Автомобильные коврики: красота и практичность
«Вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские», — возмущался профессор Преображенский в «Собачьем сердце». Домашний ковёр — элемент декора, а вот коврики в машине — защита салона от грязи, и наследить на них вполне допустимо. Но хочется, чтобы и они, несмотря на всю утилитарность, выглядели красиво. Давайте посмотрим, какой выбор ковриков есть у автомобилистов, и в чём их отличия.
Характеристики автомобильных ковриков зависят от материала, из которого они изготовлены, и особенностей формовки. Вот основные типы ковриков, представленные в автомагазинах.
Текстильные ворсовые коврики
Текстильные коврики из ковролина — автомобильная классика, именно они входят в заводскую комплектацию большинства машин. Их главный плюс — эстетичность: ворс ковриков гармонирует с обшивкой пола и хорошо вписывается в интерьер, создавая почти домашний уют.
Текстильные коврики бывают как однородными, из цельного куска ковролина, так и с ворсом на водонепроницаемой резиновой подложке. Последние практичнее, поскольку не промокают насквозь, но даже они пасуют перед зимой и слякотным межсезоньем. Пропитанный водой ворсовый коврик не успевает высыхать, из-за чего в салоне всё время пахнет сыростью. Об эстетике нет и речи: красивые летом, зимой эти коврики покрываются грязными пятнами и разводами. Текстильные коврики созданы для тёплой сухой погоды и чистых улиц — в России такое сочетание выпадает нечасто.
ПВХ («силиконовые») коврики
Коврики из ПВХ (поливинилхлорида) часто называют силиконовыми, потому что они схожи тактильно и внешне — прозрачный ПВХ отличить от силикона трудно. Но это разные материалы: ПВХ намного дешевле в производстве, а потому очень распространён в качестве доступного заменителя резины. Автомобильные коврики из настоящего силикона вы вряд ли найдёте в продаже — всё это будут прозрачные или цветные варианты ПВХ.
ПВХ-коврики обычно используют зимой, кладя вместо штатных текстильных ковриков (или прямо поверх, что не рекомендуется — об этом в конце статьи). Эстетики в них мало, только практичность: ПВХ не пропускает и не впитывает воду, и её легко вылить из салона, аккуратно вытащив коврик наружу. ПВХ-коврики часто делают в виде глубоких ванночек, чтобы они удерживали больше воды.
Принципиальный момент — качество материала, который должен быть морозоустойчивым. Китайские ПВХ-коврики из вторсырья на морозе дубеют, застывая в причудливых формах, а иногда даже лопаются. Также дешёвые коврики из ПВХ без крепёжных отверстий и шипов на тыльной стороне сильно скользят по полу, топорщась и забиваясь под педальный узел — использовать такие изделия опасно.
Основные достоинства ковриков из ПВХ: практичность и низкая цена. Их удобно использовать в период распутицы и не жалко выбросить, когда они придут в негодность.
Коврики из термопласта
Формально к термопластам относится и ПВХ, но в автомобильной сфере принято разделять их — слишком уж сильно они отличаются.
Термопласты — это термопластичные полимеры, во многом схожие с привычной всем пластмассой. Коврики из термопласта отличаются небольшим весом, отсутствием характерного для резины запаха, высокой износостойкостью и практичностью — они выдерживают даже воздействие агрессивных веществ (масла, топлива, дорожных реагентов).
Эластичность таких ковриков зависит от конкретного материала, из которого они сделаны — ведь термопластов довольно много. Например, коврики из полиолефина жёсткие и вообще не меняют форму, заданную на заводе, поэтому делаются под конкретные модели машин (модельные коврики). Коврики из полиуретана эластичнее, но тоже формуются под определённый автомобиль.
В то же время коврики из термопластичных эластомеров (обычно их тоже относят к термопластам) достаточно мягкие, и даже идут с заводскими линиями реза для подгонки под посадочное место.
