Нужно ли включать ближний свет днем
Время включения фар автомобиля – не прихоть водителя, а четко прописанный в правилах дорожного движения пункт. В специальном разделе описаны все условия, в которых нужно зажигать ходовые огни, дальний и ближний свет и противотуманки. Мы расскажем, какой свет фар должен быть включен днем и что нужно знать водителю, чтобы не возникло спорных моментов на дороге.
Пункты правил ПДД про ближний свет фар днем
Правила дорожного движения, пункт 19.5, сообщают нам, что любое движущееся транспортное средство должно обозначать себя БС или дневными ходовыми огнями. Пункт 19.4 разрешает использовать для обозначение ТС противотуманые фары.
За нарушение этих правил предусмотрено письменное предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф по одной из двух статей Кодекса административных правонарушений РФ:
- статья 12.20 говорит, что если водитель просто забыл обозначить свое ТС световыми сигналами, то он может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
- статья 12.5 говорит, что такой же штраф в размере 500 рублей водитель обязан уплатить, если одна или обе фары неисправны. В таком случае эксплуатация автомобиля запрещена до устранения неисправности. То же самое относится к слишком грязным стеклам и перегоревшим лампочкам.
Полный список документов, необходимых для оформления карты.
Также есть спорный момент, который многими автолюбителями забывается или не принимается во внимание.
Днем водитель использует противотуманки и въезжает в тоннель, а на выезде получает штраф за не включенные согласно правилам ПДД фары. Его останавливает сотрудник ГИБДД по причине того, что водитель нарушил пункт правил дорожного движения 19.1, который устанавливает, что при въезде в тоннель необходимо переключиться с противотуманок на ближний свет. То же самое касается и ДХО.
Кроме этих правил, правилами дорожного движения разрешается использовать БС в качестве дополнения к габаритным огням (но не вместо них) в условиях недостаточной видимости. Это не так важно, так как опасность такой автомобиль представляет в первую очередь для попутных транспортных средств.
С каким светом фар нужно ездить днем
В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.
Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.
Нужно ли включать ближний свет днем
В сумме лампочки БС, габариты и подсветка номера автомобиля требуют около 150 Вт мощности. Диодные лампы ДХО – примерно 15 Вт. Для сравнения, кондиционер требует 4500 Вт, приблизительно в 30 раз больше. Поэтому экономный автолюбитель в первую очередь должен отказываться от воздуха комфортной температуры в салоне, а не от включенных лампочек. Если переводить мощность в расход топлива, то лампы БС и остальная подсветка повышает расход приблизительно на 100 мл бензина в час.
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
Зачем включать фары днем
Получается, что автолюбитель практически ничего не теряет от включенных ходовых огней, поэтому стоит поговорить о том, что он приобретает, кроме сэкономленных на штрафе 500 рублей.
Есть несколько ситуаций, когда автомобиль без обозначения светом фар практически не видно, даже при включенных ДХО или противотуманках. Они не так редки, как кажется.
- В лесу на фоне деревьев автомобиль теряется уже на расстоянии в 150-200 метров – таково восприятие человеческого глаза. Особенно такой эффект можно заметить зимой, когда деревья и землю покрывает ровный слой снега – тогда все объекты на белой простыне кажутся шумом. Конечно, нечасто можно встретить другой автомобиль в густом лесу, и обычно скорость ТС в такой местности невысока. Но все же не стоит экономить 100-300 миллилитров бензина и пренебрегать безопасностью.
- При езде по трассе в пасмурную погоду автомобиль еще заметен на расстоянии 200-300 метров, особенно если он на дороге один. Но стоит появиться другим автомобилям, но с включенными фарами, то он теряется и почти не выделяется на фоне. При увеличении дистанции до 700-900 метров даже ДХО не помогут различить автомобиль.
В целом, включенные огни БС помогают не потеряться в автомобильном потоке и быть увиденным другими водителями при перестроениях. Для пешеходов же время обнаружения автомобиля имеют решающее значение из-за разницы в скорости движения.
Если все же кажется, что не нужно включать фары днем в городе, то вот исследование специалистов, которое поддерживает включение ближнего света. В среднем, вероятность ДТП для водителя снижается на 13 процентов. Эта цифра складывается из множества других: в том числе, шансы наезда на пешехода снижаются на 15%, на велосипедиста – на 10%, лобового и бокового столкновений – на 10%.
Единственное, чем включенный БС плох – сложнее заметить сигналы тормоза в плотном потоке. Этого можно избежать, установив дополнительный стоп-сигнал на заднее стекло.
Оформить заказ на карту для тахографа.
Выводы
Дневные ходовые огни потребляют минимальное количество энергии и практически не влияют на достаток автолюбителя. Примерно такая же ситуация и с фарами ближнего света – постоянно включенные, они обойдутся водителю в 100 миллилитров бензина каждый час, что равно приблизительно 4 рублям.
Но потратив эти четыре рубля на каждый час езды, водитель экономит нечто более существенное – метры и секунды, которые позволяют вовремя принять верное решение и безопасно маневрировать в потоке. Особенно это важно для пешеходов и в условиях недостаточной видимости: в пасмурную погоду, туман, дождь или в лесу.
Зачем днём надо включать ближний свет фар?

Скорости движения автомобилей стали намного выше, и очень часто транспортный поток движется по высокоскоростным магистралям за городом со скоростью, превышающей 100-120 км/ч. Итогом становится необходимость для совершения маневра участка длиной 30-500 метров. На подобной дистанции, автомобили, передвигающиеся по встречной полосе, различаются уже довольно плохо, в особенности в солнечный день, когда от поверхности асфальта исходят блики. При наличии многочисленных зайчиков от луж, столбов и других поверхностей, достаточно трудно различить один, который принадлежит встречному автомобилю.
Еще более неприятной становится ситуация, когда автомобиль имеет окраску темного цвета. В этом случае, его кузов становится практически незаметным для водителя на расстоянии в 500 метров. Возникновение подобных невидимок на дороге всегда происходит очень резко, и может доставить массу неприятных моментов для водителей.
Хуже всего такие автомобили без включенного освещения заметны при взгляде в зеркала заднего вида. Например, может иметь место ситуация, когда при взгляде в зеркала заднего вида водитель видит исключительно серый асфальт, и начинает выезжать на полосу встречного движения, чтобы обогнать фуру. После этого обычно раздается звуковой сигнал, и автомобиль, едущий сзади, начинает моргать дальним светом. Это его водитель, который забыл включить фары, возмущается тем фактом, что его не заметили и не пропустили. То есть, включение фар делает машину на порядок заметнее. Большая часть фар, вне зависимости от разновидности, делают машину на порядок заметнее, и даже перекрывают яркость дневного света. Но немало водителей не считает нужным включать фары, и ограничивается исключительно габаритными огнями.

Габариты — не лучший вариант. По яркости свечения габаритные огни сильно уступают передним фарам. Их совершенно не видно с большого расстояния и заметность транспортных средств они также не улучшают. Помимо этого, небольшого размера лампочки габаритных огней становятся отчетливо видны только тогда, когда машина уже почти поравнялась со встречным транспортом, так что смысла в их применении практически нет.
Причина такого поведения водителей скрыта во взятии примера с водителей зарубежных стран, где ездить днем с включенными фарами не принято. Вместо этого они включают огни замысловатой формы рядом с фарами, что нашими водителями рассматривается в качестве габаритов. Соответственно, они также начинают пользоваться только габаритными огнями, до получения разъяснений от сотрудника ГИБДД о том, что подобные действия на дороге не имеют смысла.
На самом деле, включаемые лампы сбоку от фар являются не габаритами, а дневными ходовыми огнями (ДХО). По степени яркости они сравнимы с ближним светом фар, и хорошо различаются на большом расстоянии. Это и стало причиной внесения изменений в ПДД, что привело к закреплению применения ДХО на законодательном уровне.
Последствия. За передвижение в дневное время суток без включенных передних фар, с одними только габаритными огнями, предусматривается штраф в 500 рублей, согласно статье 12.20 КоАП РФ. Кроме того, запрещена установка дневных ходовых огней на те автомобили, где их наличие не предусмотрено конструкцией.
Итог. В дневное время суток, водители автомобилей должны в обязательном порядке включать ближний свет фар либо дневные ходовые огни (при их наличии). Это позволит рассмотреть автомобиль с большого расстояния, и предотвратить создание аварийной ситуации.
Экономия на лампочках. Зачем ездить со светом в дневное время
Изменения в ПДД затронули не один пункт существующих правил, в том числе – и порядок включения ближнего света. Обязанность его круглосуточного использования так и не ввели, но зато окончательно закрепили временной промежуток, когда это делать необходимо.
Напомним, что старая редакция ПДД обязывала включать ближний свет фар или дневные ходовые огни в светлое время суток "в период проведения Министерством внутренних дел республиканских специальных комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения". Проще говоря, это относилось к уже устоявшейся акции "Внимание – дети". Указ №145 же изменил этот пункт с указанием конкретных дат: включать ближний свет будет необходимо в периоды с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября.
Нужно больше света
В том, что включенный ближний свет помогает привлечь дополнительное внимание к авто на дороге, сомнений не возникает. Существует не один десяток исследований на эту тему, но все они сходятся в одном: с включенным светом – безопаснее. С ним аварийность снижается в среднем на 10-15%, хотя цифры отдельных исследований акцентируют внимание в том числе и на отдельных типах ДТП.

Один из самых растиражированных в сети экспериментов относится к Дании, где исследования проводились еще в начале 90-х годов. Так, за год и три месяца количество ДТП с участием нескольких автомобилей сократилось на 7%, а количество аварий из-за конфликта левого поворота уменьшилось на внушительные 37%.
Повторное исследование, которое длилось уже почти три года, лишь подтвердило эффективность включенного света: ДТП с несколькими автомобилями снизились на 6%, количество аварий из-за все того же конфликта левого поворота уменьшилось на 34%, на 4% реже стали страдать велосипедисты и на 16% – пешеходы.

В начале 90-х исследование проводилось и в Канаде. Подробной статистики по примеру Дании нет, но общая аварийность с участием нескольких транспортных средств (исключая ДТП типа "паровоз") снизилась на 11%.
В качестве аргументов в пользу включенного ближнего света часто приводятся и более простые примеры. Если в солнечный день почти в идеальных условиях встречный автомобиль можно разглядеть примерно за 1000-1500 метров, то включенные фары добавят к этому расстоянию еще до 1000 метров. А это – дополнительные время и дистанция, которые позволят принять правильное решение при обгоне.
Со светом – меньшинство
Провели небольшой эксперимент и мы: сколько водителей ездят с включенным светом, даже когда условия напрямую того не требуют? Для этого просто посчитали автомобили со светом и без на выезде из города. За включенный свет принимались и ДХО, и противотуманные фары, и габариты – лишь бы горело хоть что-то, и не важно, включен свет водителем или самим автомобилем.

За тридцать минут пасмурного вечера после 18 часов (датчик света в личном автомобиле при этом не счел нужным включать свет) удалось насчитать 53 автомобиля, которые никак не были обозначены, и 113 автомобилей с включенным светом. В процентном соотношении – это 32 % против 68 %. Учитывая, что ближний в это время никак не влияет на видимость для самого водителя, стремление обозначить себя на дороге определено заметно.

В солнечный день ситуация изменилась: за все те же полчаса мы насчитали 81 автомобиль без света, обозначены были 57 штук. Выходит, что со светом двигалось порядка 40 % авто.

Разница в наличии или отсутствии света хорошо видна на расстоянии: там, где автомобиль с выключенными фарами может сливаться с окружающий средой и не очень заметен в принципе, автомобиль со светом заметен куда лучше.

"Не зря в Европе ближний свет должен быть включен постоянно"
Мнением о необходимости включения ближнего света с нами поделились и читатели. Если вкратце, свет – это хорошо. Если это, конечно, не слепящее всех и вся не заводское решение.
Владимир: "У меня в авто есть датчик света, поэтому в городе полагаюсь исключительно на него. Привык настолько, что изредка могу вообще забыть включить фары даже ночью, если до этого их принудительно выключал. На трассе обязательно еду со светом даже просто в пасмурную погоду, не говоря уже о дожде и прочих условиях. К сожалению, не все водители понимают, что это необходимо. Когда дорога мокрая и погода пасмурная, встречные машины с включенным светом видны гораздо лучше – а это важно при обгонах. В принципе, то же актуально даже в солнечный день, поскольку тень, например, от леса, тоже хорошо умеет прятать автомобили.

По-хорошему, вместо вот этих временных интервалов обязательной езды со светом, в ПДД стоит прописать необходимость его включения всегда, вне зависимости от условий передвижения. Видимость на дороге не может быть лишней. О включении света в конце и в начале учебного года я часто просто забываю – получается, что это дополнительный повод оштрафовать водителей из-за какой-то странной полумеры".
Александр: "Примерно 70% времени поездок в авто включены габариты. Ближний свет использую в тех случаях, когда видимость хуже, чем обычно. То есть пасмурная погода, туман, сумерки или просто лес вокруг, который уменьшает количество света. Ничего не включаю только в солнечную погоду.
Логика простая: чем я заметнее – тем лучше. К тому же, в Европе не зря обязали водителей включать ближний свет — значит, это работает. Чем мы хуже?"