Из чего состоит рулевая тяга
Перейти к содержимому

Из чего состоит рулевая тяга

  • автор:

Назначение и устройство рулевой тяги

Любое транспортное средство оборудовано системой управления, конструкция которой представляет сложную совокупность различных элементов, обеспечивающих поворот колес. Для взаимосвязи между ними используется рулевая тяга. Чтобы понять ее устройство и принцип функционирования, необходимо ознакомиться с основными типами рулевого управления. Помимо этого, не лишним будет узнать устройство и особенности ходовой части автомобиля.

Каким бывает рулевое управление?

На транспортных средствах может быть установлена любая из конструкций системы управления, например, рейка или червячный редуктор. Последняя конструкция отличается устойчивостью к ударам во время движения по ухабистым дорогам, значительным углом поворота управляемых колес, и повышенной передачей усилий. Однако есть и недостаток, который заключается в низкой информативности рулевого колеса и затрудненном управлении автомобилем.

Поперечная рулевая тяга.

Описанные явления возникают из-за большого количества шаровых шарнирных соединений и рулевых тяг, вследствие возникновения в них люфта. Поскольку в конструкции этого типа управления транспортным средством больше недостатков чем достоинств, по этой причине червячный механизм практически не устанавливается на современные модели автомобильной техники.

Другое дело реечный механизм, который имеет приемлемую стоимость, минимальное количество подвижных элементов, вследствие чего отличается своей компактностью и надежностью. Однако этот тип управления также имеет свой минус, который заключается в невозможности его установки на тяжелые транспортные средства из-за повышенной устойчивости к толчкам во время движения по неровной дороге, очень хорошо передающейся рулевому колесу. Если с легковым автомобилем в этом случае управится не тяжело, то удержать большегрузный будет довольно проблематично. Помимо этого, часто приходится иметь дело еще с одним неприятным явлением — нарушением баланса рулевой рейки.

Роль рулевых тяг в системе управления авто

Помимо изменения траектории движения, рулевой привод позволяет предотвратить боковое скольжение управляемой колесной пары. Для этого колеса должны иметь разные углы поворота: внешнее колесо — меньший угол, а внутреннее — больший. Это возможно осуществить благодаря наличию рулевой трапеции, в конструкцию которой входят следующие тяги:

  1. Левая.
  2. Правая.
  3. Средняя.

В зависимости от расположения они дополнительно разделяются на продольные и поперечные.

Назначение продольных рулевых тяг

В системе управления транспортными средствами, этот тип тяг агрегатируется при помощи шарнира с поворотным рычагом. Вращаясь, сошка рулевого управления перемещает среднюю тягу трапеции в правую либо левую стороны, осуществляя изменение угла поворота колес через боковые тяги. Продольная рулевая тяга в случае выхода из строя подлежит обязательной замене, но эта процедура представляет особую сложность, поскольку из-за особенностей расположения к ней проблематично подобраться для того, чтобы открутить.

Назначение поперечных тяг в системе управления

Продольная рулевая тяга.

Их функциональные обязанности заключаются в обеспечении безопасности движения и улучшении информативности управления транспортным средством. Внутренний наконечник тяги обеспечивает взаимосвязь между системой управления и внешним шарниром. Оба шарнира свободно перемещаются во всех плоскостях, что позволяет добиться высокой точности управления автомобилем.

Помимо этого, поперечная рулевая тяга имеет регулировочное резьбовое соединение, благодаря которому можно выставить оптимальное положение передней колесной пары. Заметим, что к шарнирным наконечникам этих тяг предъявляются повышенные требования, поскольку они относятся к основным элементам, обеспечивающим безопасность автомобиля во время движения.

Некоторые особенности

Рулевая рейка имеет механизм простой конструкции с двумя тягами, которые связаны с поворотными рычагами. Шарнирный наконечник является расходной деталью, износ которой зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля и стиля вождения. Он не подлежит восстановлению, поэтому в случае поломки спасти ситуацию сможет только замена. Заметим, что регламентный срок замены наконечников, установленный производителем составляет 35-45 тыс. км пробега, но зачастую они изнашиваются раньше.

Рулевая тяга имеет продолжительный срок эксплуатации, и довольно редко выходит из строя исключительно из-за серьезных механических повреждений вследствие наезда на препятствие. После замены детали необходимо обязательно восстановить настройки развал-схождения. Выбор тяг зависит лишь от конструкционных особенностей модели автомобиля и требований производителя. Одинаково хорошо служат как оригинальные, так и аналоги детали.

Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена

Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена

Стук рулевой тяги – это не тот признак неисправности, который можно оставить без внимания. Данный узел автомобиля со временем изнашивается и в конце концов может полностью выйти из строя, что скажется на качестве управления транспортным средством. А это неминуемо приведет к возникновению опасных ситуаций на дороге.

Вывод тут ясен: как только в автомобиле появляется непривычный стук, нужно провести тщательную диагностику с целью выяснить, откуда он взялся и чем это может грозить. Если проблемы возникли из-за рулевой тяги, необходимо применять срочные меры.

Устройство рулевой тяги

Для чего нужна рулевая тяга? Это составляющая рулевого механизма каждого автомобиля, которая связывает рулевую колонку и колеса (или рулевые кулаки). Без рулевых тяг управление автомобилем было бы невозможным.

Устройство рулевой тяги

Однако это не единственная функция рулевого привода. Также он нужен для предотвращения бокового скольжения управляемой колесной пары. Для этого колеса имеют разные углы поворота. Внешнее колесо должно быть повернуто немного меньше, чем внутреннее. Такая возможность обеспечивается механизмом под названием «рулевая трапеция». Она, в свою очередь, состоит из тяг: правой, средней и левой. Тяги также делятся на поперечные и продольные, что определяется их расположением.

  • Для чего нужны продольные рулевые тяги

Они связаны посредством шарнира с поворотным рычагом. Это общее устройство рулевого управления всех транспортных средств. Посредством вращения сошки руля средняя тяга трапеции перемещается вправо или влево. При этом через боковые тяги изменяется также угол поворота колес. Если же механизм приходит в негодность, его нужно незамедлительно менять. Однако это технически сложно осуществить, так как расположение данной детали значительно затрудняет ее демонтаж.

  • Назначение поперечных рулевых тяг

За счет поперечных рулевых тяг водитель лучше чувствует систему управления автомобилем. Внутренний наконечник этой тяги связывает внешний шарнир и систему управления. Благодаря полной свободе перемещения шарниров в любых плоскостях достигается превосходная и точная управляемость машиной.

Также на поперечной тяге предусмотрено резьбовое соединение для регулировки. Благодаря такому конструктивному решению есть возможность подстройки положения передней пары колес. Шарнирные наконечники поперечных тяг должны соответствовать более серьезным требованиям, так как от них зависит безопасность транспортного средства во время езды.

Рулевая рейка устроена достаточно просто. Она состоит из двух тяг, соединенных с поворотными рычагами. Шарнирный наконечник – расходный элемент, который изнашивается в зависимости от стиля езды и частоты использования транспортного средства. Ремонт шарового наконечника нецелесообразен, поэтому его меняют целиком. По регламенту производителя ставить новую деталь нужно с периодичностью 35–45 тыс. км пробега. Но очень часто критический износ, проявляющийся в виде стука наконечников рулевых тяг, наступает гораздо раньше этого срока.

Рекомендуем

Выбирая новые тяги, нужно ориентироваться на требования руководства по эксплуатации и особенности устройства конкретной модели авто. Хорошо зарекомендовали себя не только оригинальные комплектующие, но и произведенные сторонними компаниями.

Причины стука рулевой тяги

Не существует конкретных сроков использования автомобильных рулевых тяг. Известно лишь, что в составе рулевого механизма это самая надежная часть. В Сети бытует мнение, что детали служат от 100 до 150 тыс. км, иногда называют цифру 250 тыс. км. Нужно уточнить, что срок службы сильно зависит от манеры езды и состояния дорожного полотна. Совершенно очевидно, что передвижение по плохим дорогам провоцирует быстрый выход из строя рулевых тяг.

Причины стука рулевой тяги

Во время каждодневного использования автомобиля нужно быть внимательным: появление посторонних звуков, плохая управляемость – это первые сигналы, говорящие о скором выходе из строя рулевого механизма. Перечислим признаки, по которым можно диагностировать неполадки в рулевой рейке:

  • Передвижение по неровностям сопровождается скрежетом и стуком.
  • При повороте руля также появляется небольшой стук.
  • При неизменном прямом положении руля автомобиль водит по дороге.
  • Виден неравномерный износ протектора покрышки.
  • Появляется расшатанность и люфт в механизме в целом.
  • Начинает постукивать руль.
  • Ход руля становится тугим.
  • Нарушается целостность пыльника. При проникновении внутрь шарнира песка, влаги и грязи он быстро выходит из строя.

Также часто встречаются неисправности, обусловленные износом креплений. Это касается как рулевых наконечников, так и механизма в целом. Из широко распространенных – облом резьбы. Не проходят бесследно сильные удары подвески – изменяются, гнутся плоскости. Если такое произошло, не стоит тратить время и силы в попытках вернуть первоначальную геометрию детали. Гораздо проще заменить поврежденный элемент. Эксплуатация автомобиля с погнутыми комплектующими рулевой системы запрещена – ведь это напрямую влияет на управляемость ТС.

Отдельное внимание нужно уделить наконечнику как составляющей части рулевой тяги. Часто по причине именно его неисправности проявляются вышеописанные признаки. Это происходит из-за выработки пальца или полиуретановой прокладки, удерживающей шарнир. В результате в соединении образуется люфт, наконечники рулевых тяг издают стук.

Диагностика рулевых тяг

Металлическое постукивание при вращении руля может наблюдаться не только во время движения, но и на стоянке. Причина этого – незатянутая рулевая тяга с наконечником после проведения развала-схождения. Как определить стук рулевых тяг? Нужно пошатать колесо вправо-влево. Если оно отзывается на усилия и движение сопровождается характерным стуком – дело точно в гайке, которую забыли затянуть.

Диагностика рулевых тяг

Если на машине проявляется хотя бы что-то из вышеописанных признаков, следует в экстренном порядке провести диагностику рулевого управления, уделив повышенное вниманием тягам. Во время диагностики нужно проверить следующие моменты:

  1. Рулевые наконечники могут смещаться относительно оси пальцев не более чем на 1,5 мм. Кроме того, нужно проверить люфт, свидетельствующий об износе этих элементов. В случае его наличия только замена шарнира и рулевого наконечника позволит вернуть тягу в исправное состояние.
  2. Осмотреть хомуты на регулировочных муфтах рулевых тяг. При наличии выработки нужно обязательно ремонтировать деталь.
  3. В процессе диагностики проверить защиту наконечника шарового шарнира. В случае его негерметичности риск выхода из стоя данного узла многократно возрастает. Происходит это по причине попадания внутрь абразивных частиц (песка, грязи). Поэтому порванные чехлы меняют незамедлительно.

Если при дефектовке рулевой наконечник признан негодным к эксплуатации, следует поставить новый. В случае выхода из строя шарниров с обеих сторон, разрушения резьбы или если тяга не предусматривает обслуживание – придется полностью менять механизм. Изложим ниже план ремонта, не забыв про различные нюансы.

7 этапов процесса замены рулевой тяги

Чтобы выполнить такой ремонт, нужно обладать набором слесарных инструментов. Таковые есть практически у каждого автовладельца. Однако понадобится также специальный съемник. Но его можно заменить ломиком и молотком, следует лишь тщательно дозировать прилагаемое усилие. Приведем последовательность действий при замене рулевой тяги без демонтажа рейки:

7 этапов процесса замены рулевой тяги

  1. Автомобиль поднимается домкратом, задние колеса должны быть зафиксированы. Затем под днище ставят подпорку.
  2. С нужной стороны снимают переднее колесо и откручивают гайку пальца.
  3. Снимают рулевой наконечник. Тут нужен специальный съемник. Его устанавливают на наконечник и затягивают гайку до конца. Наносят удар молотком по поворотному рычагу съемника. Если палец не вышел, следует повторить действие. Если нет съемника, палец вынуть можно с помощью молотка и ломика небольших размеров.
  4. Наконечник также фиксируется в рулевой муфте. Нужно выкрутить его оттуда, для чего на обеих деталях есть соответствующие грани. При сложностях с выкручиванием резьбу обрабатывают проникающей смазкой и продолжают попытки через небольшую паузу.
  5. Сняв пыльник, выкручивают рулевую тягу из посадочного места на рейке.
  6. Перед установкой новую тягу нужно разметить. Для этого обычно пользуются старой демонтированной тягой. Делается это для того, чтобы установить новую деталь как можно более точно в то положение, которое занимала старая. Это в дальнейшем облегчает регулировку развала-схождения колес.
  7. Новую рулевую тягу устанавливают, повторяя вышеописанные операции в обратном порядке. Рекомендуется перед установкой промазать резьбу литолом.

3 полезных совета по установке новой рулевой тяги

  1. При одновременной замене обеих тяг затягивать их также следует вместе, с фиксацией вала-рейки. Это нужно для того, чтобы избежать повреждения сухаря, удерживающего вал в рейке. Именно так и действуют во время сборки на заводе – к рейке одновременно крепят две тяги, затягивая одинаковым усилием. В результате исключается вероятность повреждения сухаря или его упора.
  2. Если во время ремонта под рукой есть тиски, нужно использовать их для фиксации одной из тяг, и в это время затянуть вторую. Также рекомендуется применять динамометрический ключ. В момент приложения усилия при затяжке корпус рейки будет проворачиваться, но это допустимо. После затяжки тяги обязательно следует осмотреть и обработать шарнир, на котором тиски могут оставить следы в виде заусенцев.
  3. Если установка деталей будет происходить без разборки рулевой рейки, затяжку резьбовых соединений нужно делать крайне осторожно и по правилам. Необходимо соблюсти требуемый момент затяжки, но при этом остаться в рамках допустимого крутящего момента вал-рейки. Вал снабжен лысками для фиксации при помощи ключа. Однако не все производители оставляют эти лыски, да и расположены они в таком месте, что требуется специальный ключ для их использования. Запрещается применять плоскогубцы для зажима вала, потому что губки этого инструмента могут поцарапать отполированную поверхность.
Рекомендуем

Таким образом, нет ничего сложного в замене рулевых тяг. Единственная проблема в их затяжке. Эти трудности и толкают автовладельцев обращаться в специализированные СТО.

3 полезных совета по установке новой рулевой тяги

Советы автовладельцев по проверке рулевой тяги и рейки

  1. Требуется помощь друга

«Первым делом нужно разобраться, стук в рулевой тяге или рейке? Вот тут и пригодится напарник. Один зажимает пальцами место между шаром и корпусом на рулевой тяге прямо через пыльник. Большой палец должен одновременно касаться и корпуса, и шара. Второй человек раскачивает руль небольшими движениями вправо-влево, провоцируя удары. Именно такая диагностика позволяет выявить источник стука. Все получится!»

«Если свободный ход вправо-влево, то, вероятнее всего, дело в тяге, а если вверх-вниз, то чаще всего виновата рейка. Для более точной диагностики нужно демонтировать пыльник и проверить все без него. При наличии течи в рейке в 70 % случаев люфт будет именно в ней. Если же люфта нет, а стук присутствует – дело, скорее всего, тоже в рейке, причем стучать будет с двух сторон».

«При дребезге тяги легко убедиться в этом. Я поднимал переднее колесо и на ощупь проверял сочленение тяги прямо через пыльник. Так исключена была версия износа ступицы. Далее нужно подвесить передние колеса и резко крутить руль в разные стороны. При неисправности в рейке стук должно быть хорошо слышно».

Советы автовладельцев по проверке рулевой тяги и рейки

«Опишу свою ситуацию. Авто привезли из Владивостока на автовозе. Оказалось, что на ямках проявляется немного стук в рулевой тяге. Обратился в сервис на вибростенд. По результатам диагностики нужно было заменить обе рулевые тяги, так как они пришли в негодность в месте соединения с рулевой рейкой. Приобрел новые детали и принес в сервис для замены. Уже другие специалисты сказали, что вышла из строя рулевая рейка. Поэтому на будущее для себя сделал вывод: если нет навыков ремонта, лучше консультироваться у нескольких специалистов. Ведь каждый руководствуется собственными знаниями и опытом».

«Обратился на днях на СТО, так как беспокоило постукивание с правой стороны (левосторонний руль). Я был практически уверен, что причина стука в рейке или в наконечнике рулевой тяги. Однако выяснилось, что подвеска исправна. Источником звуков оказался тормозной суппорт. Сам бы не определил, поэтому обращаться к профессионалам нужно всегда».

Что такое рулевая тяга и для чего нужна

car

Обсудим, что такое рулевая тяга и для чего нужна эта деталь в конструкции автомобиля. Все транспортные средства представляют собой совокупность частей, которые при взаимодействии друг с другом обеспечивают работу ТС. Поэтому, будет полезно разобрать, за счёт чего происходит поворот колёс и как устроена эта часть автомобиля.

Рулевая тяга: что это

Начнём с ответа на вопрос, рулевая тяга – что это, так же разберём, где она располагается и для чего нужна. Она является очень важным элементом управления любым видом транспортных средств. За счёт использования тяги, механическое воздействие на руль преобразуется в поворот колёс в заданную водителем сторону.

Есть несколько видов рулевой тяги: левая, правая и средняя. Первых две ещё называют продольной и поперечной, а последнюю – центральной. Как видите, устройство этого элемента довольно простое. Так же стоит отметить, что она работает в системе с рулевыми колонкой, рейкой и наконечником.

Срок службы детали назвать сложно, так как он составляет от 100.000 до 250.000 километров. Всё будет зависеть от качества дорог и стиля вождения. Самая частая неисправность системы управления — люфт рулевой рейки, чаще всего возникает из-за плохого качества дорожного покрытия. От правильной работы этого соединения зависит безопасность езды и частота попадания в ДТП, поэтому проблемы рулевой тяги следует устранять сразу же после обнаружения.

Рулевые тяги: для чего нужны

Разберём вопрос, для чего нужны рулевые тяги, на что стоит обратить особое внимание при эксплуатации машины. Эти детали являются частью системы рулевой рейки и поворотных рычагов. Рулевая тяга даёт возможность контролировать угол, под которым крутятся колёса и направляет механическое воздействие от руля к ступицам.

Большой плюс рулевой тяги в том, что она имеет долгий срок эксплуатации. Чаще всего, её поломка происходит вследствие наезда на крупное препятствие и серьёзного повреждения механическим путём. В этом случае детали из-за сильной деформации перестают быть пригодны для работы.

Есть несколько показателей, дающих понять, что рулевую тягу нужно заменить. Среди них можно отметить шумы, скрежет, биение руля — скорее всего, эта деталь пришла в негодность. Так же стоит обратить внимание на состояние тяг, если увеличился люфт руля, туго вращаются ведущие колёса и во время езды машину клонит в сторону.

Из чего состоят рулевые тяги

Разберём, из чего состоят рулевые тяги и виды рулевого автомобиля. Благодаря знанию того, как она устроена, можно определить причину возможной неполадки и устранить её. Строение включает в себя рулевую тягу, на концах которой размещаются или пара рулевых наконечников, или с одной стороны – наконечник – с другой резьба.

Как мы уже разобрали, тяга входит в систему управления автомобилем. Поэтому, если требуется ремонт рулевой рейки гидроусилителя руля, стоит проверить так же состояние тягового элемента. Это поможет поддерживать авто в хорошем состоянии и способствует безопасному использованию.

Встречаются два вида рулевого управления: червячный и рулевая рейка. В первом случае присутствует большое количество рулевых тяг и разных шарниров, передача большего усилия на колёса и увеличенные углы поворота колёс. Такое строение червячного типа управления будет причиной появления люфтов и тяжелого поворота руля.

В связи с этим, большинство современных авто оборудованы реечным типом управления. Оно компактное, недорогое и из-за маленького количества шарнирных соединений и рулевых тяг, поэтому является самым распространённым. Рейка, с входящей в неё элементами, обеспечивают лёгкое и точное управление автомобилем.

Чем открутить рулевую тягу

Стоит знать, чем открутить рулевую тягу и как сделать это правильно. Самый простой способ – это заменить вышедшие из стоя запчасти на новые, сейчас не составляет проблем их приобрести. Последовательность действий при снятии тяги такова: поднимаем машину на домкрате и снимаем переднее колесо. Устанавливаем съёмник, подтягиваем его гайку до упора, ударяем по ушку подворотного рычага.

Далее откручиваем рулевой наконечник от муфты, снимаем пыльник и откручиваем тягу от рулевой рейки. При установке новой тяги, отметьте, до какого уровня её нужно закрутить. После этого соберите узел в обратном порядке и посетите специалиста, который сделает сход—развал новой детали.

Итак, мы разобрали, что такое рулевая тяга, для чего она нужна и как устроена. Стоит следить за состоянием этой очень важной части рулевого управления и поддерживать её в работоспособном состоянии. От этого зависит безопасность на дороге и комфортное вождение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *