная бортировка

После ремонта покрышку надевают на диск. Этот процесс называют бортировкой.

Для камерной резины используют стандартный метод. Для него понадобится мыльный раствор, тяжелая кувалда, два больших гаечных ключа или монтировки.

На пол необходимо постелить чистый кусок ткани и положить на него задней стороной диск, который предварительно смачивают в мыльном растворе. Силиконовые и другие виды смазок применять нельзя. После на металлический элемент кладут резину (камера уже вдета). В стальной обод начинают вдавливать часть покрышки. Затем прибегают к монтировке, которую вставляют между резиновым и стальным элементом, и так по кругу. То же самое проделывают с другой стороной. Этот метод называется рычажным.

Что советуют профессионалы?

  • Разбортировка начинается с мытья колеса. Его хорошо промывают от грязи, песка, пыли, застрявшего мелкого гравия.
  • В старых колесах предварительно заливают в промежуток (бортик) VD-40. Это вещество размягчит прилипший материал, разъест ржавчину.
  • Перед процедурой посадочный бортик покрышки и короткое плечо домкрата смазывают мыльным раствором (вода + обычное мыло или жидкость для мытья посуды).
  • Начальная точка разборки шины — сторона, противоположная золотнику.
  • Если автошины разбортируются безударным способом, понадобится доска длиной 100–150 см. Она должна быть очень прочной и широкой.
  • При ударной методике используют специальный уголок. Его края и все выступающие поверхности должны быть затуплены.
  • Чтобы избежать срыва домкрата, его прочно фиксируют.
  • Самодельные станки крепят к деревянному полу саморезами, а к бетонному — анкерами, которые заливаются цементом.
  • При сборке колеса учитывают размеры всех его элементов. Камера, резина и диски должны подходить друг другу.
  • Перед началом нового сезона необходимо проверять состояние колпачков и золотников. При износе или повреждении эти элементы меняют. Желательно иметь в багажнике комплект запасок.
  • Если приходится менять сезонную покрышку, она должна быть такой же, как остальные шины: для лета или зимы с одинаковым протекторным рисунком и направлением. Если будет стоять другая покрышка, ухудшится управляемость машины, увеличится тормозной путь, снизится уровень устойчивости.
  • При замене камерной шины следят за чистотой ее внутренней поверхности. Грязь не должна попадать внутрь авторезины.
  • Нередко в резине застревает гвоздь. Не стоит торопиться его извлечь. При несильном проколе подкачивают колесо, не вынимают острый предмет и так доезжают до мастерской. Если гвоздь убирают сразу, покрышка быстро спустится, доехать до шиномонтажа не удастся.
  • Не стоит забывать о полноразмерной запаске и домкрате в багажнике, которые помогут решить проблему с проколом на трассе, когда нет возможности добраться до СТО.

Эти простые советы помогут провести быструю разбортировку даже в условиях гаража. Но не стоит забывать о правилах безопасности: работайте в перчатках, применяйте только исправные инструменты, не прибегайте к сомнительным методам, которые приведут к повреждению шины или автомобиля. 27.04.2020 2020-04-27

2 комплекта колес или перебортировка — что выгоднее?

Два комплекта колес в сборе — это удобнее и практичнее, чем перебортировка дважды в год. Можно в любой момент «перекинуть» колеса самому в гараже (да и на улице — не проблема), не придется стоять в очередях, когда неожиданно выпадет снег. На зиму можно взять диски попроще, а летом щеголять изысканным рисунком «литья». Да и балансировать придется гораздо реже.

Но что насчет ресурса и безопасности?

5 важных вопросов эксперту по шинам

  1. Какой из двух вышеописанных вариантов губительнее для дисков и шин?
  2. Что быстрее выходит из строя в паре покрышка-диск?
  3. Сколько может прослужить колесо в сборе?
  4. Не сокращает ли срок службы дисков перебортировка два раза в год?
  5. Нужна ли ежегодная балансировка при замене колес в сборе?