Полимерные коврики ЭВА (EVA)
Коврики ЭВА/EVA из этиленвинилацетата (вспененного полимера) выглядят наиболее футуристично. Их отличительные особенности: яркие цвета и необычная ячеистая структура, напоминающая пчелиные соты.
Такие коврики хорошо удерживают грязь, даже чересчур хорошо: вытряхнуть её вручную непросто. Поможет мойка высокого давления — без неё ЭВА-коврики быстро превращаются в «грядку», теряя всю свою привлекательность. Поэтому промывать их нужно регулярно. Из-за особенностей материала EVA-коврики подходят только для ровного пола: они плохо повторяют рельеф днища, быстро ломаясь на сгибах.
Резиновые коврики
Наконец, мы добрались до резиновых ковриков — универсальных и проверенных временем. Автопроизводители предлагают фирменные резиновые коврики в качестве опции, но денег за них просят немалых, поэтому так популярны коврики от сторонних производителей. Главное, чтобы они были качественными: дешёвые коврики в летнюю жару испаряют характерный резиновый запах.
Резину отличает хорошее сочетание эстетики и практичности. Им не страшна влага, они достаточно износостойки и гармонично смотрятся в салоне. Также по резине не скользит обувь, что делает комфортнее работу с педалями. Из минусов нужно отметить большой вес резиновых ковриков и уже упомянутый запах. Но в современных синтетических каучуках и эти минусы сведены на нет — речь, прежде всего, о нитриловой резине NBR. Остановимся на ней подробнее.
Нитриловая резина NBR
Nitrile Butadiene Rubber (NBR) — бутадиен-нитрильный каучук, основа современных масло- и бензостойких резиновых изделий в гидравлике, нефтяной промышленности и машиностроении. Нитриловая (или нитрильная) резина используется и для изготовления качественных автомобильных ковриков: например, Carfort Rovers.
Нитриловую резину ценят за высокую износостойкость, прочность на разрыв, устойчивость к агрессивным средам (бензину, маслу, жирам) и эластичность при низких температурах. При этом стоимость синтеза NBR невысока — спасибо современным технологиям производства.
Коврики из NBR-каучука отличает практичность и универсальность. Они эластичны, хорошо огибают рельеф пола, а при необходимости быстро подрезаются по намеченным заводским контурам. Рельефный рисунок коврика легко моется, а фиксирующие шипы на тыльной стороне цепляются за ковролин, исключая скольжение — коврик не ёрзает по полу. Толщина резинового коврика из NBR может меняться: в местах наибольшего износа делаются утолщения.
Комбинированные коврики с ворсовыми вставками (Rovers 3, Rovers 16) сочетают практичность резины и эстетичность ворса. Съёмная текстильная вставка легко отстёгивается для мойки коврика.
3D-коврики
Что такое коврики 3D? Производители считают по-разному, ведь это маркетинговый термин. Кто-то относит к ним исключительно многослойные коврики с резиновой подложкой, вспененной сердцевиной и матерчатой лицевой частью из ворса или экокожи. Но чаще под 3D-ковриками понимают способ формовки: высокие бортики с развитыми боковыми выступами, полностью закрывающие площадку для отдыха ноги водителя. Их форма более замысловата, чем у обычных ковриков-ванночек, а изгибы выполнены в трёх плоскостях для более точного соответствия посадочному месту и хорошей защиты салона от грязи.
3D-коврики обычно являются модельными, рассчитанными на конкретный автомобиль. Кстати, пора определиться с этим термином — здесь тоже встречаются разные трактовки.
Универсальные и модельные коврики
Универсальными называют коврики, подходящие почти к любому автомобилю. Их форма стандартизирована, а по краям обычно есть заводские контуры, по которым можно самостоятельно подрезать коврик для лучшего прилегания. Однако салоны у всех машин разные. Кому-то универсальные коврики подходят отлично и выглядят почти как заводские; но в некоторые автомобили они ложатся плохо — в этом случае коврики нужны модельные.
