Что нужно смазывать в триммере
Перейти к содержимому

Что нужно смазывать в триммере

  • автор:

Как смазывать электрический триммер: виды смазочных веществ и порядок действий

Фото 1

Правильное смазывание является залогом долгой работы электрического триммера, а порядок действий и соответствующие смазочные вещества указаны в инструкции по эксплуатации.

Однако этот документ есть не у всех. Кроме того, в нем не всегда указано, как смазать электротриммер, поэтому владельцу аппарата иногда приходится действовать на свой страх и риск.

В этой статье вы найдете информацию, которая поможет вам сохранить свой аппарат в исправности, если инструкции под руками нет или в ней не указаны какие-то важные моменты.

Смазывание электротриммера как часть обслуживания

Во время покоса травы скорость вращения вала составляет 7–10 тысяч оборотов в минуту, поэтому даже при отсутствии нагрузки, то есть работе в холостую, поверхности деталей, входящих в соприкосновение, сильно трутся друг о друга.

Это приводит к их нагреву и истиранию, что заканчивается разрушением шестеренок редуктора и подшипников скольжения, которые образуют вал и удерживающие его втулки.

Единственным способом избежать их разрушения является смазка, образование на их поверхностях скользкого защитного слоя в тысячи раз снижает вредоносное воздействие и продлевает срок службы деталей.

Фото 1

Что смазывать?

Если у вас электрокоса с нижним расположением мотора, то в ней смазывать ничего не требуется, ведь двигатель оснащен необслуживаемыми (закрытыми) подшипниками, в которой смазка заложена на весь срок службы.

В электротриммерах с верхним расположением мотора заполняйте смазкой штангу, ведь внутри нее расположены втулки, которые вместе с валом-тросиком образуют подшипники скольжения.

Если же у вас инструмент с верхним мотором и прямой штангой, то заполняйте смазкой штангу и редуктор.

Как часто это делать?

Чтобы добиться наибольшего эффекта, смазывайте все трущиеся элементы через 15–25 часов работы. Даже если вы во время очередного обслуживания электротриммера нанесете недостаточно смазки на какую-то деталь, но во время следующего обслуживания исправите это, то соответствующая трущаяся пара не получит сильных повреждений.

Кроме того, конструкция недорогих, а также некоторых дорогих моделей электрокос с прямой штангой приводит к потере редуктором масла через неэффективное уплотнение в районе установки катушки или ножа.

Чтобы исправить этот недостаток, придется устанавливать новое уплотнительное кольцо или ставить нештатный сальник с другим внутренним диаметром, но даже в этом случае редуктор нужно будет проверять каждые 20 часов, чтобы убедиться в том, что смазки хватает.

Что будет, если не смазать вовремя?

Если вы будете косить траву триммером, трущиеся детали которого не получили смазки, то произойдет следующее:

  • вал разобьет втулки, поэтому появится сильная вибрация и аппарат будет сложней держать в руках;
  • редуктор начнет греться, а поверхность шестеренок будет истираться, металлическая пыль попадает в картер, поэтому закладка новой смазки уже не даст результата, ведь она будет действовать подобно абразивной пасте, ускоряя износ;
  • со временем редуктор перестанет работать и при включенном двигателе нож или катушка не будут вращаться.

Фото 2

Что использовать в качестве смазки?

Часть владельцев электротриммеров уверены, что этот вопрос является одним из важнейших, ведь неправильный выбор смазки снизит ее эффективность, что приведет к ускоренному износу трущихся поверхностей, то есть получится парадоксальная ситуация – триммер вроде смазан вовремя, но износ деталей такой же, как при ее отсутствии.

На самом деле все не так страшно, ведь больших нагрузок на валу или в редукторе нет, максимальная мощность двигателя не превышает 3 кВт, а огромная скорость вращения вала (7–10 тысяч об/мин) сильно снижает крутящий момент.

Поэтому подойдет любая полужидкая литиевая смазка, вплоть до смеси «Литола» или «ШРУС» с минеральным моторным маслом минимальной вязкости в примерно равных пропорциях.

Наилучшие результаты дают продукты с добавлением молибдена, ведь он при сохранении вязкости масла повышает его противозадирные свойства. Теоретически, можно заполнять редуктор даже смесью солидола, любого минерального моторного масла и противозадирной молибденовой присадки, главное, чтобы по вязкости она была похожа на нежидкую, но и не густую сметану.

Для смазки вала лучше всего подходит «Нигрол», он же трансмиссионное масло ТЭП-15 с небольшим (5–10%) добавлением «ШРУС» и любой молибденовой присадки. «Нигрол» — очень липкое вещество, поэтому при прохождении через 2–3 втулки на валу остается еще достаточно вещества для смазки следующей втулки, тогда как остальных смазок хватает максимум на 2 втулки.

Можно использовать любые консистентные смазки, например, для редукторов болгарок или бензиновых триммеров, однако, несмотря на заметно более высокую стоимость, никаких преимуществ перед самодельными составами у них нет.

Порядок действий

Фото 3

Для смазки редуктора и вала применяют различные методики, ведь эти детали различаются по конструкции и принципу работы.

Кроме того, отличается технология смазки вала для аппаратов с разборной штангой и возможностью вытаскивать втулки.

Стоит также отметить, что при внесении смазочного вещества в редуктор порядок действий зависит от используемого инструмента, то есть универсального тубуса или пластикового шприца.

Редуктор

Перед манипуляцией открутите болт, закрывающий предназначенное для этого отверстие. Дальнейшие действия зависят от того, чем вы планируете смазывать редуктор.

Если вы используете материал в пластиковых универсальных тубусах с коническим носиком, то:

  • срежьте носик так, чтобы диаметр отверстия составлял 2–3 мм;
  • вставьте носик тубуса в это отверстие;
  • выдавливайте смазку до тех пор, пока ее излишки не вылезут из отверстия;
  • вытащите носик тубуса;
  • вкрутите закрывающий болт;
  • очистите поверхность редуктора чистой тряпкой.

Если же вы используете самодельную смесь или готовую смазку для редуктора электротриммера в другой таре, то воспользуйтесь шприцом объемом 10 см 3 . Вытащите из шприца поршень и заполните его маслом, затем применяйте так же, как универсальный тубус.

Чтобы приготовить смесь, используйте чистую, обезжиренную и просушенную сжатым воздухом емкость и такую же лопатку для перемешивания.

Не используйте емкость из-под горюче-смазочных материалов без отмывки и обезжиривания, ведь не известно, что могло попасть в содержимое раньше и как это что-то повлияет на работу редуктора.

Чтобы смазать вал, снимите его.

Для этого:

  • снимите режущий инструмент;
  • уберите защиту;
  • снимите редуктор;
  • если у вашего триммера разборная штанга, то разъедините ее;
  • выкрутите болты, соединяющие половинки корпуса электрокосы и фиксирующие штангу;
  • вытащите штангу из корпуса;
  • извлеките из штанги или обоих ее половинок вал или валы.

Более подробно процесс разборки штанги и извлечения вала описан тут (Ремонт своими руками).

Фото 4

Чтобы смазать вал, сначала очистите его от старого масла, протрите соляркой или бензином и обезжирьте. Так вы удалите с его поверхности продукты износа втулок, а значит продлите срок службы триммера.

Затем поступайте так:

  • на чистую неворсистую тряпку положите немного масла или смеси;
  • распределите ее по валу так, чтобы толщина слоя составляла примерно 0,5 мм;
  • плавно вставьте вал в штангу до упора и прокрутите несколько раз;
  • вытащите вал;
  • еще раз намажьте смесью или готовым продуктом;
  • вставьте с другой стороны до упора, затем несколько раз поверните;
  • вытащите вал;
  • еще раз нанесите смазочное вещество;
  • вставьте, как положено;
  • соберите электрокосу.

Если конструкция вашего электротриммера позволяет вытаскивать и обратно вставлять втулки, то:

  • вытащите их;
  • очистите, как описано выше;
  • обмажьте внутреннюю поверхность смесью или готовым продуктом;
  • вставьте каждую втулку на свое место;
  • нанесите смазочное вещество на вал и вставьте его с правильной стороны;
  • соберите триммер.

Нужно ли смазывать подшипники электродвигателя и редуктора?

Внутри редуктора и в двигателе находятся подшипники, поэтому у владельцев электрокос нередко возникает вопрос – нужно ли смазывать эти детали, и если нужно, то как это сделать.

Подшипники редуктора и двигателя в этой операции не нуждаются, ведь весь необходимый объем смазочного вещества заложен в них еще на заводе и рассчитан на весь срок службы.

Для защиты от грязи их закрывают пыльниками, поэтому вне зависимости от количества смазочного вещества в редукторе, подшипники до окончания ресурса работают в оптимальных условиях. После высыхания масла и появления износа их заменяют новыми.

Видео по теме статьи

Рекомендуем посмотреть видео о том, как правильно смазать редуктор триммера для травы:

Заключение

Смазка – это стандартное обслуживание для электрических триммеров, которое проводят через 15–25 часов работы.

Электрокосы нетребовательны к смазочному веществу, поэтому можно использовать как готовые, в том числе универсальные, продукты, так и самодельные смеси.

Соблюдение правильного порядка действий во время смазывания аппарата является залогом долгой службы электроприбора, а любое отклонение может привести к снижению ресурса триммера и ускорить его поломку.

Чем и как смазать редуктор бензокосы?

Ответственный подход к техническому обслуживанию – это залог долгого срока работы инструментов. Одним из требований в работе бензокос является своевременная смазка редуктора, а также чистка фильтров. Каким составом смазать редуктор, знает каждый пользователь такого агрегата. Сначала чистят в несколько этапов, затем извлекают элемент из кожуха. Его чистят с помощью бензина, сушат. Место для фильтра готовят тщательно, очищая его от пыли и старого масла. Основной сигнал для смазки редуктора бензокосы – посторонние шумы и быстрое нагревание оборудования. Это говорит о том, что необходимо как можно быстрее смазать запчасть. Периодичность смазывания указана в инструкции к бензокосе. Эксперты утверждают, что обслуживание редукторов нужно проводить каждые 15 моточасов.

Смазка нижнего и верхнего редуктора

Встречаются советы, в которых рекомендуют проводить смазку в конце сезона. Однако большинство людей считает, что лучше это делать в начале каждого сезона. Когда ремонтируем узел, а также проводим любую разборку, необходимо использовать смазочные вещества. Редуктор необходимо дополнительно смазывать, когда вставляют старый триммер.

Современные триммеры оснащены редуктором, который измеряет угол передачи механической энергии между двумя составляющими: валом и головкой. Распространенными считаются конические зубчатые передачи, они легко выдерживают большую скорость, оснащены плавным зацеплением, а также повышенным уровнем несущей способности. В корпус входит вал, зубчатое колесо, которое запрессовано на ведомый вал. Для того чтобы уменьшить трение, на опорные точки вала устанавливаются подшипники.

Смазка для бензинового триммера

Правильно подобранный уход за мотокосой дает гарантию долговечности и качественной работе оборудования. Производители стараются учитывать все нюансы и прописывают, какие материалы применять для обслуживания. Обычно конкретный вид смазки не указывается, просто даны общеизвестные стандарты, которым смазочные материалы должны соответствовать.

Смазка должна быть подобрана таким образом, чтобы учитывать температурный режим, скорость вращения, динамику нагрузки и вибрации. Главное требование заключается в том, чтобы данная смесь оставалась в зоне максимального трения.

Смазки должны иметь хорошие антикоррозионные свойства, надежно защищая узлы от ржавчины.

Исходя из вышеперечисленной информации, необходимо отметить, что производители бензокос разрабатывают универсальные дополнительные средства для своей техники. Обслуживать ее можно общепромышленными составами. Главное условие – это соответствие условиям эксплуатации, а именно, наличие в составе вещества против ржавчины и извести, а также наполнителя, который состоит из твердого смазочного материала. Смазка заливается в редуктор в специальное отверстие, узел при этом не демонтируется.

Замена производится достаточно быстро.

  1. Сначала выключаем прибор из сети. С устройств на бензине необходимо слить бензин.
  2. Если смазка меняется полностью, то обязательно промываем редуктор. Для этого заливаем сначала очиститель, затем хорошо ополаскиваем редуктор, потом сливаем. Важно очистить корпус полностью.
  3. Специальным инструментом, который входит в комплект с триммером, надо вывернуть пробку редуктора.
  4. Наносим новую смазку: в отверстие вставляем шприц с тюбиком и выдавливаем смазку (2-5 мл).
  5. Вручную проворачиваем вал, включаем косу на малые обороты без нагрузки. Это нужно для того, чтобы смазка качественно распределилась по местам, подверженным максимальному трению.

Профилактика и возможные неисправности работы редуктора

Мотокоса требует провести первую профилактику сразу же после приобретения, потому что производитель закладывает маленькое количество смазки. Если триммер выполняет небольшой объем работ, то смазывают прибор в начале и в конце сезона. Если бензокоса работает много, тогда смазываем через 30-55 часов работы.

Если смазки недостаточно, тогда ее полностью меняют. Производители стараются выпускать универсальную химию, которая подойдет для обработки различных шлангов и узлов.

К основным неисправностям можно отнести самые распространенные варианты.

Смазка вала и редуктора бензокосы, триммера

Валы бензокос (бензиновых триммеров) вращаются в подшипниках скольжения, впрессованных в штангу. Смазка, нанесенная на вал, проникает в места трения вала с подшипниками, тем самым снижая силу трения, замедляя износ деталей и увеличивая срок службы мотокосы. И как бонус: уменьшение вибрации и шума, небольшое увеличение мощности инструмента.

Извлечение и смазка верхнего вала триммера

В первую очередь извлекаем нижнюю часть штанги из соединительной муфты, а затем муфту отсоединяем от верхней части штанги (здесь речь идет о муфте, соединяющей две половины штанги).

Двигатель триммера PRORAB-8406 с верхней частью штанги

Триммер PRORAB-8406 с отсоединенной муфтой и нижней частью штанги

Теперь самое интересное: на некоторых видео, как на этом, удерживая клещами соединительную муфту вала, торчащую из верхней части штанги снизу, выбивают ее ударами по клещам из штанги вместе с подшипником качения (здесь речь идет о муфте, соединяющей верхний и нижний валы). У некоторых бензокос с разборной штангой, как на видео, муфта, соединяющая верхний и нижний валы, впрессована в подшипник качения.

С нашим триммером PRORAB-8406 и ему подобными такой номер не пройдет. У них нет подшипника качения, а соединительная муфта (втулка) является продолжением вала верхней штанги. В верхней части этого вала установлено стопорное кольцо, которое предварительно необходимо снять.

Муфта сцепления триммера PRORAB-8406

Место крепления верхней части штанги к корпусу муфты сцепления

  1. Отворачиваем центральный винт полностью. Он фиксирует верхнюю часть штанги, частично входя в просверленное в ней отверстие. Ослабляем боковые зажимающие винты и извлекаем штангу из корпуса муфты сцепления.
  2. Выдвигаем вал из верхней части штанги на себя, сколько позволяет люфт, чтобы добраться до стопорного кольца и снять его. Может понадобиться специальный съемник*. Извлекаем стопорное кольцо.

Стопорное кольцо на верхнем вале триммера PRORAB-8406

Стопорное кольцо на верхнем валу мотокосы

  1. Без стопорного кольца верхний вал легко извлекается из штанги с противоположной стороны. Смазываем** его, не забывая про шлицы во втулках (муфтах) на валу штанги и на валу сцепления.
  2. Смазанный вал устанавливаем на место в верхнюю часть штанги и фиксируем стопорным кольцом. Вставляем штангу в отверстие крышки муфты сцепления и совмещаем отверстие на штанге с резьбовым отверстием фиксирующего винта.
  3. Вкручиваем фиксирующий винт и закрепляем верхнюю часть штанги триммера боковыми винтами в крышке муфты сцепления.
  4. Очищаем соединительную муфту штанги от мусора и устанавливаем снизу на верхнюю часть штанги.

* У меня съемника нет, а для извлечения стопорного кольца использую две большие канцелярские скрепки. Предварительно их нужно распрямить, с одной стороны сделать полукольца для пальцев рук, а с другой — согнуть небольшие крючки.

Крючками захватываем отверстия в стопорном кольце и пытаемся их раздвинуть. С трудом, но получается, и кольцо страгивается с места. Если вы знаете другой способ снятия стопорного кольца без съемника, поделитесь в комментариях.

** На многих видео мастера рекомендуют использовать смазку «Шрус-4», это лучший вариант. При ее отсутствии, для смазки вала штанги бензокосы можно использовать «Литол-24», который ориентирован на температуры до +130°С. А вот солидол, обладающий худшими смазывающими свойствами и работающий при температурах до +70°С, использовать не рекомендуется.

Однако, если срочно нужно смазать вал штанги мотокосы, а подходящих материалов нет, тогда солидол или даже обычное моторное масло будет лучше, чем совсем ничего.

Извлечение и смазка нижнего вала бензокосы

Для извлечения вала из нижней части штанги первоначально снимаем редуктор катушки.

Нижний редуктор триммера PRORAB-8406

Нижний редуктор триммера PRORAB-8406

  1. Откручиваем полностью центральный фиксирующий винт. С обратной стороны нижнего зажимного винта отворачиваем гайку и выкручиваем винт полностью, чтобы отсоединить редуктор катушки от защитного кожуха.
  2. Ослабляем верхний зажимной винт и извлекаем нижнюю часть штанги из корпуса редуктора катушки. Вынимаем нижний вал из штанги со стороны редуктора.
  3. Очищаем вал от загрязнений и смазываем его смазкой «Шрус-4» или «Литол-24», не забывая очистить и смазать муфту (втулку) со шлицами в редукторе.
  4. Вал устанавливаем в штангу, а штангу в нижний редуктор бензокосы и совмещаем отверстие на штанге с отверстием под центральный винт. Вкручиваем центральный винт. Далее заворачиваем нижний винт, зажимаем нижнюю часть штанги в корпусе редуктора верхним и нижнем винтами и закручиваем гайку на обратной стороне нижнего винта.
  5. В редуктор катушки добавляем 20-30 мл смазки через отверстие, закрытое винтом, расположенным на фотографии справа.

Смазка нижнего редуктора мотокосы

Редуктор катушки рекомендуется смазывать через каждые 10 часов работы. Лучшая смазка для него, как и для вала мотокосы, «Шрус-4» или «Литол-24», предназначенные для работы при высоких температурах.

Для добавления смазки в нижний редуктор бензокосы используем одноразовый медицинский шприц емкостью 5 или 10 мл без иглы:

  1. Извлекаем из шприца поршень и отсоединяем иглу, если она была присоединена.
  2. Добавляем в шприц со стороны поршня необходимое количество густой смазки «Шрус-4» или «Литол-24».
  3. Вставляем в шприц поршень и смещаем смазку к выходному отверстию (выгоняем воздух).
  4. Наконечник шприца без иглы вставляем в отверстие для смазки и выдавливаем смазку в редуктор.

В моем руководстве пользователя триммера бензинового PRORAB 8402Р, 8403Р, 8405Р, 8406Р написано, что в качестве смазки для редуктора допускается использование моторного масла для двухтактных двигателей в количестве 20-30 мл. Но это не лучший вариант, так как редуктор не имеет уплотнительных сальников и моторное масло вытекает быстрее, чем густые смазки.

Иногда рекомендуют смазывать редуктор катушки, отсоединив его от штанги, и добавляя смазку до тех пор, пока она не начнет выдавливаться из редуктора через муфту. Хороший вариант, если редуктор снимать не специально, а, например, во время смазки вала бензокосы.

Когда я отсоединил нижний редуктор у нового триммера «Хопер ВС-350 4Т», чтобы снять заусенцы у штанги и смазать вал перед началом эксплуатации, обратил внимание, что муфта была залита выдавившейся из редуктора густой смазкой. Это говорит нам о том, что смазки для редуктора много не бывает и можно не ограничиваться рекомендуемыми 20-30 мл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *