Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях
Замена охлаждающей жидкости или необходимость ее долить ставит перед автомобилистом или мастером-ремонтником массу вопросов:
● Лучше долить антифриз такого же цвета или дистиллированную воду?
● Антифриз какого цвета нужно залить в расширительный бачок?
● Как выбирать охлаждающую жидкость: по цвету или надписям на этикетке?
Чтобы каждый мог найти ответы на эти и другие вопросы, мы подготовили обзор по охлаждающим жидкостям.
Что представляет собой охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость (далее ОЖ) – одна из главных функциональных жидкостей в автомобиле, по значимости ее можно сравнить с тормозной жидкостью, моторным маслом или даже топливом. Именно от ОЖ зависит теплоотвод от ДВС – это ее основная задача.
Современные ОЖ эффективно защищают детали ДВС от накипи, кавитации и коррозии, обеспечивают смазку сальника насоса системы охлаждения, исключают образование осадка в системе охлаждения. Все ее полезные свойства должны сохраняться на протяжении большого количества времени, к тому же жидкость не должна расширяться при низких температурах.
Несмотря на всю важность этой жидкости, многие автомобилисты и мастера по ремонту авто относятся к выбору ОЖ весьма халатно, что приводит к проблемам с двигателем.
В система охлаждения ДВС используются антифризы (разновидность ОЖ) – это низкозамерзающие теплоносители, которые практически не расширяются и эффективно работают при низкой температуре. В состав большинства автомобильных антифризов входит примерно 90% этиленгликоля и 10% пакета присадок.
Именно пакет присадок определяет свойства ОЖ защищать детали ДВС от коррозии, кавитации, накипи, образования осадка и т.д. Именно пакетом присадок отличаются друг от друга антифризы разных производителей.
Необходимо отметить, что некоторые недобросовестные производители заменяют дорогой этиленгликоль более дешёвым глицерином. Из-за высокой вязкости глицерина его приходится разбавлять метанолом.
Глицерин термически нестабилен, при длительном нагреве свыше 90°С разлагается с образованием летучих веществ, в т.ч. акролеина. Продукты разложения токсичны, коррозионно- агрессивны. Глицерин сильно пенится, по этой причине ухудшается отвод тепла.
Метанол – простейший одноатомный спирт, образующий ядовитый формальдегид при определенных реакциях с водой. Начинает кипеть при 85°С, связывает воду и «съедает» алюминий. Запрещен законом для использования в антифризах. Горит при нагреве.
В концентрированном виде (этиленгликоль + присадки) использовать антифриз нельзя: такая смесь кристаллизуется уже при -16С и плохо отводит тепло от узлов двигателя. Для эффективной работы концентрат смешивают с водой – теплоемкость у нее в 4 раза выше, чем у этиленгликоля.
Получается, что чем выше % воды в составе антифриза, тем лучше он отводит тепло. Температура кристаллизации жидкости также изменяется в зависимости от количества воды. Наглядно это видно на графике:
Наиболее эффективный вариант концентрации в соответствии с графиком достигается, если смешать концентрат антифриза с водой в соотношении 2:1. В таком случае смесь выдерживает температуру до -54С. Важно помнить, что при снижении температуры кристаллизации, температура кипения повышается.
Многочисленные исследования показали, что для нормальной работы смеси количества концентрата антифриза в системе охлаждения должно составлять от 30 до 60%. Если % концентрата меньше, то улучшаются показатели теплоотведения, но другие свойства антифриза, особенно защита узлов от коррозии, значительно снижаются.
Если доля концентрата более 60%, то температура кристаллизации будет выше, как и температура кипения антифриза. При этом теплоотведение ухудшится, что негативно сказывается на ДВС. В качестве идеального варианта с точки зрения сохранения всех свойств антифриза рассматривается соотношение 1:1 – одна часть концентрата и одна часть воды. При таком соотношении t кристаллизации смеси около 37 С, кипения – 107 С, а эффективность пакета присадок сохраняется полностью.
К потребителям антифриз поступает в виде концентрата или уже готовой смеси, которую можно сразу же заливать в систему охлаждения. Концентрированный антифриз состоит из этиленгликоля, а воду в него должен добавлять сам потребитель: он же и определяет, в каком соотношении они должны смешиваться.
Готовые смеси содержат нужное количество деминерализованной воды, чаще всего это концентрация 1 к 1 с температурой замерзания до -37 С.
Помните, что для антифриза % объема и % массы отличаются: плотность этиленгликоля составляет 1,112 кг/л, поэтому 1 литр концентрата весит 1,112 кг. Учитывайте это при покупке: на канистре может быть написан вес, а не объем, тогда как при указанном весе в 5 кг по объему в канистре будет всего 4,5 литра.
Какие бывают ОЖ?
По составу пакета присадок все существующие антифризы делят на:
• Традиционные или классические
• Гибридные
• Карбоксилатные
• Лобридные
Так же существует классификация охлаждающих жидкостей, используемая автоконцерном Volkswagen:
G11 – спецификация VAG TL-774C, относится к антифризам произведенным по гибридной технологии (об этом в продолжении статьи)
G12 – спецификация VAG TL-774D, относится к антифризам произведенным по карбоксилатной технологии
G12 Plus – спецификация VAG TL-774F, отличается от предшественника усовершенствованным пакетом присадок
G12 Plus Plus – спецификация VAG TL-774G, так называемый лобридный антифриз на основе этиленгликоля
G13 – спецификация VAG TL-774J, лобридный антифриз на основе пропиленгликоля
Такая классификация получила широкое распространение среди российских покупателей, а обозначение охлаждающих жидкостей Volkswagen стало нарицательным для описания видов антифризов.
Классические антифризы
К этой группе относятся антифризы, которые производят по неорганической технологии. Присадки у таких антифризов включают в себя соли неорганических кислот:
• Фосфаты
• Силикаты
• Бораты
• Нитриты
• Нитраты
• Амины
Техническое обозначение таких ОЖ — Traditional, Conventional и IAT (Inorganic Acid Technology).
Традиционные антифризы работают следующим образом: ингибиторы покрывают всю поверхность системы охлаждения изнутри, образуется пленка, которая не дает смеси из воды и этиленгликоля напрямую контактировать с металлическими узлами и деталями. Защитный слой останавливает коррозию, но ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения ДВС.
Ингибиторы в составе традиционного антифриза быстро расходуются, так как покрывают собой большую площадь металлических деталей. С течением времени под силой потока защитный слой начинает повреждаться и на оголенном металле появляется коррозия.
Если своевременно не поменять охлаждающую жидкость, то она станет мутной и приобретет бурый оттенок. Также присадки могут спровоцировать появлением накипи, отложений и осадка.
«Тосол» является одним из традиционных антифризов, который был разработан в СССР в 1960-1970 гг. Название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС» — «Технология Органического Синтеза» о окончания «-ол», которое в химии обозначает спиртовые соединения. Его разработали для замены в системах охлаждения двигателей ВАЗ итальянской охлаждающей жидкости Paraflu 11.
Важно знать, что «Тосол» — это всего лишь название антифриза, а не его отдельный вид. В его первоначальном составе по утвержденной технологии он производился вплоть до 1990 гг. а затем под таким названием стали производить антифризы с совершенно разным составом. Современные силикатные ОЖ с названием «Тосол» с оригинальным Тосолом ничего общего не имеют.
Традиционные ОЖ вытеснили с рынка уже в 1990 гг – на смену им пришли более современные смеси. Связано это с большим количеством недостатков:
• Появление гелей и абразивных частиц, которые засоряют всю систему и выводят из строя помпу, мешают теплоотведению
• Образование осадка при смешивании с минерализованной водой
• Быстрое окисление нитритов
• Из-за быстрого расхода органических присадок срок эксплуатации таких ОЖ составляет не более 2 лет и 60000 км пробега.
Еще одна причина отказа от традиционных ОЖ кроется в эволюции ДВС: с ростом их производительности увеличивается и температура их работы, поэтому требовались антифризы с более высокой точкой кипения. Из-за усиленного режима работы присадки срабатывали еще быстрее, к тому же традиционные ОЖ несовместимы с радиаторами из алюминия.
Гибридные антифризы
Гибридные антифризы были разработаны уже в 1990 годах, как замена традиционным. В их состав входит более стабильный пакет присадок, в котором между собой сочетаются карбоксилаты (карбоновые кислоты) и соли неорганических кислот. Такой состав присадок действует на очаги коррозии и кавитации эффективнее, чем у традиционных ОЖ и недостатки выражены намного меньше.
В технической документации гибридные ОЖ обозначают HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology Coolants, Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), или антифриз класса G11.
Гибридные антифризы активно использовались с 1990-х по 2006 год, затем на смену им пришли более совершенные составы. Но некоторые автоконцерны, например, BMW и Mitsubishi, (до 2010 года также Mercedes-Benz и Volvo), продолжали использовать гибридные антифризы при заправке системы охлаждения при производстве автомобиля. Срок службы гибридного антифриза составляет около 3-х лет.
К охлаждающим жидкостям, изготовленным по гибридной технологии, относится Антифриз Carville Racing гибридный. Благодаря многофункциональному пакету присадок, содержащему ингибиторы коррозии, регуляторы пенообразования и pH этот антифриз демонстрирует стабильность эксплуатационных свойств на протяжении всего срока эксплуатации – 3 года или 150000км пробега.
Карбоксилатные антифризы
В середине 1990-х был разработан карбоксилатный антифриз, который и сейчас является лучшим вариантом по своим полезным свойствам и сроку эксплуатации. Многие мировые автопроизводители, включая АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ, используют карбоксилатные антифризы для первой заправки системы охлаждения.
От всех остальных антифризов данный вид отличается технологией производства пакета присадок: его основой являются соли карбоновых кислот: в составе нет аминов, боратов, фосфатов, нитратов, нитритов и силикатов.
Карбоновые соли точечно воздействуют на очаги возникновения коррозии, а образованная защитная
пленка толщиной до 1 микрона, покрывает не все поверхности, а только проблемный участок. Благодаря этому пакет присадок расходуется экономно, а теплоотведение проходит эффективнее. Карбоновые кислоты стабильны при температуре до +135 С, поэтому подходят для высокооборотистых и термонагруженных ДВС.
Особое отличие карбоксилатных ОЖ в полном отсутствии неорганических присадок, поэтому в антифризе даже при длительном использовании не появляются гели, отсадки и иные отложения.
В технической документации карбоксилатные антифризы обозначают OAT (Organic Acid Technology), Carboxylate coolants, LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774-D) и G12+ (по спецификации VW TL 774-F, с 2006 года). Карбоксилатные ОЖ могут эффективно работать 5 и более лет.
Антифриз Carville Racing карбоксилатный изготовлен по технологии OAT (Organic Acid Technology) и по классификации VAG соответствует классу G12+ (VW TL 774-D / VW TL 774-F). Карбоксилатный пакет присадок не содержит силикаты, амины, фосфаты, бораты, нитриты и нитраты.
Данный антифриз особенно эффективен при защите алюминиевых элементов от высоких температур. Увеличивает срок службы помпы, радиатора и резиновых уплотнителей. Обладает увеличенным ресурсом эксплуатации — до 5 лет или 250 000 км пробега и сохраняет эксплуатационные свойства на всем его протяжении.
Лобридные антифризы
Лобридные антифризы появились в 2005 году. По классификации Volkswagen G12++. Они являются средним звеном между гибридными и карбоксилатными антифризами. В составе пакета присадок лобридной охлаждающей жидкости не более 10% солей неорганических кислот (силикаты или фосфаты), более 90% состава занимают карбоновые кислоты, поэтому по характеристикам такой антифриз лучше гибридного.
Позже появились лобридные антифризы на основе пропиленгликоля. Функционально эта жидкость аналогична лобридному антифризу на основе этиленгликоля, но менее ядовита и быстрее разлагается, соответственно наносит меньший вред окружающей среде при её утилизации, но её цена значительно выше. Соответствует классификации VAG TL-774J – G13
Что означает цвет охлаждающей жидкости?
Многие автовладельцы и даже продавцы автомагазинов ошибочно полагают, что цвет антифриза указывает на его тип: так антифриз голубого цвета означает самый «простой» вариант со сроком использования не более 2х лет, зеленый – антифриз получше со сроком службы до 3х лет, а красный – самый лучший со сроком использования до 5 лет. Также многие ошибочно полагают, что антифризы одного цвета идентичны между собой, а потому их можно доливать друг в друга или без опаски заменять один на другой.
В реальности на цвет охлаждающей жидкости влияет лишь краситель, который добавили в состав, и никакой информации о качественных свойствах этот цвет не несет. Все антифризы поначалу не имеют цвета, краситель в них добавляют по следующим причинам:
• Чтобы лучше видеть количество антифриза в охлаждающем бачке и контролировать ее испарение
• Требование производителя – каждый автоконцерн может использовать свой специальный цвет для обозначения антифриза
• В качестве отличительного признака охлаждающей жидкости, которая была залита при первой заправке еще на конвейере
• Для поиска протечек. Например, в антифризы Carville Racing добавлены флуоресцентные красители чтобы было легче обнаружить течь системы охлаждения в ультрафиолетовом цвете.
Таким образом антифризы одного цвета могут полностью отличаться между собой по составу, но при этом общепринятые тенденции говорят о следующем:
• Антифризы голубого цвета чаще всего относятся к традиционным ОЖ
• Гибридные антифризы чаще всего бывают зеленого, бирюзового или синего цвета
• Карбоксилатные антифризы зачастую имеют оттенки красного, оранжевого или желтого цвета
Несмотря на это, встречаются и исключения из правил, поэтому нужно опираться на тип антифриза, который используют в конкретной модели автомобиля. Если таких данных нет, нужно опираться на допуски и спецификации антифриза. Рекомендации производителя указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Концентрированный антифриз всегда ярче, чем готовая смесь. В процессе использования охлаждающая жидкость «линяет» и ее цвет становится бледнее – это нормальное состояние, которое не является признаком брака.
Допуски и спецификации антифриза
Для антифризов существуют национальные стандарты, нормирующие основные показатели охлаждающих жидкостей: это внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозийное воздействие на металлы, вспениваемость и другие. Например, в Российской федерации существует ГОСТ 28084. К слову, он не описывает состав и концентрацию присадок, смешиваемость, или цвет жидкости – это решает производитель.
Среди признанных международных стандартов разных стран один из наиболее известных – ASTM.
Американское общество по испытаниям материалов. Спецификации и методы испытаний, утвержденные ASTM, применяются во всем мире. Например, практически все современные автомобильные охлаждающие жидкости должны соответствовать ASTM D3306. Это стандартная спецификация на охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля и пропиленгликоля (концентраты и предварительно разбавленные с водой 50/50) для двигателей автомобилей и легких грузовиков. ASTM D4985 -Стандартная спецификация на охлаждающие жидкости, которые содержат ограниченное число силикатов, предназначенные для тяжело нагруженных двигателей.
Абсолютное большинство автоконцернов указывают спецификации (требования) на жидкости и масла для автомобилей, включая и антифриз. Выглядит это так: BMW GS 94000; MAK A4.05.09.01; MWM 0199-99-2091 / 11; Cummins IS series u N14 / CES 14603 / 14439; Mercedes-Benz MB 325.3 / MB 325.5; Detroit DFS93K217; Deutz DQC CB-14, Audi / Seat / Skoda / Volkswagen/Porsche TL-774 D / TL-774 F. В спецификациях указаны требования, которым должен соответствовать антифриз, чтобы его можно было использовать для автомобилей этой марки. Чтобы автомобиль работал долго и исправно, то выбирать антифриз нужно в соответствии с рекомендациями производителя.
Долив охлаждающей жидкости
В расширительном бачке есть отметки уровня ОЖ с метками "MIN" и "MAX". При холодном двигателе в норме уровень жидкости будет находится между этими отметками. Количество ОЖ не должно быть выше отметки "MAX", так как при нагревании жидкость может сорвать крышку бачка и повредить клапан (в бачках проточного типа). Долить жидкость необходимо, если ее уровень находится на 1 и более см ниже отметки "MIN".
Нужно знать, какой именно антифриз доливать. Есть несколько вариантов развития ситуации. Если известно, какой антифриз залит в систему, нужно купить такой же и компенсировать недостающий объем.
Если сведений об антифризе нет и долить нужно всего 100-200 мл, можно использовать деминерализованную воду. Такое небольшое количество воды практически не меняет концентрацию смеси и не сказывается на температуре замерзания и свойствах антифриза.
Если долить требуется более 200 мл, то обязательно подобрать такой же антифриз с допуском от производителя: в традиционный антифриз только традиционный, в гибридный только гибридный, а в карбоксилатный только карбоксилатный. Смешивать разные типы между собой нельзя, как нельзя полагаться только на цвет охлаждающей жидкости. При этом сохраняется шанс, что жидкости одного типа, но от разных производителей при смешивании дадут появление осадка и засорят систему из-за несовместимости пакетов присадок.
Если неизвестно, какой антифриз уже залит в систему, когда есть протечка или требуется долить более 30% от общего объема ОЖ, нужно полностью заменить весь антифриз в системе. Для этого нужно слить старую ОЖ, промыть всю систему и залить новый, а в сервисной книжке ТС внести информацию о типе залитого антифриза.
Когда менять антифриз?
Присадки в составе охлаждающей жидкости имеют приоритетное значение. С течением времени они срабатываются и не могут больше обеспечить защиту узлов системы охлаждения: смесь этиленгликоля и воды запускает процесс коррозии. Частицы ржавчины могут повредить сальник и привести к разгерметизации подшипника помпы, заклиниванию термостата, разрушениям крыльчатки насоса, засорам радиатора и закупорке каналов системы охлаждения. Результатом станет дорогостоящи ремонт автомобиля.
Чтобы этого не допустить нужно вовремя менять отработавший антифриз. Срок его службы устанавливает сам производитель автомобиля с учетом типа ОЖ, особенностей автомобиля и результатов тестов антифриза. Разные марки могут устанавливать разное время использования для одного и того же антифриза. На упаковках производители антифризов также указывают срок эксплуатации антифриза, усредняя рекомендации автоконцернов по результатам проведенных тестов.
Периодически нужно заглядывать в расширительный бачок и проверять вид антифриза: если он мутный, бурый или появился осадок, лучше заменить его сразу же.
Что использовать на замену?
Антифриз меняют после ремонта автомобиля или после того, как ОЖ отработала свой ресурс. Выбирать антифриз на замену отработавшему нужно из жидкостей соответствующих рекомендациям автопроизводителя – это указано в руководстве по эксплуатации, другой технической документации на автомобиль или на сайте автоконцерна.
Помните, что одна спецификация может подходить сразу к нескольким маркам авто: например, спецификации VW TL 774 (G 11, G12+, G12++, G13) распространяются на Audi, Porsche, Seat и Skoda, а спецификация Hyundai MS 591-08 на Kia. Российские автоконцерны АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ не делят антифризы на типы, а указывают все традиционные, гибридные и карбоксилатные антифризы.
Если выявить нужный тип антифриза так и не получилось, можно полностью промыть систему охлаждения и залить в нее карбоксилатный антифриз в качестве универсального.
Как промыть систему охлаждения?
Промывать систему охлаждения нужно обязательно, если в отработавшем антифризе были осадки, масло, частицы коррозии, гели и т.д. или вы переходите с одного типа антифриза на другой. Промывать систему не нужно только в том случае, если вы заливаете в систему точно такую же охлаждающую жидкость, которая использовалась ранее, и загрязнений в отработавшем антифризе нет.
Промывка очищает всю систему от осадков, загрязнений и остатков старой ОЖ. Остатки старого антифриза могут вступить в реакцию с новым, что может ослабить действие пакета присадок. Если промывка не проводилась, то все отложения смоются новым антифризом при его заливке в систему, однако все осадки тогда останутся в трубках и каналах радиатора, засоряя их.
Простой вариант промывки: в расширительный бачок залейте дистиллированную (деминерализованную), после чего запустите двигатель на холостых оборотах и дайте ему поработать 10-15 минут. Если же добавить в воду около 20% антифриза или 10% концентрата, очистка будет эффективнее: в процессе будет удален налет от старых присадок, а присадки из нового антифриза частично покроют металл, что увеличит срок службы охлаждающей жидкости.
Если слитая вода будет грязной, процедуру промывки стоит повторить. Не заливайте холодную жидкость при горячем двигателе: он может расколоться от теплового расширения, дайте двигателю остыть!
Выводы и итоги
От выбора антифриза зависит срок и качество работы двигателя. Чтобы двигатель прослужил как можно дольше, а дорогостоящего ремонта системы охлаждения можно было избежать, нужно придерживаться следующих правил:
• Полагайтесь на рекомендации производителя автомобиля по спецификациям и типу ОЖ, сроке ее замены
• Если вы не можете найти антифриз с допуском от своего автопроизводителя, используйте антифриз с допусками от других производителей
• Не мешайте между собой охлаждающие жидкости разных типов – это приведет к появлению осадков, которые забьют трубки системы охлаждения и нарушит теплообмен
• У хорошего производителя антифриза обязательно есть сайт, где указана информация о продукции и указаны все спецификации
• Если старый антифриз мутный или бурого цвета, а также если предстоит замена типа антифриза, обязательно промойте всю систему охлаждения
Можно ли доливать антифриз или разбавлять его водой
С необходимостью долива охлаждающей жидкости сталкивается каждый автовладелец. Обычное испарение, различные трещины и потеки приводят к уменьшению объема тосола. Можно ли доливать антифриз и не повредит ли это автомобилю?
Проблема заключается еще и в том, что в Сети не так уж много информации о том, как правильно заливать и доливать антифризы в систему охлаждения. А между тем очень многих волнует вопрос, можно ли доливать антифриз, разбавлять его водой и прочее. Об этом и поговорим.
Когда нужно заливать антифриз в систему охлаждения
Прежде всего найдем ответ на вопрос, с какой периодичностью и когда следует доливать антифриз. В каких случаях требуется добавить охлаждающую жидкость?
Во-первых, когда уровень тосола стал меньше положенного. Произойти это может из-за того, что в системе образовалась течь. Доливать антифриз нужно обязательно, если его уровень опустился ниже минимального (на емкости может быть отметка «L» либо «Min» в зависимости от марки и модели авто).
Во-вторых, когда вы не так давно залили новую охлаждающую жидкость, однако ее уровень резко понизился. Причина может быть в том, что образовалась течь в системе. Ее необходимо обнаружить и устранить.
В-третьих, когда срок годности тосола закончился, можно доливать новый антифриз. Предварительно изучите информацию о сроке эксплуатации используемого хладагента. Если жидкость класса G-11, ее нужно заменять каждые 2-3 года, класс G-12 — служит не более 5 лет, антифриз высокого класса можно использовать больше 5 лет. Однако доливать свежий антифриз можно и раньше. Например, в тех случаях, когда старый тосол стал густой, темного цвета, и если он уже не способен охлаждать мотор. Чаще всего такие ситуации происходят, когда используется низкокачественная жидкость либо подделка.
Также время от времени может срабатывать спусковой клапан расширительного бачка. Данный симптом указывает на то, что тосол не выполняет свои функции и не охлаждает механизм. Рекомендуется удалить старый хладагент и заменить его на новый.
На некоторых моделях авто на панели приборов высвечивается специальный значок, информируя водителя о том, что пришло время доливать антифриз. Чтобы проверить уровень тосола, в этом случае следует разместить автомобиль на ровном асфальте без уклона.
Если хладагента будет в системе недостаточно, машина начнет перегреваться. На ней невозможно будет нормально ездить. Температура в моторе поднимется до критически высокой, он начнет потреблять больше смазки.
Мы разобрались с тем, для чего необходима охлаждающая жидкость и что будет, если ее окажется недостаточно. Теперь рассмотрим, в каких случаях можно доливать антифриз в автомобиль и как сделать это правильно.
Можно ли доливать антифриз
Можно ли долить другой антифриз? Делать это запрещено, если свойства хладагентов отличаются. В противном случае после смешения несовместимых жидкостей выпадет твердый осадок. В результате произойдет закоксовка каналов радиатора и других элементов системы. Чтобы этого не случилось, доливать в машину можно такую охлаждающую жидкость, использовать которую рекомендует автопроизводитель для вашей модели авто. Состав такого хладагента будет идентичен составу того, что уже залит.
Что касается того, можно ли доливать дистиллированную воду в антифриз, точного ответа на данный вопрос нет. Если процент добавленной жидкости будет небольшой, хладагент сохранит свои первоначальные свойства неизменными. Однако не стоит доливать в антифриз неочищенную воду из-под крана.
Многие неопытные водители не знают, можно ли доливать антифриз другого цвета. Здесь стоит обратить внимание на то, что оттенок хладагента не влияет на его состав. К примеру, может оказаться так, что разрешено доливать синий антифриз к красному.
Можно ли доливать антифриз одного цвета, например к зеленому хладагенту такой же зеленый антифриз, но с другими свойствами? Делать этого нельзя. Дело в том, что состав таких жидкостей будет отличаться, так же как и добавленные присадки.
Большинство владельцев авто не представляют, куда именно нужно заливать тосол. По ошибке они заливают его в раструб радиатора. Это отверстие есть в данном механизме, однако только если модель разборная. Когда корпус радиаторной системы цельный, доливать антифриз напрямую запрещено. Хладагент заливается в радиатор, а также во все части системы охлаждения через расширительный бачок.
Когда вы планируете полностью удалить отработанную охлаждающую жидкость, к примеру, когда заменяете тосол на антифриз другой марки, сливать его нужно из разборного радиатора через индивидуальное отверстие. Также может потребоваться снять защитную панель на днище, чтобы добраться до дополнительной пробки, через которую вытекут остатки жидкости.
Рекомендуем
Не во всех случаях стоит придерживаться стандартной инструкции по смене тосола. Ведь на многих машинах установлены такие системы охлаждения, сливать антифриз из которых следует особым способом. Чаще всего индивидуальная схема слива есть у авто, произведенных в Англии. Если на вашем авто можно заменить тосол по упрощенной системе, с этой работой справится даже новичок, ведь никаких специальных знаний или инструментов не потребуется.
Как доливать антифриз
Можно ли доливать антифриз в расширительный бачок? Делать это действительно можно, причем через специальное отверстие. Как определить, какое количество жидкости потребуется? Для этого следует снять крышку и посмотреть, сколько тосола в расширительном бачке на данный момент. Если его уровень находится на отметке «Min» либо «L», вероятнее всего, есть какая-то неисправность в системе охлаждения. Однако, когда уровень хладагента выше нормы, может случиться так, что он выйдет за допустимые границы. Рекомендуется доливать столько антифриза, чтобы его уровень был средним.
Также необходимо выбрать тип охлаждающей жидкости. Лучше всего доливать тот антифриз, что рекомендует автопроизводитель. Чтобы это узнать, следует прочитать инструкцию по эксплуатации авто или проконсультироваться со специалистами. Можно ли доливать антифриз другой марки? Чаще всего поступать так допустимо.
Обратите внимание! Долить антифриз другой фирмы можно, однако нельзя использовать хладагент другого класса. Иначе это приведет к выходу из строя системы охлаждения полностью. Когда вы планируете доливать 30 % и более от имеющегося объема, следует заранее слить старый тосол.
Маркировка хладагентов одного класса может иметь отличия, при этом оттенок жидкости будет одинаковый. Однако некоторые автовладельцы придерживаются другого мнения, которое является ошибочным. К примеру, доливать лобридовый, карбоксилатный и гибридный антифриз можно только к аналогичным жидкостям. Смешивать разные хладагенты нельзя, исключение составляет только жидкость класса G12+. Такой антифриз можно доливать к жидкостям класса G11 и G12.
Можно ли доливать тосол в антифриз? Прежде всего, отметим, что тосол – это тот же антифриз, произведенный по рецептуре, принятой только в России. Эти жидкости имеют разный состав, поэтому смешивать их нельзя.
Сегодня можно приобрести хладагенты двух типов: первый можно использовать без разведения, второй необходимо разбавить. Можно ли доливать в старый антифриз концентрированную жидкость? Поступать таким образом не рекомендуется, даже когда хладагенты относятся к одному классу. Прежде чем доливать концентрированный антифриз, следует разбавить его, ориентируясь на инструкцию. Чтобы правильно подобрать состав раствора, следует учитывать температуру замерзания.
В большинстве случаев водители доливают охлаждающую жидкость в зимний период. Ведь нередко хладагент нагревается при простое, затем остывает, в результате его объем уменьшается. Однако ничего страшного в этом нет. Вас должно насторожить, если расход тосола слишком большой. Это может указывать на поломку. В этом случае лучше полностью заменить антифриз на новый, а не доливать его. Выбирать рекомендуется жидкости, которые не боятся резких перепадов температуры.
Можно ли доливать в антифриз воду: распространенные мифы
Первый миф. Нельзя смешивать воду и тосол, иначе жидкость замерзнет.
Многие автомобилисты ошибочно полагают, что, если доливать воду в тосол, она не смешается с ним, а будет двигаться по системе в виде капель либо пробки. Следуя такой логике, можно прийти к выводу, что вода сразу же превратится в лед, когда температура на улице станет минусовой.
В реальности же все обстоит по-другому. Дело в том, что вода перемешивается с хладагентом. Этиленгликоль растворяется в воде, состав становится однородным. Конечно, свойства жидкости станут другие, изменятся температуры застывания и кипения. Однако вода 100 % не превратится в лед.
Рекомендуем
Второй миф. Доливать в антифриз воду нельзя, ведь образуется ржавчина.
Аргументы следующие: внутри системы элементы металлические, они могут покрыться коррозией, если на них попадет вода. Это весомые основания, на которых основано данное предубеждение. На самом деле, если смешать воду и тосол, металл внутри системы не поржавеет. Этого не случится, даже если вообще удалить тосол и залить в систему очищенную воду. Даже после этого коррозия не образуется.
Почему так происходит? Дело в том, что система охлаждения выполнена из цветных металлов, они практически не подвержены образованию коррозии. Вообще, чтобы появилась ржавчина, должно начаться окисление, а этот процесс невозможен без участия кислорода. Но, как вы знаете, система охлаждения полностью герметична, воздух внутрь нее не проникает.
Также следует помнить о том, что заливали в систему охлаждения водители до того, как был изобретен антифриз. А заливали туда простую воду. Причем в зимнее время каждый вечер ее приходилось сливать из системы. Никакой ржавчины не образовывалось, поэтому не стоит верить в данный миф.
Третий мир. Доливать в антифриз можно не дистиллированную воду, а кипяченую.
Также многие советуют доливать воду из фильтра, которая отстоялась или обработана ионизатором. Однако они не понимают, в чем особенность воды, которая прошла через процесс дистилляции. Объясняется это просто. В дистиллированной воде отсутствуют соли. В простой же воде соли есть, они откладываются в виде накипи и плохо растворимого налета внутри системы охлаждения.
При помощи простого фильтра и ионизатора не получится избавиться от солей. Не поможет, даже если вы прокипятите воду. Решение – процесс дистилляции, во время которого вода переходит в состояние пара, очищенного от примесей, ведь соли не могут испаряться. После этого пар охлаждается и превращается в воду.
При кипячении воды небольшая часть солей оседает на стенках, и вы можете увидеть накипь. Но большая часть солей никуда не исчезает, они начинают откладываться внутри системы охлаждения. Поэтому не стоит очищать воду, используя ионизаторы и фильтры, это также бесполезно.
Четвертый миф. Смешивать тосол с водой можно только на старых машинах.
Как вы уже знаете, много лет назад в систему охлаждения всех машин заливали воду. Но сегодня практически все автомобилисты используют охлаждающие жидкости. Поэтому некоторые водители уверены, что, если в современную машину залить воду, система охлаждения испортится.