Модельные коврики разработаны под форму пола конкретной машины, поэтому подходят к ней идеально. Но они и дороже: выгоднее выпускать универсальную вещь, чем специфическую. К тому же, модельные коврики не всегда есть в наличии — невозможно держать в магазине коврики для сотен конкретных автомобилей. Чаще всего модельные коврики поставляются под заказ.
Правда, и здесь есть нюансы. Некоторые производители делают «универсальные модельные» коврики, подходящие ко всем машинам со схожей формой пола. Как и у обычных универсальных, у них есть контуры для реза для точной подгонки по месту, а «модельность» заключается в списке совместимых автомобилей на упаковке. Считать ли такие коврики модельными — решать вам.
Уход за ковриками
Автомобильные коврики практичны и выносливы, но минимальный уход за ними нужен. Точнее, соблюдение простых правил пользования:
- Резиновые коврики чувствительны к ультрафиолету. На полу в салоне машины это не создаёт проблем — солнечные лучи туда почти не попадают, а стёкла автомобиля имеют УФ-защиту. Но если вы помыли коврики и хотите высушить их на ярком солнце — откажитесь от этой идеи. Из-за ультрафиолета резина рассыхается и трескается, поэтому после мойки просто протрите коврики тряпкой насухо и уложите обратно в салон.
- Большинство ковриков разрушает ацетон и тормозная жидкость на гликолевой основе. Вряд ли вы регулярно занимаетесь их переливанием в салоне машины, но всё же.
- Все коврики нужно периодически вытряхивать и мыть водой. Песок и мелкие камни, скапливающиеся под ногами, работают как абразив: регулярно растирая их обувью, можно быстро протереть коврик до дыр.
- Главные враги ковриков — острые каблуки и шпильки, протыкающие их, словно шило. Но на шпильках и высоких каблуках машину лучше не водить вовсе — это вопрос вашей безопасности, а не долговечности коврика. Садясь в машину, переобувайтесь в подходящую для работы с педалями обувь: это поможет и коврику, и вам.
Безопасная установка ковриков
Что может быть проще, чем бросить коврик на пол? Толстая инструкция для этого явно не требуется. Но и здесь есть свои тонкости, влияющие на безопасность.
В 2009 году Toyota отозвала почти 4 миллиона машин и понесла миллиардные убытки из-за автомобильных ковриков. Цеплявшаяся за край коврика педаль газа привела к 13 дорожным авариям, в которых погибли 5 человек — и всё потому, что опциональные заводские коврики были плохо подобраны под конкретные машины; в группе риска тогда оказались сразу 7 моделей Toyota и Lexus.
Впоследствии Toyota выпустила специальную памятку о правильном креплении ковриков, подчеркнув важную роль фиксирующих крючков-клипс, удерживающих коврик от сползания под педали. Если в вашем автомобиле крючки утеряны или сломаны (их часто ломают на мойках) — обязательно закажите новые и замените их.
Вот ещё несколько советов по безопасной установке автомобильных ковриков:
- В неоригинальных ковриках отверстий-люверсов для крепёжных клипс может не быть — в этом случае не поленитесь и проделайте их самостоятельно, после чего закрепите коврик клипсами.
- Установив водительский коврик, убедитесь, что все педали нажимаются до конца и не задевают его.
- Всегда выбирайте коврики, снабжённые фиксирующими шипами с внутренней стороны — они препятствуют скольжению коврика по полу.
- Не делайте на полу сэндвич из нескольких ковриков, укладывая один на другой — верхний всегда будет скользить. Если один тип ковриков не получается использовать круглый год, то меняйте их сезонно, но используйте отдельно друг от друга.
Собственно, вот и все хитрости. Уделяйте автомобильным коврикам немного внимания, и они прослужат вам долго, не доставляя хлопот.
Ковер на пол в автомобиль
Определенный ряд водитель точно когда-нибудь задавался вопросом, почему производителям столь принципиально важно ставить ковер на полу. Часто этим вопросам задаются, когда ковер пачкается. А это такой материал, который не так-то просто привести в должный вид и так далее. Да, ковер — далеко не самый легкомоющийся материал. Производители не дураки и прекрасно это понимают. Но у материала есть преимущества, побуждающие останавливаться именно на нем.
Почему пол автомобилей покрывают ковровым покрытием
В первую очередь, покрытие является универсальным. Ковер из-за долгой эксплуатации пришел в негодность? Его не составит труда заменить на новый. Возникла необходимость ремонтных работ? Ковер не будет сложно как снять, так и поставить обратно. А теперь представьте, если бы в легковой машине ставили какой-то монолитный настил — плюсы бы были (прошел тряпочкой и все чисто), но недостатков куча.
Ковер, в том числе еще и комфорт. Его можно рассматриваться как теплоизолирующий элемент. В странах СНГ зимой нужно водителю чувствовать себя комфортно за рулем. Естественно, ковровое покрытие не согревает. Просто благодаря ему тепло дольше держится в салоне. А летом покрытие не особо сталкивается с нагревом.
Другая функция покрытия заключается в шумоизоляции. Многие водители даже не догадываются, насколько серьезным образом снижается уровень шума благодаря ковру.
Ковровое покрытие — это еще и эстетика (конечно, если у вас, например, не ВАЗ 2107). В дорогих автомобилях материал, из которого изготовлен ковер, может быть качественным, с изумительным внешним видом. Он бросается в глаза. А те, кто покупают машины за 5-6 миллионов, смотрят не только на тех. характеристики, но и красоту каждой детали в машине.
Под ковровым покрытием не собирается влага, даже если специально разлить воду на пол — она со временем высохнет вся, до самого металла, А под резиной и линолеумом конденсат есть всегда. И зимой и летом.
Ряд автомобилей бизнес-класса оснащаются ворсовыми коврами. На них красивым образом вышиваются эмблемы, выкройка делается максимально неповторимой и так далее.
Если отдалиться немного в прошлое, то можно понять, что тогда в легковых машинах СССР не было коврового покрытия. Хотя, может быть и было, но исключительно в автомобилях «определенных людей», если вы понимаете, о чем речь. Тогда пользовались шумоизоляционным покрытием из специальной мастики. Выше — коврики из не самой качественной резины. То, что с точки зрения приятного внешнего вида это было абсолютным нулем, вряд ли имеет смысл объяснять.
Как правильно выбрать автомобильные коврики
Статья о том, как выбрать автомобильные коврики, на что обращать внимание. Виды ковриков, их преимущества и недостатки. В конце статьи — видео о том, как определить качество коврика! Статья о том, как выбрать автомобильные коврики, на что обращать внимание. Виды ковриков, их преимущества и недостатки. В конце статьи — видео о том, как определить качество коврика!
Традиционно автомобилисты недооценивают важность автомобильных ковриков. Многие из них даже не вспомнят, как выглядят и из чего сделаны автоковрики в салоне их автомобилей. В действительности автомобильные коврики обеспечивают атмосферу и комфорт внутреннего интерьера, защищают пол салона от воздействия избыточной влаги. При некачественном коврике повышенная влажность может стать причиной коррозии металлических элементов пола салона и развития грибков. Наличие автоковриков значительно облегчает уборку в салоне: достаточно просто вынуть, стряхнуть пыль и промыть – коврики вновь готовы к эксплуатации.
Главное условие продолжительного функционирования ковриков – правильный выбор. Выбор этих автоизделий в магазинах очень разнообразен. Широкий ассортимент может стать причиной выбора некачественного коврика, и знание правил выбора, позволит избежать ошибки. В данной статье мы разберем, какие автомобильные коврики бывают, чем они отличаются друг от друга, как выбирать автомобильные коврики.
Виды автоковриков
Только абсолютно не заботящийся о своём «железном друге» водитель считает, что все коврики для салона автомобиля одинаковые и различаются только внешним видом. В магазинах представлен огромный ассортимент моделей разных производителей и ценовых категорий от недорогих бюджетных до очень дорогих элитных автоковриков. Приобретая защиту салона от влаги и грязи проследите, чтобы комплект включал в себя и коврики для багажного отделения.
Выделяют две группы ковриков: универсальные и изделия под конкретную модель.
При покупке автомобиля в нём уже могут быть универсальные, как правило, низкокачественные коврики. Выполненные из войлока или резины, эти изделия могут быть установлены в любой модели автомобиля. Поскольку подгонка под конкретную машину не производится, универсальные автоковрики ложатся, как правило, криво, со смещением, заломами – это их основной недостаток.
При покупке ковриков автовладельцы, как правило, останавливают свой выбор именно на универсальных моделях. Это обусловлено более низкой стоимостью и большей доступностью. Для их изготовления используется резина, конструктивно они не имеют «бортиков», что облегчает «вписываемость» в различные салоны. Они смоделированы таким образом, чтобы подходить под любую автомашину.
.
Качественно иной уровень представляют изделия под конкретную автомодель. И в этой группе можно выделить две разновидности: оригинальные и не оригинальные.
Производством оригинальных изделий занимаются европейские предприятия компании автопроизводителя. Выполненные чаще всего из резины или текстиля, такие коврики имеют отличное качество. К сожалению, в наших условиях они тоже не долговечны.
Не оригинальные изделия из резины, текстиля, полиуретана отличаются рядом преимуществ:
-
Стоимость значительно ниже;
Среди минусов – плохая переносимость наших условий эксплуатации, более высокая гидрофильность и др.
Выбор материала
Наибольшее распространение среди автомобилистов получили коврики из резины, войлока, а также тканевые и ворсистые. Из каждого из перечисленных материалов можно найти как универсальные, так и оригинальные, выпущенные для автомобилей определённой модели, марки.
Резиновые коврики
Использование в качестве материала ковриков резины позволяет выполнить максимально точную подгонку по контуру и рельефу пола. При необходимости их можно подрезать, учитывая все изгибы и повороты. Большинство производителей выпускают резиновые модели с припуском на самостоятельную подгонку изделия. Резиновым автоковрикам не страшна повышенная влажность, гарантированный срок службы составляет два-три года.
Резиновые коврики являются оптимальным вариантом, обладающим качеством, надёжностью, эффективностью и доступностью. Учитывая постоянную грязь отечественных дорог и снежные зимы, резиновые коврики выглядят самыми привлекательными.
Европейскому автолюбителю, возможно, подобные рассуждения будут непонятны. Менее суровые климатические условия, чистые ухоженные дороги делают возможным применение войлочных и ворсистых ковриков. Можно и у нас попробовать суконные или войлочные варианты. Но, как показывает практика, в дождливый осенний сезон, переходящей в зимний, ухаживать за ними будет очень сложно.
Грязь с тротуаров и дороги неизбежно попадёт в салон и осядет на коврике. Текстильный коврик за несколько дней пропитается влагой и станет одного цвета с грязью за окном. Салон наполнится сыростью и неприятным запахом. Резиновый коврик, защищая пол от излишней влаги, очень легко очищается от грязи. Достаточно его достать, окунуть в воду или обмыть из шланга и просушить или вытереть тряпкой – он снова чистый и готов к эксплуатации.
Невероятно удобно наличие борта по периметру всего коврика. Он не даёт воде растекаться за периметры коврика и значительно облегчает уборку. Грязь, пыль и скопившаяся вода одним движением удаляются из салона без риска быть разлитыми или рассыпанными по полу салона.
Очень важно и то, что резиновые коврики самые дешёвые. Имеются у них и недостатки:
-
Замерзают при низких температурах — теряют эластичность;
Недостатки решаются комбинированием текстильного комплекта в сухой весеннее-летний сезон и резинового — в осеннее-зимний. При этом текстиль не выделяет запаха в жару и служит в два раза дольше, если его не подвергать воздействию сырости во влажные сезоны. Резиновые автомобильные коврики отлично защищают пол, легко моются в грязный сезон.
Текстильные (ворсовые, тряпичные) коврики
Второе место по популярности уверенно занимают тряпичные и ворсовые автомобильные коврики. В мокрые сезоны ворсовые покрытия способны впитывать большие объёмы влаги. Основной недостаток подобной ситуации – появление неприятного запаха в салоне в результате развития микрофлоры. В тепле салона при повышенной влажности отлично растут разнообразные грибки и бактерии. Несколько дней непросушенного коврика – и появления неприятного запаха в салоне не избежать.
При этом внешне они выглядят на порядок шикарнее и богаче резиновых. Но и стоят несколько дороже. Основной недостаток. отнимающий время и силы – необходимость постоянно их стирать и тщательно просушивать. Качественному ворсовому или текстильному коврику под силу впитать до 2 литров воды.
Зимой автоковрики из ткани обязательно уносите сушить, в противном случае после ночёвки в салоне на полу обнаружится льдина. Рекомендуемая частота замены текстильных ковриков – ежегодно. Это связано с их способностью пропитываться запахами.
-
Обеспечивают чистоту поверхности за счёт больших впитывающих возможностей;
-
Плохая адаптация к отечественным условиям эксплуатации;
Комбинированные коврики
Технологически – это резиновые подносы с пристёгивающейся текстильной подкладкой. В сухую погоду могут использоваться в слоёном комплекте, а при влажной и грязной погоде – текстиль отстёгивается. Практичный, недорогой вариант, но не лишённый недостатков:
-
Быстрый износ и выход из строя кнопок, удерживающих слой текстиля;
Полиуретановые коврики
Это более экзотичный вариант ковриков – спрос на них не высокий и они пользуются меньшей популярностью. Внешне полиуретановые коврики выглядят как резиновые. Изготавливают их производители под конкретную модель автомашины. К преимуществам полиуретановых ковриков можно отнести следующие:
-
Полиуретан отлично повторяет рельеф пола и очень плотно прилегает;
Основной недостаток подобных ковриков – высокая стоимость. Они в 2-3 раза дороже резиновых аналогов. Это основная причина отказа автомобилистов от приобретения полиуретановых автомобильных ковриков.
3D-автоковрики
Отличаются высокой практичностью. За счёт особенностей конфигурации обеспечивают максимальную из всех доступных вариантов защиту салона от грязи и воды. При условии качественного производства такие коврики отличаются продолжительным сроком эксплуатации. Ни один другой вид ковриков подобную продолжительность службы показать не может.
Автоаксессуар подобной технологии объединяет зимний и летний варианты. Он обеспечивает не только комфорт, но и максимальную безопасность водителя и пассажиров. Кроме того, 3d-коврики имеют необычный и привлекательный вид. Их использование подчеркнёт индивидуальность владельца, придаст салону стильность и изящество.
-
Особая высокотемпературная технология объединения слоёв;
Идеальных ковриков для автомобиля не существует. Выбирать придётся, ориентируясь на модель машины, климат эксплуатации, личные потребности и предпочтения водителя. Основное, на что следует обращать внимание – практичность и комфортность использования. В идеале модель должна максимально повторять форму салона, хорошо крепится и удерживать максимум пыли, грязи и влаги. Оптимальный коврик прослужит долго, отлично вписываясь в общий дизайн салона.
Представленной информации достаточно, чтобы сделать осмысленный выбор автомобильных ковриков, чтобы потом не разочароваться в своём решении.