Расположение узлов и агрегатов под днищем
Вид снизу на автомобиль: 1 — ниша для запасного колеса; 2 — адсорбер; 3 — основной глушитель системы выпуска отработавших газов; 4 -трос стояночного тормоза; 5 -топливный бак; 6 -дополнительный глушитель; 7 -рычаг передней подвески; 8 -двигатель; 9 -коробка передач
Вид снизу на переднюю часть автомобиля: 1 -промежуточная труба системы выпуска отработавших газов; 2 — привод правого копеса; 3 -Поддон картера двигателя; 4 -вентилятор системы охлаждения; 5 -левая опора силового агрегата; 6 -картер коробки передач; 7 -привод левого колеса; 8 -рычаг передней подвески; 9 -крышка картера коробки передач; 10 -задняя опора силового агрегата
рисунок — 1.5. Подкапотное пространство (вид снизу) и основные агрегаты автомобилей Chevrolet Lanos / Sens: 1 – правый брызговик двигателя; 2 – компрессор кондиционера (если установлен); 3 – приемная труба с сильфоном; 4 – двигатель; 5 – масляный фильтр; 6 – коробка передач; 7 – левая передняя опора подвески силового агрегата; 8 – бачок омывателя ветрового стекла; 9 – амортизаторная стойка передней подвески; 10 – тормозные механизмы передних колес; 11 – стойка переднего стабилизатора поперечной устойчивости; 12 – рычаг передней подвески; 13 – привод левого переднего колеса; 14 – нижняя крышка коробки передач; 15 – задняя опора силового агрегата; 16 – стабилизатор поперечной устойчивости; 17 – пробка маслосливного отверстия; 18 – привод правого переднего колеса
рисунок — 1.6. Основные агрегаты автомобиля Chevrolet Lanos / ZAZ Chance (вид снизу сзади): 1 – тормозной механизм заднего колеса; 2 – амортизатор; 3 – основной глушитель; 4 – термоэкран основного глушителя; 5 – буксирная проушина; 6 – угольный адсорбер системы улавливания паров топлива; 7 – пружина задней подвески; 8 – топливный бак; 9 – балка задней подвески
Как распознать лужи под машиной, что и из чего течёт
В отличие от многих других неисправностей и неполадок, лужи, образовавшиеся в результате утечки одной из технических жидкостей, часто остаются незамеченными, поскольку в большинстве случаев локализуются в области под машиной. А мало кто из водителей перед тем, как сесть за руль, заглядывает вниз. Максимум, на что способен достаточно дисциплинированный водитель – открыть капот и проверить уровень масла. Ну, и пнуть одно-два колеса, чтобы убедиться, что их не украли, поскольку определить таким способом соответствие давления нормативным значениям вряд ли возможно.
Конечно, если место стоянки авто одно и то же (например, личный гараж), рано или поздно подтекание даст о себе знать наличием хорошо видимого пятна. И если это не конденсат, характерный для работы любой системы кондиционирования, то, скорее всего, имеет место утечка одной из многих технических жидкостей, используемых в современном автомобиле.
Можно сказать, что лужа под машиной – это симптом какой-либо болезни, и без выполнения диагностики о лечении и выздоровлении не может быть и речи. А последствия такого заболевания могут быть очень серьёзными, вплоть до полного обездвиживания пациента.
Распознать, из-за чего образовалась лужа под капотом автомобиля (хотя не обязательно именно здесь), достаточно легко. Главным условием считается пребывание машины на твёрдом покрытии (бетоне, асфальте, обработанном деревянном настиле). Итак, приступаем к рассмотрению всех возможных причин образования мокрых пятен под транспортным средством.
Конденсат из автокондиционера
Если ваш автомобиль оборудован климатической установкой, в большинстве случаев именно она ответственна за мокрую поверхность. При этом место локации лужи конденсата под машиной можно определить достаточно точно – в месте выхода дренажной трубки.
Это – нормальное явление, происходящее в полном соответствии с законами физики из школьного курса. Любой кондиционер представляет собой замкнутую систему с хладагентом, циркулирующим под давлением по системе трубопроводов от одной компоненты до другой. Откуда же берется вода? А из воздуха, который и нужно охлаждать. Когда его температура снижается, водяные пары, присутствующие в нём, конденсируются и направляются в подкапотное пространство. Образуется конденсат только при работающей климатической установке, поэтому заметить лужицу можно только после очень непродолжительной стоянки. И самое главное – лужа, образующаяся под машиной в результате работы кондиционера, после высыхания не оставляет следов – ни пятен, ни запаха. Нередко автовладельцы узнают об этом явлении спустя месяцы и годы после приобретения машины.
Впрочем, отсутствие цвета и запаха отнюдь не позволяет с уверенностью утверждать, что беспокоиться не о чём. Вода может содержаться, например, в бачке омывателя или накопиться в различных полостях кузова (например, капот имеет специальные дренажные каналы для отвода жидкости) и вытекать оттуда во время стоянки автомобиля.
Лужа под выхлопной трубой
Водяной конденсат может образовываться и в месте выхода выхлопных газов из трубы. И это тоже вполне обыденное явление, особенно если размер лужи небольшой. Конденсат обычно образуется в результате нагрева воздуха выхлопными газами, имеющими относительно высокую температуру даже на выходе. Но если автомобиль оснащён каталитическим нейтрализатором, то небольшие лужицы будут появляться постоянно, поскольку это устройство химическим способом преобразует некоторые вредные вещества. присутствующие в выхлопе, в относительно безвредные, включая воду.
В любом случае беспокоиться не следует, разве что за сохранность выхлопной трубы, подвергающейся воздействию коррозии.
Подтекает коробка передач
Здесь возможны два варианта. Если у вас коробка-автомат, образуется пятно выраженного красного цвета и столь же яркого запаха, который ни на что не похож. Сама трансмиссионная жидкость имеет высокую вязкость, поэтому впитывается в асфальт или бетон крайне медленно. Наконец, убедиться в том, что лужа масла под машиной вытекла из коробки, можно по месту расположения лужицы – ровно посередине авто.
Данную проблему следует оперативно устранить, то есть заменить либо подтекающий сальник вала, либо прокладку на корпусе трансмиссии. Если этого не сделать, со временем передачи начнут проскальзывать, а в итоге однажды вы вообще не сможете сдвинуться с места.
Масло, заливаемое в механическую КПП, по цвету и консистенции напоминает моторное масло, а само пятно, как и в случае с АКПП, будет располагаться по центру машины.
Протекает ГУР
Для работы любого гидравлического оборудования, которым является и гидроусилитель руля, требуется малосжимаемая жидкость. В автомобильном ГУР применяется жидкость, имеющая преимущественно жёлтый оттенок. Если она длительное время не менялась, то её цвет будет мигрировать в сторону карамельного или светло-красного цветов. Консистенция жидкости в меру вязкая и жирная, впитываемость хорошая, запах практически не ощущается, во всяком случае, с дальних и средних расстояний.
Обычно о том, что в бачке ГУР мало жидкости, свидетельствует характерный визг насоса, прокачивающего жидкость по системе, а также трудности с поворотом руля.
Причина возникновения данного дефекта обычно заключается в критическом износе уплотнителей, расположенных на рулевой рейке. Если повременить с их заменой, дело может закончиться полной потерей управляемости автомобилем, так что выводы делайте сами.
Течёт омыватель ветрового стекла
Поскольку «незамерзайка» – наиболее часто меняемый расходник в автомобиле (если не считать горючего), даже неопытные автомобилисты отлично знакомы с этой жидкостью. Правда, её идентификация может оказаться затруднительной из-за большого разнообразия составов (цвета могут варьироваться от зелёного до оранжевого, представляя практически весь спектр радуги). Но характерный запах не спутаешь ни с каким другим.
Если вы всё же сомневаетесь, что лужа воды летом под машиной имеет именно это происхождение, можно установить это экспериментальным путём – просто включить омыватель. Этого вполне достаточно, чтобы определить и цвет, и аромат омывателя. Хотя летом, конечно, вы можете использовать вместо «незамерзайки» обычную воду. Внимательно осмотрите бачок омывателя и шланги, идущие к капоту – возможно, они имеют дефекты, из-за которых и образуются мокрые пятна под машиной.
Подтекает тормозная жидкость
Это одна из самых неприятных утечек в автомобиле, поскольку отказ тормозов чреват самыми серьёзными последствиями.
Диагностировать эту проблему можно, но дело в том, что тормозная жидкость по своим характеристикам схожа с жидкостью, заливаемой в ГУР. Это и неудивительно, поскольку она также является гидравлической жидкостью.
Таким образом, цвет и запах в этом деле будут ненадёжными маркерами, а значит, важно определить локализацию утечки. Если лужа под машиной расположена спереди справа (при правостороннем руле) или слева в районе рулевой колонки – скорее всего, мы имеем дело с утечкой жидкости из ГУР. Тормозная жидкость далеко не всегда локализуется в районе колёс – она может протекать где годно, даже в кабине в районе педали тормоза, или в задней части машины.
Отметим, что на современных транспортных средствах потеря герметичности тормозной системы – явления редкое, к тому же на панели приборов имеется лампочка, загорающаяся при падении давления в магистрали.
Но на старых машинах подобный дефект – не редкость. Чаще всего причиной утечек является дефект шлангов, которые нужно заменить на новые.
Течёт тосол
Если не считать течь моторного масла, то протечки антифриза — пожалуй, самый распространённый дефект среди всех вышеописанных. Цвет охлаждающей жидкости может быть разным, но на тёмном асфальте или бетоне далеко не всегда можно однозначно судить об оттенке пятна. Чаще всего запах у тосола слегка сладковатый, а по консистенции он мало чем отличается от воды, то есть впитывается быстро и столь же скоротечно испаряется.
Лужа антифриза появляется спереди под машиной, и если заходить к автомобилю именно с этой стороны, не заметить её будет сложно.
Обычно течь появляется из-за дефектов трубок радиатора, а также прохудения патрубков, находящихся в задней части радиатора. При критическом снижении уровня тосола в системе загорится лампочка, свидетельствующая о перегреве силового агрегата – в этом случае продолжать движение нельзя – следует долить тосол и устранить причину разгерметизации системы охлаждения. Доехать до ближайшей СТО или гаража можно, наложив самодельный жгут на патрубок в месте протечки. Дырки в радиаторных трубках тоже лечатся, но со снятием этого узла.
Течи моторного масла
Именно эту жидкость чаще всего находят под автомобилем. И не только потому, что она оставляет характерный след – потеря герметичности системы смазки считается обыденным явлением даже на самых современных машинах. Цвет масла может варьироваться от светлого до почти чёрного, в зависимости от возраста и состояния. Запах в большинстве случаев немного отдает соляркой или бензином. Но это не горючее – просто система питания и система смазки работают настолько тесно, что в определённой степени происходит диффузия этих технических жидкостей.
Из-за высокой вязкости моторное масло обладает низкой впитываемостью, после его высыхания можно заметить радужные разводы, характерные и для трансмиссионной смазки.
Наиболее распространённые причины образования под машиной масляной лужи — дефект прокладки ГБ силового агрегата, потеря герметичности передним сальником коленвала. Их замена сопряжена с определёнными сложностями, поэтому немалое число водителей предпочитает не решать проблему кардинальным образом, а доливать масло по мере его утечки. Что выгоднее – решать вам, но рано или поздно менять прокладку или сальники всё равно придётся.
Утечка топлива
Зачастую обнаружить эту проблему удаётся не сразу, поскольку и бензин. И дизтопливо испаряются достаточно быстро. Но резкий и узнаваемый запах помогает однозначно идентифицировать эту жидкость. Останется только локализовать место протечки и устранить дефект. Чаще всего проблема кроется в дефектах топливных шлангов, реже – в наличии дыр в самом баке. В последнем случае самостоятельно устранять дефект категорически запрещено: пары бензина – вещь крайне опасная, а они остаются в топливном баке, как бы тщательно вы его не мыли. Проблема решается в автосервисе посредством использования «холодной сварки».
Как понять, что за лужицы жидкости натекли под машиной, и чем они чреваты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главная причина этого явления – протечки, последствия которых водитель может обнаружить под машиной в виде пятен разных цветов и запахов.
1. Как определить характер подтекающих жидкостей из автомобиля
Пятна на асфальте под автомобилем могут быть как безобидными, так и весьма опасными сигналами для автовладельцев. Важно научиться определять характер вытекающих жидкостей, чтобы понимать, какие действия следует предпринимать:
Так, тёмные маслянистые пятна под капотом явно расскажут о том, что из двигателя автомобиля стремительно вытекает масло. Подтекать может через рассохшийся герметик поддона картера, обычно тогда мокнет только нижняя часть двигателя. Но если утечка затронула сальник коленвала, под капотом вы обнаружите абсолютно замасленный мотор.
Пятна красного цвета с острым химическим запахом будут сигналом о том, что течёт коробка передач. Течь может как сальник основного вала, так и болты, крепящие маслонасос к корпусу АКПП.
На механических коробках течёт сальник штока переключения передач, сливная пробка, сальник первичного вала. Наиболее опасной является трещина в корпусе КПП.
Красная или жёлтая жидкость свидетельствует о течи из гидроусилителя руля. Главная опасность падения уровня масла ГУР в том, что машина может перестать слушаться управления. Руль становится тяжёлым, а на резких поворотах может подклинивать, что чревато последствиями. Эту жидкость часто путают с трансмиссионными маслами, но она, в отличие от масла для АКПП, не имеет острого запаха;
Утечку тормозной жидкости также можно легко перепутать с течью гидравлического масла. Важной особенностью, определяющей, что это именно тормозная жидкость, является присутствие запаха спирта, что несвойственно для гидравлики.
Критическое снижение уровня тормозной жидкости приводит к попаданию в систему воздуха, снижению и полному отсутствию тормозной активности автомобиля.
Обнаружив под машиной в районе капота лужицу вязкой жидкости красного, синего или зелёного цвета, вспомните, какой антифриз вы используете для своего автомобиля. Скорее всего, течёт именно охлаждающая жидкость. Характерным признаком такой протечки является сладкий запах.
К наиболее опасным относятся утечки топлива, которые сопровождаются резким запахом бензина. На асфальте под капотом или в районе бензобака образуются характерные переливающиеся фиолетовыми и зелёными цветами лужицы, консистенцию которых ни с чем нельзя перепутать, даже если у вас забит нос, и вы не чувствуете запахов.
Масляные пятна в задней части автомобиля говорят об утечке трансмиссионного масла из коробки редуктора заднего моста ведущей оси автомобиля. Это актуально для заднеприводных и полноприводных автомобилей. Критически низкий уровень грозит разрушением редуктора. Течь возникает на сальнике либо на прокладке и требует немедленного устранения.
2. Полезные советы
Предупредить подтекание технических жидкостей можно, своевременно обращаясь в автосервис за комплексной диагностикой состояния автомобиля.
Как правило, на начальной стадии течи из сальников или прокладок не способны образовать лужу под капотом автомобиля. Однако опытный мастер в автосервисе точно скажет, какие места в скором времени потекут, и можно будет произвести их ремонт, так сказать, не отходя от кассы.
К безобидным протечкам можно отнести течь конденсата кондиционирования, когда при перепадах температур внутри системы влага из воздуха конденсируется в жидкость и выпадает в виде капель воды, сливаясь на асфальт.
Конденсат не имеет ни цвета ни запаха, и абсолютно безвреден для автомобиля. Редко может течь аккумуляторная батарея – в этом случае будет присутствовать ярко выраженный запах тухлых яиц. В этом случае АКБ надо заменить.
Именно на автоматических коробках передач даже незначительная утечка масла может привести к дорогостоящему ремонту, поэтому сразу после определения проблемы необходимо отправить автомобиль в автосервис своим ходом либо на эвакуаторе, если уровень масла уже критический.
Если вы не уверены в том, какая именно жидкость находится на асфальте под вашим автомобилем, возьмите белую бумажную салфетку и промокните её в образовавшуюся лужицу. Этот способ позволит увидеть точный цвет вытекающей жидкости, определить её консистенцию и почувствовать запах.
Но не спешите расстраиваться и бить тревогу раньше времени. Если вы обнаружили лужу технической жидкости под автомобилем на стоянке общего пользования, вполне вероятно, что её оставил другой автомобиль, а вы просто встали на его место. Обязательно откройте капот и осмотрите пространство внутри него с фонариком на предмет протечек. Проверьте уровни всех жидкостей и убедитесь, что они находятся в допустимых пределах.
Чтобы убедиться, что течь исходит именно из вашего автомобиля, положите на землю, где выше находится место предполагаемой протечки, картонку и оставьте на ночь. Чтобы картонка не улетела от ветра, приложите её камнем. Если всё в полном порядке, на утро вы обнаружите импровизированный индикатор сухим.
Если же есть проблема, и вы не знаете, как действовать, позвоните в автосервис и проконсультируйтесь по этому вопросу у специалиста. Многие сервисы имеют функцию эвакуации автомобилей, которые не могут доехать до места назначения самостоятельно.
Проблему для автолюбителя может представлять не только течь из машины, но и ржавчина. Кстати, некоторые части автомобиля подвержены коррозии в первую очередь.