Как подтянуть рулевую рейку
Перейти к содержимому

Как подтянуть рулевую рейку

  • автор:

Подтяжка рулевой рейки… Инструкция…

Всем привет!
Из заголовка понятно о чем пойдет речь. Так как мануалы, по подтяжке рулевой рейки, можно по пальцам пересчитать, то я решил выложить свою инструкцию. Надеюсь кому-нибудь пригодится.

Где то читал, что при пробеге 70 000 начинает стучать рейка. Оказалось правда. На 72 000 застучала родная)) Решил подтягивать. Забегу вперед, мне не особо помогло, скорее всего придется отдавать на ремонт.

Кстати насчет споров, можно подтягивать рулевую рейку или нет?!
Я тоже задавался этим вопросом. Практически полностью изучил строение гидравлической рулевой рейки и понял, что подтягивать её не только можно, но и нужно. А слова о том, что необходима замена рейки — это просто байки СТО’шников, чтобы побольше содрать денег с клиента.

Порядок выполнения работ на яме:
вывешиваем переднюю часть авто, снимаем защиту ДВС. Чтобы добраться до системы подтягивания, придется снять подрамник!
первым делом снимаем резинки глушителя с подрамника, или с самого глушителя:

откручиваем стойки стабилизатора от самого стаба:

ключом на 17 откручиваем 2 болта крепления рейки к подрамнику:

головкой на 17 откручиваем болт крепления нижней подушки двигателя:

головкой на 12 (вроде) окручиваем вот эти болты, 4 шт.:

головкой на 17 откручиваем 2 верхних болта крепления подрамника:

головкой на 21 откручиваем 2 нижних болта крепления подрамника:

опускаем подрамник вниз, он останется висеть на шаровых:

для удобства я еще открутил стабилизатор полностью и вынул его:

далее нам понадобится шестигранник на 19 и в моем случае ключ на 40. Хотя везде пишут, что нужен ключ на 39 или 41. Вместо шестигранника использовал сваренные гайки ( позаимствовал у знакомого ):

а с ключом решил проблему так, взял ключ на 36 и расточил до 40:

ключом на 40 отворачиваем стопорную гайку прижимной втулки против часовой стрелки и шестигранником на 19 регулируем прижимную втулку по часовой стрелке:

самое главное не перетянуть, чтобы руль свободно крутился (без усилия особого), иначе будет большая нагрузка на насос ГУРа.
затягиваем стопорную гайку и собираем все в обратной последовательности.

Мне эта процедура не особо помогла, стук хоть и небольшой остался. Конечно может стоит еще немного подтянуть. А так морально уже настроен на ремонт))

Можно ли отрегулировать рулевую рейку своими руками – технология подтяжки

Регулировка рулевой рейки

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Иногда, неожиданно подкрадывается чувство «белой» зависти, когда в мануалах зарубежных автопроизводителей читаем слова о том, что срок службы червяка или рейки в рулевой рейке автомобиля, рассчитан на 14-15 лет.

Рассчитан и… так оно на самом деле: рулевая рейка не выходит из строя. Естественно, при соблюдении определенных условия, как то: рекомендованные сроки обслуживания рулевой рейки, применение рекомендованных и качественных масел, и эксплуатация автомобиля на соответствующих дорогах.

И, если первые два пункта вполне выполнимы со стороны владельца авто, то третий, увы, для нас пока остается сказочной мечтой. Поэтому сегодня мы с вами рассмотрим вопрос о том, как подтянуть рулевую рейку своими руками.

Регулировка рулевой рейки – процедура несложная и вполне под силу любому водителю. Да и по времени она занимает не более часа со всеми подготовительными мероприятиями. Но, вначале, вспомним для чего, и когда необходима подтяжка рулевой рейки.

Зачем нужна регулировка рулевой рейки?

Из устройства рулевой рейки типа: шестерня-рейка: к колесам усилие водителя передается посредством шестерни (прямозубой или косозубой), которая устанавливается на подшипнике и взаимодействует с зубчатой рейкой.

Беззазорное зацепление шестерни и зубчатой рейки осуществляется благодаря прижимным пружинам.

Наиболее распространенные неисправности: люфт или стук в рулевой рейке. Причинами люфта или стука могут служить:

  • Ослабилось крепление картера рулевой рейки, рулевой сошки либо кронштейна крепления картерного рычага.
  • Естественный износ передающей пары: шестерня- рейка.
  • Нарушение регулировки зацепления передающей пары.
  • Износ шаровых шарниров рулевых тяг и так далее.

При неправильной регулировке зацепления в передающей паре может наблюдаться тугое вращение руля . Именно в этом случае и требуется регулировка рулевой рейки, и, естественно, долив или замена масла (смазки) в картере рулевой рейки.

Как регулировать рулевую рейку своими руками?

Сразу же хочется предупредить о том, что подтяжка рулевой рейки может и не решить проблему с люфтом. Дело в том, что степень износа деталей передающей пары: шестерни и зубчатой рейки нам и вам неизвестна. Это может показать только вскрытие. Мы же говорим о первой подтяжке.

Если же подтяжка рулевой рейки не принесет желаемого результата и люфт или стук не пропадет, то нужно записываться на аудиенцию к специалисту. Но, пока, зовем товарища по гаражу (вам понадобится напарник для регулировки) и приступаем к подтяжке.

Подтяжка рулевой рейки своими силами

  • Регулировка производится путем подтяжки регулировочного винта. Он находится в рулевом механизме (в торцевой крышке).
  • Идеальный вариант – если у вас есть яма в гараже или эстакада на территории. Если же нет, то можно подтянуть рейку и на домкратах. Естественно, укрепив автомобиль после подъема на упорных «козлах».
  • Перед подъемом кузова домкратами, передние колеса выставляются ровно (прямо).
  • Люфт руля измеряется люфтомером (есть электронные, а есть и примитивные старые люфтомеры). ГОСТ РФ гласит о том, что люфт руля не может превышать 10 градусов.
  • Подтяжку регулировочного винта осуществляем медленно, систематически проверяя ход руля и наличие люфта или стука в колонке.
  • Если вам показалось, что проблема решена, то проведите ходовое испытание. Если же в процессе движения, после подтяжки вы почувствуете «тяжесть» рулевого колеса, то регулировочный винт придется слегка ослабить.

Задача регулировки рулевой рейки считается выполненной, если: люфт или стук исчезли, а руль свободно возвращается в центральное положение.

Как правильно подтянуть рулевую рейку

Реечные рулевые механизмы обладают существенными преимуществами перед прочими типами на относительно лёгких транспортных средствах. Это высокая точность управления, простота и компактность конструкции, возможность достаточно простого сопряжения со всеми классами усилителей руля.

  • 1 Первые симптомы неисправности рулевого механизма
  • 2 Особенности регулировки рулевой рейки
    • 2.1 Как прыгает рулевой вал
    • 2.2 Где идет подтягивание рейки
    • 2.3 Как подтянуть
    • 2.4 Как убрать люфт

    Надёжность и долговечность также удовлетворительные, но во многом зависят от своевременного ухода и регулировочных работ. Одна из них – устранение подтяжкой возникающего люфта во внутреннем зацеплении, что возможно на ряде производящихся механизмов.

    Первые симптомы неисправности рулевого механизма

    Любой рулевой механизм предназначен для передачи усилия от вращения рулевого колеса на перемещение тяг рулевой трапеции. Важно делать это незамедлительно, чтобы машина реагировала на малейшие смещения руля. Производители стремятся минимизировать люфты в рулевом управлении, в идеале свести их к нулю.

    По теме: Как устроен и работает гидроусилитель

    Так и происходит, современные устройства имеют беззазорную конструкцию. Но со временем наступает неизбежный износ трущихся деталей, от чего не спасают даже самые совершенные смазочные материалы. Автоматические регулировки также не всегда способны помочь, в сочленениях возникают люфты.

    Любой люфт в нагруженной знакопеременной силой конструкции обязательно вызовет возникновение стуков. Именно это и является основным проявлением прогрессирующей неисправности.

    Источники стука существуют в разных точках изношенной рулевой системы:

    • между шаровыми наконечниками и их обоймами в концевых шарнирах и местах сопряжения тяг с рейкой рулевого механизма;
    • ослабшие крепёжные соединения, например, рулевые рычаги и сошки, пальцы наконечников в проушинах, крепление корпуса рейки с кузову или подрамнику;
    • ступичные подшипники и элементы подвески, непосредственно к рулевому управлению не относящиеся, но обеспечивающие поворот управляемых колёс;
    • направляющие втулки в местах выхода рейки из корпуса;
    • увеличенный зазор в подшипниках входного вала;
    • люфт в зубчатом соединении ведущей шестерни и рейки.

