Циклический и буферный режимы работы АКБ
Буферный режим (плавающий, поддерживающий, standby, float use) — такой режим работы аккумуляторных батарей является самым «мягким», батарея находится на постоянной подзарядке и очень редко получает глубокий разряд.
В таком режиме аккумулятор прослужит вам максимально долго и при этом в любой момент времени будет заряжен и в полной боеготовности.
Самое распространенное применение такого режима используется в Источниках Бесперебойного Питания: если питание по сети исправно — аккумулятор постоянно поддерживает заряд, а при перебоях в сети и в моменты полного пропадания сети — аккумулятор начинает отдавать накопленную энергию.
-
Сфера применения при буферном режиме:
- источники бесперебойного питания (ИБП)
- системы аварийного освещения
- лифты
- пожарные и охранные системы
- контрольно-кассовые аппараты
Циклический режим (cycle use) работы АКБ уже более «жёсткий». В этом режиме её полностью разряжают, потом ставят на зарядку и после заряда снова отправляют в бой.
С каждым таким циклом «заряд-разряд» свойства батареи постепенно деградируют и общий срок службы в таком режиме эксплуатации будет сильно зависеть от глубины разряда аккумулятора. Большинство свинцово-кислотных аккумуляторов AGM-типа имеют циклический ресурс порядка 200 циклов 100% разряда, но если глубина разряда составляет только 30%, то ресурс увеличивается до 1000-1200 циклов.
Есть специальные серии AGM-аккумуляторов, структура которых оптимизирована для циклических нагрузок, и ресурс которых увеличен до 350-400 циклов 100% разряда и 1600-1800 циклов 30% разряда, например CSB EVH/EVX или KIPER EVH
Как правильно заряжать свинцово-кислотный аккумулятор
Данная заметка посвящена вопросу заряда аккумуляторов. И правильному подбору зарядного устройства для стационарных необслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторов.
Сразу должно оговориться, что есть соответствующие ГОСТы, такие, как МЭК 60896, ГОСТ 26881-86, которыми руководствуются специалисты на предприятиях в телекоммуникационных, инженерных компаниях и где все подробно описано: как проводить заряд, какие правила эксплуатации и плановой замены аккумуляторов.
Я же расскажу самые основы для частных покупателей аккумуляторных батарей как правильно их заряжать.
1. Определение режима использования аккумуляторной батареи
Параметры заряда определяются режимом использования аккумуляторной батареи. Вы, наверное, замечали, что в документации на аккумулятор и на самом корпусе аккумулятора всегда указываются константы для двух разных режимов работы.
Буферный режим
Буферный режим (STANDBY USE) – аккумулятор находится в режиме постоянного подзаряда в составе оборудования. Примеры систем с буферным режимом работы АКБ:
- источники бесперебойного питания (ИБП)
- пожарные и охранные системы
- системы аварийного освещения
- лифты
В такое оборудование уже встроена система автоматического подзаряда с оптимально настроенными параметрами. Обычно, ток заряда составляет
10 % от емкости аккумулятора. Например, для аккумулятора ETALON FORS 1207 (12 В 7 Ач) оптимальный ток заряда 0,7 А. Аккумулятор при таком режиме никогда не доводится до состояния глубокого разряда и прослужит максимально долго — при разряде аккумулятора до разумного низкого уровня, устройство отключиться и завершит аварийное питание нагрузки. АКБ ETALON FORS 1207 в таком режиме будет работать до 5 лет.
Циклический режим
Второй режим — циклический (CYCLE USE), наиболее стрессовый для аккумуляторной батареи. Это режим работы аккумуляторов в электромобилях, электролодках, электропогрузчиках и т.д. В этом режиме аккумуляторы используются и в детских электромобилях, электромотоциклах, квадроциклах, самокатах и т.д. При работе в циклическом режиме аккумулятор разряжается, потом ставится на заряд и снова разряжается. Срок службы в таком случае будет определяться не рекомендованным сроком использования, а допустимым количеством циклов заряда-разряда аккумулятора.
Свинцово-кислотные AGM аккумуляторы ETALON FORS имеют циклический ресурс до 250 циклов при разряде 100 %, и до 1200 циклов при разряде 30 %.
Именно в этом режиме актуален вопрос своевременного заряда и правильного хранения.
2. Выбор зарядного устройства для АКБ
Существует много правил и методов заряда аккумулятора, те же ГОСТы в помощь, в том числе одноступенчатые постоянным током, двухступенчатые (сначала постоянное напряжение и затем постоянный ток), комбинированные, с дозарядом и т.д. Но если вы не увлеченный инженер и речь идет о циклическом режиме использования АКБ, лучше всего заряжать аккумуляторы современными зарядными устройствами для AGM аккумуляторов, со встроенным «умным» процессором. Такие ЗУ способны самомтоятельно подбирать опримальные токи заряда и контролируют процесс заряда.
Зарядное устройство подбираем по следующим параметрам:
- подходит для стационарных аккумуляторов
- диапазон заряжаемых емкостей соответствует емкости аккумулятора (оптимальный зарядный ток 10–20 % от емкости аккумулятора. Технический максимум 30 % емкости, но не больше)
- соответствует напряжению аккумулятора (12 В или 6 В)
- наличие в комплекте поставки коннекторов для подключения к АКБ
- наличие встроенных индикаторов состояния заряда
- наличие защиты от короткого замыкания, переполюсовки, перезаряда аккумулятора
- наличие инструкции на русском языке
Примечание 1000 ВА: Подробно мы рассматривали зарядные устройства в нашей статье Как мы выбирали зарядное устройство для продаж через интернет-магазин.
3. Проверка параметров зарядного устройства
Общее правило – ток заряда и напряжение должны соответствовать указанным на корпусе аккумулятора и в техническом описании конкретной модели.
Интервал напряжений заряда в циклическом режиме всегда приводится на лицевой стороне АКБ. Для приведенного на иллюстрации аккумулятора, оно составляет 14,5–15 В. В аккумуляторах 6 В интервал напряжений этого производителя будет 7,25–7,5 В.
При выборе зарядного устройства обязательно обращайте на это внимание!
4. Периодичность заряда АКБ
Когда может возникнуть необходимость в заряде аккумулятора?
1) Перед началом использования. Введение аккумуляторов в работу должно производиться при достижении ими номинальной емкости. Приборов для определения заряда аккумулятора много, в том числе они встроены в зарядные устройства. Если аккумулятор перед началом использования разряжен, его нужно подзарядить.
Важно! Чтобы аккумулятор служил долго, его не рекомендуется разряжать более чем на 80 % номинальной емкости. Глубокий разряд, ниже 1,6 В на элемент, приводит к сульфатации и деградации пластин. Рекомендую не допускать в разряженных 12-вольтных аккумуляторах напряжения ниже 10,5 В.
2) После использования и перед хранением разряженный аккумулятор также нужно зарядить. Нельзя оставлять разряженный аккумулятор надолго, он должен храниться полностью заряженным.
3) Регулярно производить полный заряд аккумулятора в течение срока хранения, не реже 1 раза в 6 месяцев. Не забываем о естественном саморазряде 3 % в месяц! При низких или слишком высоких температурах хранения аккумулятор «садится» еще быстрее. При этом крайне желательно, чтобы за весь период хранения проводилось не более двух таких обслуживающих подзарядов.
5. Не забывайте про температурные условия заряда аккумулятора
- Параметры напряжения в технических условиях указаны для температуры в 20–25 °C.
Если заряжать аккумулятор приходится при другой температуры, то желательно вводить поправку в зарядное напряжение: учет термокомпенсации напряжения повышает срок службы аккумулятора. В бытовых условиях учесть это правило трудно, поэтому, при вожножности, заряд АКБ переносится в помещение с комнатной температурой.
- Не заряжайте принесенные с мороза аккумуляторы, дайте им отогреться в помещении несколько часов. Также нельзя заряжать и слишком нагретые АКБ.
- Практически бесполезно заряжать сильно разряженный аккумулятор — меньше 5 В для 12-тивольтового аккумулятора. При напряжении в 7 В аккуулятор иногда удается «вытянуть», но, в таком случае, не стоит рассчитывать на гарантированное восстановление емкости аккумулятора. Для 6-тивольтовых аккумуляторов приведенные значения, соответственно, делим на два.
Сколько времени нужно заряжать аккумулятор
Время заряда зависит от степени разряженности аккумулятора, напряжения и тока заряда.
Если погрузиться в теорию и расписать, какие параметры нужно учесть, чтобы правильно определить время заряда, то получится вполне качественная диссертация. Которая еще и вызовет ожесточенные споры среди профессионалов.
Поэтому, как было рекомендовано выше, выбирайте зарядное устройство по следующим правилам:
- Напряжение зарядного устройства должно попадать в интервал напряжения циклического режима, приведенного на лицевой стороне аккумулятора.
- Ток заряда ЗУ должен попадать в интервал от 10 до 20 % от емкости аккумулятора.
- Зарядное устройство должно быть автоматическим.
и можете считать, что вне зависимости от разряженности аккумулятора, за ночь он зарядится полностью. При этом, если аккумулятор разряжен не полностью, то автоматическое зарядное устройство дозарядит его и перейдет в режим компенсации саморазряда без вреда для аккумулятора.
Зарядка аккумулятора
Что это значит standby use и cycle use? И как заряжать? Аккумулятор от ИБП. Но нет ИБП.
А какой ток заряда? Написано «Стартовый ток заряда меньше 2.1 А»
Так, есть блок питания. Какой ток мне ставить, и какой напряжение?
Standby use это режим при котором аккумулятор заряжен только на 60-70%, используется только в бесперебойниках, в таком режиме аккумулятор служит 5 лет. Напряжение зарядки 13.6-13.8v, что полностью исключает кипение батареи.
Cycle use — полный цикл, зарядка с напряжением до 15 вольт при которой аккумулятор заряжается на максимум и может выдать полную мощность и емкость, конечно и срок жизни при таком использовании сокращается заметно.