22 фотофакта о самом большом парке для электробусов в Европе
В новой Москве завершается строительство автобусного парка для электробусов. Он расположен около деревни Красная Пахра и позволит дать дом более 300 городским автобусам, 200 из которых — электробусы.
На территории чуть более 10 га будут расположены производственные, складские и административно-бытовые корпуса. Наземная стоянка с ультрабыстрыми зарядными станциями.
После ввода в эксплуатацию объект станет первым электробусным парком, реализованным на территории Российской Федерации и крупнейшим в Европе.
1. В первую очередь ввод нового автобусного парка позволит улучшить транспортное обслуживание жителей Новой Москвы, а эксплуатирующая организация сможет выполнить перераспределение подвижного состава между филиалами.
2. Новый парк будет обслуживать 45−55 автобусных маршрутов, при этом машины не нужно будет «гнать» на маршрут из Москвы. Это сэкономит около 1100 машинокилометров нулевого пробега в будние дни или 15% (6300 вместо 7400).
3. На первоначальном этапе в парке будет 200 электробусов большого класса. По мере развития зарядных станций на улично-дорожной сети их количество будет доведено до проектных 300 единиц.
Шеньчжэнь стал первым полностью электробусным городом мира
Администрация городского транспорта 12-миллионного Шэньчжэня (города субпровинциального значения в южнокитайской провинции Гуандун в «дельте Жемчужной реки» – точке роста экономики всей КНР), а также китайского спутника Гонконга) отчиталась в том, что уже с 27 декабря 2017 года полностью перешла на использование в своем городском автобусном парке исключительно электробусов. Отныне ни один дизельный муниципальный автобус не смеет загрязнять атмосферу этого мегаполиса.
Муниципалитет Шэньчжэня отрапортовал, что реформа транспорта состоялась в заранее определенные сроки, после чего парк из 16 359 машин (все марки BYD) полностью переведен на электротягу.
Таким образом, фактически установлен мировой рекорд. Ведь, даже, если сложить пять крупнейших североамериканских электробусных парков (в Нью-Йорке, округе Лос-Анджелес, Нью-Джерси, пригородных транзитах Чикаго и Торонто), то их суммарное количество окажется меньше, чем действующий пассажирский электропарк Шэньчжэня.
Мегаполис Шэньчжэнь кроме численности (пятое место в мире по приросту населения) считается Кремниевой долиной Китая. Здесь базируются представительства крупнейших интернет-компаний, имеется множество стартапов. Кроме того, именно здесь разместилась и штаб-квартира BYD – крупнейшего китайского производителя электроаккумуляторов и электротранспорта.
Путь к полной «электробусовизации» начался еще в 2009 году, когда Шэньчжэнь был включен в число 13 пилотных городов по внедрению транспортных средств на «новой энергии».
Именно Шэньчжэнь последовательно настаивал на электрификации своего автобусного и таксомоторного парков. На завершающей стадии реформы в 2017 году город предоставил субсидии на общую сумму ¥3,3 млрд ($490 млн) на покупку электробусов и зарядных устройств для них.
Естественно, что для такого обширного парка электробусов требуется и соответствующая инфраструктура. На сегодня в Шэньчжэне оперирует сеть из 510 станций подзарядки с 8 тыс. индивидуальных постов, т.е. одномоментно может быть подзаряжен практически каждый второй электробус. Подзарядка аккумулятора требует около 2 часов, а за день такая станция может «дозаправить» до 300 машин на электротяге.
Нынешние электробусы экономят 72,9% энергии в сравнении с обычными дизельными автобусами, так что на круг автобусный парк Шэньчжэня экономит в год около 345 тыс. т топлива в год, но, главное, сокращает выбросы CO2 на 1,35 млн т.
Кроме того, электротакси (модели BYD e6) экономят в год еще около 116 тыс. т топлива, а также уменьшают выбросы CO2 на 453,9 тыс. т.
Но даже столь масштабный проект как Шэньчжэнь представляет собой только определенную часть всекитайской программы электрификации автобусного парка. Рынок электробусов в КНР в 2016 году составлял свыше 115 тыс. электробусов, но в 2017-м сократился на 23% из-за падения субсидий.
Став первым крупным городом с полностью электрифицированным парком общественного транспорта, Шэньчжэнь кроме заслуженного международного признания стал застрельщиком данного направления урбанизации и для всей Поднебесной. Так, в 2018–2020 гг. еще многие города Китая, следуя его примеру, также твердо намереваются перевести свой муниципальный транспорт на экологически чистую основу.
Электробусы захватывают Европу: лидер продаж — Solaris
В 2021 году рынок электрических автобусов в Европе вырос на 48 %. По данным портала Autobus Web , европейцы зарегистрировали 3282 новых электробуса. В итоге по европейским дорогам в совокупности с 2012 г. уже ездят более 8,5 тысячи автобусов на электроприводе.
Любопытно, что впервые в истории континента, в 2021 г. сразу 3 страны перешагнули рубеж, приобретя более 500 новых моделей каждая. В Германии зарегистрировано 555 единиц, в Британии — 540, а во Франции — 512 единиц. В Италии купили всего 178 электробусов, общее число их в стране — 397 штук.
Лидеры рынка электробусов 2021 в Европе
Электробусы Solaris
На первом месте — лидер 2020 года, польский производитель топливных и электрических автобусов Solaris . В общей сложности компания поставила в разные страны Европы 390 электробусов, что приблизительно совпадает по количеству поставок позапрошлого года.
Второе место занял альянс BYD и ADL . Предприятие резко увеличило производительность в 2021 г.: 375 единиц против 190 в 2020 г. Все электрические автобусы альянса зарегистрировали в Великобритании.
На третье место вырывается подразделение Mercedes . Немецкий производитель вырос в поставках с 2020 г. сразу на 240 %: 333 модели eCitaro. В предыдущем году компания смогла продать всего 98 электробусов.
Следом с небольшим отрывом идет китайский Yutong : 303 продажи и рост вдвое по сравнению с 2020 годом. Замыкает пятерку лидеров Iveco Bus — Heuliez Bus, которым удалось продать 274 единицы транспорта (+142 %).
Новые игроки захватывают этот сегмент рынка. Если в 2020 лидерство делили BYD, Solaris и Volvo Buses, то в прошлом году первым двум концернам пришлось потесниться, разделив долю рынка с Mercedes, Yutong и Iveco. Volvo тем временем сильно сдал позиции.
Компании, не попавшие в ТОП рейтинга 2021, тем не менее резко увеличили свою производительность. Например, Irizar e-mobility удалось вырасти на 700 %. Поставки завода увеличились с 25 до 201 штуки. MAN подрос на 400 % (134 поставки).
Электричество, топливо или газ?
Автобус на водороде Wrightbus
Судя по статистике Chatrou CME Solutions, в 2021 г. среди новых городских автобусов более 60 % имеют альтернативный привод. И это не только чистые «электрички». Прошедший год отмечен ростом водоробусов (автобусы на водородном топливе). Из 158 регистраций Wrightbus 71 единица принадлежит бренду Wrightbus. На втором месте бессменный участник рейтингов Solaris с 37 машинами.
Мягкие гибриды на обычном топливе показали небольшой рост по сравнению с 2020 г. (+12 %). В Европе зафиксировано 3285 регистраций таких моделей. Одновременно несколько сократились поставки автобусов, работающих на сжатом природном газе, которые два года до этого непрерывно росли. Зарегистрировано 3088 моделей на КПГ (–2 % с 2020 года). Но из этого числа сильно возросла категория для междугородних перевозок: 864 в 2021 г. против 539 единиц в предыдущем.
Новости про электробусы в России вы можете узнать в этом материале .