Как поменять тросик переключения скоростей на велосипеде
Детали двухколесного транспорта со временем изнашиваются, поэтому замена тросика переключения скоростей на велосипеде — одна из наиболее распространенных ремонтных работ. При обнаружении поломки необязательно обращаться к мастерам. Процесс замены троса не отнимает много времени и не требует наличия профессиональных навыков. Ознакомившись с материалом, вы поймете, как установить тросик переключения скоростей на велосипеде без усилий.
Предназначение тросика и рубашки
Элемент отвечает за переключение скоростей. Он задействован в тормозном механизме двухколесного транспорта. От него напрямую зависит четкость переключения скорости и то, насколько эффективными будут тормоза. Деталь представляет собой прочную плетеную нить из стали. За ее защиту отвечает рубашка, которое в то же время изменяет направление троса. Важно правильно выбирать тросик для переключения скоростей, его оплетка должна быть устойчивой к трению.
Оба элемента имеют одинаковую важность и не способны функционировать друг без друга. Рубашки могут быть цельными, несжатыми или спиральными. На некоторых моделях их заменяют на отдельные секции, создавая сборную конструкцию, помещенную в цилиндрическую форму. Незащищенным трос может оставаться только по прямым линиям, в местах изгибов недопустимо оставлять его оголенным. Рама может выполнять роль рубашки и отвечать за оптимальное натяжение.
Какие тросики и оплетки используют на современных великах
На большинстве моделей устанавливаются тросы из стали. Чтобы с течением времени на поверхности не образовывались разрывы, производители защищают поверхность детали полимерными составами и тефлоном. Более долговечными считаются нержавеющие запчасти. Но любая запчасть имеет свой срок службы. Рано или поздно понадобится замена, при которой нужно знать, как натянуть тросик переключения скоростей на велосипеде, чтобы элемент работал правильно. Производители предлагают несколько вариантов тросов с различной оплеткой:
- витой — классический вариант;
- SIS — спиралевидная защита;
- SIS-SP — улучшенная версия.
Витая оплетка — металлическая проволока, слои которой покрыты пластиком. Она скручена в тугую спираль, а ее поверхность пропитана смазкой, уменьшающей трение. Подобные изделия все реже устанавливаются на современных велосипедах, поскольку не отличаются длительным сроком эксплуатации. Стоимость витой оплетки самая низкая.
Оптимальный вариант — снять поврежденную деталь и заменить ее на SIS-трос. Вместо тонкой проволоки при изготовлении используются тонкие металлические листы, которые тоже скручиваются в спираль. Пластик в моделях заменен долговечным тефлоном, поэтому запчасть служит дольше.
Модернизированной считается оплетка SIS-SP. Нити соединяются параллельно, а не в виде пружины, покрываются “долгоиграющим” полимером. Если установить такой трос, то можно обеспечить оптимальный баланс натяжения и исключить растяжение рубашки. Деталь гарантирует эффективность и точность работы тормозов и манеток. Ее внутренние части покрывают силиконовой смазкой, устойчивой к влаге.
В каких случаях нужна замена тросика переключателя скоростей
Замена тросика переключения скоростей на велосипедах осуществляется при заедании или некорректном переключении. Основная причина выхода детали из строя — грязь и вода. Переключатели скоростей не работают должным образом, если после езды в дождь и слякоть транспортное средство не просушивается. Важно тщательно очищать элементы двухколесного “друга” и обрабатывать их аэрозольной смазкой. Некоторое время после покупки тросик на велосипед для переключения скоростей защищен заводскими составами, но под влиянием влаги слой истончается, а затем исчезает вовсе. В результате требуется замена детали.
Также ремонт велосипеда в виде снятия тросика переключения скоростей на велосипеде потребуется, если на его поверхности присутствует ржавчина или разрывы. Затрудненный ход внутри оплетки, перегнутые нити, деформированная рубашка — все это причины для замены детали.
Этапы замены тросика
Перед тем, как снять тросик переключения скоростей на велосипеде, необходимо подготовить инструменты. Для работы понадобятся кусачки, шестигранники и сама деталь. Процесс замены напоминает ремонт переключателя и может разниться в зависимости от типа изделия. Условно работу можно разделить на несколько этапов:
- Откусите конец тросика, используя кусачки. Ослабьте винты, отвечающие за зажим детали. Важно сразу запомнить, месторасположение троса, чтобы в дальнейшем правильно его натянуть, обеспечив оптимальное натяжение. Задний переключатель должен располагаться почти впритык к малой звезде, а сам трос над винтом или под ним.
- Ослабьте фиксацию шифтера, взяв пятимиллиметровый шестигранник. Далее снимите деталь и отложите, поскольку она понадобится в дальнейшем. Теперь у вас будет доступ к защитной крышке.
- Поверните крышку против часовой стрелки и открутите фиксирующий элемент, также отложите его.
- Запомните, как закреплен конец троса, чтобы вы могли зафиксировать его в таком же положении после замены. Он находится по пружинкой, вытащите его. Доступ к концу троса открывается после сдвига пружины. Когда вы будете устанавливать новую деталь, направление движений будут аналогичными.
- Там, где образовалось пустующее пространство, устанавливаем новый трос. Можно заменить деталь более модернизированной моделью, не обязательно устанавливать идентичное изделие. Чтобы монтаж был точным, используйте отвертку или шило.
- Далее монтируется крышка шифтера. Для этого натяните деталь до упора по часовой стрелке. Важно обеспечить полное закручивание детали, дабы избежать ее деформации в последующем.
- Натяните трос, должно появиться его начало. В оплетке он должен двигаться свободно, в противном случае трос не подходит.
- Проверьте местонахождение переключателя, он должен находиться там же, где был изначально, то есть возле маленькой звезды. Если все хорошо, закрутите фиксирующий винт.
На последнем шаге отрежьте лишние куски, натягивая трос. Вместо кусачек лучше использовать болгарку, так вы обеспечите максимальную точность среза. После того, как работа закончена, необходимо проверить транспортное средство на работоспособность. Это делается на специальном стенде, хотя работа велосипеда в реальной жизни может отличаться от того, что вы видели на диагностике.
На что стоит обратить внимание при покупке тросика
Знание того, как поменять тросик переключения скоростей на велосипеде, не все, о чем должен быть проинформирован велосипедист. Перед ремонтом необходимо выбрать качественный тросик, который прослужит долго. Для этого он должно быть:
- отшлифованным;
- изготовленным из нержавейки;
- покрытым низкофрикционным тефлоном.
Важный момент — цена, экономить на приобретении детали, отвечающей за скорость, качество их передачи и торможение, не нужно. Средняя стоимость запчасти варьируется в пределах 100-300 руб., многое зависит от производителя. Перед тем, как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде, опытные велосипедисты рекомендуют приобрести изделия от известных брендов.
Заключение
Чтобы замена тросика переключения скоростей на велосипеде Shimano и других моделях производилась реже, важно обеспечить должный уход за деталью и ее периодическую настройку. Когда конец троса растрепан, его следует обрезать полукруглыми ножницами или обработать ножовкой. Один раз за сезон тросик нуждается в смазке. Для его защиты необходимо использовать колпачки. Если соблюдать необходимые меры по правильной эксплуатации, тросик прослужит в разы больше.
Как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде?
Тросик – самый простой и недорогой компонент на тормозах и в системах переключения скоростей. Неприхотливый в эксплуатации, он со временем тоже приходит в негодность. Независимо от качества сборки и стоимости всего оборудования, он может неожиданно для велосипедиста выйти из строя. Чтобы сохранить целостность механизма, нужно вовремя поменять тросик.
Функция тросиков и рубашек на переключателях и тормозах
Тросик – прямая металлическая нить, обладающая повышенной прочностью. Принимает и передает все усилия на механизм. Благодаря этой передаче, собственно, происходит срабатывание переключателя или тормоза.
Тросик переключения скоростей соединяет манетки и переключатели. При нажатии на рычажок он подтягивается или ослабляется, в зависимости от выбора передачи. Оптимальное натяжение поддерживает рабочее состояние переключателя и мгновенный переброс цепи по звездам.
Зацепленный конец привода к дерейлеру
Тормозной приводной трос толще и прочнее предыдущего, так как принимает на себя больше усилий. Постоянное стягивание и ослабление со временем увеличивает его длину, из-за чего требуется периодическая регулировка натяжения. Принцип действия: нажатие на ручку заставляет металлическую нить перемещаться. Закрепленный другим концом к корпусу тормозов (калиперу), трос заставляет колодки сближаться с тормозной поверхностью. При отпускании ручки он сдвигается в противоположную сторону.
Рубашка – оплетка тросиков. Оболочка позволяет передавать усилие троса на механизм там, где точка передачи не зафиксирована:
- заднее перо – переключатель;
- тормозной рычаг – передний тормоз;
- рычаг – задний тормоз;
- руль – рама.
Простейший вариант оплеток – скрученная металлическая проволока, покрытая сверху гибким полимером. По концам рубашки снабжаются наконечниками, откуда выходит оголенный (регулировочный) участок троса. Еще одна функция оболочки – защита тросика от механических повреждений.
Какие тросики и рубашки используются на современных велосипедах
Тросики для велосипеда изготавливаются из большого количества тонких стальных проволочек. Равномерно переплетаясь между собой, они образуют износостойкое и прочное металлическое волокно.
С течением времени прочность каждой нити неравномерно уменьшается, в результате чего возникают «слабые участки», где возможен их разрыв, а также вылезание и перегиб. Для улучшения стойкости к механическим воздействиям (и продления срока службы) накладывается слой полимера. Продвинутый и долговечный вариант – использование нержавеющей стали.
При активной эксплуатации трос не только испытывает механические воздействия. Кроме этого, внутрь оплетки на него может попасть грязь или пыль. Для защиты металла применяют специальные смазочные составы. Широко распространен самый прочный и выносливый тефлон.
Рубашка также представлена в нескольких вариантах. Существует три типа тросовых оплеток:
- витая,
- оплетка SIS,
- модернизированный SIS-SP.
Витая оплетка – металлическая проволока, скрученная в пружину. Сверху металл покрыт слоем пластика. Внутренняя поверхность металлических пружин смазывается для уменьшения трения троса об оплетку. Цена тросиков с этой оплеткой самая низкая в ряду, правда, она порядком ушла в прошлое, и найти ее в продаже все сложнее.
SIS – по сути, такая же спиралевидная оплетка. Ее отличие от витой рубашки в том, что вместо тонкой проволоки в пружину скручены листы металла. Вместо обычной смазки внутрь наносится «долгоиграющий» и более чистый тефлон. В настоящее время именно этот тип оплеток стал использоваться на тросах переключения передач и тормозов.
SIS-SP – параллельная оплетка, нити которой сдержаны полимерным слоем. В отличие от пружинной, эта рубашка не изменяет длины, балансируя при этом натяжение самого тросика. Благодаря этому и тормоза, и манетки работают более точно. Внутренняя полость рубашек SIS-SP смазывается силиконовой смазкой.
Рубашки для приводных тросов (сверху вниз): листовая оплетка SIS, витая, параллельная SIS-SP
На сжимаемой рубашке подтянуть трос намного проще, чем на параллельно-сплетенной.
Как заменить приводной трос на переключателях и тормозах
Велосипедный переключатель скоростей – капризная вещь, требует периодической настройки, в частности, регулировки натяжения тросика. Периодически расстраивается и привод тормозной системы. Об этом подскажет слабый ход колодок, плохое срабатывание и снижение эффективности торможения. Несмотря на это, процедура регулировки и установки нового троса простая и доступная в ремонте байка.
Уход за тормозными и трансмиссионными тросиками для велосипеда и рубашками:
Обрезать растрепанные концы только с помощью специальных инструментов: полукруглыми ножницами, зубилом или ножовкой. Раз в сезон требуется смазать троса густым составом. Колпачки должны плотно закрывать их от внешней среды.
Поврежденные или лишние куски рубашек обрезаются с помощью болгарки или точильного камня. После обрезки желательно поправить витки изнутри, чтобы трос не терся о них.
На велосипеде длина приводных тросов должна иметь некоторый запас, чтобы их можно было затянуть при регулировке. Также они не должны свободно болтаться при движении и перегибаться.
Тросик надо менять на новый в следующих случаях:
- затруднен ход внутри оплетки;
- есть разрывы;
- нити торчат в разные стороны или перегнуты;
- ржавчина на рубашке или тросике;
- сломанная или поврежденная рубашка.
Непригодный для использования трос
Если вдруг возникла необходимость поменять троса на переключатели, ничего страшного. Делается это буквально за пять минут. Ход работы:
- Освободить старый тросик от манетки переключателя скоростей.
- Вытащить рубашку из крепежных гнезд на раме.
- Осмотреть оболочку на повреждения. При отсутствии серьезных дефектов ее можно оставить.
- Извлечь металлический трос из рубашки.
- Вставить новый тросик в рубашку (или купить их сразу в комплекте, что рекомендуется), закрепить в гнездах и подсоединить к переключателю и манетке.
- Обязательно настроить переключатель на работу.
Итак, трансмиссия настроена, теперь самое время обновить тросики тормозов. Для начала отцепляем их от рычага и тормоза. Осматриваем рубашку на повреждения. Как правило, и привод, и оплетка изнашиваются одновременно, но иногда может повезти. При заметных повреждениях и переломах рубашка никак не годна к использованию. Если же вставить в нее новый тросик, толку от него будет ноль: разломы не будут удерживать натяжение.
Извлечь старый тросик: последовательно ослабить регулировочный и крепежный винты. Если рубашка пригодна к дальнейшему использованию, вытаскиваем его из оплетки. Тормозные тросы немного отличаются от типа руля. Поэтому, прежде чем купить его, стоит посмотреть, какой руль на велосипеде – прямой или гнутый.
Если трос был куплен отдельно от оболочки, немного смазываем его. Для комплекта смазка на этапе замены не нужна – внутри итак все нормально
Установка нового троса на раму велосипеда и подключение к тормозу и рукоятке
- Надеть на концы рубашки металлические колпачки.
- Вставить в крепежные гнезда.
- Надеть пыльники по концам и завинтить крепежные винты.
- Временно закрутить регулировочные болты.
- Выставить оптимальное натяжение: тормоз должен мгновенно реагировать на нажатие ручки.
Вот так просто поставить новый приводной трос на тормозную систему.
Процедура установки этих компонентов не только ненакладна, но и позволит избежать более серьезных проблем с механизмами переключения скоростей и тормозной системой. Теперь, когда все тросики заменены и отрегулированы, можно смело выкатывать свой велосипед навстречу новым свершениям.
Замена тросика переключения скоростей на велосипеде – подробная инструкция с фото
Одна из самых частых причин плохой работы велосипедного переключателя – затруднённое скольжение тросика в рубашке. Происходить это может как из-за повреждения тросика или рубашки (часто незаметного снаружи), так и из-за попадания внутрь грязи. Разберём в статье – как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде.
Содержание статьи:
Когда можно обойтись без замены тросика
Беспрепятственное скольжение тросика в рубашке – залог хорошей работы переключателя скоростей. Но со временем в рубашку начинает попадать грязь или сам тросик может по каким-то причинам повредиться. Тогда переключатель скоростей велосипеда начинает работать медленно или неправильно.
Если причина в загрязнении, то проблема решается достаточно просто: нужно переключиться на самую большую звёздочку и после этого сбросить несколько передач не вращая педали – таким образом натяжение тросика ослабнет, после чего можно будет освободить рубашку и очистить её двигая вперёд-назад по тросику. Обычно самый проблемный в этом плане отрезок рубашки – самый нижний (ближний к переключателю).
Для удаления грязи и лучшего скольжения можно протереть тросик смазкой, но после этого нужно будет её вытереть. Если этого не сделать, то через какое-то время на смазку начнёт налипать пыль и движение тросика ухудшится.
Если после очистки скольжение всё равно затруднено, то желательно заменить тросик и рубашки.
Краткий порядок действий
Снятие
- Поставить на заднем переключателе скоростей самую высокую передачу (напротив самой маленькой звезды кассеты)
- Ослабить на переключателе болт фиксатора тросика и высвободить его
- Снять с тросика концевик
- Выкрутить на манетке заглушку канала для тросика
- Вытянуть тросик через отверстие в манетке
Установка
- При необходимости заменить рубашки тросика на новые
- Закрутить до упора регулировочный винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе, если он имеется)
- Продеть новый тросик через канал манетки и рубашки
- Натянуть тросик и зажать его в фиксаторе переключателя затянув болт
- Уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика (отдельная статья)
- Обрезать тросик
- Надеть на тросик концевик и обжать его
Замена тросика переключения скоростей – подробная инструкция
Прежде всего, определимся, что нам понадобится:
- Шестигранный ключ на 5 мм (обычно)
- Отвёртка
- Плоскогубцы
- Новый тросик переключателя (отличается от тормозного тросика толщиной и набалдашником, не перепутайте)
- При замене рубашек – новые рубашки, колпачки (наконечники) на них и резиновые колечки, чтобы трос не царапал раму
В некоторых случаях этот набор может отличаться. Например, тросик может фиксироваться к переключателю с помощью гайки, а не болта, тогда нужен будет не шестигранник, а ключ для этой гайки (либо можно будет откручивать/закручивать её плоскогубцами). Или рубашка может идти одним сплошным куском, тогда резиновые колечки не нужны.
- Для начала нам нужно поставить на заднем переключателе последнюю передачу (при замене на переднем переключателе – на первую). Т.е. лапка переключателя должна находиться напротив самой маленькой звезды кассеты. Дело в том, что когда мы будем вынимать тросик из канала внутри манетки, то сделать это можно будет только в одном положении. На одном конце тросика есть набалдашник, а внутри манетки – специальная выемка для него. Но манетка устроена таким образом, что эта выемка располагается напротив монтажного отверстия только когда механизм переключения находится в крайнем положении. Т.е. трос можно заменить только на последней передаче. Чтобы его вытащить, нужно либо включить последнюю передачу заранее, либо если тросик уже отсоединён, просто натянуть его пальцами и прощёлкать триггером манетки до нужного положения (без натяжения тросик застрянет внутри и не даст механизму переключиться).
На фото слева – положение, когда выемка для набалдашника тросика и монтажное отверстие совпадают
- Ослабляем болт фиксатора на переключателе скоростей и отсоединяем тросик:
- При помощи плоскогубцев снимаем с тросика концевик:
- Обычно в манетке имеется специальное технологическое отверстие для замены тросика. Нам нужно выкрутить пластиковую заглушку, которая его закрывает:
На более бюджетных манетках, такой заглушки нет и нужно снять верхнюю крышку, открутив держащие её винты
- Далее вытягиваем тросик через отверстие в манетке.
- При плохом состоянии рубашек тросика, желательно заменить их на новые. Как это сделать мы разберём далее.
- На манетке (и иногда также на заднем переключателе) имеется специальный винт, который позволяет регулировать натяжение тросика. Он нужен для удобства настройки переключения скоростей велосипеда. Его следует полностью закрутить.
- После этого вставляем новый тросик через технологическое отверстие манетки, надеваем первый кусок рубашки, резиновые колечки для защиты краски и вставляем рубашку в посадочные места на манетке и раме. Далее нужно вставить оставшиеся куски рубашки и просунуть тросик через них.
- Затем нужно натянуть тросик рукой и зажать его с помощью фиксатора на переключателе.
- И уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика. Если этого не сделать, то через какое-то время после настройки переключателя скоростей велосипеда, рубашка просядет и нужно будет снова регулировать переключение.
- Надеть на тросик концевик и обжать его.
Как укоротить рубашку тросика
Рубашка может продаваться как одним сплошным куском (в магазине отрезают сколько нужно), так и уже нарезанными частями – где-то только по 1 метру, где-то готовыми отрезками по 20, 25, 30 см и т.д., чтобы покупатель сразу мог выбрать подходящие длины.
Рубашка для тросика переключения скоростей выглядит внутри следующим образом:
Сложность в том, что обрезается рубашка не совсем ровно. Даже если это сделано специальными кусачками в магазине, обрезанные концы после этого рекомендуется обработать на точиле, сточить заусенцы и выправить смятый внутренний пластиковый канал, но делается это редко. А если и делается, то получается всё равно не идеально. На фото ниже конец рубашки Shimano SIS OT-SP41 обрезанный и обработанный соответствующим образом на производстве.
Видно, что после обработки точилом металлическая оплётка сильно нагрелась, из-за чего пластик оплавился и сжался. Снаружи это не имеет большого значения, т.к. сверху будет надет защитный колпачок (наконечник), но во внутреннем канале остались оплавленные частицы пластика, которые не так просто убрать, а канал стал немного короче металлической оплётки.
Если велосипед эксплуатируется в сложных условиях, а рубашка долго не меняется, то в этот зазор начинает попадать грязь и влага, оплётка ржавеет, всё это попадает на тросик и создаёт излишнее трение. Но в целом это всё не так страшно и если убрать заусенцы во внутреннем канале и поставить хорошие герметичные наконечники, то рубашка получится достаточно качественная.
А вот самостоятельно обрезать рубашку может быть проблематично. Давайте для эксперимента попробуем обрезать рубашку подручными средствами – болгаркой, ножовкой по металлу и перекусить плоскогубцами.
На первом фото – пил болгаркой: оплётка обрезалась хорошо, но пластик сильно оплавился, а наружный слой рубашки лопнул. На втором – пил ножовкой: т.к. прутки оплётки очень подвижны, ровно обрезать не получилось. На третьем – рубашку перекусили плоскогубцами: всё смялось, жилы оплётки загнулись и результат тоже получился неудовлетворительный.
Но всё же есть способ, как обрезать рубашку троса переключения скоростей в домашних условиях и результат получается более качественный, чем в магазине или даже у Shimano. Для этого понадобится разрезать внешний пластиковый слой по кругу и оголить металлическую оплётку. Прутки оплётки нужно немного надпилить напильником, после чего они легко обламываются и остаётся торчать внутренний пластиковый канал:
Далее обрезаем канал вровень с металлической оплёткой и надеваем наконечник:
Итак, нам остаётся померить необходимую длину отрезков рубашки и попросить чтобы их нарезали в магазине, либо (лучше) нарезать их самостоятельно и надеть наконечники.
Обратите внимание, что тросики и рубашки для переключения передач и тормозные отличаются. Рубашки для переключения тоньше (4 мм, тормозные 5 мм) и соответственно у них разные размеры наконечников. Для компонентов горных велосипедов набалдашник тросика переключения имеет стандартную форму, как на предыдущих фотографиях, но у шоссейных велосипедов есть 2 разных стандарта формы набалдашника.
Тросики бывают стальные и нержавеющие, обычные, с полированной поверхностью и даже с тефлоновым покрытием. Но если вы не собираетесь участвовать в гонках, обычный нержавеющий трос – оптимальный вариант.
Если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, то напишите в комментариях.