    Стуки могут возникать как при рулении, так и просто при прямолинейной езде по неровностях, которые существуют всегда, на самой гладкой дороге.

    Чтобы выбрать зазор в доли миллиметра, сильно сотрясать подвеску не потребуется, достаточно малейшего отклонения, а стук всегда отчётливо различим на фоне общего акустического комфорта в целом исправного автомобиля.

    Вторым симптомом будет появление увеличенного углового свободного хода рулевого колеса. Такое будет наблюдаться при любом возникновении зазора, но сильно раздражать начнёт при критической его величине.

    Особенно опасно такое явление с точки зрения нарушения управляемости автомобиля. Машина неадекватно отреагирует на действия по объезду препятствия, а при попытке стабилизировать её в случае срыва колёс в скольжение возникнут большие затруднения.

    Особенности регулировки рулевой рейки

    Регулировке, то есть ремонтному воздействию без замены деталей, подлежит лишь зазор в основном зацеплении входного вала с зубчатой рейкой. Но не всегда, поскольку упоры рейки обычно снабжены компенсационной пружиной. Иногда увеличение её натяга временно помогает устранить стуки.

    Как прыгает рулевой вал

    Продольная компенсация люфта вала мало где предусмотрена, он установлен на двух радиально-упорных подшипниках. Но если они выполнены коническими или в конструкции предусмотрено изменение их положения вдоль оси вала, то «прыжков» ведущей шестерни поперёк рейки можно избежать регулировкой. Износ подшипников будет скомпенсирован.

    Важно не перетянуть их, что намного сократит ресурс и увеличит усилие поворота руля. Подшипники обычно входят в состав ремкомплектов и меняются при переборке.

    Где идет подтягивание рейки

    Для устранения зазора непосредственно между рейкой и ведущим валом с шестерней используется перемещение скользящего упора, по которому движется рейка в своей центральной части.

    Зазор может увеличиться по причине:

    • износа зубчатого зацепления рейки с шестерней;
    • износа направляющих втулок, из-за чего свободу получит вся рейка;
    • продавливания сухаря упора регулировочной гайки.

    В первом случае подтягивать особенно опасно, поскольку величина зазора зависит от угла поворота руля. В положении движения прямо износ сочленения максимален, а по краям останется в исходном состоянии. Если затянуть в середине – в крайних положениях руль будет подклинивать.

    Прочие случаи допускают регулировку с сохранением эффекта на несколько тысяч километров пробега. Но долговременное улучшение возможно лишь при переборке или замене механизма.

    Как подтянуть

    Машина вывешивается на подъёмнике или подставках до полного освобождения управляемых колёс.

    • с регулировочного узла удаляется заглушка, если она предусмотрена конструкцией конкретного автомобиля;
    • используя спецключи, ослабляется контргайка (при наличии), после чего заворачивается регулировочная до пропадания люфта в механизме;
    • оценивать зазор можно поворачивая колесо или вращая руль;
    • не допускается ощутимое увеличение сопротивления вращения в любом положении колёс, от упора до упора.

    Не всегда возможен компромисс между наличием зазора и подклинивании рейки. При неравномерном зазоре отрегулировать механизм невозможно. Особенно если регулировки уже неоднократно проводились.

    Как убрать люфт

    Радикальный способ устранения люфта – замена ремкомплекта механизма или рейки в сборе. Только так гарантированно обнулятся зазоры при сохранении плавного вращения руля.

    Устранить люфты в реечном механизме простой регулировкой возможно в ограниченном числе случаев и на очень короткое время. Проверять результат следует при неработающем двигателе, иначе трение компенсирует усилитель руля.

    Поэтому если машина имеет большой пробег без ремонта, а при попытке регулировки не получается найти компромисс между высоким трением рейки и наличием люфтов, то лучше замена в сборе.

    В продаже имеются как механизмы производителей для афтермаркета, так и восстановленные в заводских условиях оригинальные изделия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *