Что делать, если залило свечи зажигания автомобиля и невозможно завести машину
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Нередко к этому приводит проблема заливания топливом или смазывающим веществом свечей.
Если речь идет о компонентах карбюраторного или инжекторного ДВС, корректная работа мотора с залитыми свечами окажется под угрозой. Разберемся, почему происходит подобная неприятность и как действовать при возникновении проблем с запуском ДВС.
1. Причины заливания свечей при холодном пуске
В теплый период неприятность встречается гораздо реже, чем во время холодов. Поэтому автовладельцы чаще обращаются на станции техобслуживания зимой в морозную погоду. Среди ключевых признаков залитых деталей можно выделить несколько пунктов:
Важно отметить, что неприятность затрагивает как устаревшие карбюраторные моторы, так и более современные системы с инжекторным впрыском. Только во втором случае это происходит намного реже. Специфика заливания зависит и от особенностей системы питания на конкретном транспортном средстве.
Существует несколько причин и предрасполагающих факторов, вызывающих заливание свечей:
Практический пример подобного явления выглядит примерно так: на ДВС с инжекторным впрыском электронный блок управления оценивает температуру воздуха снаружи, состояние двигателя, концентрацию кислорода в агрегате и ряд других параметров. Затем ЭБУ отправляет соответствующий сигнал на форсунки для обогащения смеси воздухом до той степени, пока она не станет пригодной для запуска и корректной работы ДВС в дальнейшем. Учитывая информацию, форсунки инжектора подают больше топлива.
А если речь идет об изношенном двигателе, то в данной ситуации есть место износу цилиндрово-поршневой группы. Иными словами, показатели компрессии отличаются от идеальных.
Проблему усугубляет разряд или износ аккумуляторной батареи, избыточная густота масла в картере и налет на свечах зажигания. Что мы получаем:
2. Действия водителя
Если вы оказались в столь неприятной ситуации и обнаружили, что свечи залиты, необходимо действовать хладнокровно и правильно, чтобы успешно завести машину. Автоэксперты выделяют несколько проверенных методов просушки залитых свечей.
В первую очередь, их следует извлечь с помощью свечного ключа и тщательно высушить. После этого двигатель нужно прокрутить стартером в течение 10 секунд с извлеченными свечами. Дальше свечи можно вкрутить на свое место и повторно попытаться запустить мотор.
Некоторые автовладельцы пытаются завести ДВС путем продувки цилиндров. Это позволяет решить проблему без извлечения свечей. Чтобы продуть цилиндры на моторе с инжектором, необходимо выжать педаль газа до упора, а затем прокрутить коленвал на 10 секунд и отпустить педаль. В некоторых случаях подобные манипуляции стимулируют корректный запуск агрегата.
Если силовая установка не завелась, продувку нужно выполнить ручным методом. Для этого свечи выкручиваются и очищаются от нагара специальной щеткой с металлической щетиной (если она отсутствует, можно обойтись обычной зубной щеткой). Если используется профессиональный инструмент, нужно проявить осторожность и не прикладывать больших усилий, чтобы не повредить детали.
Просушка свечей проводится бытовым или строительным феном с последующим прокаливанием на газовой горелке и выдерживанием в духовом шкафу. По завершении таких манипуляций будет полезно оценить зазор между электродами и только после этого устанавливать детали обратно на место. Если все сделано правильно, двигатель должен завестись без проблем.
При наличии нового комплекта свечей лучше не прибегать к таким манипуляциям, а просто поменять их. Ведь в ходе чистки и прокаливания эксплуатационный ресурс свечей стремительно сокращается, происходит нарушение зазоров и возникновение проблем с элементами.
Поэтому намного выгоднее купить новые свечи, чем сушить, прочищать и повторно устанавливать старые. Также следует учитывать, что дешевые расходные элементы рекомендовано менять через 15-25 тыс. км пробега независимо от того, как они выглядят и в каком состоянии находятся.
Если проблема заливания наблюдается на новых или тщательно почищенных свечах, причину нужно искать в чем-то другом. Возможно, потребуется провести комплексную диагностику силового агрегата, системы зажигания, форсунок, катушки зажигания, датчика Холла и прочих важных узлов, отвечающих за корректный запуск двигателя.
3. Несколько полезных рекомендаций
Учитывая перечисленные факторы, несложно сделать вывод, что исправный старт и последующее функционирование агрегата возможны при соответствующих условиях. А в мороз требования к ним только повышаются.
Пытаясь достичь ровного запуска, неопытные водители часто задаются вопросом: какие свечи полностью защищены от заливания? Но как отмечают эксперты, даже если купить новые свечи, но не отремонтировать систему зажигания и прочие важные узлы, неполадки возникнут снова и снова. И это не зависит от качества, состояния и бренда расходных материалов.
Несколько советов для эксплуатации машины зимой:
Используйте качественное топливо на проверенных автозаправочных станциях с соответствующими сертификатами качества;
Не допускайте износа свечей зажигания и ВВ-проводов.
При наличии отложений в камере сгорания неизбежны проблемы со стартом двигателя на холодную и заливание или замасливание свечей. В таком случае есть место залегания поршневых колец или ограничения их подвижности, из-за чего компрессия резко снижается, а в цилиндрах оказывается моторное масло и прочие технические жидкости.
Замену смазки нужно проводить по регламенту от производителя, а в качестве профилактических работ периодически промывать систему смазки с раскоксовкой колец.
Для профилактики неисправностей из-за образования нагара рекомендуется периодически раскручивать двигатель до высоких оборотов и преодолевать на таких нагрузках около 30-50 км. Это важный момент при эксплуатации транспортного средства только в городском режиме.
С заливанием свечей зажигания справиться вполне реально. Но что делать, чтобы завести двигатель автомобиля в 40-градусный мороз ?
Как поменять свечи зажигания: пошаговая инструкция
Искровые элементы в современном автомобиле находятся в специально предусмотренных колодцах (часто защищенных декоративным кожухом), на верхних частях цилиндров двигателя. Детали отвечают за воспламенение топливной смеси и запуск силового агрегата. Это расходники, которые надо своевременно обновлять, причем не только при их полном, но и частичном разрушении. Узнайте, как проводится замена свечей зажигания.
Когда пора менять
Неисправность искровых элементов цилиндров вызывает троение, потерю мощности двигателя и увеличивает расход горючего.
Подробнее о симптомах написано ниже:
- мотор троит — один из цилиндров не работает, при этом исключаются неполадки с высоковольтным проводом, индивидуальной катушкой зажигания и форсункой;
- двигатель плохо держит обороты;
- увеличился расход горючего;
- мигает «чек» — также может свидетельствовать о других проблемах в системе зажигания;
- упала тяга, автомобиль не тянет даже в маленькую горку;
- повышается количество выхлопного газа.
Техника безопасности при замене свечей
Важно вынимать детали только на остывший мотор. Иначе можно получить ожоги — искрообразователи функционируют при высоких температурах, поэтому надо дождаться полного охлаждения ДВС. Примерно 2–3 часа после езды следует выждать.
Любое небрежное действие при снятии вызывает опасность поломки ГБЦ (худший случай). Работать лучше в перчатках. Применять специальные инструменты для замены, не тянуть за высоковольтный провод. Вообще, изначально для новичков рекомендуется обесточить аккумулятор.
Опытные шоферы рекомендуют также изучить важную техническую информацию, которая поможет в работе:
- диаметр, шаг резьбы;
- размер под ключ — на современных бензиновых агрегатах обычным стандартом является 16–21 мм;
- глубина, диаметр посадочной зоны — тоже зависит от конкретного двигателя;
- порядок замены свечей зажигания;
- момент затяжки — особо важный параметр, не позволяющий повредить изолятор во время крепления.
Сложность при демонтаже обязательно доставят закисшие свечи. Правильнее говорить, что они закоксовались или прикипели. В этом случае придется использовать очень прочный инструмент (скорее всего, трубчатый ключ с крепкой упорной поперечиной), с помощью которого удастся сместить резьбу, не повредив при этом ничего — саму деталь, соединение, ключ.
Торцовый свечной ключ с поперечиной
Необходимые инструменты
Правильная замена свечей зажигания проводится следующими инструментами:
- компрессор или баллончик со сжатым воздухом;
- щетка по металлу (желательно маленького размера, кисточка);
- наждачная бумага;
- оборудование для демонтажа катушек зажигания, проводки — на некоторых моделях авто (V-образные агрегаты) для доступа к элементам приходится снимать сопутствующие детали;
- ВД−40;
- удалитель ржавчины — средство для чистки исправных деталей искрообразования;
- ершик для чистки нарезного оружия;
- динамометрический ключ;
- метчики для восстановления поврежденной резьбы, плоскогубцы и кусачки, дрель — на всякий случай, если не удастся выкрутить элемент аккуратно.
Динамометрический ключ для контроля усилия зажатия резьбы
Особое значение имеет выбор ключа. Трубчатый инструмент бывает различной длины — он прочен, недорог, надежен. Дополнительным плюсом является полный обхват, что позволяет легче снять свечи зажигания, оказывая направленное усилие сверху (целостность резьбы сохранится в большей мере).
На АЗС частенько можно увидеть в руках сотрудников Т‐образный ключ. Это тоже один из дешевых инструментов для работы, оснащенный фиксированной головкой. Но больших нагрузок он вряд ли выдержит, так как делается из хрупкого материала, преимущественно в Китае. А вот специалисты, как правило, используют профессиональный комплект сменных головок. Такой набор включает несколько съемников разного размера.
Как снять старые свечи
- после обеспечения доступа, снимаем провода высокого напряжения;
- продуваем сжатым воздухом зону вокруг искровых элементов, затем прочищаем щеткой грязь, во избежание ее попадания внутрь колодца;
- вдеваем ключ и проворачиваем его несколько оборотов против часовой стрелки.
Как и было сказано выше, трудность возникает при откручивании прикипевших элементов.
Если и удается вытащить остатки элемента, то в большинстве случаях приходится нарезать новую резьбу под вкладыш‐переходник, а порой — менять всю головку блока. Поэтому сменить свечи зажигания самому, особенно на подержанных машинах, будет непросто. В СТО для этих целей предусмотрено специальное съемное оборудование — набор ключей экстракторов.
Если свеча обломалась, то ее остаток выкручивают экстрактором
Вообще, на автосервисе часто приходится снимать сломанные детали. И делают это всегда по инструкции, в таком порядке:
- очищают рабочее место;
- обильно заливают ВД−40;
- крепят экстрактор к динамометрическому ключу — это дает возможность выкрутить остаток с нужной силой, чтобы не повредить резьбу на цилиндре;
- проворачивают неспешно, без резких движений и чрезмерных усилий — скрип и треск сигнализируют в этом случае об успешном начале (свеча пошла, любят говорить мастера);
- после извлечения колодец очищается от грязи, мусора;
- тщательно проверяется целостность резьбы.
Такая последовательность действий позволяет в 90% случаях вытаскивать обломок без повреждения соединения на цилиндре. Профессионалы хорошо знают, как менять свечи (как заменить).
После снятия элементы проверяют на качество. Некоторые из них можно заново использовать, достаточно лишь прочистить от нагара. Для этого в емкость (стакан) наливают жидкость для удаления ржавчины (подойдет также зубная паста), затем помещают туда свечи на полчаса. После этого остается прочистить их наждачной бумагой или металлической щеткой.
Очистка свечей от нагара в специальном растворе
Установка новых
Чтобы правильно установить свечи зажигания, надо тоже действовать в определенной последовательности. На новых деталях важно удостовериться, что установлена уплотнительная манжета или кольцо. Если оно отсутствует, то рекомендуется поставить, так как оно герметизирует соединение между изолятором/металлом, отводит тепло, компенсирует различные характеристики ГБЦ и корпуса, а еще препятствует выделению горючего газа даже при высоком давлении сгорания. Штука невероятно полезная. Вот где она находится (куда должна вставляться).
Уплотнительное кольцо свечи зажигания
Далее следует закручивать свечу до упора. Очевидно, что во время установки надо использовать динамометрический ключ, который даст возможность закрепить деталь по величине, указанной в инструкции. Как правило, усилие равно примерно 35–40 Нм для элементов с плоскими сальниками и 20–25 Нм — манжет конического типа.
Примечательно, что установка свечей зажигания возможна и без динамометрического приспособления. Делается это по следующей схеме:
- элемент дотягивается на четверть полного оборота (90°) — актуально для новых расходников с плоским кольцом;
- окончательно затягивается на 45° — для старых искровых деталей.
А вот элементы с коническим уплотнителем надо дотягивать всего на 15 градусов.
Если деталь идет чересчур туго, не стоит продолжать. Желательно вывернуть ее, затем осмотреть резьбовое соединение колодца. Скорее всего, резьба требует правки. Для этого используется инструмент для замены свечей зажигания — метчик нужного размера.
Что будет, если не менять
Если опоздать с заменой, это вряд ли сразу приведет к каким-то разрушающим последствиям. Автомобиль перестанет заводиться рано или поздно и это вызовет непредвиденные обстоятельства. Поэтому владельцу машины надо всегда распознавать признаки, о которых шла речь выше (троение, возрастание расхода горючего, нестабильная работа агрегата, затрудненный пуск).
Температура в некоторых зонах камеры сгорания достигает 3500 градусов Цельсия, увеличивается общее давление и нагрузка на мотор. Даже самый прочный агрегат в таких условиях перегревается и разрушается. Особенно сильно страдают от детонационного взрыва современные облегченные алюминиевые движки. На них обязательно прогорает прокладка ГБЦ, возможны разрушения перегородки поршневых колец.
Как часто нужно менять автомобильные свечи
Теоретически ресурс деталей определяет паспортный регламент (после 30-40 тыс. км пробега авто), но на практике их меняют сразу после обнаружения признаков.
Мастера определяют срок замены свечей по их внешнему виду. Анализируя цвет и количество нагара, удастся получить все нужные сведения о качестве деталей. Однако этим специалисты не ограничиваются. Осмотр элементов позволяет узнать много нового о состоянии других узлов автомобиля и провести более тщательную диагностику.
Вот некоторая информация о том, как цвет и состояние нагара влияет на работу отдельных частей машины:
- черный, практически не отблескивает на солнце (матовый), а одновременно наблюдается повышение расхода горючего и неустойчивый рабочий ход двигателя — судят о неправильном подборе искрового элемента (либо неправильно выставлен зазор), загрязнении воздушного фильтра и высокой изношенности цилиндро поршневой группы (на старых машинах);
- черный, с глянцевым оттенком — масло попало в камеру сгорания;
- красный — неправильно подобрано горючее, скорее всего, оно не совсем качественное (в нем содержится много присадок).
Черный нагар на свечах зажигания
Существуют также другие признаки, свидетельствующие о проблемах с двигателем. Например, трещины на изоляторе, выгорание и оплавление электродов, а также иные следы разрушений могут указать на топливо с недопустимо низким октановым числом или неправильный подбор свечей зажигания. Они чересчур «горячие» для цилиндров конкретного мотора.
Вы узнали, как поменять свечи зажигания самому, и почему это не всегда получается сделать быстро. Если у вас машина, которой больше 10–15 лет, желательно менять детали в автосервисе, чтобы ничего не повредить.
Что делать, если залило свечи зажигания
Владельцы автомобилей с бензиновыми двигателями частенько сталкиваются с такой проблемой, как залив свечей зажигания.
Почему заливает свечи зажигания на горячую
Такой вид неисправностей, как залив свечей на горячую происходит редко. В основном это происходит так, двигатель хорошо завелся на холодную, нагрелся до заданной температуры, какое-то время ездил и, вдруг заглох. Далее, при попытке завести двигатель, стартер крутит исправно, бензин есть, но авто никак не хочет заводиться. Дальше, если ничего не делать, оставить на длительное время, мотор опять легко заводится. Это признак залива свечей.
Причины, почему залило свечи, когда двигатель горячий:
- Неисправна сама свеча (пробита; зазор или велик, или мал;).
- Неправильно настроен карбюратор (при его наличии).
- Неполадки в трамблере (при его наличии).
- Неисправные проводки.
- Неисправные датчики (ДМРВ).
- Пробит высоковольтный провод.
- Неисправная работа форсунок.
- Неполадки в программном обеспечении (контролер или прошивка).
- Эксплуатация автомобиля с карбюраторным двигателем с вытянутым подсосом длительное время.
Способ решения проблемы залива свечей карбюраторных двигателей — сделать так, чтобы топливно-воздушная смесь была бедной, для этого сделать продувку до 10 секунд.
Способ решения проблемы с заливом свечей инжекторных двигателей — продуть цилиндры при помощи открытия или частичного открытия дросселей.
Почему заливает свечи на холодную
Если свечи стали мокрыми летом, то автомобиль бывает заводится. А, если залило зимой, то, обычно, не заводится.
Признаками залитых свечей являются:
- Стартер крутит коленчатый вал, но мотор все равно ни в какую не хочет заводиться.
- Когда долго пытаться заводить автомобиль и двигатель не заводится, из глушителя сильно пахнет бензином.
- При демонтаже залитой свечи зажигания ее резьба и электрод мокрый, в низу свечи, где вырабатывается искра, есть темный нагар.
Заливает свечи и на инжекторных, и на карбюраторных моторах. Инжекторные двигатели заливает пореже, чем движки с карбюраторами. Если установлено бесконтактное зажигание, то оно еще может способствовать вырабатыванию искры в свече, потому что контактное преобразует энергию до 18 килоВольт, а бесконтактное электронное до 24 килоВольт.
При пропуске воспламенения горюче-воздушной смеси в цилиндре, ее становится много, вследствие чего при следующих циклах топливная смесь не способна воспламениться.
Причины заливания свечей зажигания инжекторных и карбюраторных двигателей:
- Недостаточная зарядка аккумуляторной батареи (АКБ). Герметичные необслуживаемые аккумуляторы заряжять надо по строгим правилам. Низкая зарядка аккумулятора является причиной заливания свечей, в основном, в инжекторных двигателях, так как инжектор и куча напичканной электроники потребляют много энергоресурсов, нужен мощный АКБ.
- В системе зажигания имеются неполадки. Это, или неработающие свечи зажигания, или высоковольтные провода. Старые свечи могут выдавать редкую искру или косую, если зазор наконечника не соответствует нормальному. Высоковольтные провода тоже часто пробивают, если попались не качественные.
- Бензин очень низкого качества. Сейчас распространены частные заправки, достаточно получить соответствующие разрешения и начать продавать топливо. Качество, как правило, никто не проверяет. Поэтому следует заправляться на именитых крупных заправочных станциях. Из-за плохого бензина собирается конденсат в топливной системе. Особенно заметны проблемы с пуском авто в холодное время года некачественным топливом.
Электронный блок управления инжекторного мотора определяет температуру на улице и температуру двигателя, определяет содержание кислорода поступающего в двигатель воздушного потока. Далее, блок управления подает сигнал форсункам, чтобы было увеличена подача впрыскиваемого топлива, что способствует созданию богатой горюче-воздушной смеси для надежного запуска двигателя в мороз.
Автомобили с большим пробегом имеют определенный износ деталей цилиндро-поршневой группы, компрессии в цилиндрах, соответственно, становится меньше, но в пределах допустимой. С малой компрессией при появлении причин заливания свечей, двигателю труднее завестись. С высокой компрессией, если свечи рабочие, топливно-воздушная смесь еще может воспламениться, если даже топливо не качественное.
Низкая компрессия, густое моторное масло, слабый аккумулятор — это все усложняет запуск мотора. При этом происходит следующее:
- подается топливо низкого качества; из-за загустевшего от мороза моторного масла крутится медленно, зарядки АКБ не достаточно;
- по причине того, что двигатель холодный, компрессия в нем ниже, нежели в нагретом состоянии;
- генерация слабой нестабильной искры.
Для того, чтобы залить свечи, всего лишь надо пытаться завести автомобиль со слабым аккумулятором.
Чем заливает свечи зажигания
Автомобильные свечи зажигания заливают, как правило, бензином. Но, бывает и моторным маслом. Залитые свечи маслом гораздо хуже, чем, если они зальются бензином.
При долгом простое автомобиля в холодную погоду, открутив свечи можно увидеть как с электрода или резьбы капает масло, но это может быть всего лишь грязный конденсат.
Но, если на самом деле заливает маслом свечи зажигания инжектора или карбюраторного двигателя, то причинами этого могут быть:
- Изношены гильзы цилиндров.
- Изношены цилиндры.
- Изношены сальники клапанов (можно заменить маслосъемные колпачки без снятия головки).
- Трещина в головке блока цилиндров.
- Неисправны направляющие клапанов.
- Прокладка клапанной крышки пришла в негодность.
- Изношены свечные колодца.
- Изношены маслосъемные кольца (трескаются, залегают).
При запуске мотора заливает свечи.
Наличие искры на свечах не всегда говорит об их работоспособности под большим давлением. Бывает, при проверке открученной свечи искра есть, а в вмонтированном виде при создании большого давления искра не появляется. Есть специальные стенды, проверяющие свечи под давлением. Существуют и более легкие и простые способы проверки работоспособности в материале: как проверить свечи зажигания самому.
Проблемой залива свечей инжектора также может быть неисправная работа перепускного клапана в топливной рейке. Чтобы проверить работает ли перепускной клапан, измеряют давление топлива в рампе. Подача топлива должно быть строго под определенным для конкретного двигателя давлением. Если топливо подается с заниженным или завышенным давлением, то происходит залив свечек.
Диагностированию подлежат и форсунки. Также следует диагностировать датчик электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Так как блок управления решает обогащать смесь или обеднять, то, если, например, не работает датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), то блок управления получает неверные данные по температуре и неправильно распределяет подачу топлива, форсунки начинают переливать топливо. Не исключено также, что вышел из работоспособного состояния сам блок управления.
Свечи зажигания облиты моторным маслом.
Мы уже рассмотрели, что свечки могут заливаться бензином или моторным маслом в карбюраторных двигателях и инжекторе.
При обнаружении залива свечей моторным маслом, надо посмотреть, в каком именно месте находится масло.
Если масло в верхней части свечи, вначале изолятора, то, вероятнее всего, проблема в прокладке клапанной крышке, сальниках.
Если маслом залита резьба свечи и электрод, то, вероятнее всего, произошел износ цилиндро-поршневой пары, а также вышли из строя маслосъемные поршневые кольца. Все это приводит к образованию нагара, лака, шлама, кокса. Затем приходится очищать, делать раскоксовку поршневых колец.
Что делать, если залило свечи.
Как завести автомобиль, если залило свечи зажигания двигателя. Для случая, когда свечи мокрые от бензина в инжекторном моторе, следует выкрутить свечи, подержать их плоскогубцами на огне (высушить), крутить стартер без установленных свечей около 10 секунд, чтобы поршни проветрились. После этого свечи закручиваются и, как правило, автомобиль заводится.
Как просушить цилиндры не откручивая свечи в инжекторе
Просушивают цилиндры в таком порядке:
- Педаль газа выжимают до упора по максимуму.
- Поворачивают ключ зажигания и крутят стартер около 10 секунд.
- Отпускают педаль газа.
Если педаль газа нажата, открыта дроссельная заслонка, благодаря чему идет циркуляция воздуха и свечи просушиваются.
Таким не хитрым способом можно завести инжекторный автомобиль после заливки свечей бензином.
Если способ просушки без демонтажа свечей не помогает, тогда придется сушить свечи вручную. Ручная прочистка качественнее, так как сам электрод тоже можно быстро очистить от нагара и нагреть их на огне, и проверить зазор.
Свечи зажигания не дорогие, кто не хочет возиться и очищать их, покупают новые, соответствующие для данного мотора.
Ресурс эксплуатации свечей зажигания от 15 до 25 тысяч километров пробега.
Если простые мелко-ремонтные и простые действия по устранению этой причины не помогают, то надо проводить глубокую диагностику: проверка системы зажигания, катушки зажигания, форсунок, датчик температуры, датчик Холла.