В действительности это не так. Дело в том, что на новых авто используется система охлаждения, которая практически идентична той, что устанавливалась на машины несколько десятков лет назад. Химическое воздействие с водой уж точно ничем не отличается. Проблема в том, что тогда ученые еще не создали специальную охлаждающую жидкость. Кроме того, когда наконец ее стали производить, не каждый автовладелец мог позволить себе купить такой хладагент. В наши дни цена на антифриз небольшая, и, если сравнивать его с водой, у него будут весомые преимущества, особенно в зимнее время.
Не нужно ошибочно полагать, что если у вас машина нового года выпуска, то в систему охлаждения нельзя доливать немного воды. Главное делать это с умом и выполнять процедуру правильно.
Пятый миф. Если доливать в антифриз воду, жидкость будет хуже охлаждать.
Данное утверждение правда лишь отчасти. Этиленгликоль быстрее, чем вода, поглощает тепловую энергию. Когда концентрация этиленгликоля становится низкая, интенсивность отведения тепла от мотора падает. Это действительно так.
Но насколько снижается скорость охлаждения? Будет ли это негативно сказываться на работе авто? Обычная вода прекрасно справляется с охлаждением, конечно, медленнее, чем этиленгликоль, однако разница не настолько существенная. Потому воду можно доливать в антифриз, охлаждение двигателя будет немного хуже, но заметить это можно, только проведя испытание в лаборатории. Кроме того, система охлаждения сделана таким образом, что не имеет большого значения, насколько быстро забирается тепло.
Даже если тепло будет отводиться медленнее, то термостат начнет приоткрываться позже, срабатывание вентилятора радиатора в пробке будет происходить дольше. Но разница окажется незначительной, простой автомобилист не сможет ее заметить. И мотор от этого не станет работать хуже.
Рекомендуем
Шестой миф. Если доливать воду в антифриз, его температура кипения станет меньше, систему охлаждения разорвет.
Данное утверждение правда лишь отчасти. Этиленгликоль закипает при температуре 200°C, вода – при 100°C. Хладагент – это 50 % воды и 50 % этиленгликоля. Следовательно, температура кипения антифриза – усредненное значение между 200 и 100. Однако есть некоторые особенности.
Например, если добавлять в хладагент совсем немного воды, температура кипения практически не изменится. Также, когда в системе охлаждения залита только вода, закипать она будет не при 100 °C. Ведь когда давление повышенно, температура кипения поднимется. Так как система герметичная, давление внутри нее при нагревании будет увеличиваться. Убедиться в этом можно, если на горячем моторе осторожно ослабить крышку расширительного бачка.
Таким образом, если смешивать хладагент с водой, температура кипения жидкости будет несущественно меньше. При этом мотор не станет работать хуже, а система не взорвется.
Седьмой миф. Если вы смешали воду с антифризом, замену хладагента стоит произвести как можно быстрее.
Данное утверждение основано на описанных ранее мифах. Многие водители уверены, что если добавлять воду, то:
- антифриз превратится в лед;
- в системе образуется ржавчина;
- мотор на новом авто выйдет из строя;
- охлаждение будет происходить плохо;
- патрубки разорвутся и начнут закипать.
Как видите, на самом деле это не так. Однако смешивать хладагент можно исключительно с дистиллированной водой, процентное соотношение также должно быть соблюдено.
Доливка антифриза. лить ли неразбавленный концентрат?
Доливка антифриза. лить ли неразбавленный концентрат?
Ездил недавно на замену масла, сказали что снизу видно как подтекает помпа. и уровень антифриза ниже нормы.
Решил купить антифризу и посмотреть с какой скоростью будет уходить.
Антифриз (как сказал продавец -концентрат) Neste. Зеленый.
Только на упаковке никаких упоминаний, что это концентрат. только нарисован график с градацией минус 10 — 10%, минус 30 — 40%, минус 40 -50%.
Продавец говорит — если на доливку, то подливай неразбавляя. Типо "не очкуй, я сто раз так делал". Он и плотность подымет, и всяко лучше будет.
С одной стороны, вроде оно и так, с другой — не разьест ли концентрат чего? не зря же его предлагают разбавлять в половину?
Производителю не верим, а тупому продавану из ларька — это запросто.
P.S.: Разбавлять его надо по совершенно иной причине. Вы надпись на упаковке "расшифровать" не пробовали? Вот эту: минус 10 — 10%, минус 30 — 40%, минус 40 -50%.
у нас в россии особо верить никому нельзя))
на мой взгляд расшифровывается это так: для эксплуатации в минус 10, в готовом растворе доля концентрата должна быть 10%, а для минус сорока 50%.
не вижу противоречия, если честно.
Вопрос в чем, если я долью в бачек не разведенный антифриз, это может навредить?