Мнение специалиста

Алексей Ревин, эксперт «За рулем»:

2. Срок годности легкосплавных и стальных дисков ограничен только их прочностью, которая снижается, в основном, из-за коррозии. Легкосплавные диски при этом не только теряют привлекательный внешний вид, но и могут треснуть. Стальные диски из-за глубокой коррозии также теряют прочность. Но, в подавляющем большинстве случаев, долговечность колеса в сборе ограничена именно шиной, а не диском.

3. Соответственно, колесо в сборе может прослужить столько же, сколько и шина. Официальный срок службы шин определяет российский ГОСТ 4754–97, который гласит, что эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей составляет 5 лет с момента изготовления. Но солидные фирмы-изготовители шин — например, Continental — считают, что шины автомобиля должны быть заменены не позже 10 лет с даты производства.

4. Сам по себе процесс перебортировки не влияет на срок службы диска. Повреждение на нем может возникнуть лишь из-за халатности или неопытности мастера. Советую обращаться в приличные, лучше сетевые, шиномонтажи и осматривать диски перед тем, как их возьмут в работу. При наличии повреждений, появившихся после переобувки, стоит предъявить претензии.

5. Балансировка комплекта зимних или летних колес в сборе каждый сезон при небольших пробегах и отсутствии сильных ударов колесом о препятствие не обязательна. Рекомендация проста. Установив комплект шин, надо поездить несколько дней в разных режимах. Если вибрации от дисбаланса не чувствуется, то в балансировке смысла нет.

Перебортировка или второй комплект колес в сборе — что выгоднее?

Прикинем расходы на примере седана Lada Vesta с шинами размерностью 185/65 R15. Допустим, годовой пробег не превышает 10 000 км в год, манера езды — щадящая.

1. Два комплекта колес

Второй комплект собираем и балансируем на шиномонтаже, в дальнейшем просто перекидываем колеса в своем гараже без балансировки. Приобретаем самые простые стальные диски по 2200 рублей за штуку, за 4 шт. — 8800 рублей. Стоимость шиномонтажа (монтаж с балансировкой колес) — примерно 2000 рублей. Если купите литые диски, то потратить придется по 6000 рублей за штуку, за 4 шт. — 24 000 рублей. Плюс смонтировать на них шины — 2000 рублей.

Итого: 10 800 рублей (штамповка) или 26 000 рублей (литые диски). Если планируете перекидывать колеса не самостоятельно, а на шиномонтаже, прибавьте еще 5000 рублей за 10 таких операций на протяжении 5 лет.

2. Перебортировка два раза в год

Перебортировка (включая снятие/установку 4 колес, технологическую мойку, демонтаж и монтаж шин, а также балансировку) обходится примерно в 2200 рублей. Если повторять эту операцию 2 раза в год, то за 5 лет потратите 22 000 рублей.

Выходит, что перебортировка однозначно выгоднее при больших пробегах, когда шины живут всего 2–3 сезона. Если же ежегодные пробеги небольшие, то явная выгода видна только при условии, что вы приобретаете для второго комплекта недорогие диски и перекидываете колеса своими силами.

Менять или перебортовывать?

Весной и осенью водители встают перед выбором что предпочтительнее — иметь комплект шин и дисков для каждого сезона (летние шины + диски и зимние шины + диски) или иметь только один комплект дисков и перебортовывать раз в полгода? В этой статье хочу рассмотреть плюсы и минусы обоих вариантов.

Вчера и сегодня шиномонтажа

В начале водительской карьеры часто слышал, что: «При частой перебортовке шины быстро портятся!» Сначала верил. Потом задумался, а так ли актуальны сейчас слова «гаражного дяди Васи», произнесённые им лет пятьдесят назад?

Действительно, лет 50…70 назад резину бортовали ломами, кувалдами и монтировками. Вручную. Я видел, как это делали водители на своих Жигулях, Москвичах, Волгах и т.п. Но сама резина тогда была совсем не такая как сейчас. Помню делилась она на «Москвичёвскую», «Жигулевскую», «Волговскую». Конечно, при таком пещерном способе перебортовки портилась и резина, и диски.

Сейчас все кардинально поменялось! Качество, эластичность и конструкция шин совсем другие! И оборудование шиномонтажных мастерских тоже качественно иное. Учитывая, что бортовать комплект покрышек нужно лишь раз в полгода, то чтобы причинить хоть какой-то мало-мальский вред покрышке придется «её портить» лет пятьдесят. А то и больше. Да она за этот срок сама от старости развалится, даже если на ней не ездить вообще!

Что вреднее для резины и дисков?

Ещё я задумался о такой вещи. От чего резина страдает больше (получает больше ударов, сжатий и растяжений)? От ям, колдобин, рельсов и других прелестей наших дорог? От ежедневного убивания на многих километрах, да еще на скоростях 60…100, а то и выше?

Или от перебортовки раз в полгода на современном оборудовании? Попробуйте прикинуть нагрузки от удара о край ямы на скорости 90 км/час, когда диск банально гнется или ломается.

Я ни разу не видел, чтобы гнулись диски от перебортовки на качественном оборудовании в руках квалифицированного мастера. Да этого не может быть в принципе! Понятно, что возможные повреждения от «истязаний на дороге» для резины ни в какое сравнение не идут с качественной перебортовкой раз в полгода.

«Плюсы и минусы» каждого варианта

Вариант 1: диски для каждого комплекта резины.

То есть Комплект (шины+диски) для лета и полный комплект для зимы. Такой вариант я практиковал в годы, когда ездил на автомобилях ВАЗ (2106 и 21083). Цены на отечественные покрышки и диски были относительно невелики, а хранить второй комплект я мог у себя на балконе. Клал покрышки в углу плашмя стопочкой. Сверху клал квадратную доску, накрывал старой скатертью и получался отличный столик для цветов или ещё чего.

Вот, на мой взгляд, плюсы этого варианта
  1. Такой вариант выгоден тем, у кого, например есть гараж (или другое место для хранения резины). Приехал, достал комплект, поменял тут же, у гаража или у дома.
  2. Автомобилист сам не боится испачкать руки, самостоятельно меняя колеса на своем автомобиле. Умеет пользоваться домкратом, балонным ключом, насосом, манометром. Знает как снимаются колпаки или открывается доступ к гайкам литых дисков.
  3. Экономится время — не надо стоять в очереди у шиномонтажа.
  4. Не надо платить мастеру шиномонтажа.
  5. Опять же поменять резину можно в любое удобное время.
Замеченные мной минусы
  1. Современные диски стоят дорого! Даже простые стальные «штамповки».
    (За их цену можно в шиномонтаже перебортовывать резину лет 15, а то и больше.)
  2. При смене машины часто меняется размер дисков, их посадочные места. Это значит, что придется снова покупать комплект дисков на новую машину. И тратить время на продажу старых.

Вариант 2: Один комплект дисков. Перебортовка осенью и зимой.

Этот вариант я стал практиковать после того, как пересел на иномарки. Перешел на этот способ я не только из-за резко увеличившейся стоимости дисков. Всё же и размерность у них больше. И резину для них я стал покупать получше, из первой тройки брендов по результатам тестов.

Вот такие плюсы я вижу для этого способа сезонной смены резины
  1. Экономия денег — не придётся покупать второй, дорогой комплект дисков.
  2. При перебортовке мастер проверит внутреннюю часть шины, заново отбалансирует колесо, накачает.
  3. Вам самому не придется возиться с домкратом, гаечными ключами. Не придётся таскать грязную резину.
  4. А столик на балконе можно сделать и из покрышек без дисков. ��
Минусы
  1. Раз в полгода придется ездить в шиномонтаж. Если заранее не переобулись, придется торчать в очереди.
  2. Придется заплатить мастеру.

В общем и целом оба варианта достойны использования. Учитывая плюсы и минусы каждый может выбрать любой способ сезонной замены резины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *