Отбой амортизатора что это
Перейти к содержимому

Отбой амортизатора что это

  • автор:

Как выбрать отбойник амортизатора

Большинство амортизаторов поставляются без отбойников и специальных пыльников. Подобные изделия не только повышают эксплуатационный ресурс амортизаторов, но и эффективность их работы. Многие автолюбители не знают, для чего именно нужны отбойники, иначе называемые буферами хода сжатия, и тем, как их выбирать. В данном материале Avto.pro рассмотрит устройство и принцип работы отбойников, а также разберется с тем, как определить их износ и выбрать новую запчасть в случае выхода из строя старой.

ПОДРОБНЕЕ ОБ УСТРОЙСТВЕ И НАЗНАЧЕНИИ

Амортизаторы подвески автомобиля призваны гасить удары, которые могли бы передаваться кузову по ходу езды по неровностям. В амортизаторах сильнее всего страдает шток и сальник. Увеличить их ресурс несложно – достаточно решить проблему возникновения сильных ударов, которые передаются основным узлам амортизатора. Сделать это можно несколькими способами, однако самым простым и практичным является установка отбойника. Он не только смягчает удары, но и защищает изделия от воздействия песка, грязи и воды. Отбойник, иначе называемый буфером, изготавливается из:

— Пенополиуретана. Это достаточно упругий материал и изделия из него могут воспринимать сильные удары;
— Силикон. Мягкий материал, устойчивый к воздействию агрессивных химических соединений и перепадов температур;
— Резина. Довольно жесткий и не очень долговечный, но зато дешевый материал. Гасит удары недостаточно хорошо, но со своими задачами все же справляются.

Отбойник представляет собой гофрированное изделие из одного из вышеуказанных материалов, в центре которого имеется отверстие, через которое продевается шток амортизатора. Буфер ограничивает ход штока, гасит и частично перераспределяет нагрузки, которые воспринимаются штоком и поршнями амортизатора. По факту, этот элемент помогает пружинам, которые также гасят удары и препятствуют соударению металлических частей амортизатора друг с другом. Большинство моделей отбойников комплектуются дополнительным съемным пыльником, защищающим изделия от воздействия загрязнителей, химии, абразивных материалов и т.д.

Отбойники без пыльников напоминают гармошку, которая складывается при механических воздействиях. В отдельных случаях они снижаются до одного звена и это означает, что амортизатор гасит сильный удар. В подобных условиях отбойники быстро изнашиваются и служат чуть дольше срока службы амортизатора, т.е. в среднем около 70-80 тысяч километров. Такой ресурс могут иметь жесткие отбойники с качественными пыльниками. Мягкие изделия с большим числом перемычек служат меньше.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТБОЙНИКОВ

Несмотря на простое устройство, отбойники могут быть разными. В силу того, что для различных условий эксплуатации автомобиля показатели демпфирования нагрузок должны быть разными, производители выпускают отбойники нескольких классов. Внешне схожие изделия могут относиться к одному из следующих классов:

— Стандартные;
— Для трассы;
— Для спортивных автомобилей;
— Для комфортной езды.

К несчастью, многие продавцы автомобильных запчастей не уточняют, к какому классу относится тот или иной отбойник. Лучше дела обстоят в магазинах, тесно сотрудничающих с производителями резиновых и резинометаллических изделий. В случае, если полные характеристики нигде не указаны, вы можете классифицировать их самостоятельно по следующим признакам:

— Стандартные отбойники. Такая же геометрия и жесткость, как у штатных демпферов. Материалом в большинстве случаев является резина;
— Отбойники для трассы. Средняя жесткость и толщина перемычек, плотный пыльник;
— Отбойников для спортивной езды. Высокая жесткость и большая толщина перемычек;
— Отбойники для комфортной езды. Мягкость и большое число тонких перемычек.

Несколько отличаются отбойники для передних и задних амортизаторов, однако о месте их установки продавцы обычно знают и могут уточнить. Отметим лишь, что передние буферы несколько жестче и прочнее задних, так как они воспринимают дополнительную нагрузку. Требования к ресурсу передних буферов их устойчивости к воздействиям температур и химии более также более жесткие, что обусловлено большими нагрузками на изделие (передняя часть авто тяжелее, т.к. в ней расположен двигатель).

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ

Как читатель наверняка догадался, в силу жестких условий эксплуатации, формы и используемых материалов при изготовлении отбойники служат не так долго, как хотелось бы автолюбителю. Их условно можно отнести к категории автомобильных расходников. Их износ можно определить как по явным, так и косвенным признакам. К явным принято относить:

— Разрушение изделия;
— Появление трещин;
— Свободное перемещение отбойника по штоку амортизатора;
— Нарушение целостности пыльника;
— Разрушение манжеты штока амортизатора.

Стоит отметить, что разрушение пыльника буфера не всегда говорит о том, что сам буфер непременно вышел из строя. Делать выводу можно только после анализа косвенных признаков износа отбойника. Выделяют следующие признаки:

— Появление металлических, скребущих звуков в области амортизатора;
— Проседание, отклонение одной или нескольких частей автомобиля (также указывает на проблемы с пружиной и амортизатором);
— Общее снижение комфортности езды и управляемости автомобиля.

Игнорировать проблему сильного износа отбойников не стоит. Напоминаем, что они не только гасят воздействия, которые могут оказаться слишком большими для пружин подвески, но дополнительно защищают амортизаторы от механических повреждений и действия химически агрессивных соединений. При этом замена изношенных демпферов обходится дешевле замены амортизаторов.

ВЫБОР НОВЫХ ОТБОЙНИКОВ

Подобрать отбойники достаточно просто. Так как геометрия данных изделий зависит от геометрии амортизаторов, вы можете установить на свой автомобиль отбойники с авто другой модели. При этом способность изделия гасить удары может оказаться неудовлетворительной. О том как разрешить эту дилемму мы скажем чуть позже, а пока выделим основные варианты поиска отбойников:

1. Поиск по каталожному номеру;
2. Поиск по основным параметрам автомобиля (в базовой комплектации);
3. Поиск по соответствию длине хода штока амортизатора и диаметру штока.

Третий вариант предпочтителен, если на ваш автомобиль установлены нестандартные амортизаторы. Отметим, что вам потребуется не только измерить амортизатор, но и найти подробные таблицы с номерами отбойников и их параметрами: внутреннему диаметру, длине и диаметру юбки пыльника (если от съемный), длине отбойника. Требуемый ход штока будет указан как минимально необходимый или попадающий в некоторый диапазон длин. Например: 175. Это означает, что отбойник можно установить на амортизаторы с ходом штока, который не меньше 175 и не больше 195 миллиметров.

Определившись с основными параметрами отбойников уточните, из какого материала изготовлены подходящие модели и к какому классу относятся. Стандартным материалом принято считать резину, однако резиновые изделия плохо показывают себя в северных регионах – быстро дубеют на морозе и растрескиваются. Неплохим вариантом может стать мягкий силиконовый отбойник в сочетании с мягкими или средними пружинами подвески. Езда будет комфортной, а защищенность амортизатора от ударных нагрузок серьезно повысится. Любителям спортивной езды подойдут более жесткие отбойники из резины с небольшим числом перемычек (обычно их три). Советуем брать демпферы в комплекте с защитным пыльником, а также докупить несколько запасных пыльников. Последние изнашиваются первыми, однако их замена обходится недорого.

ЭКСКУРС ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Вместе с покупкой нового демпфера и пыльника имеет смысл также купить новую втулка амортизатора. Тройка этих изделий призвана увеличить эксплуатационный ресурс амортизаторов и повысить их устойчивость к ударам. По ходу выбора запчастей стоит также учитывать и фирму-изготовителя. Отбойники можно найти как в ассортименте крупных производителей резинометаллических изделий, так и у упаковщиков. Хорошо себя зарекомендовали демпферы и пыльники от:

Аналоги с хорошей ценовой доступностью предлагают RBI (Тайвань), Lynxauto (Япония), BCGuma (Украина), Febi (Германия). Стоит отметить, что если крупные производители амортизаторов выпускают сами амортизаторы в том числе на заводах в странах регистрации, то мелкие детали и расходники, как-то пыльники и отбойники, обычно выпускают заводы в странах Азии. Как показала практика, разница в качестве может быть существенной. Те же пылезащитные комплекты Sachs собирают как положительные, так и отрицательные отзывы, тем временем как качество амортизаторов немецкой компании впечатляет большую часть покупателей.

Отбойники амортизаторов – это отличный вариант доработки подвески, если, разумеется, они еще не были установлены на вашем автомобиле. Если вы испытываете неудобства при езде по некачественным покрытиям и беспокоитесь о ресурсе амортизаторов, то настоятельно рекомендуем задуматься об установке отбойников и пыльников стоек. Выбирать можно как из ассортименте крупных зарубежных компаний, так и местных производителей резиновых изделий для вторичного рынка автомобильных запчастей. Стоимость качественного пылезащитного комплекта обычно не превышает 60$, а отбойники из такого комплекта могут прослужить до нескольких лет. Также рекомендуем брать несколько запасных пыльников.

Амортизатор

Выбрать амортизатор вам помогут тесты журнала «Потребитель. АвтоДела»:

Тест газовых амортизаторов на ВАЗ-2110

Какие ассоциации вызывает у вас слово «комфорт»? Скорее всего, в подавляющем большинстве случаев воображение нарисует какое-нибудь «мягкое кресло и клетчатый плед» — в общем, покой. На словосочетание «комфорт движения» мысленная реакция будет уже не столь однозначной, и у разных людей возникнут различные образы. А ведь понятие «комфорт» имеет отношение в первую очередь к физиологии, одинаковой у всех нас. Статика ли, динамика, человеческий организм реагирует на внешние раздражители (или их отсутствие) так, как было заложено в него природой.

Даже самые длительные перемещения в пространстве, осуществляемые нами естественными способами (ходьба, стайерский бег), не оказывают на физиологические процессы нашего организма никакого негативного влияния. А всего лишь каких-то пятнадцать минут, проведенных на карусели-аттракционе «Сюрприз», практически любого заставят позеленеть.
Все дело в частоте колебаний. Наш внутренний ритм созвучен биению сердца: 55 — 70 ударов в минуту (при нагрузках – больше). Поэтому внешние колебания с частотой 1,5 — 2 Гц (1,5 — 2 шага в секунду) и амплитудой в пределах 20 – 25 см не вызывают диссонанса.
Одной из важнейших задач, стоящих перед конструкторами автомобилей и амортизаторов, является создание для человека таких условий движения, при которых он не будет испытывать никаких негативных ощущений. Реализация этого стремления требует тем больше усилий, чем выше становится скорость современного автодвижения. К тому же постоянно приходится искать некий компромисс с такой, например, важной характеристикой этого движения, как управляемость.

Впрочем, давайте по порядку.

Ездить без какого бы то ни было упругого элемента, амортизатора, смягчающего и сглаживающего влияние неровностей дороги (на телеге, скажем), тоскливо и неудобно. Данный факт становится очевидным каждому, кто хоть раз пытался это проделать на скорости выше пешеходной.
Основное назначение подвески и амортизаторов – уменьшать динамические нагрузки, действующие на автомобиль, и гасить вертикальные и им сопутствующие колебания колес и кузова друг относительно друга. На заре автомобилестроения, когда скорости были сравнительно невелики, с этими задачами вполне справлялся один узел подвески – рессора. Упругими элементами в ней являлись металлические листы, и они же выполняли функции демпфера – за счет трения друг о друга преобразовывали энергию колебаний в энергию тепловую.
С развитием техники и увеличением скоростей возникли и повышенные требования к эффективности работы подвески. По компоновочным и технологическим причинам применение листовой рессоры стало нецелесообразно. Оптимальным решением явилось возникновение идеи предоставить упругие и демпфирующие функции различным элементам подвески. После длительной эволюции конструкции такими элементами стали пружины и амортизаторы, что дало сразу ряд преимуществ: компактность данных узлов и как следствие уменьшение массы автомобиля, возможность регулировки характеристик подвески путем относительно несложной замены отдельных ее узлов.
Принципиальное значение имело также то, что в современном амортизаторе вместо работы механического трения используется работа трения гидравлического – за счет дросселирования потока жидкости, что значительно облегчает создание демпфирующего элемента со строго заданными параметрами работы. Подобная система также в значительно меньшей степени подвержена износу, а значит, и ее характеристики долгое время остаются неизменными. Да и отсутствие шума от трения металла о металл отнюдь не последний фактор.

Телескопический амортизатор является одним из подвижных связующих звеньев между кузовом автомобиля и так называемыми неподрессоренными массами (колеса, шины и прочее).

Рабочий цилиндр амортизатора представляет собой резервуар, заполненный маслом, в котором скользит поршень, имеющий перепускные отверстия-клапаны. В зависимости от скорости перемещения поршня и диаметра калиброванных отверстий изменяется и скорость перетекания масла, а с нею и величина гидродинамического трения. В результате амортизатор разогревается, а сообщенные ему извне усилия (колебания) по закону сохранения энергии гасятся (затухают).
Внутренний объем рабочего цилиндра амортизатора не остается неизменным. Шток поршня, совершая возвратно-поступательное движение, периодически занимает собой некоторое пространство. Так как жидкость практически несжимаема, то для компенсации этого объема требуется некий дополнительный резервуар.
В классической конструкции двухтрубного гидравлического амортизатора компенсационным резервуаром является дополнительный (внешний) цилиндр, соединенный с рабочим системой клапанов и дросселей. Он заполнен маслом примерно на две трети, а оставшееся пространство занято воздухом, который способен сжиматься. На этот резервный объем также возлагается задача компенсировать тепловые расширения/сжатия жидкости, существенно нагревающейся в процессе работы.
Из компоновочных соображений размещаются два этих резервуара один в другом (рабочий цилиндр внутри).
Недостатком такой конструкции является то, что рабочая жидкость на границе масло/жидкость склонна пениться, а масло, находящееся под поршнем в момент хода отбоя, из-за кратковременно возникающего пониженного давления (разряжения) подвержено явлению кавитации. При активной работе амортизатора в интенсивном режиме эти процессы могут приобретать ярко выраженный характер, и масло превратится в некое подобие эмульсии, а демпфирующие свойства амортизатора резко снизятся.
В некоторой мере эту проблему удалось частично решить в модели двухтрубного газонаполненного амортизатора путем увеличения давления газа в его компенсационном резервуаре. Туда стали закачивать азот под давлением в несколько атмосфер, что создавало некий полезный «запас прочности». Кавитация уже не была страшна, однако вероятность перемешивания газа и жидкости все же сохранялась. Амортизатор такой конструкции нельзя переворачивать, и разрешается устанавливать с креном лишь на весьма небольшой угол (не более 45 градусов).
Вариант избавления от этого серьезного недостатка напрашивался сам собой. Газ и жидкость были отделены друг от друга подвижным, но герметичным поршнем, а давление газа (азота) целесообразным стало увеличить до 20 — 25 атмосфер. В результате отпала необходимость в дополнительном резервуаре: компенсационный объем газа теперь можно было располагать где угодно, например в нижней части рабочего цилиндра.
Преимущества однотрубных газонаполненных амортизаторов в меньшей громоздкости конструкции, что отражается на снижении неподрессоренных масс автомобиля, а также в существенно лучшем охлаждении (больше нет наружного цилиндра, который играл роль термоизоляции).

Однако есть и недостатки в такой конструкции амортизатора. Помимо того, что высокое давление в рабочем цилиндре сказывается явно не в пользу долгого срока службы, однотрубные амортизаторы еще и существенно более технологичны, сложны в изготовлении, а поэтому имеют более высокую цену.
Эксплуатационные различия однотрубных и двухтрубных конструкций амортизатора заключаются в том, что последние значительно «мягче» своих собратьев по причине наличия двух «комплектов» клапанов и за счет меньшего давления в рабочем цилиндре. Это способствует улучшению ощущений при езде – повышением комфортности. Однако однотрубные модели амортизаторов за счет своей «жесткости» способны лучше воспринимать неровности трассы и реагировать на любые, даже самые незначительные, изменения профиля дороги.
Комфортность при этом, конечно, страдает, но зато резко возрастает так называемая управляемость. Поэтому газонаполненные однотрубники называют еще «спортивными» амортизаторами.

Компромиссом между комфортом и безопасностью (управляемостью) может являться конструкция амортизатора с возможностью регулирования его жесткости.
Существует два основных вида таких амортизаторов. Первые позволяют изменять свои характеристики только в статике, когда автомобиль неподвижен. Некоторые для этого вообще приходится снимать с корпуса (яркий пример – амортизаторы голландской фирмы KONI). Второй вид – амортизаторы, изменяющие свои характеристики в движении. Как правило, они управляются автоматически, без участия водителя.
Регулирование может осуществляться в зависимости от нагрузки на ось автомобиля, от скорости его движения, от дорожных условий, от температуры окружающего воздуха и самого амортизатора или от всех условий вместе. В таком случае автомобиль оснащают соответствующими датчиками и блоком управления, подающим команды на исполнительные устройства.
Причем система управления может быть не только электронной, но и пневматической и даже гидравлической.
Есть и более простые решения. Такие компании, как BOGE и MONROE, выпускают амортизаторы, у которых на внутренней поверхности рабочего цилиндра имеется калиброванная вертикальная канавка переменного сечения. Масло по ней может перетекать из одной полости резервуара в другую, минуя клапанную систему поршня. В средней части цилиндра, именуемой «зоной комфорта», проточка имеет постоянное сечение. На этом отрезке поршень совершает незначительные плавные перемещения, обусловленные движением автомобиля по гладкой и прямой дороге.
Когда характер поверхности трассы меняется и колесо попадает в выбоину, поршень перемещается уже на значительное расстояние и попадает в зону цилиндра, где канавка предусмотрительно начинает сужаться, а затем исчезает вовсе. В этой зоне соответственно и сопротивление амортизатора резко возрастет.
В общем, какая бы конструкция амортизатора ни применялась для автоматической регулировки характеристик амортизатора, она призвана, в зависимости от профиля дороги и характера движения автомобиля, отдавать предпочтение либо управляемости, либо комфорту.

Зависимость силы сопротивления движению поршня P от его скорости V (при наличии стравливающего отверстия) в формульной записи выглядит, как Р = k * (V в степени n), где k – коэффициент сопротивления, а n – просто показатель степени, зависящей, как и k, от размеров и формы дроссельных отверстий, вязкости жидкости и скорости ее протекания. Эта зависимость P от V и является характеристикой амортизатора. Чаще всего она нелинейна.
Если калиброванное отверстие имеет постоянное сечение, то характеристика амортизатора приобретает прогрессивный характер (n меньше 1). Режим, в котором при этом работает амортизатор, принято называть «дроссельным». Если же клапанное отверстие имеет переменное сечение (увеличивающееся по мере роста давления жидкости), то характеристика становится регрессивной (n больше 1), а режим работы именуют «клапанным».
Амортизаторы с регрессивной характеристикой способны создавать значительные усилия сопротивления даже при небольших скоростях перемещения штока, что выражается, например, в уменьшении крена автомобиля при резком повороте руля и снижении интенсивности «клевка» кузова при экстренном торможении. С увеличением скорости движения поршня сила сопротивления возрастает достаточно медленно.
Амортизаторы же с прогрессивной характеристикой, наоборот, имеют небольшую силу сопротивления на малых скоростях штока, которая, однако, склонна быстро возрастать с увеличением скорости поршня.
Таким образом, во втором случае мы получаем лучшее реагирование на мелкие препятствия и более эффективное сцепление с дорогой в сочетании, правда, с гораздо более интенсивными нагрузками на подвеску и кузов.
В настоящее время путем подбора параметров дросселей и клапанов, комбинируя прогрессивные и регрессивные интервалы зависимостей, можно добиться некоего компромиссного варианта – характеристики, близкой линейной.

Помимо прочего у различных моделей амортизаторов характеристики отличаются по степени симметричности сопротивлений при сжатии и отбое.
Как правило, характеристика амортизатора несимметрична, и при одинаковых скоростях усилия сжатия и отбоя отличаются в пользу последнего. Связано это с тем, что максимальная скорость сжатия заранее точно неизвестна. Зависит она от скорости движения автомобиля в общем и от величины преодолеваемого им препятствия.
В случае сильного пробоя подвески амортизатор, развивающий большие усилия хода сжатия, может просто ее заблокировать.
С усилиями же при отбое все проще. Максимальная скорость отбоя напрямую зависит от жесткости упругого элемента (пружины) и хода подвески. Поэтому мы можем легко задавать максимальные усилия в соответствии с этой скоростью.
Оптимальное усилие отбоя стандартного амортизатора превышает усилие сжатия в 2 – 4 раза.

Амортизатор является элементом активной безопасности автомобиля. От его исправной работы напрямую зависит контакт колес с дорогой, длина тормозного пути, максимальная безопасная скорость прохождения поворотов, порог аквапланирования (скольжения по влажной дороге),а также износ других элементов подвески, ходовой части и шин.
Рано или поздно любой амортизатор выходит из строя. Срок его эксплуатации зависит от многих факторов: состояния дорог, интенсивности нагрузок, расстояния, пройденного автомобилем, стиля езды, условий эксплуатации, температурного режима, особенностей дорожного покрытия и т. д.
Поломка не всегда очевидна, так как амортизаторы к тому же имеют тенденцию лишь частично терять свои свойства, что, однако, все равно требует либо их ремонта (крайне редко), либо замены.
Самыми распространенными поломками амортизаторов являются выход из строя клапанной системы и нарушение герметичности сальника штока. Хотя, конечно, этот список может быть и продлен.
Причин преждевременного прихода в негодность амортизатора несколько. Основными считаются: изначально неправильная установка амортизатора, эксплуатация «неродной», неправильно подобранной модели и качество исполнения тех или иных элементов амортизатора.
Проверка текущего состояния амортизатора требует регулярной диагностики, которую лучше всего производить где-нибудь в автосервисе или на станции технического обслуживания.
Однако существует несколько популярных «народных» методов оценки работоспособности амортизаторов.
Самым популярным среди автолюбителей тестом является попеременное раскачивание углов кузова автомобиля. Производя эту процедуру, вам нужно наблюдать за тем, как быстро затухают созданные вами колебания. При наличии вышедшего из строя амортизатора кузов будет долго раскачиваться вверх/вниз.
Данный тест весьма необъективен, так как смоделировать реальные условия эксплуатации автомобиля и создать высокочастотные, резкие колебания вы не сможете.
Другая, более простая, процедура – это обыкновенное визуальное изучение амортизатора. Полная или частичная разгерметизация рабочего цилиндра амортизатора сопровождается появлением характерных масляных подтеков на корпусе амортизатора.
Одной из важнейших функций амортизатора является его способность преобразовывать энергию механических колебаний колес и кузова в тепловую энергию, которая затем рассеивается в окружающую среду. Это означает, что исправно работающий амортизатор должен существенно нагреваться после хорошей встряски.
Сложность метода заключается в том, что после того как вы прогоните автомобиль по разухабистой грунтовке, подобраться к амортизаторам и измерить их температуру довольно проблематично. Однако если это все же удастся проделать, то по разности температур вы четко определите, какой из ваших амортизаторов начал «сдавать».
Еще не бесполезно будет оценить износ шин. Если он имеет ярко выраженный неравномерный характер, то это обстоятельство так же может указывать на снижение у подвески амортизирующих свойств.
Когда работа амортизатора не устраивает вас на столько, что вы произвели его демонтаж, стоит обратить внимание на состояние штока поршня: быть может, именно здесь и кроется неисправность. В нормальном рабочем состоянии поверхность штока идеально ровна и гладка. Любые отклонения от этой нормы (пятна ржавчины, задиры, искривления) говорят о том, что амортизатор смело можно выбрасывать.

Более серьезная, квалифицированная диагностика производится на специальных стендах. Самый распространенный из них – Shock Tester. В течение нескольких минут колеса автомобиля подвергаются воздействию различных нагрузок. В это время прибор иллюстрирует колебания в виде диаграмм, которые сравниваются с эталонными показателями, индивидуальными для каждой марки автомобиля.
Погрешность метода заключается в том, что диаграммы иллюстрируют поведение всей подвески в целом.
Персонально оценить работу исключительно амортизатора можно на специальной «Тест-машине». Однако амортизатор для этого должен быть демонтирован. Да и стоит такая установка очень дорого, и в автосервисах и на СТО вы ее не увидите.

Последние несколько лет на российском вторичном рынке амортизаторов наблюдается заметное оживление. В нашей стране появились представительства крупных зарубежных фирм. Поэтому теперь наряду с отечественными моделями амортизаторов «СААЗ» и «Плаза» на прилавках магазинов можно найти продукцию всемирно известных фирм: BILSTEIN, KONI, BOGE, KAYABA, MONROE, SACHS, GABRIE и т. д.
Сравнительный анализ достоинств и недостатков амортизаторов конкретных фирм – тема отдельного обзора. В большей или меньшей степени известный бренд гарантирует качество исполнения и надежность работы. Обращать внимание при выборе амортизатора для своего авто нужно скорее на характеристики амортизаторов, на их жесткость.
Ваша манера езды, уровень чувствительности к вибрациям, ваше отношение к безопасности и комфорту – глубоко индивидуальные параметры. Вы должны сами для себя определить «философию» вашей езды. И тогда уже решать, имеет ли смысл приобретать, например, дорогой «спортивный» газовый амортизатор, повышающий нагрузку на остальные элементы автомобиля, или вам ближе комфорт и стабильность
«гидравлики».
Главное, чтобы любые внешние «колебания» никак не отражались на вашем душевном равновесии.
Резонанс – опасная вещь.

KONI SPECIAL (красного цвета) — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: амортизаторы этой серии предназначены для комфортной езды. Официальная позиция KONI такова, что выпуск новой модели фирма начинает лишь в случае, если данный амортизатор по характеристикам превосходит свой аналог завода-изготовителя автомобиля.

Амортизаторы данной серии призваны улучшить плавность хода автомобиля без потерь его управляемости.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, ASTON MARTIN, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, BEDFORD, BMW, BUICK, CADILLAC, CHEVROLET, CHRYSLER, CITROEN, DAEWOO, DAIHATSU, DAIMLER, DE TOMASO, DODGE, FERRARI, FIAT, FORD, GM Australia (Holden), GMC, HONDA, HYNDAI, ISUZU, JAGUAR, JEEP, KIA, LADA, LANCIA, LAND ROVER, LINCOLN, MASERATI, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MERCURY, MITSUBISHI, MORGAN, NISSAN, OLDSMOBILE, OPEL, PEUGEOT, PLYMOUTH, PONTIAC, PORSCHE, RENAULT, ROVER, SAAB, SEAT, SKODA, STEYR-DAIMLER-PUCH, SUBARU, SUZUKI, TALBOT, TOYOTA, TVR, UMM, VAUXHALL, VOLGA, VOLKSWAGEN, VOLVO.

KONI SPORT (желтого цвета) — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: производство спортивных амортизаторов KONI считает приоритетной областью своей производственной программы. Фирма вот уже полвека принимает регулярное участие в различных чемпионатах (Формула-1, Индикар, Формула-3000 и др.).

Большая часть этих амортизаторов имеет возможность регулировки усилия отбоя без снятия с автомобиля. Поставляются они как отдельно, так и в комплекте с пружинами переменной жесткости (с прогрессивной характеристикой).

Амортизаторы данной серии призваны предельно повысить управляемость автомобиля.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, BMW, BUICK, CADILLAC, CHEVROLET, CHRYSLER, CITROEN, DAEWOO, DAIHATSU, DODGE, FIAT, FORD, HONDA, ISUZU, JAGUAR, KIA, LADA, LAMBORGHINI, LANCIA, LEXUS, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MERCURY, MITSUBISHI, NISSAN, OLDSMOBILE, OPEL, PEUGEOT, PLYMOUTH, PONTIAC, PORSCHE, RENAULT, ROVER, SAAB, SEAT, SUBARU, SUZUKI, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO.

KONI CLASSIC (черного цвета) — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: данные амортизаторы вынесены в отдельную серию и маркируются особым образом потому, что предназначены для автомобилей, главным образом уже снятых с производства, — коллекционных (чаще всего выпуска 40—60-х годов). Однако изготовляются эти амортизаторы по тем же технологиям, что и модели серий SPECIAL и SPORT.

Предназначение амортизаторов данной серии — «вдохнуть новую жизнь в старый автомобиль».

ПРИМЕНИМОСТЬ: ранние модификации ALFA ROMEO, BMW, DAIMLER, DE TOMASO, DODGE, FERRARI, FIAT, FORD, CHEVROLET, HONDA, JAGUAR, LANCIA, LOTUS, MASERATI, MERCEDES-BENZ, MERCURY, MORGAN, NSU, PORSCHE, RELIANT, TVR, VOLVO.

BILSTEIN ORIGINAL (черного цвета) — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: амортизаторы этой серии по своим характеристикам полностью соответствуют оригинальным моделям, устанавливаемым на автомобиль заводом-изготовителем, но отличаются от последних существенно большими надежностью и сроком службы.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ACURA, ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, BMW, BUICK, CADILLAC, CHEVROLET, FORD, HONDA, JAGUAR, LEXUS, LINCOLN, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MERCURY, NISSAN, OLDSMOBILE, PONTIAC, PORSCHE, SAAB, SKODA, TOYOTA, VOLKSWAGEN, VOLVO.

BILSTEIN SPORT (желтого цвета) — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: данная серия объединяет истинно спортивные амортизаторы, рассчитанные на самый динамичный стиль вождения. Их рабочие характеристики и долговечность выше всяких похвал. Эти амортизаторы буквально могут прослужить дольше самого автомобиля.

Амортизаторы данной серии разработаны с учетом многолетнего опыта и с использованием технологий мирового автоспорта самого высокого уровня.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ACURA, ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, BMW, BUICK, CADILLAC, CHEVROLET, FERRARI, FORD, HONDA, JAGUAR, LEXUS, LINCOLN, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MERCURY, NISSAN, OLDSMOBILE, PONTIAC, PORSCHE, SAAB, SKODA, TOYOTA, VOLKSWAGEN, VOLVO.

BILSTEIN PSS — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: амортизаторы BILSTEIN PSS (Professional Suspension System) — это модели, пришедшие из профессионального спорта, адаптированные для серийных автомобилей. Они позволяют регулировать величину дорожного просвета. А знаменитые BILSTEIN PSS9 помимо девятиступенчатой автоматической регулировки обладают еще и возможностью настройки силы отбоя и сжатия.

Эта разработка инженеров BILSTEIN позволяет существенно улучшить ходовые качества автомобиля и подобрать оптимальные характеристики подвески для любой трассы.

ПРИМЕНИМОСТЬ: AUDI, BMW, FORD, GENERAL MOTORS, HONDA, LEXUS, MAZDA, PORSCHE, TOYOTA, VOLKSWAGEN.

Амортизаторы SACHS SUPER TOURING

ОСОБЕННОСТИ Амортизаторов SACHS: в данной серии можно встретить все конструктивные разновидности: однотрубные газовые, двухтрубные газовые и гидравлические амортизаторы. Данные модели полностью соответствуют оригиналам, устанавливаемым на автомобиль заводом-изготовителем. Их отличительной особенностью можно считать высокую устойчивость к коррозии и износостойкость.

Амортизаторы SACHS SUPER TOURING ориентированы на водителей, предъявляющих повышенные требования к безопасности, надежности и комфорту во время езды.

ПРИМЕНИМОСТЬ Амортизаторов SACHS: ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, AUTOBIANCHI, BARKAS, BEDFORD, BMW, CHEVROLET, CHRYSLER, CITROEN, DACIA, DAEWOO, DAIHATSU, DAIMLER, FIAT, FORD, FSO, HONDA, HYNDAI, INNOCENTI, ISUZU, JAGUAR, JEEP, KIA, LADA, LANCIA, LAND ROVER, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MERCURY, MITSUBISHI, MOSKVICH, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PONTIAC, PORSCHE, PROTON, RANGER, RENAULT, ROVER, SAAB, SEAT, SKODA, STEYR-DAIMLER-PUCH, SUBARU, SUZUKI, TALBOT, TOYOTA, TRABANT, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO, WARTBURG, ZASTAVA.

Амортизаторы SACHS ADVANTAGE

ОСОБЕННОСТИ Амортизаторов SACHS: в данной серии представлены только газовые амортизаторы, некоторые из которых обладают способностью адаптироваться к дорожным условиям за счет использования в конструкции цилиндра дополнительного бокового канала.

Амортизаторы SACHS ADVANTAGE ориентированы на водителей, предпочитающих спортивную манеру вождения, но в то же время заботящихся о комфорте движения.

ПРИМЕНИМОСТЬ Амортизаторов SACHS: FORD, ALFA ROMEO, AUDI, BEDFORD, BMW, CITROEN, DAEWOO, DAIHATSU, FIAT, HONDA, KIA, LADA, LANCIA, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MERCURY, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PORSCHE, RENAULT, ROVER, SAAB, SEAT, SKODA, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO.

Амортизаторы SACHS UNLIMITEDKONI SPECIAL

ОСОБЕННОСТИ Амортизаторов SACHS: эта серия объединяет как амортизаторы для спортивного стиля вождения, так и модели, оснащенные системой автоматической регулировки величины дорожного просвета, — NIVOMAT, позволяющей сохранять устойчивость автомобиля и комфорт движения даже при полной загрузке.

Использование самых новейших технологий при создании данных амортизаторов является залогом безопасности и комфорта на любой трассе.

ПРИМЕНИМОСТЬ Амортизаторов SACHS: AUDI, FORD, MERCEDES-BENZ, OPEL, SAAB, SEAT, SKODA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO.

Амортизаторы SACHS PERFORMANCE — тест

ОСОБЕННОСТИ Амортизаторов SACHS: в этой новой серии представлены настоящие спортивные амортизаторы, адаптированные для использования на автомобилях серийного производства.

Благодаря опыту инженеров SACHS, приобретенному на престижнейших автогонках (Формула-1), амортизаторы SACHS PERFORMANCE позволят водителю безопасно проходить любые повороты на самых больших скоростях. А пониженная посадка автомобиля способствует его лучшей устойчивости на дороге и управляемости.

Амортизаторы SACHS PERFORMANCE — это «оснащение для спорта на каждый день».

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, AUDI, BMW, CITROEN, DAEWOO, FIAT, FORD, LADA, MERCEDES-BENZ, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, RENAULT, SAAB, SEAT, SKODA, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO.

BOGE AUTOMATIC — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: в данной серии представлены амортизаторы всех конструкций: одно- и двухтрубные масляные, одно- и двухтрубные газонаполненные и газонаполненные амортизационные стойки со сменными картриджами. Эти надежные и долговечные модели полностью соответствуют оригинальным амортизаторам, устанавливаемым на автомобиль заводом-изготовителем. Они призваны обеспечить оптимальный уровень безопасности и комфорта в любой ситуации на дороге.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, AUTOBIANCHI, BEDFORD, BMW, CHRYSLER, CITROEN, DACIA, DAEWOO, DAIHATSU, DAIMLER, FIAT, FORD, FSO, HONDA, INNOCENTI, ISUZU, JAGUAR, JEEP, KIA, LADA, LANCIA, LAND ROVER, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MITSUBISHI, MOSKVICH, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PORSCHE, PROTON, RANGER, RENAULT, ROLLS-ROYCE, ROVER, SAAB, SEAT, SKODA, STEYR-DAIMLER-PUCH, SUBARU, SUZUKI, TALBOT, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO, ZASTAVA.

Амортизаторы BOGE TURBO

ОСОБЕННОСТИ Амортизаторов BOGE: амортизаторы этой серии изготовлены с использованием самых современных технологий. Они предназначены для водителей, предпочитающих спортивную манеру вождения и предъявляющих повышенные требования к ходовой части автомобиля.

Амортизаторы BOGE TURBO обеспечивают отличную управляемость на дороге в сочетании с высокой безопасностью вождения.

ПРИМЕНИМОСТЬ Амортизаторов BOGE: ALFA ROMEO, AUDI, BEDFORD, BMW, CITROEN, DAEWOO, FIAT, FORD, HONDA, KIA, LADA, LANCIA, LAND ROVER, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PORSCHE, RENAULT, ROVER, SAAB, SEAT, SKODA, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO.

ЦЕНА Амортизаторов BOGE: $30-240.

Амортизаторы BOGE EXTREME

ОСОБЕННОСТИ Амортизаторов BOGE: амортизаторы, представленные в данной серии, ориентированы в первую очередь на внедорожники и на автомобили, эксплуатируемые с максимальной степенью загрузки. Система регулировки величины дорожного просвета NIVOMAT автоматически настроит характеристики подвески под текущее состояние дороги.

BOGE EXTREME — это возможность сохранить устойчивость автомобиля и комфорт движения даже при полной загрузке.

ПРИМЕНИМОСТЬ Амортизаторов BOGE: AUDI, BMW, FORD, LAND ROVER, MERCEDES-BENZ, OPEL, SAAB, SEAT, SKODA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO.

ЦЕНА Амортизаторов BOGE: $75-450.

KAYABA PREMIUM масляные амортизаторы, обзор

ОСОБЕННОСТИ: эти масляные амортизаторы полностью соответствуют оригинальным моделям, устанавливаемым на автомобиль заводом-изготовителем, но по своим характеристикам несколько отличаются в лучшую сторону.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, AUTO BIANCHI, BEDFORD, BMW, CITROEN, DAIHATSU, FIAT, FORD, HONDA, HYNDAI, ISUZU, KIA, LADA, LANCIA, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PROTON, PORSCHE, RENAULT, SAAB, SEAT, SKODA, SUBARU, SUZUKI, TALBOT, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO, WARTBURG, ZASTAVA.

KAYABA EXEL-G (SUPER) — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: в этой серии объединены двухтрубные газовые амортизаторы с особой, запатентованной KAYABA, схемой клапанного механизма. Эти модели отличаются повышенной управляемостью на различных дорогах.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, AUTO BIANCHI, BEDFORD, BMW, CHRYSLER, CITROEN, DAIHATSU, FIAT, FORD, HONDA, HYNDAI, ISUZU, JEEP, KIA, LADA, LANCIA, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PORSCHE, PROTON, RENAULT, SAAB, SEAT, SKODA, SUBARU, SUZUKI, TALBOT, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO, WARTBURG, ZASTAVA.

KAYABA GAS-A-JUST — тест амортизаторов

ОСОБЕННОСТИ: эти однотрубные газовые амортизаторы обладают способностью саморегулировки. Также их отличительной особенностью можно считать неизменность рабочих характеристик в весьма широком спектре температур.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ALFA ROMEO, AUDI, AUSTIN-ROVER GROUP, BEDFORD, BMW, CITROEN, DAIHATSU, FIAT, FORD, HONDA, HYNDAI, ISUZU, JAGUAR, LADA, LANCIA, MAZDA, MERCEDES-BENZ, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, PORSCHE, PROTON, RENAULT, SAAB, SEAT, SKODA, SUBARU, SUZUKI, TALBOT, TOYOTA, VAUXHALL, VOLKSWAGEN, VOLVO, WARTBURG.

SAAZ (Россия) — тест амортизаторов

В 1970 году СААЗ начал выпуск телескопических амортизаторов для легковых автомобилей ГАЗ. А в 1971 году освоил производство первых моделей для автомобилей ВАЗ, после чего в 1973 году завод вошел в состав объединения «АВТОВАЗ», став его основным поставщиком.

С 1993 года СААЗ является открытым акционерным обществом в составе АО «АВТОВАЗ», обеспечивая главный конвейер ВАЗа в Тольятти.

В ноябре 1994 года СААЗ за отличие в имидже и качестве был награжден «Золотой Звездой», учрежденной организацией Business Initiative Directions.

В сентябре 1995 года заводу присуждена Международная награда за коммерческий престиж и лучшее торговое имя (торговый знак).

Производственная программа СААЗ состоит исключительно из двухтрубных гидравлических амортизаторов и стоек. Для продукции этого завода характерен весьма высокий уровень комфорта на различных дорожных покрытиях.

ПРИМЕНИМОСТЬ: ВАЗ (2101-2112, 2121, 2123), ГАЗ (24, 3102, «Газель»), ИЖ (2717, 2126), «Москвич» (2140, 2141), УАЗ.

Устройство отбойника переднего амортизатора

Отбойник переднего амортизатора

Амортизатор

У многих есть автомобиль, но немногие знают, что такое отбойник амортизатора, где он находится и для чего нужен. А уж тем более не знает его устройство. От этой детали зависит то, насколько мягким будет автомобиль в движении и то, как он поведёт себя при высоких нагрузках. Любая деталь в автомобиле изнашивается. Приходит время замены и важно понять, как сделать правильный выбор. Ведь подобранная должным образом запчасть позволит сэкономить и обеспечить максимальные эксплуатационные характеристики автомобиля, которые сказываются не только на комфорте, но и на безопасности.

Отбойник переднего амортизатора

Отбойник переднего амортизатора

Что такое отбойник

Назначение

Отбойник амортизатора представляет собой демпфер (как и втулка амортизатора), который имеет удлинённую форму с отверстием по центру для установки на шток амортизатора. Эта деталь изготавливается из мягкого, упругого материала и служит для гашения ударов в подвеске. Он является своего рода изолятором, который препятствует тому, чтобы металлические части не ударялись друг о друга. Ту же роль выполняет втулка амортизатора. В ненагруженном состоянии он не задействован. В работу вступает, когда пружина не справляется с нагрузкой. Например, в момент резкого наезда автомобиля на препятствие, будь то кочка или лежачий полицейский. Когда общая масса пассажиров превышает допустимые пределы, тогда автомобиль может просесть настолько, что большая часть нагрузки придётся на отбойник амортизатора как заднего, так и переднего.

Его защищает пыльник амортизатора от воздействия пыли и агрессивных сред.

Устройство

Отбойник имеет пористую структуру и обычно гофрирован. В некоторых случаях он и пыльник амортизатора представляют собой одно целое. Однако, лучше, если пыльник амортизатора отдельно от отбойника. Если он порвался недавно, то можно заменить только его. Устройство отбойника призвано обеспечить максимальную надёжность и долговечность не только его самого, но и подвески автомобиля. Кроме мягкого и упругого материала, в нём по всему объёму равномерно распределены воздушные полости, которыми осуществляется регулирование его жёсткости.

Классификация отбойников

В зависимости от условий эксплуатации автомобиля и качества дорог нужно разное демпфирование нагрузок. Необходимо подстроить качество и характеристики подвески под определённые варианты езды и дороги.

По условиям эксплуатации

Отбойник амортизатора бывает нескольких видов:

  • Для спортивной езды;
  • Для комфортной езды;
  • Стандартной модификации;
  • Для езды по шоссе.

Устройство отбойников разных модификаций неодинаково. Все они хотя и имеют пористую структуру, но различаются плотностью воздушных пузырьков. Чем их больше, тем менее жёстким будет изделие, которое имеет по всему объёму своего рода перемычки, соединяющие воедино.

Деталь для спортивной езды содержит меньше всего воздушных пузырьков. Таким образом, самой плотной является именно она, если говорить о плотности материала. Если же нужна комфортная езда, то воздуха по объёму содержится гораздо больше, а перемычки тоньше. На заводах-изготовителях устанавливают стандартную модификацию изделий.

Отбойник амортизатора заднего и переднего имеет практически одинаковое устройство. Существуют отличия по форме, размеру и диаметру внутреннего отверстия. У разных автомобилей диаметр штока переднего и заднего амортизатора отличаются. Одни имеют более мощные стойки впереди, другие, наоборот, сзади. Устройство стойки определяется требованиями, которые к ней предъявляются. Для мощного переднего амортизатора характерна большая нагрузка из-за того, что кроме пассажиров, там установлен двигатель. В случае с мощными задними стойками, на них лежит больше нагрузки из-за перевозимого тяжёлого груза.

Отбойник переднего амортизатора для спортивного автомобиля

Отбойник переднего амортизатора для спортивного автомобиля

По материалу изготовления

Кроме приведённой, есть ещё классификация по виду материалов изготовления:

  • Силиконовые;
  • Резиновые;
  • Полиуретановые.
Силикон

Сам по себе силикон очень упругий. Его достоинство перед резиной в том, что он практически не твердеет на морозе. Это позволяет избежать увеличения удара в подвеске зимой.

Резина

Резина имеет свойство становиться твёрдой при низких температурах. Такой эффект способствует появлению сильных ударных нагрузок на кузов и подвеску зимой. Отбойник превращается практически в камень. Стоит отметить, что сам он тоже разрушается быстрее. Кроме него, втулка амортизатора также выполнена из резины.

Пенополиуретан

Название материала говорит само за себя. Такой отбойник амортизатора выполнен из вспененного полиуретана, залитого в форму. Полиуретан применяют для изготовления подошвы рабочих ботинок, чтобы защитить человека от вибрации и обеспечить устойчивость к агрессивным материалам. Пыльник амортизатора защищает от агрессивных веществ, но иногда он рвётся или стареет.

Силиконовый отбойник переднего амортизатора

Силиконовый отбойник переднего амортизатора

Какую модификацию выбрать

Перед тем как заменить старую изношенную деталь, убедитесь в правильности вашего выбора. Для этого можно посоветоваться со специалистами, имеющими хорошую репутацию или установить такую же изделие той же модификации, которая была ранее. При этом есть вероятность того, что старая деталь была неправильной модификации, поэтому желательна консультация знающего человека.

Неправильный выбор детали приведёт к её быстрому износу, а также причинит вред элементам подвески. Если нет возможности у кого-то спросить, то установите стандартную модификацию пенополиуретанового отбойника.

Эксплуатация отбойников

Продлить жизнь отбойникам можно, если следить за тем, в каком состоянии находится втулка амортизатора и использовать пыльник амортизатора для защиты от воздействия состава, которым посыпают дороги зимой.

Пыльник амортизатора представляет собой гофрированный кожух, который закрепляется торцами таким образом, чтобы обеспечить герметичность. Пыльник амортизатора со временем трескается и рвётся. Нужно периодически проверять его состояние. При обнаружении повреждений как можно скорее замените пыльник амортизатора.

Дело в том, что повреждённый пыльник амортизатора пропускает всю пыль, грязь и агрессивные вещества, и они оседают на поверхности штока. Это приводит к разрыву сальника и отбойника. Вот почему начинает вытекать масло из стоек. Даже если пыльник амортизатора выглядит целым, то со временем он теряет упругость и пропускает.

Втулка амортизатора совместно с отбойником выполняет роль демпфера. Она берёт на себя часть нагрузки по демпфированию удара. Затвердевшая старая втулка амортизатора требует замены. В противном случае отбойник выйдет из строя быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *