Как называется прибор чем послушать подшипники автомобиля
Перейти к содержимому

Как называется прибор чем послушать подшипники автомобиля

  • автор:

Автомобильный стетоскоп: все проблемы — на слуху

Работа двигателя и других механизмов автомобиля сопровождается разнообразными звуками, которые опытному слуху могут многое рассказать о состоянии агрегата и его неисправностях. Для диагностики автомобиля на слух используется специальный инструмент — стетоскоп, о котором подробно рассказано в статье.

Назначение стетоскопа

Работа любого механического устройства или механизма сопровождается различными звуками, возникающими при трении и контакте деталей друг с другом, а также вследствие тепловых, химических, газодинамических и иных процессов. Это в полной мере относится и к автомобилю — его двигатель, подвеска, ходовая часть даже кузов и многие другие детали всегда издают разнообразные звуки, складывающиеся в шум. Однако звук работы двигателя, коробки передач или подвески может нести полезную информацию о состоянии этих агрегатов, говорить о возникновении каких-либо проблем и неисправностей. Главное здесь — суметь распознать нужный звук и идентифицировать его.

Опытные мастера и водители могут определить неисправность по звуку без каких-либо приборов — любой мало-мальски опытный автомеханик легко различит стук клапанов, поршневых пальцев или поршней в цилиндрах двигателя, звук детонации и подсоса (утечки) газов, звук изношенных или поломанных шестерен в коробке передач и т.д. Однако такая диагностика не дает стопроцентного результата и требует более точного выявления источника звука.

Стетоскоп механика автомобильный АВТОДЕЛО

Стетоскоп механический JTC

Стетоскоп механический JTC

Стетоскоп электронный (наушники,тестер,зажимы,блок управления,магнитный датчик) JTC

Стетоскоп диагностический 3 предмета в кейсе ROCKFORCE

Эту задачу решает специальный прибор для прослушивания механических устройств — стетоскоп (или фонендоскоп). Стетоскоп — простейший акустический прибор для прослушивания шумов внутри механизмов или, если говорить о медицине, для выслушивания шумов внутренних органов. Стетоскоп позволяет решить две задачи:

  • Уловить звуки различной интенсивности, в том числе и заглушаемые другими шумами механизма. Проще говоря, стетоскоп усиливает звук, обеспечивая его уверенную идентификацию;
  • Локализовать источник звука в объеме механизма;
  • По издаваемым звукам, их интенсивности и характеру сравнить работу одинаковых частей механизма (например — клапанов, толкателей, поршней, шатунов и т.д.).

Следует особо отметить, что стетоскоп одинаково хорошо может улавливать звуки различного происхождения:

  • Контакт (удары) деталей друг о друга;
  • Трение деталей;
  • Шум, издаваемый при сгорании топливно-воздушной смеси;
  • Шум, издаваемый струей воздуха или газов;
  • Шум, издаваемы течением жидкости внутри каналов.

С помощью стетоскопа можно произвести быструю и довольно точную диагностику двигателя или других агрегатов автомобиля, не прибегая к сложному оборудованию. При этом прибор имеет крайне простое устройство и принцип.

Типы и устройство стетоскопов

В настоящее время существует две больших группы стетоскопов:

  • Электронные;
  • Механические.

Наиболее просто устроены механические стетоскопы, которые фактически являются лишь усовершенствованными медицинскими стетоскопами. Основу прибора составляет герметичная акустическая (звукоулавливающая) камера, в которой имеется эластичная мембрана. Правда, в автомобильном стетоскопе мембрана расположена внутри камеры, а доступ звука к ней осуществляется через небольшое отверстие в передней стенке. Камера соединена с двумя трубками, которые заканчиваются каплевидными наконечниками для вставки в ушные каналы.

Принцип работы прибора основан на передачи звука от мембраны камеры непосредственно в ушной канал и к барабанным перепонкам. Это достигается за счет герметичности системы из камеры и трубок при вставке их в слуховой канал — колебания мембраны заставляют колебаться воздух в камере, эти колебания беспрепятственно проходят по трубкам и достигают барабанной перепонки. А так как звук идет по трубкам, то он не рассеивается и не теряет энергию по пути от источника звука до уха — это создает эффект усиления.

Главное отличие автомобильного стетоскопа от медицинского — в рабочем органе. Автомобильный стетоскоп может комплектоваться двумя типами рабочего органа:

  • Рупор большого относительного удлинения;
  • Металлический щуп (зонд).

С помощью рупора удобно прослушивать доступные поверхности агрегатов, его можно переставлять с места на место и выслушивать шумы. А с помощью тонкого щупа удобно прослушивать труднодоступные узлы и агрегаты, либо конкретные детали (например, подшипники). Как известно, скорость звука в металлах гораздо выше, чем в газах (воздухе), так что с помощью металлического щупа можно уверенно и очень точно выслушивать шумы различных механизмов.

Конструкция стетоскопов предусматривает легкую замену рупора и щупа, поэтому многие стетоскопы имеют в комплекте сразу несколько щупов различной длины и рупор.

Электронные стетоскопы имеют более сложное устройство — в них обязательно предусмотрено звукоулавливающее устройство (обычно на основе пьезоэлектрического элемента), усилительный блок и наушники. В усилительном блоке расположен усилитель, а также блок регулировок, с помощью которого можно изменять интенсивность звука. В современных электронных стетоскопах может быть очень широкий функционал — многоканальность (прослушивание механизмов сразу в нескольких точках), автоматическая обработка сигнала и другие.

Электронный стетоскоп — это профессиональный, а потому и более дорогой диагностический прибор, поэтому в среде любителей он не нашел широкого распространения. А механический стетоскоп — это очень простое и доступное решение, которое при правильном подходе может помочь даже непрофессионалу.

Приемы работы с автомобильным стетоскопом

Сразу следует оговориться, что принципы, заложенные в работе со стетоскопом, крайне просты, однако для эффективной диагностики следует иметь определенный опыт и навык. Рядовой автовладелец вряд ли сразу же определит источник и причину того или иного звука — это доступно только профессионалам. Однако есть ряд звуков и признаков, по которым можно определить типичные неисправности и проблемы в агрегатах автомобиля. Здесь мы поговорим именно о них, сделав основной упор на двигатель.

В первую очередь, необходимо уметь определять частоту звука, а если говорить точнее — частоту его основной гармоники. Обычно звуки делятся на две категории:

  • Звонкие — это признак быстрых ударов деталей из твердых металлов, причем обычно не покрытых маслом. Такие звуки возникают при увеличенных зазорах клапанов, а нередко они свидетельствуют и о поломке деталей;
  • Глухие — это обширная группа звуков, которые вызываются ударами деталей из мягких металлов, а также деталей, покрытых слоем смазки. Такие звуки возникают при износе втулок шатунов, вкладышей коленчатого и распределительного валов и т.д. Глухой металлический звук возникает и при детонации.

При этом звуки от разных деталей двигателя обладают характерными признаками. Тикающие ритмичные звуки издают детали привода клапанов, брякающие — цепи привода ГРМ, глухие звуки издает коленвал, а чуть менее приглушенные звуки исходят от распределительных валов. Ну, а если слышатся резкие звуки, то причина может быть в сломанной детали.

Очень важной характеристикой звука двигателя является его ритмичность. Ритмичные звуки, которые возникают в такт работы двигателя, издаются всеми вращающимися и движущимися частями. Неритмичные, неожиданно возникающие и пропадающие звуки всегда свидетельствуют о неисправностях вплоть до разрушения деталей.

Наконец, огромнейшее значение имеет локализация звука. Звонкие ритмичные звуки в верхней части двигателя (в головке) — это клапаны и привод клапанов. Глухие звуки в нижней части — коленчатый вал. Приглушенные или металлические звуки в блоке — это поршневая группа, пальцы или шатуны. Собственно, именно по локализации и определяется причина звука и возможные проблемы двигателя.

Таким образом, прослушивая стетоскопом двигатель в разных частях и анализируя звуки, можно произвести диагностику двигателя. В практике рядового автовладельца чаще возникают ситуации, при которых стук возникает вследствие недостатка масла (а значит, есть утечка, забиты каналы или фильтр, либо плохо работает масляный насос), увеличенного зазора в клапанах или из-за чрезмерного износа трущихся деталей.

Помимо звуков контактирующих деталей стетоскопом можно диагностировать подсос воздуха в соединениях деталей, который, в отличие от утечек газов, практически незаметен. Для этого рупором стетоскопа необходимо исследовать соединения деталей, вызывающих подозрения. Довольно легко по характерному шипению диагностируется подсос воздуха между карбюратором и впускным коллектором, в дроссельном узле, в уплотнителях топливных форсунок, в различных воздуховодах и в других узлах.

При определенной практике и должном умении, стетоскоп станет верным и надежным диагностическим прибором, посредством которого можно определить самый широкий круг неисправностей автомобиля.

Лобзик электрический: режущий универсал 24 Февраля Лобзик электрический: режущий универсал

Для пиления древесины, ДСП, металлов, пластиков, керамики и других материалов применяется универсальный режущий инструмент — электрический лобзик. О лобзиках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и правильной эксплуатации этого инструмента рассказано в данной статье.

Набор ключей шестигранных 10 Февраля Набор ключей шестигранных

Для работы с винтами и другими метизами, имеющими шестиугольный шлиц, используются специальные шестигранные ключи, которые часто предлагаются в наборах. О наборах шестигранных ключей, их типах, составе и характеристиках, а также о правильном подборе и применении этого инструмента — читайте в статье.

Паяльник 27 Января Паяльник

Изготовление и ремонт электронного оборудования, многие монтажно-слесарные и другие работы требуют применения специального инструмента — паяльника. Все, что вы хотели узнать о паяльниках, их существующих типах, устройстве и работе, а также о верном выборе и применении паяльников, рассказано в статье.

Напильник: слесарный универсал 20 Января Напильник: слесарный универсал

В слесарном деле, при выполнении ремонтных работ и в других случаях обработка изделий часто выполняется многолезвийными режущими инструментами — напильниками. О том, что такое напильник, какие типы этого инструмента существуют, как они устроены и как их правильно использовать — рассказано в статье.

Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу 12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж — по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия 5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника 29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Все о виброметрах

Вибрационный контроль охватывает большой спектр задач на производстве и в разных процессах жизнеобеспечения. Из материала данной статьи вы узнаете, что представляют собой виброметры, какими они бывают, где используются.

Что это такое?

Виброметры – электронные приборы высокой точности. Они фиксируют показания амплитуды и частоты вибрации разных объектов. С их помощью регистрируют виброскорость и виброускорение, определяют виброперемещение.

Работа измерителя вибрации характеризуется совокупностью частоты и амплитуды. Принцип действия приборов предельной простой. Закрепленный вибродатчик фиксирует исходящий сигнал. Сигнал подается на усилитель в виде колебаний по кабелю.

В дальнейшем исходный сигнал усиливается и перенаправляется на устройство. Параллельно в блок памяти записываются текущие значения.

Оборудование с датчиками, воспринимающими сложные сигналы, имеет блок обработки полученной информации. В ходе диагностики происходит очистка первичных сигналов от шумов и их стабилизация.

Первые приборы, измеряющие вибрацию, были аналоговыми. С их помощью измеряли лишь интегральные данные (мощность). Современное оборудование предполагает применение цифровых технологий.

Оно ускоряет контроль вибродиагностики оборудования на предприятиях. В среднем оно способно обслужить около 100 агрегатов за рабочую смену с выдачей отчетов о состоянии каждого из них.

Приборы отличаются размерами. К примеру, портативные модели по габаритам не превышают размеры брелоков или небольших смартфонов. Они управляются единственной кнопкой, называются виброручками.

Устройства могут снабжаться дополнительными опциями.

Например, в продаже есть разновидности с режимами вычислений спектров, сигналов, памятью измерений для переноса значений в ПК, температурными и оборотными датчиками, механизмами ударных импульсов.

По типу приема и последующей обработки виброметры бывают мобильными, а также стационарными. Переносные разновидности предполагают передачу обработанного сигнала через наушники.

Варианты второй группы применимы в условиях лабораторий (при испытании разнообразной техники, исследовании ее опытных образцов). Стационарные варианты могут работать в непрерывном режиме. Остальные виды техники питаются от аккумуляторов либо батареек.

Исходя из особенностей конструкции, выделяют 4 типа приборов для измерения вибрации: пьезоэлектрические, оптические, вихретоковые, индукционные. Каждый тип имеет свои особенности.

Пьезоэлектрические

Принцип работы данного оборудования базируется на пьезоэффекте. Под корпусом прибора расположено инертное тело, закрепленное посредством эластичных растяжек, содержащих пьезоматериал.

При вибрации создаются переменные усилия на пьезоэлементы. В результате на обкладках дисков возникает напряжение. Его значения пропорциональны усилиям, а значит, виброускорению.

В ходе вибродиагностики сигнал поступает через пьезокристалл, который сжимается и разжимается из-за восприятия переменных давлений. Его первичное возбуждение осуществляется переменным магнитным полем.

Точность замеров обуславливается инертной массой, параллельно прилагаемой к кристаллу. Она осуществляет балансировку прибора, отвечает за сглаживание посторонних вибраций.

Помимо этого, устройство состоит из электронного блока, необходимого для обрабатывания сигнала от пьезокристалла. Такие виброметры недорогие, они надежные и могут работать при любых внешних условиях.

Оптические

Разновидности оптического либо лазерного типа оборудованы светочувствительным датчиком, необходимым для восприятия светового луча. Такие приборы способны дистанционно (бесконтактно) измерять вибрации, ввиду чего их активно применяют на строительных объектах.

Их принцип работы основывается на допплеровском сдвиге частоты лазерного излучения, которое отражается от движущегося объекта. При направлении устройства на тело в состоянии покоя длины исходного и отбитого луча одинаковы.

Когда поверхность вибрирует, происходит фиксация изменений датчиком, регистрирующим колебания, и их вычисление в единицу колебания. Такое оборудование предельно точное и скорое.

Вихретоковые

Данные разновидности предполагают бесконтактный тип проведения замеров. Однако они работают с токопроводящим объектом. Оборудование такого типа относят к наиболее сложному в производстве ввиду множества составляющих.

Помимо разнообразных датчиков, они снабжены катушкой, диэлектрическим элементом. Бесконтактный вихревой пробник подключен к драйверу (электронному блоку) с помощью коаксиального удлинительного кабеля.

В ходе работы драйвер обеспечивает возбуждение колебаний в катушке. Благодаря этому возникает электромагнитное поле, взаимодействующее с материалом контролируемого объекта.

Данные установки позволяют измерять вибрацию электродвигателей, турбин, компрессоров. Однако такая техника считается узкоспециализированной, имеющей большой процент погрешности. Чем идеальнее условия, тем более точные данные она предоставляет.

Индукционные

Разновидности индукционного типа отличаются внушительной массой и габаритами. Кроме того, они не дают особо точных данных в ходе измерения вибрации. Однако данные преобразователи помехоустойчивы.

Индукционный датчик принимает механическую вибрацию, после чего выполняет ее преобразование в электрический сигнал, поступающий на первичную обмотку входного трансформатора.

После увеличения по напряжению сигнал подается на множитель напряжения для усиления и выпрямления. Это повышает чувствительность виброметра. Некоторые виды индукционной техники не требуют электропитания. Они отличаются малой чувствительностью.

Иные снабжены несколькими ступенями умножения напряжения.

Чем их больше, тем точнее измерения. В целях увеличения измерительного сигнала в схему включают входной повышающий трансформатор.

Тип сборки

По виду совмещения чувствительного элемента и блока обработки сигнала выделяют несколько разновидностей. В продаже встречаются варианты моноблочного и двухблочного типов. Каждый вид имеет свои особенности.

В моноблочной системе приемник и передатчик расположены в едином корпусе. Чтобы происходило отражение луча, в устройстве есть рефлектор-катафот. Эти вибродатчики используют на заводах в конвейерах для определения точного значения выпускаемых изделий.

Для нахождения объектов применяют фильтр поляризации. Измерения могут проводиться на расстоянии до 8 м. У датчиков отражения имеется источник оптического сигнала. Он располагается в едином корпусе с приемником.

Для максимальной точности работы в приборе подавляется внешний фон. Допустимое расстояние для качественного считывания датчика составляет до 2 м. За счет встроенного индикатора состояния работы и чувствительности датчик быстро обнаруживает объект.

Системы с выносным (барьерным) датчиком состоят из 2-х блоков. В одном корпусе расположен приемник, в другом – излучатель сигнала. Однако обе части прибора расположены в единой оси напротив друг друга.

Расстояние между двумя приборами может составлять до 100 м. Объект, попадающий в зону наблюдательного датчика, останавливает путь луча. Приемник фиксирует изменение, после чего подает сигнал на иное устройство.

Сферы применения

Виброметры и балансировщики нашли широкое применение. Такую технику используют для вычисления состояния оборудования с вращающимися элементами. Полученные данные дают представление о состоянии объекта.

Балансировщик способен измерять общий уровень колебаний в стандартных полосах частот с учетом ГОСТ. Высчитывает исходные данные, определяет наличие дисбаланса. Предусматривает проведение балансировки ротора на собственных опорах и балансировочных стендах.

Виброметры применяют для диагностики промышленного оборудования разнообразного типа: насосно-компрессорных агрегатов, гидравлических и газовых турбин, воздуходувочных и вентиляционных устройств. Они незаменимы в ходе проверки конвейеров, редукторов, электромашин.

Посредством портативных приборов осуществляется контроль вибрации объектов на текущее время. Переносные устройства используют для контроля состояния оборудования в различных помещениях. Они получают информацию в автоматическом режиме и обладают достаточным ресурсом автономной работы.

У большинства промышленного оборудования, соответствующего нормативам ГОСТ, предусмотрены типовые значения вибрации допустимого технического состояния. Периодическая поверка выявляет степень изношенности деталей, прогнозирует потребность в капремонте.

Виброметры применяют для контроля качества в производстве изделий из бетона и железобетона. С помощью вибрации удается добиться большей плотности застывших изделий.

Виброметр дает максимально точную оценку качества уплотнения изделия до его застывания. Данное оборудование контролирует эффективность работы производственных установок без погрешностей, которые могут быть вызваны иными факторами.

Кроме того, виброметры применяют при проверке нормативов охраны труда на рабочих местах. Также устройства используют в строительной сфере. Без них не обходится прокладывание линий метро или железных дорог.

Виброметры дают оценку реакции мостов и эстакад на проезжающие транспортные средства. С их помощью можно определять вибрацию сооружений, расположенных вблизи оживленных магистралей, а также балансировать валы оборудования.

Виброметры нашли применение в авиации и сфере производства автомобилей. Они считывают информацию о колебаниях в салоне авто либо самолета. Данное оборудование снабжено датчиками, соединяющимися с центральным считывающим прибором.

Также виброметры применяют в ходе оценки балансировки автомашины, а также ее элементов (для диагностики подшипников, центровки). Вибродиагностика нужна для обнаружения изменения состояния машинного фундамента.

Вихретоковые приборы нужны для проведения измерений эксцентриситета валов, толщины лакокрасочных покрытий на основаниях из металла. С их помощью измеряют величину температурного расширения и износ трущихся деталей механизмов.

Фонендоскоп или стетоскоп и его применение в автомобиле

Большая просьба для читателей, прочитать эту поэму полностью))), постараюсь написать интересно.
Как определить шум, стук, скрип, свист и прочие посторонние звуки издаваемые автомобилем? А оказывается очень просто, достаточно заиметь себе фанендоскоп или стетоскоп, называйте как нравиться.

И так тема для любителей самостоятельно ковыряться в своих автомобилях, как раз на большую аудиторию этого сайта.
Раньше что бы найти вой подшипника люди прикладывали к уху стальной пруток, а вторым концом к предполагаемой поломанной детали. Как то ковыряясь дома в барахле на глаза попался медицински стетоскоп, и пришла мысль испытать его в автомобиле. Дурачок, подумают некоторые, но проверив его в работе по поиску неисправностей, он стал одним из основных инструментов диагностики моих и не только автомобилей.

В чем же его преимущество? А в том что, через него действительно хорошо слышно шумы, и даже есть возможность определить характер шума — глухой, звонкий, треск и т.д. и тд.
Так я и пользуюсь им уже не один год, как то на просторах драйва, человек просил помощи в определении шума в районе кожуха ремня грм. Черт меня дернул посоветовать, не аргументировав свой совет записью из личного БЖ, естественно большинство "механиков" комментирующих тогда приняли меня за слабоумного. Ну а теперь решил я все таки пролить свет на эту штучку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *